Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль мастера производственного обучения в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних»
материал

Арсибеков Константин Леонидович

Сложная экономическая ситуация в стране, привела к появлению большего количества неблагополучных семей.

    Снижение контроля со стороны родителей, упразднение детских центров, мест, где подросток мог найти себе занятие по способностям и интересам, приводит к тому, что подростки находят себе альтернативные занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эпиграф

  В жизни каждого из нас есть человек, который направил нас по особому профессиональному пути. Человек, на которого мы хотим быть похожими, человек, достигший в своем деле таких высот, которые видны всем. О таких людях говорят – Мастер.  А мастер производственного обучения – это мастер будущих мастеров.  



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

на тему: «Роль мастера производственного обучения в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних»

Арсибеков Константин Леонидович

Мастер производственного обучения

         

         Сложная экономическая ситуация в стране, привела к появлению большего количества неблагополучных семей.

    Снижение контроля со стороны родителей, упразднение детских центров, мест, где подросток мог найти себе занятие по способностям и интересам, приводит к тому, что подростки находят себе альтернативные занятия.      Результатом неблагополучия в социальной и нравственной жизни населения является увеличение правонарушений в подростковой среде и рост подростковой преступности.

    Кто же такой потенциальный правонарушитель?

 В разных источниках можно встретить множество определений.

        Правонарушение – нарушение права, проступок, который влечет за собой юридическую ответственность.

      Правонарушения, входящие в систему у подростка в возрасте, когда формируется его личность, может привести его на дорогу преступности и, фактически он, с нашей системой исполнения наказания и перевоспитания, будет потерян для общества.

       Большое значение в воспитательной работе я, как мастер п/о уделяю индивидуальному подходу к каждому подростку. Одним из важных условий успешной работы мастера п/о является глубокое знание индивидуальных особенностей обучающихся своей группы. Только повседневные наблюдения, анализ успехов или недостатков каждого обучающегося позволят мастеру правильно определить методы и средства их воспитания.   Ведь нам необходимо принимать только продуманные решения, особенно при первых проявлениях нарушения дисциплины и пропусков занятий обучающихся техникума.

      Характеризуя обучающегося, нельзя опираться на отдельные отрицательные его черты или факты из жизни. Порой поспешные выводы, могут привести к ошибочным решениям и лишить обучающегося даже небольшой уверенности в себе. В то же время, необходимо помнить, что чрезмерная благожелательность может формировать у подростков заниженную самооценку и мысль о том, что до них никому нет дела.      Поэтому мастеру п/о в ходе повседневного общения с обучающемися необходимо правильно разъяснять и проводить беседы по предупреждению и профилактике правонарушений.

        Большую роль играет и тесный контакт мастера с родителями обучающегося. Только при активной помощи родителей можно успешно решить многие проблемы.

         Основные направления работы мастера п/о по предупреждению правонарушений:

- Индивидуальный подход к каждому подростку;

- Проведение индивидуальных бесед, часов общения на морально-этические и профилактические темы;

- Работа в тесном контакте с родителями обучающегося;

- Работа с правоохранительными органами и службами по делам детей;

- Формирование у учащихся дисциплины, выполнение правил внутреннего распорядка.

      Некоторые обучающиеся нашего техникума, это дети из неблагополучных и неполных семей. Родители не задумываются над судьбой своих детей. У многих из них отсутствует забота и внимание к своему ребенку.

  В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что изменить его практически невозможно.

   Понятно, что будущее таких ребят зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев их надо тащить, то есть помогать. Если их предоставить самим себе, то многих безусловно ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивы. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли. В компаниях, куда попадают такие дети, они приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству, преступности.

   Именно с таким «багажом» пришли некоторые обучающегося в наш лицей со школьной скамьи. В свое время меры воздействия на семьи данных учащихся не были приняты. Инспекция ждала инициативы со стороны школы, школа - со стороны инспекции. В результате время упущено. И теперь пожинать плоды досталось нашему учебному заведению.

      В своей работе с такими обучающимися я пытаюсь руководствоваться методом убеждения (провожу беседы с обучающимися и их родителями, которые обещают контролировать своих детей, их поведение и посещаемость). Метод убеждения в своей основе является средством воспитания. Убеждение является средством предупреждения преступлений и иных правонарушений. К сожалению, убеждение не всегда оказывается эффективной мерой воздействия на поведение некоторых учащихся, совершающих нарушения дисциплины. Все меры административного и общественного воздействия на семьи некоторых учащихся бывают бездейственны. В связи с этим нам приходится обращаться к деятельности полиции, службам по делам детей, которые могут применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и общественного воздействия.   Проведение целенаправленной работы с правоохранительными органами, службами по делам детей - является одним из важных моментов в работе по превентивному воспитанию подростков. Принуждение как метод административной деятельности полиции состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности. Это такое воздействие, которое изменяет неправильные взгляды, поведение.

   В правоохранительные органы направляем письма, в которых просим помочь нам вернуть ребят для продолжения учебы.

   Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к трудным подросткам, смогли бы снизить их опасное криминогенное влияние на своих сверстников.

    Однако этого не происходит, поскольку органы профилактики не имеют четкого представления, кто из них в первую очередь должен заниматься подростками.

   И все же конечная цель нашей деятельности направлена не на то, чтобы отчислить обучающихся, а на то, чтобы вернуть их в  стены техникума, чтобы они получили специальность и вышли квалифицированными специалистами.

Статья УК где сказано «невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей», в наших условиях, практически неработоспособна, критериев, оценивающих, в данном случае, действия родителей по воспитанию детей, нет.

      К тому же как правило, ответственность за нарушение несовершеннолетними несут родители, хотя, думаю с педагогической точки зрения можно предусмотреть наказание и для несовершеннолетних. Например, принудительный общественно – полезный труд на объектах администрации, для подростков достигших возраста 15 -16 лет, тем более, что Кодекс законов о труде, предусматривает возможность использовать труд несовершеннолетних. Или, запретить подростку в течение определенного времени находиться в оговоренных общественных местах, выходить с квартиры, т.е. наложить на подростка своеобразный домашний арест.

 Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ

                                                                                             Разработал:

                                                     Арсибеков Константин  Леонидович,

                                          мастер производственного обучения КОГПОБУ
                                            «Санчурский социально-экономический техникум»

Санчурск

Содержание

     Введение                                                                                                           3

  1. Влияние мастера производственного обучения на коллектив                    4        
  2. Пути формирования коллектива учебной группы                                       5        
  3. Роль мастера производственного обучения в процессе обучения

и воспитания ученического коллектива                                                              9

  1. Рекомендации по повышению эффективности воспитания        ученического коллектива                                                                                11                            
  2. Методические рекомендации мастеру        производственного        

обучения по оптимизации процесса формирования ученического

коллектива                                                                                                             13

  1. Факторы, влияющие на формирование ученического        коллектива  

в учебной группе                                                                                                   15

Введение

Система профессионально-технического образования прочно утвердилась, как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих и служащих  кадров и стала высоким фактором формирования политических, моральных качеств рабочих. Современные техникумы призваны подготавливать квалифицированных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.

Ведущая роль в совершенствовании системы профтехобразования и ускорении учебно-воспитательного процесса принадлежит мастерам производственного обучения, первым поставщикам рабочей смены. Характерные черты большинства из них - компетентность и высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать и воспитывать учащихся, вести за собой ученический коллектив. Мастерам производственного обучения крайне важно и полезно систематически обращаться к научной литературе по педагогике, психологии.

Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам техникумов - главным поставщикам рабочей смены. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические качества.

Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

1.Влияние мастера производственного обучения на коллектив

Педагоги, мастера производственного обучения, прежде всего, несут ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в коллективе. Мастера производственного обучения не несут прямой ответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников.

Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения - очень важный момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, также должен регулироваться как в общих интересах, так и в интересах каждого ученика. Эту задачу обычно берут на себя лидеры, в роли которых могут выступать официальные руководители, если они обладают достаточным неформальным авторитетом.

Психологическое изучение лидерства и сравнительное исследование требований, предъявляемых к мастерам производственного обучения и лидерам в коллективе, указывают на большие различия в знаниях, умениях, формах поведения и способах воздействия на людей, которыми пользуются хорошие мастера производственного обучения и неформальные лидеры. Мастер производственного обучения должен всегда быть, безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, субъективным (в хорошем смысле этого слова) человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристрастно относиться к учащимся, близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и переживать.

Только при хорошем личном отношении к людям можно стать для них лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.

Далеко не все мастера, достаточно успешно справляются с функциями руководителя, обладают теми качествами, знаниями и навыками, которые необходимы хорошему лидеру. Очень часто человек успешно руководящий коллективом, лидером не является.

Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.

2. Пути формирования коллектива учебной группы

Воспитание в коллективе - основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей - характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому

предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.

Основой коллектива обучающихся является учебная группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в решении воспитательных задач, в то же время является для учащихся большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные задания техникума комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в училища из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего, мастерам производственного обучения приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей учащихся.

Многие мастера изучают индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Первым источником сведений об обучающимся служит его небольшое дело - анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, мастер имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа учащихся наиболее способных и активных.

Важное событие для мастера - первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение учащегося, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об училище, профессии, мастере. В этот день следует рассказать учащимся об истории училища, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.

Первые уроки с обучающимися старших курсов также следует начинать с таких же направляющих и предупреждающих бесед, групповых и родительских собраний.

При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы, как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон родителей, домашний телефон, фамилии товарищей, которые учатся в училище и живут рядом.

Важная ступень в изучении учебной группы - первые родительские собрания, которые рекомендуется проводить до начала учебного года. На этих собраниях мастер узнает от родителей об особенностях их детей.

Как правило, перед началом учебного года в мастерских техникума

 и учебных кабинетах проводится большая работа по наведению общего порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, обучающихся нового набора.

Загородная прогулка - лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об учащемся больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает учащимся проявить свои таланты. В походе проверяется и физическая закалка обучающихся, спортивные и художественные способности.

В последние годы многие учебные заведения до начала учебного года участвуют в уборке урожая. Работу в подшефном колхозе следует также использовать как средство изучения ребят, воспитания у них сознательного отношения к общественному труду. В результате проведения перечисленных мероприятий у мастера складывается определенное предварительное впечатление об обучающемся. После этого можно наметить план индивидуальной работы с каждым обучающимся, группой в целом, приступить к формированию ученического коллектива и актива группы.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеклассная работа. В неофициальной обстановке обучающийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках.

Занимаясь внеклассной работой, мастер, несомненно, привлекает ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение к будущей профессии.

Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый обучающийся  группы имеет поручение. Мастер должен убедить обучающихся в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса.

Общественное поручение можно подбирать обучающемуся в зависимости от его характера и организаторских способностей. Только после согласия обучающегося можно предложить группе закрепить за ним поручение.

Первостепенная задача мастера и актива группы - создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Актив с участием мастера решает, кому присвоить звание «Лучший по профессии», кому выдать в порядке поощрения билет в театр и т.д. Это поднимает авторитет активистов и ставит мастера в выгодные условия в отношениях с обучающимися.

Решающую роль в формировании ученического коллектива должны играть общественные организации.

Большое внимание мастер должен уделять ученической профсоюзной организации в группе. В первый месяц обучения необходимо провести групповое собрание, на котором разъяснить учащимся значение профессиональных союзов. В первые дни обучения надо постараться вовлечь всех учащихся в профсоюз и наладить в группе профсоюзную работу.

Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа.

Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего

техникума  и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной, ловкой, смелой и волевой.

Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления. Распространенной формой в училище является актив группы. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.

В становлении коллектива важную роль играют героические традиции рабочего класса. Конечная цель традиций - ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Традиция решает эту задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения рабочего класса, поведения в различных средах общественной и личной жизни.

3. Роль мастера производственного обучения в процессе обучения и воспитания ученического коллектива

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ - главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина, привить высокие морально-этические качества.

Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.

В средних профтехучилищах мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист (инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена - ученической группы. Действуя, как специалист высокой квалификации, знающий свое дело мастер обучает тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.

Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу, составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».

В общении с обучающимися  мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.

Старший мастер техникума  обеспечивает организацию и проведение производственного обучения и производственной практики, учащихся в соответствии с требованиями учебных программ

За качество обучения и воспитания, будущих молодых квалифицированных рабочих и служащих , в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера производственного обучения. Их основные обязанности следующие:

  • вооружить учащихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками;
  • проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости обучающихся, организовывать и контролировать их самостоятельную работу в техникуме и дома;
  • осуществлять идейно-политическое воспитание учащихся во время занятий и во внеурочное время;
  • оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;
  • организация помощи общественным организациям обучающихся;
  • забота о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе обучающихся;
  • отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.

Решающую роль в воспитании у обучающихся любви к профессии принадлежит мастеру. Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы обучающиеся увлеклись ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Важно, чтобы мастер видел малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности, мог определить, какой результат труда для обучающегося будет радостным событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.

Как показывает опыт, мастеру всегда нужно помнить, что у каждого обучающегося  свои, только ему присущие способности и возможности, а от них и зависит успех обучения. Например, один обучающийся за какое-то время сделал 5 деталей, а другой зато же самое время - 10. У того и у другого обучающегося - это личные достижения, и мастеру очень важно это учитывать, оценивая работу каждого в соответствии с его возможностями, особенно на первых порах.

Если обучающийся любит свою профессию, мастеру сравнительно легко воспитать у него чувство ответственности, высокую организованность и сознательную трудовую дисциплину, стремление к знаниям и постоянному совершенствованию.

4. Рекомендации по повышению эффективности воспитания ученического коллектива

Важным условием повышения эффективности воспитательной работы в группе является регулярное ведение мастером педагогического дневника.

Планирование, учет, критический анализ удавшихся и неудавшихся воспитательных мероприятий дает возможность мастеру накопить педагогический опыт, выработать определенную систему в воспитании обучающихся.

На каждого обучающегося группы в дневнике отводится отдельная страничка, где мастер записывает его поступки, где планируется индивидуальная воспитательная работа.

Дневник, как зеркало, отражает жизнь коллектива группы в целом и каждого обучающегося в отдельности в течение всего периода обучения в техникуме.

Важно, чтобы педагоги средних специальных учебных заведений учитывали особенности и роль различных органов учебно-воспитательного коллектива, направляли и формировали соответствующие отношения между представителями тех или иных органов, помогали четко разграничивать функции между ними и установить полное взаимопонимание и контакт. Игнорирование и недооценка этого условия способствуют торможению в развитии учебно-воспитательного коллектива.

С целью правильного формирования взаимоотношений состав органа коллектива должен избираться самими обучающемися, в противном случае

обучающиеся воспринимают его как орган администрации учебного заведения.

Избранный орган коллектива с первых дней своего существования должен активно действовать.

Важное место в учебной группе должна занять спортивная группа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Мастеру не обязательно быть спортсменом, чтобы помочь обучающимся наладить спортивную работу в группе. Любой мастер может подготовить своих обучающихся к участию в техникумовской  спартакиаде, мобилизовать на активную борьбу за спортивную честь своего коллектива. Мастер должен помнить, что регулярные занятия физкультурой и спортом нужны не столько для досуга обучающихся, сколько для укрепления здоровья, закаливания, сплочения ученического коллектива, воспитания дружбы и товарищества.

Для большего повышения эффективности формирования ученического коллектива мастеру производственного обучения необходимо постоянное общение с обучающими , которое требует от него большого такта, чуткости и справедливости в сочетании с высокой требовательностью, оптимизмом, самообладанием и твердостью в реализации решений. Мастеру необходимо много времени уделять организационной работе вне техникума, обучающихся более организованных и способных прикрепить в помощь отстающим. Мастеру следует постоянно совершенствовать свои профессиональные качества. В решении каких-либо вопросов мастер должен опираться на ученический коллектив. Но самым главным является атмосфера доброжелательности, которая способствует раскрытию личности обучающихся и формированию индивидуальности. Все это дает возможность создать прочный и устойчивый коллектив. В результате мастер чувствует себя в коллективе нужным и необходимым человеком.

5. Методические рекомендации мастеру производственного обучения по оптимизации процесса формирования ученического коллектива

Процесс формирования ученического коллектива и разработка его содержания, методов и средств существенно зависят от мастера производственного обучения. Прежде всего, следует выяснить специфические особенности личности каждого члена коллектива.

Одним из наиболее распространенных методов раскрытия особенностей личных и межличностных отношений в группе является метод социометрический в двух его основных формах:

1)метод выбора партнера для совместной трудовой или учебной, общественной или игровой деятельности, для отдыха и развлечений;

2)метод взаимной оценки по 5-7-бальной системе деловых, интеллектуальных, волевых, нравственных и других качеств личности каждого члена коллектива.

Быть хорошим мастером-воспитателем - это, значит, построить свою жизнь так, чтобы она стала примером для ребят, первой и основной школой нравственного воспитания.

Качество работы любого учителя зависит от его работы над повышением своих общих и специальных знаний, идейно-теоретического уровня, от совершенствования педагогического мастерства и профессиональной квалификации.

Мастер должен бережно относиться к тому, что волнует молодежь, не огорчаться, а радоваться, когда ребята задают вопросы и не отделываться общими фразами, а заинтересованно, аргументировано объяснять. На одни вопросы отвечать исчерпывающе, а на другие - эскизно. При этом рекомендует литературу для самостоятельно знакомства с проблемой. На следующем занятии разговор продолжается на другой глубине, с большим пониманием.

Мастеру производственного обучения необходимо повысить уровень дружеских и альтруистических отношений в группе. Необходимо правильно распределить общественные поручения в зависимости от характера и способностей обучающихся, провести групповое собрание, на котором разъяснить, что, выполняя какую-либо работу, они вносят вклад в улучшение учебного процесса.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеклассная работа. В неофициальной обстановке обучающиеся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках.

Для педагога одинаково важно привить учащимся и профессиональные навыки, и педагогическую жажду познания мира, чувство неудовлетворенности своими знаниями, успехами.

Опытные преподаватели дают учащимся не только знания. Они, прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают сознательное, творческое отношение к работе, которое в будущем станет основой их деятельности на производстве.

Деятельность руководителя в своей сущности творческая, поэтому невозможно дать какие-либо универсальные рецепты формирования и руководства любыми группами и коллективами. Но вместе с тем, искусство воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики.

6. Факторы, влияющие на формирование коллектива в учебной группе

Анализируя проведенную работу по изучению формирования ученического коллектива и роли мастера производственного обучения в этом процессе, можно выделить несколько факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование ученического коллектива.

Первый, с моей точки зрения самый весомый фактор, это профессионализм самого мастера производственного обучения, его навыки

общения с обучающими и их воспитания. Задача мастера производственного

обучения состоит не только в том, чтобы привить навыки профессиональной деятельности обучающимся, но и воспитать в них общественно полезные качества. Поэтому мастер обязан изучить каждого подростка, его отношения в семье, способность взаимодействия с коллективом. Многое зависит от стиля управления руководителя. Так как в группе обучающихся встречаются самые разнообразные характеры, личности с индивидуальными качествами, мастер должен умело сочетать типы управления, в зависимости от того, с кем именно он работает.

Мастер производственного обучения должен быть, безусловно, объективным при работе с группой. Он же, должен пристрастно, относится к обучающимся , близко к сердцу принимать все их волнующее, сочувствовать и переживать, т.е. быть в какой-то мере субъективным. Мастер производственного обучения должен уметь сочетать профессионализм педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческими качествами.

Второй, немаловажный фактор, влияющий на формирование ученического коллектива, является взаимоотношение в самой группе. Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание в ходе проведения олимпиад, спортивных состязаний и т.д. Все виды совместной деятельности обучающихся должны носить коллективный характер, т.к. это позволяет формировать коллективистические принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.

Актив группы, предложенный мастером и согласованный с группой, весомый фактор, влияющий на формирование ученического коллектива.



Предварительный просмотр:

Урок производственного обучения

по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82

по теме: "Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей"

Арсибеков Константин Леонидович, 

мастер производственного обучения

Время выполнения: 2 часа.

Цели урока:

Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателей.

Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.

Тип урока: изучение трудовых приемов

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный

Материально техническое оснащение урока:

Трактор МТЗ-82, трактородром,  инструкционно-технологическая карта,  учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.

Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.

                                            ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин

  1. Медицинский осмотр.
  2. Проверка состояния спецодежды.
  3. Заполнение путевого листа.

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Инструктаж по технике безопасности.
  3. Показ проведения ЕТО (проводит мастер п/о, обучающийся следит за проведением ЕТО по инструкционной карте “Порядок проведения ЕТО”)
  4. Показ и демонстрация упражнения:
  • показ правильного расположения тракториста в кабине и правильного расположения рук на рулевом колесе;
  • ознакомление с органами управления трактора, педалями и контрольно-измерительными приборами, подробное разъяснение их назначения;
  • демонстрация приемов пользования рычагами гидросистемы;
  • демонстрация приемов пользования рычагом переключения передач;
  • показ расположения заправочных емкостей в тракторе;
  • объяснение и показ приемов пуска основного и пускового двигателей;
  • знакомство с ИТК выполнения упражнения.

III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин

Обучающийся самостоятельно, используя ИТК, знакомится с порядком поведения ЕТО, с расположением органов управления колесного трактора МТЗ-82, панелью контрольно-измерительных приборов, пуском двигателя.

После ознакомления мастер указкой показывает на органы управления и основные узлы трактора, а обучающийся называет правильное наименование и назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов, а также называет единицы измерения контрольных показаний (при необходимости заправочные емкости и контрольные показания). Обучающийся самостоятельно повторяет порядок поведения ЕТО. Затем отрабатывает упражнение по пуску двигателя.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

  1. Самоанализ и самооценка обучающегося.
  2. Подведение итогов занятия, анализ выполнения упражнения с указанием успехов и недочетов, трудностей, которые возникли у обучающегося.
  3. Оценивание обучающегося, выставление оценки в журнал, индивидуальную книжку по вождению, в путевой лист.
  4. Домашнее задание: нарисовать панель контрольно-измерительных приборов (в крупном виде, желательно в красках)

Методические рекомендации к уроку производственного обучения

  1. Перед выполнением упражнения обучающийся должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.
  2. Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора МТЗ-82 согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО.
  3. Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора.
  4. Изучить порядок выполнения упражнения и овладеть приемами пуска пускового и основного двигателей.
  5. Произвести пуск двигателя разными способами.
  6. Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора.
  7. Ответить на экзаменационные вопросы по основам безопасности дорожного движения по соответствующей теме.

Инструкция по проведению ежедневного технического обслуживания колесного трактора  МТЗ– 82

  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5832.jpg

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5833.jpg

  • Проверить и по необходимости долить топливо в бак основного двигателя и пускового двигателя (уровень топлива в баке не должен быть выше 10-15 см, в баке пускового двигателя 3-5 см от верхней плоскости заливной горловины).

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5834.jpg

  • Проверить и при необходимости долить масло в картер основного двигателя, корпус топливного насоса и регулятора (нормальный уровень в картере должен быть до верхней метки щупа топливного насоса и регулятора-уровня контрольных приборов), в задний мост и КПП.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5835.jpg

  • Проверить уровень воды в радиаторе, при необходимости долить до воздухоотводной трубы.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5836.jpg

  • Проверить работоспособность рулевого управления, системы освещения и сигнализации.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5837.jpg

  • Проверить давление в шинах.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5838.jpg

  • Проверить исправность тормозов и стояночного тормоза.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5839.jpg

  • После проверки запустить двигатель и прослушать его работу.

Инструкционно -технологическая карта к уроку производственного обучения

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5840.gif

Колесные тракторы “Беларусь” с двигателем Д-240 мощностью 50 кВт выпускаются следующих моделей: MТЗ-82 – с двумя ведущими мостами электростартерным пуском; МТЗ-82Л – с двумя ведущими мостами и запуском от пускового двигателя.

Сиденья современных тракторов имеют регулировки по массе водителя от 60 до 120 кг.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82

1 – рычаг переключения понижающего редуктора; 2 – рукоятка включения переднего ведущего моста; 3 – рычаг стояночного тормоза; 4 – рукоятка управления подачей топлива; 5 – рукоятка силового регулятора; 6 – рычаг управления ВОМ; 7 – маховичок переключения силового регулятора; 8 – рукоятка управления механической фиксации навесной системы; 9 – регулятор сиденья по высоте; 10 – рычаг перемещения сидения вперед-назад; 11 – крышка люка; 12 – рукоятка коробки переключения передач; 13 – рукоятка управления захватами гидрокрюка; 14 и 15 – выключатели систем вентиляции и отопления; 16 – выключатель задних фар; 17 – указатель уровня топлива; 18 – выключатель стеклоочистителя; 19 – радиоприемник; 20 – воздухораспределитель; 21 – рукоятка управления левым выносным цилиндром; 22 – рукоятка управления правым выносным цилиндром; 23 – рукоятка управления задним выносным цилиндром; 24 – рукоятка фиксации рулевого колеса; 25 – педаль управления подачей топлива; 26 – педали тормозов; 27 – рукоятка аварийной остановки двигателя; 28 – рукоятка управления АПД; 29 – педаль сцепления; 30 – маховичок управления шторкой водяного радиатора.

                   

                        Панель приборов трактора МТЗ-82

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5841.gif

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5842.gif

Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля с сигнальной лампой аварийной температуры (красного цвета).

Шкала указателя имеет три зоны:

  1. рабочая — 80-100 °С – зеленый цвет;
  2. нерабочие — 40-80 °С – желтый цвет;
  3. 100-120°С – красный цвет.

2. Указатель давления масла в дизеле (с сигнальной лампой аварийного падения давления)

Шкала указателя имеет три зоны:

  1. рабочая — 1-5 кгс/см2;
  2. нерабочие — 0-1 и 5-6 кгс/см2. При запуске холодного двигателя возможно давление до 6 кгс/с2. Если лампа аварийного давления горит при работающем дизеле, немедленно остановите дизель и устраните неисправность.

3. Указатель давления воздуха в пневмосистеме с сигнальной лампой аварийного давления (красного цвета).

Шкала указателя имеет три зоны:

  1. рабочая — 5-8 кгс/см2;
  2. нерабочие — 0-5 и 8-10 кгс/см2.

4. Указатель уровня топлива в баке с контрольной лампой резервного уровня (оранжевого цвета)

Прибор имеет деления: 0 — 1/4 — 1/2 — 3/4 -1.

Зоны шкал, отмеченных штриховкой, означают:

Не допускайте использования топлива до состояния “сухого бака”.

5Указатель напряжения с сигнальной лампой зарядки АКБ (красного цвета)

                       Электронный тахоспидометр

  1. Шкала частоты вращения коленчатого вала дизеля, об/мин.
  2. Шкала частоты вращения ВОМ II — 1000 об/мин.
  3. Шкала частоты вращения ВОМ I — 540 об/мин.
  4. Дисплей (СИД) индикации частоты вращения заднего ВОМ.
  5. Индикация наработки дизеля, ч.
  6. Индикация скорости движения трактора, км/ч.
  7. Дисплей (ЖКИ) индикации наработки дизеля и скорости движения трактора.

https://urok.1sept.ru/articles/604482/Image5843.gif

  1. Стрелочный указатель частоты вращения коленчатого вала дизеля.

                        Пуск двигателя трактора

Пуск двигателя электростартером

Пуск двигателя Д-240 следует проводить в следующей последовательности:

  • установить рычаг коробки передач в нейтральное положение, а рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи;
  • включить включатель “массы”;
  • повернуть включатель стартера на щитке приборов в положение 2 и через 15-20 сек., когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится до ярко-красного цвета, включить сцепление и поворотом включателя в положение 3 включить стартер. Если двигатель не запустится в течение 15 сек., то делают небольшой (30-40 сек.) перерыв и включают стартер вторично, но не более трех раз, после чего необходимо найти причину плохого запуска.

В случае кратковременной остановки двигатель запускают сразу поворотом ключа в положение 3, т.е. без подогрева. Как только двигатель начнет работать, следует выключить сцепление редуктора.

Стартер выключается автоматически.

После пуска двигателя проверить его работу на холостом ходу, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до средней, а затем максимальной. Двигатель должен работать без стуков. Он считается прогретым при температуре воды не ниже 50 °С, после чего его можно нагружать.

               Пуск двигателя пусковым двигателем

Пусковым двигателем, редуктором и электростартером тракторов МТЗ-82Л управляют дистанционно из кабины.

Пуск следует проводить в следующем порядке:

  • потянуть рукояткой тягу управления топливным краником пускового двигателя на себя и зафиксировать на упорах рукояткой;
  • прикрыть воздушную заслонку карбюратора;
  • включить включатель “массы” и кнопкой включить магнето;
  • убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

После этого необходимо выполнить следующее:

  • рычагом ввести в зацепление шестерню включения редуктора с венцом маховика путем перемещения рычага на себя до тех пор пока рука не почувствует сопротивление внутренней пружины;
  • прикрыть воздушную заслонку карбюратора (при запуске прогретого двигателя воздушную можно не прикрывать);
  • повернуть ключ двухпозиционного выключателя стартера в положение 2 и запустить пусковой двигатель. Держать стартер включенным не более 5 сек. Если двигатель не начал работать после первой попытки, повторить запуск через 15-20 сек.

После 3-4 неудавшихся попыток запуска двигателя следует проверить систему питания, исправность стартера и аккумуляторной батареи.

               Пуск пускового двигателя ручным способом

В случае если по каким-либо причинам электростартер не работает, то запускаем пусковой двигатель вручную.

При этом необходимо:

  • снять поочередно обе половины маховика вместе со стартером;
  • изолировать наконечник провода и подвязать его к трактору;
  • завести узел пускового шнура в один из пазов на маховике и намотать шнур на маховик по часовой стрелке (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика);
  • пропустить, второй конец шнура между пальцами, охватывающими рукоятку шнура, и рывком
  • потянуть на себя конец шнура; при этом пусковой двигатель должен заработать.

Для того чтобы пустить основной двигатель, необходимо проделать следующие операции:

  • установить рычаг управления подачей топлива в положение максимально подачи;
  • плавно включить сцепление редуктора, переместив рычаг правления муфтой и шестерней включения редуктора от себя до отказа. Если частота вращения вала пускового двигателя начинает быстро падать, это указывает на недостаточный прогрев основного двигателя, выключить сцепление, снова
  • увеличить частоту вращения вала пускового двигателя, затем повторно включить сцепление;
  • после запуска основного двигателя остановить пусковой двигатель. Для этого необходимо выключить зажигание, нажав на кнопку выключения магнето до полной остановки двигателя, закрыть краник топливного бака, установить воздушную заслонку карбюратора в исходное положение;
  • проверить работу основного двигателя при средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.

Домашнее задание: Изучение контрольно-измерительных приборов колесного трактора МТЗ-82 в сети интернета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Санчурский социально-экономический техникум» Санчурск 2021 Методическая разработка урока производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 «Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей» Арсибеков К.Л.- мастер п/о КОГПОБУ ССЭТ»

Слайд 2

Цель производственного обучения Цель производственного обучения – формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области определенной профессии. Главная задача мастера производственного обучения – о беспечить подготовку квалифицированных рабочих для сельского хозяйства, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом, способных успешно осваивать новую технику и современные технологии в сельском хозяйстве.

Слайд 3

Фрагмент плана урока Тема урока : Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей. Время выполнения: 2 часа Цели : Образовательная : сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателей. Воспитательная : воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда. Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию. Тип урока : изучение трудовых приемов Метод обучения : наглядный, практический, индивидуальный

Слайд 4

Методические рекомендации для обучающихся Перед началом работы на тракторе обучающийся должен обязательно прослушать инструктаж по технике безопасности, который проводит мастер производственного обучения. Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора МТЗ-82 согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО. Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора. Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора. Изучить порядок выполнения упражнения и овладеть приемами пуска пускового и основного двигателей. Произвести пуск двигателя разными способами. Ответить на экзаменационные вопросы по правилам дорожного движения по соответствующей теме.

Слайд 5

Памятка для обучающихся (фрагмент) Обучающиеся не должны приступать к выполнению упражнений без разрешения мастера производственного обучения. Необходимо содержать в чистоте кабину трактора, не иметь предметов ограничивающих видимость и мешающих управлению трактором. В целях противопожарной безопасности при заправке трактора горюче-смазочными материалами нельзя пользоваться для освещения и подогрева двигателя открытым огнем, курить. При работе с инструментами необходимо следить за их исправностью. Перед тем, как запустить двигатель, необходимо убедиться, что на двигателе, капоте, в кабине трактора нет посторонних предметов, что рычаг КПП находится в нейтральном положении. Трогаться с места нужно плавно, начинать движение на первой скорости.

Слайд 6

Инструкция по проведению ЕТО

Слайд 7

Инструкционно-технологическая карта к уроку Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Слайд 8

Инструкционно-технологическая карта к уроку Пуск двигателя трактора электростартером

Слайд 9

Инструкционно-технологическая карта к уроку Пуск двигателя трактора пусковым двигателем

Слайд 10

Инструкционно-технологическая карта к уроку Пуск пускового двигателя ручным способом

Слайд 11

Критерии оценивания обучающихся При оценивании обучающегося мастер производственного обучения должен учитывать следующие показатели в работе: выполнение технических требований, самостоятельность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Отметка Критерии Отлично Отличное качество выполнения всех приемов задания в соответствии с указаниями мастера и требованиями ИТК. Действия обучающегося спокойные, уверенные, точные, нет резких движений. Твердо усваивает и свободно применяет полученные знания и умения по вождению, самостоятельно ориентируется в обстановке движения и быстро принимает правильные решения, регулярно проверяет показания приборов. Строго соблюдает правила техники безопасности. Хорошо Технически правильно отрабатывает все приемы в соответствии с указаниями мастера, не допускает резких движений, допущенные ошибки не повторяет. Достаточно прочно усваивает приемы по выполнению заданий, самостоятельно ориентируется в обстановке, принимает правильное решение под руководством мастера. Строго соблюдает правила техники безопасности. Удовлетворительно Упражнения отрабатывает удовлетворительно в пределах технических требований, повторяющиеся неточности исправляет при помощи мастера после дополнительного инструктажа. Недостаточно самостоятелен, слабо ориентируется в обстановке движения, правильные решения принимает с помощью мастера.



Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное профессиональное образовательное

бюджетное учреждение

«Санчурский социально-экономический техникум»

(КОГПОБУ ССЭТ)

Утверждаю

Директор техникума

_______ С.М. Малкова

«__» ________ 20__ г.

Приказ № __

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса профессионального мастерства
«Лучший тракторист-машинист»

  1. Общее положение
  1. Конкурс профессионального мастерства «Лучший тракторист-машинист» (далее - Конкурс) проводится среди обучающихся  в Кировском областном государственном профессиональном образовательном бюджетном учреждение «Санчурский  социальном – экономический техникум» (далее - Техникум).
  2. Учредителем и организатором конкурса является администрация Техникума, методическое объединение преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
  3. Конкурс профессионального мастерства проводится в целях:
  • повышения качества образования и уровня профессионального мастерства;
  • формирование профессиональных компетенций;
  • выявления наиболее способных студентов, содействия их дальнейшему профессиональному и образовательному росту, успешному трудоустройству;
  • расширения связей с потенциальными работодателями, создания положительного имиджа техникума в глазах общественности.
  1. Конкурс представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкурсных заданий на всех этапах его проведения, включая теоретические знания участников конкурса, выполнение ими практических заданий на тракторе.
  2. Вариант заданий теоретической и практической части конкурса доводится до участников конкурса непосредственно перед началом каждого этапа конкурса.
  3. Результаты выполнения участниками теоретических и практических заданий рассматриваются и оцениваются жюри в соответствии с утвержденными критериями оценки.
  4. Результаты выполненных конкурсных заданий заносятся в оценочную ведомость.
  5. Победителем признается участник конкурса, который набрал наибольшее количество баллов по результатам выполнения конкурсных заданий.
  6. Для победителей конкурса предусматривается одно первое место, одно второе и одно третье место.
  1. Организация конкурса профессионального мастерства
  1. Конкурс профессионального мастерства внутри техникума проводится в соответствии с приказом директора техникума и на основании решения методического совета техникума.

Конкурс проводится в два этапа:

  • 1-й этап – теоретический для 3 курса;
  • 2-й этап – практический для 1-3 курса.
  1. Для организации и проведения конкурса приказом директора техникума создается Оргкомитет, включающий представителей из администрации техникума и профессорско-преподавательского состава.

В функциональные обязанности Оргкомитета входит:

  • подготовка учетной и отчетной документации;
  • оказание организационной помощи по материально-техническому обеспечению конкурса;
  • разработка критериев оценки выполнения конкурсных работ;
  • утверждение итогов конкурса и оформление соответствующих документов;
  • организация награждения победителей и призеров конкурса;
  • обобщение результатов конкурса и представление их директору техникума;
  • организация рекламной кампании о конкурсе профмастерства среди потенциальных работодателей, в средствах массовой информации.
  1. 2.3. Оценка результатов выполнения конкурсных работ осуществляется независимым жюри, состав которого определяет Оргкомитет и утверждает директор техникума.

В функции жюри входит контроль над выполнением участниками конкурса соответствующих заданий, оценка выполненных заданий, определение победителей и призеров конкурса.

Члены жюри обеспечивают порядок в ходе выполнения заданий конкурса.

2.4. Конкурсные задания разрабатываются под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе и утверждаются на заседании Оргкомитета не позднее, чем за неделю до начала этапа конкурса.

3. Участники конкурса

3.1. К участию в Конкурсе допускаются, студенты первого, второго и третьего курса Техникум, обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и профессиональной подготовки.

3.2. Участники Конкурса прибывают к месту его проведения с сопровождающими лицами, которые несут ответственность за поведение и безопасность участников Конкурса в пути следования и в период проведения конкурса.

4. Порядок и сроки проведения конкурса

  1. Конкурс профессионального мастерства проводится на базе Техникума.
  2. Перед началом конкурса проводится торжественная линейка (построение) участников. Председатель жюри объявляет участникам задачи конкурса, представляет членов жюри.
  3. При выполнении задания всем участникам конкурса предоставляются равноценные рабочие места и техника.
  4. При несоблюдении техники безопасности и правил охраны труда участник конкурса по решению жюри отстраняется от дальнейшего выполнения конкурсного задания.
  5. Создание безопасных условий труда, инструктаж и контроль за соблюдением участниками конкурса правил охраны труда возлагается на заведующего практики и инженера по техники безопасности.
  6. инженера по практики и заведующего по практики.
  7. Для проведения Конкурса оргкомитет назначает ведущего, который проводит конкурс.
  8. Дата проведения первого этапа (3 курс) – 15 марта 2019 г. .

         Дата проведения второго этапа конкурса

         1 курс – 14марта  2019 г.

         2 курс – 15 марта 2019 г.

         3 курс- 18 марта 2019 г.

        Место проведения:  учебный кабинет.

Первый – теоретический этап конкурса. Письменно отвечают  на вопросы.

  1. Второй этап конкурса - практический, студенты выполняют практические задания :

- 1 курс на тракторе МТЗ- 80, 82.

- 2 курс на тракторе  Т-150

- 3 курс на тракторе МТЗ- 80 с прицепом .

         Место проведения: автодром

Практическое задание для конкурсантов в заявленной номинации включает выполнение следующих видов работ:

 - ежедневный технический осмотр (ЕТО) трактора

 - запуск двигателя

 - тронуться  с места

- заезд в бокс задним ходом.

 - змейка, движение передним ходом

Критерии оценки задания «фигурное вождение» определены (Приложением № 1) к настоящему Положению.

Выполнение всех заданий оцениваются по балльной системе в зависимости от правильности и последовательности правильных действий.

5. Подведение итога конкурса

5.1. Итоги конкурса подводятся утвержденным организационным комитетом жюри.

5.2. По итогам конкурса устанавливаются места победителей. Победители конкурса награждаются дипломами и им присваивается звание "Лучший тракторист - машинист 2019".

5.3. Победителем считается участник набравший наибольшее количество баллов.

5.4. Жюри конкурса оформляет и представляет в Оргкомитет протокол о проведении конкурса профессионального мастерства с обобщением результатов и указанием победителей.

5.5. По результатам конкурса жюри выносит рекомендации об участии победителей в зональном  конкурсе профессионального мастерства.

Приложение №1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ВОЖДЕНИЕ ТРАКТОРА НА ПЛОЩАДКЕ (5 упражнений)

ЗАДАНИЕ 1. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ.

Экзаменуемый выполняет следующие операции:

           - визуальный осмотр механизма навески трактора и сцепного устройства,

  • фиксация в нейтральном положении рычага коробки перемены передач;
  • выполнение действий по предотвращению самопроизвольного движения самоходной машины;
  • проверка уровня топлива, масла и охлаждающей жидкости;
  • пуск дизеля пусковым двигателем ;

-  пуск дизеля стартером;

ШКАЛА ОШИБОК 1

                    1. Грубые - 5 штрафных баллов за каждую ошибку

Не зафиксировал нейтральное положение рычага коробки перемены передач или рычага гидрораспределителя привода.

Не поставил самоходную машину на стояночный тормоз.

                   2. Средние - 3 штрафных балла за каждую ошибку:

Не проверил уровень масла.

Не проверил уровень охлаждающей жидкости.

Не смог завести с трех попыток основной двигатель.

Не выключил пусковой двигатель.

При выполнении задания двигатель заглох.

                   3. Мелкие - 1 штрафной балл за каждую ошибку:

Неправильно заправил шнур пускового двигателя.

Не выключил двигатель после выполнения задания.

Неправильная посадка и выход из кабины трактора.

Не включил  указатель поворота  (влево, вправо)  при повороте

Не подал звуковой сигнал при начало движения с места.

Не включил  фары ближнего света.

        Не осмотрел  визуально  механизмы навески трактора и сцепного устройства.

Конкурс

профессионального мастерства

по профессии тракторист – машинист сельского хозяйства

«Лучший тракторист – машинист»

1. Участники конкурса:

        - 1 курс – 14 марта 2019г.;

        -  2 курс – 15 марта 2019 г.;

        -  3 курс – 18 марта 2019г..

Конкурс проводится между обучающимся внутри группы.

2. Этапы конкурса:

         1 этап конкурса теоретический - решение билетов по тракторам  (3 курс)

Место проведения:  учебный кабинет;

          2 этап конкурса практический.

Студенты выполняют практические задания на тракторах:

- 1 курс на тракторе МТЗ- 80, 82.

- 2 курс на тракторе  Т-150.

- 3 курс на тракторе МТЗ- 80.  

         Место проведения: автодром

Практическое задание для конкурсантов в заявленной номинации включает выполнение следующих видов работ:

 - ежедневный технический осмотр (ЕТО) трактора

 - запуск двигателя

 - тронуться  с места

- заезд в бокс задним ходом.

 - змейка, движение передним ходом

Схема выполнения заданияC:\Users\Бухгалтер\Desktop\image.jpg


Шкала ошибок

                    1. Грубые - 5 штрафных баллов за каждую ошибку

Не зафиксировал нейтральное положение рычага коробки перемены передач или рычага гидрораспределителя привода.

Не поставил самоходную машину на стояночный тормоз.

                 

                   2. Средние - 3 штрафных балла за каждую ошибку:

Не проверил уровень масла.

        Не проверил уровень охлаждающей жидкости.

Не смог завести с трех попыток основной двигатель.

Не выключил пусковой двигатель.

При выполнении задания двигатель заглох.

                   3. Мелкие - 1 штрафной балл за каждую ошибку:

Неправильно заправил шнур пускового двигателя.

Не выключил двигатель после выполнения задания.

Неправильная посадка и выход из кабины трактора.

Не включил  указатель поворота  (влево, вправо)  при повороте

Не подал звуковой сигнал при трогании с места .

Не включил  фары ближнего света.

        Не осмотрел  визуально  механизмы навески трактора и сцепного устройства.

Победителей конкурса ждет приз, всех участников памятные подарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»

В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...

ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

Выступление на педагогическом совете на тему: Отчёт по внедрению бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.-2013

План выступления:1.      Основные составляющие БРС:a.       Определениеb.      Планированиеc....

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Итоги работы куратора группы"

Работая и ведя группу с первого курса – постепенно узнаешь  способности и таланты, каждый студент по-своему интересен, талантлив. Хочу поделиться своим опытом работы  студентами ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Участие студентов колледжа в движении World Skills"

В данной презентации представлен опыт организации внутренних чемпионатов "Молодые профессионалы" в формате World Skills....