«Методы интеллектуальной рефлексии в работе педагога-психолога»
методическая разработка

Сухаревская Мария Александровна

Материал из опыта работы. Интеллектуальная рефлексия это не только про обучение, освоение учебного материала.

Рефлексия – это процесс самоанализа и самопознания субъектом собственного поведения, деятельности, внутреннего и эмоционального психологического состояния.

 

Основной целью применения методов интеллектуальной рефлексии во работе педагога-психолога является содействие воспитанию человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности.

 

 Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия, следовательно применение данных методов вполне обосновано.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

X ФЕСТИВАЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ «У МАРИНКИНОЙ БАШНИ» 29-30 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА «ОТВЕЧАЯ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ» «Методы интеллектуальной рефлексии в работе педагога-психолога» Сухаревская Мария Александровна- педагог-психолог МБОУ "ЦО №2 имени В.Г. Короленко«, Богородский г.о . 2022 год

Слайд 2

Рефлексия – это процесс самоанализа и самопознания субъектом собственного поведения, деятельности, внутреннего и эмоционального психологического состояния. А что же такое рефлексия? Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 3

Основные методы рефлексии Выделяют ряд основных методов рефлексии: Метод личностной рефлексии. Метод интеллектуальной рефлексии. Метод актуализации. Метод интеллектуальной рефлексии в работе педагога-психолога основывается на мышлении и его развитии в процессе взаимодействия между педагогом-психологом и обучающимися, педагогами, родителями обучающихся. Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является коммуникативная деятельность, собственные практические действия (в том числе профессиональные, учебные, воспитательные), поведение в различных ситуациях, социальная активность и т.д. Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов взаимодействия по поводу ситуации, события, действия и т.д. В современной психологии: « Рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности.

Слайд 4

Формы проведения интеллектуальной рефлексии:

Слайд 5

Важ н ое у словие , у ч астие всех субъектов в процессе рефлексии , в противном случае весь механизм рефлексии оказывается мало эффективным , не достигает планируемого результата . Проведение интеллектуальной рефлексии Интеллектуальная р ефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме : у стная инт . рефлексия - обнародование собственной позиции , ее соотнесение с мнениями других людей ( диалог , дискуссия ) имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников . ( Пример : « Двухрядный круглый стол » ) . п исьменная инт . рефлексия - наиболее важная для личности , особенно развивающейся личности в стадии становления , позволяющая научиться « выражать мнение в социально-приемлемой форме , строить обоснование и доказательные суждения, делать выводы и умозаключения .

Слайд 6

Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, обращающее к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу. Бортовой журнал " - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. Различные виды дневников ("отложенная" рефлексия) : обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие (Пример: «Дневник эмоций»). Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы.

Слайд 7

« Двухрядный круглый стол »: цель - обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников .

Слайд 8

Практические приемы Письменное или устное интервью; Анкета самоанализа: - вариант 1, вариант 2- «Н аш день (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…», вариант 3 – «Сегодня я…» ; Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…; «Плюс-минус-интересно»; Мини эссе; Письменная дискуссия.

Слайд 9

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои мысли и чувства. Навыкам рефлексии надо обучать, и начинать обучение необходимо с первых дней в школе. Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии: «Без маски» «Да» «Автопортрет» «Карусель» «Комиссионный магазин» Три имени и др.

Слайд 10

Из личного опыта . Интеллектуальная рефлексия « Афишная тумба » (11-14 лет ). При необходимости пояснить детям понятие « Афишная тумба , привести пример ». На доске – рисунок афишной тумбы и надпись - „ Афишная тумба “. Ниже – столько надписей , сколько Вам необходимо ( Мне было интересно ….., Я узнал ….) и так далее , в зависимости от того , что Вы хотите проанализировать . Вы просите детей написать на листах бумаги продолжение предложений и прикрепить на доску , получается " афишная тумба ". Используется как прием на любом этапе занятия , согласовав смысловую составляющую . Эффективно использовать на развивающих и адаптационных занятиях , при переходе от одного этапа к другому и т.д .

Слайд 11

Интеллектуальная рефлексия – это осмысление процесса , способов и результатов мыслительной работы , практических действий , результатов , образов действий и окружающей действительности ( способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации , выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления , сознания и различных видов деятельности ).

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Основной целью применения методов интеллектуальной рефлексии во работе педагога-психолога является содействие воспитанию человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности.

 Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия, следовательно применение данных методов вполне обосновано.

Слайд 2

А что же такое рефлексия?

Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

            В современной психологии:

«Рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей ме-жду конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности.

Слайд 3

Выделяют ряд основных методов рефлексии:

  1. Метод личностной рефлексии.
  2. Метод интеллектуальной рефлексии.
  3. Метод актуализации.

Метод интеллектуальной рефлексии в работе педагога-психолога основывается на мышлении и его развитии в процессе взаимодействия между педагогом-психологом и обучающимися, педагогами, родителями обучающихся.

Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является коммуникативная деятельность, собственные практические действия (в том числе профессиональные, учебные), поведение в различных ситуациях, социальная активность и т.д.

 Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов взаимодействия.

  Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля, связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами, и проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Слайд 4

Методы интеллектуальной рефлексии в своей работе подбираю в зависимости от поставленных целей и задач, формы взаимодействия и классифицирую их по двум группам: индивидуальные и групповые.

При этом, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и педагог-психолог, также и во взаимодействии с педагогами и родителями. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

Слайд 5

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная рефлексия: 

    Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.

    Часто школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы.

    Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск") в данной статье представим описание одного из них, наиболее эффективно применяемого в рамках работы с педагогами и старшими школьниками (9-11 класс).

Письменная рефлексия: 

Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.

Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:

Слайд 6

- Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

- Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

- Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие.

 В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

- Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

     

     Кроме того, есть еще приемы, которые можно использовать.

- Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

- Различные варианты тематических портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.

Слайд 7

   Подробнее остановиться хочу на приеме, данный прием - "Двухрядный круглый стол" - имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

Двухрядный круглый стол 

     В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" формируется из участников две группы.

    Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение, стараясь его аргументировать.

    Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге (почему именно этот аргумент и т.д.), закономерностей в высказываемых позициях (причинно-следственные связи) возможных причин подобных высказываний (обращение к опыту).

   Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями (высказываются по очереди). Педагог-психолог осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения.

    После окончания работы внутреннего круга предлагается группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше.

В конце работы предлагается участникам сформулировать итоговое мнение(ия) и выводы в устной (или письменной форме), после чего педагог-психолог представляет свои замечания и комментарии.

Похоже на «Круг сообщества».


Слайд 8

Примеры использования приемов: 
1. Письменное или устное интервью

Цель: подведение итогов развивающего занятия, профилактической беседы. классного часа, тренинга и т.д. (обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы).
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне для жизни пригодиться…
2. Анкета самоанализа 
Цель: самоанализ, качественная и количественная оценка деятельности.

 Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Вариант 1. 

На занятии я взаимодействовал активно / пассивно

Своей активностью/пассивностью я доволен / не доволен

Занятие для меня показалось важным/не важным

Информация, которую я узнал, мне была интересна / не интересна или

полезена / бесполезена

Вариант 2. 
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на (уроке, занятии, в общении)…

Вариант 3.
Сегодня я: 

- научился

- было интересно

- было трудно

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Заставило задуматься…

Навело меня на размышления…

4.«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов работы. (Это упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)
Содержание: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
4. Мини эссе 
Цель: выявление самооценки детей
Содержание. Детям предлагается расшифровать оценку даваемую педагогом-психологом (письменно, устно). Оценка дана в виде значка.

Почему я получил такую оценку?

Слайд 9

   Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии. 
 Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе.

Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения, основанные на игровом тренинге:

Автопортрет.

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
Без маски.

Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
Да.

Цель упражнения: - совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
Карусель.

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.


В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
_ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
_ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Качества.

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
Комиссионный магазин.

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
На упражнение отводится 20-25 минут

Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Три имени.

Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.


Слайд 10

Интеллектуальная рефлексия - техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий, способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и различных видов деятельности.

Могу предложить Вам такой вид рефлексии - афишная тумба.

 На доске – рисунок афишной тумбы и надпись  - „афишная тумба “.

 Ниже – столько надписей, сколько Вам необходимо (Мне было интересно….., Я узнал….) и так далее, в зависимости от того, что Вы хотите проанализировать,

Вы просите детей написать на листах бумаги продолжение предложений и прикрепить на доску, получается "афишная тумба".

1) Выбери верное утверждение: 

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

7) Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

8) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом видеСоставление памяток, схем или текстов для справочников.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

  1. Синквейн - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.        �����������������������������������������������������������������������������������...

Годовой план работы педагога-психолога

Годовой план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год...

Перспективный план работы педагога - психолога на 2015- 2016 учебный год

Цель: способствование созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса....

Презентация опыта работы педагога-психолога по теме "Коммуникативная сторона общения"

Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога....

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...