Методическая разработка урока по дисциплине "Материаловедение"
методическая разработка

Ходырев Дмитрий Вячеславович

Теоретическое обучение в колледже предполагает формирование у обучающихся системы знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения специальностью.

Как следует из определения « основными, главными компонентами процесса обучения является деятельность педагога – преподавание и деятельность учащегося – учение при управляющей роли педагога». Но как бы активно не стремился осуществить свою обучающую функцию педагог без активной работы самих обучающихся, без мотивации и организации этой работы обучение будет просто невозможно. В процессе обучения происходит не просто воздействие, а взаимодействие обучающихся и педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

старое+здание+2

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"СТК им. С.И. Мосина"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия по учебной дисциплине

«Материаловедение»

преподаватель: Ходырев Д.В.

Введение

Теоретическое обучение в колледже предполагает формирование у обучающихся системы знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения специальностью.

Как следует из определения « основными, главными компонентами процесса обучения является деятельность педагога – преподавание и деятельность учащегося – учение при управляющей роли педагога». Но как бы активно не стремился осуществить свою обучающую функцию педагог без активной работы самих обучающихся, без мотивации и организации этой работы обучение будет просто невозможно. В процессе обучения происходит не просто воздействие, а взаимодействие обучающихся и педагога.

Этапы проектирования занятия

Этап 1. Определение цели учебного занятия

Исходные условия: занятие проводится по предмету: «Материаловедение»; учебная группа первого курса, специальность –ТО и ремонт автотранспорта; количество обучающихся – 29 человека.

Согласно современным требованиям, то есть социальному заказу, ставится задача подготовки конкурентноспособных специалистов, которые в условиях новых экономических отношений будут способны развивать производство и должны быть готовы сразу включиться в производственный процесс без доучивания на рабочем месте, так как оно просто не предусматривается. Кроме того, возможны ситуации перехода на другую специальность, овладение новой профессией. И третья сторона вопроса – умение работать в коллективе, вести диалог с другими специалистами, понимать и признавать другую точку зрения, уважать личность другого человека, его права.

Исходя из общих требований данного социального заказа, государственным стандартом и производственной характеристикой специалиста данной специальности определяется «набор умений» применительно к данной теме занятия:

- выполнять наплавку дефектов деталей машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;

- выполнять дуговую наплавку деталей и механизмов средней сложности.

Таким образом, теоретические основы профессиональной деятельности должны включать в себя:

- понятие о процессе наплавки и свойствах наплавленного слоя;

- дуговая наплавка, ее виды, сущность и применение;

- материалы для наплавки;

- техника ручной дуговой наплавки.

Данное занятие является итоговым при изучении темы: «Сплавы», подтема: « Чугуны». По своему содержанию, согласно учебной программе, она содержит следующий учебный материал:

  • производство чугуна – первый уровень усвоения учебного материала;
  • классификация чугунов – второй уровень усвоения учебного материала;
  • марки чугунов – третий уровень усвоения учебного материала;
  • состав и свойства чугунов – третий уровень усвоения учебного материала.

Каждый из указанных уровней предполагает:

первый уровень  знание процесса получения чугуна и в и свойства, продуктов его производства (репродуктивная деятельность учащихся, ученический уровень усвоения опыта);

второй уровень – применяя ранее полученные знания, дать принцип классификации чугунов и назвать основные группы (репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся, алгоритмический и эвристический уровни усвоения);

третий уровень - уметь по марке чугуна определить его состав, подобрать и при необходимости изменить предложенную марку с учетом конкретных условий выполняемой работы (продуктивная деятельность учащихся, эвристический и творческий уровни усвоения).

Исходя из всего выше сказанного, целью данного учебного занятия является: анализ свойств чугунов различных марок и отработка умений выбора материала с учетом заданных условий выполнения работы.

Воспитательная функция включает в себя: формирование основ научного мировозрения, воспитание коллективизма, готовности к социальному общению, трудовой дисциплины, ответственности и инициативности.

Развивающая функция проявляется в формировании рациональных приемов мышления, в развитии познавательной активности, настойчивости в достижении цели, умений и привычек планировать и контролировать свой учебный труд.

Этап 2. Разработка сценария учебного занятия

При разработке сценария необходимо выполнить следующие функции:

1.Введение в учебную деятельность.

2. Создание учебной ситуации.

3. Обеспечение учебной рефлексии.

4. Обеспечение контроля над деятельностью учащихся.

При выполнении этих функций необходимо добиться желания и заинтересованности в достижении цели, выбрать оптимальные средства ее достижения, т. е. составить учебные задачи и «спровоцировать» приобретение обучающимися умения решать такого типа задачи с контролем (а в последствии самоконтролем) своей деятельности.

Сценарий учебного занятия

Время

Функции занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

2 мин.

Организацион- ный момент

Приветствие, отметить отсутствую-щих, запись темы в журнале

Приветствие учителя, повто-рение домаш-него задания, рассаживаются по рабочим группам

4 мин.

Введение в учебную ситу-ацию

Называет тему занятия, записанную на доске.

Ставит перед обучающимися цель занятия: « Анализ свойств чугуна различных марок и отработка умений выбора материала с учетом заданных условий выполнения работы

Для мотивации учебной деятельности предлагает ответить на вопросы:

-Назовите области применения чугунов в различных отраслях про-мышленности?

-Что произойдет, если вдруг по непонятным и независящим от нас причинам чугун, как сплав, исчезнет или потеряет свои свойства?

Слушают учи-теля, записыва- ют тему

Отвечают на вопросы

10 мин

Создание учебной ситуации

Диктует тематический диктант на тему: «Влияние примесей на свойства чугуна»

После написания предлагает обучающимся поменяться тетрадями между группами и проверить работы, выставить оценки и каждой группе проанализировать ответы «соседей» и ответить на вопросы:

-Что произойдет при увеличении кремния и серы в составе чугуна?

- К каким изменениям приведет уве-личение фосфора и марганца?

-Как повлияет на свойства чугуна увеличение марганца и серы?

Пишут диктант

Проверяют работы друг друга и оценивают их

Отвечают на вопросы, опираясь на таблицу

5

мин

Выполнение учебных задач

Предлагает обучающимся вспомнить и составить алгоритм по маркировке чугунов с использованием карточек с различными марками чугунов:

СЧ 10 (143 – 229)

ВЧ 42 – 12 (140 – 200)

СЧ 45 (229 – 289)

КЧ 30 – 6 (163)

М 1

ВЧ 120 – 4 (302 – 369)

КЧ 63 – 2 (269)

Отвечают на вопросы, анализируют и составляют алгоритм маркировки чугунов

10

мин

Организует самостоятельную работу в группах.

Каждая группа получает практичес-кое задание: проанализировать предложенные для ремонтных работ марки материала, определить их свойства и обосновать свое мнение по их применению.

При выполнении работы обучающиеся организуют свою работу по группам самостоятельно, но обязательно должны отметить следующие моменты:

  • в таблице по применению чугуна выбирают его группу: серый, белый или ковкий чугун;
  • в зависимости от условий работы и возникающих нагрузок определяют механические свойства чугуна (предел прочности и относительное удлинение)
  • определяют величину твердости, соответствую-щую данной марке чугуна;
  • заполняют карточку;
  • защищают свой вариант ответа.

Письменно вы-полняют рабо-ту с совмест-ным обсужде-нием задания

Обсуждают предложенные марки чугунов

Определяют механические свойства чугу-нов

Выбирают мар-ку материала и отвечают

3

мин

Контроль над деятельностью учащихся

Для определения степени усвоения учебного материала ребятам предлагается составить алгоритм решения данного типа задач.

По итогам ответов составляется правильный ответ на доске

Обсуждают вопрос по группам и отве-чают

Записывают алгоритм в рабочую тетрадь

6

мин

Обеспечение учебной рефлексии

Для анализа собственной деятель-ности на занятии предлагается отве-тить на следующие вопросы:

  1. Что вы сегодня делали на уроке?
  2. Какие основные понятия запомнили?
  3. Что вызвало наибольшие трудности?
  4. Какие основные ошибки воз-никли при выполнении практической работы?
  5. Что нужно сделать, чтобы их устранить?

Для закрепления полученного результата занятия ребятам предлагается домашнее задание: «Вспомнить из собственного опыта (или опыта своих близких) схожие ситуации и подумать над тем, как бы вы из них вышли, опираясь на сегодняшние знания и умения?»

Записывают домашнее задание

Этап 3. Отбор содержания учебного материала (чему учить?)

При отборе содержания к данному занятию учитываю то, что необходимо обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе, сочетании друг с другом: раскрытие принципов, лежащих в основе процесса сварки чугунов, их свойств и технологических особенностей производства.

Особенность специального предмета заключается в наличии тесной связи с производственным обучением. Это значит, что знания о свойствах этой группы материалов позволит учащимся применить опыт, накопленный поколениями, на практике, не только выполняя задания по заданному алгоритму. Практические задачи необходимо составить таким образом, чтобы ни одна из предложенных марок чугунов не соответствовала заданным условиям. Таким образом можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, создать предпосылки для творческого поиска.

Схема учебных элементов подтемы: «Чугуны»

  1. Чугуны.
  2. Белый чугун.
  3. Серый чугун.
  4. Высокопрочный чугун,
  5. Ковкий чугун.
  6. Прочность чугуна.
  7. Относительное удлинение.
  8. Твердость чугуна.
  9. Примеси чугуна.

10. Структура чугуна.

11. Форма графита.

12. Легирующие элементы.

13. Область применения чугуна.

14. Условия изменения свойств чугуна.

Раздел 4. Выбор методов обучения

При выборе методов обучения необходимо помнить, что усвоение исторического опыта людей происходит не передачей информации от одного человека к другому, а в процессе его собственной активности. Иными словами, только те знания становятся твоими, которые ты сумел применить на практике.

Занятие строится с использованием продуктивных методов и методов проблемного обучения:

- влияние примесей на свойства чугуна, маркировка чугуна – эти вопросы предполагают воспроизведение ранее полученных знаний;

- вопросы увеличения содержания примесей того или иного химического элемента, или одновременно двух из них – создают проблемную ситуацию, а это уж продуктивные методы обучения;

- практическая часть занятия предполагает использование методов проблемного обучения, так как задания такого типа с практическим применением знаний в конкретных производственных условиях учащимися при изучении данного материала не выполнялось.

Межпредметные связи: при изучении материала учащимся необходимо использовать знания, полученные при изучении:

  • химии – знание химических элементов и их влияние на свойства сплава;
  • производственного обучения – получение сварного шва и его свойства;
  • физики – знание физических свойств материалов и их характеристик;
  • русский язык – грамотное оформление записей в рабочей тетради.

Учебно – методическое обеспечение занятия:

  • таблица: «Область применения чугунов»;
  • карточки с названиями марок чугунов, величинами предела прочности и относительного удлинения, величин твердости;
  • карты итогового ответа на практическую работу;
  • контрольный образец тематического диктанта: «Влияние примесей на свойства чугуна»

Тематический диктант по теме:

«Влияние примесей на свойства чугуна»

Примеси, входящие в состав чугунов оказывают существенное влияние на их свойства. В виде примесей в чугуне присутствуют: кремний, марганец, фосфор и сера.

Основное влияние на процесс графитизации чугуна оказывает кремний. Он способствует выделению свободного графита, что значительно улучшает его механические свойства. Но в то же время снижает скорость охлаждения отливки.

Несколько препятствует выделению свободного графита в чугуне марганец. Но его влияние на свойства огромно. Он нейтрализует вредное действие серы и предотвращает ухудшение свойств чугуна при повышенных температурах. Это явление получило название красноломкости.

Практически никакого влияния на процесс графитизации чугуна не оказывает фосфор. Но он является вредной примесью для всех сплавов, так как повышает хрупкость. Однако влияние фосфора не однозначно. За счет образования фосфида и карбида железа повышается жидкотекучесть и износостойкость.

Самой вредной примесью во всех железоуглеродистых сплавах является сера. Она снижает жидкотекучесть, увеличивает усадку и повышает склонность к образованию трещин.

Задания для выполнении практической работы по группам:

Задание № 1

Определите марку чугуна, пригодного для выполнения ремонтных работ валка прокатного стана, если он работает при средних нагрузках, относительное удлинение не должно превышать 2%? Каково значение твердости для этой марки чугуна?

Рекомендуемые марки материала: СЧ 30 (181 – 255)

КЧ 45 – 6 (241)

ВЧ 60 – 2 (200 – 280)

Задание № 2

Определите марку чугуна для выполнения ремонта рамы тяжелого колесного трактора, если он работает в сложных погодных условиях при повышенном уровне влажности, а относительное удлинение не должно превышать 4%? Каким по структуре должен быть этот чугун и почему?

Рекомендуемые марки материала: СЧ 25 (180 – 250)

КЧ 56 – 4 (269)

ВЧ 100 – 4 (302 – 369)

Задание №3

Определите марку чугуна при ремонтных работах зубчатого колеса коробки скоростей тяжелого токарного станка, если оно работает с повышенной нагрузкой, а твердость материала не должна превышать 200? Какой структурой обладает этот чугун и почему?

Рекомендуемые марки чугуна: СЧ 35 (197 – 269)

КЧ 30 – 6 (163)

ВЧ 50 – 2 (180 – 260)

Задание №4

Определите марку чугуна при ремонтных работах коленчатого вала автомобиля, если он работает при небольших нагрузках? Какой структурой обладает этот чугун и почему?

Рекомендуемые марки чугунов: КЧ 45 – 6 (241)

СЧ 15 (163 – 229)

ВЧ 45 – 5 (160 – 220)

Задание № 5

Определите марку чугуна при ремонте станины токарного станка, если он работает при средних нагрузках? Какую основу должен иметь этот чугун?

Рекомендуемые марки чугунов: ВЧ 50 – 2 (180 – 250)

КЧ 37 – 12 (163)

СЧ 30 (181 – 255)

Подготовка к занятию:

  1. Работа на доске. Перед уроком записать тему занятия на доске:

« Итоговое занятие по теме «Сплавы» подтема «Чугуны».

  1. Разложить на парты таблицы о применении чугунов.
  2. Подготовить карточки – задания для выполнения практической работы.
  3. Подготовить текст тематического диктанта для проверки учащимися.

Раздел 5. Разработка системы контроля (как измерить результат)

Контроль результата усвоения темы провожу с помощью констатирующего контроля, так как именно он позволяет наиболее полно оценить результат завершенного учебного действия:

  • предворительный контроль – позволяет измерить прирост знаний, проводится в форме теста (тематический диктант);
  • текущий контроль – позволяет своевременно определить пробелы в усвоении материала, скорректировать учебный процесс (устный опрос на вопрос о маркировке чугуна);
  • тематический контроль – позволяет окончательно систематизировать и обобщить учебный материал (защита группой итогов практической работы).

Основные марки чугунов, применяемые в различных отраслях промышленности

Серые чугуны: СЧ 10 (143 – 229) СЧ 30 (181 – 225)

СЧ 15 (163 – 229) СЧ 35 (197 – 269)

СЧ 20 (170 – 241) СЧ 40 (207 – 285)

СЧ 25 (180 – 250) СЧ 45 (229 – 289)

Высокопрочные

чугуны: ВЧ 38 – 17 (140 – 170)

ВЧ 42 – 12 (140 – 220)

ВЧ 45 – 5 (160 – 220)

ВЧ 50 – 2 (180 – 260)

ВЧ 60 – 2 (200 – 280)

ВЧ 70 – 3 (220 – 300)

ВЧ 100 – 4 (302 – 369)

ВЧ 120 – 4 (302 – 369)

Ковкие чугуны: КЧ 30 – 6 (163)

КЧ 33 – 8 (163)

КЧ 35 – 10 (163)

КЧ 37 – 12 (163)

КЧ 45 – 6 (241)

КЧ 50 – 4 (241)

КЧ 56 – 4 (269)

КЧ 60 – 3 (269) КЧ 63 – 2 (269)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Вознесенский агротехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия по учебной дисциплине

«ОХРАНА ТРУДА»

преподаватель: Калачева Л.А.

ВВЕДЕНИЕ

Преувеличить значение предмета «Охрана труда» очень сложно. Незнание основных правил по технике безопасности, производственной санитарии и правил работы с инструментом на рабочем месте, умение оценить основные производственные факторы, действующие на организм человека – все это не только позволяет сохранить здоровье работающего человека, но и спасти ему жизнь. Обучающиеся с интересом слушают о ситуациях, произошедших на производстве. Но воспринимают их, как бы, со стороны, как будто все это происходит не рядом с ними, с такими же, как они, может быть даже знакомыми для них людьми, а где-то далеко и никогда ничего подобного с ними не случится. Ничего не поделаешь, таково свойство человеческой натуры, его психики. Это первая сложность. Вторая состоит в том, что к чувству опасности человек привыкает. Работать с металлом, горюче-смазочными материалами, подъемно-транспортными механизмами, ручным электрическим инструментом - это всегда опасно и осторожность, возникающая первоначально, постепенно исчезает, часто уступая место беспечности. И это уже опасность в квадрате.

Курс дисциплины «ОХРАНА ТРУДА» невелик и официально экзамен по нему не проводится. Опросить же всю учебную группу по основным темам за два последних занятия изучения курса достаточно сложно. Поэтому необходимо провести итоговое занятие систематизации и обобщения знаний с использованием проблемных методов обучения за два урока по 45 минут.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ: «ОХРАНА ТРУДА»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ОБУЧАЮЩАЯ: систематизация знаний по ключевым разделам курса, основам правил техники безопасности при выполнении различного вида ремонтных работ и оказание первой помощи при возможных производственных травмах

РАЗВИВАЮЩАЯ: содействовать развитию умения работать в коллективе, способности анализировать и систематизировать материл, логически и грамотно выражать свои мысли

ВОСПИТАТЕЛЬРАЯ: содействовать воспитанию чувства ответственности, культуре общения, уважения к личности

Занятие по принятой классификации и типу можно отнести к занятию систематизации и обобщения знаний. СТРУКТУРА его включает в себя следующие этапы:

  1. Обоснование значения темы и цели занятия.
  2. Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.
  3. Обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы.
  4. Поэтапная оценка действий, знаний и умений.
  5. Обеспечение итогового контроля над деятельностью учащихся.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, используемые при этом – объяснение и самостоятельная работа в группах, беседа, дискуссия.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Представьте себе на минутку, что на предприятии, где вы проходите производственную практику, как по мановению волшебной палочки вдруг исчез отдел охраны труда, инспектора по охране труда, все инструкции по технике безопасности на рабочих местах. Мастер не делает вам замечаний по работе с инструментом, что у вас неправильно хранятся горюче – смазочные материалы, в общем, не обращает внимание на безопасность вашей работы. Помните сказку « Праздник непослушания»? Это примерно тоже самое, но только на рабочем месте. Красота да и только, все стало легко и просто. НО…..! Большое и грозное «НО». К чему это все может привести? У кого из вас сильное воображение? Дайте характеристику возможной ситуации только одним словом…. Как вам нравится полученная картина? Следовательно, делаем вывод: охрана труда на всех рабочих местах нам всем жизненно необходима, а значит и вся система охраны труда!

Наше с вами занятие будет состоять из трех этапов:

  1. Ответы на тесты, в которых вы дадите характеристику производственным факторам, действующим на организм человека в производственных условиях, видам воздействия и основным мерам защиты.
  2. Характеристика «правильных» производственных инструкций по технике безопасности и нахождение в них ошибок.
  3. Оценка видов производственного травматизма и оказание первой помощи.

В ходе выполнения поставленных заданий каждый из вас сможет в полной мере оценить: степень усвоения учебного материала, на какие из изученных тем курса следует обратить дополнительное внимание. Ведь их знание - это ваша безопасность, а в некоторых случаях – жизнь.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Качество выполненной работы оценивается карточками трех цветов: красная - «5»; зеленая – «4»; желтая – «3». По итогам тестирования каждый учащийся получает карточку определенного цвета. В ходе второго и третьего этапов занятия задания выполняются группами, и предусматривается возможность получения оценки не только за работу в группе, но и за дополнения, исправления, сделанные по ответам соседних групп. За правильные ответы выдаются дополнительные оценочные карточки меньшего формата. Две карточки одинакового цвета и формата можно обменять на одну более высокого достоинства. Основное правило, которое должно быть соблюдено – наличие не менее трех оценочных карточек к концу занятия, т. е. за каждый этап контрольного занятия. Это позволит более точно вывести итоговую оценку по итогам изучения курса.

2.СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ.

2.1 ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ВИДАМ ПРОИЗВОДСТВЕЕНЫХ ФАКТОРОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА.

Перед занятием каждый из вас получил задание по одной из тем:

  1. Общие правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств (АТС).
  2. Правила техники безопасности при выполнении электротехнических, сварочных и шиномонтажных работах.
  3. Правила техники безопасности при использовании подъемно – транспортных механизмов.
  4. Правила техники безопасности при использовании этилированного бензина.
  5. Электро- и пожарная безопасность. Основные профилактические и защитные средства, личная гигиена.

Номер вашей темы определяет и номер варианта при проведении тестирования. На партах по вариантам разложены тесты с номером варианта. В файл вложен лист, на котором каждый из вас пишет свои фамилию, имя, номер группы. Вопросы тестов имеют разный уровень сложности:

- в одних вопросах необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;

- в других нужно закончить начатую фразу;

- в- третьих – исправить ошибки, допущенные в тексте.

При выполнении этой работы не торопитесь. Внимательно прочитайте поставленный вопрос и только после этого отвечайте на него. Для этого этапа работы вам отводится 15 минут.

После выполнения тестирования обучающиеся обмениваются листами с заданием и проверяют, выслушивая правильные ответы.

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА «ПРАВИЛЬНЫХ» ИНСТРУКЦИЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И НАХОЖДЕНИЕ В НИХ ОШИБОК.

Обучащиеся после тестирования рассаживаются по группам и получают текст

с заданием – инструкции по технике безопасности при выполнении различного вида работ с заранее заложенными в них ошибками.

Задание состоит в распознании этих ошибок и записи на рабочих листах правильного варианта ответов. На выполнение группе дается 10 минут. По истечении времени учащихся по очереди зачитывает текст инструкции и найденные ошибки (в работе будут задействованы все члены группы). После чего учащиеся других групп делают свои замечания и дополнения. В случае правильно выполненного замечания даются дополнительные баллы – карточки, что позволит улучшить итоговый результат ответа и активизировать внимание всех. И последним действием зачитывается правильный вариант текста инструкции, группа получает общую оценку за выполненное задание.

Такой методический ход позволит фактически каждому еще раз в полном объеме повторить основные правила техники безопасности при выполнении работ по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.

2.3 ОЦЕНКА ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

Задание на этом этапе занятия состоит в оценке производственного травматизма и оказании первой помощи при полученных травмах.

Рассматривая предложенные на втором этапе занятия задания необходимо назвать виды травм и правила оказания первой помощи. Каждый из учащихся называет один из видов травм и последовательность оказания первой помощи. Затем решением группы выбирается наиболее часто встречающийся вид травматизма при выполнении данного вида работ. И так же как на втором этапе занятия дополнения делаются обучающимися других групп. После чего группа получает общую оценку за работу.

3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ.

Этап включает в себя самоанализ выполненных работ и оценки достижения поставленных целей занятия. Для этого предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Отвечая на вопросы тестов, какие знания по предмету «Охрана труда» вы получили?
  2. Какая существует связь между производственными факторами и производственным травматизмом?
  3. Объясните назначение инструкций по технике безопасности.
  4. Что обеспечивает периодичность повторного проведения инструктажей по технике безопасности?
  5. Укажите характерные черты любой инструкции по технике безопасности.
  6. Какое значение имеет правильность оказания первой помощи при несчастном случае?

4.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Итоговый контроль по результатам занятия выполняют обучающиеся смежных групп, выводя среднюю оценку по имеющимся оценочным карточкам.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

2-3

1.Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих на занятии

подготовка к занятию

5-6

2. Введение в учебную деятельность: мотивация, сообщение цели занятия, постановка учебных задач

занятие мест в соответствии с номером варианта, подписание рабочих листов

15- 20

20- 25

10-12

3.Создание учебной ситуации.

3.1 Проведение тестирования по видам производственных факторов, действующих на организм человека в условиях производства:

- проведение краткого инструктажа о порядке выполнения тестирования;

- проверка выполненной работы: сообщение правильных ответов на тесты;

- раздача оценочных карточек согласно полученным оценкам.

3.2 Характеристика «правильных»

Инструкций по технике безопасности и нахождение в них ошибок:

- сообщение задания для групповой работы

- предлагается высказать свои замечания и дополнения другим группам;

- зачитывается правильный вариант инструкции;

- выставляется общая групповая оценка;

- раздаются оценочные карточки

  1. Оценка видов производственного травматизма и оказание первой помощи:

- сообщение задания;

- предложение о дополнения, исправлениях в ответах выступающих;

- выдача оценочных карточек;

работа с тестом

обмен работами,

выполнение проверки;

выставление оценок за тестирование;

распределение по группам, чтение и работа с текстом, обсуждая результаты;

запись ответов в рабочий лист;

чтение найденных ошибок;

запись замечаний и дополнений;

получение оценочных карточек;

проверка правильности ответов;

получение оценочных карточек;

работа группой

выполнение задания;

описание одного из видов травматизма;

выполнение дополнений;

5 - 7

4. Обеспечение учебной рефлексии

ответы на поставленные вопросы

5.Обеспечение контроля над деятельностью учащихся.

Примерный текст заданий для второго этапа работы

Текст заданий, предлагаемых учащимся для составления инструкций по технике составлен в шуточной форме. Это позволит снизить эмоциональную нагрузку на учащихся после напряженной работы над тестами по производственным факторам.

Задания раздаются участникам групп

1.Общие правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств

При ремонте и обслуживании АТС загоняй на пост сразу. Автомеханик не барин – и так будет ремонтировать, ему за это деньги платят. Машину на ручной тормоз не ставь и зажигание не трогай, еще и включи высшую передачу – пусть все, убедятся какая она у тебя резвая. Даже инструмент, лежащий на краю смотровой канавы или подножке АТС, не успеет сдвинуться с места, когда она рванет.

Если с твоей машины уже успели снять колеса, воспользуйся ситуацией и посмотри, как она выглядит снизу. Неважно, что не подставлены козелки. Важно то, что в этот момент можно провести дополнительные работы и очень хорошо сэкономить.

Возникли проблемы с рессорами – надо менять. Но сразу предупреди, что разгружать машину ты не собираешься, у тебя для таких мелочей просто нет времени. А если механик хочет еще и поднять кузов, то пусть делает в ручную, подставив под него ключ или лом, потому что искать металлическую штангу для упора – себе дороже.

На улице холодно – двигатель не выключай. А то сколько потом придется потерять времени на его прогрев. Тебя ведь ждут дома. Если это попытается сделать кто- нибудь другой, покажи ему табличку на рулевом колесе: «Не лезь куда тебя не просят!» Регулируй тормоза здесь же, не бегай со своей машиной по всему посту, не мешай другим людям.

При сборке и разборке автомобиля снимать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мост, кабину, кузов и раму следует только вручную. Представь себе, во сколько тебе обойдется применение подъемно- транспортных механизмов. Да у них к тому же вдруг не окажется захватов, гарантирующих безопасность работ. И транспортировку этих агрегатов тоже лучше всего проводить на пупке в целях снижения стоимости работ, так как на тележке может просто не оказаться стоек и упоров, предупреждающих их от перемещения или падения с тележки.

Не забудь, что при выполнении ремонта этих агрегатов масло и воду сливать не надо, а то потом придется бегать искать – где их купить.

Если механик предупредил тебя, что тормозные и клапанные пружины, тормозные барабаны, рессорные пальцы и др. просят замены- не сопротивляйся, но съемники, которые у него на время забрал напарник, не покупай, тебя абсолютно не интересует безопасность его работы.

2. Правила техники безопасности при выполнении электротехнических работ.

При выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию, связанных с работой электрооборудования, чаще всего происходят несчастные случаи.

Выполнение электротехнических работ.

При выполнении этих работ к ним может быть допущен любой желающий, и пусть начальник не бегает вокруг вас и не кричит, что у вас нет удостоверения или, к тому же, инструмент не исправен – его это не касается. Работать ручным электрическим инструментом, только при заземленном корпусе, в резиновых перчатках, диэлектрической подошвой на обуви или стоя на изолированной поверхности – все это такие мелочи! Ваша жизнь, что хотите, то с ней и делаете.

Если вдруг при работе с электрическим инструментом вы обнаружили нарушение изоляции провода – плюньте и работайте дальше. Все равно штепсельная вилка не имеет заземляющего контакта. Так что весь ток все равно достанется вам и сопротивляться не стоит.

Заземляющий контакт на штепсельной розетке тоже искать не стоит – защитное заземление на контур, скорее всего, сделать просто забыли, а ты просто потеряешь время на его поиски. При работе на высоте лестницу – стремянку сразу и нее найдешь, а приставная лестница всегда под рукой. Тем более, что стоя на ней легко можно прислониться к стене и держа инструмент за провод сменить сверло, даже не выключая вращение шпинделя.

При неожиданном отключении подачи тока или если вам нужно срочно куда-то сбегать – ничего не убирайте. Может быть, кому–то постороннему захочется вам помочь.

Для питания ручных переносных ламп применение напряжения в 36в при естественных условиях и 12в в сырых местах слишком мало, можно просто ничего не увидеть. Лучше взять лампу в 220в и не ломать глаза. Кроме того, намного удобнее использовать открытую переносную лампу, без рефлектора и крючка для подвешивания – не барин и в руках подержишь. А она не хрустальная, упадет, может и не разобьется. Вилка для включения в сеть очень часто выходит из строя. Не искать же другую, когда можно сделать ее на месте- просто оголить провод и вставить его в розетту, авось пронесет и ты останешься жив.

3. Правила техники безопасности при выполнении электросварочных работ.

Элекросварочные работы должны проводиться там, где это удобно. Вы только представьте себе, сколько нужно потратить сил и средств, чтобы оборудовать специальную площадку или помещение. Просто ужас!

Корпуса сварочных агрегатов, сварочные столы, плиты, а так же обратные провода заземлят не обязательно. Это опять трата средств и времени, а клиент ждать не будет, уйдет к другому мастеру.

Дуговая электросварка – вообще отдельный разговор. Заземление передвижных агрегатов выполняется до или после подключения их к сети, можно ли его снять до отключения от сети – все смешалось в инструкции по технике безопасности. Но точно известно, что питание электрической дуги осуществляется через сварочный трансформатор или от сварочного генератора. И не беда, что под рукой не оказалось рубильников – выключателей. Включайте и так, русский «Авось» еще никого не подводил, пронесет.

При электросварочных работах сварщик решает сам – пользоваться ему щитком с защитными стеклами или нет: будет пользовать, потеряет время и деньги, ведь любая преграда ухудшает видимость и тормозит выполнение работы; а не будет пользоваться – потеряет что – нибудь еще. Каждый решает сам, что терять, у нас демократическое общество.

При подготовке сварщиков подготовке сварщиков занятия проводят по соответствующей программе. И нечего страшного нет в том, что сварку будет проводить специалист, не сдавший экзамен и не получивший удостоверение. Ему ведь тоже поварить хочется и есть, между прочим, тоже.

При проведении сварочных работ можно попробовать:

- выполнять сварочные работы на сосудах и аппаратах, находящихся под давлением;

- выполнять сварку или резку металла в помещениях, где находятся легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и материалы;

- зажигать газ в газовой горелке посредством прикосновения к горячей детали;

Если обнаружилась утечка газа, немедленно убегайте – выключит газовую горелку, устранит утечку газа и проветрит помещение кто - нибудь другой. Эта ситуация опасна для вашей жизни.

Сварочные работы на стационарных постах проводятся без включенной местной вытяжной вентиляции. Иначе в помещение попадет холодный воздух и можно простудиться.

4. Правила техники безопасности при выполнении шиномонтажных работ

Шиномонтажные работы на улице проводить не будешь, а то оборудование заржавеет. Поэтому хоть какое-то помещение найти придется, ничего не поделаешь.

Снять колеса, видимо, тоже придется. Попробуй сделать это вместе с друзьями. Может быть, вы сможете заменить специальный подъемник или другие подъемные устройства. Да и башмаки под колеса, и козелок под вывешенную часть автомобиля не потребуются.

Перед началом монтажа на обод внимание обращать не стоит: ржавчина, вмятины, трещины, заусенцы – все это ерунда и на работе автомобильной шины совершенно не отражается. Да и стопорное кольцо может не так уж и плотно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Что уж так сильно к нему придираться.

Вы думаете, что накачивание воздухом шин опасная технологическая операция? Вы очень глубоко (или сильно?) ошибаетесь. И проводить это, за каким – либо ограждением просто смешно. Никакого удара, да еще и стопорным кольцом рабочий получить просто не сможет.

Давление воздуха в шинах можно проверить манометром. Это совершенно верно. Но кто сказал, что повышать его выше нормы не следует? Ведь чем выше давление воздуха в шинах, тем, наверно, мягче будет двигаться автомобиль.

Подкачку шин без демонтажа проводить не следует. Ну и что, что давление в шине снизилось менее, чем на 40% нормального и нет нарушения правильности монтажа. Не ленись, демонтируй шину, а то вдруг колесо спустит прямо в дороге. Вот будет сюрприз.

В дороге могут быть и другие сюрпризы. Например, проколы, через которые в шину могут попасть посторонние предметы. Для изъятия их из шины можно воспользоваться тем, что есть под рукой: отвертка, шило или нож – все средства хороши. Никто ведь не виноват в том, что клещей не оказалось в нужном месте, в нужный час.

При выполнении шиномонтажа можешь опробовать:

- выбивать диск кувалдой;

- при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

- монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

- во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком, кувалдой.

5. Правила техники безопасности при использовании подъемно – транспортных механизмов (ПТМ)

Подъемно – транспортные механизмы – это вам не шутка. Но если ты уже видел, как они работают, то можешь попробовать и сам. Здесь и правила эксплуатации знать не надо, и инструктаж по устройству, уходу и управлению не потребуется.

Все ПТМ должны быть исправны. Но если вес груза окажется выше грузоподъемности механизма? Ничего страшного, поднатужится, покряхтит и поднимет. Все равно поднимать надо, другого ПТМ рядом нет. Тем более, что металлической бирки с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания на подъемнике не оказалось, а у грузозахватных приспособлений не оказалось паспорта.

Гидравлические подъемники еще капризнее. При подъеме платформы автомобиля поднимать нужно медленно и без остановки. Может быть, автомобиль сам встал правильно, без перекоса подхватов под его оси. В этот момент удобно проверить надежность подъемника – можно остаться в кабине автомобиля, поиграть с механизмом управления подъемника, сделать какие – нибудь резкие движения (например, попрыгать), покачать автомобиль из стороны в сторону. Может быть, ему доверили самое ценное для вас, а он эту ценность уронит.

Если подъемник действительно оказался неисправным, то никому не говорите об этом. Иначе все клиенты уйдут на другую станцию, и автомеханик останется без зарплаты.

Вес груза очень большой, можно воспользоваться передвижным консольным краном. В общем, то не важно, как установлен кран, ровная под ним площадка или нет. Если упадет, то можно и поднять. При транспортировке груза кран может оказаться в различных ситуациях. Ничего страшного, если он дернется или качнется, груз окажется не очень надежно или прочно закреплен, под грузом окажутся люди или груз придется подержать в подвешенном состоянии – все это дела житейские, случиться может все, что угодно.

Вы не успели пройти медицинскую комиссию до начала работы, вам еще нет 18 лет? Ну и что, все поправимо, сделаете это позже, когда вам будет удобно. А сейчас можно обслуживать подъемно – транспортные механизмы и другие вспомогательные грузозахватные приспособления, выполнять работы по обвязыванию и подвешиванию грузов на крюк – ведь это такая увлекательная работа.

-75%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...