Главные вкладки

    Педагогический проект «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»
    проект на тему

    Мелехов Дмитрий Николаевич

    Педагогический проект

    «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_melehova.docx35.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовское областное государственное автономное

    образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Промышленно-технологический колледж»

    Педагогический проект

    «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»

    Мичуринск 2014

    Наименование проекта :

    Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентного подхода

    Автор проекта:

    Мелехов  Дмитрий Николаевич, мастер производственного обучения по профессии  «Машинист крана» (крановщик)

    Цель проекта:

    Создание условий для формирования профессиональных и развития общих компетенций, реализации творческих возможностей обучающихся.

    Задачи проекта:

    - анализ информационных ресурсов по теме проекта;

    - выявить наиболее эффективные образовательные  технологии и методы обучения, способствующие реализации компетентностного подхода;

    - обеспечение нового уровня профессиональной подготовки обучающихся на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;

    - осуществление взаимодействия со специалистами автотранспортных предприятий по вопросам содержания и методики производственного обучения;

    - проведение мониторинга результативности реализации проекта;

    - обобщение и систематизация материалов по проекту.

    Актуальность проекта

    Показателем качества профессионального образования сегодня становится компетентность будущего рабочего, специалиста. ФГОС  нового поколения построены на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты профессионального образования, развитие личности обучающегося.

    Современное производство, высокие темпы научно – технического прогресса требуют от современного работника владения не только профессиональными компетенциями, но и способности принимать оптимальные решения в различных производственных ситуациях, коммуникативности, умения работать с информацией, быть профессионально мобильным, правильно осуществлять распределение рабочего времени, постоянно пополнять профессиональные знания, адаптироваться к меняющимся производственным ситуациям, способного к эффективному поведению на рынке труда.

    Особенностями компетентностного подхода являются:

    - формирование профессиональных и общих компетенций;

    -тесная взаимосвязь с работодателями на всех этапах образовательного процесса, так как компетентностный подход предлагает открытый заказ на содержание и оценку профессионального образование выпускника;

    - требования принципиального нового подхода к выбору компетентностно-ориентированных технологий и методов обучения, оценочных средств.

    В современной педагогической литературе имеется большой теоретический и практический материал по реализации компетентностного подхода в обучении,  но описание целостного практического опыта работы мастера производственного обучения по профессии «Машинист крана (крановщик)» явно недостаточно. Поэтому выбор компетентностно-ориентированных технологий и методов обучения и реализация на их основе компетентностного подхода в основном осуществляется в практической педагогической работе мастера производственного обучения. Считаю тему проекта актуальной, а характер проекта практикоориентированный, так как его осуществление будет способствовать подготовке компетентных кадров, востребованных современных рынком труда.

    Проблема, на решение которой нацелен проект

    Противоречия между содержанием профессионального образования, которые требуют творческого подхода формам и методам обучения, ориентированных на передачу готовых знаний, умений, навыков; между необходимостью осуществления компетентностного подхода и недостаточной разработкой методического обеспечения процесса формирования профессиональных и общих компетенций порождает проблему: какие технологии и методы обучения необходимо использовать для преодоления этих противоречий.

                                        Гипотеза

    Если мастер производственного обучения сумеет отбирать наиболее результативные технологии и методы обучения для реализации компетентного  подхода, то это  приведет к успешному формированию у обучающихся необходимых компетенций и повысит качество профессионального образования.

    Условия реализации проекта

    Для реализации данного проекта в колледже имеются необходимые условия:  

    - наличие лаборатории  (мастерской) по сборке - разборке узлов крана;

    - обеспеченность  уроков учебной практики необходимыми материалами, инструментом;

    - разработана программа профессиональных модулей;

    - предоставление предприятиями - социальными партнерами баз практик с использованием новой техники;

    - методическое обеспечение образовательного процесса;

    - систематическое осуществление мониторинга формирования профессиональных и общих компетенций.

    Сроки реализации проекта:

    1 этап (2010-2011гг) анализ информации по теме проекта, разработка программы профессиональных модулей, методического обеспечения компетентностного подхода;

    2 этап (2011-2012гг) реализация проекта;

    3 этап (2013г) анализ результатов, обобщение и трансляция методических рекомендации для применения их в практике педагогической деятельности других педагогов.

    Основные целевые группы, на которые направлен проект:

    - обучающиеся группы по профессии «Машинист крана (крановщик)» (непосредственно участвуют в реализации проекта);

    - мастер производственного обучения (разрабатывает и реализует проект, проводит мониторинг, систематизирует и обобщает материалы проекта);

    -  преподаватели междисциплинарного курса, общих профессиональных дисциплин, мастера производственного обучения (используют материалы проекта в практической деятельности).

    Содержание проекта

    ФГОС  определил те профессиональные и общее  компетенции, над формированием которых  должен работать  мастер производственного обучения. Определив компетенции по каждой теме профессионального модуля (по программе практического обучения), мастера производственного  обучения осуществляет выбор технологий и методов обучения, ориентированных на компетентностный  подход. Основной акцент в них делается на организацию продуктивной работы обучающихся, на сознательное освоение знаний, навыков, умений, компетенций. Роль мастера производственного обучения не сводится к демонстрации приемов выполнения технологических операций и обучению алгоритму трудовых действий. Являясь наставником, помощником, консультантом, он вовлекает обучающихся в процесс познания, в анализ выполняемой или практической работы, в ходе которой формируются как профессиональные компетенции, так и общие (способность к решению ситуационных производственных задач, к работе в команде,  способность к использованию компьютерной техники и информации и др.).

          Конечно, упражнения на уроках учебной практики остаются важнейшим методом учебно - производственной деятельности обучающихся. Но считаю, что алгоритмическое повторение практического показа выполнения упражнения недостаточно.

       Чтобы упражнения были успешными, они должны отвечать ряду требований: сознательное и целенаправленное их  выполнение, методическая обоснованность и системность, постепенное нарастание самостоятельности в работе обучающегося.

         Считаю, что основной реализации компетентностного подхода является технология проблемного обучения, так как именно умение видеть проблему практически решать ее, развивать творческие способности обучающихся. На в водных инструктажах используются такие методы данной технологии, как проблемные вопросы, формулировка проблем самими обучающимся, проблемные ситуации и ситуационные задач. Проблемными вопросами могу быть: «Почему так, а не иначе...», «Что произойдет если …».

    Создание проблемных ситуаций производственного характера, заставляет каждого обучающегося анализировать, предлагать свои решения и сознательно, творчески переходить к самостоятельной работе по выполнению заданий, приближенных к производственным.

    Описывая производственную ситуацию, предлагаю обучающимся самостоятельно проанализировать её, найти путь решения, определить порядок и последовательность выполнения работы, правильность выбора инструментов, соблюдение технологического процесса. Иногда практикую ситуации с преднамеренным нарушением технологического процесса сборки и разборки узлов и агрегатов, чтобы обучающиеся могли обнаружить эти нарушения и предложить пути их исправления.

    Например.

    Разборка двигателя внутреннего сгорания. Производственная ситуация (снятие поршней и шатунов с двигателя). Двигатель, установленный на стенде, поворачиваем его 180 градусов,  отворачиваем гайки поддона картера  ключом на 10 и снимаем картер. Откручиваем гайки шатунных шеек ключом  на 15, снимаем шатунные крышки, вынимаем поршни с шатунами.

    Найдите ошибки в выполнении технологических операций.

    (ошибка заключается в том, что нужно было, прежде чем снять шатун с поршнем, открутить крышку блока   цилиндров головкой на 19)

    При проведении уроков учебной практики стараюсь, чтобы обучающиеся не просто повторяли показанные мной трудовые приемы, но и чувствовали значимость своей работы, четко представляли, почему именно так целесообразнее выполнять данную операцию, могли предвидеть последствия от нарушения каких- либо технологических параметров, то есть были бы не просто исполнителями, а несли ответственность за качество ее выполнения.

      Например, объясняя тот или иной способ разборки двигателя внутреннего сгорания, обязательно выясняю, что они могут сказать об этом способе, в чем его преимущество, в чем недостатки. А потом обучающимся предлагается проверить на практике свои предложения, подтверждая или отвергая их. Только почувствовав значимость своей роли в выполнении определённой операции, они испытывают чувство гордости от того, что им доверяют такую важную и ответственную работу. Работа идет продуктивнее, если обучающиеся ищут способы, доказывают, аргументируют.

    В процессе производственного обучения важнейшую роль играет использование информационно-компьютерных технологий. Наряду с  традиционными учебниками и плакатами в процессе разработки и реализации проекта применялись мультимедийные презентации, которые позволят удобно и наглядно представлять изучаемый материал. С помощью информационных технологий моделируется производственный процесс. Я использую такие обучающие компьютерные программы, как «Практикум автомобилиста».

      Данная программа служит оптимальным средством контроля знаний. Часто применяется на вводном инструктаже интерактивное компьютерное тестирование. Дидактическим стержнем своих уроков считаю непосредственную деятельность самих обучающихся во время выполнения самостоятельной работы. Причем, акцент переношу в плоскость учебного самоуправления, когда из числа моих обучающихся выбираются «бригадиры», «консультанты», «эксперты». Они помогают мне контролировать выполнение работ, консультируют, делают заключение о качестве выполненных работ. В этом случае формируются не только профессионально важные качества, но и коммуникабельность, интерес к профессии, чувство ответственности. Периодичность сменяемости состава учебного самоуправления помогает каждому действовать на уроке непосредственно, принимать реальное участие в постановке и реализации целей урока. Учебное самоуправление, которое исходит из принципов педагогики сотрудничества, - верный путь к самореализации будущих выпускников, ведущий к их  высокому профессиональному росту.  

    Реализация компетентностного подхода происходит успешно в процессе использование игровых технологий. В частности, практикую деловые игры производственного характера и конкурсы профессионального мастерства. Игровое моделирование неслучайно завоевало столь прочные позиции в педагогике, поскольку опирается на творческий потенциал обучающихся. Игры дают возможность свободно выражать эмоции, развивают интеллект и способствуют формулированию профессиональных компетенций.

    В ходе деловой игры, которая проводится как общее повторение материала, мои обучающиеся выполняют роль мастера, бригадира, машиниста крана, кладовщика и  т.д.

    Особую роль играют мини-конкурсы профессионального мастерства, которые являются одним из типов урока производственного обучения, взамен урока контрольно-проверочного типа. Структура такого урока-конкурса - два тура: теоретический и практический.

    Условия конкурса приближены по содержанию к производственным (организация рабочего места и культура труда, соблюдение правил ТБ, качество выполнения работы, производительность труда предложения по совершенствованию технологического процесса, инструментов, уровень производственной самостоятельности). С этими условиями обучающиеся знакомятся заранее, а также с основными критериями оценки выполнения задания. Сейчас можно сказать, что уроки-конкурсы как завершающий этап изучения каждой темы программы учебной практики доказали свою эффективность.

    В  ходе работы над проектом практиковался метод проектов это такой способ организации обучения, который позволяет реализовать интеллектуальные возможности обучающихся. В основном я использую практикоориентированные  проекты: «Оформление лаборатории по сборке  – разборке узлов агрегатов крана», «Открой своё  дело»,  «Твоя профессия и новые технологии» и др.

    Проектно-творческая система обучения способствуют развитию интереса к профессии, познавательной активности и творческой самореализации личности. Защита (презентации ) проектов происходит как на уроках, так и на научно-практических студенческих конференциях. Результатами проектов могут быть слайдовые презентации, реклама профессии, выполнение практических заданий и др.

    Одной из важнейших составляющих компетентностного подхода является совместное с работодателями обсуждение содержания программы профессиональных модулей, организации производственной практики, их участие в качестве экспертов при проведении проверочных работ, в подготовке квалификационного экзамена.

        В рамках проекта рассматривается  вопрос о внедрении новой модели оценивания сформулированности профессиональных и общих компетенций, разработка контрольно-оценочных средств, соответствующих требованиям компетентностного подхода.

    Самое важное в вопросе выбора наиболее  эффективных педагогических технологий заключается в том, что они открывают возможности стать компетентным работником, способным успешно выполнять требования современного производства.

                       

    Оценка рисков проекта

    Трудности проекта

    Меры по их минимизации

    Трудоемкость работы по методическому обеспечению компетентностного похода

    Использование рекомендаций методической литературы

    Отсутствие апробированных моделей выбора технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода

    Собственные наработки

    Недостаточное количество электронных пособий по учебной практике

    Разработка материалов для электронного пособия

    Имеющиеся и предполагаемые результаты проекта

    В результате реализации данного проекта:

    - созданы условия для повышения качества профессионального образования (число сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза составило: 2009 г.- 63%    2012г.- 80% . Число выпускников,  получивших повышенные разряды: 2009 г. – 14чел.;    2012г.- 16чел.

    - внесены изменения в методическое обеспечение профессии на основе компетентностного подхода;

    - совершенствовался образовательный процесс на основе использования практикоориентированных технологий;

    - разработана совместно с преподавателями междисциплинарного цикла программа профессиональных модулей:

    - будут разработаны новые контрольно-оценочные средства;

    - положительный         опыт мастера производственного обучения будет рекомендован для практического применения педагогами колледжа.

                     

     Дальнейшее развитие проекта

    По мере реализации ФГОС нового поколения продолжится работа по выбору и совершенствованию технологий и методов, способствующих реализации компетентностного подхода.

    Материалы проекта будут оформлены и размещены на сайте и в методическом сборнике колледжа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

    В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

    Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффек...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

    Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

    Электронные учебники как средство обучения в условиях модульно – компетентностного подхода

    Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающег...

    Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

    Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....