Главные вкладки

    Методическая разработка урока на тему: «Составление технологических схем приготовления полуфабрикатов из домашней птицы»
    учебно-методический материал на тему

    Джуманова Ольга Анатольевна

    Профессиональный модуль ПМ.05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы»

    Лабораторная  работа № 2

    Профессия: Повар, кондитер

    Группа № 34

    Количество часов:  3

    Тема: «Составление технологических схем приготовления полуфабрикатов из домашней птицы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx338.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение

    «Сахалинский политехнический центр № 5»

    Методическая разработка урока на тему:

    «Составление технологических схем приготовления полуфабрикатов

    из домашней птицы»

    Выполнила: преподаватель спец.дисциплин Джуманова О.А.

    Горнозаводск

          2015


    Профессиональный модуль ПМ.05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы»

    Лабораторная  работа № 2

    Профессия: Повар, кондитер

    Группа № 34

    Количество часов:  3

    Тема: «Составление технологических схем приготовления полуфабрикатов из домашней птицы»

    Цели работы:        обучающая

    Формирование, подтверждение и проверка теоретических знаний технологического процесса механической кулинарной обработки домашней птицы, способов заправки и приготовления полуфабрикатов из неё.

            развивающая

    Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости между определёнными технологическими операциями, делать выводы и обобщения; работать в группе.

            воспитывающая

    Воспитывать самостоятельность при выполнении работы и оформлении результатов; чувство товарищества; умение вести диалог и работать в группе.

    Тип урока:                   Лабораторная работа.

    Форма проведения:   Фронтальная (групповая).

    Виды контроля:              Индивидуальный, бригадный.

    Формы контроля:            Преподаватель, обучающиеся в группах.

    Литература, оснащение:        

    Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    В.В. Усов. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, учебник для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    Кулинария. Блюда из мяса; иллюстрированное учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    Комплект плакатов по механической кулинарной обработке и приготовлению полуфабрикатов из домашней птицы.

    Организационный момент:

    Оформление доски; проверка наличия у обучающихся тетрадей для лабораторных работ, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

    Актуализация опорных знаний

    Работа в группах. Каждая из групп выполняет задание, выданное преподавателем или по жеребьёвке.

    Задание № 1

    1. Почему мясо птицы усваивается организмом человека легче, чем говядина?
    2. Почему для приготовления бульона лучше использовать взрослую птицу?
    3. Почему для приготовления бульона не используют старую птицу?
    4. Почему для приготовления бульона не используют молодую птицу?
    5. В каком состоянии домашняя птица поступает на предприятия общественного питания?
    6. Как подразделяется птица по упитанности и качеству?

    Задание № 2

    1. Для каких супов можно использовать бульон от варки уток и гусей?
    2. Какие вещества обусловливают особые вкусовые качества птицы?
    3. Почему мясо дичи в отличие от мяса домашней птицы имеет специфический вкус и аромат?
    4. Почему дичь используют в основном для жаренья?
    5. В каком состоянии дичь поступает на предприятия общественного питания?
    6. Какова классификация дичи, поступающей на предприятия общественного питания?

    Задание № 3

    1. С какой целью птицу заправляют «в кармашек»?
    2. Какие существуют способы заправки птицы и дичи?
    3. Какие порционные полуфабрикаты приготовляют из филе птицы?
    4. Какие отходы от птицы используют для приготовления блюд?
    5. Какие полуфабрикаты приготовляют из котлетной массы птицы?
    6. Из каких последовательных операций состоит механическая кулинарная обработка сельскохозяйственной птицы?

    Теоретическая часть

    Из птицы приготовляют различные полуфабрикаты: целые тушки птицы (для варки и жаренья), порционные, мелкокусковые и рубленые.

    Для их приготовления нужно снять и зачистить филе. Для этого отделяют внутренний мускул (малое филе) от наружного (большое филе). Из малого филе вытягтвают сухожилие, а мякоть отбивают. У большого филе удаляют косточку – вилку, зачищают плечевую косточку от мякоти и сухожилий, укорачивают её, оставляя 3…4 см, отрубают утолщённую часть косточки. Филе смачивают в холодной воде, кладут на доску внутренней стороной вверх и срезают наружную плёнку. После этого в большом филе делают продольные надрезы и раскрывают филе.

    Панированием называют нанесение панировки на поверхность полуфабриката. Для лучшего прикрепления панировки к продукту его смачивают в специальной жидкости – льезоне, представляющем собой смесь сырых яиц с молоком или водой, с добавлением соли.

    Практическая часть

    Общее задание.                               Задание № 1

    Установите последовательность механической кулинарной обработки сельскохозяйственной птицы.

    1. Размораживают на воздухе при температуре 8…150С.
    2. Отрубают голову.
    3. Опаливают.
    4. Натирают мукой или отрубями.
    5. Отрубают ноги на 1…2 см ниже заплюсневого сустава.
    6. Делают надрез на коже шеи со стороны спинки.
    7. Кожу отгибают и шею отрубают по последний шейный позвонок.
    8. Через полученное отверстие потрошат (удаляют пищевод и трахею).
    9. Крылья отрубают по локтевой сустав.
    10. Тушку промывают.
    11. Потрошат птицу через разрез от анального отверстия до начала грудной кости (желудок, печень, сердце, лёгкое).
    12. Тушку заправляют (в «кармашек» или в одну,  или две нитки).

    ! Обсуждение результатов выполнения задания

    Задание № 2

    Работа в группах.

    1. Составить технологическую схему заправки тушки птицы:

    в «кармашек»                                 «в одну нитку»                                     «в две нитки»

    1. Какие способы заправки применяют? 

    Ответ: применяют и другой способ заправки «в кармашек»: в этом случае при обработке птицы ножки отрубают на 1…1,5 см ниже пяточного сустава под углом 300, чтобы получить заострённую кость. Кожу от шеи и крылышки заправляют так же, как и при первом способе. Затем подготовленную тушку кладут вниз спинкой, плотно прижимают ножки к тушке, концы их кладут друг на друга (крест – накрест) и вправляют внутрь разреза брюшка в направлении к хвостовому жировику так, чтобы концы заострённых косточек зацепились за мякоть.

    1. Перечислите достоинства различных способов заправки птицы

    Ответ: наиболее простой и распространённый способ; компактность при тепловой обработке; ускорение процесса тепловой обработки; удобство при нарезании на порционные полуфабрикаты.

    1. Перечислите недостатки различных способов заправки птицы

         Ответ: нельзя использовать тушки с повреждённым филе; заправка с помощью иглы ухудшает внешний вид птицы, при этом приходится делать глубокие проколы мякоти, игла покрывается жиром и скользит в руках.

    ! Обсуждение результатов выполнения задания

    Задание № 3

    Работа в группах.

    1. Составить технологическую схему приготовления следующих полуфабрикатов:

    1 группа

    Технологическая схема
    приготовления котлет натуральных


    2 группа

    Технологическая схема
    приготовления птицы по – столичному


    3 группа

    Технологическая схема
    приготовления котлет по - киевски

    1. Перечислите виды панировок.

    Ответ: мучная, красная, белая, хлебная, фигурная.

    ! Обсуждение результатов выполнения задания


    Контрольные вопросы (тесты)

    Вариант 1

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Как размораживают птицу?

    а) на воздухе;                          

    б) в воде;                      

    в) комбинированным способом.

    1. Тушки сельскохозяйственной птицы перед тепловой обработкой заправляют:

    а) в «кармашек»;                    

    б) в «мешочек»;            

    в) клювом.

    1. Какова цель заправки птицы?

    а)  придать ей компактную форму;  

    б)  ускорить процесс тепловой обработки;

    в)  удобнее нарезать на порционные куски.

                   

    Вариант 2

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Какие полуфабрикаты приготовляют из филе птицы?

    а) котлеты «по – киевски»;  

    б) шницель «по – столичному»;  

    в) котлеты «Пожарские».

    1. Из чего приготовляют котлеты «по – киевски»?

    а) из куриных ножек;                      

    б) из филе птицы;              

    в) из котлетной массы.

    1. В чём панируют шницель «по – столичному»?

    а)  в белой панировке;  

    б)  в панировке из хлеба, нарезанного соломкой;

    в)  в красной панировке.

    Вариант 3

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Как разделывают котлетную массу для котлет «Пожарских»?

    а) по 1 – 2 шт. на 1 порцию;    

    б) по 2 – 3 шт. на 1 порцию;    

    в) по 3 – 4 шт. на 1 порцию.

    1. Как готовят котлеты «Пожарские»?

    а) из куриных ножек;                      

    б) из филе птицы;              

    в) из котлетной массы.

    1. Как панируют котлеты из филе кур?

    а)  в сухарях;  

    б)  в хлебной соломке;

    в)  в белой панировке.

    Организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы

    Вывод:

      В результате выполненной работы обучающиеся проверяют и подтверждают теоретические знания технологического процесса механической кулинарной обработки домашней птицы, способов заправки и приготовления полуфабрикатов из неё.

    Выставление оценок

    Тема внеаудиторной самостоятельной работы

    Техника безопасности при работе на оборудовании для обработки птицы (составить памятку).


    Лабораторная  работа № 2

    Инструкция

    Тема: «Составление технологических схем приготовления полуфабрикатов

    из домашней птицы»

    Цели работы:        обучающая

    Формирование, подтверждение и проверка теоретических знаний технологического процесса механической кулинарной обработки домашней птицы, способов заправки и приготовления полуфабрикатов из неё.

            развивающая

    Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости между определёнными технологическими операциями, делать выводы и обобщения; работать в группе.

            воспитывающая

    Воспитывать самостоятельность при выполнении работы и оформлении результатов; чувство товарищества; умение вести диалог и работать в группе.

    Литература:        

    Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    В.В. Усов, Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, учебник для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    Кулинария. Блюда из мяса; иллюстрированное учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    Комплект плакатов по механической кулинарной обработке и приготовлению полуфабрикатов из домашней птицы.

    Ход работы

    Изучив теоретический материал, Вы должны знать ответы на следующие вопросы:

    Работа в группах. Каждая из групп выполняет задание, выданное преподавателем или по жеребьёвке.

    Задание № 1

    1. Почему мясо птицы усваивается организмом человека легче, чем говядина?
    2. Почему для приготовления бульона лучше использовать взрослую птицу?
    3. Почему для приготовления бульона не используют старую птицу?
    4. Почему для приготовления бульона не используют молодую птицу?
    5. В каком состоянии домашняя птица поступает на предприятия общественного питания?
    6. Как подразделяется птица по упитанности и качеству?

    Задание № 2

    1. Для каких супов можно использовать бульон от варки уток и гусей?
    2. Какие вещества обусловливают особые вкусовые качества птицы?
    3. Почему мясо дичи в отличие от мяса домашней птицы имеет специфический вкус и аромат?
    4. Почему дичь используют в основном для жаренья?
    5. В каком состоянии дичь поступает на предприятия общественного питания?
    6. Какова классификация дичи, поступающей на предприятия общественного питания?

    Задание № 3

    1. С какой целью птицу заправляют «в кармашек»?
    2. Какие существуют способы заправки птицы и дичи?
    3. Какие порционные полуфабрикаты приготовляют из филе птицы?
    4. Какие отходы от птицы используют для приготовления блюд?
    5. Какие полуфабрикаты приготовляют из котлетной массы птицы?
    6. Из каких последовательных операций состоит механическая кулинарная обработка сельскохозяйственной птицы?

    Практическая часть

    Задание № 1

    Общее задание.

    Установите последовательность механической кулинарной обработки сельскохозяйственной птицы.

    1. Размораживают на воздухе при температуре 8…150С.
    2. Отрубают голову.
    3. Опаливают.
    4. Натирают мукой или отрубями.
    5. Отрубают ноги на 1…2 см ниже заплюсневого сустава.
    6. Делают надрез на коже шеи со стороны спинки.
    7. Кожу отгибают и шею отрубают по последний шейный позвонок.
    8. Через полученное отверстие потрошат (удаляют пищевод и трахею).
    9. Крылья отрубают по локтевой сустав.
    10. Тушку промывают.
    11. Потрошат птицу через разрез от анального отверстия до начала грудной кости (желудок, печень, сердце, лёгкое).
    12. Тушку заправляют (в «кармашек» или в одну,  или две нитки).

    Задание № 2

    Работа в группах.

    1. Составить технологическую схему заправки тушки птицы:

    в «кармашек»                                 «в одну нитку»                                     «в две нитки»

     

    1. Какие способы заправки применяют? 
    2. Перечислите достоинства различных способов заправки птицы
    3. Перечислите недостатки различных способов заправки птицы

         

    Задание № 3

    Работа в группах.

    1. Составить технологическую схему приготовления следующих полуфабрикатов:

    1 группа

    Технологическая схема
    приготовления котлет натуральных


    2 группа

    Технологическая схема
    приготовления птицы по – столичному

    3 группа

    Технологическая схема
    приготовления котлет по - киевски

    1. Перечислите виды панировок.


    Контрольные вопросы (тесты)

    Вариант 1

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Как размораживают птицу?

    а) на воздухе;                          

    б) в воде;                      

    в) комбинированным способом.

    1. Тушки сельскохозяйственной птицы перед тепловой обработкой заправляют:

    а) в «кармашек»;                    

    б) в «мешочек»;            

    в) клювом.

    1. Какова цель заправки птицы?

    а)  придать ей компактную форму;  

    б)  ускорить процесс тепловой обработки;

    в)  удобнее нарезать на порционные куски.

                   

    Вариант 2

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Какие полуфабрикаты приготовляют из филе птицы?

    а) котлеты «по – киевски»;  

    б) шницель «по – столичному»;  

    в) котлеты «Пожарские».

    1. Из чего приготовляют котлеты «по – киевски»?

    а) из куриных ножек;                      

    б) из филе птицы;              

    в) из котлетной массы.

    1. В чём панируют шницель «по – столичному»?

    а)  в белой панировке;  

    б)  в панировке из хлеба, нарезанного соломкой;

    в)  в красной панировке.

    Вариант 3

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Как разделывают котлетную массу для котлет «Пожарских»?

    а) по 1 – 2 шт. на 1 порцию;    

    б) по 2 – 3 шт. на 1 порцию;    

    в) по 3 – 4 шт. на 1 порцию.

    1. Как готовят котлеты «Пожарские»?

    а) из куриных ножек;                      

    б) из филе птицы;              

    в) из котлетной массы.

    1. Как панируют котлеты из филе кур?

    а)  в сухарях;  

    б)  в хлебной соломке;

    в)  в белой панировке.

    Обсуждение итогов выполнения лабораторной работы

    Вывод:   В результате выполненной работы ________________________________________

    Тема внеаудиторной самостоятельной работы

    Техника безопасности при работе на технологическом оборудовании для обработки домашней птицы (составить памятку).


    Литература

    Основные источники:

    1. Анфимова Н.А.  Кулинария: учебник для начального профессионального образования (9-е изд., стер.), М.:  Издательский центр «Академия», 2013.
    2. Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для начального профессионального образования (6-е изд., стер.), М.:  Издательский центр «Академия», 2012.

    Дополнительная литература:

    1. Анфимова Н.А.  Кулинария: учебник для начального профессионального образования (4-е изд., перераб. и допол.), М.:  Издательский центр «Академия», 2010.
    2. Могильный М.Н., Шленская Т.В., Могильный А.М. Справочник работника общественного питания. – М. ДеЛи плюс, 2011.
    3. Качурина Т.А. Кулинария: учебное пособие для начального профессионального образования (2 – изд., стер.), М.: Издательский центр «Академия», 2008.
    4. Качурина Т.А. Кулинария: Рабочая тетрадь для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2005.
    5. Дубровская Н.И. Кулинария. Лабораторный практикум: учебное пособие для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2013.
    6. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Лабораторно – практические работы для поваров и кондитеров: учебное пособие для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2005.
    7. Семиряжко Т.Г., Дерюгина М.Ю. Кулинария. Контрольные материалы: учебное пособие для начального профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2010.
    8. Профессиональные журналы «Гастрономъ», «Питание и общество», «Рестораторъ» и другие.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://supercook.ru;
    2. http://x-food.ru;
    3. http://www.restoran.ru;
    4. http://www.povarenok.ru;
    5. http://www.frio.ru  и другие.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по учебной практике ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по учебной практике ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов....

    методическая разработка урока на тему «Приготовление пирожных песочных «Корзиночка с цукатами»

    Тема открытого урока «Приготовление пирожных песочных «Корзиночка с цукатами» изучается в общей теме «Приготовление пирожных» по профессии «кондитер». Основны...

    Методическая разработка урока по теме "Технология приготовления блюд из запеченной рыбы"

    Методическая разработка выполнена для проведения урока по междисциплинарному курсу 04.01 «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы» профессионального модуля ПМ.04 «Приготовление блюд из...

    Методическая разработка урока по теме Приготовление блюд из жареного мяса

    Научить обучающихся применять полученные знания при  самостоятельном выполнении учебно-производственной работы, по приготовлению блюд из  жареного мяса....

    Методическая разработка урока по теме "Приготовление блюд из овощей жареных"

    Урок  лабораторно-практического занятия по теме "Приготовление блюд из овощей жареных"....

    Методическая разработка урока по теме "Приготовление песочного теста и изделий из него"

    Методическая разработка лабораторно-практического занятия по теме "Приготовление песочного теста и изделий из него"...


     

    Комментарии

    Пак Елена Евгеньевна

    Очень интересный материал, обязательно воспользуюсь структурой при составлении плана уроков.