Духовно - нравственное воспитание
статья на тему

В данной статье изложен материал о духовно- нравственном воспитании в семье. Эту статью могут использовать в своей работе классные руководители, кураторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малюкова М.А., преподаватель

Государственный агротехнический колледж,

С. Московское

«Воспитание духовно – нравственных ценностей в семье»

       История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями  в глубокую древность. Во все веки люди  высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Не один известный мыслитель, писатель, политик, государственный деятель не обошел эту тему своим вниманием. Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

      Что же представляет собой духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями. Суть процесса такого воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого ребенка, превращаются в нормы правила поведения. Нравственность - граница  дозволяемого  совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, окружающей его, возьмет пример с родителей. Будет нравственность, будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

      Проблема духовно – нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Ее актуальность связана  с четырьмя положениями:

Во- первых, наше общество нуждается  в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во- вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу духовной нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера.

В- третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности. Так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В- четвертых, владение духовно – нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Причиной этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Ребенок, семья и общество – это тесно связанные понятия. Ребенок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит духовное здоровье нашего общества.

   Нравственно – духовные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Все то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформирован как личность.

  Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей для него в семье- матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, любят и заботятся о нем. И в месте с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей,  сколько может сделать семья.

  Семейные традиции. Моральные принципы, педагогическое материнство родителей являются необходимыми условиями духовно – нравственного воспитания детей в семье.  Духовно – нравственное воспитание эффективно, если есть преемственность между прошлым. Настоящим и будущим.  Именно эту связь обеспечивает семья. Добрая воля и совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке.

  Среди многих ценных человеческих качеств  доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям. Активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это - все понятия нравственности. Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства. Из чего складывается духовно – нравственный мир ребенка?

  Нравственный мир человека включает в себя три уровня: мотивационно – побудительный; эмоционально – чувственный; рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть духовно –нравственного мира человека.

  Мотивационно – побудительный уровень  содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активность в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный. Именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

  Чувственно – эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, любовь, восхищение и др.) и отрицательными ( гнев, зависть, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать.

  Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

  Родительский дом в становлении чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Ребенок должен видеть, как мы на практике свои положительные чувства. Чувства – действенные помощники воспитания. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребенка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.

  Воспитывать развитие духовно – нравственных потребностей – главнейшая задача родителей, они должны осознавать важность этой задачи. Задача вполне выполнимая. Родителям надо развивать самим в себе эти духовно - нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ своего ребенка с анализа самих себя, с анализа с особенности собственной личности.

Постатейный библиографический список:

  1. Свадковский, И.Ф. Введение в педагогику. / И.Ф. Свадковский.// Москва:

издательство Академия, 2006.

  1. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики ./ К.Д. Ушинский.//

     Москва: издательство УРАО, 2003.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи

Опрос  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...