рабочая программа "Транспортная география"
рабочая программа

Буйволова Елена Ивановна

Рабочая программа учебного предмета составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;на основании решения педагогического совета от 28.08.2018 года, протокол №1 о введении учебного предмета  в учебный план за счет часов компонента образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_transportnaya_geografiya.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО

«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

__________ Бровченко Н.А.

Приказ № __ от «___»___20_ г.

Рабочая программа

учебного предмета

УПОУ.04 Транспортная география

                                                                       индекс                  учебного предмета

по профессии СПО:

23.01.09 Машинист локомотива

                                                               код                       профессия

 

23.01.14  Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)

                                                                              код               профессия

        Рабочая программа учебного предмета составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;на основании решения педагогического совета от 28.08.2018 года, протокол №1 о введении учебного предмета  в учебный план за счет часов компонента образовательного учреждения.

Разработчик программы:Буйволова Е, И.,  преподаватель

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательныеучебные предметы» протокол № 1, от  28 августа 2018г.

Председатель ЦК Быкова А.А.

Рабочая программа   одобрена на заседании УМС  протокол № 1, от  28 августа 2018г.

\

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предметаУПОУ.04 Транспортная география предназначена для изучения транспортной географии в техникуме, как учебного предмета  образовательного учреждения при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО, при получении   профессии СПО:23.01.09 Машинист локомотива. 23.01.14  Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) .

        Введение учебного предмета образовательного учреждения УПОУ.04  Транспортная география  обусловлено необходимостью новых подходов к подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Содержание рабочей программы ориентируется на то, что высококвалифицированные рабочие, должны знать современное состояние транспортного комплекса России.

Учебный предмет УПОУ.04Транспортная география     изучается в объеме 46 часов и  10  часов внеаудиторной самостоятельной работы, 14 часов консультаций.

По содержанию рабочая программа  включает в себя четыре раздела:  

1. пояснительная записка;

2. тематический план с распределением учебных часов по разделам и темам курса;

3. содержание учебного предмета и последовательность изучения разделов и тем с

        требованиями к уровню подготовки студентов;

4. используемая литература.

Рабочая программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:

-  создание системы знаний о транспорте как отрасли материального производства и важнейшей составляющей инфраструктуры;

- изучение транспорта как составляющей производственной и социальной инфраструктуры;

- выявление закономерностей и факторов, определяющих территориальные различия транспорта в системе территориальной структуры хозяйства;

- определение влияния на развитие транспорта природных условий, природно-географической среды;

- изучение размещения и работы различных видов транспорта;    

 - анализ структуры транспортных сетей;

- исследование развития и функционирования транспортных систем  регионов России и зарубежных стран;

- изучение научных проблем транспорта, экологии и безопасности на транспорте.

Рабочая программа учебного предмета обладает рядом особенностей:

- краткость изучения материала;

- практическая значимость для студента.

Рабочая программа учебного предмета «Транспортная география»  формирует у студентов знания о современном уровне развития и проблемах транспортного комплекса России и стран Ближнего Зарубежья, о месте транспорта России в мировой транспортной системе.

Требования к результатам обучения:

   в результате изучения учебного предмета студент должен

Знать:

  • закономерности и факторы, определяющие территориальные различия транспорта;
  • основные понятия в сфере географии транспорта;
  • функции транспорта в территориальных системах;
  • структурно-функциональные особенности транспорта;
  • составляющие транспортной инфраструктуры;
  • структурные особенности транспортных сетей;
  • конфигурационные типы транспортных сетей;
  • макрорегиональные типы транспортных систем;
  • план характеристики региональной транспортной системы, транспортной магистрали;
  • основные морские и речные порты, транспортные узлы, нефте- и газопроводы, железнодорожные и автодорожные магистрали, аэропорты России;
  • основные морские порты, каналы, аэропорты, газо- и нефтепроводы мира, проливы международного судоходства, важнейшие направления судоходных линий и воздушных перевозок мира.

 в результате изучения учебного предмета студент должен

Уметь:

  • анализировать технико-экономические показатели транспортной работы;
  • определять конфигурационные типы транспортных сетей;
  • анализировать сферы рационального использования различных видов транспорта;
  • разрабатывать и внедрять мероприятия, снижающие вредное воздействие транспорта на окружающую среду;
  • характеризовать основные виды транспорта современного мира;
  • применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими.

Использовать приобретенные знания и умения:

  • для практического решения задач, способствующих максимальному удовлетворению потребности населения в перевозках при минимальных затратах времени и средств.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Кол-во часов

Самостоятельная работа

Введение

1

1

Раздел 1.  Общие основы географии транспорта.

6

 1

Тема 1.1.  Транспортная система России.

2

 

Тема 1.2. Экономико – географические особенности формирования транспортной сети. Транспорт как отрасль инфраструктурного комплекса.

4

 

Раздел 2.  Мировая транспортная система.

 15

3

Тема 2.1. Характеристика основных видов транспорта современного мира.

11

 

Тема 2.2  Макрорегиональные транспортные системы.

4

 

Раздел 3. Характеристика региональных транспортных систем Россиии стран Ближнего Зарубежья.

 14

3

Тема 3.1.  Транспортная система Европейской части России.

6

 

Тема 3.2.  Транспортная система Азиатской части России.

3

 

Тема 3.3.  Транспортная система стран Ближнего зарубежья.

5

 

Раздел 4.  Организация транспортного процесса в единой транспортной системы.

2

Тема 4.1. Виды сообщений. Транспортные коридоры.

2

Раздел 5. Наука, экология и безопасность на транспорте.

7

3

Тема 5.1.  Научные проблемы транспорта.

2

Тема 5.2.  Проблемы экологии на транспорте.

2

Тема 5.3.  Проблемы безопасности на транспорте.

3

Резерв учебного времени

1

Итого

 

46

Самостоятельная работа

-по овладению знаниями,

-по закреплению и систематизации знаний,

-по формированию  умений

10

консультации

    14

Максимальная учебная нагрузка

70

Промежуточная аттестация проводиться в форме  экзамена во 2 семестре

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

       Значение транспорта в хозяйственном комплексе страны, осуществлении производственных связей между отраслями экономики, территориальном разделении труда, экономическом развитии регионов. Роль транспортного рынка в экономике страны. Место транспорта России в мировой транспортной системе.

Раздел 1.  Общие основы географии транспорта.

 Тема 1.1.  Транспортная система России.

Транспортная система. Ее состав и особенности. Единая транспортная система. Транспорт общего и необщего пользования. Технико-экономические показатели транспортной работы. Транспортные пункты и узлы. Типология транспортных узлов и их место в транспортной системе России.  География путей сообщения.

Тема 1.2. Экономико – географические особенности формирования транспортной сети. Транспорт как отрасль инфраструктурного комплекса.

Влияние физико-географических факторов и условий на различные виды транспорта. Уменьшение зависимости современного транспорта от природных условий по сравнению с прошлым благодаря научно-техническому прогрессу и познанию законов природы. Начертание (конфигурация) транспортной сети. Процесс эволюции конфигураций транспортной сети. Конфигурационные типы (формы) транспортных сетей. Структурные особенности транспортных сетей на разных иерархических уровнях. Значение конфигурации транспортной сети для социально-экономического развития региона.

Транспортная инфраструктура. Проблемы и перспективы ее развития. Транспортная инфраструктура и уровень развития экономики региона. Функции транспорта в территориальных системах. Коммуникационное пространство. Коммуникационная инфраструктура. Коммуникационная инфраструктура России: проблемы и перспективы развития. Качество транспортного обслуживания. Транспортная составляющая в оценке социальных качеств мест.

Знать: закономерности и факторы, определяющие территориальные различия транспорта; основные понятия в сфере географии транспорта;функции транспорта в территориальных системах; структурно-функциональные особенности транспорта; составляющие транспортной инфраструктуры; структурные особенности транспортных сетей; конфигурационные типы транспортных сетей;

Уметь: анализировать технико-экономические показатели транспортной работы; определять структурно-функциональные характеристики транспорта;  определять сферы рационального использования различных видов транспорта; разрабатывать и внедрять мероприятия, снижающие вредное воздействие транспорта на окружающую среду.  

Раздел 2. Мировая транспортная система.

Тема 2.1. Характеристика основных видов транспорта современного мира.

Основные параметры развития мировой транспортной системы. Характеристика основных видов транспорта современного мира.  Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Внутренний водный (речной) транспорт. Морской транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт. Промышленный транспорт. Транспорт энергии. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта.

Тема 2.2. Макрорегиональные транспортные системы.

Направления  развития транспортных систем мира. Основные транспортные системы мира. Западная Европа - транспортный фактор экономической региональной интеграции.  Транспорт в территориальной системе США. Транспорт развивающихся стран мира. Ведущие порты. Ключевые нефте- и газопроводы. Изменение в структуре перевозок по видам транспорта и регионам мира.

Знать: характеристику основных видов транспорта современного мира, макрорегиональные типы транспортных систем; план характеристики региональной транспортной системы, транспортной магистрали.  

Уметь: характеризовать основные виды транспорта современного мира.

Раздел 3. Характеристика региональных транспортных систем России и стран Ближнего Зарубежья.

Единство транспортной системы России и стран Содружества и ее влияние на процессы социально-экономической интеграции и сотрудничества. Основные проблемы ее формирования и развития.

Тема 3.1. Транспортная система Европейской части России.

Центральная Россия. Влияние ЭГП, природных, исторических и экономических факторов на развитие транспортной сети региона. Основные направления транспортно-экономических связей и перевозок грузов и пассажиров. Роль железнодорожного транспорта в обеспечении перевозок Центра. Магистрализация и электрификация железных дорог как основной путь их развития. Главные радиальные и кольцевые дороги. Роль автомобильного транспорта в обеспечении внутрирайонных перевозок. Характеристика водного, трубопроводного и воздушного транспорта. Основные транспортные узлы региона. Москва как крупнейший транспортный узел страны. Проблемы развития транспорта Центральной России.

Север и Северо-Запад Европейской части России. Влияние ЭГП, природных и историко-географических факторов на состав и развитие транспортной сети региона. Особенности структуры грузооборота. Основные направления транспортно-экономических связей и грузовых потоков. Значение водного транспорта. Основные морские порты и их специализация. Транспортные узлы. Значение и функции Санкт-Петербургского транспортного узла

Поволжье. Этапы формирования и развития транспортной сети региона, ее состав, роль Волжского водного пути. ЭГП района и развитие железнодорожной сети. Характеристика автомобильного и трубопроводного транспорта. Транспортные узлы.

Северный Кавказ.Роль Кавказского хребта и горного рельефа в формировании транспортной сети района и ее особенности. Основные перевальные дороги. Направления грузовых потоков на железных дорогах. Магистральные автомобильные дороги. Трубопроводный транспорт. Развитие курортного хозяйства и его влияние на транспорт. Транспортные узлы.

 Урал. Развитие железнодорожного транспорта в связи с освоением горнорудных ресурсов и учет ЭГП района. Влияние тяжелой промышленности на особенности транспортноэкономических связей и структуру перевозок грузов. Главные направления железнодорожных грузовых потоков. Роль трубопроводного транспорта. Речной транспорт. Транспортные узлы.

Тема 3.2. Транспортная система Азиатской части России.

 Западная Сибирь. Этапы формирования и развития транспортной сети района. Роль основных железнодорожных магистралей. Значение Кузбасса в железнодорожных перевозках. Новое железнодорожное строительство. Развитие трубопроводного транспорта в связи с развитием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Значение Обь-Иртышского речного бассейна в транспортном обслуживании района. Транспортные узлы.

 Восточная Сибирь. Значение Транссибирской магистрали в формировании транспортной сети района. Строительство и роль БАМа. Состав грузов и направления грузовых потоков. Значение внутреннего водного транспорта и основные перевозки. Транспортные узлы.

 Дальний Восток.Влияние ЭГП района на формирование и развитие транспорта. Транссиб и БАМ как каркасные железнодорожные магистрали. Строительство Амуро-Якутской железной дороги и ее значение. Роль морского транспорта, основные морские порты. Характеристика внутренних водных путей. Значение р. Лены в транспортном обслуживании района. - Транспортные узлы. Новые транспортные артерии XXIвека.

Тема 3.3.Транспортная система стран Ближнего Зарубежья

Республика Беларусь. Географическое положение и его влияние на формирование и развитие транспортной сети региона. Основные железнодорожные, автомобильные магистрали и системы трубопроводов. Структура перевозок грузов. Роль транзитных перевозок. Значение автомобильного транспорта для внутренних перевозок. Главные транспортные узлы. Проблемы функционирования и развития транспорта в современных и перспективных условиях.

Транспортная система Украины и Молдовы.Этапы формирования и развития транспортной сети региона. Значение железнодорожного транспорта. Основные грузопотоки по железным дорогам. Грузоформирующая роль Донбасса и Кривого Рога. Роль транзитных перевозок. Морской транспорт и его значение. Основные морские порты и их хинтерланды. Главные речные пути. Значение автомобильного транспорта и его функции. Основные системы трубопроводов и их значение. Главные транспортные узлы. Проблемы функционирования и развития транспортной системы Украины и Молдовы в современных и перспективных условиях.

Закавказский регион.Влияние природного и исторического факторов в формировании транспортной сети региона и ее особенности. Направления транспортно-экономических связей и перевозок грузов и пассажиров. Основные перевальные дороги. Магистральные железные и автомобильные дороги. Главные морские порты и их хинтерланды. Система трубопроводов. Транспортные узлы. Проблемы функционирования и развития транспортной системы региона в современных и перспективных условиях.

Казахстан. Основные этапы формирования транспортной сети региона. Влияние ЭГП на развитие железнодорожного транспорта. Роль отдельных видов транспорта в перевозках грузов. Основные направления грузовых потоков но железным дорогам. Значение Карагандинского и Экибастузского угольных бассейнов. Транзитные перевозки. Системы трубопроводов. Транспортные узлы. Проблемы развития транспортной системы региона в современных и перспективных условиях.

Среднеазиатская транспортная система. Основные этапы формирования транспортной сети. Значение ЭГП, исторического и природного факторов. Особенности структуры грузов. Основные направления грузопотоков. Значение железнодорожного и автомобильного транспорта во внутренних и межгосударственных перевозках. Системы трубопроводов. Транспортные узлы. Проблемы развития транспортной системы региона в современных и перспективных условиях.

Знать: план характеристики региональной транспортной системы, транспортной магистрали; основные морские и речные порты, транспортные узлы, нефте- и газопроводы, железнодорожные и автодорожные магистрали, аэропорты; основные морские порты, каналы, аэропорты, газо- и нефтепроводы мира, проливы международного судоходства, важнейшие направления судоходных линий и воздушных перевозок мира.

Уметь: анализировать технологические, экономические и организационные особенности различных видов транспорта; применять на практике полученные знания и навыки в различныхусловиях профессиональной деятельности и взаимодействия сокружающими.

Раздел 4.  Организация транспортного процесса в единой транспортной системы.

Тема 4.1. Виды сообщений. Транспортные коридоры. Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение. Бесперегрузочные (интермодальные) технологии. Паромные переправы. Трейлерные перевозки. Контрейлерные и пакетные  перевозки. Транспортные коридоры.

Знать: виды сообщений; бесперегрузочные (интермодальные) технологии, характеристики паромных переправ, трейлерных перевозок, контрейлерных и пакетных  перевозок, транспортных коридоров.

Уметь: анализировать транспортный процесс  в единой транспортной системе.  

Раздел 5. Наука, экология и безопасность на транспорте. 

Тема 5.1.  Научные проблемы транспорта. Научные проблемы железнодорожного транспорта. Научные проблемы автомобильного транспорта. Научные проблемы водных видов транспорта. Научные проблемы воздушного транспорта. Научные проблемы трубопроводного транспорта. Научные проблемы городского транспорта.

Тема 5.2. Проблемы экологии на транспорте. Доля транспорта в проблеме экологии. Загрязнение земли. Занятость территории. Загрязнение воды. Загрязнение атмосферы.  Шум. Вибрация. Электромагнитное излучение. Потребление ресурсов.  Основные аспекты защиты окружающей среды от негативных воздействий.

Тема 5.3. Проблемы безопасности на транспорте. Обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта. Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности перевозок. Требования предъявляемые к отдельным элементам транспортных систем. 

Знать: научные проблемы различных видов транспорта, проблемы экологии на транспорте, основные аспекты защиты окружающей среды от негативных воздействий; обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта, комплекс мероприятий по обеспечению безопасности перевозок.

Уметь: анализировать вредное воздействие транспорта на окружающую среду,  применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими, определять сферы рационального использования различных видов транспорта; разрабатывать и внедрять мероприятия, снижающие вредное воздействие транспорта на окружающую среду.  

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский.- 26-е изд.-М.: Просвещение,2017.-416с.: ил.,карт.

2. Троицкая Н.А. единая транспортная смстема: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков.- 11-е изд. перераб.-М.: издательский центр « Академия».2017.-288с.

Дополнительная литература

1.Единая транспортная система: курс лекций / Е. Е. Смородинцева. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2013. – 207с.  (электронное издание)

2.Единая транспортная система: учебник /Под.ред. В.Г. Галабурды – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.

3.Максаковский В. П. География. 10–11 кл.: учеб. для ОО: базовый уровень – М.: Просвещение, 2012. – 397 с. (электронное издание)

4. Шишкина Л. Н. Транспортная система России: учеб.для техникумов ж.-д. трансп. – М.: Желдориздат, 2001. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС-3

Программа по географии ФГОС-3...

Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)

Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)...

Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 клас­сс) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...

Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ

Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к  СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 05 География гуманитарного профиля для специальности 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)

Настоящая программа учебной дисциплины География ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...