Методическая разработка урока учебной практики по ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров по профессии 23.01.03 Автомеханик
методическая разработка

Шепелев Сергей Владимирович

Тема урока:  «Движение с переключением передач»

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для мастеров п\о практического вождения по профессии «Водитель категории В».

Цель данной методической разработки – оказание помощи мастеру п/о в подготовке и проведения урока практического вождения по теме № 1 «Начальное обучение. Упражнение 3. Движение с переключением передач».

В методической разработке описаны последовательность действий при трогании с места, последовательность действий при плавной остановке автомобиля торможении, движение задним ходом по прямой. Урок по данной теме проводится на автодроме (закрытой площадке).

Продолжительность урока составляет 120 минут, включая время на подготовку обучающегося к занятию, подведение итогов и оформление документации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока учебной практики

 по ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

 по профессии 23.01.03 Автомеханик

Группа    31

Профессия:   23.01.03    Автомеханик

ПМ.02  Транспортировка грузов и перевозка пассажиров 

Формируемые компетенции:

Тема урока:  «Движение с переключением передач»

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для мастеров п\о практического вождения по профессии «Водитель категории В».

Цель данной методической разработки – оказание помощи мастеру п/о в подготовке и проведения урока практического вождения по теме № 1 «Начальное обучение. Упражнение 3. Движение с переключением передач».

В методической разработке описаны последовательность действий при трогании с места, последовательность действий при плавной остановке автомобиля торможении, движение задним ходом по прямой. Урок по данной теме проводится на автодроме (закрытой площадке).

Продолжительность урока составляет 120 минут, включая время на подготовку обучающегося к занятию, подведение итогов и оформление документации.

Тема урока: «Движение с переключением передач»

Тип урока: Формирование первоначальных умений

Цель: Научить обучающегося приемам плавного трогания автомобиля с места, разгону, приемам торможения и остановки, движению по прямой, задним ходом.

Материально-техническое оснащение урока: учебный автомобиль, план урока, журнал  п/о, инструктивная карта.

Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий

План урока

1. Организационная часть

Проверка готовности обучающегося к занятиям (внешний вид, наличие индивидуальной книжки вождения).

2. Вводный инструктаж

Трогание с места и разгон

  • включить левый указатель поворота (выпрямленными пальцами левой руки, руль не отпускать) — мигает мигалка влево, даже если ты намерен ехать абсолютно прямо;
  • выжать сцепление (до упора в пол) — чтобы не поехать сразу при включении передачи (кроме того, при включенном сцеплении передачу включить очень трудно, можно сломать рычаг);
  • включить 1-ую передачу (рычаг от себя, вперед);
  • снять с ручного тормоза: потянуть рукоятку еще вверх, как для постановки на тормоз, нажать большим пальцем кнопку — с натянутой вверх рукояткой она легко нажимается — и теперь рукоятку толкнуть-повернуть вниз к полу;
  • посмотреть по сторонам и в зеркало заднего вида, пропустить движущиеся автомобили и начать движение, то есть:
  • очень плавно отпустить сцепление и добавить газ. В точке трогания (трения дисков друг о друга) придержать сцепление (не бросать педаль, а зафиксировать) – это называется «полусцепление» — и в этот самый момент начать чуть-чуть добавлять газ (если не добавить — может заглохнуть двигатель);
  • выруливать рулем в правильный ряд; выровняв машину, выключить сигнал левого поворота;
  • добавить газу для разгона в следующий скоростной диапазон (для перехода на 2 передачу) — это должен быть быстрый разгон, потому тут газ надо прибавить сильно/смело.

Замечания:

  • следует сначала дать легкий газ и потом осторожно отпускать педаль сцепления;
  • Если не нажать газ, а просто отпустить сцепление — двигатель может заглохнуть, особенно если холодная погода или машина стоит носом в гору.
  • Если нажать газ слишком сильно — машина сделает рывок вперед, даже при аккуратном подводе сцепления.
  • При резком отпуске сцепления – также будет рывок вперед, при этом еще может заглохнуть мотор (не вынеся сразу и резко подведенной нагрузки).

Поэтому сперва легкий газ (очень умеренно, попробовать несколько раз и найти правильное положение), потом — осторожный, с паузой, подвод сцепления.

Последовательность действий при плавной остановке автомобиля:

  • Плавное торможение осуществляется переходом на низшие передачи отпусканием педали дросселей, притормаживанием рабочим тормозом до полной остановки. Нужно обратить внимание студентов на необходимость включения стояночного тормоза после каждой остановки.
  • взглянуть в зеркало заднего вида;
  • включить указатель правого поворота;
  • перенести правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза;
  • плавным нажатием на педаль тормоза снизить скорость движения автомобиля;
  • продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выжать педаль сцепления (в момент положения педали тормоза, соответствующего 2/3 хода);
  • нажать педаль тормоза до упора;
  • включить стояночный тормоз, отпустить педаль тормоза;
  • перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;
  • отпустить педаль сцепления;
  • выключить указатель поворота; остановить двигатель, для чего выключить зажигание.

При экстренном торможении последовательность действий та же, что и при плавном. Только нажатие на педаль производится более быстро и сильно, сцепление  выключается  когда педаль тормоза дойдет почти до упора. Более позднее выключение сцепления способствует снижению вероятности блокировки колес при торможении; повышает управляемость автомобиля.

Движение задним ходом по  прямой.

  • Проехав определенное расстояние по прямой в перед, переходим к движению задним ходом по прямой. Нужно научиться управлять движением задним ходом, при этом проявлять повышенную внимательность, осторожность, осмотрительность, развивая глазомер и расчет движения, соблюдая требования правил безопасного движения. Вождение автомобиля задним ходом относится к маневрам повышенной сложности.
  • Во время выполнения этого маневра необходимо отрегулировать посадку для движения задним ходом и наблюдения за дорогой.
  • Наблюдение за дорогой можно производить
  • через заднее и боковое стекло автомобиля;
  • через открытое боковое стекло двери;
  • через открытую левую дверь кабины автомобиля;
  • с помощью сигналов лица, находящегося вне автомобиля.

Иногда водители допускают ошибку, когда при движении задним ходом смотрят в зеркало. Зеркало используют для того, чтобы убедиться правильно ли и безопасно ли автомобиль остановился после движения и нужна ли коррекция постановки автомобиля.

Чтобы  произвести  движение задним ходом с наблюдением за дорогой через заднее и боковое стекло, надо:

  • правую руку положить на спинку сиденья пассажира. Повернуться вправо и посмотреть назад через заднее и боковое стекло;
  • убедиться в безопасности;
  • левую руку положить на рулевое колесо в районе «12—1»;
  • выбрать наиболее удобное направление движения;
  • руки возвратить в исходное положение;
  • левой ногой до конца выжать сцепление;
  • произвести запуск двигателя;
  • правой ногой слегка нажать на педаль газа, почувствовав увеличение оборотов двигателя, отпустить педаль, но держать ногу на педали газа;
  • правая рука на рычаге переключения передач, проверить нейтральную передачу, легким усилием преодолевается сопротивление пружины при надавливании на рычаг вниз, включить передачу заднего хода;
  • левую руку положить на рулевое колесо в районе «12—1»;
  • правой рукой отпустить стояночный тормоз и затем ее перенести на спинку пассажирского сидения;
  • повернуться вправо так, чтобы видеть все сзади;
  • убедиться в безопасности перед началом движения;
  • отпустить педаль сцепления до точки «схватывания сцепления», левую ногу оставить на сцеплении, в готовности выжать сцепление, если автомобиль начнет дергаться;
  • одновременно нажать на педаль газа, увеличивая обороты коленчатого вала;
  • прислушиваться к работе двигателя, который необходим для трогания с места;
  • наблюдать за направлением движения автомобиля и за дорожной обстановкой;
  • левой рукой слегка вращать рулевое колесо в ту сторону, в которую вы хотите повернуть автомобиль.

Во время движения задним ходом автомобиль реагирует на управление иначе, чем при движении вперед. При этом движение должно осуществляться достаточно медленно.

Надо привыкнуть, что при повороте правого колеса вправо задняя часть автомобиля поворачивается вправо, а передняя движется влево. При этом необходимо сделать поворот головы, чтобы передняя часть автомобиля не задела за предметы, находящиеся рядом.

Задним ходом надо двигаться медленно и всегда быть готовым остановиться. Поворачивая рулевое колесо, надо поворачивать раньше, чем это кажется необходимым. Если сомневаетесь в безопасности дорожной обстановки, остановитесь, выйдите, оцените ситуацию, выберите наиболее безопасный способ дальнейшего движения.

Мотивация учебной деятельности: кроссворд  с  ключевым словом  по теме

- Проверка уровня усвоения  теоретических знаний по  теме:

-Тестовые задания

-Работа у доски (тренировочные упражнения).

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащегося.

Самостоятельная работа обучающегося по выполнению задания под контролем мастера п/о:

  • правильность действий по выполнению запуска холодного двигателя;
  • точность и синхронность действий студента при управлении автомобилем;
  • правильность выполнения студентом приемов плавного трогания автомобиля с места;
  • умения и навыки студентом, демонстрируемые при разгоне автомобиля по ровному участку дороги;
  • правильность выполнения студентом приемов торможения автомобиля с места;
  • правильность выполнения студентами движения задним ходом.
  • правильность действий обучающихся при остановке автомобиля.

Целевые обходы преподавателя

        - Контроль за  включения  студентами в работу.

        - Оказание индивидуальной помощи студентами.

        - Коррекция учебных действий.

        -  Проверка качества выполнения и оценка выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж

Анализ работы обучающегося по выполнению задания

Выявить допущенные ошибки, поправить, объяснить причины их возникновения.

Отметить лучшие стороны, тактично указать на допущенные ошибки. Оценить действия обучающегося по выполнению упражнения.

Литература:

  1. Волгин В.В. Техника вождения автомобиля. – М.: «Астрель», 2013г.
  2. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «С», «Д», «Е». – М.: «Академия». 2012г.
  3. Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя категории «В» – М.: «За рулем», 2013г.

Интернет-ресурсы:

Начальное обучение вождению [электронный ресурс]. – Режим доступа – WWW. vodile.info — (Дата обращения: 25.10.2012г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"

Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема  урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...

Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"

Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...

Методическая разработка урока учебной практики по теме «Виды слесарных операций и способы обработки металла» по профессии 23.01.03 Автомеханик

В методической разработке представлен пример урока учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик для обучающихся 1 курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

Рабочая программа учебной практики (далее программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии (специальности)  23.01.03 Автомех...

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной практики ПМ. 02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик  для студентов ГБПОУ МСМТ...