ФОС Слесарное дело
материал

Кузнецов Дмитрий Валентинович

Управление образования и науки липецкой области

 

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Грязинский технический колледж»

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

общепрофессиональной дисциплины

 

ОП.02 СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО

 

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

по профессии СПО

 

23.01.09 Машинист локомотива

(код и наименование профессии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грязи, 2020

 

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.02 Слесарное дело по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы по профессии среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива ОП.02 Слесарное дело.

 

 

Организация-разработчик: ГОБПОУ «ГТК»

 

Разработчик: Д.В. Кузнецов, мастер производственного обучения ГОБПОУ «ГТК»

 

 

 

 

 

Одобрено

Председатель цикловой комиссией технических дисциплин

 

 

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

 

 

л.а.Усова

 

И. В. Савишина

 

 

 

 

 

Общие положения

Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к выполнению вида деятельности по профессии 23.01.09  Машинист локомотива и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ППКРС в целом.

Формой аттестации по УД  является дифференциальный зачет.

Итогом является положительная отметка по пятибалльной шкале (1,2,3,4,5).

 

  1. Результаты освоения УД, подлежащие проверке


1.1. Профессиональные и общие компетенции

 

В результате контроля и оценки осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Таблица 1

Профессиональные компетенции (для ООП ЗУНы)

Показатели оценки результата

ПК 1. 1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.

Представление, из каких основных  узлов состоит локомотив.

Выполнение  разборки-сборки  узлов локомотива.

Проверка  качества взаимодействия узлов локомотива.

ПК 1.2.  Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта

Выполнение  разборки-сборки основных частей и узлов локомотива.

Выполнение  монтажа  и регулировки  узлов локомотива.

 Таблица 2 

Общие компетенции

Показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Обоснованность выбора профессии и понимание ее значимости в современных условиях.

Понимание роли машиниста локомотива  для обеспечения безопасного и качественного перевозочного процесса.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Способность спланировать и организовать свою работу.

Обоснованность выбора инструментов и приспособлений.

 Владение способами  и приемами достижения целей, поставленных перед выполнением своей работы.

OК 3. Анализировать общую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. Нести ответственность за результаты своей работы.

Способность  оценить  ситуацию в процессе выполнения работы

Осуществление контроля   собственной  деятельности.

Готовность и умение отвечать за результаты своей деятельности

 

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Способность  отыскать и использовать технологическую документацию и специальную  литературу для эффективного выполнения своей работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Способность использовать информационные источники в своей профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Мобильность и  эффективное  общение  в коллективе.

Использование коллективных навыков в своей профессиональной деятельности.

 

1.2. «Иметь практический опыт – уметь – знать»   

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять приемы и способы основных видов слесарных работ;

-использовать наиболее распространенные приспособления и инструменты.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные виды слесарных работ;

-устройство универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента; допуски и посадки;

-квалитеты точности и параметры шероховатости.

2.  Формы контроля и промежуточной аттестации

Таблица 3

Виды контроля

Формы

Входной контроль

 Технический диктант

Тема 1 «Слесарные работы»

 Контрольная работа

Тест

Тема 2 «Допуски, посадки и технические измерения»

 Контрольная работа

Решение задач по определению допусков  размеров

Тема 3 «Сведения из

 технической  механики»

Контрольная работа

Рубежный контроль (оценка за 1семестр)

Отметка в журнале как  округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся

Промежуточная аттестация

 Дифференциальный зачет в форме контрольной работы

 

3. Оценка освоения теоретического курса УД

3.1. Общие положения

Основной целью оценки теоретического курса профессионального является оценка умений и знаний.

Оценка теоретического курса осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: технический диктант, тест, контрольная работа.

Оценка теоретического курса предусматривает использование накопительной / рейтинговой/  системы оценивания.

В соответствии с учебным планом 23.01.09 Машинист локомотива, рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Слесарное дело предусматривается текущий и промежуточный контроль.  

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения зачетов, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

 

3.2. Формы текущего контроля

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении всего курса изучаемой дисциплины.

Текущий контроль результатов освоения дисциплины в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:

  • выполнение и защита практических работ;
  • выполнения самостоятельных работ;
  • выполнение тестов.

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, изучение инструкций по охране труда.

 

3.3.Выполнение и защита практических работ

Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления знаний и умений. В ходе практических работ студенты приобретают знания и умения, предусмотренные рабочей программой дисциплины ОП.02 Слесарное дело, приобретают навыки работы с документацией, учатся использовать анализировать, делать выводы, опираясь на теоретические знания.

 

3.4. Система оценивания ФОС текущего контроля и промежуточной аттестации

При оценивании практической работы студента учитывается следующее:

  • качество выполнения работы;
  • качество оформления отчета по работе;
  • качество письменных и устных ответов.

 

Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа, правильное оформление при решении задач, безошибочное пользование математическим и физическим навыками.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, умеет решать задачи, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения, выводить искомые величины из формул.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

 

3.5 Оценка освоения теоретического курса УД

 

Основной целью оценки теоретического курса УД является оценка умений и знаний.

Оценка теоретического курса осуществляется с использованием тестовых заданий, практических, контрольных работ.    

Оценка теоретического курса предусматривает использование накопительной / рейтинговой системы оценивания.

 

 

 

1.        Входной контроль. Типовые задания.

Технический диктант.

1) Какая профессия является одной из наиболее важных и распространенных профессий на современном предприятии?

2) Какими  общеслесарными  операциями должен владеть слесарь?

3) Какими способами можно выполнять слесарные работы?

4) Какие виды слесарного инструмента Вам известны?

5) Исключите два неверных ответа.

«К инструментам  для опиливания металла относится»

а) молоток              б) напильник           в) токарный станок

6) Чем оснащается рабочее место слесаря?

7) Какие измерительные инструменты Вы знаете?

8) Какие средства индивидуальной защиты необходимо применять при выполнении слесарных работ?

9) Чем отличается разъемное соединение деталей от неразъемного?

10) Помогут ли Вам слесарные навыки в Вашей будущей профессии? Почему?

 

Тема 1 «Слесарные работы». Типовые задания.

Контрольная работа

Вариант 1

1. Описать сущность плоскостной разметки. Рассказать о видах разметочного инструмента и его  применении.

2. Рассказать о приемах ручной рубки металла.

3. Заполнить таблицу для слесарных операций резки и гибки металла:

Наименование слесарной операции

Виды применяемого инструмента и приспособлений

Виды механизированного оборудования для данной слесарной операции

Индивидуальные средства защиты

Правка металла

Молоток

Киянка

Гладилка

 Правильная плита

Рихтовальная бабка

Ручной винтовой пресс

Правильные вальцы

Спецодежда

Защитные очки

Средства защиты рук от ударов

Резка металла

 

 

 

Гибка металла

 

 

 

 

Вариант 2

1. Описать сущность правки металла. Рассказать о видах правильного инструмента и оборудования.

2. Рассказать о приемах ручной резки металла.

3. Заполнить таблицу для слесарных операций рубки и гибки металла:

Наименование слесарной операции

Виды применяемого инструмента и приспособлений

Виды механизированного оборудования для данной слесарной операции

Индивидуальные средства защиты

Разметка металла

 Чертилка

Разметочный циркуль

Линейка

Кернер

рейсмас

Трехкоординатные разметочные машины

Спецодежда

Средства защиты рук от ударов

Рубка металла

 

 

 

Гибка металла

 

 

 

 

Тест

Вариант 1

1.На рабочем месте слесаря должно  быть установлено следующее оборудование:

А) слесарный верстак                      Б) стол   со стулом    

В ) станок  токарный                       Г) компьютер

2. При выполнении слесарной операции разметки используют:

А) напильник          Б) чертилку           В) карандаш        Г) зубило

3. Инструментом для рубки металла является:

А) киянка    Б) ножовка       В) крейцмейсель    Г) шаблон

4. Правильная плита и рихтовальная бабка  -

это приспособления  для

А) опиливания       Б) сверления            В) зенкерования              Г) правки

5. Рихтовка – это

А) правка закаленных деталей       Б) правка тонких  листовых деталей

В) правка прутка                               Г) правка уголка

6.  Для гибки металла применяют

А) заточной станок                    Б) токарный станок 

В) гибочный станок                    Г) опиловочный станок

7.Инструментом для ручной резки металла является:
а) зубило                   Б) ножовка                  В) молоток       Г) плоскогубцы

8. По форме сечения напильник может быть

А) прямой            Б) криволинейный               В) точный           Г) плоский 

9. Инструмент для нарезания внутренней резьбы называется

А)  сверло                Б) метчик                В) шабер                    Г) кернер 

10. Насечка напильника может быть

А) рашпильной            Б) круглой               В) прямой               Г) кривой 

Вариант 2                     

1.Инструментом для ручной резки металла является:
а) зубило                   Б) ножовка                  В) молоток       Г) плоскогубцы

2.  Для гибки металла применяют

А) заточной станок                          Б) токарный станок   

В) гибочный станок                           Г) опиловочный станок

3. На рабочем месте слесаря должно  быть установлено следующее оборудование:

А) слесарный верстак          Б) стол   со стулом               В )станок  токарный              Г) компьютер

4.   Для гибки металла применяют

А ) заточной станок                                          Б) токарный станок 

В) гибочный станок                                           Г) опиловочный станок

5. Насечка напильника может быть

А) рашпильной          Б) круглой                 В прямой                Г) кривой 

6.  Инструментом для рубки металла является:

А) киянка       Б) ножовка          В) крейцмейсель       Г) шаблон

7. Рихтовка – это

А) правка закаленных деталей             Б) правка тонких  листовых деталей

В) правка прутка                                    Г) правка уголка

8. Инструмент для нарезания внутренней резьбы называется

А)  сверло           Б) метчик                  В) шабер              Г) кернер 

9.  При выполнении слесарной операции разметки используют:

А) напильник          Б) чертилку           В) карандаш        Г) зубило

10.  Правильная плита и рихтовальная бабка  - это приспособления для

А) опиливания          Б) сверления          В) зенкерования            Г) правки

 

Тема 2 «Допуски, посадки и технические измерения».  Типовые задания.

Контрольная работа

Вариант 1

Что такое погрешность размера?

Рассказать о допуске размера и способах его определения.                                                                            

                                                                                  +0,6

Вычислить величину допуска размера 100          мм.

                                                                                      +0,1

    3.     Изобразить графически поле допуска следующих размеров деталей:

     +0,1                                    +0,02

50       мм;                  50          мм ;               50          мм

     -0,1                                                                              -0,05

 

Вариант 2

Что такое посадка? Какие виды посадок Вы знаете?

Рассказать о допуске размера и способах его определения.

                                                                           +0,5

Вычислить величину допуска размера 150          мм.

                                                                             -0,1

    3.     Изобразить графически поле допуска следующих размеров деталей:

     +0,1                                   +0,01                                  -0,01

70       мм;                  70          мм ;               50          мм

     -0,3                                                                              -0,03

 

Решение задач

Задача 1

Номинальный размер вала, нанесенный на чертеже:

диаметр 86 +0,05 мм.

Определить предельно допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Задача 2

Номинальный размер отверстия, нанесенный на чертеже:

диаметр 70 -0,03  мм.

Определить предельно допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Задача 3

Расположить значения размеров отверстий, указанных на чертежах,  в порядке повышения точности их обработки:

100Н5,    100Н6,      100Н12,     100Н8,       100Н7,     100Н14.

Задача 4

По чертежу изготовили партию деталей  с наружным размером 55-0.02 мм.

На основе имеющихся действительных размеров изготовленных деталей определить, какие  детали являются годными, а  какие – браком и  заполнить таблицу:

Действительный размер изготовленной детали, мм

ГОДЕН

БРАК ИСПРАВИМЫЙ

БРАК НЕИСПРАВИМЫЙ

ОБРАЗЕЦ:

55,88

 

Г

 

БИ

 

БН

55,00

 

 

 

55,01

 

 

 

54,99

 

 

 

54,68

 

 

 

55,04

 

 

 

54,98

 

 

 

54,91

 

 

 

Задача 5

Изобразить графически поле допуска размера отверстия

диаметром 85 мм, верхнее отклонение которого +0,1 мм, нижнее отклонение 0.

 

Тема 3 «Сведения из технической механики». Типовые задания.

Контрольная работа

Вариант 1

Рассказать о видах и способах неподвижных неразъемных соединений.

  Механизмы вращательного движения: виды, применение, способы сборки. 

Прочитать условные обозначения на чертежах:   20k6; 100Н8; 65+0,01 .

Вариант 2

 Рассказать о видах и способах неподвижных разъемных соединений.

  Механизмы передачи движения: виды, применение, способы сборки.

Прочитать условные обозначения на чертежах:   М20;  М24х1,5; Труб 2 ꞋꞋ.

 

Контрольная работа

Вариант 1

1. Сущность рубки металла. Виды инструмента, применяемого для ручной рубки. Механизация рубки.

2. Шабрение. Инструменты и приспособления для шабрения.

3. Допуск размера:  способы  определения и обозначение на чертежах.

Вариант 2

1.Сущность резки металла. Виды инструмента, применяемого для ручной резки. Механизация резки.

2. Опиливание металла. Инструменты и приспособления для опиливания

3. Посадки: виды и  способы  обозначения на чертежах.

Вариант 3

1.Сущность правки металла. Виды инструмента, применяемого для ручной правки. Механизация правки.

2. Притирка и доводка. Инструменты,  приспособления и  материалы, применяемые  для притирки и доводки.

3. Контрольно-измерительные средства: виды и применение.

Критерии оценки

Форма оценивания теста

90% и более правильных ответов – оценка 5 «отлично»,

80-89% правильных ответов – оценка 4 «хорошо»,

70-79% правильных ответов – оценка 3 «удовлетворительно»»,

менее 70% правильных ответов – оценка 2 «неудовлетворительно».

По итогам контрольной работы, теста выставляется оценка в журнал за пройденную тему курса.

По итогам дифференциального зачета выставляется итоговая оценка и принимается решение о том, что учебная дисциплина освоена.

Форма оценивания контрольной работы

Даны полные ответы на все вопросы – оценка 5 «отлично»;

даны полные ответы на любые 2 вопроса,  один вопрос освящен недостаточно точно – оценка 4 «хорошо»;

даны полные ответы на два вопроса, ответ на третий вопрос отсутствует – оценка 3 «удовлетворительно»;

дан полный ответ на любой один вопрос, ответы на остальные вопросы отсутствуют либо неполно раскрыты – оценка 2 «неудовлетворительно».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные ответы на вопросы  технического диктанта.

1)профессия слесаря;

2) операциями обработки металла: разметкой, рубкой, резкой, правкой, гибкой, опиливанием, сверлением, нарезанием резьбы, паянием и т.д);

3) вручную с помощью слесарного инструмента,  механизированным инструментом, а также  на станках;

4) молоток, зубило, напильник, измерительная линейка, штангенциркуль, сверло и т.д.

5) исключить ответы «молоток» и «токарный станок»;

6) слесарный верстак, защитный экран, тиски, слесарный и измерительный инструмент, защитные очки, спецодежда и т.д.

7) измерительная металлическая линейка, штангенциркуль, кронциркуль, поверочная линейка, угломер, микрометр и т.д.

8) спецодежду, защитные очки, при работе с электроинструментом - резиновые перчатки и резиновые коврики, средства защиты рук при работе с ударным инструментом;

9) разъемное соединение деталей можно разобрать, а неразъемное разобрать, не повредив хотя бы одну из деталей, нельзя;

10) Да, помогут, так как в моей будущей профессии необходимо уметь пользоваться разными  инструментами для проверки всех узлов локомотива; уметь разбирать, собирать и  регулировать соединения и части локомотива.

 

Эталон ответов на тест по теме 1 "Слесарные работы»

Вариант 1                                      Вариант 2

1 -   А                                                  1 – Б

2 -   Б                                                  2 – В

3 -   В                                                  3 – А

4 -   Г                                                  4 – В

5 -   А                                                  5 – А

6 -  В                                                   6 – В

7 -  Б                                                   7 – А

8 -  Г                                                   8 – Б

9 -  Б                                                   9 – Б

10 -  А                                                 10 – Г

Примеры решений  задач по теме 2  «Допуски, посадки и технические измерения».

Задача 1

Номинальный размер вала, нанесенный на чертеже:

диаметр 86 +0,05 мм.

Определить предельно-допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Решение

1.Определяем предельно-допустимый максимальный размер вала:

Dmax= 86+0,05=86,05 мм.

2.Определяем предельно-допустимый минимальный размер вала:

Dmin= 86+0 =86  мм.

3.Определяем величину допуска размера:

T=86,05-86=0,05 мм.

4.Графически изображаем поле допуска размера:

image              +0,05

image___________________

       86

 

 

Задача 2

Номинальный размер отверстия, нанесенный на чертеже:

диаметр 70 -0,03  мм.

Определить предельно допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Решение

1.Определяем предельно-допустимый максимальный размер отверстия:

Dmax= 70+0 =70 мм.

2.Определяем предельно-допустимый минимальный размер отверстия:

Dmin= 70-0,03 =69,97 мм.

3.Определяем величину допуска размера:

T=70-69.97=0,03 мм.

4.Графически изображаем поле допуска размера:

              imageimage___________________

       70                                -0,03

             

 Задача 3

Расположить значения размеров отверстий, указанных на чертежах,  в порядке повышения точности их обработки:

100Н5,    100Н6,      100Н12,     100Н8,       100Н7,     100Н14.

Решение

В порядке повышения точности  обработки  значения размеров отверстий располагаются следующим образом:

100Н14,   100Н12,    100Н8,      100Н7,     100Н6,      100Н5.

Задача 4

По чертежу изготовили партию деталей  с наружным размером 55-0.02 мм.

На основе имеющихся действительных размеров изготовленных деталей определить, какие  детали являются годными, а  какие – браком и  заполнить таблицу:

 

Действительный размер изготовленной детали, мм

ГОДЕН

БРАК ИСПРАВИМЫЙ

БРАК НЕИСПРАВИМЫЙ

ОБРАЗЕЦ:

55,88

 

Г

 

БИ

 

БН

55,00

 

 

 

55,01

 

 

 

54,99

 

 

 

54,68

 

 

 

55,04

 

 

 

54,98

 

 

 

54,91

 

 

 

 

 

Решение

Условие годности размера  детали:   Dmin  ≤  Dдейств ≤  Dmax  , где

Dдейств – действительный размер детали.

Dmin - наименьший предельно-допустимый размер =54,98 мм

Dmax – наибольший предельно-допустимый размер = 55 мм

Определяем годность размеров:

54,98  ≤  55 ≤  55   - неравенство верно, размер годен;

54,98  ≤  55,01 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак исправим;

54,98  ≤  54,99 ≤  55   - неравенство верно, размер годен;

54,98  ≤  54,68 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак не исправим;

54,98  ≤  55,04 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак  исправим;

54,98  ≤  54,98 ≤  55   - неравенство верно, размер годен;

54,98  ≤  54,91 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак не исправим.

Заполняем таблицу:

Действительный размер изготовленной детали, мм

ГОДЕН

БРАК ИСПРАВИМЫЙ

БРАК НЕИСПРАВИМЫЙ

ОБРАЗЕЦ:

55,88

 

Г

 

БИ

 

БН

55,00

Г

 

 

55,01

 

БИ

 

54,99

Г

 

 

54,68

 

 

БН

55,04

 

БИ

 

54,98

Г

 

 

54,91

 

 

БН

 

Задача 5

Изобразить графически поле допуска размера отверстия

диаметром 85 мм, верхнее отклонение которого +0,1 мм, нижнее отклонение 0.

Решение

.Графически изображаем поле допуска размера отверстия:

image              +0,1

image_________0__________

       85

 

 

 

Задания для проведения дифференцированного зачета

1-Вариант

 

1. Указать правильное определение «метрология».

А) это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Б) это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукций, работ и услуг.

2.Указать правильное определение «допуск».

А) это разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.

Б) это диапазон отклонения от нулевой линии в ту или иную сторону.

В) это характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов.

3.Для чего применяется рулетка.

А) для измерения проверки плоскостей на прямолинейность.

Б) применяют для измерения наружных и внутренних диаметров, длин, толщин, глубин.

В) применяется для измерения больших линейных размеров, а также длины окружностей

4. Для чего применяются ножницы с криволинейными лезвиями.

А) предназначены только для резания листового металла по кривым линиям

Б) предназначены только для резания листового метала по прямым линиям.

5. Ручные ножницы используют при разрезании металла толщиной:

А) 0.5-1.5 мм.

Б) 1.5-2 мм.

В) 2-2.5 мм.

6. Какие инструменты применяются при опиливание.

А) зубило, молоток , ножовка по металлу.

Б) напильники, рашпили и надфили.

В) болгарка, топор, ножницы по металлу.

7.Указать правильное определение сверлению.

А) это операция по образованию сквозных и глухих отверстий в сплошном материале, выполняемая при помощи режущего инструмента – сверла.

Б) это является разновидностью сверления и применяется для увеличения диаметра ранее просверленного отверстия.

8. Какой буквой номеруется шаг резьбы.

А) П

Б) Н

В) Р

9.Материалы для притирки и доводки подразделяют:

А) на деревянные и пластмассовые.

Б) на твердые и мягкие.

 

10. Какие бывают заклепочные швы.

А) прочные, плотные и прочноплотные.

Б) слабые, прослабленные.

В) не прочные, хрупкие и расслабленные.

11. Какие инструменты применяются для паяния мягкими припоями.

А) газовый паяльник.

Б) бензиновый паяльник.

В) периодические и непрерывные паяльники.

12. Какими способами лудят.

А) натиранием и погружением в расплавленную полуду.

Б) расплавляют и обливают.

13 Дать правильное определению склеивание.

А) это метод получения неразъемного соединения за счет введения между поверхностями сопряжения специального вещества, которое способно обеспечивать скрепление частей изделия в единое целое.

Б) это когда два предмета благодаря пресса сдавливают и получают склеивание.

14. Процесс клепки состоит из двух этапов:

А) предварительной и собственной клепки.

Б) собственной клепки и ее доделкой.

15. Решить задачу. По теме «Гибка метала».


Задания для проведения дифференцированного зачет

2-Вариант

  1. Указать правильное определение «Стандартизация»

А) это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Б)это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукций, работ и услуг.

В) это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

2.Указать правильное определение «посадки».

А) это разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.

Б) это диапазон отклонения от нулевой линии в ту или иную сторону.

В) это характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов.

3. Для чего применяется угольник.

А) применяются для проверки наружных и внутренних прямых углов.

Б) применяют для проверки внутренних и наружных окружности.

В) применяют для измерения прямых линий.

4. Для чего служит ручная ножовка по металлу.

А) для резки тонкого метала .

Б) служит для резки толстых листов полосового или профильного металла, а также для заготовок по контуру.

5. Для каких целей используется опиливание.

А) для обработки углублений, пазов и выступов.

Б) для улучшения качества.

В) для уборки заусенцев и шероховатости

6. С помощью рычажных ножниц можно разрезать листовой металл толщиной до ------- мм и мягкий металл толщиной до ------ мм.

А) 8-10 Б) 4-6 В) 2-4

7. Для каких целей применяется рассверливание.

А) это операция по образованию сквозных и глухих отверстий в сплошном материале, выполняемая при помощи режущего инструмента – сверла.

Б) это является разновидностью сверления и применяется для увеличения диаметра ранее просверленного отверстия.

8. Как устанавливается стационарное сверлильное оборудование.

А) на постоянном месте.

Б) можно перемещать.

9. Какой буквой номеруется высота профиля.

А) П

Б) Н

В) Р

10. Дать правильное определение припасовке.

А) это операция по обработке напильником отверстия или проема для создания заданных размеров и формы после того, как они были предварительно получены сверлением по контуру.

Б) это слесарная операция, заключающаяся во взаимной пригонке способами опиливания двух сопряженных деталей.

11. Какое соединение обеспечивает притирка двух деталей.

А) не плотное

Б) шершавое

В) плотное

12. Как нужно подготовить поверхность к лужению.

А) должна тщательно очищена от грязи, окалины, жировит.

Б) протереть влажной ветошью

В) тщательно накалить и остудить.

13. Какие дефекты образуются при склеивании.

А) плохая очистка поверхности, неравномерное нанесение клея.

Б) не умение пользоваться клеем.

В) отвердение клея до соединения поверхностей, недостаточное давление на заготовки, недостаточные температурные режим время просушивания соединения.

14. Какие инструменты применяют для ручной клепки.

А) киянка, наковальня, плоскогубцы.

Б) слесарный молоток с квадратным бойком, поддержка под закладную головку, натяжка и обжимка.

15. Решить задачу. По теме «Гибка метала».

 

Ответы

Дифференцированный зачет. 1-Вариант

1 – А 6 – Б 11 – В

2 – Б 7 – А 12 – А

3 – В 8 – В 13 – А

4 – А 9 – Б 14 – Б

5 – А 10 –А 15 - L=176,5мм.

 

Ответы

Дифференцированный зачет. 2-Вариант

1 – Б 6 – Б 11 – В

2 – В 7 – Б 12 – А

3 – А 8 – А 13 – А и В

4 – Б 9 – Б 14 – Б

5 – А 10 –Б 15 - L=101мм.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_slesarnoe_delo_gr.201p.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Грязинский технический колледж»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

общепрофессиональной дисциплины

ОП.02 СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

по профессии СПО

23.01.09 Машинист локомотива

(код и наименование профессии)

Грязи, 2020


Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.02 Слесарное дело по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы по профессии среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива ОП.02 Слесарное дело.

Организация-разработчик: ГОБПОУ «ГТК»

Разработчик: Д.В. Кузнецов, мастер производственного обучения ГОБПОУ «ГТК»

ОДОБРЕНО

Председатель цикловой комиссией технических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

Л.А.УСОВА

И. В. Савишина


Общие положения

Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к выполнению вида деятельности по профессии 23.01.09  Машинист локомотива и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ППКРС в целом.

Формой аттестации по УД  является дифференциальный зачет.

Итогом является положительная отметка по пятибалльной шкале (1,2,3,4,5).

  1. Результаты освоения УД, подлежащие проверке


1.1. Профессиональные и общие компетенции

В результате контроля и оценки осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Таблица 1

Профессиональные компетенции (для ООП ЗУНы)

Показатели оценки результата

ПК 1. 1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.

Представление, из каких основных  узлов состоит локомотив.

Выполнение  разборки-сборки  узлов локомотива.

Проверка  качества взаимодействия узлов локомотива.

ПК 1.2.  Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта

Выполнение  разборки-сборки основных частей и узлов локомотива.

Выполнение  монтажа  и регулировки  узлов локомотива.

 Таблица 2 

Общие компетенции

Показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Обоснованность выбора профессии и понимание ее значимости в современных условиях.

Понимание роли машиниста локомотива  для обеспечения безопасного и качественного перевозочного процесса.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Способность спланировать и организовать свою работу.

Обоснованность выбора инструментов и приспособлений.

 Владение способами  и приемами достижения целей, поставленных перед выполнением своей работы.

OК 3. Анализировать общую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. Нести ответственность за результаты своей работы.

Способность  оценить  ситуацию в процессе выполнения работы

Осуществление контроля   собственной  деятельности.

Готовность и умение отвечать за результаты своей деятельности

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Способность  отыскать и использовать технологическую документацию и специальную  литературу для эффективного выполнения своей работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Способность использовать информационные источники в своей профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Мобильность и  эффективное  общение  в коллективе.

Использование коллективных навыков в своей профессиональной деятельности.

1.2. «Иметь практический опыт – уметь – знать»   

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять приемы и способы основных видов слесарных работ;

-использовать наиболее распространенные приспособления и инструменты.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные виды слесарных работ;

-устройство универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента; допуски и посадки;

-квалитеты точности и параметры шероховатости.

2.  Формы контроля и промежуточной аттестации

Таблица 3

Виды контроля

Формы

Входной контроль

 Технический диктант

Тема 1 «Слесарные работы»

 Контрольная работа

Тест

Тема 2 «Допуски, посадки и технические измерения»

 Контрольная работа

Решение задач по определению допусков  размеров

Тема 3 «Сведения из

 технической  механики»

Контрольная работа

Рубежный контроль (оценка за 1семестр)

Отметка в журнале как  округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся

Промежуточная аттестация

 Дифференциальный зачет в форме контрольной работы

 

3. Оценка освоения теоретического курса УД

3.1. Общие положения

Основной целью оценки теоретического курса профессионального является оценка умений и знаний.

Оценка теоретического курса осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: технический диктант, тест, контрольная работа.

Оценка теоретического курса предусматривает использование накопительной / рейтинговой/  системы оценивания.

В соответствии с учебным планом 23.01.09 Машинист локомотива, рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Слесарное дело предусматривается текущий и промежуточный контроль.  

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения зачетов, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

3.2. Формы текущего контроля

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении всего курса изучаемой дисциплины.

Текущий контроль результатов освоения дисциплины в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:

  • выполнение и защита практических работ;
  • выполнения самостоятельных работ;
  • выполнение тестов.

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, изучение инструкций по охране труда.

3.3.Выполнение и защита практических работ

Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления знаний и умений. В ходе практических работ студенты приобретают знания и умения, предусмотренные рабочей программой дисциплины ОП.02 Слесарное дело, приобретают навыки работы с документацией, учатся использовать анализировать, делать выводы, опираясь на теоретические знания.

3.4. Система оценивания ФОС текущего контроля и промежуточной аттестации

При оценивании практической работы студента учитывается следующее:

  • качество выполнения работы;
  • качество оформления отчета по работе;
  • качество письменных и устных ответов.

Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа, правильное оформление при решении задач, безошибочное пользование математическим и физическим навыками.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, умеет решать задачи, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения, выводить искомые величины из формул.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

3.5 Оценка освоения теоретического курса УД

Основной целью оценки теоретического курса УД является оценка умений и знаний.

Оценка теоретического курса осуществляется с использованием тестовых заданий, практических, контрольных работ.    

Оценка теоретического курса предусматривает использование накопительной / рейтинговой системы оценивания.


1.        Входной контроль. Типовые задания.

Технический диктант.

1) Какая профессия является одной из наиболее важных и распространенных профессий на современном предприятии?

2) Какими  общеслесарными  операциями должен владеть слесарь?

3) Какими способами можно выполнять слесарные работы?

4) Какие виды слесарного инструмента Вам известны?

5) Исключите два неверных ответа.

«К инструментам  для опиливания металла относится»

а) молоток              б) напильник           в) токарный станок

6) Чем оснащается рабочее место слесаря?

7) Какие измерительные инструменты Вы знаете?

8) Какие средства индивидуальной защиты необходимо применять при выполнении слесарных работ?

9) Чем отличается разъемное соединение деталей от неразъемного?

10) Помогут ли Вам слесарные навыки в Вашей будущей профессии? Почему?

Тема 1 «Слесарные работы». Типовые задания.

Контрольная работа

Вариант 1

1. Описать сущность плоскостной разметки. Рассказать о видах разметочного инструмента и его  применении.

2. Рассказать о приемах ручной рубки металла.

3. Заполнить таблицу для слесарных операций резки и гибки металла:

Наименование слесарной операции

Виды применяемого инструмента и приспособлений

Виды механизированного оборудования для данной слесарной операции

Индивидуальные средства защиты

Правка металла

Молоток

Киянка

Гладилка

 Правильная плита

Рихтовальная бабка

Ручной винтовой пресс

Правильные вальцы

Спецодежда

Защитные очки

Средства защиты рук от ударов

Резка металла

Гибка металла

Вариант 2

1. Описать сущность правки металла. Рассказать о видах правильного инструмента и оборудования.

2. Рассказать о приемах ручной резки металла.

3. Заполнить таблицу для слесарных операций рубки и гибки металла:

Наименование слесарной операции

Виды применяемого инструмента и приспособлений

Виды механизированного оборудования для данной слесарной операции

Индивидуальные средства защиты

Разметка металла

 Чертилка

Разметочный циркуль

Линейка

Кернер

рейсмас

Трехкоординатные разметочные машины

Спецодежда

Средства защиты рук от ударов

Рубка металла

Гибка металла

 

Тест

Вариант 1

1.На рабочем месте слесаря должно  быть установлено следующее оборудование:

А) слесарный верстак                      Б) стол   со стулом    

В ) станок  токарный                       Г) компьютер

2. При выполнении слесарной операции разметки используют:

А) напильник          Б) чертилку           В) карандаш        Г) зубило

3. Инструментом для рубки металла является:

А) киянка    Б) ножовка       В) крейцмейсель    Г) шаблон

4. Правильная плита и рихтовальная бабка  -

это приспособления  для

А) опиливания       Б) сверления            В) зенкерования              Г) правки

5. Рихтовка – это

А) правка закаленных деталей       Б) правка тонких  листовых деталей

В) правка прутка                               Г) правка уголка

6.  Для гибки металла применяют

А) заточной станок                    Б) токарный станок  

В) гибочный станок                    Г) опиловочный станок

7.Инструментом для ручной резки металла является:        
а) зубило                   Б) ножовка                  В) молоток       Г) плоскогубцы

8. По форме сечения напильник может быть

А) прямой            Б) криволинейный               В) точный           Г) плоский  

9. Инструмент для нарезания внутренней резьбы называется

А)  сверло                Б) метчик                В) шабер                    Г) кернер  

10. Насечка напильника может быть

А) рашпильной            Б) круглой               В) прямой               Г) кривой  

Вариант 2                      

1.Инструментом для ручной резки металла является:        
а) зубило                   Б) ножовка                  В) молоток       Г) плоскогубцы

2.  Для гибки металла применяют

А) заточной станок                          Б) токарный станок    

В) гибочный станок                           Г) опиловочный станок

3. На рабочем месте слесаря должно  быть установлено следующее оборудование:

А) слесарный верстак          Б) стол   со стулом               В )станок  токарный              Г) компьютер

4.   Для гибки металла применяют

А ) заточной станок                                          Б) токарный станок  

В) гибочный станок                                           Г) опиловочный станок

5. Насечка напильника может быть

А) рашпильной          Б) круглой                 В прямой                Г) кривой  

6.  Инструментом для рубки металла является:

А) киянка       Б) ножовка          В) крейцмейсель       Г) шаблон

7. Рихтовка – это

А) правка закаленных деталей             Б) правка тонких  листовых деталей

В) правка прутка                                    Г) правка уголка

8. Инструмент для нарезания внутренней резьбы называется

А)  сверло           Б) метчик                  В) шабер              Г) кернер  

9.  При выполнении слесарной операции разметки используют:

А) напильник          Б) чертилку           В) карандаш        Г) зубило

10.  Правильная плита и рихтовальная бабка  - это приспособления для

А) опиливания          Б) сверления          В) зенкерования            Г) правки

Тема 2 «Допуски, посадки и технические измерения».  Типовые задания.

Контрольная работа

Вариант 1

Что такое погрешность размера?

Рассказать о допуске размера и способах его определения.                                                                            

                                                                                  +0,6

Вычислить величину допуска размера 100          мм.

                                                                                      +0,1

    3.     Изобразить графически поле допуска следующих размеров деталей:

     +0,1                                    +0,02

50       мм;                  50          мм ;               50          мм

     -0,1                                                                              -0,05

Вариант 2

Что такое посадка? Какие виды посадок Вы знаете?

Рассказать о допуске размера и способах его определения.

                                                                           +0,5

Вычислить величину допуска размера 150          мм.

                                                                             -0,1

    3.     Изобразить графически поле допуска следующих размеров деталей:

     +0,1                                   +0,01                                  -0,01

70       мм;                  70          мм ;               50          мм

     -0,3                                                                              -0,03 

Решение задач

Задача 1

Номинальный размер вала, нанесенный на чертеже:

диаметр 86 +0,05 мм.

Определить предельно допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Задача 2

Номинальный размер отверстия, нанесенный на чертеже:

диаметр 70 -0,03  мм.

Определить предельно допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Задача 3

Расположить значения размеров отверстий, указанных на чертежах,  в порядке повышения точности их обработки:

100Н5,    100Н6,      100Н12,     100Н8,       100Н7,     100Н14.

Задача 4

По чертежу изготовили партию деталей  с наружным размером 55-0.02 мм.

На основе имеющихся действительных размеров изготовленных деталей определить, какие  детали являются годными, а  какие – браком и  заполнить таблицу:

Действительный размер изготовленной детали, мм

ГОДЕН

БРАК ИСПРАВИМЫЙ

БРАК НЕИСПРАВИМЫЙ

ОБРАЗЕЦ:

55,88

Г

БИ

БН

55,00

55,01

54,99

54,68

55,04

54,98

54,91

Задача 5

Изобразить графически поле допуска размера отверстия

диаметром 85 мм, верхнее отклонение которого +0,1 мм, нижнее отклонение 0.

Тема 3 «Сведения из технической механики». Типовые задания.

Контрольная работа

Вариант 1

Рассказать о видах и способах неподвижных неразъемных соединений.

  Механизмы вращательного движения: виды, применение, способы сборки.  

Прочитать условные обозначения на чертежах:   20k6; 100Н8; 65+0,01 .

Вариант 2

 Рассказать о видах и способах неподвижных разъемных соединений.

  Механизмы передачи движения: виды, применение, способы сборки.

Прочитать условные обозначения на чертежах:   М20;  М24х1,5; Труб 2 ꞋꞋ.

 

Контрольная работа

Вариант 1

1. Сущность рубки металла. Виды инструмента, применяемого для ручной рубки. Механизация рубки.

2. Шабрение. Инструменты и приспособления для шабрения.

3. Допуск размера:  способы  определения и обозначение на чертежах.

Вариант 2

1.Сущность резки металла. Виды инструмента, применяемого для ручной резки. Механизация резки.

2. Опиливание металла. Инструменты и приспособления для опиливания

3. Посадки: виды и  способы  обозначения на чертежах.

Вариант 3

1.Сущность правки металла. Виды инструмента, применяемого для ручной правки. Механизация правки.

2. Притирка и доводка. Инструменты,  приспособления и  материалы, применяемые  для притирки и доводки.

3. Контрольно-измерительные средства: виды и применение.

Критерии оценки

Форма оценивания теста

90% и более правильных ответов – оценка 5 «отлично»,

80-89% правильных ответов – оценка 4 «хорошо»,

70-79% правильных ответов – оценка 3 «удовлетворительно»»,

менее 70% правильных ответов – оценка 2 «неудовлетворительно».

По итогам контрольной работы, теста выставляется оценка в журнал за пройденную тему курса.

По итогам дифференциального зачета выставляется итоговая оценка и принимается решение о том, что учебная дисциплина освоена.

Форма оценивания контрольной работы

Даны полные ответы на все вопросы – оценка 5 «отлично»;

даны полные ответы на любые 2 вопроса,  один вопрос освящен недостаточно точно – оценка 4 «хорошо»;

даны полные ответы на два вопроса, ответ на третий вопрос отсутствует – оценка 3 «удовлетворительно»;

дан полный ответ на любой один вопрос, ответы на остальные вопросы отсутствуют либо неполно раскрыты – оценка 2 «неудовлетворительно».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные ответы на вопросы  технического диктанта.

1)профессия слесаря;

2) операциями обработки металла: разметкой, рубкой, резкой, правкой, гибкой, опиливанием, сверлением, нарезанием резьбы, паянием и т.д);

3) вручную с помощью слесарного инструмента,  механизированным инструментом, а также  на станках;

4) молоток, зубило, напильник, измерительная линейка, штангенциркуль, сверло и т.д.

5) исключить ответы «молоток» и «токарный станок»;

6) слесарный верстак, защитный экран, тиски, слесарный и измерительный инструмент, защитные очки, спецодежда и т.д.

7) измерительная металлическая линейка, штангенциркуль, кронциркуль, поверочная линейка, угломер, микрометр и т.д.

8) спецодежду, защитные очки, при работе с электроинструментом - резиновые перчатки и резиновые коврики, средства защиты рук при работе с ударным инструментом;

9) разъемное соединение деталей можно разобрать, а неразъемное разобрать, не повредив хотя бы одну из деталей, нельзя;

10) Да, помогут, так как в моей будущей профессии необходимо уметь пользоваться разными  инструментами для проверки всех узлов локомотива; уметь разбирать, собирать и  регулировать соединения и части локомотива.

Эталон ответов на тест по теме 1 "Слесарные работы»

Вариант 1                                      Вариант 2

1 -   А                                                  1 – Б

2 -   Б                                                  2 – В

3 -   В                                                  3 – А

4 -   Г                                                  4 – В

5 -   А                                                  5 – А

6 -  В                                                   6 – В

7 -  Б                                                   7 – А

8 -  Г                                                   8 – Б

9 -  Б                                                   9 – Б

10 -  А                                                 10 – Г

Примеры решений  задач по теме 2  «Допуски, посадки и технические измерения».

Задача 1

Номинальный размер вала, нанесенный на чертеже:

диаметр 86 +0,05 мм.

Определить предельно-допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Решение

1.Определяем предельно-допустимый максимальный размер вала:

Dmax= 86+0,05=86,05 мм.

2.Определяем предельно-допустимый минимальный размер вала:

Dmin= 86+0 =86  мм.

3.Определяем величину допуска размера:

T=86,05-86=0,05 мм.

4.Графически изображаем поле допуска размера:

              +0,05

___________________

       86

Задача 2

Номинальный размер отверстия, нанесенный на чертеже:

диаметр 70 -0,03  мм.

Определить предельно допустимые размеры данного вала и допуск размера. Изобразить графически поле допуска размера.

Решение

1.Определяем предельно-допустимый максимальный размер отверстия:

Dmax= 70+0 =70 мм.

2.Определяем предельно-допустимый минимальный размер отверстия:

Dmin= 70-0,03 =69,97 мм.

3.Определяем величину допуска размера:

T=70-69.97=0,03 мм.

4.Графически изображаем поле допуска размера:

              ___________________

       70                                -0,03

             

 Задача 3

Расположить значения размеров отверстий, указанных на чертежах,  в порядке повышения точности их обработки:

100Н5,    100Н6,      100Н12,     100Н8,       100Н7,     100Н14.

Решение

В порядке повышения точности  обработки  значения размеров отверстий располагаются следующим образом:

100Н14,   100Н12,    100Н8,      100Н7,     100Н6,      100Н5.

Задача 4

По чертежу изготовили партию деталей  с наружным размером 55-0.02 мм.

На основе имеющихся действительных размеров изготовленных деталей определить, какие  детали являются годными, а  какие – браком и  заполнить таблицу:

Действительный размер изготовленной детали, мм

ГОДЕН

БРАК ИСПРАВИМЫЙ

БРАК НЕИСПРАВИМЫЙ

ОБРАЗЕЦ:

55,88

Г

БИ

БН

55,00

55,01

54,99

54,68

55,04

54,98

54,91

Решение

Условие годности размера  детали:   Dmin  ≤  Dдейств ≤  Dmax  , где

Dдейств – действительный размер детали.

Dmin - наименьший предельно-допустимый размер =54,98 мм

Dmax – наибольший предельно-допустимый размер = 55 мм

Определяем годность размеров:

54,98  ≤  55 ≤  55   - неравенство верно, размер годен;

54,98  ≤  55,01 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак исправим;

54,98  ≤  54,99 ≤  55   - неравенство верно, размер годен;

54,98  ≤  54,68 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак не исправим;

54,98  ≤  55,04 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак  исправим;

54,98  ≤  54,98 ≤  55   - неравенство верно, размер годен;

54,98  ≤  54,91 ≤  55   - неравенство неверно, размер не годен, брак не исправим.

Заполняем таблицу:

Действительный размер изготовленной детали, мм

ГОДЕН

БРАК ИСПРАВИМЫЙ

БРАК НЕИСПРАВИМЫЙ

ОБРАЗЕЦ:

55,88

Г

БИ

БН

55,00

Г

55,01

БИ

54,99

Г

54,68

БН

55,04

БИ

54,98

Г

54,91

БН

Задача 5

Изобразить графически поле допуска размера отверстия

диаметром 85 мм, верхнее отклонение которого +0,1 мм, нижнее отклонение 0.

Решение

.Графически изображаем поле допуска размера отверстия:

              +0,1

_________0__________

       85

Задания для проведения дифференцированного зачета

1-Вариант

1. Указать правильное определение «метрология».

А) это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Б) это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукций, работ и услуг.

2.Указать правильное определение «допуск».

А) это разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.

Б) это диапазон отклонения от нулевой линии в ту или иную сторону.

В) это характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов.

3.Для чего применяется рулетка.

А) для измерения проверки плоскостей на прямолинейность.

Б) применяют для измерения наружных и внутренних диаметров, длин, толщин, глубин.

В) применяется для измерения больших линейных размеров, а также длины окружностей

4. Для чего применяются ножницы с криволинейными лезвиями.

А) предназначены только для резания листового металла по кривым линиям

Б) предназначены только для резания листового метала по прямым линиям.

5. Ручные ножницы используют при разрезании металла толщиной:

А) 0.5-1.5 мм.

Б) 1.5-2 мм.

В) 2-2.5 мм.

6. Какие инструменты применяются при опиливание.

А) зубило, молоток , ножовка по металлу.

Б) напильники, рашпили и надфили.

В) болгарка, топор, ножницы по металлу.

7.Указать правильное определение сверлению.

А) это операция по образованию сквозных и глухих отверстий в сплошном материале, выполняемая при помощи режущего инструмента – сверла.

Б) это является разновидностью сверления и применяется для увеличения диаметра ранее просверленного отверстия.

8. Какой буквой номеруется шаг резьбы.

А) П

Б) Н

В) Р

9.Материалы для притирки и доводки подразделяют:

А) на деревянные и пластмассовые.

Б) на твердые и мягкие.

10. Какие бывают заклепочные швы.

А) прочные, плотные и прочноплотные.

Б) слабые, прослабленные.

В) не прочные, хрупкие и расслабленные.

11. Какие инструменты применяются для паяния мягкими припоями.

А) газовый паяльник.

Б) бензиновый паяльник.

В) периодические и непрерывные паяльники.

12. Какими способами лудят.

А) натиранием и погружением в расплавленную полуду.

Б) расплавляют и обливают.

13 Дать правильное определению склеивание.

А) это метод получения неразъемного соединения за счет введения между поверхностями сопряжения специального вещества, которое способно обеспечивать скрепление частей изделия в единое целое.

Б) это когда два предмета благодаря пресса сдавливают и получают склеивание.

14. Процесс клепки состоит из двух этапов:

А) предварительной и собственной клепки.

Б) собственной клепки и ее доделкой.

15. Решить задачу. По теме «Гибка метала».


Задания для проведения дифференцированного зачет

2-Вариант

  1. Указать правильное определение «Стандартизация»

А) это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Б)это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукций, работ и услуг.

В) это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

2.Указать правильное определение «посадки».

А) это разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.

Б) это диапазон отклонения от нулевой линии в ту или иную сторону.

В) это характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов.

3. Для чего применяется угольник.

А) применяются для проверки наружных и внутренних прямых углов.

Б) применяют для проверки внутренних и наружных окружности.

В) применяют для измерения прямых линий.

4. Для чего служит ручная ножовка по металлу.

А) для резки тонкого метала .

Б) служит для резки толстых листов полосового или профильного металла, а также для заготовок по контуру.

5. Для каких целей используется опиливание.

А) для обработки углублений, пазов и выступов.

Б) для улучшения качества.

В) для уборки заусенцев и шероховатости

6. С помощью рычажных ножниц можно разрезать листовой металл толщиной до ------- мм и мягкий металл толщиной до ------ мм.

А) 8-10 Б) 4-6 В) 2-4

7. Для каких целей применяется рассверливание.

А) это операция по образованию сквозных и глухих отверстий в сплошном материале, выполняемая при помощи режущего инструмента – сверла.

Б) это является разновидностью сверления и применяется для увеличения диаметра ранее просверленного отверстия.

8. Как устанавливается стационарное сверлильное оборудование.

А) на постоянном месте.

Б) можно перемещать.

9. Какой буквой номеруется высота профиля.

А) П

Б) Н

В) Р

10. Дать правильное определение припасовке.

А) это операция по обработке напильником отверстия или проема для создания заданных размеров и формы после того, как они были предварительно получены сверлением по контуру.

Б) это слесарная операция, заключающаяся во взаимной пригонке способами опиливания двух сопряженных деталей.

11. Какое соединение обеспечивает притирка двух деталей.

А) не плотное

Б) шершавое

В) плотное

12. Как нужно подготовить поверхность к лужению.

А) должна тщательно очищена от грязи, окалины, жировит.

Б) протереть влажной ветошью

В) тщательно накалить и остудить.

13. Какие дефекты образуются при склеивании.

А) плохая очистка поверхности, неравномерное нанесение клея.

Б) не умение пользоваться клеем.

В) отвердение клея до соединения поверхностей, недостаточное давление на заготовки, недостаточные температурные режим время просушивания соединения.

14. Какие инструменты применяют для ручной клепки.

А) киянка, наковальня, плоскогубцы.

Б) слесарный молоток с квадратным бойком, поддержка под закладную головку, натяжка и обжимка.

15. Решить задачу. По теме «Гибка метала».

Ответы

Дифференцированный зачет. 1-Вариант

1 – А 6 – Б 11 – В

2 – Б 7 – А 12 – А

3 – В 8 – В 13 – А

4 – А 9 – Б 14 – Б

5 – А 10 –А 15 - L=176,5мм.

Ответы

Дифференцированный зачет. 2-Вариант

1 – Б 6 – Б 11 – В

2 – В 7 – Б 12 – А

3 – А 8 – А 13 – А и В

4 – Б 9 – Б 14 – Б

5 – А 10 –Б 15 - L=101мм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Слесарное дело"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по  дисциплине  «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО»  Г.Грязи2012г.  Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государст...

Урок по предмету: Слесарное дело

Тема: Ручная и механическая разрезка и распиловкаГБОУ НПО профессиональный лицей железнодорожного транспорта Санкт-ПетербургаАвтор: Иванова Ирина Александровна...

Урок по технологии (слесарное дело)

Урок слесарного дела.Ручная и механическая правка и гибка металлаГБОУ НПО профессиональный лицей железнодорожного транспорта Санкт-ПетербургаАвтор: Серова Наталья Николаевна...

Урок по технологии (слесарное дело)

Урок слесарного дела.Машины и инструмент для обработки металлов давлениемГБОУ НПО профессиональный лицей железнодорожного транспорта Санкт-ПетербургаАвтор: Серова Наталья Николаевна...

учебная программа слесарное дело для автомехаников

учебная программа слесарное дело для автомехаников...

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок игра проводится как обобщающий урок по курсу "Слесарное дело". Участники самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость....