Бинарный урок
методическая разработка

Бинарный урок физика - метрология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_metrologiya_fizika.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БИНАРНОГО УРОКА

Преподаватель (укажите дисциплину): Емельянова Надежда Анатольевна ОП 05 Метрология, стандартизация и сертификация

Преподаватель (укажите дисциплину): Фурасова Елена Анатольевна ООД 13 Физика

Дисциплина общепрофессионального (ОПД)  цикла

ОП 05 Метрология, стандартизация и сертификация

Дисциплина общеобразовательного (ООД)  цикла

ООД 13 Физика

Профессия / специальность обучающихся

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Раздел/тема Программы

Основы метрологии и технические измерения

Тема бинарного урока

«Измерения – основа техники»

Цели бинарного урока

Образовательная

  • обеспечить усвоение знаний об основных и дополнительных единицах измерения СИ, методах и средствах измерения, о метрологических показателях средств измерения;
  • сформировать на основе теоретических знаний и практических умений навыки обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы

Развивающая

  • развивать умения воспринимать и осмысливать полученную информацию,
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная:

  • воспитать качества: дисциплинированности, пунктуальности, обязательности;
  • формировать бережное отношение к энергоресурсам, материалам, инструментам, оборудованию;
  • создать условия для развития общекультурных и профессиональных компетенций.

Тип бинарного урока

Комбинированный (усвоение новых знаний, закреплении и совершенствования знаний и умений)

Технологии, методы, приёмы обучения

Наглядный, словесный.

Формы организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, фронтальная, коллективная

Основные понятия, термины

Международная система единиц (система СИ); критерии качества измерений; измеряемые величины

Оснащение занятия, средства обучения

АРМ, презентация «Измерения – основа техники»

  1. Учебники  1. Ганевский Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении/ Г.М. Ганевский,  И.И. Гольдин.  – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

 линейки, штангенциркули, детали для практических работ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в соответствии с ФГОС СПО

Общие компетенции

ОК 01

 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции

ПК 1.1 Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей

ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации

ПК 4.1 Выявлять дефекты автомобильных кузовов

Знать: Средства метрологии, стандартизации и сертификации.

Технологические требования к контролю деталей и состоянию систем. Порядок работы и использования контрольно- измерительных приборов и инструментов.

Способы и средства ремонта и восстановления   деталей двигателя.

Уметь: Пользоваться измерительными приборами.

Выполнять метрологическую поверку средств измерений.

Производить замеры износов деталей трансмиссий, ходовой части и органов управления контрольно-измерительными приборами и инструментами.

ХОД БИНАРНОГО УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней структуры урока

Время на элемент урока

Деятельность преподавателя ОПД

Деятельность преподавателя ООД

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

1 мин

Приветствие, сообщение об особенностях урока

Приветствие, сообщение об особенностях урока определение готовности группы к уроку, (отметка присутствующих)

Настраиваются на серьезную и ответственную работу

1.2.Целевая установка

2 мин

Один купец дал задание своим работникам вскопать землю. В конце дня он узнал, что первый работник вскопал 100 вершков земли, второй – 7 аршинов, а третий – 0,005 мили. Больше всех хвалился 1 работник, ведь у него было целых 100 вершков, лишь последний работник угрюмо молчал, хотя он знал, что вскопал больше всех земли. Разозлился купец и выгнал 3 работника, а когда он решил посмотреть на участок и измерить шагами выполненную работу, то понял, что был неправ. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока, о чём сегодня поговорим?

Психологически настраиваются на активную работу

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

2 мин

Что бы вы хотели узнать об измерениях? Решая задачи «на движение» мы с вами сталкивались с проблемой, что не всегда можем оценить быстро или медленно передвигается тело. Можете ли вы легко, быстро и без затруднений расположить значение скоростей по возрастанию?:

2см/с, 20 км/ч, 10м/мин, 500дм/ч, 2дм/мин. (Нет)

Что нам для этого необходимо знать, в чём вы нуждаетесь? (предполагаемый ответ: в единой системе перевода единиц). Вот так и в древние времена человек нуждался в единой системе мер для того, чтобы оценить много или мало он купил зерна, большими ли угодьями он владеет. Какая же цель урока? (ответы учащихся)

И так, наша цель сегодня на уроке: понять для чего нужна единая система единиц, как ею пользоваться и где мы можем применить эти знания в жизни.

Отвечают на вопросы педагогов, получают  за правильные ответы жетоны.

2. Основной этап

2.1. Формирование новых знаний (умений)

25 мин

Измерения люди делали с давних времен. До сих пор бытует выражение «семь пядей во лбу», «сам с ноготок, а борода с локоток», «от горшка два вершка», «семь верст до небес», «семь раз отмерь, один раз отрежь». Наши предки пользовались такими мерами как пядь, локоть, аршин, верста, сажень и др.

В русскую математическую систему «аршин» проник от булгар и поволжских татар в ХV – ХVI вв. и означал расстояние между плечом и вытянутыми по швам кончиками пальцев. Русский аршин был равен 71,8 см или 71,12 см, а булгарский аршин 78 – 81 см. Аршин широко применялся в торговле тканями. Аршином называли и линейку, которой эти ткани мерили. Если человек пишет большими, крупными буквами, говорят: «пишет аршинными буквами».

Три аршина составляли одну сажень, она была равна 2,13 м. Такая сажень называется мерною. Кроме мерной была ещё маховая сажень – расстояние между вытянутыми в стороны руками. Она была равна 1 м 80 см или 2,5 аршинам. Косой саженью называли расстояние между ступнёй ноги и пальцами поднятой вверх руки противоположной стороны. Она равнялась приблизительно двум с половиной метрам.

Наиболее крупной мерой длины была верста, она была равна 5000 саженям или 1,067 км. 11 сентября 1764 года был издан указ о введении верстовых столбов. Впервые верстовыми столбами был разделен путь от Москвы до Коломенского, отсюда поговорка «с коломенскую версту». Верстой часто называли и верстовой столб, он был окрашен в полоску. Дорога, на которой стояли верстовые столбы, называлась столбовой, отсюда «столбовая дорога».

Наиболее распространённые единицы измерения в быту были:

Пядь – это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки = 16 – 23 см.

Локоть – расстояние от среднего пальца до локтя = 50 см.

в 1790 году в Париже была принята единая система мер и объемов «Декрет о введении единых мер длины и веса».

В настоящее время принята международная система единиц – СИ.

Конспектируют, отвечают на вопросы, задают вопросы. Делают запись в таблице.

Выполняют практическое задание. Отвечают на вопросы.

Выполняют практическое задание. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы. Конспектируют.

Сегодня измерение и метрология пронизывают все сферы жизни.

С измерениями связана деятельность человека на любом предприятии. Инженеры промышленных предприятий осуществляющие метрологическое обеспечение производства должны иметь полные сведения о возможностях измерительной техники, для решения задач взаимозаменяемости узлов и деталей, контроля производства продукции на всех его жизненных циклах.

Метрология занимает особое место среди технических наук, т.к. метрология впитывает в себя самые последние научные достижения и это выражается в совершенстве ее эталонной базы и способов обработки результатов измерений. Метрология стала наукой, без знания которой не может обойтись ни один специалист любой отрасли.

Международная система единиц физических величин (SI) принята в 1960г. XI Генеральной конференцией по мерам и весам. По этой системе предусмотрено семь основных единиц (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела и моль) и две дополнительные (для плоского угла радиан и для телесного угла - стерадиан). Все остальные физические величины могут быть получены как производные основных.

     Государственная эталонная база России содержит 133 государственных первичных эталона, из которых 7 воспроизводят основные единицы международной системы единиц (СИ). Хранителями первичных эталонов являются государственные научные метрологические институты. Хранятся в Санкт-Петербурге во ВНИИМ им. Д.И. Менделеева: эталон единицы длины (метра); эталон единицы массы (килограмма); эталон единицы силы постоянного электрического тока (ампера); эталон единицы температуры (кельвина) в диапазоне от 0 до 3000 C.

Давайте выполним небольшое практическое задание.

  1. Сколько пядей в длине вашего стола? Запишите результат.

Длина стола разная так длины пяди у разных людей разные.

  1. А теперь измерьте длину парты в дециметрах с помощью линейки и сравните полученные результаты. Какое измерение точнее? Почему? (линейкой точнее, т.к. это измерительный прибор).

Точность измерений характеризуется различными показателями, остановимся на одном из них – погрешности. Различают абсолютную и относительную погрешности.

Абсолютная погрешность измерения ΔX –складывается из абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчёта:

ΔX=ΔиX + ΔоX

Инструментальная погрешность вызвана конструкцией прибора. Например, давайте определим погрешность линейки ученической (1мм). Погрешность отсчёта равна половине цены деления. Определим цену деления линейки (1 мм), тогда ΔоX = 0,5 мм.

Абсолютная погрешность составит ΔX = 1мм+0,5мм=1,5мм

Перед Вами измерительные приборы. Определим погрешность.

Вопрос группе: как записать измерения, имеющие очень большие и очень маленькие значения? (нужно знать формулу стандартного вида числа)

Приводится формула стандартного вида числа а*10n

Примеры:

1) масса Солнца 20000000000000000000 кг. Как нам удобнее записать? (2*1019кг)

2) масса молекулы 0,00000000000000000000125г (1,25*10-21 г), а сколько это будет кг? (1,25*10-18кг)

3) масса слона 1,5 т. (1,5*103 кг)

А теперь запишите эти числа, используя кратные и дольные приставки.

2.2. Закрепление знаний (применение освоенных умений)

9 мин

Вашему вниманию представлена история, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, необходимо исправить ошибки, правильно расставить единицы измерения.

«Я встал пораньше в 4 кг. утра. Позавтракав плотно, выпив 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него не малое -5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 минут и весом 3 км/час. Отличная получилась уха»

-Давайте подведём итоги:

- Определим, кто же действительно вскопал больше земли? Перевести данные значения из задачи в систему СИ,

  1. 100 вершков =
  2.  7 аршинов =
  3.  0,005 мили =

Отвечают на вопросы, показывают индивидуальные результаты работы на уроке

2.3. Выдача домашнего задания

1 мин

Домашнее задание повторить  конспект урока.

Расположить значение скоростей по возрастанию:

2см/с =

20 км/ч =

10м/мин =

500дм/ч =

2дм/мин =

Записывают домашнее задание., которое размещено в Сферум

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов занятия

2мин

А теперь давайте выясним ваше отношение к уроку.

Предлагаю Вам оценить свою работу  на уроке    в Сферуме.

Спасибо за урок!

-А теперь давайте выясним ваше отношение к уроку.

Предлагаю Вам оценить свою работу  на уроке    в Сферуме.

Спасибо за урок!

Рефлексируют свою деятельность через образовательную платформу «Сферум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».

Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...

Методическая разработка бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии»

Методическая разработка Бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии» ...

Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта

Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем  с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкульту...

Бинарный урок «Вечное – созданное мгновением (электрические законы и их создатели)»

Педагогическая сущность бинарного урока по теме: "Вечное - созданное мгновением" заключается в совмещении изучения учебного материала  двух взаимосвязанных  предметов - Физики и Электротехни...

Бинарный урок по дисциплинам «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Русский язык и культура речи»

Тема урока "Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском языке".Цели урока:образовательные: науч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА: «Взаимосвязь предмета товароведение и производственного обучения»

Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение)....

Бинарный урок. Методическая разработка урока по дисциплинам: «Математика»; «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения».

Данный бинарный урок показывает межпредметные свяэи, способствует развитию логического мышления, позволяет применять полученные знания по математике на практике, формирует  спосбность решать проб...