Проект подготовки профессиональных специалистов рабочих профессий
проект на тему

Ковалева Светлана Дмитриевна

Проект  подготовки профессиональных специалистов рабочих профессий

Преподаватель «ГБПОУ «ПТТТиС» С.Д. Ковалева

      Сегодня в России только около 20% занятого населения работает по полученной в образовательном учреждении базовой специальности, а 62% молодежи в первые же два года по окончании  средних профессиональных учебных заведений меняют свои профессии. Сложившаяся тенденция нарастает в связи с высокой технологичностью процессов в промышленной сфере, без работы в первую очередь оказываются лица с низкой квалификацией, узкой специализацией и низким общеобразовательным уровнем. В чем состоит проблема?   Современным предприятиям в настоящее время необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем профессиональной подготовки, адаптированные к условиям современного производства. Конкурентноспособными являются специалисты, проявляющие социальную зрелость, активность, способность адаптироваться в социуме и готовность к профессиональному росту и развитию. Но не все зависит от способности студента, его статуса и профессионального уровня.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_sayt.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»

(ГБПОУ ПТТТиС)

Проект  подготовки профессиональных специалистов рабочих профессий

Преподаватель «ГБПОУ «ПТТТиС» С.Д. Ковалева

      Сегодня в России только около 20% занятого населения работает по полученной в образовательном учреждении базовой специальности, а 62% молодежи в первые же два года по окончании  средних профессиональных учебных заведений меняют свои профессии. Сложившаяся тенденция нарастает в связи с высокой технологичностью процессов в промышленной сфере, без работы в первую очередь оказываются лица с низкой квалификацией, узкой специализацией и низким общеобразовательным уровнем. В чем состоит проблема?   Современным предприятиям в настоящее время необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем профессиональной подготовки, адаптированные к условиям современного производства. Конкурентноспособными являются специалисты, проявляющие социальную зрелость, активность, способность адаптироваться в социуме и готовность к профессиональному росту и развитию. Но не все зависит от способности студента, его статуса и профессионального уровня.
      Сложившуюся ситуация усугубляет низкая информированность молодежи о выбранной специальности. Студенты, не ориентированные на работу, например, в пищевой промышленности, указывают следующие причины этого: низкая оплата труда, плохие условия и материально-техническое состояние предприятий, а также монотонность работы на производстве. Рабочие специальности являются малопривлекательными для молодежи, ее не устраивают условия профессиональной деятельности: устаревшие производственные технологии, низкая заработная плата, социальный статус в обществе, перспективы дальнейшего профессионального роста и развития как личности в целом и т.д.  Именно по этим причинам снижается приток молодежи в колледжи и техникумы. 
     Система среднего профессионального образования в России нуждается в поддержке бизнеса и властей, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В российском обществе, по ее словам, заведения среднего профессионального образования считают «прибежищем для тех, кто и в общеобразовательной школе особо не преуспел, и в вуз не попал».

      «Это всегда создавало немалые проблемы, главнейшая из которых - нехватка квалифицированных кадров рабочих и техников», - констатирует Матвиенко. Она указывает, что в России не хватает инженерных и рабочих кадров: «По сути, возникла ситуация, которая ставит под угрозу саму способность нашей страны выйти на передовые рубежи научно-технического прогресса, стать по-настоящему конкурентными на мировых рынках высокотехнологичной продукции».

      Профессиональная структура и качество подготовки выпускаемых этой системой специалистов оставляют, по мнению работодателей, желать лучшего», - заявила она, добавив, что «ощущается дефицит рабочих по одним специальностям и избыток по другим». При этом «многих выпускников приходится доучивать на предприятиях, поскольку колледжи, техникумы не располагают кадрами, учебной и материальной технической базой, обеспечивающей должный уровень подготовки».

       Экономическое и социальное развитие не ведут к существенному сокращению видов труда, выполняемых в рамках рабочих профессий. Всегда будут востребованы профессии пекаря, повара, кондитера и другие востребованные рабочие профессии.  Другое дело, что меняется спрос на отдельные профессии, его содержание. Растет спрос на рабочие профессии, рождаемые научно-техническим прогрессом. Растут и требования к качеству подготовки таких специалистов. Наше общество, семья должны помогать восстанавливать и определять мотивацию молодых людей к выбору рабочей профессии.  Необходимо также иметь в виду, что современное производство повышает требования не только к уровню квалификации, но и широте профессионального поля специалиста. Быстро увеличивается объем информации, обеспечивающей профессиональную деятельности работника, что предполагает формирование его способности к постоянному самообразованию, умению найти и использовать новые приемы и технологии труда, компьютерную грамотность. Повышается уровень общего и профессионального образования, возрастают духовные потребности, что требует нравственного, эстетического и экологического воспитания, включения молодого специалиста не только и мир техники и производства, но и в мир природы, в область общественных отношений. Вариативность образования обеспечивается национально–региональным компонентом стандарта, в котором учитывается специфика истории, языка, культуры и быта проживающего в данном регионе населения, а также особенности социально– экономической ситуации, местного рынка труда. В то же время, практика внедрения государственных стандартов показывает, что федеральный и национально–региональный компоненты не способны в полном объеме отразить специфику обучения конкретной профессии применительно местным условиям. Требуется отбор содержания и проектирование дополнительного учебного блока, учитывающего особенности города, конкретного работодателя.   К компетенции образовательного учреждения следует отнести разработку таких дополнительных блоков профессионального образования. Именно так закреплены эти полномочия в утвержденных решением Правительства РФ «Правилах разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования». Учесть следует и то, что ряд субъектов такой огромной страны, как Российская Федерация, имеет многонациональный состав и даже автономные образования. Примером может послужить Ставропольский край, где в муниципальных образованиях не могут действовать жесткие «национально – региональные компоненты государственного образовательного стандарта». Дополнительный учебный блок учитывает, как специфику местного рынка труда и города в целом, требования заказчиков кадров, так и профессиональную направленность колледжа, традиции и опыт его инженерно–педагогического коллектива. В этой связи, в структуре дополнительного учебного блока целесообразно выделять модуль образовательного учреждения.  

 Так,  для Пятигорского техникума торговли, технологий и сервиса при подготовке специалистов по базовым выпускаемым профессиям разработан дополнительный модуль учебного блока, который учитывает требования основных заказчиков – предприятий сервисного и туристического профиля, где постоянно обновляются технологии и методы работы. Эти и другие характерные для города и техникума условия деятельности создают основу для проектирования дополнительного учебного блока. В свою очередь развитие производства, повышение его технического уровня, предопределили появление ряда новых профессий, требующих знания смежных видов труда и овладения профессиями различных образовательных уровней. В результате интеграции трудовых функций возникла также качественно новая форма расширения профессиональной деятельности обучающихся –  профессии широкого профиля и дополнительного образования.

     Поэтому государственная политика модернизации российского образования в соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена должна предусматривать не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и коренное изменение качества образования, что обусловлено необходимостью современного производства в универсальных специалистах, ориентированных не только на выполнение установленных функций по заданному алгоритму, но и на умение решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений. Для этого специалист со средним профессиональным образованием должен иметь профессиональную квалификацию, необходимую для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, обладать определенным уровнем общей культуры, такими качествами как ответственность, грамотность, дисциплинированность, самостоятельность, компетентность. Таким образом, обеспечить инновационное развитие страны и повышение профессионального уровня нации невозможно без серьезных изменений системы профессионального образования: повышения качества, эффективности, гибкости, динамичности, соответствия потребностям рынка труда. Примером решения этой задачи является выступление   президента России Владимир Путин на совещании с членами правительства, где он заявил, что необходимо готовить и проводить свои собственные национальные соревнования рабочих профессий по подобию WorldSkills.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

«РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

В ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж» о техническом творчестве судят не только как о способе организации активного досуга учащихся, но и как о самом эффективном средстве развития интеллектуальных сп...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю. ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Рабочая профессия «Оператор по искусственному осеменению животных и птицы».

Комплект контрольно- оценочных средств по профессиональному модулю разработан на на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ и  рабоче...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 03. "Иностранный язык" для подготовки специалистов по профессии "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"

Рабочая прогрма для подготовки студентов по профессии "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"...