КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
статья на тему

Малыгина Ирина Олеговна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kontekstnoe_obuchenie.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В качестве основания Федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования выступает компетентностный подход, направленный на обновление содержания образования и повышение качества профессионального обучения.

Понятие «компетентность» подразумевает готовность (подготовленность) человека к выполнению той или иной социальной роли: профессионала, члена общества, гражданина и т. д. С этих позиций компетентность есть результат образования, а, следовательно, и цель, достижение которой обеспечивается реализацией требований стандарта

В теории  компетентностного подхода выделяют ключевые и функциональные компетенции. Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе в стандартах третьего поколения ключевые компетенции обозначены как общие компетенции (ОК).

Функциональные (специальные) компетенции представляют собой совокупность характеристик определенной профессиональной деятельности и представляют собой набор функций конкретного рабочего места. В стандарте данная группа компетенций обозначена как профессиональные компетенции (ПК).

Структурным элементом стандартов третьего поколения является не предмет, а образовательная область, представляемая в виде профессиональных модулей и междисциплинарных курсов

Методологический подход, положенный в основу новых стандартов, обусловливает изменения не только в построении образовательного процесса, но и оказывает влияние на использование педагогами иных форм, методов обучения и воспитания, поскольку формирование компетенций выпускника образовательного учреждения невозможно в рамках традиционных технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков.

В качестве одной из возможных педагогических технологий, в рамках которых происходит реализация компетентностного подхода в образовании, выступает контекстное обучение

Контекстная технология обучения- это технология, в которой осуществляется своеобразная реконструкция профессионального труда в формах учебно-производственной деятельности, динамически преобразующихся от начала к концу обучения.


В контекстное обучение выделяют три базовые формы деятельности студентов и некоторое множество переходных от одной базовой формы к другой. 

К базовым относится: 
-учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность), в которой ведущая роль принадлежит академической лекции; 

-квазипрофессиональная деятельность (деловые игры и другие игровые формы экскурсии на предприятия); 


-учебно-профессиональная деятельность (производственная практика, дипломное проектирование). В качестве переходных от одной базовой модели к другой выступают все остальные формы: лабораторные и практические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы, спецсеминары и т.д.


Контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс к будущей профессиональной деятельности, создавать с помощью учебных задач, заданий, моделей и ситуаций предметный и социальный контексты деятельности, быстро адаптироваться молодому специалисту в будущем к условиям профессиональной  деятельности. Контекстный подход к обучению вооружает студентов не просто суммой знаний, а и умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, а также опытом профессиональной деятельности, умением творить, как использовать ту или иную информацию.

Как видим на схеме, основная нагрузка ложится на память, и в этом смысле, действительно, повторение - мать учения. Студент может извлечь из своей кладовой памяти лишь то, что в нее заложили в прошлом. Если студент и мыслит, то вопреки традиционной схеме обучения, а не благодаря ей. Мышление - это обращение к будущему, к тем неизвестным, нестандартным и проблемным ситуациям, которые возникнут у него в производственной деятельности. В отличие от студента специалист действует по-другому  

      Основным элементом деятельности обучающегося в контекстном обучении является поступок, выполнение которого приводит к получению определенного опыта профессиональной деятельности. Овладение деятельностью происходит с помощью системы задач, учебных проблем и профессионально-подобранных проблемных ситуаций. В процессе решения проблемной ситуации обучающийся включается в активную деятельность, становится ее субъектом. При этом осуществляется присвоение человеком социального опыта, развитие его психических функций и способностей. В этом случае, указывает А.А. Вербицкий «выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое» .Таким образом, теория контекстного обучения созвучна идеям компетентностного подхода и адекватна целям и логике образовательного процесса, регламентируемыми стандартами нового поколения.

По аналогии с выстраиванием модели контекстного обучения и системы компетентностей будущего техника машиностроителя,( по Вербицкому) проведем классификацию компетенций, которыми должен обладать выпускник учреждения среднего профессионального образования. Компетенции, перечисленные в стандарте, объединим в группы компетентностей: мотивационная, рефлексивная, информационная, техническая, коммуникативная, гражданская.

Мотивационная компетентность служит связующим звеном в процессе развития специалиста. Мотивы, потребности, цели, ценностные установки определяют уровень заинтересованности человека в приобретении профессиональных компетенций. Доминирующие мотивы определяют направленность личности человека, которая выражается в его волевом поведении, в прилагаемых им усилиях для достижения определенной цели. В этой связи к данной группе компетентностей отнесем общие компетенции ОК 1. и ОК 2.

Уровень развития самооценки, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональной деятельности определяется рефлексивной компетентностью. Она является регулятором личностных достижений, побудителем самопознания, саморазвития, самосовершенствования человека. Рефлексивное осознание себя в избранной профессии способствует раскрытию потенциала обучающихся. В качестве рефлексивной компетенции в стандарте выступает общая компетенция ОК 3,ОК4,ОК 8

Проявление и развитие внутренних качеств личности обучающихся возможно при условии его общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками), а в будущем — коллегами по работе. Умение устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, организовывать и поддерживать диалог, разрешать конфликты — компоненты коммуникативной компетентности. В стандарте — общая компетенция ОК 6, ОК 7.ОК9

В современных условиях неотъемлемым показателем квалификации специалиста является умение человека осуществлять поиск информации, ее отбор и эффективное применение в профессиональной деятельности, что заключается в овладении информационной компетентностью, обозначенной в стандарте ОК 4.

Техническая подготовленность работника к выполнению профессиональных функций определяет наличие у него технической компетентности. К данной группе целесообразно отнести общую компетенцию ОК5 и ОК9., а также весь перечень профессиональных компетенций (ПК 1.1. — ПК 1.5.; ПК 2.1. — ПК 2.3; ПК3.1-3.2.).

Выпускник образовательного учреждения — не только профессионал, специалист, но и гражданин своего государства. Его права и обязанности определяются гражданской компетенцией — ОК 10.

Таким образом, объединение компетенций в группы позволяет определить результат обучения — выпускник, наделенный знаниями в своей профессиональной сфере, обладающий опытом профессиональной деятельности, характеризующийся развитыми личностными качествами, активный член общества, достойный гражданин своего государства. На основе проведенного анализа компетенций и объединения их в группы компетентностей можно создать систему методических компонентов технологии контекстного обучения для всех дисциплин учебного плана по специальностям  СПО

Общепрофессиональный цикл имеет важное значение для формирования деятельностной составляющей профессии или специальности,  например:

«Безопасность жизнедеятельности» — дисциплина, которая выступает в качестве теоретической базы всех видов компетенций, поскольку направлена на наделение учащихся знаниями по вопросам безопасного и здорового образа жизни, без чего невозможно полноценное личностное и профессиональное становление человек

«Охрана труда» — занимает важное место в формировании профессиональной компетентности студентов, поскольку непосредственно связана с его профессиональной деятельностью, техникой безопасности на производстве.

Общепрофессиональных дисциплин обеспечивает совершенствование различных аспектов всех групп компетенций.

Дисциплины профессионального цикла включают в себя междисциплинарные курсы, направленные на освоение конкретного вида профессиональной деятельности, практического опыта и интегрирующие знания, умения, полученные в ходе изучения дисциплин общепрофессионального цикла.

Итак, изучение теоретических основ компетентностного подхода, а также возможностей использования контекстного обучения в подготовке по специальностям СПО позволяет сформулировать следующие выводы:

-в основу стандартов нового поколения положен компетентностный подход, определяющий цель профессионального образования — компетенции в совокупности формирующие компетентность;

-общие и профессиональные компетенции, обозначенные в стандарте, определяют систему обобщенных компетентностей, состоящую из групп: мотивационной, рефлексивной, информационной, технической, коммуникативной, гражданской;

-для освоения обучающимися компонентов каждой из групп компетентностей целесообразно использовать технологию контекстного обучения, позволяющую обучающемуся выступать в роли субъекта учебной деятельности, на основе которой выстраивается будущая профессиональная деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

Педагогический проект «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»

Педагогический проект«Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»...

Методическое пособие Реализация компетентностного подхода средствами внеаудиторной самостоятельной работы.

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...

Дифференцированное обучение как средство реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации младших школьников

Дифференцированное обучение является одним из средств реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации школьников. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для...

Доклад на ЦМК - Применение имитационных технологий для реализации компетентностного подхода» в обучении

Одним из эффективных методов по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа является использование тренингов в учебном процессе в виде симуляции разл...