Методические рекомендации по проведению конкурсов профессионального мастерства среди студентов транспортного кластера
методическая разработка на тему

Студентам транспортного кластера могут быть предложены конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий «Своя игра», «Кто хочет стать автомехаником?», «Большие гонки (для умных водителей)», разработанные для студентов по профессии «автомеханик» с первого по третий курс обучения  соответственно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению конкурсов профессионального мастерства среди студентов транспортного кластера

Оленина Галина Борисовна

мастер производственного обучения

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» г. Моршанска

Сегодняшние трудности, переживаемые мировой экономикой, это не только вызов, но и шанс придать качественно новую динамику развитию нашей страны. Современный рынок труда  диктует всё больший спектр требований к личности будущего специалиста и его умениям. Перед педагогическими коллективами учреждений СПО стоят следующие задачи:

  1. достижение современного качества профессионального образования
  2. развитие познавательных способностей и творческого потенциала  студентов, формирование их коммуникативной грамотности
  3. формирование у студентов навыков перспективного планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки, потребности в самообразовании как основе и гарантии постоянного возрастания его социальной значимости

Помочь в решении этих задач могут игровые технологии. Мастерами производственного обучения ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» г. Моршанска традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди студентов по различным профессиям. Данные мероприятия позволяют

  • активизировать познавательную и творческую активность студентов;
  • сформировать у будущих рабочих уверенность в своей профессиональной состоятельности;
  • создать положительный имидж профессии;
  • сплотить учебную группу;
  • сформировать культуру общения.

Изменяя и совершенствуя традиционные образовательные формы, конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют формированию профессиональной компетентности и профессиональной культуры студентов, что является  залогом  успешной адаптации будущих выпускников в современных социально-экономических условиях.

Задача мастера производственного обучения в процессе коллективной работы – создать благоприятный психологический климат, что поможет студентам раскрыть свои способности, сравнить себя со сверстниками, утвердиться в их глазах и одновременно подчеркнуть свою индивидуальность. Это позволит психологически настроиться на успех, минимизировать такие возможные затруднения при проведении мероприятия как скованность участников, возникновение неоправданных пауз и т.д. Ребята чувствуют себя естественно, учатся спорить и прислушиваться к мнению товарищей, сопереживать, анализировать, находить выход из затруднительной ситуации.

Мероприятия профессиональной направленности достаточно разнообразны: деловая игра, игра-путешествие, конкурс проектов и т.д. Форма проведения и содержание мероприятий подбираются с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и изученным программным материалом. Перед проведением мероприятий обучающимся предлагается повторить пройденное, просмотрев свои конспекты и учебные пособия.

«Изюминкой» мероприятий могут стать стихи и музыкальные номера, подготовленные ребятами под руководством мастера. Чтобы усилить эмоциональную составляющую мероприятия, готовится разного рода атрибутика, например, эмблемы команд, постеры и т.д.

В настоящее время проведение конкурсов профессионального мастерства невозможно представить без ИКТ. Для проведения конкурсов профессионального мастерства с необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и  мультимедийная презентация. Презентации, наполненные разнообразной содержательной информацией и иллюстративным материалом, являются многофункциональным мультимедийным ресурсом, необходимым для проведения подобных мероприятий. Лишь использование информационных технологий дает возможность в полной мере реализовать  намеченные цели каждого мероприятия и решить весь спектр поставленных задач. Форма презентации позволяет быстро изменить последовательность слайдов и их количество, наполнить презентацию новым содержательным материалом, то есть даёт возможность практического применения представленных методических разработок на уроках и внеклассных мероприятиях вне зависимости от предмета и специальности, оставляя каждому педагогу свободу творчества.

Студентам транспортного кластера могут быть предложены конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий «Своя игра», «Кто хочет стать автомехаником?», «Большие гонки (для умных водителей)», разработанные для студентов по профессии «автомеханик» с первого по третий курс обучения  соответственно.

Так, конкурс профессионального мастерства «Своя игра» может быть рекомендован для проведения среди студентов I курса по профессии «автомеханик».

Ссылка для скачивания http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2015/08/27/konkurs-professionalnogo-masterstva-dlya-studentov

В конкурсе могут принимать участие все члены группы, поделённые на 3 команды. Деление на команды производится по инициативе самих студентов, каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название, девиз и разрабатывает эмблему команды.

Правила конкурса «Своя игра» соответствуют правилам  одноимённой телеигры. Команды с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с её счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Если выпадает «Кот в мешке», то вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде. При «Суперигре» стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа принадлежит выигравшей торги команде. Если одна команда идет ва-банк, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.

Один из слайдов презентации представляет собой игровое поле, включающее в себя 6 раундов, 5 из которых соответствуют названиям учебных предметов: электротехника, материаловедение, охрана труда, заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами, учебная практика. Есть раунд, объединяющий в себе несколько учебных предметов под названием «Что бы это значило?». Каждый раунд заключает в себе 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов. Количество баллов в каждой ячейке представляет собой гиперссылку, нажатие на которую открывает текст вопроса. На слайде с вопросом есть гиперссылка «Ответ», позволяющая проверить правильность версии участников игры. Многие слайды с ответами помимо текста снабжены иллюстративным материалом.

Конкурс профессионального мастерства «Своя игра» имеет межпредметные связи с общеобразовательными предметами (физика, химия),  учебной практикой и рядом спец. предметов.

Профессиональный конкурс «Кто хочет стать автомехаником?» рекомендуется для студентов II курса.

Ссылка для скачивания http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2015/08/27/konkurs-professionalnogo-masterstva-dlya-studento-0

В игре участвуют 3 команды. Перед началом игры проводится разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы, связанные с историей развития автомобильного транспорта. Каждая команда отвечает на 5 вопросов, правильный ответ оценивается в 50 баллов, таким образом, максимальный балл за разминку может составить 250 баллов. По итогам разминки можно определить очерёдность выступлений команд. Баллы, полученные на разминке, суммируются с баллами, полученными за основную игру.

В ходе основной игры команда последовательно отвечает на вопросы, представленные на слайдах. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, только один из которых правильный. Вопросы постепенно усложняются, соответственно, растёт и сумма выигрыша: от 100 до 1миллиона баллов. 5-ый и 10-ый вопросы являются несгораемыми уровнями. Игроки имеют право остановить игру и сохранить уже выигранные очки в любое время и на любом этапе игры. В случае неверного ответа игра прекращается, а у команды остаётся набранная несгораемая сумма плюс баллы, полученные за разминку.

В ходе игры игроки могут воспользоваться подсказками: «50:50» – компьютер уберёт 2 неверных варианта, «помощь зала», «звонок другу».                Профессиональный конкурс «Большие гонки (для умных водителей)» рекомендуется для обучающихся III курса по профессии «автомеханик».

Ссылка для скачивания http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2015/08/27/konkurs-professionalnogo-masterstva-dlya-studento-1

Данный конкурс обобщает и проверяет знания студентов по Правилам Дорожного Движения, помогая им подготовиться к внутреннему экзамену. Мероприятие может быть интересно и полезно всем заинтересованным лицам, готовящимся к сдаче экзаменов на водительские права категории «В» и «С».

В игре участвуют 3 команды.

Начинается игра подобно телевизионной игре «Умницы и умники» с конкурса русского языка. Команды получают список профессиональных терминов, в которых допущены орфографические ошибки. Задание – найти и исправить ошибки.

Следующий конкурс – конкурс красноречия. В качестве домашнего задания каждая команда подготовила презентацию с рекламой своей профессии. По итогам двух конкурсов можно определить очерёдность выступлений команд.

В ходе основной игры команда последовательно отвечает на вопросы, представленные на слайдах. Каждый вопрос имеет 2 – 4 варианта ответа, только один из которых правильный. Вопросы постепенно усложняются. Все пункты Правил Дорожного Движения нужно знать, поэтому за каждый правильный ответ на любой вопрос игры  участники получают 1 балл, независимо от номера вопроса.

Первый тур включает в себя разделы «Кто прав?», «Кто виноват?» и «Что делать?», где участникам предстоит разобраться в различных дорожных ситуациях.

Разделы второго этапа конкурса – «Меткая  разметка», «Загадки знаков», «Неисправность не помеха».

Третий, заключительный этап – «Знаете ли вы?», «Можно или нельзя?», «Водительская этика».

Баллы, полученные на разминке, суммируются с баллами, полученными за основную игру.

Игровой характер мероприятий, внесение в них элементов импровизации, соревновательности, значительно повышают интерес к учению, развивают потребность студентов в творческом поиске, формируют культуру общения, создают позитивную атмосферу партнёрства, сотрудничества.

Проведение конкурсов профессионального мастерства позволяет

  • в полной мере учитывать индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы студентов;
  • раскрыть творческий потенциал студентов;
  • сформировать их информационно-коммуникативные  компетентности;
  • повысить самооценку студентов благодаря достижению поставленной цели;
  • выявить одарённых студентов и обеспечить реализацию их творческого потенциала.

Участие в конкурсах профессионального мастерства соответствует потребностям студентов, они приобретают полезный жизненный опыт, испытанная ситуация успеха способствует формированию положительной социальной установки. Это позволит будущему специалисту быть готовым к решению проблем, которые могут возникнуть при вступлении в самостоятельную жизнь, научит управлять собственной деятельностью,  поможет увидеть мир профессиональной культуры единым целым, самореализоваться.

Положительная динамика в повышении качества знаний и уровня профессиональной подготовки студентов, их активное участие в научно-исследовательской работе и техническом творчестве позволяет говорить о перспективности использования конкурсов профессионального мастерства как одной из эффективных форм, стимулирующих творческую активность студентов, способствующих профессиональному развитию будущих квалифицированных рабочих кадров.

Литература

1. Белов В.И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста // Профессиональное образование. 2004, № 5.

2. Гейстонина Л.Г. Компетентность учащихся – показатель эффективности обучения // Профессиональное образование. 2004, № 3.

3. Деранже Ю.Л. Профессиональная карьера молодёжи – новая стратегия // Профессиональное образование. 2001, № 10.

4. Муралёв В.А. Деловая игра – способ активизации учебной деятельности // Профессиональное образование. 2003, № 6.

5. Поездник В.М. Элементы конкурса профмастерства на уроках производственного обучения // Профессиональное образование. 2003, № 6

6. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентноспособного выпускника. – М.: Издательский центр АПО, 2003.                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело

Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...

«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело

Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению конкурса профессионального мастерства среди студентов специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению конкурса профессионального мастерства среди студентов специальности  43.02.11 Гостиничный сервис...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе профессионального мастерства среди студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе профессионального мастерства среди студентов по специальности 46.02.01  «Документационное обеспечение управления и архивоведение»...

Методические указания По проведению конкурса профессионального мастерства среди обучающихся СПб ГБ ПОУ «СТК им. С. И. Мосина» Администрирование отеля

Основной целью Конкурса является комплексная оценка качества и уровня обученности учащихся Колледжа....

Методическая разработка по проведению конкурса профессионального мастерства среди обучающихся СПб ГБ ПОУ «СТК им. С. И. Мосина» Администрирование отеля

Внутригрупповой этап проводится во время учебного занятия в виде теста по модулю ПМ.1 «Прием, размещение и выписка гостей» среди обучающихся каждой группы отдельно. По результатам тестиров...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении I арт-конкурса профессионального мастерства среди студентов по специальности 15.02.13 «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».

1.1. Положение об арт-конкурсе профессионального мастерства по компетенции «Холодильная техника и системы кондиционирования воздуха» среди обучающихся 3 курса образовательного учреждения п...