ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ 23.01.08 «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬ-НЫХ МАШИН»
статья

В рамках образовательного процесса в СПО важное место занимает учебная практика. Учебная практика по профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» - это первое вхождение обучающегося в будущую  профессиональную деятельность, при котором происходит знакомство с технологией выполнения слесарных операций, с основным слесарным инструментом, приспособлениями и оборудованием, а также с устройством автомобиля и процессом его ремонта и технического обслуживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karmakulov_iv.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Кармакулов И.В.,

 мастер производственного обучения

ГАПОУ АО «СТСИ»

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ 23.01.08  «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»

В рамках образовательного процесса в СПО важное место занимает учебная практика. Учебная практика по профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» - это первое вхождение обучающегося в будущую  профессиональную деятельность, при котором происходит знакомство с технологией выполнения слесарных операций, с основным слесарным инструментом, приспособлениями и оборудованием, а также с устройством автомобиля и процессом его ремонта и технического обслуживания.

В процессе организации учебной практики педагоги чаще всего применяют традиционные методы практического обучения. При этом в качестве способа передачи информации чаще всего используется односторонняя форма коммуникации -  пассивный метод. Суть его заключается в трансляции мастером производственного обучения информации, демонстрации примера производственной деятельности и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только видит и пытается повторить то или иное действие.

 Данная форма практического обучения имеет свои плюсы и, несомненно, имеет право на существование в современном образовательном процессе.

Однако эффективность прохождения обучающимися учебной практики обусловлена применением на уроках и других, в частности активных и интерактивных методов практического обучения.

При этом мастером производственного обучения организуется многосторонняя коммуникация  в образовательном процессе.

Специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только педагога, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля с его стороны. Возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими обучающимися.

В Северодвинском техникуме социальной инфраструктуры на уроках учебной практики у обучающихся по профессии 190629.06 «Слесарь по ремонту строительных машин» применяются различные формы организации учебных занятий.

Групповая или бригадная форма характеризуется тем, что все обучающиеся одновременно выполняют работу на определенном участке производства, применяя для этого одинаковое сырье, инвентарь, работая на одинаковом оборудовании, используя одинаковые технические средства и технологическую документацию. Такая форма организации учебной практики создает благоприятные условия для коллективного инструктажа обучающихся, контроля над ходом занятия, взаимопомощи друг другу.

Современное производство требует не развитие одной личности, а коллектива в целом. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, что он представляет для окружающих, что он может. При выполнении заданий, используя групповую или бригадную форму организации производственного обучения, в процессе совместной работы происходит совершенствование практического опыта более «слабых» в этом отношении обучающихся.

Индивидуальная форма способствует более рациональному и продуктивному использованию времени, отведенного на отработку упражнений; появляется возможность наилучшим образом учитывать личные качества каждого обучающегося, определять его знания, постоянно следить за охраной труда и процессом приобретения умений и практического опыта. При индивидуальной работе каждый получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Также индивидуальная работа может применяться при работе с отстающими обучающимися.

Решение производственно-технических задач. Эта форма  используется при инструктировании обучающихся, формировании ориентировочной основы предстоящих действий на этапе освоения профессии, когда им предстоит выполнять учебно-производственные задания достаточно высокой степени сложности, что требует определенных умений применять полученные знания и опыт в практических условиях. Применение этого метода дает эффект только при условии высокой активности и положительной мотивации обучающихся. Все это требует умелого руководства со стороны мастера производственного обучения.

К числу типичных производственно-технических задач, характерных для практического обучения, относятся: расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; разработка и отладка управляющих программ для эффективной работы оборудования (например, станков с программным управлением); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах; определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических (принципиальных) схем оборудования; разработка технологических карт по темам программы учебной практики.

Анализ конкретных производственных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, а также выработку практического решения.

 Содержание производственных задач, ситуаций могут быть: обсуждение или проигрывание планов действий рабочего в бригаде при получении ею определенного задания, проигрывание действий рабочего или бригады в аварийных ситуациях.

Выполнение заданий творческого характера. Данная форма представляет собой выполнение обучающимися плакатов, макетов, презентаций по соответствующим темам учебной практики. Например, изготовления макета системы питания автомобиля КАМАЗ-5320, коробки КПП автомобиля ВАЗ-2107 для представления на защиту выпускной квалификационной работы.

Урок-проект. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность обучающегося. При подборе темы проекта мастер  должен ориентироваться на интересы и потребности обучающихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний  и их творческое применение в новых, практических условиях.

При прохождении учебной практики по ПМ.02 «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин» организуется групповая совместная деятельность обучающихся над проектами по теме «Ремонт кривошипно-шатунного механизма», «Ремонт газораспределительного механизма», «Ремонт системы смазки и  системы зажигания» и т.д.

Таким образом, применение активных форм организации уроков учебной практики способствует повышению эффективности овладения обучающимися практического опыта по профессии. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к профессии через их  собственный  опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока учебной практики по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)" "Разработка и заполнение товарной накладной и товарно-транспортной накладной"

ПМ.03 Организация транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте МДК.03.02. Обеспечение грузовых перевозок на автомобильном транспорте Раздел 2. Организация грузовых перевозок на а...

Применение ИКТ на уроках учебной практики для профессии «Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»

Доклад для методической конференции на тему:«Применение ИКТ на уроках учебной практики для профессии «Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»...

Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Рабочая программа  учебной и производственной практики по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...

Технологическая карта урока учебной практики по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий по теме: "Машинные работы. Рабочие места для машинных работ."

Технологическая карта урока учебной практики по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий по теме: "Машинные работы. Рабочие места для машинных работ."...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.03.ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Тема: «Устройство и содержание газонов. Рулонный газон»

Методическая разработка урока учебной практики «Устройство  и содержание газонов. Рулонный газон» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по укладке рулонно...