Проектное задание по теме "Использование технологии обучения в команде лиц с ОВЗ"
проект

Исаев Павел Геннадьевич

В работе изложена теория с выходом на практику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_zadanie_s_ovz.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

              ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет профессионального образования

Кафедра/УМЦ полное название

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

   «Использование технологии обучения в команде лиц с ОВЗ»

КПК: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Выполнил:  

                                            ИСАЕВ  ПАВЕЛ

                                            ГЕННАДЬЕВИЧ

                                            Мастер п/о

                                            ГБПОУ ЛО «ККТиС»

                                            КИНГИСЕПП

                         

                                         г. Санкт – Петербург  2023г.

                       

                                                            Введение

  Одна  из  приоритетных  целей  социальной  политики  России  —  модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

  В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5—7 % из них — дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Наиболее распространенная форма таких нарушений (до 10 % из этих детей) — синдром Дауна. Также отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.

  В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные  школы  и  детские  сады.  Это  желание  родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально экономического  развития  Российской  Федерации.  Определение  необходимых  условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных  национальных  проектов  и  демографической  политике раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).

  В рекомендациях, подписанных директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской указывается, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,  эффективной  самореализации  в  различных  видах  профессиональной и социальной деятельности.

  Соответствующие условия реализации прав на получение образования  детьми  с  ОВЗ  обосновываются  международными  документами  в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации,  Законе  Российской  Федерации  «Об  образовании»,  Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125)ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г.  № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября  1999  г.  №  184)ФЗ  «Об  общих  принципах  организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации»,  от  6  октября  2003  г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо этого важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психологомедикопедагогического  консультирования  —  деятельности  системы   и  консилиумов образовательных  учреждения ,  законодательно  обеспеченной соответствующим  Федеральным  законодательством:  Положением  о психологомедикопедагогической  комиссии,  утвержденным  приказом Минобразования  России  от  24.03.2009  №  95,  а  также  инструктивного письма Минобрнауки о деятельности консилиума образовательного учреждения (инстуктивное письмо № 27/901)6 от 27.03.2000).

              Использование технологии обучения в команде лиц с ОВЗ 

                             (Ограниченные возможности здоровья)

  Наличие  в  колледже  специалистов  психолого-педагогического  сопровождения является необходимым условием приема детей с ОВЗ и реализации  инклюзивной  практики.  Взаимодействие  учителя,  воспитателя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы учреждений, реализующих инклюзивную  практику,  показывает,  что  без  нахождения  общего  языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка  в  образовательный  процесс,  работу в данном  направлении нельзя назвать успешной.

Что отличает междисциплинарную команду:

• общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и

в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду колледжа — в частности;

• профессиональная и личностная поддержка друг друга;

• единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;

• взаимодополняемость  профессиональных  позиций  и  знаний  специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на

разных этапах работы;

• единый профессиональный язык;

• достоверная  информация  о  продвижении  ребенка,  динамике  его

развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;

• скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

• привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;

• участие в широком профессиональном сообществе.

  В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными  обязанностями  специалисты  психолого-педагогического сопровождения  образовательного  учреждения  осуществляют  следующие  виды  деятельности:  консультативную,  диагностико-аналитическую,  развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную,  профилактическую, просветительскую и др. При этом деятельность всех специалистов, работающих в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную  практику,  приобретает  свою  специфику.  Помимо  решения своих узкопрофессиональных задач, педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель)логопед, социальный педагог активно привлекаются к  созданию  условий  для  адаптации,  обучения  и  социализации  детей  с ограниченными возможностями здоровья. Все специалисты  психолого-педагогического  сопровождения  принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы  как  части  Основной  образовательной  программы  начального общего образования (в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения),  Индивидуальной  образовательной  программы  плана  ребенка с ОВЗ.

  Для лучшего понимания содержания совместной деятельности преподавателя и специалистов сопровождения по включению «особого» ребенка в инклюзивный класс, опишем основные направления и специфику деятельности каждого из специалистов.

Педагог-психолог на  основе  собственно  психологических  исследований совместно со специалистами:

— устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;

— выявляет особенности эмоционально)волевой сферы, личностные

особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

— определяет направление, характер и сроки коррекционно развивающей работы с ребенком (детьми);

—  ставит  и  решает  задачи  гуманизации  социальной  микросреды,  в

которой обучается (или будет обучаться) ребенок;

— помогает педагогу и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями

обучающихся инклюзивного класса;

— повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;

— проводит консультирование педагогов и воспитателей, родителей

учащихся;

— совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией

колледжа проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных

ситуаций и т. д.

  Поэтому  даже  при  углубленной  работе  с  инклюзивными группами один специалист не в состоянии справиться с большим количеством вопросов, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательный  процесс.  На  наш  взгляд,  основными  задачами  психолога  в колледже будут являться: разъяснение педагогу, воспитателю, администрации колледжа тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так  и  у  педагога  и  воспитателя  группы.  При  этом  педагог-психолог  через координатора по инклюзии или напрямую может  в  любой  момент  обратиться  в  Окружной  (Городской)  ресурсный центр  по  развитию  инклюзивного  образования,  районный  ППМС.

Центр. В этих учреждениях можно получить консультацию специалистов,  специализирующихся  в  области  психолого-педагогической  поддержки «особых» детей, побывать на обучающих семинарах, пригласить специалистов  ОРЦ  или  ППМСЦ  в  колледж  для  непосредственного  наблюдения,  проведения  тренингов,  участия  в  родительских  собраниях, совместном междисциплинарном консилиуме.

Социальный педагог — основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в колледже. На

основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет  направления  помощи  в  адаптации  ребенка  в  колледже.  Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для  команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.,

общественными организациями, защищающими права детей,  права  инвалидов,  учреждениями  дополнительного  образования.

Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям

ребенка с ОВЗ в адаптации в  сообществе, в среде других родителей. Такой специалист может помочь педагогу, другим специалистам колледжа в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте, посвященной инклюзии, поиске нужной информации.

  Основное  направление  деятельности  учителя-дефектолога  —  осуществление  коррекционно развивающей  работы,  способствующей  умственному  развитию  детей  с  трудностями  обучения,  формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин. Дефектолог проводит диагностическое обследование детей с отклоняющимся развитием, а  также  детей  по  разным  причинам  не  усваивающих   программу.  

В  процессе  специального  обследования  и  динамического  наблюдения, совместно с другими специалистами дефектолог выявляет:

— уровень умственного развития учащихся;

— отношение  к учебной работе, характер учебной мотивации;

— обучаемость:  восприимчивость   к  помощи,  виды  помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;

—  отношение  ученика  к  оценке  учителя,  сформированность  самооценки;

— достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности) и

способы учебной работы;

— темп работы, работоспособность.

  По результатам обследования дефектолог совместно с педагогом, педагогом  сопровождения,  логопедом  определяет  объем  и  содержание коррекционной работы, необходимой данному ребенку, проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития детей и степень усвоения учебного материала.

  Работа дефектолога в инклюзивной группе ведется в тесном контакте  с  учителем,  педагогом  сопровождения  и  логопедом.  Регулярно  обсуждается работа ребенка на уроках и занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения и пути их преодоления.

На коррекционно развивающих занятиях с ребенком с трудностями

обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные задачи: развивает мышление, тренирует зрительное и слуховое внимание, память,

формирует зрительно)пространственное и временное восприятие, развивает навыки анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас ребенка.

Важное  направление  деятельности  учителя дефектолога  в  общеобразовательной  школе  —  методическая  помощь  учителю  инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям  ребенка.  Совместно  с  учителем-логопедом,  ассистентом  учителя  дефектолог подбирает формы организации учебной работы всего  класса,  методы,  приемы  обучения,  способствующие  успешному освоению  ребенком  с  ограниченными  возможностями  здоровья  программного материала, что способствует в конечном итоге его успешной социализации.

Учитель логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой — устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;

— разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно логопедического  обучения  детей,  нуждающихся  в  логопедической помощи;

— проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);

— совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом,  проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе  правильного  речевого  режима,  обогащение  и  систематизация словарного  запаса  учащихся  в  соответствии  с  учебными  предметами, развитие коммуникативных умений;

— проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.

  Кроме вышеперечисленных специалистов, в процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя). Эти должности являются новыми для школ (в данном пособии мы рассматриваем тьютора как помощника учителя инклюзивного класса, работающего с одним или несколькими детьми), поэтому остановимся на них чуть подробнее.

  Тьютор  (ассистент  учителя)  —  специалист,  осуществляющий  непосредственное  сопровождение  ребенка  (детей)  с  ОВЗ  в  течение  учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.

Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется,

как минимум, в трех основных направлениях:

• Взаимодействие в процессе обучения детей;

• Взаимодействие в процессе социализации ребенка;

• Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».

Рассмотрим подробнее каждое из направлений. Взаимодействие в процессе обучения детей.

Одна из основных форм взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения — индивидуальная помощь «особому ребенку».

  Основная задача учителя и педагога сопровождения в процессе обучения — помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности. На организационном этапе, в зависимости от задачи,  которую  ставит  учитель  перед  всем  классом,  тьютор  помогает ребенку освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать,  когда  звенит  звонок,  обращая  внимание  ребенка  на  требования учителя и действия других детей.

  Следующий  этап  взаимодействия  —  организация  рабочего  места  в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т. д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.

  Очень  важна,  иногда  необходима  помощь  педагога  сопровождения на  этапе  постановки  учителем  учебной  задачи  и  принятия  ее  детьми. Когда учитель работает со всем классом, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнении определенного алгоритма действий.

  Еще  один  важный  момент,  требующий  взаимодействия  учителя  и тьютора  —  формирование  у  детей  умения  контролировать  свою  деятельность  и  оценивать  ее.  Создание  ситуации  успеха  для  «особого  ребенка», возможность гордиться своими достижениями — результат взаимодействия двух педагогов на уроке.

  Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны ассистента — от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности . Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и, по возможности, самостоятельно их исправлять.

Кроме индивидуальной помощи «особому ребенку» на уроке существуют и апробированы другие формы взаимодействия учителя и педагога сопровождения:

а)  индивидуальная  помощь  педагога  сопровождения  другим  учащимся класса;

б) проведение части урока;

в) при организации работы на уроке по подгруппам — работа с одной

из подгрупп;

г) помощь всем детям при реализации какого-либо проекта на уроке.

Взаимодействие учителя и педагога сопровождения в процессе обучения  осуществляется  и  в  методическом  плане.  В  тройке  «учитель  —

тьютор — дефектолог» — это:

— разработка индивидуального образовательного плана для ребенка

с ОВЗ;

—  постановка  цели  и  конкретных  задач  в  организации  помощи  ребенку при освоении им образовательной программы;

— решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового  материала  с  учетом  особенностей  познавательной  деятельности конкретного ребенка или группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями;

— планирование системы уроков, включая проектную деятельность;

— совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности учебной деятельности «особых» детей в инклюзивных классах на методических совещаниях, составление методических рекомендаций;

— помощь учителю в оформлении методических пособий и др.

Взаимодействие в процессе социализации ребенка.

Взаимодействие в организации процесса адаптации и социализации

«особого ребенка» в группе сверстников.

  Известно, что для нормальной полноценной жизни ребенка в колледже важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя и тьютора основывается на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Основными задачами тьютора в данном направлении при сопровождении ребенка с ОВЗ будут: помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности

на  других  детей;  помощь  в  формировании  психологического  климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм коммуникации друг с другом и с «особым» ребенком.

Направления совместной работы:

1) С учителем (классным руководителем) и воспитателем ГПД педагог  сопровождения  планирует  и  проводит  праздники,  коллективные творческие дела, экскурсии и т. д.

2) С учителем и психологом — наблюдает, обсуждает и оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по формированию сплоченности в детской группе.

Формы совместной работы:

— проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале

дня;

— проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу общения всех детей;

— внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных

проектов, экскурсии, праздники и др.

Учитель является полноправным и — как правило — основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое  сопровождение  ребенка  с  ОВЗ,  его  семьи, других участников образовательного процесса. Опишем кратко возможные направления, содержание и формы взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. При этом основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психологомедико-педагогический  консилиум  психолого-педагогический консилиум, если в него не входят медицинские работники.

В то же время следует определить и ряд задач, которые выходят, на наш взгляд, за рамки компетенции ПМПк, и которые должны решаться непосредственно педагогами с привлечением других специалистов (по крайней мере, на первом этапе их решения) в мини командах.

К таким задачам следует отнести:

• Сиюминутные  проблемы  обучения  (кратковременное  ухудшение

усвоения  программы  обучения:  навыков  письма,  чтения,  поведения),

которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и

психолога, в частности;

• Кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);

• Разработку программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю предметнику и другим участникам образовательного процесса.

Эти задачи могут решаться в мини командах.

                                      Список литературы

1.  Абакшина  С.В.  Урок  в  личностно)ориентированном  обучении

(из опыта работы начальной школы)// По материалам сайта http://fes)

tival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Раздел «Преподавание в начальной школе».

2.  Акулова  О.В.,  Заир%Бек  Е.С.,  Писарева  С.А.,  Пискунова  Е.В.,  Радионо%

ва Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностная модель современного педагога.

Учебно)методическое пособие — СПб.: Изд)во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

3. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стра)

тегические  подходы  к  работе  в  интегративном  классе  (пер.  с  англ.)  —

М.:, Прометей, 2005.

4. Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях

обычного  класса.  Пособие  для  учителей  (пер.  с  англ.)  /  Под  ред.

Н.В. Борисовой. — М., РООИ «Перспектива», 2008.

5. Бородкина Г.В., Куревина О.А., Лутцева Е.А. Дневник учителя на)

чальной школы:пед. диагностика.— М.: Айрис)пресс, 2005.

6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Азбука — М.: «Баллас», 2009

7. Воронкова В.В., Пушкова И.Е. Чтение. Учебник для 2 класса специ)

альных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — М.:

ВЛАДОС, 2004.

8. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. — М., 1982, Т. 4.

9. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //

Инклюзивное  образование:  состояние,  проблемы,  перспективы.  —

Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

10. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Органи)

зация деятельности координатора по инклюзии в образовательном уч)

реждении». — М, «МИРОС», 2010.

11.  Екжанова  Е.А.,  Резникова  Е.В. Основы  интегрированного  обуче)

ния: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.

12. Ефросиньина Л.А. Прописи для 1 класса. — М.: Творческий центр

«Сфера», 2007

13. Жукова Н.С. Букварь — М.: Эксмо, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения

Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения...

План работы творческой группы учителей работающих по теме «Проектно – исследовательская технология обучения и воспитания» на 2016-2017 уч.год

План работы творческой группы учителей работающих по теме «Проектно – исследовательская технология обучения и воспитания» на 2016-2017 уч.годЦель: обучение и развитие педкадров, повышение их квалифика...

Проектные технологии обучения на уроках в СПО

          Технологическая карта урока №32, курс обучения 1,по ПМ 01Учебный предмет: устройство автомобиляТема урока: Устройство и работа приборов системы питания к...

Презентация на тему "Обучение в команде"

Презентация для выступления на педагогических чтениях...

Доклад «Актуализация содержания и технологий обучения с учетом результатов выполнения конкурсных заданий участниками олимпиад».

Методическое объединение преподавателей и мастеров производственного обучения по укрупненным группам специальностей: 07.00.00Архитектура,08.00.00 Техника и технология строительства, 22.00.00 Технологи...

Аттестационное задание № 21 "Технология обучения"

В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно–деятельностный подход,  который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.Деятельностный подход – это...

Презентация "Проектная технология обучения"

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ...