Конкурс-викторина по профессии "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"
методическая разработка на тему

Терехова Светлана Васильевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия, проводимая  в форме викторины "Учимся и трудимся играючи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_po_professii.doc41.17 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум»

Конкурс по профессии

«Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»

Викторина

"Учимся и трудимся играючи"

Разработала мастер п/о Терехова С. В.

               Вязьма, 2015

Конкурс по профессии

Викторина: «Учимся и трудимся играючи»

Обучающая цель: Усовершенствовать, закрепить, обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания и умения, полученные при изучении теории и прохождении производственной практики в АО “ВРК-2» вагонное ремонтное депо Вязьма

Развивающая цель: Научить проводить синтез (практически и мысленно, соединять элементы, свойства изучаемого объекта труда, технологии в единое целое); находить различное и сходное, устанавливать последовательность в развитии знаний и умении; развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию.

Воспитательная цель: Сформировать нравственные качества личности у учащихся, чувства коллективизма, внимательности, способности к самоуважению, умение работать в команде, стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.

Структура викторины:

1. Орнамент.

2. Вступительная часть.

     а) объявление темы, цели

3. Активизация  работы учащихся

     а) разбивка группы на команды

     б) знакомство с правилами игры

4. Ход игры.

5. Подведение итогов игры, награждение.

                  Методическое оснащение: слесарный инструмент (чертилка, зубила,         молоток, напильники - круглый, квадратный,, плоский, ножовочный станок, метчик, плашка, угольник, штангенциркуль, линейка металлическая), схема поглощающего аппарата Ш-1ТМ, макеты четырехосного и восьмиосного вагонов, автосцепка в сборе, сепараторы.

Ход игры:

         

         После разбивки команд (2 шт. и команды болельщиков) приступаем к первому конкурсу

1-е задание:

          Выдать одинаковые карточки- схемы устройства поглощающего аппарата Ш-1 ТМ. Обеим командам определить по схеме и написать все детали устройства поглощающего аппарата - кто быстрей ( 3 минуты - максимум)

ОТВЕТ:

1. Корпус

2. Наружная пружина

                                    3. Внутренняя пружина

4. Фрикционные клинья (3 тт.)

5. Нажимной конус

6. Шайба

7. Стяжной болт

За все правильные ответы по 7 баллов, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

2-е задание: «Блиц - турнир»

            Каждая команда вытаскивает номер карточки с вопросами  (1 или 2). За каждый правильный ответ по 1 баллу. Время 10 минут.

КАРТОЧКА №1

1) Для чего применяется кернер?

ОТВЕТ: Для нанесения углубления (кернов) на предварительно

размеченных линиях.

2) Какой должен быть угол заточки зубила для рубки алюминия?

 ОТВЕТ: угол 35°

3) Какой инструмент используется для нарезания внутренней резьбы?

ОТВЕТ: метчик

4) Как правильно держать молоток и зубило при рубке? Показать и рассказать.

ОТВЕТ: Зубило берут в левую руку за среднюю часть на расстоянии 15... 20 мм от края ударной части. Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15... 20 мм от ее конца. Крепко сжимая рукоятку всеми пальцами.

5) Перечислить виды насечек у напильников?

ОТВЕТ: 1) одинарная (простая)

               2) двойная (перекрестная)

               3) рашпильная (точечная)

               4) дуговая

6) В каком узле и на какой детали находится «лапа»?

ОТВЕТ: Узел- автосцепка СА-3, деталь - замкодержатель.

7) Какова высота гребня у внутренней грани?

 ОТВЕТ: 28 мм

8) Что надо сделать, если выявлена хоть одна неисправность

одной буксы, при полной ревизии?

 ОТВЕТ: Провести полною ревизию второй буксы

9) Как называют плоские места на ободе колесной пары, возникающие при движении юзом?

 ОТВЕТ: Ползуны

10) Какие меры безопасности следует соблюдать при подъемке

и при отпускании вагонов?

ОТВЕТ: Запрещается находится около вагона, в вагоне и под вагоном.

11) Что нужно сделать, перед тем как разъединить соединительные рукава смежных вагонов?

ОТВЕТ: Надо перекрыть концевые краны смежных вагонов

КАРТОЧКА № 2

1) Для чего применяется крейцмесель?

ОТВЕТ: Для вырубания узких канавок, шпоночных пазов.

2) Какой должен быть угол заточки зубила для рубки чугуна?

ОТВЕТ: угол 70°

3) Какой инструмент используется для нарезания наружной резьбы?

 ОТВЕТ: Плашка

4) Как правильно держать напильник при отпиливании. Показать и рассказать.

ОТВЕТ: В правую руку берут ручку напильника так, чтобы она упиралась в ладонь, четыре пальца охватывали ручку снизу, а большой палец помещался сверху. Ладонь левой руки накладывают несколько поперек напильника на расстоянии 20... 30 мм от его носка.

5) По числу насечек на 1 см длины напильника ,напильники делятся  на 6 номеров, перечислите их.

ОТВЕТ: 1) № 0 и 1 (драчевые)

               2) № 2 и 3 (личные)

               3) № 4 и 5 (бархатные)

6) В каком узле и на какой детали находятся «пальцы» широкий и узкий?

ОТВЕТ: Узел - автосцепка, деталь - подъемник

7) Какова толщина гребня у новых и обточенных колес?

ОТВЕТ: 33 мм

8) Что проверяют в первую очередь при промежуточной ревизии букс?

 ОТВЕТ: Состояние переднего подшипника

9) Как называется износ обода по кругу катания?

 ОТВЕТ: Прокат

10) Какие меры безопасности следует соблюдать при выкатке

(подкатке) тележки?

ОТВЕТ: Запрещается находиться на тележке и на пути ее движения, а также размещать детали от вагона в непосредственной близости от передвигаемой тележки.

11) Почему запрещается при ремонте тормозного оборудования под вагоном находиться у головки штока поршня тормозного цилиндра со стороны выхода штока и прикасаться к головке штока?

ОТВЕТ: Так как, может быть сломана пружина в тормозном цилиндре и при снятии крышки с него может с силой вылететь шток и нанести травму (пружина под сильным давлением).

3-е задание «Конкурс мастерства»- на время (5 мин)

Кто быстрее и правильно соберет автосцепку. От каждой команды по 1 человеку. За каждую правильную операцию по 1 баллу (всего 6 баллов)

      1) Подъемник широким пальцем к/верху

       2) Замкодержатель (противовес внутри)

       3) Предохранитель на замок одеваем

       4) Замок с предохранителем одеваем на щип зуба

       5) Валик подъемника

       6) Болт

Пока участники от команд собирают по очереди автосцепку, продолжаем «блиц - турнир». 6 вопросов вначале - б вопросов сейчас.

4-е задание «Конкурс капитанов» ( 7 мин)

   

             Перед каждым капитаном на столах разложены слесарные инструменты, им необходимо внимательно их рассмотреть, запомнить, как и где они лежат. С закрытыми глазами, на скорость и правильно находить и поднимать тот инструмент, который соответствует ответу на поставленные вопросы, (за каждый правильный ответ по 2 балла тому, кто быстрее и правильно ответит, если не быстро, но ответ правильный, то 1 балл присуждается тому, кто правильно ответит)

5-е задание:

  

Прочесть размер, заданный на штангенциркуле,

 

 По одному участнику от команд. Каждому дать штангенциркуль с заданным размером - быстро и правильно надо прочесть размер (за быстроту и правильный ответ- 3 балла, за правильный ответ-1 балл)

6-е задание:

 

«Найти ключевое слово»- кроссворд.

Пока команды отгадывают кроссворд. Проводим конкурс болельщиков.

Конкурс болельщиков - выбрать активного болельщика набравшего больше всего баллов, за правильный ответ по 1 баллу.

Вопросы  им задаются по карточке. 

Жюри подводит итоги конкурса команд и среди болельщиков.

Объявляются итоги, и происходит награждение.

Делается вывод.

Результативность конкурса

Викторина проводилась в группе ЗСЛ-14, которая была разбита на две играющие команды и команду болельщиков.

Целью викторины является обобщение и закрепление первоначальных знаний, навыков и умений полученных в процессе обучения. Форма игры соответствует возрасту, уровню развития участников игры.

При проведении мероприятия, учащимися была проявлена активность, инициатива, находчивость. С заданием, команды успешно справились, большинство ответов были даны правильно.

Игра развивает технологическое мышление, профессиональную интуицию и творческие способности. В процессе конкурса был виден интерес ребят к теме игры, были выявлены у них такие качества как: умение работать в команде, чувство коллективизма, внимательность.

Результат игры: усвоенные знания и умения, полученные при изучении профессиональных модулей и во время производственной практики в АО «ВРК – 2» вагонное ремонтное депо Вязьма, были использованы, обобщенны и закреплены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурса "Лучший по профессии- слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"

Конкурс проводится в рамках декады железнодорожных профессий  среди учащихся по профессии «Слесарь по обслуживанию и  ремонту подвижного состава». Целью конкурса является о...

План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного составаТема урока. Кузов полувагона, назначение, устройство. Знаки и надписи на кузове.Цель урока: овладе...

Доклад о формировании ПК и ОК в пространстве нашнго техникума по профессии "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"

В докладе рассказывается о профессиональных и общих компитенциях, которые формируются в нашем техникуме на уроках МДК, учебной практики и практических занятиях...

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 для профессии СПО 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 для профессии СПО 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава...

План урока профессионально-практической подготовки по профессии "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"

План урока профессионально-практической подготовки по профессии "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава" на тему: "Технология опиливания"...