Методические рекомендации по выполнению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы
методическая разработка

Методические рекомендации по выполнению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы для обучающихся очной формы обучения по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom_gotovye.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Аграрно–технологический техникум «Дубна»

                                                                             

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для обучающихся очной формы обучения

по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

                                                                                                             

                                   г. Дубна  2019

СОСТАВИТЕЛИ:

Преподаватель

ГБПОУ МО « АТТ «Дубна»________ Батищева Марина Александровна

Преподаватель

ГБПОУ МО « АТТ «Дубна» ________ Ефимова Надежда Геннадьевна

Преподаватель

ГБПОУ МО « АТТ «Дубна» ________ Рыбакова Галина Владимировна

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РАССМОТРЕНЫ  и  ОДОБРЕНЫ

на заседании цикловой комиссии

Протокол № ____ от _________20__ г.

Руководитель ЦК   _________ Н.Г.Ефимова

 Методические рекомендации по выполнению и подготовки к защите ВКР по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

содержат материалы по вопросам организации, планирования, структурирования, оформления, оценки данного вида учебной работы обучающихся.

Введение

Современная система образования отличается инновационным характером. Это влечет за собой изменения в требованиях к подготовке специалистов: компетентных, активных, мобильных, способных практически решать возникающие проблемы. Подготовка такого специалиста, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная учебно-исследовательская работа становится одним из приоритетных видов деятельности в процессе обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Это определяет необходимость подготовки обучающихся к самостоятельной творческой деятельности учебно-исследовательского характера. В техникуме с такой деятельностью обучающиеся встречаются  при подготовке сообщений, докладов, при написании рефератов, выполнении проектов и дипломных работ. Каждый новый вид научно-исследовательской работы отличается от предыдущего возрастающей степенью сложности и своими особенностями.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности  23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 включает защиту выпускной квалификационной работы

Цель данных методических рекомендаций - оказание помощи обучающимся в вопросах организации, планирования, структурирования, оформления, оценки выпускной квалификационной работы. Методические рекомендации адресованы обучающимся и преподавателям образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих по направлению «Техника и технология наземного транспорта».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общие положения

           В соответствии с ФГОС СПО, выпускная квалификационная работа (далее – ВКР), является обязательной частью государственной итоговой аттестации (далее ГИА.) Выпускник специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» выполняет выпускную квалификационную работу, которая должна установить соответствие результатов освоения обучающимися  образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС СПО, показать навыки практического решения поставленных задач, разработки технологического процесса и расчета экономических затрат на выполнение этого процесса. К ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой программе подготовки специалистов среднего звена.

Необходимым условием допуска к ГИА (подготовке и защите ВКР) является предоставление документов, подтверждающих освоение обучающимся общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

Подготовка и защита ВКР способствует систематизации, расширению освоенных во время обучения знаний по общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и закреплению знаний выпускника по специальности при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе конкретных задач.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основными целями ВКР являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, применение полученных знаний при решении конкретных практических, экономических, научных исследовательских и производственных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами решения разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- выявление подготовленности выпускников для практической работы в современных социально-экономических условиях деятельности предприятий (организаций, учреждений, фирм).

В соответствии с основными задачами, которые должны быть решены, в ВКР отмечается:

- обоснование актуальности выбранной темы, ее ценности и значения для совершенствования функционирования объекта ВКР,

- практическое решение вопросов по рассматриваемой в ВКР проблематике,

- экономический расчет.

2.ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выбор темы ВКР определяется:

- по основным дисциплинам специальности;

- местом работы (преддипломной практики) дипломника;

- научными интересами дипломника;

- практической направленностью ВКР

С учетом этого тема ВКР определяется ведущими преподавателями преподавателем, при этом необходимо учитывать возможность получения конкретных статистических данных по объекту ВКР, а также наличие специальной научной и учебной литературы по рассматриваемым в ВКР проблемам.

Обучающийся может самостоятельно предложить индивидуальную тему ВКР по согласованию с руководителем.

Выбор темы ВКР   и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики.

Закрепление за обучающимися темы ВКР оформляется приказом по ОУ.

Одновременно с приказом ОУ назначаются руководители ВКР из числа ведущих преподавателей техникума.

3. РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

Руководитель назначается в целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания ВКР.

Руководитель ВКР:

- оказывает практическую помощь студенту в выборе темы;

- выдает задание студенту, составляет с ним план-график  выполнения ВКР оказывает помощь в выборе структуры;

- дает квалифицированные консультации по подбору необходимой научной и учебной литературы, справочных  и других источников по  выбранной теме;

- проводит консультации;

- осуществляет систематический контроль за ходом выполнения ВКР по плану-графику;

- проверяет готовность ВКР.

На различных стадиях подготовки и выполнения ВКР задачи руководителя меняются.

На первом этапе руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план ВКР и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения ВКР руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., дает советы по их устранению.

Рекомендации и замечания руководителя дипломник должен воспринимать и творчески исправлять. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформления дипломного проекта полностью лежит на авторе ВКР.

По отдельным разделам ВКР назначаются консультанты. Консультантами могут назначаться преподаватели техникума или других предприятий и организаций. Консультант проверяет соответствующую часть выполненного студентом проекта и ставит на ней свою подпись.

За принятые в ВКР решения и за правильность всех приведенных данных отвечает обучающийся – автор дипломной работы (дипломного проекта).

Законченная ВКР, подписывается обучающимся, руководителем и зам. директора по УМР. После просмотра и одобрения ВКР руководитель дает отзыв. В отзыве должна быть дана характеристика проделанной дипломником работы по подготовке ВКР по каждому его разделу. В отзыве дается всесторонняя характеристика качества ВКР и отмечаются положительные стороны, особое внимание обращается на недостатки, не устраненные дипломником, мотивируется возможность или нецелесообразность представления ВКР в ГАК. В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работы, добросовестность и самостоятельность дипломника, его активность и творческий подход.

После написания отзыва, выпускник передает дипломный проект вместе с письменным отзывом руководителя заместителю директора по УМР, где на основании представленных материалов решается вопрос о допуске дипломника к защите. При этом на титульном листе ВКР делается соответствующая запись.

Если принято решение о невозможности допустить дипломника к защите, оформляется соответствующий протокол, который представляется на утверждение директору техникума.

Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР

ВКР – самостоятельная творческая работа студента.

Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры ВКР: содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Содержание см. приложение 3

Введение (~2 - 3 стр.) – это вступительная часть ВКР в которой обосновывается теоретическая и практическая актуальность выбранной темы, определяется объект, формулируются цель и задачи ВКР дается краткая аннотация основных разделов.

Пример  написания введения

Введение

Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий.

Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.

Актуальность темы данной работы так же обусловлена потребностью поиска новых путей реализации сформированной руководством ООО «Крот» концепции устойчивой конкурентоспособности.

Цель данной дипломной работы заключается в поиске путей увеличения прибыли и рентабельности торгового предприятия.

Для реализации сформулированной цели автор решает следующие задачи:

1. Обосновывает экономическую сущность и содержание прибыли и порядок её формирования на уровне торгового предприятия в современных условиях хозяйствования.

 2. Осуществляет анализ прибыли и рентабельности конкретного торгового предприятия.

 3. Формулирует и обосновывает мероприятия по увеличению прибыли предприятия.

Объектом исследования является предприятие.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе увеличения прибыли торгового предприятия.

 Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и предложенные методические рекомендации и разработки могут быть использованы в организации и планировании хозяйственной деятельности торгового предприятия, выработке его ценовой, ассортиментной, финансовой, дивидендной, маркетинговой, управленческой, социальной политики с целью повышения его прибыли и рентабельности.

     Основная часть ВКР включает несколько разделов (глав), число которых зависит от выбранной темы и определяется студентом по согласованию с руководителем. Рекомендуется формировать 3 главы в основной части проекта.

     Первая глава рассматривает следующие вопросы:

- общая характеристика предприятия, станции технического обслуживания;

- виды выполняемых работ, оказываемых услуг;

- оценка технологии и организации производства;

- структура управления предприятием;

- внешнее окружение (поставщики, потребители, конкуренты);

Давая общую характеристику предприятия, целесообразно изложить краткую историю его становления и развития, сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом.

Рассматривая вопрос управления организацией, необходимо охарактеризовать организационную структуру, выделяя подразделения управленческого уровня, основные производственные подразделения, вспомогательные подразделения, а также дать характеристику взаимосвязей подразделений в организации.

Вторая глава (технологическая часть по объёму составляет ~ 40%) является наиболее сложной и ответственной частью ВКР и посвящена раскрытию темы дипломной работы (дипломного проекта). Здесь проявляется умение обучающегося решать конкретные задачи. В зависимости от темы ВКР технологическая часть содержит решения основных производственно-технологических, организационно-управленческих, экспериментальных, исследовательских и проектно-технологических задач.

Например: если ВКР связана с организацией технического обслуживания или ремонта сельскохозяйственных машин, в технологической части разрабатывается прогрессивная технология диагностирования, технического обслуживания, ремонта подвижного состава, восстановления изношенных деталей; выбирается и обосновывается метрологическое обеспечение технологического процесса; рассчитывается трудоёмкость работ, численность работающих, число рабочих мест, производится подбор оборудования; выполняется расчёт площадей, планировка производственных участков; рассматривается система внутрихозяйственного транспорта и энергохозяйства (освещение, вентиляция, отопление).

В отдельный раздел расчётно-пояснительной записки может быть выделена исследовательская часть. В современных условиях участие выпускников в научных исследованиях, как критерий творческого уровня подготовки обучающихся, продолжает повышаться. Выпускники получают навыки проведения научных исследований, у них развиваются способности к творческому мышлению. Исследования могут быть как теоретическими , так и экспериментальными.

Целью научных исследований является поиск различных вариантов наиболее прогрессивных технических, технологических и организационных решений в области сельского хозяйства.

Материал исследовательской части должен содержать теоретические положения, методику исследования, результаты экспериментов, выводы. Результаты исследований представляются в виде таблиц, статистических параметров, графиков, аналитических зависимостей.

Конструкторская часть (~ 10-15% по объёму) должна быть увязана с технологической частью ВКР и направлена на решение по модернизации сборочных единиц сельскохозяйственных машин, по разработке устройств, стендов, приспособлений.

Разработки ведутся в направлении усовершенствования существующих механизмов и механизмов на основе анализа опыта их использования и результатов исследований.

Содержание конструкторской части:

- разработка эксплуатационных, технологических, экономических, экологических и других требований к конструкции;

- анализ существующих конструкций;

- обоснование особенностей конструкции предлагаемого варианта, описание работы устройства, правил монтажа и эксплуатации;

- технологические расчёты (определение основных параметров устройства, уровня стандартизации и унификации);

- прочностные расчёты для элементов, испытывающих нагрузки. Для остальных элементов приводятся необходимые обоснования исходя из условий равнопрочности, обеспечения необходимой жёсткости, износоустойчивости. Для тепловых установок проводится энергетический расчёт.

- конструкторская часть должна содержать чертежи (общий вид конструкции, чертежи оригинальных и ответственных деталей).

Охрана труда (~5–8% по объёму) разрабатываются мероприятия и предложения по организации безопасной работы принятой технологии, машины, аппарата, стенда, по улучшению условий труда на проектируемом объекте. Раздел включает:

- анализ состояния охраны труда, противопожарных, санитарных условий на предприятии:

- необходимые санитарно-гигиенические расчёты, предложения по труда на предприятии. Мероприятия по улучшению безопасности труда могут быть иллюстрированы;

- изложение правил безопасной эксплуатации наиболее сложных механизмов, оборудования, грузоподъёмных машин и т.п.;

- перечень необходимых средств пожаротушения, оказания первой медицинской помощи и места их хранении, информацию по молниезащитным устройствам. Все мероприятия должны быть увязаны с темой ВКР  и носить конкретный характер.  

Третья глава ВКР экономическая часть (~ 10% по объёму)

- содержит экономическое обоснование проектных решений

- даётся сравнительный анализ проектных предложений по технико-экономическим показателям;

- желательно укать источники финансирования для реализации проектных предложений.

 Заключение (~1 – 2 с.) отражает сущность ВКР и содержит ответы на поставленные задачи, оценку полученных результатов и рекомендации производству. Выводы должны быть чётко сформулированы, иметь цифровое выражение и быть понятными без чтения основного текста расчётно-пояснительной записки.

Список литературы.  Пример оформление списка литературы.

Порядок расположения источников следующий:

  • нормативные акты;
  • книги;
  • печатная периодика;
  • источники на электронных носителях локального доступа;
  • источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (также в алфавитном порядке).

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

  1. международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;
  2. Конституция РФ;
  3. кодексы;
  4. федеральные законы;
  5. указы Президента России;
  6. постановления Правительства РФ;
  7. приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;
  8. законы субъектов РФ;
  9. распоряжения губернаторов;
  10. распоряжения областных (республиканских) правительств;
  11. судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов РФ);
  12. законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в формате:

Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) - впереди более старые.

Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Собрание актов

Нормативные правовые акты оформляются следующим образом.

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст.  М.: Маркетинг, 2007.  39 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос.Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2007 г.]. СПб.: Стаун-кантри, 2007.  94 с.

Сведения о книгах должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, количество страниц. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Заглавие книги следует приводить в том виде, в котором оно дано на титульном листе книги. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже. Допускается сокращение только двух городов Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.).

  1. Кудряшова И.А. Глобализация и регион: монография.  М.: Финансы и статистика, 2007.  258 с.

При наличии двух и более авторов вначале указываются фамилия и инициалы первого автора. Все остальные авторы перечисляются далее.

Например:

  1. Агафонова Н.Н. Гражданское право: учеб.пособие для вузов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова;  Моск. гос. юрид. акад.  Изд. 2-е, перераб. и доп.  М.: Юристъ, 2002.  542 с.

Если кроме авторов присутствуют сведения о редакции, то их приводят после авторов.

  1. Бахвалов Н.С. Численные методы: учебное пособие / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков; под общ.ред. Н.И. Тихонова. – 3-е изд. – М.: Физматлит, 2007. – 630 с.

Если на титульном листе книги автор не указан (справочники, коллективные труды и т.п.), но указан редактор, то ссылку начинают с названия книги, затем приводят инициалы и фамилию редактора, а дальше указывают те же элементы и в той же последовательности, что и при ссылке на книгу под фамилией автора.

Например:

  1. Инновационные подходы к решению актуальных проблем товароведения: монография / Под общ.ред. профессора Н.И. Котовой; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.  Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012.  272  с.

Сведения о статье из журнала (или другого периодического издания) должны включать (если авторов больше одного): вначале фамилия и инициалы первого автора, далее заглавие статьи, фамилии и инициала всех авторов, после двойной косой указывается наименование журнала, затем наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, номер журнала (дата издания газеты), страницы статьи.

Например:

  1. Бакаев А.С. Учетная политика предприятия / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман // Бухгалтерский учет и налоги.  2006.  № 1.  С. 26-28.
  2. Попов С.И. Обыденность в контексте самоопределения философии / С.И. Попов // Социогуманитарный вестник; Российский государственный торгово-экономический университет; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.  2011.  № 7.  С. 159-165.
  3. Грекова З.Н. Универсальный подход к экономической экспертизе / З.Н. Грекова // Кузбасс.  1996.  21 августа.  С. 2.

Пример оформления научной статьи из сборника:

  1. Шестернина Е.А. Управление качеством / Е.А. Шестернина, М.С. Рогозина // Качество и конкурентоспособность: труды IVмеждунар. науч.-практ. конференции (Красноярск, 23-24 сент. 2004 г.).  Красноярск, 2004.  С. 55-58.

Пример оформления диссертации:

  1. Котова Н.И. Систематика свойств меха: дис. канд. техн. наук: 05.19.08: защищена 9.06.99 / Котова Наталья Ивановна.  М., 1999.  160 с. Библиогр.: с. 146-156.

Пример оформления патентных документов:

  1. Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В.И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. – № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.

Пример оформления ГОСТа:

  1. ГОСТ Р 517721-2001 Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. Введ. 2002-01-01.  М.: Изд-во стандартов, 2001.  27 с.

Пример оформления электронного ресурса:

Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру URL (UniformResourceLocator – унифицированный указатель ресурса).

  1. Кирина А.И. Право военнослужащих РФ на свободу ассоциаций [Электронный ресурс] / А.И. Кирина // Военное дело: сетевой журнал.  2007. URL: http://www.yonnoepravo.ru/2169.
  2. Цветков В.Я. Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс] / В.Я. Цветков.  Электронные данные и программа.  М.: МИИГАиК, 1999.  
  3. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. URL: http://www.rsl.ru.

Графическая часть должна быть органически увязана с содержанием ВКР, и в наглядной форме иллюстрировать основные положения диплома.

Графический материал должен быть представлен на листах формата А1 или другого (А3; А4).

 Примерное содержание графической части:

- технологическая часть (материалы исследований, результаты организационных и технологических решений в виде графиков, диаграмм, схем, планировок, технологических карт, таблиц и др.) – 1-2листа.

- конструкторская часть (общий вид, сборочный узел, рабочие чертежи оригинальных деталей) – 1лист.

5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1 Общие требования     

1. Пояснительная записка выполняется в соответствии с заданием ВКР и

ГОСТ  2.106-96 «ЕСКД. Общие требования к текстовым

документам».

2. Пояснительные записки дипломных проектов представляют на белой бумаге формата А4, с рамкой и основной надписью для первого и последующих листов текстовых документов. Основные надписи (штампы) пояснительной записки выполняются по ГОСТ 2.104-2006.

Все материалы в пояснительной записке помещаются только на одной стороне листа (исключение – бланк задания).

Текст пояснительной записки должен быть написан с использованием компьютера. Требуется установить следующие настройки:

Параметры шрифта:

   шрифт – Times New Roman;

размер – 18;

начертание – Обычный                              

для наименования разделов

размер – 16;

начертание – Обычный                              

для наименования подразделов

размер – 14;  

начертание – Обычный

для остальных слов

размер – 10;  

начертание – Обычный

ссылки

Параметры абзаца:

    выравнивание – По центру (для наименования министерства, учебного заведения, наименования работы, года, для заголовков «Содержание»,   «Список использованной литературы», «Приложения»);

 выравнивание  - По ширине (для остальных строк);

 отступ первая строка (красная строка) – 10 мм;

 отступы слева и справа – 0 (т.е. отсутствуют);

 межстрочный интервал – Полуторный;

 интервалы перед и после абзацев – 0 (т.е. отсутствуют);

 расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала;

 расстояние  между  заголовком подраздела и текстом – Полуторный.

Каждый раздел документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Номера подразделов в пределах каждого раздела образуются из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Нумерация страниц пояснительной записки начинается с титульного листа и является сквозной, включая приложения. На титульном листе номер не проставляется. Страницы нумеруются в основной надписи.

Не допускается:

а) применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы)

б) использовать сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, (т.е. – то есть, гг. – годы и т.п.), а также соответствующими государственными стандартами;

в) применять индексы документов (например, ГОСТ, ТУ) без их реквизитов;

г) использовать в тексте специальные математические и иные знаки - № (номер), % (процент) и др. – без числовых значений; следует писать их словами.

д) точки в конце заголовков не ставятся.

е) знаки переносов в заголовках не допускаются.

ж) каждая новая мысль в тексте должна начинаться с нового абзаца.

В тексте работы при упоминании авторов инициалы ставятся впереди фамилии (И.И. Петров (И.И. «пробел» Петров)). Если в тексте упоминается ряд фамилий, то они располагаются строго в алфавитном порядке (В.А. Колоней, В.П. Симонов,С.Е. Шишов и др.).

Ссылки на документы в дипломных проектах рекомендуется оформлять непосредственно в строке после текста, к которому она относится. В тексте в квадратных скобках дается указание на номер источника и конкретную страницу (или, при необходимости, несколько страниц), например: [67, с. 82–84].

В конце пояснительной записки  приводится список литературы, которая была использована при составлении документа. Список литературы и ссылки на него в тексте выполняются в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическое описание источников информации.

Порядок размещения названия книг и других документов должен быть алфавитным.

Названия пишут с красной строки, вторую и последующие строки пишут от края левого поля.

5.2 Оформление иллюстраций, таблиц и примечаний

На все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) в тексте должны быть сделаны ссылки.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

При ссылках на иллюстрации следует писать  или «…в соответствии с рисунком 1».Иллюстрация располагается по тексту работы сразу после первой ссылки, если она размещается на листе формата А4. Если формат иллюстрации больше А4, ее следует помещать в приложении. Иллюстрации следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке.

Содержание иллюстрации следует прокомментировать в тексте, выделяя закономерности и тенденции. Размещение иллюстрации в работе должно быть целесообразно и связано с предыдущим и последующим текстом письменной работы.

Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы в тексте должны быть сделаны ссылки, содержащие слово «таблица» и ее номер. Название (заголовок) таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, как показано в примере.

Размер таблицы должен соответствовать размеру текста на странице.

Таблица с заголовком должна быть отделена от текста свободной строкой, при этом между заголовком к таблице и таблицей свободная строка отсутствует.

Пример

Таблица  ___________        _________________

номер        название таблицы

Головка

}  Заголовки граф

}  Подзаголовки граф

Строки

(горизонтальные ряды)

             Боковик (графа для заголовков)               Графы (колонки)

   

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). В этом случае слово «таблица» и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другие листы (страницы) повторяют ее головку и боковик. Допустимо заменять их соответственно номером граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела (главы). Если в тексте работы одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовками, или с прописной, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Графу «№ п/п» в таблицах не указывают. При необходимости нумерация показателей или других данных таблицы должна быть указана в боковых заголовках перед наименованием этих данных в строках.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте (не менее 10 пт).

Если цифровые данные в пределах графы таблицы выражены в одних единицах измерения, то они указываются в заголовке каждой графы. Включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерений» не допускается.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Округление числовых значений величин до первого, второго и т.д. десятичного знака для различных значений одного и того же наименования показателя должно быть одинаковым.

Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков математических и других специальных символов не допускается.

Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе ставится прочерк.

Таблицы выделяются из предыдущего и последующего текста не менее чем одним межстрочным интервалом.

Допускается в заголовках и подзаголовках граф отдельные понятия заменять буквенными обозначениями, но при условии, чтобы они были пояснены в тексте. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Примечания в тексте ПРС приводятся, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или иллюстраций.

Примечания размещают непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

         Пример

Примечание -____________________________________________________

_______________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

         Пример

Примечания -

1______________________________________________________________

2______________________________________________________________

_______________________________________________________________

5.3 Оформление формул, уравнений и расчетов

Формулы и уравнения. Формулы, приводимые в ПРС, должны быть наглядными, для чего их следует выделять из текста в отдельную строку. При этом между предыдущим текстом и строкой формулы, между строкой формулы и расшифровкой буквенных значений, между последней строкой расшифровки буквенных значений и следующим текстом оставляется по одной пустой строке.

Формулы должны приводиться в общем виде с расшифровкой входящих в них буквенных значений.

Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

         Пример

Увеличение прибыли со временем определяют по формуле

          EPSt = a + bt,        (1)

где  EPSt – прибыл на акцию;

а – базовый уровень прибыли;

b – постоянная величина, на которую прибыль увеличивается со  

            временем;

t – период времени.

        Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой. Если формула не умещается в одну строку, она должно быть перенесена. Перенос формул допускается только после знака равенства (=) или после знака плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:), причем на новой строке знак необходимо повторить.

Формулы, за исключением приведенных в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают - (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (2.10) - десятая формула второго раздела. Размерность одного параметра в пределах всей работы должна быть постоянной.

Помещать обозначение единиц измерения в одной строке с формулами, выражающими зависимости между величинами, или между их числовыми значениями, представленными в буквенной форме, не допускается.

          Пример

Правильно:      

Если работа выполняется в текстовом процессоре MSWord, формулы удобно вносить с помощью редактора формул MicrosoftEquation.

Расчеты. Порядок изложения расчетов в ПРС определяется характером рассчитываемых величин. Расчеты в общем случае должны содержать:

  • задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);
  • данные для расчета;
  • условия расчета;
  • расчет;
  • заключение.

Данные для расчета, в зависимости от их количества, могут быть изложены в тексте или приведены в таблице.

Расчет, как правило, разделяют на пункты, подпункты или перечисления. Пункты (подпункты, перечисления) расчета должны иметь пояснения, например: «определяем...»; «по графику, приведенному на рисунке 3.4, находим...»; «согласно рекомендациям [ссылка на используемый источник], принимаем...».

В изложении расчета, выполненного с применением ЭВМ, следует привести полное официальное название программы, в которой производились расчеты (в том числе номер версии), краткое описание методики расчета с необходимыми формулами и, как правило, структурную схему алгоритма или программы расчета. Распечатка расчета с ЭВМ помещается в приложениях, а в тексте делается ссылка, например: «... Результаты расчета на ЭВМ приведены в приложении 2».

Заключение должно содержать выводы о соответствии объекта расчета требованиям, изложенным в задаче расчета.

Ссылки в работе приводят:

- на данную работу;

- на использованные источники (библиографические ссылки).

При ссылках на данную работу указывают номера структурных частей текста, таблиц, рисунков, а при необходимости – также графы и строки таблиц.

При ссылках на структурные части текста работы указывают номера разделов (со словом «раздел»), приложений (со словом «приложение»), подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, например: «...в соответствии с разделом 2», «... согласно 3.1», «..., по 3.1,1»; «...в соответствии с 4.2.2, перечисление 6»; «(приложение Л)»; «...как указано в приложении М».

Ссылки в тексте на таблицы, формулы и иллюстрации оформляют по типу: «(таблица 4.3)»; «... в таблице 1.1, графа 4»; «(рисунок 2.11)»; «... в  соответствии с рисунком 1.2», «…в формуле (2.2)».

5.4 Оформление библиографических ссылок

Библиографические ссылки оформляются двумя способами.

При упоминании источника без его цитирования используют затекстовую ссылку: после упоминания источника в квадратных скобках пишется номер, который соответствует номеру данного источника в библиографическом списке, и указываются страницы.

          Пример

Ссылка в тексте:

«При оценке стоимости земли необходимо учесть все возможности ее производственного использования [17, с. 191]».

В библиографическом списке:

17. Бакетт, М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. / М.Баккет ; Пер. с англ. А.С. Каменского; - М.: Агропромиздат, 1989. – 464 с. – ISBN: 5-10-002116-0

При цитировании источника ссылка оформляется как подстрочная (сноска): в нижней части страницы и отделяется от основного текста короткой прямой горизонтальной чертой. Сноски нумеруются сквозным способом по всему тексту[1].

Первая подстрочная ссылка должна включать: фамилию и инициалы автора, полное название работы, выходные данные (место, год издания) и страницу (страницы) работы, на которой содержится использованная информация. Если следом за первой ссылкой на данный источник следует вторая, необходимо поставить «Там же» («Ibid.», «Ibidem» - для работ, отпечатанных латинской графикой) и указать использованную страницу. Если страницы при повторной ссылке совпадают со страницами первой ссылкой, то указание на страницу опускают.

Последующие (не примыкающие к первой) ссылки на данный источник содержат: фамилию и инициалы автора, название работы (в краткой форме) и использованную страницу. Допускается вместо названия работы отмечать: «Указ.соч.».

В целом при оформлении подстрочных ссылок необходимо руководствоваться правилами библиографического описания источников, приведенными в приложении 3, указывая при этом конкретную использованную страницу (страницы).

Пример

1 Корнаи Я. Дефицит. М., 1990. С. 105.

2 Либман Г.И., Преснякова Л.В. «Шведская модель» социальной политики // Российский экономический журнал. 1993. № 8. С. 88-95.

При ссылках на материалы, непосредственно автором не изученные, воспроизводится ссылка, которая имеется в использованной работе, делается примечание: «Цит. по:» и приводятся данные о работе, из которой взята информация, в соответствии с общими правилами оформления ссылок. Например: «цитируемый текст»(Цит. по: Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. М., 2006. С. 32).

При ссылке на нормативные документы и их цитировании необходимо пользоваться официальными изданиями.

Ссылка на архивный источник состоит из следующих элементов: Полное официальное название архива. Номер фонда, номер описи, номер дела, номера листов дела.

Пример

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 2097, оп. 1, д. 31, л. 31.

Название и дата документа приводятся в случае их наличия и необходимости в тексте работы.

При использовании в работе анализа массива архивных источников, обязательна полная ссылка на анализируемый массив, даже если прямых цитат не приводится.

5.5 Оформление приложений

Приложения. Этот структурный элемент работы оформляют как  продолжение ее текста на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

 В подготовленном тексте  на все приложения должны быть даны ссылки. Сами приложения располагают в последовательности, адекватной порядку обращения к ним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру страницы с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, 0, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для получения дополнительной объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование ВКР специалистами в соответствующей области.

В качестве рецензентов могут привлекаться преподаватели техникума, специалисты и руководители предприятий, учреждений и организаций родственных отраслей. Наличие высшего образования у рецензента обязательно. Также в качестве рецензентов могут привлекаться преподаватели других техникумов, колледжей и вузов.

В рецензии должно быть отмечено значение данной темы, ее актуальность. Рецензия должна содержать развернутую характеристику каждого раздела ВКР с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне ВКР и оценивает его.

Готовый диплом вместе с письменным отзывом руководителя и рецензента передается в методическую службу техникума для регистрации.

7. ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ

Дипломник, получив положительный отзыв на ВКР от руководителя, рецензию внешнего рецензента и решение заместителя директора по УМР о допуске к защите.

Процедура защиты ВКР включает:

- Доклад выпускника. Он должен быть кратким (10-12 минут), конкретным, интересным с профессиональной точки зрения. В выступлении необходимо корректно использовать демонстрационные материалы (плакаты), которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада. В докладе рекомендуется отразить:

  • актуальность темы,
  • цель выпускной квалификационной работы
  • задачи, решаемые для достижения этой цели,
  • суть проведенного исследования,
  • выявленные в процессе анализа недостатки, возможные пути решения проблем.

Выступление должно содержать сведения по основным разделам описательной части работы, разбор, обоснование и доказательство графической и технологической частей работы. Доклад должен продемонстрировать приобретенные обучающимся навыки самостоятельной работы, необходимые современному квалифицированному рабочему.

Доклад может сопровождаться медиапрезентацией (до 10 слайдов):

1 слайд – название образовательного учреждения, тема работы, данные об авторе, руководителе;

2 слайд – актуальность темы работы;

3 слайд – цель и задачи работы;

4 - 7 слайды – основные извлечения из описательной части работы;

8-10 слайды – извлечения из графической части работы.

Доклад и презентация должны быть согласованы с руководителем ВКР.

От качества доклада во многом зависит успех защиты, поэтому вопрос его подготовки является очень серьезным.

Защита ВКР проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии. В ее состав входят высококвалифицированные преподаватели техникума, а также специалисты предприятий и организаций. Состав комиссии утверждается приказом директора техникума.

На заседании комиссии могут присутствовать руководители ВКР, рецензенты, а также обучающиеся и заинтересованные лица.

 Вопросы, реплики членов государственной экзаменационной комиссии, дискуссия.

Оглашение отзыва, рецензии ВКР производственной характеристики обучающегося и разряда, полученной итоговой оценки.

При рассмотрении комиссией вопроса о присвоении квалификации и выдаче документа об уровне образования необходимо учитывать доклад учащегося на защите ВКР, ответы на дополнительные вопросы, итоги успеваемости и посещаемости по предметам учебного плана, выполнение программы производственного обучения, данные производственной характеристики.

Выпускники, не выполнившие ВКР, считаются не закончившими техникум. Выпускникам, не прошедшим аттестационных испытаний в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам, может быть назначен другой срок аттестации или же она может быть отложена до следующего периода работы экзаменационной комиссии.


[1]ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (введен 01.01.2009г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Данные методические указания определяет порядок выполнения и требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обучающихся колледжа, осваивающих основные профе...

Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования по специальности 36....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих для обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Выпускная квалификационная работа является формой государственной итоговой аттестации студентов, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама и представляют собой совокупность требований к организации, выполнению и защите выпускных квалификационных ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Методические рекомендации по  подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям) разработаны в соответствии с письмом Минобрнаук...

Методические рекомендации по выполнению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации по выполнению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы для обучающихся очной формы обучения по специальности  35.02.07 «Механизация сельского хозяйс...