Техническое обслуживание ходовой части и системы управления
методическая разработка

Ладис Владимир Юрьевич

Методическая разработка "Проведение занятия учебной прктики по техническому обслуживанию ходовой части и системы управления "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc734.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проведению учебной практики, на тему  техническое обслуживание ходовой части и системы управления

Тема урока: Техническое обслуживание ходовой части и системы управления.

 

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

 

Цель урока:

 

Обучающая: сформировать профессиональные компетенции по выявлению неисправностей и их устранению в узлах ходовой части и системе рулевого управления.

 

Развивающая: научить применять теоретические знания на практике. Развить умение рационально распределять время для упражнений. Развить у обучающихся навыки самостоятельного выполнения производственного задания при работе по техническому обслуживанию ходовой части и рулевого управления.

 

Воспитательная: формирования нравственных качеств, чувства долга ответственности, умение работать в коллективе, бережно относиться к инструментам, оборудованию. Соблюдать охрану труда.

 

Задачи:

-       формировать знания и отработать умения обучающихся по диагностированию и ремонту ходовой части и рулевого управления.

Материально – техническое и дидактическое обеспечение урока:

 

Оборудование: Передняя балка  в сборе с рулевыми тягами, продольной и поперечной. Верстак слесарный, тисы слесарные.

 

Инструмент и  приспособления: Кувалда, пассатижи, отвертка плоская, молоток, набор головок Sata, силовой вороток, зубило, газовый ключ.

 

ТСО: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация,

инструкционно-технологическая карта.

 

Сырьё: Смазочный материал (литол)

 

Межпредметные связи:   «Материаловедения», «Физика», «Слесарное дело и технологические измерения», «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Охрана труда».

 

Ход урока

 

I.                  Организационный момент.

-       Приветствие, проверка явки обучающихся

-       Проверка внешнего вида и санитарного состояния спецодежды.

-       Назначение дежурных.

 

II.                   Вводный инструктаж.

2.1   Сообщение темы программы: «ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Тема урока: «Техническое обслуживание ходовой части и системы управления».

Цель урока: Отработать навыки при выполнении работ по ремонту деталей и узлов рулевого управления. (Дать возможность обучающимся самим сформулировать цель урока, опираясь на тему урока и полученные ранее знания на уроках теоретического обучения)

 

 

2.2 Актуализация опорных знаний:

Для актуализации опорных знаний по охране труда и по теме: «Техническое обслуживание ходовой части и системы управления» проводится тестирование.

1. Какие виды подвесок бывают?

2. Подлежит ли рулевой наконечник ремонту при вмешательстве токаря?.

3. Подлежит ли ремонту поперечная рулевая тяга грузового автомобиля, если она поддалась деформации?

4. Из каких комплектующих состоит ступица передней балки автомобиля Зил 130?

 5. Из каких комплектующих состоит рулевой наконечник автомобиля ЗИЛ 130

 6. В каком состоянии должен быть инструмент при выполнении ремонтных работ?

 

2.3 Объяснение нового материала

Сообщить тему и цель урока.

Мотивация: ходовая часть и рулевое управление грузовика подвержена наибольшему износу, так как постоянно испытывает значительные нагрузки. Исправная ходовая часть и рулевое управление позволяет владельцу грузового автомобиля эксплуатировать его с полной отдачей, обеспечивая быструю окупаемость вложений в приобретение техники. Однако если возникшие проблемы в ходовой и рулевой части вовремя не устранить, ущерб от поломки окажется гораздо больше, чем затраты на своевременный ремонт.

        Опытный водитель грузовика может на слух определить характер неисправности ходовой части и рулевого управления автомобиля. Однако далеко не каждый водитель коммерческого грузового транспорта сегодня имеет подобный опыт. Поэтому, чтобы ремонт грузового автомобиля не ударил по карману, стоит регулярно проводить диагностику ходовой части и рулевого управления, выявлять и устранять ее неполадки. По сути, качественный сервис по ремонту ходовой части уже включает в себя диагностику ее систем и узлов, позволяя правильно определить причину неполадки, и только затем выполнять необходимый комплекс технических работ. Сделанный вовремя ремонт подвески и рулевого обеспечит надежную работу всех его узлов, хорошую маневренность и устойчивость, а также безопасность на автодороге.

         На сегодняшнем уроке нам предстоит не только научиться выявлять неисправности ходовой части и рулевого управления, а также устранять выявленные неисправности. Ваша задача быть внимательными и проявить свою подкованность и знания из теоретического курса.

          Задать вопрос обучающим: Как вы сформулируете

цель сегодняшнего занятия? (отработать навыки по выявлению и ликвидации неисправностей ходовой части и рулевого управления).

Отработать с обучающимися все комплектующие узлы и агрегаты ходовой части и рулевого управления, обозначить все функции каждого узла и заострить внимание на рулевом управлении.

Задать вопрос: С помощью каких элементов рулевого управления осуществляется поворот колеса? (вызвать одного к доске, продемонстрировать эти элементы на презентации). Выявить какие чаще всего неисправности встречаются в поперечной тяге рулевого управления грузового автомобиля.

Отработать технологию демонтажа рулевой тяги и восстановления рулевых наконечников согласно инструкционно - технологической карты.

Отобрать с обучающимися требуемый инструмент для всего технологического процесса.

Отобрать и визуально продиагностировать инструмент, чтобы он был в надлежащем состоянии.

Во время демонстрации приемов и операций по выполнению работ обратить внимание и предупредить о возможных ошибках, которые могут быть допущены:

а) не рациональное использование инструмента.

б) при демонтаже стопорного шплинта с рулевых наконечников.

в) демонтаж рулевого наконечника с цапфы.

Обратить внимание на приемы самоконтроля во время межоперационных работ, следовать согласно инструкционной карты.

Для выполнения задания разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

Провести инструктаж по правилам охраны труда.

Обратить внимание  на рукоятку молотка. Данный вид работ осуществляется в перчатках. При нанесении ударов по цапфе при демонтаже рулевой тяги обратить внимание, чтобы за спиной никого не было.

 

2.5 Закрепление нового материала

Вызвать одного из обучающегося для совместного осуществления данной работы с мастером, согласно инструкционной карте.

На практике разобрать все сложные моменты, с которыми можем столкнуться.

 

Сообщение критериев оценок, выдача заданий.

Подведение итогов вводного инструктажа.

 

III.           Текущий инструктаж

Целевые обходы рабочих мест обучающихся.

Первый обход:

-       Проверить содержание рабочих мест, их организацию.

-       Особое внимание обратить на обучающихся, требующих контроля (из группы риска).

Второй обход:

-       Проверка правильности выполнения приемов, данного вида работы.

Третий обход:

-       Проверка правильности соблюдения технологической последовательности.

-       Оказание помощи слабоподготовленным обучающимся.

Четвертый обход:

-      Проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного).

-      Проверка соблюдения правил охраны труда.

 

Пятый обход:

-      Приёмка, бракераж и оценка выполненных работ.

IV.            Заключительный инструктаж

-      Подвести итоги занятия.

-      Отметить обучающихся отлично справившихся с заданием

-      Указать на допущенные ошибки, разобрать причины их возникновения.

-      Сообщить и прокомментировать оценки за работу.

-      Выдать домашнее задание; объяснить, в чем заключается цель домашнего задания.

Задание на учебную практику

ПМ-01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Тема 2.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Тема урока: Урок 2.3.5 Технология процесса восстановления, регулировки подвески (6 часов)

Цель занятия: Научить студентов технически правильному процессу восстановления и регулировки подвески

- Познакомиться с конструкцией, устройством и деталями подвески.

- Изучить основные неисправности.

- Познакомится с критериями дефе ктовки узлов и деталей.

Результат:

Овладение профессиональными компетенциями:

- ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания..

Описание рабочего места, оборудования:  1.Пост разборки и регулировки подвески. 2. Набор инструментов. 3. Люфтомер. 4. Монтажный рычаг.

Содержание работы:

Задание № 1 Процесса восстановления, регулировки подвески.

п/п

Название операции

Эскиз, схема, график,

Кол-во часов

Последовательность выполнения работ

1

Проверка отсутствия люфтов шаровых опор и ступичных подшипников

 

3 часа.

30 мин.

1. Регулировку углов установки колес целесообразно проводить только на автомобилях с исправной ходовой частью.

2

 Проверка люфтов, состояния пыльников, легкости вращения рулевого колеса

 2 час.

30 минут

1. Регулировку углов установки колес целесообразно проводить только на автомобилях с исправной ходовой частью.

3

 Проверка люфтов, состояния пыльников, легкости вращения рулевого колеса

1. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать пять градусов

4

 Проверка угла продольного наклона оси поворота.

1. Если угол не соответствует измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески.

2. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части.

3. И наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как впереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.

5

Проверка и регулировка угла развала передних колес.

1. Угол развала передних колес регулируется поворотом верхнего болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку при ослабленной затяжке гаек верхнего и нижнего болтов. 2. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Н-м.

3. Допустимое значение 0°20'±30'

6

Проверка и регулировка схождение передних колес

1. Схождение передних колес регулируют изменением длины рулевых тяг.

2. Если схождение колес на автомобиле Лада Гранта ВАЗ 2190 не соответствует норме ослабьте ключом "на 13" стяжные болты наконечников рулевых тяг и, вращая регулировочные втулки, установите необходимое схождение колес. 3. Затем убедитесь, что поверхность шарового шарнира параллельна опорной поверхности

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

практического  задания

Номер

задания

Содержание задания

Критерии оценивания

Максимальный балл за выполнение задания

1.

Устройство подвески

- без ошибок «5»

- одна незначительная ошибка «4»

- две три незначительные ошибки или одна грубая «3»

- две и более грубых ошибок «2»

5

2.

Принцип регулировки подвески

- без ошибок «5»

- одна незначительная ошибка «4»

- две три незначительные ошибки или одна грубая «3»

- две и более грубых ошибок «2»

5

3.

Порядок выполнения работ

- без ошибок «5»

- одна незначительная ошибка «4»

- две три незначительные ошибки или одна грубая «3»

- две и более грубых ошибок «2»

5

Максимальное количество баллов – 20 баллов

Отметка «2» - менее 12 баллов

Отметка «3» - 12 - 14 баллов

Отметка «4» - 15 - 17 баллов

Отметка «5» - 18 - 20 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы смазки двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в смазочной системе двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов  проведе...

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в системе охлаждения  двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов  ...

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы питания дизельного двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение диагностике с помощью приборов си­стемы питания дизельных двигателей, ее составных частей и сбо­рочных единиц, а также выполнению технического обслуживания. Задачи занятия:О...

план урока "Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля"

формирование практических навыков у обучающихся по диагностированию и ремонту ходовой части легкового автомобиля...

Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...

Методическая разработка урока учебной практики ПМ. 02 «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей» по теме «Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления»

План урока составлен для профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин», урок проводится на 3 курсе обучения ( 5 семестр). Урок учебной практики входит в систему занятий ...