Методические рекомендации по практическим работам
методическая разработка

Фришина Наталья Александровна

Представлены методическиен рекомендации по практическим работам ОП.01 Теория и методика социальной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.01_pr.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению практических/лабораторных  работ для обучающихся

 

по учебной дисциплине  

ОП.01 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования

– программе подготовки специалистов среднего звена

 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

1. Требования к оформлению и порядок выполнения практических работ

7

2. Перечень практических работ

8

3. Содержание практических работ

9

4. Контроль и оценка выполнения заданий

18

Список рекомендуемой литературы

18

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящих методических рекомендациях  представлены методические материалы по выполнению практических и лабораторных работ обучающихся.

Методические рекомендации составлены для обучающихся специальности 39.02.01 Социальная работа для выполнения практических работ на основании:

– Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 39.02.01 Социальная работа;

– программы учебной дисциплины ОП.01 Теория и методика социальной работы;

– контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.01 Теория и методика социальной работы

Настоящие методические указания содержит в себе задания для выполнения практических работ, материалы для контроля знаний.

Своевременное и качественное выполнение практических заданий является необходимым условием итоговой аттестации по дисциплине.

Выполнение практических заданий способствует овладению обучающимися общих (ОК)  и профессиональных(ПК)  компетенций:

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь и знать:

Код

ПК1, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1.

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; применять методы диагностики личности, позволяющие актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию технологий самопомощи и взаимопомощи; организовывать первичный прием граждан, обратившихся в организацию социального обслуживания; обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, нуждающимися в социальном обслуживании и их социальным окружением; проводить индивидуальный опрос граждан и анализ комплекса необходимых документов с целью выявления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; вести документацию, необходимую для предоставления социальных услуг и социального сопровождения, в соответствии с требованиями к отчетности в бумажном и электронном виде.

основные направления государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях применительно к различным категориям граждан; правовое регулирование признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и определение индивидуальных потребностей граждан в социальных услугах;  правовое регулирование деятельности организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление социальных услуг; методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; типология проблем граждан, признанных нуждающимися; основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи; психологические и социально-педагогические основы социальной работы; виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения.

ПК 1.2.

использовать технологии и методы социальной работы с лицами пожилого возраста, инвалидами, различными категориями семей и детей (в том числе детей-инвалидов), лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении и условий их применения; планировать состав действий, анализировать задачи и/или проблемы и выделять её составные части, определять этапы решения задачи; осуществлять эффективный поиск информации, необходимой для решения задачи и/или проблемы; выявлять и необходимые ресурсы для выполнения поставленных задач; учитывать изменяющиеся условия жизнедеятельности граждан с целью внесения предложений о корректировке индивидуальной программы предоставления социальных услуг; конкретизировать цели, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг на основе проведенной диагностики, а также прогнозировать результаты предоставления социальных услуг.

нормативно-правовые основы социального обслуживания и предоставления государственной социально помощи гражданам, признанным нуждающимися; основные формы и виды социального обслуживания; порядок и условия предоставления социальных услуг; типология проблем граждан, признанных нуждающимися; содержание и сущность технологий социальной работы с различными категориями лиц, особенности технологий социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами, различными категориями семей и детей, лицами, находящимися в ТЖС; особенности социальной работы с различными гражданами – получателями социальных услуг и группами населения; система поставщиков социальных услуг, цели, задачи и функции поставщиков социальных услуг; основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе; экономические основы социальной работы.

ПК 1.3.

использовать оптимальное сочетание различных технологий социальной работы в процессе предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг; мобилизовать собственные ресурсы граждан и ресурсы их социального окружения для преодоления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан; конкретизировать указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг цели оказания социальных услуг гражданам – получателям социальных услуг на основе проведенной диагностики и с учетом их жизненных планов; прогнозировать результаты оказания социальных услуг.

теоретические основы социальной работы; технологии и методы социальной работы с лицами пожилого возраста, инвалидами, различными категориями семей и детей (в том числе детей-инвалидов), с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении и условий их применения; система организаций социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции; инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества; основы возрастной и специальной психологии; особенности взаимодействия и коммуникаций с различными группами граждан; правовые и экономические основы социальной работы; основы этики в социальной работе.

ПК 1.4.

обеспечивать содействие в предоставлении медицинской, психологической, социальной помощи гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, не относящемся к социальным услугам; обучать членов семьи, в том числе родителей детей-инвалидов, практическим навыкам общего ухода; привлекать профильных специалистов для обучения получателей социальных услуг навыкам самообслуживания и общения; мотивировать получателей социальных услуг и их социальное окружение к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

регламент межведомственного взаимодействия; сфера профессиональной ответственности профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг; основы валеологии, социальной медицины, геронтологии; правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; этические основы социальной работы

ПК 1.5.

выявлять обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан; организовывать мероприятия различной направленности (обучающей, корректирующей, досуговой и пр.), предупреждающие появление и (или) развитие обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан; мотивировать получателей социальных услуг и их социальное окружение к ведению здорового образа жизни, самореализации и преодолению обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан; организовывать индивидуальные профилактические мероприятия с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных услуг

технология профилактики в социальной работе; основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе; основы социальной политики и нормативно-правового обеспечения профилактической работы; инфраструктура системы социального обслуживания, основы межведомственного взаимодействия; основы здорового образа жизни; основы самореализации и самоактуализации, активизации жизненной позиции граждан, обратившихся за социальным обслуживанием.

ПК 1.6.

осуществлять подготовку документов для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг; вести необходимую документацию, необходимую для предоставления социальных услуг и социального сопровождения в соответствии с требованиями к отчетности; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях.

перечень документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы; нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан; основы документоведения, требования к отчетности, порядку и сроками ее предоставления в рамках своей компетенции; регламенты ведения документации, в том числе в электронном виде.

ПК 1.7.

проводить индивидуальное консультирование и занятия в группах граждан в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе для граждан с ограниченными возможностями; обеспечивать проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности граждан; обучать граждан первичным навыкам применения персональных компьютеров, использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», онлайн-сервисов, мобильных устройств для получения социальных услуг и для обеспечения коммуникаций в социальных сетях; обучение приемам применения технических средств автоматизации платежей (в соответствии с запросом гражданина);

обучать безопасным методам использования информационно-коммуникативных средств, информировать о наиболее типичных угрозах при работе в сети и о методах противодействия им; проводить опросы граждан по результатам мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности, а также для выявления запросов на повышение цифровой грамотности.

основы использования персональных компьютеров, информационно телекоммуникационной сети «Интернет», онлайн-сервисов, мобильных устройств; основные онлайн-сервисы по оказанию электронных услуг, порталы государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, предоставляемых с использованием электронных социальных карт, электронных платежей, электронных очередей, электронной приемной; основные поисковые системы, функциональные возможности популярных сервисов поиска; правила деловой переписки и письменного этикета, делового общения и речевого этикета; требования к оформлению документации и правила оформления информационно-презентационных материалов.

ОК 01.

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02.

определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач.

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств.

ОК 03.

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

ОК 04

организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 06.

описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

Методические указания устанавливают состав, содержание и оформление работы, содержит список рекомендуемой литературы.

1.        ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Объем и сложность практической работы устанавливается преподавателем, с использованием индивидуального подхода к обучению. Перед началом работы обучающийся получает от преподавателя практическое задание, в котором указывается тема работы, цель работы, необходимые исходные данные, устанавливается объем и содержание работы.

По результатам выполнения работы обучающийся самостоятельно делает выводы.

Преподаватель контролирует ход выполняемой работы.

Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить результаты в тетради для практических работ, либо в отдельных формах. Содержание указано в описание практической работе.

При выполнении практической работы обучающийся придерживается следующего алгоритма:

1. Записать дату, тему и цель работы.

2. Ознакомиться с ЗУН, правилами и условиями выполнения практического задания.

3. Повторить теоретические задания, необходимые для рациональной работы и других практических действий.

4. Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.

5. Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.

6. Дать ответы на контрольные вопросы

Таблицы следует выполнять с помощью линейки и карандаша, заполнять разборчивым шрифтом.

Блоки в схемах заполнять печатным шрифтом

Практические работы должны удовлетворять требованиям удобочитаемости: равномерная плотность, контрастность и четкость букв, цифр, знаков и изображения по всей работе. Вписывать в текст практической работы отдельные буквы, слова, формулы, знаки допускается только чернилами, цвет которых совпадает с цветом основного текста при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного текста.

Если обучающийся не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Наименование разделов и тем дисциплины

Темы практических работ

Количество часов

Вид практических работ

Тема 1.1. Общая характеристика социальной работы как профессионального вида деятельности

Практическое занятие 1. Семинар на тему: «Российский и зарубежный опыт социальной работы».

2 часа

Выступление на семинаре

Тема 1.3. Философские

и политические основания социальной работы

Практическое занятие 2. Решение кейсов на тему: «Ценностные противоречия и этические дилеммы в социальной работе».

2 часа

Решение предложенных дилемм

Тема 1.4. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника

Практическое занятие 3. Семинар-практикум на тему: «Основные положения «Кодекса этики социального педагога и социального работника».

Практическое занятие 4. Решение ситуационных задач. Тестирование.

2 часа

Провести анализ кодекса этики социального педагога и социального работника

Тема 2.1. Методы познания в социальной работе

Практическое занятие 5. Коллоквиум на тему: «Коммуникативная техника в социальной работе как основа профессиональной деятельности»

2 часа

Выполненные задания

Тема 2.2. Медико-социальные методы социальной работы

Практическое занятие 6. «Медико-социальные и санитарно-гигиенические методы социальной работы».

2 часа

Выполненные задания

Тема 2.4. Педагогические методы в социальной работе

Практическое занятие 7. Тестирование: организация и методика проведения.

2 часа

Выполненные задания Тестирование.

Тема 3.1.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий

Практическое занятие 8. Семинар на тему: «Основные модели практики социальной работы: социолого-ориентированных, психолого-ориентированных, комплексно-ориентированных».

2 часа

Выступление на семинаре

Тема 3.4. Технология социальной адаптации

Практическое занятие 9. Тренинг «Особенности проведения социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения».

2 часа

Участие в тренинге

Тема 3.5 Технология социальной реабилитации

Практическое занятие 10. Практикум: «Средства профилактики перенапряжения; профилактика профессионального выгорания».

2 часа

Выполненные задания

Тема 3.7. Технология социального консультирования

Практическое занятие 11. Практикум по проведению социального консультирования

2 часа

Участие в деловой игре

Тема 3.8. Социальное прогнозирование, проектирование, моделирование

Практическое занятие 12. Семинар-практикум на тему: «Стандарты оформления и представления результатов, оценки качества профессиональной деятельности»

Практическое занятие 13. «Разработка социального проекта».

2 часа

2 часа

Выполненные задания

Тема 4.4. Эклектизм в социальной работе

Практическое занятие 14. Решение ситуационных задач

Практическое занятие 15. Тестирование

2 часа

1 час

Выполненные задания

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическое занятие 2. Решение кейсов на тему: «Ценностные противоречия и этические дилеммы в социальной работе»

Задание: Решить предложенные дилеммы

Пример первый. Социальный работник является матерью-одиночкой, ей позвонили из детского сада и сказали, что у ее ребенка высокая температура. В данный момент на рабочем месте нет начальника, и она просит свою коллегу «прикрыть» её. Начальник возвращается и не обнаруживает сотрудницы на рабочем месте, в таком случае он должен принять меры, которые повлекут за собой негативные для нее последствия (выговор, лишение премии). Оставить без наказания самовольную отлучку работника начальник не может, но из жалости решает ограничиться предупреждением. «Доброжелатели» довели ситуацию до сведения вышестоящего руководства. Дилемма, стоящая перед руководством: как оценить деятельность начальника?

Пример второй. Тяжело больной клиент каждый день мучается, испытывая страшные боли и хочет добровольно уйти из жизни, он звонит своему родственнику и просит принести лекарство, которое поможет ему уйти из жизни, но социальный работник случайно подслушал разговор, как ему поступить?

Главная миссия социальной работы - помочь человеку быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми. В таких ситуациях следует руководствоваться здравым смыслом, в любом случае придется сделать выбор.

Практическое занятие 4. Решение ситуационных задач. Тестирование.

Задание 1: Решить ситуационные задачи

Задача 1

Лена М. живет в интернате, хотя ее родители живы, они лишены родительских прав по причине алкоголизма. Последний год мать Лены не пьет, работает эпизодически. Она обратилась в органы социальной защиты с просьбой разрешить дочери проживать с ней. Что должен выяснить социальный работник для принятия решения. Какими моральными нормами ему следует руководствоваться?

Задача  2.

Молодой специалист, девушка 25 лет, работала консультантом в центре социального обслуживания. Её внешний облик и поведение имел ряд особенностей: волосы окрашены в зеленый и малиновый цвет, кроме того, специалист жевала жевательную резинку и слушала музыку в плеере. После нескольких дней работы клиенты попросили назначить другого консультанта. Какие требования к специалисту были нарушены девушкой? Как должен поступить ее руководитель? Объясните свои умозаключения.

Задача 3.

 Заведующий отделом соц. защиты обращается к молодому специалисту по социальной работе: "Вы сделали ошибки в представленном недавно отчете, чему Вас учили?». Какой должна быть реакция молодого специалист на замечание?

Задача 4.

Клиентка обратилась за социальной помощью, указывая на свое бедственное экономическое положение и трудную жизненную ситуацию. При подробном опросе выяснилось, что клиентка длительно употребляет наркотики, поэтому она неискренна и недостоверно описывает свое положение. Какое качество личности социального работника позволило уловить неискренность и дополнительно проверить информацию клиентки? Как теперь должен поступить специалист? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 2. Ответить на поставленные вопросы:

  1. В чем отличие социальной работы от других служб по предоставлению услуг?
  2. Каким образом отражается главные социальный смысл профессии социального работника?
  3. Может ли оплачиваться трудовая деятельность социального работника:

Практическое занятие 5. Коллоквиум на тему: «Коммуникативная техника в социальной работе как основа профессиональной деятельности»

Задания: ответить на вопросы:

  1. Содержательные характеристики социальной коммуникации.
  2. Функции общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
  3. Коммуникативные особенности деятельности специалиста социальной работы.
  4. Пути развития коммуникативных умений

Практическое занятие 6. «Медико-социальные и санитарно-гигиенические методы социальной работы».

Цель:

Дидактическая – отработать навыки составления плана работы по поддержанию семей лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями.

Воспитательная – воспитывать интерес к междисциплинарному курсу и его значимости, воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.

Развивающая – развить умения: отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно выбирать технологию выполнения работы; работать самостоятельно и оказывать взаимопомощь одногруппникам; логически мыслить и выбирать пути решения проблемной ситуации.

Приобретаемые умения и навыки: умение составлять план работы по поддержанию семей лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями Норма времени: 6 часов.

Оснащение рабочего места: Инструкционные карты.

Литература: В.П.Галаганов «Право социального обеспечения». М.: Издательский центр «Академия», 2013 стр.399-403.

Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживании населения в РФ» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ;

Постановление Правительства МО от 30.12.2014 N 1195/51 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области»

Правила по ТБ. 1. Осторожно обращаться с колющимися предметами.

Ход работы.

Последовательность выполнения заданий.

Задание 1.

Изучить Санитарно-гигиенические требования при социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов. При помощи справочного материала составить и заполнить таблицу по основным гигиеническим требованиям.

Санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами на дому. (СанПиН 2.1.2.1002-00  Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям – записать в тетрадь для записи основных законодательных актов).

1) Гигиена жилого помещения и личная гигиена клиента.

  Жилище - источник хронических и многих тяжёлых заболеваний. Как показывает практика, естественный состав воздуха в помещении нарушен из-за насыщения его возникающими в результате деятельности человека, загрязнениями. Так, по сведениям, приведённым в специальной литературе, в воздухе наших квартир обнаружено около сотни органических и неорганических веществ различной степени токсичности. При этом внутри помещений воздух бывает загрязнён сильнее, чем на улице, в несколько раз. Бедность и грязь часто сопутствуют неудовлетворительным жилищным условиям.

Чрезвычайно трудно обеспечить соблюдение требований личной гигиены при отсутствии водопроводной воды, а отсутствие общественной системы сбора и удаления отходов ведёт к их накоплению. Даже в тех случаях, когда население в пределах тех возможностей, какими она располагает, предпринимает попытки улучшить гигиеническое состояние жилищ, положительные результаты достигаются редко. Это обусловлено, прежде всего, тем, что такие недостатки жилищ, как текущая крыша и потрескавшиеся стены, способствуют проникновению и накоплению в жилищах грязи, пыли и сажи и появлению сырости. Наличие грязи привлекает в жилище блох, клещей, вшей и клопов, которые могут быть переносчиками заболеваний. Плохие жилищные условия способствуют размножению мышей и крыс, которые также могут быть носителями и переносчиками заболеваний, и проникновению мух и комаров, что в итоге ведёт к распространению таких заболеваний, как трахома, малярия, жёлтая лихорадка и филяриатоз.

  2) Требования к содержанию жилых помещений

Не допускается:

- использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;

- хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;

- выполнение работ или совершение других действий, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;

- захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования;

- использование бытовых газовых приборов для обогрева помещений.

Необходимо:

- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно - гигиенические условия;

- обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры;

- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

С целью обеспечения соответствующих санитарно-гигиенических условий социальный работник обязан:

- поддерживать условия проживания с учётом состояния здоровья (регулярная смена нательного и постельного белья, влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную, проветривание помещения, вынос мусора, организация стирки белья, сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности));

- оказывать помощь в соблюдении личной гигиены (причёсывание, стрижка ногтей, ванны, обтирание и т.д.).

Социальный работник должен соблюдать инфекционную безопасность – уберечь себя и близких от возможных инфекционных заболеваний (использование дезинфицирующих растворов, моющих средств, перчаток, маски, специальной одежды и т.д.).

3) Покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости (СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов – записать в тетрадь для записи основных законодательных актов))

Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент. При этом целесообразно вести особую тетрадь заявок клиента, в которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Такая мера не является неэтичной по отношению к клиенту — она необходима для того, чтобы впоследствии между ним и социальным работником не возникло разногласий по поводу ассортимента и количества заказанных и приобретенных товаров (клиент может забыть, что поручил приобрести, а свою забывчивость приписать невнимательности социального работника). Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них примерную стоимость всех покупок.

Задание 2. Ознакомиться с правилами оформления графика работы социального работника. Составить по предлагаемому образцу свой график работы при условии, что у социального работника три подопечных и посетить каждого социальный работник должен три раза в неделю.

Обслуживание подопечных осуществляется согласно графику работы (посещений подопечных), где указаны дни посещений данного подопечного и время обслуживания (согласно перечню или расчету предоставляемых услуг).

Услуги оказываются согласно заключенному договору на предоставление (платных или бесплатных) услуг и приложению к договору (расчету оплаты или перечню предоставляемых услуг).

График работы

социального работника ____________________________________

(Ф.И.О.)

п/п

Ф.И.О.

обслуживаемых

Дни недели и время посещений

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1.

Комарова Н.П.

8.00-9.00

8.00-9.30

8.00-9.00

2.

Пейдан А.А.

9.30-10.30

10.00-11.30

9.30-10.30

3.

Савченко Т.И.

8.00-9.00

8.00-10.00

Задание 3. При помощи сети Интернет (http://docs.cntd.ru/document/1200068701) найти Стандарт ГОСТ Р 53060-2008. Выписать его название, разделы. Из п.4 выписать состав и характеристику документации учреждений социального обслуживания.

Задание 4. Решите ситуационную задачу:

В Центр социального обслуживания населения г. Южно-Сахалинска обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.

а) определите проблему клиента.

б) нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем.

в) в какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения?

г) какие для этого необходимы документы?

Методические рекомендации.

В первом задании необходимо используя данный материал составить таблицу.

Во втором задании необходимо составить график работы социального работника.

В третьем задании необходимо при помощи сети Интернет найти и изучить ГОСТ Р 53060-2008.

В четвертом задании необходимо решить ситуационную задачу.

Контрольные вопросы. Метод: вопрос-ответ

  1. Назовите основные Санитарно-гигиенические требования при социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов.
  2. Назовите основные документы учреждения социального обслуживания.

Практическое занятие 7. Тестирование: организация и методика проведения.

Задание: Выполнить тестовые задания

1. Предмет социальной педагогики — это:
а) социальное воспитание в контексте социализации +
б) воспитательные возможности социальных институтов
в) воспитательные возможности социальных институтов

2. Воспитательное значение творческой игры состоит в том, что:
а) результаты деятельности ребенка подкреплены эмоционально
б) в ролевом поведении выражается определенный нравственный идеал +
в) совместное планирование приучает к порядку

3. Совокупность содержания, форм, методов, средств и контроля социально-педагогической деятельности называется … социально-педагогической деятельности:
а) технологией
б) политикой
в) методикой +

4. Виктимизация — это:
а) процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации +
б) процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности
в) утверждение в обществе определенных ценностей и норм, воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления

5. Участвуя в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, социальный педагог реализует функцию:
а) коррекционно-реабилитационную
б) диагностическую
в) прогностическую +

6. Не возникает необходимости в социальном педагоге в том случае, если:
а) ребенок находится в образовательном учреждении для одаренных детей
б) процесс социализации протекает успешно +
в) процесс социализации отсутствует

7. Как считал З.Фрейд и другие представители биологического направления в исследовании проблем личности и ее социального развития, человек — это:
а) мыслящее растение
б) сознательный элемент природы
в) иррациональное животное +

8. Положительная оценка поступков и действий отдельного человека или коллектива — это:
а) поощрение +
б) упражнение
в) коррекция

9. Когнитивные (познавательные) ориентации — это:
а) ориентации, связанные с эмоциональным отношением к политике и основанные на социально-психологических особенностях общества
б) представления индивидов или групп людей о том, что должно, желательно, приемлемо, хорошо или плохо
в) ориентации, носящие рассудочный характер, опирающиеся на объективное знание о том, что является правильным или неправильным в политической жизни +

10. Процесс и итог отождествления индивидом себя с социальной группой или этнонациональной общностью, помогающей ему эффективно усваивать и преобразовывать общественные нормы и ценности, принимать социально-политические роли:
а) инновация
б) идентификация +
в) идеализация

11. Определите тип семьи: семья с одним родителем, результат развода, отсутствия или смерти одного из родителей:
а) неполная +
б) нуклеарная
в) семья в повторном браке

12. Назовите слово, обозначающее одну из категорий педагогической теории. В переводе с греческого языка оно обозначает «путь», «способ»:
а) средство
б) метод +
в) технология

13. Что социальный педагог не должен делать в своей деятельности:
а) поучать +
б) помогать
в) уважать

14. Юридический акт, закрепляющий между индивидами такие же права и обязанности, которые существуют между родителями и детьми:
а) попечительство
б) семейная терапия
в) усыновление +

15. Форма воссоздания предметного и социального содержания определенной деятельности:
а) деловая игра +
б) аутотренинг
в) моделирование

16. Любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность, — это:
а) прогул
б) недуг +
в) сбой

17. Сущность «обобщенного другого», как его представляет американский социолог и психолог Дж.Мур, — это то, что индивид:
а) сознательно выбирает референтную группу и осуществляет отбор образцов, оказывающих на него влияние
б) внимательно следит за другими индивидами, анализирует их поведение и делает соответствующие выводы
в) в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как бы со стороны +

18. По количеству детей семьи подразделяются на:
а) зрелые
б) многодетные +
в) бедные

19. По количеству детей семьи подразделяются на:
а) богатые
б) молодые
в) малодетные +

20. Отклонения от нормы могут быть:
а) позитивными
б) только негативными +
в) негативными

21. Отклонения от нормы могут быть:
а) позитивными +
б) только негативными
в) нейтральными

22. Отклонения от нормы могут быть:
а) нейтральными
б) негативными +
в) только позитивными

23. Активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления, – это … адаптация:
а) психологическая
б) культурная
в) социальная +

24. Под адаптацией понимается способность человека:
а) противостоять социальной среде
б) активно взаимодействовать с социальной средой +
в) не замечать влияние социальной среды

25. К тормозящим приемам относится:
а) поощрение
б) наказание
в) приказание +

26. Заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам — это:
а) наркомания
б) алкоголизм +
в) токсикомания

27. Фактор, обусловливающий девиантное поведение, проявляется в дефектах школьного, семейного воспитания:
а) психолого-педагогический +
б) только психологический
в) только педагогический

28. В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает:
а) Петровский
б) Сластенин
в) Мудрик +

РЕКЛАМА

29. Совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они», называется:
а) субкультурой +
б) обществом
в) семьей

30. Своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры:
а) сленг
б) жаргон +
в) говор

Практическое занятие 10. Практикум: «Средства профилактики перенапряжения; профилактика профессионального выгорания».

Задание:

  1. Создать буклет по теме «Профилактика профессионального выгорания специалиста по социальной работе»
  2. Дать рекомендации по использованию средств профилактики перенапряжения на рабочем месте.

Практическое занятие 11. Практикум по проведению социального консультирования

Деловая игра «Встреча с клиентом».

Предворительная работа: Каждому студенту приготовить свой вариант обращения клиента к социальному работнику. По выбранному варианту разработать план возможного решения проблемы.

На занятии, в ходе игры, каждому дается возможность озвучить свой вариант проблемы. Студенты выбирают любую из ролей для предстоящей игры: модератор, клиент, социальный работник, консультант, эксперт, «вечно недовольный обыватель», и т. д.

Модератором обычно становится студент, представляющий свою версию ситуации, каждая ситуация должна быть решена, в конце игры вся группа обсуждает наиболее сложные ситуации, дается оценка действия каждого из игроков, вырабатываются рекомендации для дальнейших игровых занятий.

Практическое занятие 12. Семинар-практикум на тему: «Стандарты оформления и представления результатов, оценки качества профессиональной деятельности»

Задания:

1) изучите Этический Кодекс социального работника Найдите Этические кодексы других профессий;

2) дайте характеристику основным ценностям социального работника;

3) какие пункты кодекса социального работника вам кажутся наиболее значимыми;

4) изучите документ, приведенный ниже, определите, какие пункты нужно дополнить. Должностная инструкция руководителей интернатных организаций (выдержан ли в нем этический кодекс?)

Практическое занятие 13. «Разработка социального проекта».

Задание: Разработать социальный проект на свободную тему

Алгоритм разработки социального проекта

  1. Сбор информации, аналитика. Создание аналитической записки проекта.
  2. Постановка и конкретизация социальной проблемы. Обоснование актуальности.
  3. Постановка целей и задач проекта.
  4. Определение концепции (сути) проекта.
  5. Написание проекта:
  • Вводная информация о проекте.
  • Содержание проекта.
  • Система управления в проекте.
  • Кадровое обеспечение проекта.
  • Материально-техническое и финансовое обеспечение.
  • Ожидаемые результаты. Показатели / критерии эффективности проекта. Определение кризисов.
  • Мониторинг в проекте.
  • Планы реализации программы: стратегический, оперативный, календарный.

Практическое занятие 14. Решение ситуационных задач

Задание: Решить ситуационные задачи

Задача № 1

14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.

1. Назовите основные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?

4. Какие специалисты должны быть задействованы?

Задача № 2 Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь – мать ребенка – умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения. У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца – ребенка.

1. Определите социальные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении?

4. Какова роль специалиста социальной работы?

Задача № 3 Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.

1. Определите социальную проблему.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида.

3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?

4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

Практическое занятие 15. Тестирование

1. Одной из инноваций в последнее время стала следующая форма подготовки кадров для социальной работы:
а) самообразование +
б) непрофессиональное образование
в) система повышения квалификации

2. Сбор, анализ и систематизация информации о качествах (способностях) человека, результатах его работы за определенный период времени:
а) кадровая ротация
б) оценка кадров +
в) стажировка кадров

3. Социальный работник должен содействовать совершенствованию таких служб:
а) основных
б) аварийных
в) социальных +

4. Обратный трансферт может быть:
а) и негативным, и позитивным +
б) только негативным
в) только позитивным

5. Различают стрессы: 1) личностные; 2) профессиональные; 3) власти; 4) ответственности; 5) групповые; 6) общественные:
а) 1,2,3,6
б) 1,5
в) 1,2,4 +

6. В странах, отличающихся социальным благополучием, «богатые» не могут иметь доходы, превышающие доходы «бедных», более чем в:
а) 3 раза
б) 10 раз +
в) 7 раз

7. Профессионализм включает как самоопределение личности, так и:
а) привыкание
б) «вливание»
в) адаптацию +

8. Деформация личности включает понятия психической усталости и такой напряженности:
а) эмоциональной +
б) физической
в) духовной

9. Определение перспективных и текущих целей при работе с кадрами, разработка необходимых мероприятий и их практическая реализация:
а) кадровая ротация
б) кадровая перестановка
в) кадровая политика +

10. Одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому:
а) социальная защита
б) социальный патронаж +
в) социальное обслуживание

11. Экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров, — это … потребления:
а) нормативы +
б) формы
в) критерии

12. В России во второй половине 90-х годов XX столетия децильный коэффициент составил:
а) 20:1
б) 22:1 +
в) 12:1

13. К задачам социальной защиты населения не относится:
а) реклама промышленной продукции для населения +
б) реализация установленных прав и гарантий
в) использование активных форм социальной поддержки

14. Предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности функция:
а) психологическая +
б) аналитическая
в) прогностическая

15. Термин «психологическое сгорание» был введен в:
а) 1974 г. +
б) 1984 г.
в) 1994 г.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

16. К реализации социально-медицинской функции социального работника не относится:
а) помощь в овладении санитарно-гигиеническими нормами
б) организация работы по рекламе лекарственных средств +
в) содействие в подготовке молодежи к семейной жизни

17. Профессия «социальный работник» введена в РФ в:
а) 1956 г.
б) 2001 г.
в) 1991 г. +

18. При постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом социальный работник (социальный педагог) выполняет роль:
а) психотерапевта
б) эксперта +
в) адвоката

19. Предусматривает пределы использования такого критерия, как установка временных границ разрешения проблемы, подход:
а) проблемно-оценочный
б) проблемно-разрешающий
в) проблемно-ориентированный +

20. Коммуникативная функция не призвана:
а) помогать восприятию и пониманию другого человека
б) формировать ответственное отношение к репродуктивному поведению +
в) организовывать обмен информацией

21. Границы ответственности социального работника устанавливаются:
а) нормативными документами +
б) совестью социального работника
в) кодексом социального работника

22. Профессиональной деформацией личности специалиста называется изменение:
а) профессиональных качеств специалиста
б) свойств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности +
в) профессиональных свойств специалиста под влиянием личностных особенностей

23. Собрание высшего духовенства Русской православной церкви, проходившее в Москве с участием Ивана Грозного и членов Боярской Думы и решившее создать богадельни, состоялось в:
а) 1451 г.
б) 1651 г.
в) 1551 г. +

24. Выступал за усиление наказания, если оно не обеспечивает исправления преступника:
а) Платон
б) Аристотель +
в) Гоббс

25. Технология социальной работы:
а) система знаний о регулировании социальных отношений
б) совокупность приемов и методов, направленных на достижение целей
в) отрасль социальной технологии +

26. Тоффлер является основоположником:
а) социально-государственной модели
б) концепции знания как цели социальной политики +
в) концепции среднего класса

27. Этап технологического процесса по организации воздействия включает в себя операцию по:
а) реализации оптимального варианта +
б) выработке программы действий
в) организации взаимодействия

28. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению называется:
а) саморегуляцией
б) самовоспитанием
в) самокритичностью +

29. Учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков:
а) социальный приют для детей и подростков +
б) специальный дом-интернат
в) территориальный центр социальной помощи семье и детям

30. Лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы:
а) работник социального учреждения
б) специалист по социальной работе +
в) социальный работник

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Оценивание практических работ проводится по пятибалльной системе и рассматривается, как один из основных показателей текущего учета знаний.

Оценку по практической работе обучающийся получает, с учетом срока выполнения работы, если:

  • расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
  • сделан анализ или вывод по результатам работы;
  • обучающийся может пояснить выполнение любого этапа работы;
  • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам обучающийся получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ, после сдачи отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.

Результаты выполнения практических работ заносятся в журнал теоретического обучения и являются основанием допуска к дифференцированному зачету.

Критерии оценивания:

Оценка

Критерии

«Отлично»

Ответы на все вопросы полные и правильные. Материал систематизирован и излагается четко. Дается оценка излагаемым фактам.  

«Хорошо»

Допущены в ответах отдельные неточности  

«Удовлетворительно»

Заметная неполнота ответа, допущенные ошибки и неточности.   Не во всех случаях объясняются изложенные факты, наблюдается – непоследовательность в изложении

«Неудовлетворительно»

Изложение носит трафаретный характер, имеются значительные нарушения последовательности изложения мыслей.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники

  1. Приступа, Е. Н.  Организация социальной работы в Российской Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 99 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09416-9. — Текст : непосредственный.
  2. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд.. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 395с. ISBN 5-86225-962-7. — Текст: непосредственный.
  3. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для среднего профессионального образования /И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 254 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471735
  4. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Б. Кононова. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 356 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477859
  5. Маргулян, Я. А. Основы социального государства: учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. А. Маргулян. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 178 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471086
  6. Милькевич О.А. Теория и методика социальной работы. Профилактика детского неблагополучия: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2019. 182 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/444479
  7. Милькевич, О. А. Теория и методика социальной работы. Профилактика детского неблагополучия: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Милькевич. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475697
  8. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 133 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472706
  9. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470056
  10. Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова [и др.]; под редакцией М. В. Воронцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 244 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477006
  11. Ромм, Т. А. Социальная работа за рубежом: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Ромм, М. В. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 197 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473682
  12. Социальная политика: учебник для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова [и др.]; под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 344 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/482737
  13. Теория и методика социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова [и др.]; под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 288 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470034
  14. Теория и методика социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Басов [и др.]; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473346
  15. Технология социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Кононова [и др.]; под редакцией Л. И. Кононовой, Е. И. Холостовой. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 503 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470035
  16. Фирсов, М. В. Теория и методика социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 447 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470039
  17. Холостова, Е. И. История социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 137 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475479
  18. Шмелева, Н. Б. Теория и методика социальной работы. Профессионально-личностное развитие социального работника: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Б. Шмелева. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 202 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456678
  19. Медведева, Г. П.  Этические основы социальной работы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. П. Медведева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 443 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03682-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/507800 (дата обращения: 10.10.2022).
  20. Теория и методика социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова [и др.] ; под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 288 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04353-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490184 (дата обращения: 10.10.2022).
  21. Теория и методика социальной работы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 213 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05184-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493260 (дата обращения: 10.10.2022).

Дополнительная литература

  1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 427с.
  2. Социальная работа: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д6 Феникс, 2013. - 480 с.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2013. - 384с.
  4. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 336с.
  5. Фирсов М.В. история социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 236с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Методические рекомендации для практических работ по программе Photoshop

Данные  методические  рекомендации предназначаются для  студентов первых  1 курсов  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину ...

Методические рекомендации к практической работе

   Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК  по специальности  СПО 101101 «Г...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...