Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине СГ.01 История России
учебно-методический материал

Петрова Инна Владимировна

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине СГ.01 История России для специальности 07.02.01 Архитектура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_istoriya.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

"Псковский государственный университет"

в г. Великие Луки Псковской области

Специальность (шифр), форма обучения

Архитектура

Название дисциплины

СГ.01 История России

Курс, семестр

2 курс, 3 семестр

Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов

Петрова И.В.

Методические указания

по выполнению практических работ

по дисциплине СГ.01 История России

для специальности Архитектура

Практическая работа № 1

Тема: Объединительная политика XVII в.

Цель работы: получение навыков самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применения различных методов познания.

Задание: ответьте на вопросы.

  1. Какие территории присоединились к России в 17 веке?
  2. Какие были главные задачи внешней политики России в 17 веке?
  3. Какие внешнеполитические мероприятия России в 17 веке?
  4. В чём вы видите основные причины народных выступлений в России в XVII веке?
  5. Какие войны вела Россия в 17 веке?
  6. Какие изменения произошли в XVII в.в. системе управления России?
  7. Почему начало XVII века называют смутным временем?

Практическая работа № 2

Тема: Петровские реформы и их позднейшая оценка.

Цель работы: получение навыков поиска необходимой информации, делать сравнительный анализ документов, видео- и фотоматериалов.

Задание: ответьте на вопросы.

  1. Причины и цели реформ.
  2. Создание новых органов управления.
  3. Прикрепление дворянства к государственной службе.
  4. Областная реформа.
  5. Итоги реформ.
  6. Позднейшая оценка Петровских реформ.

Практическая работа № 3

Тема: Эпоха «просвещенного абсолютизма»

Цель работы: получение навыков выделять наиболее значимое в перечне информации.

Задание: решите тестовые задания.

1. Представление о государственном и общественном устройстве России Екатерины II выразилось в:

1) «Кондициях»;

2) «Правде воли монаршей»;

3) «Наказе»;

4) Генеральном регламенте.

2. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II:

1) указ о единонаследии;

2) Табель о рангах;

3) «Манифест о вольности дворянства»;

4) «Жалованная грамота дворянству».

3. Какой мирный договор был подписан в 1774 году?

1) Ясский;

2) Кючук-Кайнаджирский;

3) Абосский;

4) Крымский.

4. В результате дарования Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»

1) служба для дворян стала обязательной;

2) были созданы земства, руководимые дворянами;

3) были учреждены ассамблеи;

4) был закреплен широкий круг привилегий дворянства.

5. Что из названного относится к достижениям внешней политики Екатерины II?

1) вхождение в состав Российской империи Финляндии;

2) вхождение в состав Российской империи Царства Польского;

3) получение Россией выхода к Чёрному морю;

4) получение Россией выхода к Балтийскому морю.

6. Современником Екатерины II был

1) Симеон Полоцкий;

2) Степан Разин;

3) Александр Радищев;

4) патриарх Никон.

7. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?

1) созыв Уложенной комиссии;

2) принятие Табели о рангах;

3) созыв первого в истории Земского собора;

4) принятие Указа о единонаследии.

8. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море?

1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг.;

2) присоединения украинских земель в 1654 г.;

3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг.;

4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.

9. Расположите в хронологической последовательности следующие явления

1) пугачевщина;

2) стрелецкие бунты;

3) «медный бунт»;

4) смута.

10. Какие события из перечисленных ниже произошли в царствование Екатерины II?

1) учреждение коллегий вместо системы приказов;

2) присоединение к России Крыма;

3) издание свода законов Российской империи;

4) подавление восстания под предводительством Е. Пугачева;

5) учреждение Вольного экономического общества;

6) победа России в Северной войне.

11. Какие три события из перечисленных ниже произошли в правление Екатерины II?

1) принятие Жалованной грамоты городам;

2) учреждение Сената и коллегий;

3) основание посессионных мануфактур;

4) созыв и роспуск Уложенной комиссии;

5) отмена местничества и уничтожение родословных книг;

6) основание Вольного экономического общества.

12. «Жалованная грамота городам» была направлена на

1) введение системы городского самоуправления;

2) создание в городах магистратов;

3) ликвидацию «белых слобод»;

4) учреждение коллегий.

13. В каком ряду указаны имена выдающихся русских полководцев, участников

Семилетней и русско-турецких войн второй половины XVIII в.?

1) А. Суворов и П. Румянцев;

2) П. Нахимов и В. Корнилов;

3) В.А. Корнилов, Ф.Ф. Ушаков;

4) А. Меншиков и Б. Шереметев.

14. Следствие политики Екатерины II в крестьянском вопросе

1) возможность для крепостных крестьян перейти на положение «вольных хлебопашцев»;

2) ограничение барщины тремя днями;

3) распространение крепостного права на Левобережную Украину;

4) повсеместный перевод крестьян на месячину.

15. Что из названного относится к целям и результатам внешней политики России в период правления Екатерины II?

1) получение прямого выхода к Балтийскому морю;

2) утверждение России на Черном море;

3) передача под российский контроль проливов Босфор и Дарданеллы;

4) вхождение в состав Российской империи Финляндии.

Практическая работа № 4

Тема: Крымская война как феномен западной экспансии.

Цель работы: получение навыков определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска.

Задание: ответьте на вопросы.

  1. Почему Россия вступила в Крымскую войну?
  2. Какие проблемы выявила Крымская война?
  3. Как Крымская война повлияла на международные отношения?
  4. В чем состоят результаты Крымской войны?
  5. Почему Крымскую войну называют водоразделом?
  6. Какие цели стояли перед Россией после Крымской войны?

Практическая работа № 5

Тема: Внутренние и внешние причины распада Российской империи.

Цель работы: получение навыков структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска.

Задание: назовите и охарактеризуйте причины распада Российской империи (письменная работа).

Практическая работа № 6

Тема: Вставай, страна огромная!

Цель работы: получение навыков вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Задание: проведение семинарского занятия по вопросам:

  1. Причины и предпосылки Второй мировой войны.
  2. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.
  3. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны.
  4. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов.
  5. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.

Практическая работа № 7

Тема: В буднях великих строек.

Цель работы: получение навыков толкования содержания основных терминов исторической и общественно-политической лексики.

Задание: проведение семинарского занятия по вопросам:

  1. Геополитические результаты Великой Отечественной.
  2. Экономика и общество СССР после Победы.
  3. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии.
  4. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии.
  5. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии.
  6. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы.

Практическая работа № 8

Тема: От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению.

Цель работы: закрепление особенностей социально-экономического и культурного развития России, и её регионов.

Задание: проведение семинарского занятия по вопросам:

  1. Идеология и действующие лица «перестройки».
  2. Россия и страны СНГ в 1990-е годы.
  3. Кризис экономики – цена реформ.
  4. Безработица и криминализация общества.
  5. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи.
  6. Олигархизация.
  7. Конфликты на Северном Кавказе.
  8. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве.

Практическая работа № 9

Тема: Возвращение ценностей в конституцию.

Цель работы: закрепление основного содержания и исторического назначения важнейших правовых и законодательных актов Российской Федерации, мирового и регионального значения.

Задание: решить тестовое задание:

1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?

а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

б) это присяга на верность государству;

в) это Основной Закон государства, определяющий его устройство, систему власти.

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

а) 22 августа 1991 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 6 октября 1994 года.

3. Какие характеристики Российского государства закреплены в ст. 1 Конституции?

а) демократическое;

б) социалистическое;

в) общенародное;

г) пролетарское;

д) федеративное;

е) союзное;

ж) правовое;

з) с монархической формой правления;

и) с республиканской формой правления.

4. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? а) парламент;

б) президент;

в) народ.

5. Что (кто) является высшей ценностью в России по Конституции?

а) промышленный потенциал;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.

6. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной):

а) объединены;

б) самостоятельны;

в) взаимозависимы.

7. По Конституции, в России допускается:

а) однопартийность;

б) двухпартийность;

в) многопартийность.

8. Какая религия является обязательной в Российской Федерации?

а) православие;

б) православие и мусульманство;

в) ни одна из религий.

9. Конституция РФ имеет верховенство:

а) только на территориях с преобладанием русского населения;

б) только в республиках;

в) на всей территории России.

10. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?

а) конституционным совещанием;

б) референдумом;

в) парламентом.

Практическая работа № 10

Тема: История антироссийской пропаганды.

Цель работы: закрепление комплекса сведений об истории России и человечества в целом, общего и особенного в мировом историческом процессе.

Задание: проведение семинарского занятия по вопросам:

  1. Ливонская война – истоки русофобской мифологии.
  2. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка.
  3. Пропаганда Наполеона Бонапарта.
  4. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.
  5. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии.
  6. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
  7. Мифологемы и центры распространения современной русофобии.

Практическая работа № 11

Тема: Современный российский ВПК и его новейшие разработки.

Цель работы: Приобретение навыков писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

Задание: подготовка докладов по темам:

1. Вооруженные Силы Российской Федерации.

2. Современное вооружение Сухопутных войск.

3. Современное вооружение Военно-Морского Флота.

4. Воздушно-Космические Силы.

Практическая работа № 12

Тема: Развитие технологий в России.

Цель работы: Приобретение навыков понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы.

Задание: подготовка докладов по темам:

  1. Создание графена.
  2. Синтез последних шести элементов таблицы Менделеева.
  3. Разработка новой технологии борьбы с новообразованиями.
  4. Разработка вакцины от COVID-19.
  5. Развитие судостроения.
  6. Цифровизация государственных услуг.
  7. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"

Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению студентами специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» практических работ по дисциплине «Информационная безопасност...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Защита информации"

Методические указания к выполнению практических заданий соответствуют государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080107 среднего профессионально...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "История"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "История"...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Физическая культура" раздел "Атлетическая гимнастика" для профессии 08.01.25 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ" (1-3 курсы)

Атлетическая гимнастика имеет оздоровительно-развивающую направленность, сочетающую силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом. ...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.02 Конституционное право России

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.02 Конституционное право России для специальности 40.02.04 Юриспруденция...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ПМ.02 Обеспечение деятельности структурных подразделений при выполнении строительных работ на объектах капитального строительства, ремонта и реконструкции зданий.

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ПМ.02 Обеспечение деятельности структурных подразделений при выполнении строительных работ на объектах капитального строительства, ...