методическая разработка январь 2020
методическая разработка

       Интеллектуальная игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов  на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых  дат,  исторических имен и  других важных деталей  событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования республики мордовия «рузаевский железнодорожно - промышленный техникум им.А.П. Байкузова»

                  (    ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»)

Методическая разработка

Интерактивная игра

по учебной дисциплине

«АВТОТОРМОЗА»

                                                   

                   

                                                                                                     Разработчик:  

                                                                       Курдюкова Валентина Михайловна

                                                              преподаватель специальных дисциплин  

                                                       

г. Рузаевка, 2019              

План урока по  учебной дисциплине «Автотормоза»

Группа:  № 31, III курс                                                      

Профессия: 23.01.09. Машинист локомотива

Преподаватель спец. дисциплин:  Курдюкова Валентина Михайловна

Тема программы: Приборы тормозного оборудования

Тема урока:  Приборы питания и контроля  в локомотиве

Продолжительность урока: 40 минут

 Цели урока:

а) Образовательная:

-закрепить сформированные знания по учебной дисциплине «Автотормоза»

б) Развивающая:

-развивать  в ходе игры у будущих производственников умение решать проблемные ситуации

в) Воспитательная:

- продолжить формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из  цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК 6.  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Тип урока:  урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Форма урока: интеллектуальная игра

Методы обучения:  метод активизации учебной деятельности  (коллективная форма решения творческих проблем, игра)

Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза,   МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов тепловоза

Оборудование:  компьютер, мультимедийная установка

                                            Пояснительная записка

       Интеллектуальная игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов  на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых  дат,  исторических имен и  других важных деталей  событий.

      Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, мастер п/о  учитывает не только будущие интересы студентов, но и удовлетворяет сегодняшние.  

     Мастер п\о использующий интеллектуальную игру, организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

       В процессе игры у студентов  вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, общаются между собой  и мастером п/о, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Ход игры

 1. Вступительная часть

Ведущий (мастер п/о)  объявляет о начале игры и знакомит студентов с условиями  её проведения, а также предлагает выбрать из числа студентов и

 помощника для ведущего.

 Группа делится на 2 равных  команды,   где им  будет представлено 20 вопросов. В каждом вопросе 1 ответ  где им  необходимо выбрать один  правильный ответ,   кто быстрее. Время на ответ 30 секунд. С первой попытки будет заработано  первой командой максимальное количество баллов за этот вопрос, со второй попытки  второй командой будет  заработано минимальное количество баллов.

За каждый правильный ответ у    каждой  команды  накапливаются баллы. По итогам баллов будет команде с наибольшем количеством баллов будет присвоено 1 место.

Ведущий занимает место возле монитора, а его  помощник занимает место за столом арбитра.

           После знакомства с правилами игры и отбора участников начинается игра, включающая в себя  вопросы.

Время  на каждый вопрос 30 секунд.

 2.Основная часть

 Показана заставка и звучит мелодия начала  игры

Вопрос   1.

          За счёт чего  реализуется  тормозная сила в поезде?

Ответ: тормозных колодок или  специальных дисков.

                                                        Вопрос 2.

Каким видом  тормоза  оборудованы все локомотивы, П/В и 10% Г/В? Он удерживает П/С на месте при отсутствии сжатого воздуха.

           Ответ: ручной тормоз (стояночный).

 

                                                                  Вопрос 3.

          Назовите, какие виды магистралей применяются на локомотивах?

          Ответ: питательная, тормозная, импульсная, магистраль  вспомогательного тормоза.

                                                                  Вопрос  4.

  Как называется прибор на локомотиве, предназначенный для выработки сжатого воздуха?

        Ответ: компрессор.

                                                                  Вопрос  5.

   Перечислите  приборы питания в локомотиве.

   Ответ: 1-регулятор давления, 2- компрессор, 3- главный резервуар, 4- предохранительный клапан, 5- обратный клапан.

                                                                 Бонус

Группам предлагается разгадать кроссворд из  5 вопросов за 3.30 минуты, кто быстрее и правильнее отгадает, то команда заработает  150 баллов, проигравший  потеряет 50 баллов.

 Задание 1

Автоматические тормоза срабатывают на торможение без участия?

Ответ: машиниста.

Задание 2

Как называются  тормоза, которые   восполняют утечку сжатого воздуха по неплотностям в тормозных цилиндрах?

Ответ: неистощимые.

  Задание 3

   Как называется процесс, при котором  после торможения давление в ТМ не понижается в течение некоторого времени?

  Ответ: перекрыша.

  Задание 4

Как называется прибор в кабине локомотива, контролирующий реакцию машиниста на показания путевых светофоров, предупреждает проезд на красный сигнал?

Ответ: автостоп.

 Задание 5

Чем служит средняя часть золотника рабочего органа машиниста?

Ответ: зеркалом.

                                                                  Вопрос  6.

Назовите особенность крана машиниста № 395 всех  модификаций.

Ответ: Контроллер  крана  машиниста.

                                                                 

                                                                  Вопрос  7.

Из каких частей состоит главный резервуар ?

Ответ: 1-цилиндрническая часть. 2- два днища, 3и 4 – бобышки, 5-паспортная табличка.

                                                                 Вопрос 8.

Перечислите, из каких основных частей состоит компрессор КТ-6?

Ответ: 1-Корпус (картер);

2-Коленчатый вал;

3- Узел шатунов;

4- Цилиндр низкого давления;

5- Цилиндр высокого давления;

6- Клапанная коробка;

7-Холодильник;

8- Вентилятор;

9- Влагомаслосборник;

10- Фильтр;

11- Маслоуказатель (щуп);

12-  Предохранительный клапан;

13- Манометр масляного насоса;

14- Поршни.

 

                                                                 Вопрос 9.

Назовите виды регуляторов давления, используемые на электровозе и тепловозе (с давлением).

Ответ: 3РД    (тепловоз) давление7,5-8,5 Атм; АК -11Б  (электровоз)

давление 7,9- 9,0 АТм.

                                                                Вопрос 10.

Сколько положений имеет рабочий орган машиниста № 395? Дайте им характеристику.

Ответ:

I положение – зарядка и отпуск;

II положение – поездное;  

III положение -  перекрыша без питания ТМ;

VI положение- перекрыша с питанием ТМ;

Vа положение -предусмотрено для  замедленной разрядки;

V-положение- служебное торможение;

IV положение – экстренное торможение.                                                                                    

   

                                                               Бонус

Группам предлагается разгадать кроссворд из  5 вопросов за 3,30 минуты, кто быстрее и правильнее, то  команда заработает  150 баллов, проигравший потеряет 50 баллов.

Задание 1

От какого вала  приводится в действие масляный насос?

Ответ: коленчатого

Задание 2

Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный ….?

Ответ: фильтр

Задание 3

Что включает в себя  полное ТО главного резервуара?

Ответ: демонтаж

Задание 4

Что имеется  в верхней части стержня рабочего органа крана  машиниста № 394?

Ответ: квадрат

Задание 5

 Куда вставлен хвостовик выпускного клапана  нижней части рабочего органа крана машиниста № 394?

Ответ: цоколь

Задание 6

Какой прибор в рабочем органе крана машиниста № 394 предназначен для автоматического поддержания определенного зарядного давления в уравнительном объеме крана при поездном положении ручки?

Ответ: редуктор.

                                                          Вопрос 11.

Какой прибор, предназначенный для  сохранения темпа и для обеспечения  устойчивой работы  стабилизатора, находится  под рабочим органом  крана машиниста № 394?

Ответ: Уравнительный резервуар (объёмом – 20 литров).

                                                          Вопрос 12.

Назовите виды рабочих органов крана машиниста. 

Ответ: КМ № 395 (ЭПТ) и пневматический;

            КМ № 394 пневматический;

            КМ № 334Э тепловоз пневматический;

            КМ № 130 «Ермак» пневматический и ЭПТ.

                                                          Вопрос 13.

Назовите положения ручки крана КВТ № 254 с необходимым давлением в тормозных цилиндрах.

Ответ:

Положения ручки

I-отпускное;

II-поездное;

III,IV, V, VI- тормозные

положения;

III-1,0-1,3 Атм;

 IV-  1,7-2,0 АТм;

V-2,7-3,0 АТм;

VI-3,8-4,0 АТм.

                                                         Вопрос 14.

Из каких основных частей состоит кран КВТ № 254?

Ответ: 1-  верхняя часть (регулировочная);

2- средняя часть (повторительное реле);

3- нижняя часть (привалочная  плита);

4- дополнительная камера объёмом 0,3 литра;

5- буферное устройство;

6- ручка;

7- регулировочный винт;

8- болт;

9- подводы к воздухопроводам.

                                                   

                                                      Вопрос 15.

Для чего необходима камера 0,3 литра  в  нижней части крана № 254?

Ответ: Камера объёмом 0,3 литра даёт возможность получить ступень отпуска тормоза локомотива за счёт частичного выпуска из неё сжатого воздуха.

                                                     Блиц вопросы

 Инструкция:  

 Перед вами  9 утверждений,  необходимо  быстро выбрать правильный ответ   за 1 минуту 28 секунд. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос,  другая команда со второй -по 5 баллов.

1.Верно ли, что единица  тормозной силы измеряется в литрах?

Ответ: нет

2. Верно ли, что тормозной путь может зависеть от погодных условий?

Ответ: да

3. Верно ли, что темп мягкости – это снижение давления в ТМ на 0,8 Атм и более, за минуту, при  этом ВР не разряжаются,  не срабатывают на торможение?

Ответ: нет

4.Верно ли, что служебное торможение может быть полным и ступенчатым?

Ответ: да

5. Верно ли, что при экстренном торможении давление в ТМ понижается на 0,5 Атм и более за 1 секунду?

Ответ: нет

6. Верно ли, что  в локомотиве источником сжатого воздуха, поступающего в пневматическую систему  является ГР?

Ответ: нет

7. Верно ли, что ПМ оканчивается на локомотиве концевыми кранами, и идёт дальше до последнего вагона?

Ответ: нет

8. Верно ли, что  основным типом тормоза на П/С является – электрический  тормоз?

Ответ: нет

9. Верно ли, что  тормоза ЭПТ– управляются электричеством, а в действие приводятся  магнитной силой?

Ответ: нет.

                                                          Вопрос 16.

Для чего предназначена блокировка тормозов № 367М?

Ответ: Для принудительного затормаживания локомотива при смене кабин управления с отключением крана машиниста и крана вспомогательного тормоза в одной кабине и включения их в другой.

                                                            Вопрос 17.

Для чего предназначен кран комбинированный  №114?

Ответ: Предназначен для включения или отключения ТМ состава (отключает КМ от ТМ).

                                                             Вопрос  18.

Кран  комбинированный № 114 сколько имеет  положений  и дайте им характеристику?

Ответ:

А)поперек трубы против часовой стрелки - двойная тяга крана машиниста с ТМ перекрыт;

Б) вдоль трубы - поездное положение  кран машиниста с ТМ открыт;

В)по часовой стрелке - экстренное торможение ТМ отключена от крана машиниста.

                                                             Вопрос 19.

Для чего  предназначен  сигнализатор обрыва ТМ  с датчиком  усл.№ 418?

Ответ: Предназначен для сигнализации машинисту о нарушении целостности ТМ поезда и одновременного выключении  тягового режима локомотива.  

                                                             Вопрос 20.

Назовите  давление в ТЦ в кране № 215 при всех положениях ручки крана.

Ответ:

 I положение – давление в ТЦ -0 Атм;

II положение- давление в ТЦ 1,0-1,3 Атм;

III положение  - давление в ТЦ 1,7-2,0 Атм;

IV положение – давление  в ТЦ – 2,7-3,0 Атм;

V положение – давление в ТЦ 3,7.

                                                     

                                                         Блиц вопросы

 Инструкция:  

 Перед вами  8 утверждений, необходимо  быстро  выбрать правильный ответ   за 2  минуты. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос,  другая команда со второй - по 5 баллов.

1. Верно ли, что  сигнализатор датчика ТМ № 418 сигнализирует машинисту загоранием лампочки о  наличии обледенения на колёсных парах?

Ответ: нет

2.Верно ли, что кран КВТ № 254 используют для регулирования скорости движения и остановки при  прицепки локомотива к составу?

Ответ: да

3. Верно ли, что кран КВТ № 254 состоит из 5 частей?

Ответ: нет

4.Верно ли, что  при 6 положении ручки крана КВТ № 254 давление в ТЦ  должно быть 3,0 – 3,2кгс/см2?

Ответ: нет

5. Верно ли, что  II положение  ручки крана КВТ № 254 предназначено  для отпуска  тормоза локомотива   при заторможенном тормозе?

Ответ: нет

6. Верно ли, что  в КМ № 394 VI положение предназначено для экстренной остановки поезда, для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.

Ответ: да

7. Верно ли, что  когда  ручка КМ № 394 находится в поездном положении,  КМ  должен поддерживать зарядное давление в тормозной магистрали пассажирских поездов 5,0—5,2 кГ/см2, грузовых — 5,3—5,5 кГ/см2?

Ответ: да

8. Верно ли, что  кран  № 215 применяется на пассажирских локомотивах (ЭП1М) и на путевых машинах?

Ответ: да.

3. Заключительная часть

    В конце игры проводится подведение итогов, выбирается группа победителей  и выражается благодарность всем студентам.

Участники награждаются  поощрительными призами  и  грамотами.

Список литературы

                                     

Основные источники:

1. Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник  для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. -300с.

2. Иноземцев В.Г.  Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник  для нач. проф.  образования. –М.: 2007. – 207с.

3.  Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного  состава: учебник  для нач. проф.образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2007. -84с.

Дополнительные источники:

1.         Инструкция № 151 (взамен № 277)  по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 15.01. 2015.

Периодически издания:

1.        «Гудок»  Ежедневная газета. Учредитель: ОАО РЖД. http: godok. info/

2.        Научно – технический журнал «Железнодорожник»

Интернет – ресурсы:

          Официальный сайт ОАО РЖД  - http//  rzd.ru/

          Российская газета - http// www.rg.ru/ 

       

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: " Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению". декабрь 2020

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии " Машинист локомотива"...

Методическая разработка "Клепка металла" январь 2018

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 «Машинист локомо...

Викторина январь 2020

Данная викторина предназначена для обучающихся I курса по профессии "Машинист локомотива"...

методическая разработка январь 2021

Методическая разработка "Нравственное воспитание"...

Методическая разработка по классному часу "Несовершеннолетний имеет право..." январь 2021

Данная методическая разработка по классному часу для обучающихся I и II курса...

Методическая разработка тема Кран вспомогательного тормоза январь 2023

Данная методическая разработка предназначена для производственного обучения 3 курса...