Презентация "Русская кухня"
презентация к уроку на тему
История развития русской кухни от начала до наших дней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Повысить познавательный интерес учащихся к истории Древней Руси. Выявить степень осознанности и глубины знаний учащихся. Расширить знания учащихся о жизни и питании древних славян; познакомить с правилами приема пищи. Воспитать уважительное отношение учащихся к истории наших предков. Воспитать интерес к знаниям кулинарии, избранной профессии.
Из истории - В 90 годы XIX века в России возникли Первая практическая школа поварского искусства, а также Школа кулинарного искусства и Школа кухонного искусства общественного охранения народного здравия в Москве, Одессе и Петербурге. Было чему поучиться. Ведь тогдашняя русская кухня свято хранила многие традиции древнерусской. Наши предки долго не знали роскоши. В XI веке они питались еще просом, гречихой и молоком; потом научились готовить яства". Начало кулинарного искусства на Руси относится примерно к XII веку.
Русская национальная кухня самобытна и интересна. История русской кухни невозможно отделить от истории нашей Родины . На протяжении своего многовекового существования она впитала и творчески переработала кулинарные традиции многих народов и поколений .
На формирование национальной кухни влияло все: политика и религия, образ жизни населения, климат. Даже войны, которые вела Россия, изменяли ее кулинарные традиции - русские воины привозили из походов новые рецепты блюд, которые пришлись им по вкусу. Пройдя тысячелетний путь развития, русская кухня пережила несколько основных периодов, каждый из которых по - своему обогатил ее.
Важную роль играли пироги – подовые из квасного теста и пряженые из пресного. Ко всяким кушаньям русские добавляли шафран, который завозили восточные купцы, а также чеснок. В России в старину очень мало употребляли соли. За исключением кушаний из ценных пород рыб, пирогов и квасов, в той русской кухне, уже преобладали западно-европейские блюда, которые, разумеется, были доступны лишь самым состоятельным людям. Историк Н. М. Карамзин в "Русской старине" писал: "Щи, разные похлебки, каши, пироги, ветчина и соленая рыба составляли богатство русской кухни".
След в истории кулинарии . Первым французским поваром, который оставил заметный след в русской кулинарии, был Антуан Карем, ученик повара Наполеона - Лагюпьера . Историки кулинарии называют А. Карема поваром-философом. В Россию Карема выписал князь Багратион, а потом он стал личным поваром Александра I. Преемниками А. Карема в России стали Жан Жебон , Пети, Тю , Гильта , Жабон и другие повара Николая I. Они и создавали господскую русскую кухню. Некоторые из них оставили талантливых русских учеников. Например, первоклассным поваром стал ученик Жана Жебона Михаил Степанов, написавший несколько поваренных книг .
В развитии русской кухни принято различать шесть этапов:
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУХНЯ Этап развития древнерусской кухни длился почти 500 лет. Кухня того времени отличалась строгими правилами и традициями, которые соблюдались в каждой семье. Самым лучшим блюдом считалось то блюдо, которое сделано по рецепту, полученному от бабушки или матери. Обычно было принято внимательно присматриваться, как готовится одно и то же блюдо у разных хозяек. Еда была простой, не очень разнообразной, но подаваемые блюда и напитки должны были быть многочисленны, особенно на праздничном столе . В основном жители деревень питались «подножным кормом» — брюква, капуста, репа.
Своеобразие древнерусской кухни определялось продуктами и способами их приготовления. В древнерусской кухни блюда разделялись на мучные, молочные, мясные, рыбные и растительные .
К кушаньям, приготовленным из муки, относился, в первую очередь, хлеб , преимущественно ржаной, который появился несколько веков назад и до сих пор остается характерным именно для русских . Роль хлеба в питании русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод. Ржаной хлеб считался полезнее пшеничного, к нему приписывались многие лечебные свойства. Пшеничный хлеб был так называемым хлебом для праздника. Хлеб подавался в особых случаях и пекся в виде калачей.
На втором месте среди мучных продуктов по праву занимали пироги . Пироги по способу приготовления были " пряжные «(постные), их жарили на масле, и " подовые«( на дрожжах), выпекаемые в печи. Пироги имели продолговатую форму и разную величину . Маленькими назывались пирожками, а большие пирогами. Подавались пироги к горячему, за исключением сладких . Каравай относился к другим видам блюд, выпекаемых из теста. Каравай представлял собой сдобный хлеб, приготовленный самыми разными способами. Еще из теста делались курник , оладьи, котлома , сырники, блины, хворосты и висели . Некоторые из этих блюд готовим и сегодня.
Кисели также относились к мучным блюдам, которые по традиции заваривали мукой и, конечно, различные каши. Молочные кушанья были представлены, прежде всего, лапшой с подливом в нее свежего или топленого молока, молочными кашами и всеми видами молочных продуктов: творогом, сметаной, кислыми сырами.
Мясо на Руси ели вареным или печеным. Вареное мясо подавалось в первых блюдах: щах , в ухе , рассолах или под взварами (соусами). Мясо запекали в печи . Принято было употреблять баранину, говядину и птицу ( кур, уток, гусей ). Готовили и мясо дичи: оленину, лосятину, зайчатину, и мясо дикой птицы: уток, гусей, лебедей, рябчиков и перепелов . На Руси всегда было изобилие рыбы, как речной, так и морской. Рыбу вялили, сушили, солили.
Особое место в питании славян занимал мед, который шел во многие блюда, ели его в натуральном виде, из него приготовляли такие знаменитые на Руси напитки, как мед, квас, сбитень, в XII веке называвшийся взваром. Приготовлялся взвар из меда, на зверобое, шафране, мяте, а позже — с использованием лаврового листа, имбиря и даже стручкового перца. Непревзойденными медоварами были монахи и монахини. Знаменитые монастырские меды в течение столетий удивляли всех без исключения иностранцев, вызывая у них восторг.
Салаты и особенно винегреты никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как заимствование с Запада. Но и их первоначально делали преимущественно с одним овощем, давая соответствующее название салату, - салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.
В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд -" хлёбова ". Распространение приобретают такие виды хлёбова , как щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи , заварихи , болтушки, саломаты и другие разновидности мучных супов. В XVII в. окончательно складываются все основные типы русских супов, при этом появляются неизвестные в средневековой Руси кальи , похмелки, солянки, рассольники.
Именно в XVI в. в русскую кухню попадают блюда из пресного теста (лапша, пельмени), такие продукты, как изюм, урюк, смоква (инжир), а также лимоны и чай, употребление которых с этих пор становится в России традиционным. Тем самым, существенно пополняется и сладкий стол.
Русская кухня давно пользуется широкой известностью во всем мире. Это проявляется как в прямом проникновении в международную ресторанную кухню наиболее знаменитых блюд русского национального меню (студня, щей, ухи, пирогов и т. д.), так и в косвенном влиянии русского кулинарного искусства на кухни других народов.
Сегодня национальная русская кухня – самая разнообразная в мире. Одних щей в ней насчитывается более 60! Каждое новое блюдо нужно осваивать: а вдруг не получится? Не зря кулинарию называют искусством: она требует и умения, и терпения .
Все течет, все изменяется, и даже еда на нашем столе зависит от того, «какое тысячелетие на дворе». Уходят в прошлое многие блюда и вызывает изумление обычное ресторанное меню. Приходится заглядывать в словари, чтобы узнать, что же означают неведомые «консоме», « тортю », «маседуан»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187120-1359028387.jpg)
«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»
Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-202174-1365460053.jpg)
конспект открытого урока по немецкому языку на тему "Особенности немецкой кухни"
Цель разработки открытого урока по немецкому языку "Особенности немецкой кухни"- показать всевозможные средства обучения при изучении темы раздела "Кухни народов мира". Для обучающихся важно разыграть...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-202174-1365460053.jpg)
презентация к открытому уроку по теме "Особенности немецкой кухни"
Цель открытого урока "Особенности немецкой кухни" - показать всевозможные средства обучения при изучении темы "Кухни народов мира". Цель изучения иностранного языка в техникуме - уметь применять...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-241629-1510052833.jpg)
Проект "Кухни народов мира - под крышей юрты"
Обобщениее ираспространение накопленного опыта обучения по профессии "Повар, кондитер" нашло свое отражение в проекте "Кухни народов мира - под крышей юрты"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-343739-1384535930.jpg)
Технология продукции мировой кухни
В статье "Технология продукции мировой кухни" рассказывается о том, как многие десятилетия в общественном питании господствовали ошибочные или поверхностные, упрощенные правила и методы, стандар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193668-1359719549.jpg)
Открытое мероприятие для обучающихся по профессии "повар, кондитер" на тему "кухни народов мира".
Материал содержит план мероприятия, видео-презентацию и фото-отчет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5259135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"...
Методическая разработка на тему: Приготовление блюд зарубежной кухни. Корейская кухня
Данная методическая разработка на тему: Приготовление блюд зарубежной кухни.Корейская кухня предназначена для теоретического и практического обучения студентов, обучающихся по спе...