Эссе: Роль мотивации в формировании интереса к учебному труду
статья на тему

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения.

Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно не полное, чего-то в нем явно не хватает.

Взрослых в нем и не хватает – их доли ответственности. Вспомним знаменитую форму революционной ситуации по В.И.Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут…» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения об образовании: «Дети не хотят, а учителя не могут учить их по старому».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мотивации в формировании интереса к учебному труду

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения.

Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно не полное, чего-то в нем явно не хватает.

Взрослых в нем и не хватает – их доли ответственности. Вспомним знаменитую форму революционной ситуации по В.И.Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут…» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения об образовании: «Дети не хотят, а учителя не могут учить их по старому».

Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности подростка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?

Хочу представить перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

- Интерес к информации

- Интерес к способу действия

- Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем

- Потребность в самовыражении или самовоспитании

- Актуализация творческой позиции

- Осознание значимости происходящего для себя и других

- Избегание наказания

- Получение материальных выгод и преимуществ

Внутренних источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

Интерес к информации

Ужасно интересно все то, что неизвестно – такова природа этого источника учебной мотивации. Большинство учащихся приходит в профессиональное училище с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Подростков интересует все то, что работает, собирается и разбирается, как устроены они сами, как устроен мир и то, что находиться за пределами человеческого понимания. И конечно, всегда притягательные тайна, загадки, интриги…

Интерес к способу действия

Номинальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя,, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учащихся на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.

Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то – возможность общения, построения отношений. Социальность – наша глубинная родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих наших учащихся – огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект – это общение с мастером п/о. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с мастером, для целой группы учащихся это может быть стимулом.

Потребность в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, ее не спрячешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления на последней парте, кривляться, нарушать ход урока, в общем – выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, следовательно – стимулируют к учебе.

Потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. И поэтому я стараюсь ее задействовать в учебном процессе. Материал подается таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации  потребности в самовоспитании – это разнообразные ситуации преодоление,  которые необходимо создавать для учащихся в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием – чувств, мышления, социальных умений и т.д.

Актуализация творческой позиции

Ситуации, предполагающие проявления нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта – известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе…

Осознание значимости происходящего для себя и для других

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Очень хорошо, если осознанная мотивация подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

Потребность в социальном признании

Этот источник учебной активности используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.

Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих учащихся практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаем и для своей подпитки увеличения  требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они – единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от учащегося хороших учебных результатов.

Учебная активность – шанс в формировании стимула к учебе

Научиться грамотно сочетать все возможные способы пробуждения к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, - это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования интереса к исследовательской деятельности у обучающихся профессионального училища

Чтобы побудить желание учиться, исследовать, нужно развивать потребность у обучающихся заниматься познавательной деятельностью. На занятиях использование проблемных вопросов, ответы на которые несут в...

Эссе "Моя мотивация"

Моя мотивация как один из видов профессиональной мотивации к работе в системе образования....

Формирование и поддержка учебной мотивации детей

Информация по формированию и поддержке учебной мотивации детей. Для психологов, социальных педагогов и классных руководителей...

. Роль социальных сетей в создании положительной учебной мотивации при изучении физики

Данный проект показывает, что социальные сети – действительно удобный инструмент, дополняющий стандартные средства обучения и при этом являющийся серьезным фактором позитивной мотивации. Во...

Презентация "Мотивация обучения студентов и ее формирование в ходе учебной деятельности".

Презентация областной педагогической научной конференции «Педагогический опыт. Поиск. Инновации» на тему «Мотивация обучения студентов и ее формирование в ходе учебной деятельности»....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...