Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Материаловедение для студентов 1 курса по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
рабочая программа

Медведева Лариса Ивановна

Рабочая программа  по  дисциплине  ОП.02 Материаловедение  для студентов 1 курса по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.02_rp_materialovedenie_dlya_sl.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИMain-logo

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                          

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

                                                

 Профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Городской округ город Бор

2021

           Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального  образования 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «2» августа 2013г.   № 699 в соответствии с приказом Минпросвещения России № 747 от 17.12.2020 г. «О внесении изменений в государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».

Организация-разработчик: ГБПОУ «Борский Губернский колледж».

Разработчик:

Медведева Л.И.- мастер производственного обучения

Рассмотрена и рекомендована предметной цикловой комиссией специальностей и профессий автомобильного транспорта и машиностроения, строительства и сварочного производства  ГБПОУ «Борский Губернский колледж»

Протокол  № 1  от « 30 » августа   2021 г.

Председатель ПЦК   _________________   Медведева Л.И.

                                                                        


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Материаловедение

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Рабочая программа  учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании(в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных  машин.

  1. Место учебной дисциплины в структуре программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

       В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять свойства материалов;

- применять методы обработки материалов;

       знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов

 

          Программа учебной дисциплины предполагает освоение следующих общих профессиональных компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.

ПК 2.2.

Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

ПК 2.3.

Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.

ПК  3.1

Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты.

ПК 3.2.

Выполнять ручную и машинную резку.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса

ОК 2

 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей)

1.3.1 На основании реализации рабочей программы воспитания, включенной в основную образовательную программу по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, у обучающихся формируются следующие личностные результаты.

Личностные результаты

реализации программы воспитания

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания на учебных занятиях

Осознающий себя гражданином и

защитником великой страны

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности

Добровольное стремление обучающихся с целью участия в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах

ЛР 13

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации

Проявляющий и демонстрирующий уважение к малой Родине, героям труда Нижегородской области

ЛР 14

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, промышленной и технологической эстетике предприятия, корпоративному дизайну, товарным знакам.

ЛР 15

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  100  часов, в том числе:

дневная форма обучения

заочная форма обучения

обязательной аудиторной нагрузки обучающихся

68

-

самостоятельной работы обучающихся

32

-

В т.ч. практическая подготовка

0

  1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

лабораторные занятия

2

практические занятия

6

контрольные работы

курсовая работа (проект)

практическая подготовка

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

сообщение

14

доклады

10

презентации

2

решение задач

4

изучение информационных источников

-

Составление таблиц

2

Промежуточная  аттестация в форме экзамена

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.02 Материаловедение

Наименование

 разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

В том числе практическая

подготовка

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Введение

Роль материалов в современном мире

2

1

Раздел 1. Строение и свойства материалов

20

Тема 1.1 Строение металлов

Содержание учебного материала

Основные сведения о металлах. Строение металлов и сплавов. Кристаллизация. Виды кристаллических решеток. Аллотропия металлов.

4

1

Тема 1.2. Типы связей и основные свойства металлов

Содержание учебного материала

Физические и химические свойства металлов. Методы изучения структуры металлов. Сплавы железа с углеродом, Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Превращения в сплавах «железо – цементит». Понятие о коррозии. Предохранение металлов от коррозии. Определение механических характеристик при осевом растяжении стержня из низкоуглеродистой стали

8

2

Практическая работа

 Определение твердости металлов методом Бринелля.

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Технологические свойства конструкционных материалов и их влияние на технологические процессы изготовления изделий.  Применение основных свойств металлов и сплавов в машиностроении. Защита металлов от коррозии.

6

3

Раздел 2.  Основы теории сплавов

8

Тема 2.1 Диаграмма состояния сплавов

Содержание учебного материала

Металлические сплавы. Основные характеристики диаграмм. Построение диаграмм по графикам охлаждения. Определение процесса кристаллизации сплавов. Диаграмма состояния Fe – Fe3C

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Применение чугуна и стали.  Способы выплавки различных видов сталей.                                                                          

4

3

Раздел 3. Железоуглеродистые сплавы

16

Тема 3.1 Классификация и маркировка железоуглеродистых сплавов

Содержание учебного материала

Основные сведения о производстве стали и чугуна. Виды чугунов, сталей. Влияние примесей на свойства чугуна. Маркировка сталей, чугунов. Легированные стали и стали специального назначения.

4

2

Практическая работа

Расшифровка марок железоуглеродистых сплавов.

2

3

Практическая работа

Расшифровка марок легированных сталей

2

3

Контрольная работа по разделу 3

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Способы разливки стали.  Характеристики тугоплавких металлов.                                                                      Применение инструментальной и конструкционной стали.

6

3

Раздел 4. Термическая обработка

8

Тема 4.1 Способы улучшения качества стали

Содержание учебного материала

Основные сведения о термической обработке. Отжиг и нормализация стали.Закалка и отпуск. Химико – термическая обработка металлов Термическая обработка чугуна. Влияние режимов термообработки на структуру стали.

6

2

 Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 4

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Виды брака, возникающие в результате нарушения технологии термической обработки изделий из стали.

2

3

Раздел 5.  Механическая обработка металлов и сплавов

6

Тема 5.1 Сварка, пайка

Содержание учебного материала

Типы сварных соединений.Разнообразные способы сварки. Назначение  и особенности паяных швов. Виды припоев.

Состав абразивов, назначение . Применение.

Исследование структуры абразивных инструментов

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 5

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сварочное производство.  Применяемое оборудование и инструменты.

2

3

Раздел 6. Цветные металлы

14

2

Тема 6.1 Цветные металлы и сплавы на их основе

Содержание учебного материала

Классификация цветных металлов. Сплавы алюминия, магния, меди, титана их маркировка. Применение металлов и сплавов.

8

2

Практическая работа

Свойства цветных металлов и сплавов.

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 6

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Преимущества и недостатки обработки металлов давлением. Порошковая металлургия.

4

3

Раздел 7. Неметаллические материалы

20

Тема 7.1 Композиционные материалы

Содержание учебного материала

Композиционные материалы, способы их изготовления. Изделия и их свойства.

2

2

Тема 7.2 Пластмассы

Содержание учебного материала

Виды пластмасс. Основные свойства пластмасс. Пластмассы, применяемые  в автомобилестроении. Применение пластмасс при ремонте автомобилей.

2

1

Тема 7.3 Лакокрасочные и материалы

Содержание учебного материала

Назначение лакокрасочных материалов, их разновидности и применение.

2

2

Тема 7.4 Абразивные материалы

Содержание учебного материала

Абразивные материалы. Номенклатура абразивов. Абразивный инструмент, маркировка

2

2

Тема 7.5 Автоэксплуатационные материалы

Содержание учебного материала

Обивочные и прокладочные,уплотнительные и электроизоляционные материалы. Смазочные и антикоррозионные материалы. Древесные материалы. Специальные жидкости, их назначение и применение

4

2

Тема 7.6 Резиновые материалы

Содержание учебного материала

Резина и ее свойства. Ремонтные материалы для резинотехнических изделий

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий  по разделу 7.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Эксплуатационные характеристики древесины.  Характеристики.                                          термореактивных полимеров. Использование композиционных  материалов.

6

3

Раздел 8. Нефтепродукты и эксплуатационные жидкости

6

Тема 8.1 Виды автомобильных топлив

Содержание учебного материала

Нефть и иные источники сырья. Производство жидких автомобильных топлив. Виды топлива

2

2

Тема 8.2 Эксплуатационные жидкости

Содержание учебного материала

Производство автомобильных масел. Виды масел и смазок, используемых для автомобилей. Эксплуатационные жидкости

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Виды масел и смазок, используемых для автомобилей.

2

3

                                                                                                            Итого:

100

68/32

0


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории материаловедение

  1. Оборудование учебного кабинета:
  2. Комплект учебной мебели для обучающихся:
  3.  ученические парты,
  4.  ученические стулья.
  5. Комплект учебной мебели для преподавателя:
  6. стол, стул.
  7. Технические средства обучения:
  8. - Аудиторная доска;
  9. - Ноутбук (переносной);
  10. - Мультимедийный проектор (переносной);
  11. - Экран (переносной);

-  Наглядные пособия:

  • Металлы
  • Кристаллические решетки
  • Полезные ископаемые
  • Чугун и сталь
  • Алюминий
  • Металлы и сплавы
  1. .
  2. Методическое обеспечение дисциплины:
  3. -  рабочая программа дисциплины ОП.02 Материаловедение;
  4. -  раздаточный дидактический материал по темам дисциплины;
  5. - методические указания по выполнению самостоятельной работы;
  6. - методические указания по выполнению лабораторно – практических работ;
  7. -  комплект оценочных средств по дисциплине.
  8. 3.2. Информационное обеспечение обучения
  9. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
  10. Основная литература:
  11. 1. Моряков О.С. Материаловедение. — М.: "Академия", 2018
  12. 2. СеферовГ.Г. Материаловедение: Учебник / Г.Г. Сеферов, В.Т. Батиенков, Г.Г. Сеферов, А.Л. Фоменко; Под ред. В.Т. Батиенкова. — М.: ИНФРА-М,2019 [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  13. 3. СтукановВ.А. Материаловедение: Учебное пособие / В.А. Стуканов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2015, 2019. (Среднее профессиональное) [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  14. 4. Черепахин. А.А. Основы материаловедения: учебник / А.А. Черепахин. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. — 240 с. — (Среднее профессиональное образование). [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  15. 5. Лахтин Ю.М. Основы металловедения: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2017 (СПО). [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  16. 6. Давыдова И.С. Материаловедение: Учебное пособие. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2016. [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  17. Дополнительная литература:
  18. 1. Адаскин А.М. Материаловедение и технология материалов: Учебное пособие. — М.: Форум, НИЦ, ИНФРА – М, 2016. [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  19. 2. Батиенков В.Т. Материаловедение: Учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 (СПО). [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
  20.  Интернет-ресурсы:
  21. 1. https://elementy.ru/catalog/t238/Materialovedenie (Каталог научных сайтов по материаловедению);
  22. 2. www.modificator.ru/terms/material.html (Материаловедение в машиностроении. История развития материаловедения. Справочник);
  23. 3. materialu-adam.blogspot.com (Литература по материаловедению и материалам);
  24. 4. www.crism-prometey.ru/science/editions/index.aspx (Научно-технический журнал «Вопросы материаловедения»).

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

- определять свойства материалов; применять методы обработки материалов

знать:

-  основные свойства, классификацию,

 характеристики обрабатываемых материалов

  • Проверка домашних заданий;
  • Оценка деятельности учащихся во время самостоятельных работ на уроках;
  • Выполнение индивидуальных заданий;
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Экзамен

  • Индивидуальные и фронтальные опросы;
  • Защита рефератов;
  • Выступление с докладами,  сообщениями;
  • Тестирование;
  • Проверка конспектов
  • Экзамен  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению СВР по УД «Основы права» для профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Основы права» предназначены для студентов профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строител...

Рабочая учебная программа ПМ.02 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей по профессии среднего профессионального образования 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего  профессионального образования  (далее – ФГОС С...

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Рабочая программа  учебной и производственной практики по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЧЕРЧЕНИЕ Профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.04 ЧЕРЧЕНИЕПрофессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...