Программа учебной дисциплины "Основы НИРС"
рабочая программа

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Программа учебной дисциплины "Основы научно-исследовательской работы" разработана с учетом требований работодателей по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opop_osnovy_nirs.docx58.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  41

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 17. ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

2018 г.


Программа учебной дисциплины ОП 17. Основы научно-исследовательской работы разработана с учетом требований работодателей по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта                                 

Организация разработчик:

Государственное автономное профессиональное    образовательное учреждение Республики Саха(Якутия) Алданский политехнический техникум,

г. Алдан, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 36,

тел./факс (41145) 35789, 33109,

e-mail: aldan_politeh@rambler.ru,

http: aldanpolitehnikum.ru

Составитель:

Дмитриенко., преподаватель ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № ___ от «______»___________ 20___ г.

Заведующая кафедрой  ___________________ /_______________/

 

                                МП

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.17 Основы научно-исследовательской работы

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОП. 17 Основы научно-исследовательской работы, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

   

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

методы психолого-педагогического исследования;

содержание основных понятий и категорий научного поиска;

требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выбирать тему исследования, составлять его план;

подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;

обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

         14

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

     тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговая аттестация в форме дифф. зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП. 17 Основы научно-исследовательской работы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в исследовательскую деятельность

7

Тема 1.1.

Исследовательская деятельность.

Содержание учебного материала

1

1

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы, литературный обзор, реферат, проект, учебно-исследовательская работа, их характеристики

2

Тема 1.2.

Основные понятия исследовательской деятельности

Содержание учебного материала

1

1

Основные понятия исследовательской деятельности: тема, цель, задачи, гипотеза, объект исследования, предмет исследования, проблема, тезаурус, теория.

3

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:  Заполнение таблицы

2

Тема 1.3

Методы научных исследований

Содержание учебного материал

1

1

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: анализ, синтез, моделирование, беседа, интервью, анкетирование, ранжирование. Математические методы: статистический. Специальные методы: картографический, исторический

2

Раздел 2.

Этапы работы в процессе исследования

20

3

Тема 2.1

Выбор темы.

Содержание учебного материала

1

От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования.  Составление рабочего плана.

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:  Составление рабочего плана.

2

Тема 2.2

Подбор и работа с информационными источниками

Содержание учебного материала

1

Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная.

Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.

Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

2

Практические занятия

2

Работа со справочным материалом, библиотечными каталогами, с Интернет – ресурсами.

2

Тема 2.3

Организация и методика исследования

Содержание учебного материала

1

1

Проведение эксперимента. Этапы проведения работы: собственно проведение (технологический этап), аналитический этап.

2

Теоретическое обоснование уже имеющейся информации. Подготовка и проведение работы.

3

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка работы по выбранной теме (доклад)

8

Тема 2.3

Способы обработки полученной информации

Содержание учебного материала

4

1

Формулирование выводов. Представление результатов в форме отчета. Обработка текстовой информации, сопровождение таблицами, чертежами, рисунками.

2

2

Работа в текстовом редакторе Word и Microsoft Excel. Сопоставление целей и результатов работы. Практическая значимость работы.

2

Практические занятия

2

3

Построение диаграмм.

Работа в текстовом редакторе Word и Microsoft Excel

Раздел 3. Оформление работы

7

Тема 3.1

Структура учебно-исследовательской работы

Содержание учебного материала

4

1

Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Оформление титульного листа, оглавления, списка литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования.

1

2

Основная часть. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: оформление плана исследовательской работы

6

Тема 3.2

Правила оформления учебно-исследовательской     работы

Содержание учебного материала

2

1

Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.

3

Практические занятия

2

Оформление списка литература и др. источников.

Оформление текста  учебно-исследовательской  работы

Раздел 4.

Защита

учебно-исследовательской работы

14

3

Тема 4.1

Подготовка доклада

Содержание учебного материала

2

1

Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.

2

Практические занятия

2

Подготовка доклада

Тема 4.2

Презентация работы

Содержание учебного материала

2

1

Культура выступления. Психологический аспект готовности к выступлению. Логика построения выступления. Подбор наглядности. Внешний облик и манеры выступающего. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

1

2

Внешний облик и манеры выступающего. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

3

Практические занятия

8

Публичное выступление. Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа).

2

Самостоятельная (внеаудиторная) и работа обучающихся: подготовка доклада к публичному выступлению «Культура ведения дискуссии»

6

1

Самостоятельная (внеаудиторная) и работа обучающихся: составление презентации «Внешний облик и манеры выступающего»

6

2

Итог

Практические занятия

СРС

14

16

                

                                                                                                                                                                             


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации).

Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов. 2015.
  2. Основы научных исследований и инженерного творчества (учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студента): учебно-методическое пособие по выполнению исследовательской работы 2015, ЭБС Лань
  3. Учебно-методические основы подготовки выпускной квалификационной работы. Учебное пособие для студентов
  4. Галактионова Л.В., Русанов А.М., Васильченко А.В. 2014 ЭБС Айпрбукс

Дополнительная литература:

  1. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2015. - №1. – С 105-107.
  2. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2014. - №1. – С.102-105.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Метод проектов.// М. АсаДема. -2003.стр.64.
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2014. – 272с.

Интернет-ресурсы:

1.        Ebooks-электронная библиотека, электронный ресурс, режим доступа: http://ebooks-vsem/com.

2.        http://studyspace.ru/remository/elektronnyie-uchebniki/ elektronnyie-uchebniki

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ОП 17. Основы научно-исследовательской работы, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифф. Зачета.

 Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

        Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • методы психолого-педагогического исследования;
  • содержание основных понятий и категорий научного поиска;
  • требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать тему исследования, составлять его план;
  • подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
  • обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения.

Формы контроля обучения:

- устный опрос,

- тестирование,

- контрольные работы,

- практические задания,

- домашнее задание творческого характера.

Методы оценки результатов обучения:

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу,

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Понимает сущность и значимость своей профессии

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств

анализирует и контролирует ситуации, связанные с решением профессиональных задач, - выбирает соответствующие методы их решения в зависимости от ситуации, - оценивает эффективность и качество принятых решений

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Демонстрация обратной связи (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных / слабых компетенций обучающегося)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- умеет ориентироваться в стандартных и сложных нестандартных ситуациях, - умеет принимать решение и нести ответственность за результат принятого решения

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

умеет извлекать и анализировать информацию из различных источников, - использовать различные способы её поиска, - применять найденную информацию для решения профессиональной задачи и для личного развития

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Количественная и качественная оценка практической деятельности

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационные технологий

применяет компьютерные навыки в профессиональной деятельности, - использует программное обеспечение для решения профессиональных задач

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

понимает общую цель, - применяет навыки командной работы, - использует конструктивные способы общения с коллегами, руководством, потребителями

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Понимает ответственность за свою работу

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Определяет задачи профессионального и личностного развития

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Выполнение кейс-заданий. Диагностика действий обучающегося

Составитель:

Преподаватель ГАПОУ РС (Я)

«Алданский политехнический техникум»         __________  Слюсарь Л.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...