Открытый урок "Оптовая и розничная цены. Структура цены"
план-конспект урока на тему

tatand

Открытый урок

По учебной дисциплине

«Маркетинг»

для студентов 4 курса  очного отделения  специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»

 

Тема: «Оптовая и розничная цены. Структура цены»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsena.docx133.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

По учебной дисциплине

«Маркетинг»

для студентов 4 курса  очного отделения  специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»

Тема: «Оптовая и розничная цены. Структура цены»

Преподаватель ГБПОУ  МО НПТ

Соковикова Т.А.

Цели занятия:

Учебные:

  • формирование представления о механизме рыночного ценообразования, связи между предложением, спросом и равновесной ценой;
  • определение механизмов, приводящих рынок в состояние равновесия;
  • овладение умением вычисления равновесного количества и равновесной цены, навыками определения по графику дефицита и избытка, расчетами предполагаемой выручки;
  •  совершенствование понятийного аппарата (экономического): равновесная цена, выручка, рыночное равновесие;
  • закрепление умения и навыков применять полученные знания в конкретных ситуациях (решение экономических задач).

Развивающие:

  • развитие умения выполнять простейший экономический анализ, способов работы с экономическими моделями;
  • развитие политехнических умений: планирования своих действий, регулирование хода выполнения поставленных задач, корректировки своей деятельности;
  • развитиеисследовательских навыков (определение взаимоотношения спроса и предложения при различном уровне цен, рассмотрение ситуаций рыночного равновесия и случаев отклонения от него);
  • совершенствование экспериментальных навыков (определение зависимости максимально возможной выручки от состояния равновесия, влияния неценовых факторов спроса и предложения на состояние рыночного равновесия);

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к изучению экономики, экономического мышления, экономической культуры;
  • привитие культуры учебного труда, активной гражданской позиции;
  • развитие  готовности к самосовершенствованию, умения формулировать   и   отстаивать   собственную   точку   зрения, требовательности к себе, чувства собственного достоинства, аккуратности, добросовестности, ответственности, честности.

Задачизанятия:

  • расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике;
  • исследовать взаимоотношения спроса и предложения при различном уровне цен с применением экономической модели «Спрос и предложение. Равновесная цена»;
  • определить в ходе эксперимента влияние неценовых факторов спроса и предложения на состояние рыночного равновесия;
  • развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи.

Тип занятия практическая работа.

Форма урока -  исследование с применением ИКТ.

Оборудование к занятию:мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Internet,карточки для индивидуальной работы,карты для лабораторной работы, презентация «Спрос и предложение. Равновесная цена».

Оформление доски:

1. Выражения:

«В жизни за все нужно платить, но надо же торговаться!» Партюрье Франсуаза.

«Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать истинную цену».Франсуа де Ларошфуко.

2. Лексика урока:рыночное равновесие, рыночная цена, выручка, дефицит, перепроизводство, «крест Маршалла»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к работе, приветствие).

Мы начинаем занятие по теме «Спрос и предложение. Равновесная цена».

Спрос и Предложение!

Мудрое решение –

Равновесная цена!

Где-то быть она должна!

Готовы продолжить работу? И найти, наконец-то, равновесную цену?

  1. Актуализация ЗУН.

Метод, используемый на данном этапе урока: эвристическая беседа.

На предыдущем занятии мы узнали, как ведут себя на рынке потребители и производители.

-Какая экономическая категория описывает поведение потребителя на рынке? (Ответ учащихся: спрос).

-Какая экономическая категория описывает поведение производителя? (Ответ учащихся: предложение).

Естественно, что потребители и производители заинтересованы в действиях друг друга, и тогда когда их интересы совпадают, т.е. спрос равен предложению, все потребности обеих сторон удовлетворены в полной мере.

             - Давайте вернемся к «Заданиям к уроку «Спрос и предложение», к тем графикам, которые вы строили на первом занятии. Назовите мне координаты точки, в которой спрос равен предложению. (Ответ учащихся: Р=300; Q=25)

- Какая ситуация возникла на рынке? (Ответ учащихся: по цене 300 рублей производители предложат 25 единиц товара и спрос будет 25 единиц; весь товар будет раскуплен).

Верно! Мы увидели, как взаимодействуют спрос и предложение и как в результате этого взаимодействия устанавливаются рыночные цены.

Не стоит забывать, что все ситуации, которые сегодня мы рассматриваем, относятся к рынку совершенной (идеальной) конкуренции.То есть, на рынке, на котором взаимодействуют большое количество продавцов с большим количеством покупателей. При этом они равноправны и никто в отдельности не может повлиять на цену.

3. Объявление темы занятия,постановка задач.

Итак, тема нашего занятия: «Равновесная цена» (презентация). На этом занятии ключевая роль отведенаучащимся. После повторения пройденного материала, вы сами будете работать с экономической моделью «Спрос и предложение. Равновесная цена», исследуете ситуации рыночного равновесия и случаи отклонения от него,определите зависимость максимально возможной выручки от состояния равновесия. Вы узнаете, что в экономике называют «крестом Маршалла» или «ножницами Маршалла», научитесь решать задачи на определение равновесной цены.

Задачи поставлены, прошу вас мобилизоваться и …удачной работы!

Но прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним предыдущий материал.

4.Опрос изученного материала.

Методы, используемые на данном этапе урока: индивидуальная работа учащихся по карточкам, фронтальный опрос, моделирование ситуаций, анализ данных.

4.1. Работа по карточкам (индивидуальная работа по карточкам) (см. Приложение 1.).

4.2. Фронтальный опрос.

- В чем отличие понятий «спрос» и «величина спроса»?

- Как отмечается величина спроса на графике? Как отражается на графике изменение величины спроса?

- В чем различия терминов «предложение» и «величина предложения»?

- Назовите факторы, влияющие на изменение спроса, предложения.

- Как конкуренция среди покупателей влияет на рыночную цену товара?

4.3. Моделирование ситуации (презентация).

По предложенным позициям прошу смоделировать ситуацию, при которой или спрос, или предложение будут меняться. Объясните, какой фактор на это повлиял.

Рынок товара или услуги

Событие

Фактор

Что произойдет со спросом?

1.

Рынок мобильных телефонов

Выпуск модели телефона с эмблемой олимпиады в Сочи 2014 г.

Вкусы и предпочтения

Увеличится

2.

3.

Рынок товара или

услуги

Событие

Фактор

Что произойдет с предложением?

1.

Рынок парикмахерских услуг

Открытие сети парикмахерских «Клеопатра»

Степень конкуренции

Увеличится

2.

3.

  1. Экономическая лаборатория.

Проанализируйте данные таблиц, в которых представлены шкалы спроса и графики кривых спроса (презентация).

Задание 1.

Объем спроса (шт.)

Цена

(в руб.)

50

10

100

8

150

5

200

4

250

3

350

2

450

1

1. Какое количество яблок купят потребители по цене 3 рубля за штуку?

2. Какое количество яблок купят потребители по цене 8 рублей за штуку?

3. Какой эффект может оказать цена на количество продаваемых яблок?

4. Подсчитайте общую выручку: а) если цена яблок 3 рубля, б) если продано 100 яблок.        

Задание 2. (презентация).

Объем спроса (шт.)

Цена

(в руб.)

300

50

250

100

200

150

150

200

100

250

50

300

1. Какое количество музыкальных дисков купят потребители по цене 100 рублей?

2. Какое количество музыкальных дисков купят потребители по цене 200 рублей?

3. По какой цене было продано 250 музыкальных дисков?

4. По какой цене было продано 50 музыкальных дисков?

5.Подсчитайте выручку полученную предпринимателем от продажи дисков по цене 250 рублей.

5. Изучение нового материала.

5.1.Объяснение учителя.

Вернемся к теме нашего урока «Равновесная цена». Мы с вами выяснили, что равновесной ценой называется точка на графике, в которой спрос равен предложению

Внимание на экран!(просматривается ресурс «Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена» с включенным звуковым сопровождением, с текстовыми комментариями)

- На что похож этот график? (Ответ учащихся: на крест, ножницы).

Это подметил и Альфред Маршалл (презентация), автор теории рыночного ценообразования. Равновесная цена, по Маршаллу, это та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель (исходя из субъективной оценки полезности товара), и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар (исходя из уровня издержек на его производство) (презентация).

И именно, эту равновесную цену вы сейчас и определите в ходе практической работы.

5.2. Практическая работа.

5.2.1. Организационный момент.

Прошу вас занять места за компьютерами. Откройте папку под названием «Спрос и предложение. Равновесная цена»

Выводы, сделанные по ходу практической работы, вы будете вносить в карту. У всех карта на рабочем столе?

5.2.2. Инструктаж по выполнению практической работы.

Открыли ресурс? Ознакомьтесь с целями предстоящей деятельности. Всем они понятны?

Основательно изучите план работы. Первый пункт этого плана «Прочитайте теоретические пояснения» можно просмотреть бегло, так как мы с вами этот материал уже изучили. Надеюсь, что здесь вас заинтересуют понятия «дефицит» и «перепроизводство».

Уделите большее внимание работе с компьютерной моделью.

В пункте «Методика и порядок выполнения практической работы» вы узнаете, как высчитывается выручка. Все данные, которые вы получите – заносите в таблицу в карте практической работы. Обратите внимание, что в ресурсе рекомендовано увеличивать  значение цены с шагом в 0,1 тыс. руб. Именно так вы и делаете, но в карту вписываете значения, полученные при увеличении цены с шагом в 0,5 тыс. руб. Особое внимание уделите решению задач. Не забудьте зафиксировать ответы в карте.

Естественно, что при оценивании работы большое значения будут иметь выводы,  которые  должны соответствовать поставленным целям. Поэтому в конце деятельности вернитесь к началу ресурса и еще раз перечитайте цели. Успехов вам в столь интересном процессе!

5.2.3.  Самостоятельная работа учащихся.

6. Закрепление.

6.1. Рассмотрение результатов самостоятельной деятельности учащихся.

6.1.1. Фронтальный опрос.

- Что такое точка равновесия и равновесная цена? При какой цене достигается равновесная цена? (презентация).

- Постарайтесь предположить, что произойдет на рынке товара, если его цена будет меньше равновесной цены?

- Что произойдет на рынке товара, если его цена будет выше равновесной?

- Что произойдет с выручкой в первом и втором случае?

- Что такое дефицит и перепроизводство? Как они связаны с ценой товара? В каких случаях они могут возникнуть? (презентация).

- Почему при равновесной цене количество товаров, которые могут быть проданы на рынке, является наибольшим?

- Верно ли, что при равновесной цене максимальная выручка будет наибольшей?

- Какие неценовые факторы спроса и предложения вы знаете? Как их изменение влияет на состояние равновесия?

- Как высчитывается выручка?

Полный анализ вашей деятельности будет проведен после проверки ваших карт лабораторной работы. Оценки за нее вы можете узнать завтра.

6.1.2. Рассмотрение решения задач.

6.2. Решение экономической задачи по теме «Равновесная цена».

В ходе лабораторной работы вы уже решали задачи. Сейчас я предлагаю вам прочесть условие задачи и, используя уже полученные знания, попытаться определить механизм ее решения.

Задача: Даны функция спроса и предложения товара:Q(d) = 900-100∙Р; Q(s)=-150-50∙Р. Определить цену и объем продаж, если государство установит максимальную цену продажи на уровне 6 денежных единиц.

- Итак, нам дана функция спроса и функция предложения. Нужно найти равновесную цену.Что для этого нужно сделать? (Ответ учащихся: равновесная цена – цена уравнивающая спрос и предложение. Вывод: нужно приравнять функции и решить уравнение).

Абсолютно верно! Какой ответ у вас получается?

Решение задачи: Находим точку равновесия из уравнения:900-100∙Р=-150-50∙Р. Следовательно, Р(е)=7, Q(е)=200. При Р=6 образуется избыточный спрос: (900-100∙6)-(-150+50∙6)=150. Поэтому равновесие установится на уровне величины предложения при Р=6; -150+50∙6=150. Ответ: Р(е)=6; Q=150.

А теперь рассмотрите ситуацию, когда на рынке дается цена ниже равновесной? (Ответ учащихся: дефицит)

Дается цена выше равновесной? (Ответ учащихся: перепроизводство).

  1. Подведение итогов  занятия.

Надеюсь, что наше занятие было для вас интересным и содержательным.

Предлагаю вам рассказать о том, с чем мы познакомились на этом уроке, продолжив следующие предложения:

  1. Сегодня в ходе двух уроков по экономике мы узнали …
  2. В сегодняшнем занятии мне понравилось…
  3. На следующем уроке я хотел бы…

  1. Выставление оценок.

Оценки выставляются:

- учащимся, активно работающим на уроке, показывающим знание предыдущего материала и усвоение нового;

- работавщим у доски, строившим графики спроса и отвечавщим на вопросы;

-  учащимся, работающим по карточкам;

- всем учащимся за результаты практической работы.

  1. Разноуровневое домашнее задание.

1 Уровень.

Прочитать параграф 3.3 уч. Тальнишних Т. Г. /Основы экономической теории/

2 Уровень

Составить кроссворд по теме “Спрос и предложение. Рыночное равновесие”      (не менее 10 слов).

3 Уровень

- Интервьюируйте родителей по вопросу «Дефицит 80-х годов прошлого века: чем был вызван, пути преодоления».

10. Список используемой литературы.

1.Тальнишних Т. Г. /Основы экономической теории/ Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений 2007, - 288с

2. Кожевников, Н.Н.

Основы экономики / ред. Н.Н. Кожевников. – 5-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2010. – 288 с.

3. Пястолов С.М. Экономическая теория : учеб.для студ. учреждений СПО / С.М. Пястолов. – 2-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для открытого урока по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для открытого урока по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специал...

Методическая разработка открытого урока на тему: «Яйцо, как ценный пищевой продукт. Способы определения доброкачественности яиц».

Данная разработка урока подготовлена для проведения открытого урока по ПМ 02.01 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, тестаМДК 02.01 Технологическое назнач...

Методическая разработка интерактивного открытого урока "Программирование задач с линейной алгоритмической структурой"

Интерактивный открытый урок по информатике и ИКТ предназначен для студентов 1 курса. Этап обучения – изучение раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»,...

Конспект урока по теме "Состав и структура цены".

Публикация этого конспекта урока предназначена для обучающихся и педагогического сообщества. С его помощью можно получить представление о составе и структуре цены, сформировать практические навыки рас...

Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия «Люби, цени и знай свою профессию»

Для максимально эффективного оказания медицинской помощи населению важно уделять особое внимание обучению специалистов в области лабораторной диагностики.Для этого, в мероприятие, с целью обучения спе...