ТОП-50 Рабочая программа по литературе
рабочая программа на тему

Костюченко Евгений Николаевич

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС СПО для профессии "повар, кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_-_rp-_povar50.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета

Протокол №

от ______________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель Педагогического совета

Директор СПб ГБПОУ «КПТ»

______________ А.А. Бадашков

Пр. №    от  _________ 2017.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) входящей в состав укрупненной группы профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм по профессии 43.01.09    Повар, кондитер.

Организация-разработчик:  Санкт-Петербургское государственное профессиональное образовательное учреждение «Колледж пищевых технологий»

Разработчики рабочей программы:

Костюченко Е.Н. - преподаватель литературы СПб ГБПОУ «КПТ»

Рекомендована Методической комиссией общеобразовательного цикла (рассмотрено на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла, протокол № __ от __.08.2017 г.)


СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Литература» принадлежит к общеобразовательному циклу.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

умения

знания

– анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

– представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

– учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

– выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

– владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • образной природы словесного искусства;

  • содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.

  • основных закономерностей историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основных теоретико-литературных понятий;

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Сущность гражданско-патриотической позиции

- Общечеловеческие ценности

- Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

- Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить.

- Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.

- Методы работы в профессиональной и смежных сферах.

- Структура плана для решения задач.

- Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- Содержание актуальной нормативно-правовой документации

- Современная научная и профессиональная терминология

- Возможные траектории профессионального развития  и самообразования

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности

- Приемы структурирования информации

- Формат оформления результатов поиска информации

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- Психология коллектива

- Психология личности

- Основы проектной деятельности

ОК 7.

- Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),

- понимать тексты на базовые профессиональные темы

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности

- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые)

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика)

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

особенности произношения

- правила чтения текстов профессиональной направленности


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

210

в том числе:

     практические занятия

60

     контрольные работы

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета      

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Русская литература XIX века.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

2

Тема 1.

Русская литература первой половины XIX века

Содержание учебного материала

20

1

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием.

 «Маленькие трагедии». Переработка «вечных сюжетов» «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. «Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Образ Петра.

1

2

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

1

3

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести..

1

Практическая работа: Философское осмысление личной свободы. Основные мотивы лирики. Авторская позиция.

4

Тема 2.

Русская литература второй половины XIX века

Содержание учебного материала

76

1

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

1

2

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

1

3

А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров

1

4

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

1

5

И.С. Тургенев. Сведения из биографии «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе

1

6

 Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Стихотворения Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта

1

7

А.А. Фет. Сведения из биографии. Стихотворения Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

1

8

«Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Стихотворения. Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика

1

9

 Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. «Левша», «Тупейный художник». Мастерство Лескова

1

10

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

1

11

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Этапы биографии и их отражение в творчестве

Толстой и «Современник» Толстой и народная школа. Толстой и церковь

Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы» «Казаки». «Хаджи Мурат»

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

1

12

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

1

13

А.П. Чехов. Сведения из биографии Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

1

14

Зарубежная литература (обзор)

1

Практическая работа

Анализ эпизода – 12 ч. Анализ стихотворения – 6 ч. Отзыв о рассказе – 4 ч.

22

Контрольные работы

2

Тема 3.

Русская литература на рубеже веков

Содержание учебного материала

2

1

И.А. Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина.

1

2

А.И. Куприн. Сведения из биографии. Рассказы Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

1

Практическая работа Отзыв о рассказе «Господин из Сан-Франциско»

2

Тема 4.

Поэзия начала ХХ века. Творчество Максима Горького

Содержание учебного материала

12

1

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества

1

2

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

1

3

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

1

4

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

1

5

М. Горький. Сведения из биографии. Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

1

6

А.А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

1

Практическая работа

Анализ сцен из пьесы «На дне» - 3 ч. Авторская позиция и способ ее воплощения.4ч.

7

Тема 5.

Литература 20-х годов

Содержание учебного материала

13

1

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

1

2

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

1

3

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).

1

4

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

1

5

Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).

1

6

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

1

7

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

1

8

В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэтическая новизна ранней лирики Маяковского: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Обличение мещанства и «новообращенных».

1

9

С.А. Есенин. Сведения из биографии. Стихотворения Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись,

1

Практическая работа

Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского – 3 ч. Анализ поэзии Есенина:принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов – 2ч.

5

Тема 6.

Литература 30-х – начала 40-х годов

Содержание учебного материала

34

1

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

1

2

М.И. Цветаева. Сведения из биографии. СтихотворенияОсновные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы

1

3

О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Практическое занятие.

1

4

А.П. Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

1

5

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений

1

6

М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

1

7

«Н.Островский. «Как закалялась сталь» Образы молодых революционеров. Новая мораль комсомольцев. Фанатизм и духовная слепота. Аркадий Гайдар Биография. Гайдар на гражданской войне. Создание образа нового поколения. «Школа». «Тимур и его команда» Борис Житков. Жизнь и творчество. Рассказы о людях труда и подвига.

1

8

Борис Житков. Жизнь и творчество. Рассказы о людях труда и подвига. Михаил Пришвин Жизнь и творчество. Родная природа как воплощение идеала прекрасного. Константин Паустовский Мастерство Паустовского-пейзажиста. Рассказы о родном крае.

1

9

М.А. Шолохов. Сведения из биографии. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования..

1

10

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет.. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

1

Практическая работа

Формат рассказа в литпроцессе 30-х годов – 2ч.

Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя – 4ч.

Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой – 3 ч.

9

Контрольные работы

4

Тема 7.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Тема блокады Ленинграда.

Содержание учебного материала

5

1

А. Бек. «Волоколамское шоссе». Анализ описания батальных сцен в повести - отсутствие патетики, суровый реализм. Солдатский взгляд на войну.

1

2

Тема блокады Ленинграда Чаковский А.Б. «Блокада», роман

Чуковский Н.К. ««В осажденном городе»

1

3

Н.Тихонов «Ленинград принимает бой»

1

4

Цинберг Т.С. «Седьмая симфония», повесть.

1

5

К. Воробьев. «Убиты под Москвой». История роты курсантов как образ трагического прозрения советского человека

1

6

Балтийское небо», роман Л.Пантелеев

1

7

Б.Васильев. «А зори здесь тихие. Исследование истоков мужества советских людей. Образы девушек-зенитчиц.

1

 Практическая работа

Военная лирика К. Симонова. Выразительное чтение стихов Симонова. Продолжение военной темы в романе «Живые и мертвые» - 1 ч.

В.Быков. «Сотников». «Обелиск» Тема сохранения человечности вопреки жестокости войны. Цена Победы – бесчисленные жертвы народа – 2 ч.                                                                                     

3

Тема 8.

Литература 50–80-х годов (обзор)

1

 Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе.: А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»,. Варлам Шаламов. «Колымские рассказы» Роль рассказов Шаламова в разоблачении преступлений тоталитаризма.

37

1

2

Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

1

3

К.Паустовский. «Золотая роза». Жизнь и творчество писателя. Его рассказы о Мещерском крае как энциклопедия русской природы. Мастерство Паустовского-прозаика. Борис Пастернак История создания и опубликования романа «Доктор Живаго». Значение произведения для общественных настроений 60-х годов. Лирика и поэмы

1

4

Николай Заболоцкий. Жизненный путь. Истоки творчества. Философская лирика. «В этой роще березовой».

1

5

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

1

6

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

1

7

«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

1

8

Русское литературное зарубежье Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского

Владимир Набоков. Творческий путь Аристократизм и рафинированный эстетизм его метода. Работа над слогом. Набоков о русской литературе. . «Защита Лужина». «Приглашение на казнь». Историческая ценность автобиографических записок «Другие берега».

1

9

Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г. Владимова.

Иосиф Бродский. Личность и судьба поэта. Художественное новаторство Бродского. Его синтаксис («переносы»). Стихотворения «Стансы», «Письма римскому другу», «Я входил…»

1

10

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (со-держательность, искренность, внимание к личности). Значение творче-ства А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в разви-тии жанра авторской песни.

1

11

Многонациональность советской литературы. Расул Гамзатов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, быва-ло...» (возможен выбор других стихотворений). Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

1

12

В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

1

13

Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

1

14

Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего

А.В. Вампилов. Сведения из биографии. Пьеса «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения). Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

Тема любви в драмах А.Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова.

1

15

Современное состояние российской литературы Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХ1 века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров  Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича.  Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы

1

Практическая работа: 

Журналы этого времени, их позиция. Анализ публицистики – 4 ч.

Анализ стихотворений – 2ч.

Анализ сцены  - 2 ч.

8

Повторение. Подготовка к промежуточной аттестации

История литературы. Направления.

Теория литературы. Роды и жанры. Стихосложение. Стилистические фигуры

Основоположники русского реализма. Пушкин, Гоголь, Лермонтов

Значение Толстого и Достоевского для мировой культуры.

Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX — XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин и др.).

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности

Творчество прозаиков XIX — первой половины ХХ века.

Теория литературы. Литературная традиция. Новаторство. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла. Тематика и проблематика литературного произведения.

7

1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

210


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы

 Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебной и художественной литературы.

Технические средства обучения: 

  • мультимедиа проектор;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Агеносов В.В. и др. Русская литература 20 века. 11 класс. В 2 ч. (Часть 1, 2). – М., 2015.

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 класс. В 2 ч. (Часть 1, 2). – М., 2015.

Курдюмова Т.Ф, Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Базовый уровень. – М., 2013.

Курдюмова Т.Ф, Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. В 2-х частях. (Часть 1, 2). Базовый уровень. – М., 2013.

Литература. 10 класс. В 2 ч. (Часть 1, 2). Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни. Под редакцией Коровина В.И. – М, 2013.

Маранцман В.Г. и др. Литература. 10 класс. В 2 ч. (Часть 1, 2). – М., 2015.

Маранцман В.Г. и др. Литература. 11 класс. В 2 ч. (Часть 1, 2). – М., 2015.

Сарычева А.М. Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие. «Проспект» 2015

Титаренко Е.А. Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и таблицах. М. «Эксмо» 2013

Феофилова Г.Е. Литература. 10 класс. М. «Феникс». 2015

Феофилова Г.Е. Литература. 11 класс. М. «Феникс». 2015

Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя». М. Просвещение, 2015

Дополнительные источники:

http://www.gramota.ru "Русский язык". Справочно-информационный портал.

http://www.gramma.ru Культура письменной речи..

http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы.

http://www.ruthenia.ru/apr/?nocalendar=1 Архив Петербургской русистики.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.  

http://mlis.ru/ Методология и практика русского языка и литературы. Методико-литературный интернет-сервер

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека "

http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт. Пособие по орфографии русского языка.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://www.ruscenter.ru/ Центр развития русского языка. Информация о Центре; его проектах; новостях в области обучения русскому языку; публикации центра; информация об истории и современном русском  языке, нескучные уроки и много другой полезной и интересной информации.

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

 воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Знания:

  • образной природы словесного искусства;
  • содержания изученных литературных произведений;
  • основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.
  • основных закономерностей историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основных теоретико-литературных понятий

Контроль усвоения знаний проводится в форме тестирования и контрольных работ

Текущий контроль в форме: устного опроса; защиты практических заданий, творческих работ; контрольных и тестовых заданий по темам учебной дисциплины

Тестирования по темам;

Устная проверка (опрос)

Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий

Различные формы опроса на аудиторных занятиях;

Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

Аудиторные занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию

Выполнение и защита практических работ;

Домашняя  работа

Зачет в форме тестирования

.

Опрос по индивидуальным заданиям

Подготовить доклады, рефераты;

Подготовиться к итоговому зачетному занятию.

Подготовиться к семинару

Подготовиться к тестированию;

Практические занятия;

Презентация

Проверка конспектов лекций, самостоятельных работ.

Различные формы опроса на аудиторных занятиях;

Рефераты, доклады по заданным темам

Семинарские занятия

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...