Профориентационная работа мастера производственного обучения в ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»
статья

Календарев Эдуард Викторович

Статья посвящена современным формам организации профориентационной работы мастером производственного обучения на примере ТОГАПОУ "Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyazhina_statya.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа мастера производственного обучения

в ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»

Н.В. Огурцова, Н.Г. Тяжина

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная проба, среднее профессиональное образование, рабочая профессия

Наметившийся в последние десятилетия  дефицит рабочих кадров стал проблемой для развития экономики страны, в том числе и Тамбовской области. Во многом эта проблема является следствием кризисных явлений в экономике конца XX века: реструктуризации ряда отраслей промышленности, упадка аграрного сектора. Многие предприятия промышленного сектора закрывались, и молодые рабочие пополняли ряды безработных. Квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена  вынуждены были трудоустраиваться нелегально, соглашаясь на низкий уровень оплаты труда и отсутствие социальных гарантий. Разрушились традиционные шефские связи между предприятиями и учреждениями среднего профессионального образования, не обновлялась материальная база учебных заведений.

На сегодняшний день экономическая ситуация стабилизировалась, производство динамично развивается. Многие отрасли работают рентабельно, возрождаются предприятия металлургической, машиностроительной, химической, строительной отраслей, агропромышленный сектор, составляющий основу экономики региона, развивается малый и средний бизнес. Как следствие - рабочие профессии составляют значительную долю вакансий. Реальный сектор экономики испытывает острейший дефицит рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В то же время, число школьников, которые хотят получить рабочую профессию, все еще крайне мало. Родители и школьные педагоги ориентируют молодежь на получение высшего образования. Для школ важен такой  показатель, как процент выпускников, продолживших обучение в высших учебных заведениях, а для родителей большую значимость имеет фактор престижа высшего образования. В результате ежегодно оканчивают вузы десятки и даже сотни юристов, экономистов, менеджеров, которые не могут трудоустроиться по специальности. При этом работодатели нуждаются в квалифицированных рабочих, готовы предоставить им достаточно высокую для региона заработную плату, социальные гарантии.

Возникает необходимость поиска механизмов для повышения престижа овладения рабочими профессиями, престижа начального профессионального образования. Без решения этих вопросов трудно рассчитывать на появление на рынке труда высококвалифицированных, мобильных, конкурентоспособных рабочих кадров, мастеров своего дела.

Для этого придется преодолеть ряд сложностей.

        Во первых, на уровне всей системы образования, необходимо сформировать у школьников способность к анализу профессиональной деятельности. А для этого  необходимо:

  1. «Обучение учащихся пониманию классификационных признаков профессиональной деятельности, умению проводить сравнительный анализ профессий.
  2. Сообщение учащимся сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб в целях более полноценного осознания и понимания учащимися общего и особенного в мире профессий.
  3. Разработка специальных «Описаний профессий», включающих сведения о профессиях: описание специфики типа профессии, краткую характеристику технологических параметров деятельности профессионала, описание психологических параметров его деятельности, формулу профессии.
  4. Включение в практику индивидуальной профконсультации анализа характеристик профессиональной деятельности.» [1]

Все это можно сделать  только при активном участии школьных педагогов.

Целью системы профессиональной ориентации должно стать формирование у школьников способности осознанно выбрать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям молодого человека и запросам рынка. При этом ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультационной работой, практической деятельностью для развития склонностей учащихся к труду.

Как известно, способность к анализу профессиональной деятельности формируется в процессе активного получения профессиографической информации, глубокого изучения и осмысления содержания профессионального труда и его требовании к личности. При этом возрастает роль самоподготовки и самовоспитания учащихся,  необходимость их обеспечения различного рода справочниками, самоучителями, литературой и технологиями по самообучению. И это, как раз, задача профориентаторов – представителей учреждений СПО.

И, наконец, профессиональная проба, как этап помощи в выборе профессии – это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности желательно на базе учреждений СПО. Она характеризует завершённый процесс, способствующий сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью является формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности. В ходе осуществления профессиональных проб решаются следующие задачи:

- получение школьниками базовых сведений о сфере профессиональной деятельности;

- моделирование основных элементов профессиональной деятельности;

- определение уровня готовности учащихся к выполнению проб;

- обеспечение условий для качественного выполнения профессиональной пробы.

В процессе профессиональной пробы у учащихся актуализируются сформированные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности/

В ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева имеется богатый и разнообразный опыт организации профессиональных проб обучающихся старших классов общеобразовательных организаций области.

Так, с 2016 года колледж является площадкой реализации элективного курса «Профессии в деталях», в рамках которого школьники области проходят профессиональные пробы по всем направлениям образовательной деятельности колледжа, в том числе по профессиям технологического профиля.

Программа профессиональной пробы «Облицовщик-плиточник»  знакомит учащихся 9-х классов с профессией плиточник и позволяет получить первоначальные профессиональные навыки по облицовке плиткой, а также развивает творческий потенциал личности и индивидуальные деловые качества человека. В ходе реализации профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность принять участие во всех технологических этапах по облицовке поверхности плиткой. Результатом профессиональной пробы является самостоятельно выполненная обучающимся работа по облицовке поверхности плиткой в соответствии с предложенной схемой.

Программа профессиональной пробы «Сантехнических дел мастер» знакомит учащихся с видом профессиональной деятельности сантехника. В наше время это нужная и востребованная профессия, ведь очень трудно представить современное жилье или административное здание без системы отопления, горячей, холодной воды и других сантехнических устройств. Участие в профессиональной пробе способствует формированию у обучающихся представления о специфике профессиональной деятельности сантехника и получению начальных навыков профессиональной деятельности. Результатом участия в профессиональной пробе является самостоятельный выбор вида смесителя, его сборка и установка умывальника с применением профессионального инструмента.

Пекарь – тоже профессия технологического профиля. И познакомиться с ней можно в ходе профессиональной пробы «Испечем мы каравай». В ходе освоения программы профессиональной пробы обучающиеся познакомятся с историей  хлебопечения, современным состоянием и перспективами развития отрасли, базовыми технологиями, оборудованием и инвентарем, применяемым в хлебопекарном производстве. Обучение проводится в условиях мучного и кондитерского цехов колледжа с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Участие в профессиональной пробе позволяет сформировать у обучающихся представление о специфике профессиональной деятельности одной из самых древних и творческих профессий – профессией пекаря. Результатом участия в профессиональной пробе является самостоятельное создание обучающимися целостных произведений из теста.

Программа профессиональной пробы «За рулем» знакомит учащихся 9-х классов с профессией автомеханик.

Участие в профессиональной пробе позволяет обучающимся соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями практической деятельности автомеханика. Погружение в профессию, посредством самостоятельного выполнения различных упражнений, способствует сознательному, обоснованному выбору профессиональной деятельности. Результатом участия в профессиональной пробе является самостоятельная замена обучающимися шаровой опоры передней подвески авто.

Уже на протяжении пяти лет девятиклассники школ Тамбовской области участвуют в проекте «Профессия в деталях», ежегодно более 400 детей проходят пробы в мастерских и лабораториях ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева». Многие из них в последствии выбирают профессию с опорой на полученный при этом опыт. Немало таких ребят и среди наших студентов.

Литература

Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778-781. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.

Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведе...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Содержание работы мастера производственного обучения

Содержание работы мастера производственного обучения...

Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....

Работа мастера производственного обучения в колледже - основные аспекты.

    Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного...