«Применение специальных приёмов преподавания при обучении лиц с ОВЗ»
статья

Демина Анастасия Васильевна

Инклюзивное образование — это не просто внедрение определенных стандартов и технологий, а создание целостной системы поддержки и развития для всех обучающихся. Планируя проведение уроков, педагог старается создать комфортные условия для обучающихся с ОВЗ, обеспечивая им равные возможности для получения качественного образования и успешной социальной интеграции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Применение специальных приёмов преподавания при обучении лиц с ОВЗ»

Здравствуйте! Меня зовут Демина Анастасия Васильевна. Я работаю социальным педагогом в Сыктывкарском автомеханическом техникуме. Также я являюсь преподавателем в таких группах, где обучаются студенты с ОВЗ. В нашем техникуме каждый учебный год набираются 2 специальные группы обучающихся для получения профессионального образования по адаптивной программе.  Мы все знаем, что обучающиеся с ОВЗ нуждаются в бОльшем внимании социального педагога, чем обычные дети.

Дисциплина, которую я преподаю, называется «Основы интеллектуального труда». Ребята, которые к нам поступают на обучение по адаптивной программе, в основном имеют различные уровни умственной отсталости. Поэтому важно подобрать приемы, методы и формы обучения, чтобы обучающиеся восприняли и усвоили учебный материал, важно создание таких условий, которые позволяют каждому ученику с ОВЗ максимально реализовать свой потенциал. И это правило необходимо соблюдать как при преподавании дисциплин общего цикла, так и профессионального.

Часто внутренние ресурсы детей с ограниченными возможностями здоровья истощаемы. Потому им требуется больше времени на выполнение определённого задания, активное использование в арсенале учителя эмоциональных разрядок, создание ситуации успешности и т.д.

Сегодня я хочу поделиться  некоторыми особенностями построения урока для обучающихся с ОВЗ.

* Например, в ходе объяснения темы, несмотря на то, что материал выдается в такой же последовательности и в том же объеме, что и остальным обучающимся, для обучающихся с ОВЗ делаются отступления, уточняющие вопросы на понимание материала, дополнительное повторение, объяснение.

* Содержание материала стараюсь структурировать в виде схем, таблиц, образов, иллюстраций, которые обучающиеся с ОВЗ способны запомнить и в дальнейшем воспроизвести. Сложная терминология заменяется на аналоги, материал передается в сжатом виде, без отступлений-рассуждений со стороны педагога.

По возможности, материал преподносится в виде презентаций или с опорой на подготовленный для него конспект, так как из-за медленного письма студент не успевает записывать лекционный материал. Контрольные задания упрощаются или включают разноуровневые задания.

Контрольные и зачеты обучающимся с ОВЗ рекомендую проводить в основном в устной форме. Такая форма для них является более рациональной.

Методами, которые использую  при передаче новых знаний, умений и навыков являются беседа, наблюдения, работа с книгой, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа, групповая работа (если обучающийся чувствует себя комфортно в группе);

Также использую в своей работе технические средства обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков, интерактивные доски, специальные компьютерные программы и приложения и прочее, которые позволяют сделать обучение более доступным и эффективным. Адаптированные учебные материалы, например, книги с увеличенным шрифтом или текстами, преобразованными в аудиоформат, также имеют место быть на уроках.

Наиболее существенным признаком, отличающим методы и приемы обучения, применяемые для обучающихся с ОВЗ, является их коррекционноразвивающая направленность.

Она включает:

 Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

 Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

 Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;

 Руководство действиями обучающихся вплоть до совместного выполнения их с преподавателем и др.

Чаще всего в своей работе я использую метод работы с мультимедийными презентациями. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающихся.

Можно выделить четыре основные цели презентации в процессе обучения детей с ОВЗ: сообщить информацию, развлечь, научить, сформировать мотивацию.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока. Оно возможно по следующим направлениям:

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц), который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов, подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада.

4. Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

Урок с использованием современных информационных технологий способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Каков бы ни был результат обучения детей с ОВЗ, я думаю, необходимо помнить, что цели и задачи могут быть долгосрочными, достигаться путем многократного повторения и закрепления материала, но в прерогативе  должно быть сохранение здоровья таких детей.

Часто нездоровье ребенка усугубляется усталостью. Для успешной работы на уроке необходимо снимать утомление учащихся. Можно рассмотреть некоторые упражнения для снятия напряжения:

Например, предложить ребятам сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать,  сдавить изо всех сил основание ладоней, чтоб руки задрожали. Напрячь мускулы рук и груди. Втянуть живот и потянутся вверх, как будто вы, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек. и стало жарко. Напряжение спадает, а после 2- 3-х повторений, совсем проходит..

Или такое упражнение. Его лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно так же быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: «Я справлюсь! Я могу! Человек все может! Я ничего не боюсь!..». Так же люблю применять такой прием: Потянитесь макушкой к потолку, заведите прямые руки за спину, сцепите пальцы в замок, стараясь соединить лопатки. Расправьте лопатки и потянитесь еще больше к потолку, вытягивая позвоночник. Вдох – выпячивание живота как можно больше, выдох – втягивание мышц живота. Повторить 10-15 раз.

В заключение хочется отметить, что инклюзивное образование — это не просто внедрение определенных стандартов и технологий, а создание целостной системы поддержки и развития для всех обучающихся. Планируя проведение уроков, педагог старается создать комфортные условия для обучающихся с ОВЗ, обеспечивая им равные возможности для получения качественного образования и успешной социальной интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение рейтинга в преподавании дисциплины «Техническая механика»

Около десяти лет использую рейтинговую систему контроля качества знаний  при обучении студентов дисциплине "Техническая механика". Отработаны контрольные точки, оптимально продуманы задания и их ...

Некоторые методы и приёмы преподавания классического танца у детей младшего школьного возраста в ДШИ.

Методические рекомендации для преподавателей хореографических школ и школ искусств. Данная методическая работа  ставит своей целью - помочь преподавателям в изучении классического танца в мл...

Цикловая методическая комиссия, доклад на тему: «Интерактивные приёмы и методы обучения»

Выступление с докладом на Цикловой методической комиссии: «Интерактивные приёмы и методы обучения»...

«Использование платформ интернета для дистанционного обучения уч-ся ,с применением игровых приёмов.

Описание опыта учителя по использованию платформ GoogleClass, GoogleDisk, BlogSpot, GoogleSite для дистанционного обучения уч-ся 4, 7-9 классов с применением игровых приёмов на основе сайта http://www...

Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»

Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...

Методы и приёмы преподавания английского языка в школе обучающимся с ОВЗ

Эффективные приёмы и методы обучения английскому языку, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение детей с различными потребностями требует индивидуального подхода и вни...