Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине СГ.07 Великая Отечественная война: без срока давности
учебно-методическое пособие

Петрова Инна Владимировна

Методические указания п выполнению практических работ по дисциплине СГ.07 Великая Отечественная война: без срока давности для специальности 08.02.12 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_sg.07.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего образования

"Псковский государственный университет"

в г. Великие Луки Псковской области

                                                                

Специальность (шифр), форма обучения

08.02.12 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения

Название дисциплины

СГ.07 Великая Отечественная война: без срока давности

Курс, семестр

2 курс, 4 семестр

Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов

Петрова И.В.

                                                           

Методические указания

по выполнению практических работ

по дисциплине СГ.07 Великая Отечественная война:

без срока давности для специальности 08.02.12 Строительство и

эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения

Практическая работа № 1

Тема: Исследование истоков нацистской идеологии. Изучение документальных свидетельств фактов геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников.

Цель работы: Приобретение навыков исследования, изучения, анализа исторических документов.

Задание: Проанализируйте литературу и исторические источники по теме и ответьте на вопросы:

1. Как нацистами разрабатывалась и организовывалась практика геноцида советского народа, какие документы об этом свидетельствуют?

2. Какие экономические и культурные формы приобретал геноцид советского народа нацистскими оккупантами и их пособниками?

3. Кто проводил расследование нацистских преступлений на территории СССР, как были использованы эти материалы?

4. Как открытые судебные процессы в отношении иностранных военных преступников в СССР повлияли на раскрытие фактов геноцида советского народа, свой ответ обоснуйте.

5 Какие доказательства геноцида советского народа были представлены на Нюрнбергском процессе 1945-1946 годов?

Практическая работа № 2

Тема: Международно-правовая оценка преступлений нацистов и их пособников.

Цель работы: Приобретение навыков работы с документами, событиями, их сопоставление, анализ.

Задание: семинар по вопросам:

  1. Нюрнбергский трибунал.
  2. Хабаровский процесс.
  3. Токийский трибунал.
  4. Принятие Конвенции о недопустимости преступлений против человечности и их наказания.

Практическая работа № 3

Тема: Диспут «Литературные герои времени тяжелых военных испытаний для нашей Родины».

Цель работы: Приобретение навыков и формирование сущности гражданско-патриотической позиции.

Задание: на основе не менее 2-х литературных произведений о Великой Отечественной войне (В.Быков «Сотников», «Знак беды», В.Кондратьев «Сашка», К.Воробьев «Убиты под Москвой», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Закруткин «Матерь человеческая», А.Толстой «Русский характер», М.Шолохов «Судьба человека», А.Адамович «Хатынская повесть», «Каратели», С.Алексиевич «У войны не женское лицо», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.) подготовиться к диспуту с цитатами из выбранного произведения по плану:

1. Бессмертие подвига: литературная память о войне.

2. Отвага на страницах: писатели о героях 1941-1945.

3. Память огненных лет: герои Великой Отечественной в литературе

4. Правда войны: живые истории подвигов в творчестве писателей

5. Подвиг во имя жизни: литературное осмысление войны

6. Искусство жить войной: писатели о героизме народа

7. Образ советского солдата-освободителя в литературе

8. Женщины на войне: литературное изображение героизма и милосердия

9. Тема детства и войны в произведениях писателей

10.Партизанское движение в литературе: героизм в тылу врага

Практическая работа № 4

Тема: Источники о преступлениях против мирного населения в период нацистской оккупации.

Цель работы: Приобретение навыков исследовательской деятельности.

Задание: Мемориальные объекты, отражающие память о жертвах нацистского геноцида на территории Псковской области.

          Подготовка исследовательских работ по районам Псковской области, городам Псков и Великие Луки.

Практическая работа № 5

Тема: Источники о преступлениях против мирного населения в период нацистской оккупации.

Цель работы: Приобретение навыков исследовательской деятельности.

Задание: Изучение сохранившихся в семье воспоминаний, писем и фотографий, отражающих жизнь советских людей в годы оккупации (осады, блокады) нацистскими войсками, соотношение их с официальными историческими источниками. Доклады о родственниках, находившихся в окупации, участниках ВОВ, партизанского движения.

Практическая работа № 6

Тема: Идеологические и институциональные основы нацистских преступлений против человечности на оккупированных территориях РСФСР.

Цель работы: Приобретение навыков осуществления поиска и анализа необходимой информации.

Задание 1: Решите тест:

1. Кто из ниженазванных отечественных историков занимался изучением геноцида жителей

блокадного Ленинграда?

а) Б.Н. Ковалев;

б) А.В. Седунов;

в) А.Р. Дюков;

г) Ф.Л. Синицын.

2. Кто из представленных ниже исследователей опубликовал научную работу, в которой

подробно рассмотрены преступления нацистов и их пособников, совершенные у деревни Жестяная Горка Новгородской области?

а) Б.Н. Ковалев;

б) Ю.М. Львова;

в) А.Р. Дюков;

г) Е.Ф. Кринко.

3. Кто из названных историков занимался изучением вопроса об истреблении еврейского

населения на территории Псковщины в 1941–1944 гг.?

а) М.Ю. Дяденко;

б) А.Р. Дюков;

в) А.В. Седунов;

г) Е.Ф. Кринко.

4. Кто из представленных ниже исследователей опубликовал ряд научных работ, в которых

рассматривал участие прибалтийских коллаборационистов в геноциде жителей Ленинградской и Новгородской областей?

а) Ф.Л. Синицын;

б) Ю.М. Львова;

в) Б.Н. Ковалев;

г) А.Р. Дюков.

5. Что историки и архивисты относят к числу «трофейных документов» (источников) по

истории Великой Отечественной войны?

а) военные распоряжения (приказы) немецкой армии;

б) военные распоряжения (приказы) советской армии;

в) коллаборационистские периодические издания;

г) фотодокументы.

6. Какое из этих печатных периодических изданий времен Великой Отечественной войны НЕ

являлось коллаборационистским?

а) «За Родину»;

б) «За Советскую Родину»;

в) «Речь»;

г) «Кубань».

7. Какое их этих печатных периодических изданий времен Великой Отечественной войны

являлось коллаборационистским?

а) «За Советскую Родину»;

б) «Смена»;

в) «Красная звезда»;

г) «За Родину».

8. В каких архивах хранится основной массив документов и материалов о деятельности

разведывательных и контрразведывательных органов нацистской Германии в 1941–1945 гг.?

а) федеральных;

б) региональных;

в) Федеральной службы безопасности и еѐ подразделений;

г) Министерства внутренних дел и его подразделений.

9. Укажите одного из основоположников расовой теории, получившего признание в Германии в начале ХХ в.:

а) В. Марр;

б) Х.С. Чемберлен;

в) Х. Трайчке;

г) Х. Дельбрюк.

10. Псевдонаучное учение о путях улучшения наследственных свойств человека, получившее

развитие в Германии в 1933–1945 гг. называется:

а) расизм;

б) генетика;

в) селекция;

г) евгеника.

11. Как назывался план, направленный на уничтожение мирного населения СССР?

а) план «Грюн»;

б) план «Вайс»;

в) план «Барбаросса»;

г) план «Ост».

12. Исключите лишнее: Что входило в планы немецкого командования в отношении СССР?

а) полное уничтожение русского народа;

б) онемечивание населения;

в) экономическое развитие;

г) разгром государства.

13. Исключите лишнее: «Директива по руководству экономикой в подлежащих оккупации

восточных областях» (так называемая «зеленая папка» Г. Геринга) предусматривала:

а) использование подлежащих оккупации областей для обеспечения Германии нефтью;

б) развитие и увеличение промышленного производства на оккупированных территориях;

в) полное обеспечение снабжения германских войск продовольствием;

г) препятствие вывозу продовольствия в потребляющие области средней и северной России.

14. Немецкое командование угоняло население оккупированных территорий на каторгу. Какая область Северо-Запада РСФСР подверглась этому в большей мере?

а) Псковская область;

б) Орловская область;

в) Воронежская область;

г) Тульская область.

15. Что из перечисленного ниже НЕ является видом преступления против человечности:

а) убийство;

б) истребление;

в) пытка;

г) порабощение;

д) грабеж;

у) шпионаж.

16. Понятие и характеристика геноцида относится к:

а) особенной части материального международного уголовного права;

б) общей части материального международного уголовного права;

в) особенной части процессуального международного уголовного права;

г) общей части процессуального международного уголовного права.

17. В 1968 г. была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным

преступлениям и преступлениям против человечества. В соответствии с этим документом никакие сроки давности не исчисляются при совершении ряда международных преступлений, в том числе:

а) военные преступления;

б) за преступления против человечества;

в) за совершение актов геноцида;

г) за преступления против государственной власти;

д) за должностные преступления.

18. В каком районе Псковской области находился лагерь ДУЛАГ – 100?

а) Порховский;

б) Дновский;

в) Дедовичский;

г) Плюсский.

19. Какой из нижеперечисленных лагерей располагался на территории Псковского района?

а) Лазарет;

б) Шталаг-372;

в) Моглинский;

г) Усвятский.

20. Что объединяет названные деревни?

Красуха, Жестяная Горка, Ланева Гора, Хатынь.

21. Какая из деревень, сожжѐнных нацистами, находилась на территории Псковского края?

а) Хатынь;

б) Корюковка;

в) Красуха;

г) Волынь.

22. Программа, закрепляющая господство Третьего Рейха в СССР и Восточной Европе,

называлась:

а) план «Вест»;

б) блицкриг;

в) план «Ост»;

г) план «Барбаросса».

 

Задание 2: Подготовка докладов по темам:

1 Превращение правоохранительных органов Веймарской республики в карательные организации.

2 Новые карательные органы.

3 Система оккупационных администраций.

4 Приказы и директивы об уничтожении населения.

Практическая работа № 7

Тема: Преступления против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР.

Цель работы: Приобретение навыков иметь собственное мнение по историческим событиям и действиям исторических личностей.

Задание: Круглый стол: просмотр короткометражных фильмов («Путь в небо» (2012); «Победа за нами» (2014); «Туфельки» (2012); «День Победы» (2012); «Роза Шанина» (2011) и др.) и их совместное обсуждение.

Практическая работа № 8

Тема: Преступления против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР.

Цель работы: Приобретение навыков ориентации в исторических событиях, ведения диалога, используя исторические термины.

Задание: Коллоквиум «Международные конференции глав государств антигитлеровской коалиции»:

  1. Тегеранская конференция 28.11.-01.12.1943.
  2. Ялтинская (Крымская) конференция 04.-11.02.1945.
  3. Потсдамская (Берлинская) конференция 17.07.-02.08.1945.

Практическая работа № 9

Тема: Преступления против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР.

Цель работы: Приобретение навыков самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применения различных методов познания.

Задание: Лагеря на территории Псковской области (город Псков шталаг № 372, дулаг № 376, Пески (в 1,5 км от станции Псков-1), п. Кресты; город Гдов лагерь военнопленных и лагерь местного населения; город Дно (бывшие казармы артиллерийского дивизиона); село Колотушино (район аэродрома Гривочки); деревня Нинково; город Новоржев; деревня Молково; город Петсерн (Печоры); посёлок Плюсса; деревня Заполье; город Порхов; деревня Заполье (совхоз Полоное); Берёзовский лагерь (микрорайон в Порховском районе); деревня Моглино (лагерь военнопленных и лагерь местного населения); деревня Овсище; станция Торосишно; посёлок Череха; посёлок Черняковицы; посёлок Грызавино (в 3-х км от г. Остров); деревня Мясницы; станция Голебля; деревня Лудони; лагерь местного населения «Полякова мыза»; лагерь местного населения Долгорепецкого торфопредприятия; лагерь местного населения на Ваулинских гравийных разработках; лагерь Псковской льночесальной фабрики; лагерь Псковского завода «Пролетарий»; совхоз «Диктатура» (лагерь военнопленных); лагерь местного населения на Грыавинских торфоразработках; деревня Перевоз (Рубиловский сельсовет); лагерь в Невельском районе; город Великие Луки (территория летнего сада, территория военного городка, лагерь местного населения, посёлок Рибяки; город Невель (территория военного городка); город Идрица (территория военного городка); деревня Швыбры (Новый сельский совет); деревня Кунино; деревня Максимиха; станция Опухлики; город Опочка (концлагерь полиции СД); город Пустошка (ул. Октябрьская); деревня Осиновец ( в 4-х км от г. Пустошка); город Торопец (бывший монастырь); село Усвяты; город Холм; деревня Усадище; деревня Сенькина гора (Новосокольнический район); деревня Кисилевичи (Новосокольнический район); деревня Капытово (Новосокольнический район); деревня Корытово (Новосокольнический район); дереня Зеленькино (Новосокольнический район).

Практическая работа № 10

Тема: Преступления против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР.

Цель работы: Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.

Задание: Семинар «Сожженные деревни Псковщины»:

  1. Бежаницкий район
  2. Великолукский район
  3. Гдовский район
  4. Дедовичский район
  5. Дновский район
  6. Красногородский район
  7. Куньинский район
  8. Локнянский район
  9. Невельский район
  10. Новоржевский район
  11. Опочецкий район
  12. Островский район
  13. Палкинский район
  14. Плюсский район
  15. Порховский район
  16. Псковский район
  17. Пустошкинский район
  18. Пушкиногорский район
  19. Пыталовский район
  20. Себежский район
  21. Струго-Красненский район
  22. Усвятский район

Практическая работа № 11

Тема: Геноцид как международное преступление.

Цель работы: Приобретение навыков иметь собственное мнение по историческим событиям и действиям исторических личностей.

Задание: Семинар «Лица Нюрнбергского процесса».

  1. Герман Геринг,
  2. Иоахим фон Риббентроп,
  3. Рудольф Гесс,
  4. Эрнст Кальтенбруннер,
  5. Альфред Розенберг,
  6. Ганс Франк,
  7. Мартин Борман,
  8. Вильгельм Фрик,
  9. Роберт Лей,
  10. Фриц Заукель,
  11. Альберт Шпеер,
  12. Вальтер Функ,
  13. Ялмар Шахт,
  14. Франц фон Папен,
  15. Густав Георг Крупп,
  16. Константин фон Нейрат,
  17. Бальдур фон Ширах,
  18. Артур Зейсс-Инкварт,
  19. Юлиус Штрейхер,
  20. Вильгельм Кейтель,
  21. Альфред Йодль,
  22. Эрих Редер,
  23. Карл Дёниц,
  24. Ганс Фриче.

Практическая работа № 12

Тема: Геноцид как международное преступление.

Цель работы: Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.

Задание: Фальсификация истории преступлений нацистов и их пособников.

Обсуждение темы на основе изученного по дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"

Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению студентами специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» практических работ по дисциплине «Информационная безопасност...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Защита информации"

Методические указания к выполнению практических заданий соответствуют государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080107 среднего профессионально...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических работ по дисциплине «Предпринимательство в сфере сервиса» специальность 101101 «Гостиничный сервис»

Методические указания для проведения 7 (семи) практических работ для 3 курса учащихся по дисциплине "Предпринимательство в сфере сервиса" были разработаны в нашем СПб Техническом колледже два года наз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических работ по дисциплине «Организация туризма» для студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис»

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Организация туризма" для студентов 3 курса СПО специальности 101101 "Гостиничный сервис" являются дополнением к курсу лекций и те...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Физическая культура" раздел "Атлетическая гимнастика" для профессии 08.01.25 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ" (1-3 курсы)

Атлетическая гимнастика имеет оздоровительно-развивающую направленность, сочетающую силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом. ...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ПМ.02 Обеспечение деятельности структурных подразделений при выполнении строительных работ на объектах капитального строительства, ремонта и реконструкции зданий.

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ПМ.02 Обеспечение деятельности структурных подразделений при выполнении строительных работ на объектах капитального строительства, ...