Методические указания по проведению самостоятельной работы
методическая разработка

Н.Ф.Сенчило

Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_po_vypolneiyu_sam._raboty.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ имени Е.Г. ТРУБИЦЫНА

Методические указания для обучающихся по аудиторной и внеаудиторной         самостоятельной работе

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

        Смоленск , 2020 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании

ПЦК общетехнических дисциплин

Протокол №

Председатель ПЦК                              Ж.В.Лепешкова.

Составитель: Сенчило Н.Ф.

Методические указания для обучающихся по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе носят общий характер и адресованы студентам очной формы обучения.


Содержание

1. Подготовить конспект        ………………………………………………………4

        2.Составить таблицу…………………………………………………………….5        

        3.Подготовить презентацию на тему…………………………………..5                

4.Подготовиться к семинару………………………………………………10

5.Подготовится к практическому занятию…………………………10

6.Написапь реферат на определенную тему………………………11

7. Подготовить доклад…………………………………………………………15

8. Решить задачу…………………………………………………………………..16


Общие методические рекомендации по видам работ

Вид работы: Подготовка конспекта

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из интернета и других источников. Таким образом конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют большую ценность при подготовке к урокам.

        1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

        2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

        3.Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определенных знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Форма контроля и критерий оценки

Задание должно быть выполнено в   рабочей тетради. Сдается на проверку преподавателю

«5» Полнота использования учебного материала. Объем конспекта-1 тетрадная страница на один раздел или лист формата А 4. Логика изложения(наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность(наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность(терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы- слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«4» Использование учебного материала не полное. Объем конспекта- менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено(наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность(терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений. только опорные сигналы-слова , словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

        «3» Использование учебного материала не полное. Объем конспекта - менее одной тетрадной страницы на один раздел или лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый подчерк.

        «2» Использование учебного материала не полное. Объем конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый подчерк.

Вид работы: Составить таблицу

        Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Внимательно прочитайте текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать конструкцию таблицы, расположение порядковых номеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.

        Форма контроля и критерий оценки

Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради. Сдается на проверку преподавателю.

«5» Выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

«4»Выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

        «3»Выставляется в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.

«2» Таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.

Вид работы: Подготовка презентации на тему

        Инструкция по выполнению самостоятельной работы

        Правила оформления компьютерных презентаций

        Общие правила дизайна

Шрифты с засечками читаются легче, чем без засечек;

Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

Черный цвет имеет негативный подтекст.

Белый текст на черном фоне читается плохо.

На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего –либо.

Логотип должен располагаться справа внизу (слева вверху)

Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

Дизайн должен быть простым , а текст коротким.

Крупные объекты в  составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран_ все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Чтобы презентации хорошо воспринимались слушателями и не вызывала отрицательных эмоций, необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической- яркость и насыщенность цвета, для лучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное расположение на слайде.

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация.

Размер шрифта:24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов(обычный текст)

цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать(текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек, для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читается.; курсив, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация

Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда, иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Стиль может включать определенный шрифт, цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.

Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифтов, все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

Информационных блоков не должно быть слишком много(3-6), рекомендуемый размер одного информационного блока- не более ½ размера слайда. Желательно присутствие на странице блоков с различной информацией(текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющие друг друга. Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделять. Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки- слева на право. Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда. Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков нужно не забывать и об их содержании – тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. также следует учитывать  общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

Рекомендации к содержанию презентации.

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых,  в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория умеет читать, а во- вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).

        Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы( слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация является основой устного доклада, то второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.

По оформлению

На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.

Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто  произносит докладчик, (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора(имя и фамилия, инициалы и фамилия). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одном слайде, но не больше.

Все схемы и графики должны иметь название, отражающие их содержание.

Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисовальные шрифты часто трудно воспринимаются все сразу – одним взглядом.

На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или краткое название презентации и год создания (например, в презентации «Политическая история народов Дагестана и ее влияние на историю России» в колонтитуле стояло: «Иванова. Народы Дагестана. 2004»), номер слайда.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Правила компьютерного набора текста при создании презентаций

Точка в конце заголовка подзаголовков, включенных  отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из отдельных предложений, то точка не ставится после каждого из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемых в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка. Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку(0.158).

Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен(если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелом с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.

Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами(обычно однозначные при наличии сокращенных наименований),цифрами( многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом(после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемым наращениями(6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.

Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом.(Н2О,м3/с)

Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы(из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.

Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух буков. Текс концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше абзацного отступа, т.е содержать не мене 5-7 букв.

Знаки процента(%) применяются только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.

Знаки градуса, минуты, секунды от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом.

Формулы в текстовых стоках должны быть отделены от текста на пробел или двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.

Знаки номера(№) или параграфа применяются только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются  вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.

Общие правила оформления презентации

         


 

        Дизайн

        Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал вашей теме, не отвлекал слушателей.

        Титульный лист

        1. Название презентации.

        2.Автор: ФИО студента, место учебы, год.

        3.Логотип(по желанию)

        Второй слайд

        «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше выполнять в виде гиперссылок(для интерактивности презентации)

        Заголовки

        1. Все заголовки выполнены в едином стиле(цвет, шрифт, размер, начертание)

        2. В конце точка никогда не ставится.

        Текст

        1. Форматируется по ширине.

        2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

        3. Подчеркивания не используются.

        4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. Все элементы списка пишутся с маленькой буквы. Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее- маленькими.

        5.На схемах текст лучше форматировать по центру.

        6. В таблицах- по усмотрению автора.

        Список литературы

        Пример:

        1. Петров А.В. Экономика. - М.: Просвещение, 2001.

        Общий порядок слайдов:

        -титульный;

        -план презентации;

        -основная часть;

        -заключение(выводы);

        -спасибо за внимание(подпись).

        Форма контроля и критерий оценки

Презентацию необходимо представлять преподавателю в электронном виде.

«5» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

«4» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.

«3»- в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.

«2»- работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.

Вид работы: Подготовка к семинару

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Подготовка к семинару

Семинар- это особая форма учебно - теоретических занятий которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы.        

        Этапы подготовки к семинару:

- проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Вид работы: Подготовка к практическому занятию

        Инструкция по выполнению самостоятельной работы

        Подготовка к практическому занятию

Практическое занятие- это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практическом занятии уделяется выработке учебных и профессиональных навыков. Такие навыки Формируются в процессе выполнения конкретных заданий- упражнений, задач и т.п.- под руководством и контролем преподавателя.

        Этапы подготовки к практическому занятию:

- освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- используя методические указания по проведению лабораторно-практических работ оформить отчет по работе, указав название работы, цел, оборудования, теоретические обоснования, начертить таблицу для записи измеряемых и вычисляемых величин.

Вид работы: Написать реферат на определенную тему

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Реферат- краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно – тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объем реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширять поиск источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

        Структура реферата:

        - титульный лист;

        - оглавление;

        -введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы);

        - основная часть(состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

        - заключение (подводятся итоги и даются обобщенные основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

        - список литературы (в списке литературы должны быть не менее 8-10 различных источников).

Допускается включение таблиц, графиков, схем как в основном тексте, так и качестве приложений.

        Критерий оценки реферата:

- соответствие теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников;

- владение терминалогией и культурой речи;

- оформление реферата.

Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений.

Работа над введением

Введение- одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление - это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать с изложения какого-то определения, типа»политические отношения- это…»

Обоснование актуальности выбранной темы – это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал эту тему реферата?».Нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме _ в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить её полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которое сложилось в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно её раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа(такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

- при упоминание в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

- каждая глава(параграф) начинается с новой строки;

- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е приводить ссылки.

Правила оформления ссылок

        В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. А скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем ,через запятую, страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Примеры:(1,145).

Работа над заключением

        Заключение- самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

- основные выводы в сжатой форме;

- оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы. Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.

        Оформления приложения        

        Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.        

Примеры оформления:

Приложение 1. Цилиндрический одноступенчатый редуктор.

Правила оформления библиографических списков

Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается. Сведения о книгах даются в следующем порядке:

-автор книги(фамилия, инициалы)

- название;

- выходные данные(место издания, издательство и год издания). Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются6

-название сборника, журнала, газеты;

-место издания и год издания(если сборник);

-год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Пленков О.Ю. Автомобильный транспорт в России//Наука и жизнь.-2012.-№1.-С.10-16.

Требования к оформлению реферата

        Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа формата А4 с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части(абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов. Следует придерживаться следующих правил:

- набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

- заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным)

-разрешается интервал между абзацами;

- отступ в абзацах 1-2 см;

- нумерация страниц снизу или сверху посередине листа;

- объем реферата 20-24 страницы.

        Подготовка к защите и порядок защиты реферата        

        Необходимо заранее подготовить тезисы выступления(план-конспект).

        Порядок защиты реферата:                                                                                                      1. Краткое содержание, характеризующее задачи работы, её актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

3. Отзыв руководителя- консультанта о ходе выполнения работы.

        Образец оформления содержания

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава1.

1.1        ………………………………………………………………………………………………………5

1.2        ……………………………………………………………………………………………………..7

1.3        ……………………………………………………………………………………………………..9

Глава2.

2.1        ………………………………………………………………………………………………………11

2.2        ………………………………………………………………………………………………………13

Глава3.

3.1        ………………………………………………………………………………………………………..15

3.2        …………………………………………………………………………………………………………18

3.3        ………………………………………………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………………………………………22

Приложение………………………………………………………………………………………………..23

Список используемой литературы………………………………………………………………24


Образец оформления титульного листа реферата

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ имени Е.Г. ТРУБИЦЫНА

        Реферат

        по дисциплине: »Техническая механика»

        Применение зубчатых передач

        Выполнил:

        Проверил: преподаватель

        Смоленск,2015

Форма контроля и критерий оценки реферата

        Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических указаниях требованиями.

«5» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую тему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«4» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8-10 страниц, текст написан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата , отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы приводил соответствующие доводы, но не мог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«3» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свой ответы.

«2»- в случае, когда объем реферата менее 5 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему. не отвечал на вопросы.        

Вид работы: Подготовить доклад

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Доклад- это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада составляет 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научится убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада. Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- риторические вопросы;

- актуальные местные события;

- личные происшествия;

- истории, вызывающие шок;

- цитаты, пословицы;

- возбуждение воображения;

- оптический или акустический эффект;

- неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы - привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность ее минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения необходимо использовать:

- обоснования необходимости доклада почему?;

- доказательство кто? когда? где? сколько?

- пример берем с...

- сравнение это также, как…

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы6

- обобщение;

- прогноз;

- цитата;

- пожелания

- объявление о продолжении дискуссии;

- просьба о предложениях по улучшению;

- благодарность за внимание.

Формы контроля и критерий оценки

Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.

«5» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст написан аккуратно, в соответствии с требованиями. полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«4» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст написан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада , отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему,  доклад написан грамотно. При защите  доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы приводил соответствующие доводы, но не мог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«3» - в случае, когда объем  доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема  доклада раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему,  доклад написан с ошибками. При защите  доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свой ответы.

«2»-  в случае, когда объем  доклада менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите  доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему. не отвечал на вопросы.        

Вид работы: Решение задач

При решении задач необходимо внимательно прочитать условие задачи, записать известные величины и что необходимо определить. Привести формулу, по которой находится неизвестная величина. Исходя из условия задачи, найти неизвестные в формуле величины., подставить в формулу. Произвести вычисление, критически проанализировать полученный результат, записать ответ.

Пример: Автомобиль, имевший начальную скорость 36 км/ч, прошел 50 м до остановки.         Считая движение равнозамедленным, определить время торможения.

Решение

1.Записываем уравнение скорости для равнозамедленного движения:

v= v0+at=0

Определяем начальную скорость в м/с:     v0 = 36*1000/36000=10м/

Выразим ускорение из уравнения скорости:                        

a=v0/t +at 2/2

После подстановки получим:

S=v0t/2

3.Определяем время до полной остановки (время торможения)

t=2S/v0=2*50/10=10с.

Ответ: 10с.

Форма контроля и критерий оценки

Задачи решаются в тетрадях для самостоятельных работ и сдаются на проверку преподавателю.

«5»выставляется если записано условие задачи, аккуратно, с помощью карандаша и линейки, начерчены рисунки, эпюры, графики. Нет зачеркиваний и исправлений. Ответ правильный.

«4» выставляется если записано условие задачи, аккуратно, с помощью карандаша и линейки, начерчены рисунки, эпюры, графики. Нет зачеркиваний и исправлений, но имеются незначительные ошибки при вычислении.

 «3» выставляется если записано условие задачи, аккуратно, с помощью карандаша и линейки, начерчены рисунки, эпюры, графики.  Имеются зачеркивания и исправления,  не указаны единицы измерения, задача решена правильно только на 60%.

«2» выставляется если способ решения задачи выбран неправильно.


Программа определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение,

планирование, формы организации и виды контроля.

1.2.Самостоятельная работа обучающихся (далее СРО) может рассматриваться как

организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих

управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность обучающихся по осоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации и формирова-

нию общих компетенций.

Одной из важнейших стратегических задач современного профессионального образо-

вания является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Обучающиеся при выполнении самостоятельной и творческой работы вырабатывают сле-

дующие компетенции, включающие в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, про-

являть к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спосо-

бы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив-

ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио-

нальной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руково-

дством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), ре-

зультат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея-

тельности.

1.3.Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения получен-

ных знаний и умений обучающихся;

формирования умений поиска и использования информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного рос-

та;

развития познавательных способностей и активности обучающихся: творче-

ской инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности профессионального мышления: способности

к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

формирования умений использования информационно-коммуникационных

технологий в профессиональной деятельности;

развития исследовательских умений;

развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми,

формирование умений работы в команде.

1.4. Колледж самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной рабо-

ты по учебной дисциплине и профессиональному модулю, исходя их объемов максимальной

и обязательной учебной нагрузки студентов.

1.5. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу обучаю-

щихся, находит отражение:

в учебном плане –в целом по теоретическому обучению, по циклам, дисципли-

нам, профессиональным модулям и входящих в их состав междисциплинарным курсам

(МДК);

в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределе-

нием по разделам и темам.

2. Планирование и организация самостоятельной работы обучающихся

2.1. Организация самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особен-

ностей изучаемой дисциплины, МДК, объема часов на изучение, вида заданий для самостоя-

тельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.

2.2. Организацию самостоятельной работы обеспечивают: учебно-методическая

служба, ПЦК, преподаватели, библиотека.

2.3. При разработке основной образовательной программы колледж определяет:

общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу

в целом по теоретическому обучению;

объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по

учебной дисциплине с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и

объема изучаемого материала;

объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по

профессиональному модулю в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного ма-

териала, формируемых профессиональных компетенций (практический опыт, умений и зна-

ний).

2.4. При разработке программ учебной дисциплины и профессионального модуля

преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и прак-

тических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы

контроля результатов.

2.5. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и ха-

рактер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику

специальности, изучаемой учебной дисциплины и профессионального модуля, индивидуаль-

ные особенности обучающегося.

2.6. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как

единство форм:

самоконтроль и самооценка обучающегося;

взаимоконтроль обучающихся;

контроль и оценка со стороны преподавателя.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Аркуша А.И. Техническая механика: Теоретическая механика и сопротивление материалов: Учебник для машиностроительных специализированных техникумов. 9- е изд., стер.- М.:ЛЕНАНД,2016. – 351 с. Дополнительные источники: 1. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. М. Высшая школа, 2014. Интернет-ресурсы: 1. Техническая механика. Форма доступа: http://technical-mechanics.narod.ru 2. Основы технической механики,http://www.ostemex.ru/ 3. Теоретическая механика,http://www.teoretmeh.ru/

        Раздел 2 Сопротивление материалов Тема 2.1. Основные положения Задание №1 Изучить учебный материал по учебнику [1], с.211-213 и дополнить конспект по вопросу «Допущения относительно свойств материалов и характера деформаций». Форма выполнения задания: изучение учебной литературы Рекомендуемое время: 1час

 Задание №2 Изучить учебный материал по учебнику [1], с.214-216 и дополнить конспект по вопросу «Виды нагружения бруса». Форма выполнения задания: изучение учебной литературы Рекомендуемое время: 1час Тема 2.2. Растяжение и сжатие Задание №1 Изучить учебный материал по учебнику [1], с.219-221 и дополнить конспект по вопросу «Правила построения эпюр». Форма выполнения задания: изучение учебной литературы. Рекомендуемое время:1 часа Задание №2 Изучить учебный материал по учебнику [1], с.234-237 и дополнить конспект по вопросу «Коэффициенты запаса прочности. Допускаемые напряжения». Форма выполнения задания: изучение учебной литературы. Рекомендуемое время: 1часа Задание №3 Ознакомиться с примерами расчета ступенчатого бруса по учебнику [1], с.224-225. Выполнить и оформить индивидуальное расчетно-графическое задание Форма выполнения задания: изучение учебной литературы. Рекомендуемое время: 2часа Контроль: 1. Проверка конспекта 2. Проверка расчетно-графической работы №4 Тема 2.3. Практические расчеты на срез и смятие Задание №1 Ознакомиться с примерами расчета соединений на срез и смятие по учебнику [1], с.24-250. Форма выполнения задания: изучение учебной литературы. Рекомендуемое время: 2часа Тема 2.4 Геометрические характеристики плоских сечений Задание №1 Изучить учебный материал по учебнику [1], с.266-271 и дополнить конспект по вопросу «Моменты инерции простейших фигур». Форма выполнения задания: Оценивание результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Оценка Критерии оценки знаний студентов

«5» отлично

Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. Расчетнографическая работа выполнена полностью без ошибок и

недочетов

«4» хорошо

Демонстрирует значительное понимание проблемы.

Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены. Расчетно-графическая работа выполнена

полностью, но при наличии в ней более 1 негрубой ошибки и 1 недочета или 3 недочетов

«3» удовлетворительно

Демонстрирует частичное понимание проблемы. Многие

требования, предъявляемые к заданию, не выполнены.

Расчетно-графическая работа выполнена на 2\3 всего объема; работа выполнена полностью, но при наличии в ней

более 1 грубой ошибки и 2 недочетов, или 1 грубой ошибки и 1 негрубой ошибки, или 3 негрубые ошибки, или 4

недочета

«2» неудовлетворительно

Демонстрирует непонимание проблемы.

Нет ответа. Не было попытки решить задачу. Расчетнографическая работа правильно выполнена менее чем на

2\3 всего объема или число ошибок и недочетов превышает норму для оценки «3»

Грубые ошибки:

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения технических

величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание

приемов решения задач, аналогичных ранее решенных на занятиях.

Негрубые ошибки:

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия.

2. Ошибки в условных обозначениях на расчетных схемах; неточности чертежей и схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц технических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты:

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях грубо искажающие реальность результата.

3. Небрежное выполнение записей, чертежей и схем.

4. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Тематический план по дисциплине

Наименование разделов и тем Количество часов для внеаудиторной подготовки

Раздел 1. Теоретическая механика

Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики

2

Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил 6

Тема 1.3. Пара сил и момент силы относительно точки 2

Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил

6

Тема 1.5. Центр тяжести 4

Тема 1.6. Устойчивость равновесия 2

Раздел 2. Сопротивление материалов

Тема 2.1. Основные положения 2

Тема 2.2. Растяжение и сжатие 4

Тема 2.3. Практические расчеты на срез и смятие 2

Тема 2.4. Геометрические характеристики

плоских сечений. 3

Тема 2.5.Кручение прямого бруса круглого поперечного сечения. 1

Тема 2.6. Изгиб прямого бруса. 8

Тема 2.8. Устойчивость центрально-сжатых стержней 2

Раздел 3. Статика сооружений

Тема 3.3 Многопролетные статически определимые

балки. 4

Тема 3.4. Статически определимые плоские рамы 4

Тема 3.6. Статически определимые плоские фермы 3

Всего по дисциплине 55

Раздел1 Теоретическая механика

Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики Задание № 1

Подготовить сообщение на тему "Развитие механики", используя интеизучение учебной литератур. Рекомендуемое время:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению самостоятельных внеаудиторных работ «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02 (35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине        «Безопасность жизнедеятельности»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления для специальности 08.02.08

  В методической разработке «Методические указания для выполнения самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации си...

Методические указания по проведению самостоятельной работы по ПМ.04 Оформление причёски

Методические указания по проведению самостоятельной работы по ПМ.04 Оформление причёски...

Щукина Л.М. Методические указания по проведению самостоятельной работы по ОП.05 Специальный рисунок

Методические указания по проведению самостоятельной работы по ОП.05 Специальный рисунок...