Основы самостоятельной работы
методическая разработка по теме

Данилюк Галина Георгиевна

Учебное пособие по основам самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы самостоятельной работы преподаватель Данилюк Галина Г еоргиевна

Слайд 2

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Слайд 3

Зачем мне образование?

Слайд 4

Что такое образованный человек ? и ндивидуум, закончивший учебное заведение, имеющий запас знаний л ичность, имеющая социальный и жизненный опыт, отличающийся высокой степенью культуры, образования н е тот, кто имеет много знаний, а тот, кто имеет много вопросов н е тот, которого «построили», а тот кто построил себя сам т от, кто погружаясь в культуру, усиливает способность становиться собой и т.д.

Слайд 5

Цель современного образования - ф ормирование личности, способной к самостоятельному и творческому саморазвитию

Слайд 6

Готовность к самообразованию - важнейший фактор качества подготовки специалистов Основные компоненты готовности: Мотив, ответственность , чувство долга Владение способами и приемами деятельности, знаниями, навыками умениями Самоконтроль, самомобилизация Самооценка своей подготовленности

Слайд 7

Заочное образование

Слайд 8

Основы философии История Иностранный язык Физическая культура Русский язык и культура речи Лесное и лесопарковое хозяйство Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Слайд 9

Математический и общий естественнонаучный цикл Математика Информатика Экологические основы природопользования

Слайд 10

Профессиональный цикл Общепрофессиональные дисциплины Геодезия Ботаника Почвоведение Дендрология и лесоведение Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц Основы древесиноведения и лесного товароведения Основы устройства тракторов и автомобилей Правовое обеспечение профессиональной деятельности Правовые и организационные основы государственного управления лесами Экономика организации и менеджмент Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях

Слайд 11

Профессиональные модули ПМ 01 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению МДК Лесоразведение и воспроизводство лесов ПМ 02. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов МДК Охрана и защита лесов ПМ 03. Организация использования лесов МДК Заготовка древесины и других лесных ресурсов МДК Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. ПМ 04. Проведение работ по лесоустройству и таксации МДК Лесная таксация МДК Лесоустройство ПМ 05. Выполнение работ по рабочей профессии: «Вальщик леса» МДК Технология лесохозяйственного производства Преддипломная практика Государственная итоговая аттестация

Слайд 12

Основы философии История Иностранный язык Физическая культура Русский язык и культура речи Психология делового общения Экономика и бухгалтерский учет Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Слайд 13

Математический и общий естественнонаучный цикл Математика Информатика Экологические основы природопользования

Слайд 14

Профессиональный цикл Общепрофессиональные дисциплины Экономика организации Статистика Менеджмент Документационное обеспечение управления Правовое обеспечение профессиональной деятельности Финансы, денежное обращение и кредит Налоги и налогообложение Основы бухгалтерского учета Аудит Безопасность жизнедеятельности Анализ финансово-хозяйственной деятельности Страховое дело

Слайд 15

Профессиональные модули ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета и имущества организации ПМ 02. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности ПМ 05. Выполнение работ по профессии «Кассир» Организация наличного и безналичного денежного обращения Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью Преддипломная практика Государственная итоговая аттестация

Слайд 16

Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 . Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 . Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 . Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9 . Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности .

Слайд 17

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. План подготовки к сессии 2. Изучение дисциплин в логической последовательности 3. Выполнение домашних контрольных работ

Слайд 18

Титульный лист домашней контрольной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ____ п о дисциплине (междисциплинарному курсу) Н А З В А Н И Е студента(тки) 1 курса 111з группы ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» специальности 35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство ФИО студента (в родительном падеже) ШИФР ___________ Обратный адрес: Контактный тел.:

Слайд 19

Титульный лист домашней контрольной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ____ п о дисциплине (междисциплинарному курсу) Н А З В А Н И Е студента(тки) 1 курса 411з группы ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ФИО студента (в родительном падеже) ШИФР ___________ Обратный адрес: Контактный тел.:



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф. МОРОЗОВА»

ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методическое пособие для студентов заочного отделения специальностей 35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

с. Слобода

2015 г.

РАССМОТРЕНО

цикловой предметной

профессиональных дисциплин

Председатель

_____________С. В. Матузова

Протокол № 2

от 21 октября 2015 г.

        

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________________

 А.В. Меркушева

21 октября 2015 г.

Составитель:

Данилюк Г.Г. _______________- преподаватель ГБПОУ ВО

                                                            «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

I. Организация учебного процесса

7

II. Организация самостоятельной работы

10

1. Условия организации самостоятельной работы

10

2. Формы и виды самостоятельной работы.

12

3. Работа с учебной литературой

14

4. Работа с интернет - ресурсами

15

5. Составление конспектов 

16

III. Методические рекомендации к выполнению домашней контрольной работы

21

Приложение

23


ВВЕДЕНИЕ

Образование в обществе заметно укрепило свои позиции. Согласно Федерального закона об образовании образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Сегодня предприятия и организации различных форм собственности ощущают острую потребность в квалифицированных, образованных, интеллигентных кадрах. Что такое образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Мы можем по-разному ответить на этот вопрос. Это:

-индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний, имеющий запас знаний;

- личность, имеющая  социальный и жизненный опыт, отличающаяся высокой степенью культуры, образования;

- не тот человек, у которого много знаний, а человек, у которого много вопросов;

- не тот, кого «построили», а тот, кто построил себя сам – вопреки тому, как и зачем его пытались построить;

- это не человек, «освоивший культуру», но человек, научившийся держать по отношению к культуре продуктивную дистанцию и т. д.

Социальные перемены, происходящие в мире, привели к признанию исключительной роли образования в общественном развитии. Произошло осознание того фактора, что именно образование является центральным звеном в системе средств, обеспечивающих статус государства на мировом рынке. Определена главная цель современного образования - формирование личности способной к самостоятельному и творческому саморазвитию. В целом суть и смысл современного профессионального образования состоит в формировании молодого специалиста способного к самостоятельной работе, самостоятельному продолжению образования и преобразованию профессиональной среды.

Кроме того, сегодня рынок труда диктует свои условия, и на данный момент, очень часто бывает, что одного образования становиться недостаточно. Учеба постоянно сопровождает нас по жизни: школа, училище, колледж, институт, новая работа, различные курсы повышения своей квалификации. Если же ко всему этому добавить тот факт, что к современному специалисту выдвигают такие требования, которые вызывают необходимость разбираться сразу в нескольких специальностях одновременно, то в такой ситуации остро ощущается необходимость  во втором образовании. Наличие заочной формы обучения позволяет не отрываться от рабочего процесса, при этом получить необходимое первое или второе образование. Обучение по заочной системе образования проводится в том же объеме часов, что и при очной форме обучения. Главное отличие состоит в том, что 70 % учебного материала студенты осваивают самостоятельно. Успех обучения, в то же время, напрямую связан и с уровнем предоставляемых образовательных услуг.

Качество подготовки специалистов зависит от многих факторов, важнейшим из которых является готовность к самообразованию по выбранной профессии. Готовность помогает специалисту быстро и правильно обновлять и пополнять свои знания Она заключается в сохранении самоконтроля и самооценки действий, перестройки деятельности при появлении препятствий. Готовность приводит к сохранению положительного эмоционального фона, улучшению внимания, памяти, что способствует осуществлению быстрых и рациональных действий. Состояние готовности личности к деятельности это сложное образование. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. В качестве таких компонентов можно выделить следующие:

1 Мотивационный - ответственность за выполнение задач, чувство долга

2 Операционный - владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями

3 Волевой - самоконтроль, самомобилизация

4 Оценочный - самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам

Способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных обстоятельств, называют профессиональной мобильностъю. Она предполагает возможность движения специалиста по должностной вертикали, по горизонтали (из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое и тд), способность быстро овладевать новыми технологиями и техникой Профессиональная мобильность (профессиональная самостоятельность) может быть достигнута благодаря усилению фундаментальной подготовки как по общепрофессиональным, так и по профессиональным дисциплинам и постоянному самообразованию и самообучению.

Заочная система обучения в полной мере позволяет под руководством опытных преподавателей «научиться учиться» желающим стать образованными. Но заочно учиться смогут не все, так как такой тип обучения требует от студента очень жесткой самодисциплины. Если у человека присутствует эта черта, то в будущем она поможет ему достичь больших успехов.


I. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Заочная форма обучения в колледже предполагает изучение программного материала за 2 года 9 месяцев по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и 3 года 9 месяцев по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям объеме часов предусмотренных для очной формы обучения. Главное отличие – самостоятельное изучение программного материала и  подготовка к лабораторно-экзаменационной сессии. Сессии проводятся 2 раза в год, общей продолжительностью 40 календарных дней. Во время сессии знания, полученные при самостоятельном изучении материала, с помощью преподавателей систематизируются, упорядочиваются, подкрепляются практическими навыками и оцениваются.

Вызов на сессию оформляется справкой-вызовом, которая выдается работающим студентам, успешно подготовившихся к сессии и имеющих к началу сессии не менее 70% зачтенных домашних контрольных работ.

Федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом предусмотрено изучение следующих дисциплин, междисциплинарных курсов и модулей:

по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Основы философии

История

Иностранный язык

Физическая культура

Русский язык и культура речи

Математический и общий естественнонаучный цикл

Математика

Информатика

Экологические основы природопользования

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

Геодезия

Ботаника

Почвоведение

Дендрология и лесоведение

Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц

Основы древесиноведения и лесного товароведения

Основы устройства тракторов и автомобилей

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Правовые и организационные основы государственного управления лесами

Экономика организации и менеджмент

Охрана труда

Безопасность жизнедеятельности

Топографическое черчение

Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях

Профессиональные модули

ПМ 01 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

МДК Лесоразведение и воспроизводство лесов

ПМ 02. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов

МДК Охрана и защита лесов

ПМ 03. Организация использования лесов

Заготовка древесины и других лесных ресурсов

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности.

ПМ 04. Проведение работ по лесоустройству и таксации

Лесная таксация

Лесоустройство

ПМ 05. Выполнение работ по рабочей профессии: «Лесовод»

Технология лесохозяйственного производства

Преддипломная практика

Государственная итоговая аттестация

по специальности «Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)»:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Основы философии

История

Иностранный язык

Физическая культура

Русский язык и культура речи

Психология делового общения

Математический и общий естественнонаучный цикл

Математика

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Экологические основы природопользования

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

Экономика организации

Статистика

Менеджмент

Документационное обеспечение управления

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Финансы, денежное обращение и кредит

Налоги и налогообложение

Основы бухгалтерского учета

Аудит

Безопасность жизнедеятельности

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Страховое дело

Профессиональные модули

ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета и имущества организации

Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

ПМ 02. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

Практические основы бухучета формирования имущества организации

Бухгалтерская технология проведения и оформление инвентаризации

ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности

Технология составления бухгалтерской отчетности

Основы анализа бухгалтерской отчетности

ПМ 05. Выполнение работ по профессии «Кассир»

Организация наличного и безналичного денежного обращения

Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью.

Преддипломная практика

Государственная итоговая аттестация

В каждом профессиональном модуле предусмотрены учебные и/или производственные практики, которые студенты-заочники проходят самостоятельно в объемах, предусмотренных для очной формы обучения. Практику студенты проходят на профильных предприятиях по договорам, заключенным с работодателями по месту работы или иными организациями. Практики по профессиональным модулям являются завершающим этапом освоения вида профессиональной деятельности.

Преддипломная практика проводится с целью сбора материала для выпускной квалификационной работы.

Действующий образовательный стандарт предусматривает наряду с получением знаний, умений, практического опыта овладение общими  и профессиональными компетенциями по видам профессиональной деятельности.


II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1 Условия организации самостоятельной работы

Из всех форм обучения наиболее сложной является заочная. Эта форма как никакая другая, требует от каждого студента силы воли, организованности и умения работать самостоятельно с учебником, Интернет-ресурсами, учебным пособием и вспомогательным материалом.

Большая часть студентов-заочников, приступив к занятиям, встречается с определенными трудностями. Впервые столкнувшись с заочной формой обучения и не имея достаточных навыков самостоятельной работы с книгой, некоторые студенты откладывают со дня на день начало самостоятельной работы или же нерационально расходуют время, не успевая подготовиться к экзаменационной сессии.

Для успешного учебного труда следует знать свои умственные и физические силы, способности и уметь их последовательно развивать на основе принципов и методов научной организации труда

Заочное образование – это управляемое самообразование и основной вид изучения учебного материала – самостоятельная работа, от умения организовать которую во многом зависит успех учебного процесса.

Основными условиями правильной организации самостоятельной учебы студентом-заочником является:

•        плановость в организации самостоятельной работы;

•        серьезное отношение к изучению материала;

•        постоянный самоконтроль.

Осуществляет руководство самостоятельной работой по дисциплине преподаватель, который проводит установочные, лекционные, практические и лабораторные занятия, проверяет выполнение домашних контрольных заданий, осуществляет консультирование, принимает экзамены. Для организации самостоятельной работы студент должен рационально ее спланировать.

План – это четко намеченный на определенный срок порядок работы. Ориентиром для составления личного плана является учебный график.

Учебный график является основным документом, регламентирующим учебные занятия заочников, в котором отражены изучаемые дисциплины, сроки выполнения домашних контрольных работ, сроки проведения лабораторно-экзаменационных сессий.

Для более четкой организации самостоятельной работы студент должен составить план. Составлять план можно на год, месяц, неделю, включая в него перечень наиболее значимых дел, с указанием примерных сроков выполнения. Чтобы добиться высокой производительности в учебной работе, необходимо соблюдать строго продуманный режим труда и отдыха.

При изучении материала по той или иной дисциплине, модулю следует руководствоваться программой и методическими указаниями к выполнению контрольных работ. Программа указывает, что должен изучить заочник, а методические указания разъясняют, как надо изучать материал и выполнять контрольные работы. Некоторые методические указания содержат определенную дозу теоретической и практической информации, однако, они не могут заменить собой учебник по дисциплине.

Изучение дисциплины следует планировать учитывая время работы на производстве, количество и сроки представления контрольных работ, и сроки сдачи экзаменов. Для начинающих самостоятельно заниматься расписание личных занятий рекомендуется составлять на месяц. Получив некоторый опыт, можно перейти к планированию работы на полугодие или на весь учебный год. В расписании занятий заочник должен предусмотреть ежедневно 3-4 часа для учебной работы, делая через каждый час небольшие перерывы для отдыха. Рекомендуется изучать одновременно несколько дисциплин, но в расписание следует включать не более 2-х дисциплин в день, при этом, на первые часы планировать дисциплины более трудные для усвоения.

Нерационально заниматься изучением только одной дисциплины до полного ее изучения, затем второй, третьей и т.д. Студенты, работающие по такому методу, на экзаменационной сессии сдают лучше ту дисциплину, которую изучали последней. Параллельное и последовательное изучение всех дисциплин приносит, несомненно, большую пользу.

Приступая к изучению какой-либо дисциплины, необходимо в первую очередь составить план занятий, т.е. разделить материал на последовательно изучаемые темы, пользуясь учебной программой, методическими указаниями и контрольными заданиями, которые в значительной мере помогут организовать самостоятельную работу и облегчат усвоение материала.

Продумав последовательность изучения дисциплины, студент должен наметить сроки работы над каждой темой. Конечно, в процессе учебы они могут изменяться в зависимости от трудности того или иного материала, но в основе занятий должен быть план. Работа без плана приводит к нерациональному расходу времени, в результате чего даже добросовестный учащийся к концу семестра может оказаться в затруднительном положении.

В качестве примера можно рекомендовать такую форму плана на неделю:

Дата

День недели

Количество времени

Что надо сделать

Выполнено или нет

Необходимо добиваться полного сознательного усвоения теоретического материала, научиться применять теорию при решении практических задач.

В период лабораторно-экзаменационной сессии и в межсессионный период проводятся установочные, лабораторные и практические занятия, организуются консультации – групповые, индивидуальные, письменные и устные. За консультацией рекомендуется обращаться после изучения всей темы. Консультации, проводимые преподавателями дают возможность обучающимся получить ответы на все интересующие их вопросы, на которые они не смогли найти ответ в процессе самостоятельной работы над заданным материалом.

Заочная форма обучения предусматривает выполнение домашних контрольных работ в межсессионный период, которые являются основанием для допуска к экзамену или зачету и характеризуют степень готовности студента к лабораторно-экзаменационной сессии.

К лабораторно-экзаменационной сессии допускаются те студенты, у которых выполнены все домашние контрольные работы согласно учебному графику и в соответствии с вариантом.

Лабораторно-экзаменационная сессия – это подведение итогов и оценка самостоятельной работы. Текущая и итоговая аттестация проводится с целью определить степень освоения студентами материала изучаемых дисциплин и междисциплинарных курсов и умения применять полученные знания при решении практических ситуаций.

2 Формы и виды самостоятельной работы

Постижение специальности заочно предполагает зрелый, ответственный подход студента к собственному выбору.

Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента-заочника предполагает индивидуальный образовательный маршрут, который обучающийся выбирает с помощью преподавателя, методических указаний по дисциплинам и профессиональным модулям.

В соответствии со спецификой изучаемой дисциплины, способностями личности обучающегося можно выбрать необходимые и наиболее эффективные формы и виды самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы могут быть использованы следующие ее формы и виды:

1.Чтение основной и дополнительной литературы, самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2.Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

3.Работа со словарем, справочником.

4.Поиск необходимой информации через Интернет.

5.Конспектирование источников.

6.Реферирование источников.

7.Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

8.Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9.Составление обзора публикаций по теме.

10. Составление и разработка словаря (глоссария).

11. Составление хронологической таблицы.

12. Ведение дневника (дневник практики, дневник самоподготовки и т.д.)

13. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

14. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

15. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, зачету, экзамену).

16. Выполнение домашних контрольных работ.

17. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

18. Выполнение творческих заданий.

19. Проведение опыта и составление отчета по нему.

20. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

21. Написание реферата, подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

22. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

23. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

24 Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

25. Подготовка к выступлению на конференции

26. Выполнение расчетов по проекту.

27. Выполнение чертежа и эскиза изделия.

28. Изучение инструкционной и технологической карты.

29. Самостоятельная разработка технологической карты и т.д.

Выбор формы и вида самостоятельной работы, как правило, осуществляется преподавателем в соответствии с учебным планом и доводится до обучающихся на установочных занятиях во время лабораторно-экзаменационной сессии. Среди всех возможных вариантов освоения учебного материала рассмотрим подробнее работу с учебной литературой, Интернет-ресурсами и составление конспекта.

3 Работа с учебной литературой

Студент-заочник должен научиться умению подбирать учебную литературу.

Книжные фонды, которыми может пользоваться студентами находятся в библиотеке колледжа, в государственных массовых библиотеках, ведомственных библиотеках. Книжный фонд библиотеки колледжа включает подбор литературы по всем специальностям.

В библиотеке имеется абонемент, где можно получить книги на дом на определенный срок, и читальный зал. Для работы в читальном зале библиотеки выдаются книги, имеющиеся в ограниченном количестве, а также редкие и ценные издания. В читальном зале можно поработать со справочной литературой и периодической печатью.

Просмотр книги начинается с титульного листа – первого, следующего после обложки. На нем обычно помещаются все основные данные, характеризующие книгу: автор, название книги, подзаголовочные данные (дополнительные сведения, напечатанные ниже заглавия, включая данные о переиздании), выходные данные (место публикации, издательство, год издания). На обороте титульного листа дается аннотация, в которой указывается, в связи с чем издана книга, какие вопросы освещаются в ней и на какой круг читателя она рассчитана.

Большое значение имеет предисловие книги, которое знакомит читателя с личностью автора, историей создания книги, раскрывает содержание.

Прочитав предисловие и получив общее представление о книге, следует обратиться к оглавлению. Оглавление книги знакомит обучающегося с содержанием и логической структурой книги, позволит выбрать нужный материал для чтения.

Год издания книги позволяет судить о новизне материала. Чем чаще книга издается, тем она представляет большую ценность.

В книге могут быть примечания, которые содержат различные дополнительные сведения. Они печатаются вне основного текста и разъясняют отдельные вопросы.

Предметные и алфавитные указатели значительно облегчают повторение изложенного в книге материала.

В конце книги может располагаться вспомогательный материал. К нему относятся обычно инструкции, образцы документов, таблицы, чертежи, ситуационные задачи и т.д.

Изучаемая книга может представлять различную трудность для пользователя, поэтому применяются различные виды записей. Их выбор зависит от того, насколько хорошо известен предмет изучения, отработаны умения работать с книгой, определять в книге основные и второстепенные вопросы.

Для наилучшего представления целесообразно произвести классификацию записей:

1) Первичная группа вида записей – это пометки, замечания, различные знаки;

2) Основная группа – план, тезисы, выписки, цитаты;

3) Высшая группа – конспект, рабочая запись, реферат, доклад, лекция, курсовая и дипломная работы.

Читать учебник следует в карандашом в руках, вдумчиво, внимательно, не торопясь, небольшими частями, не пропуская текста, стараясь понять каждую фразу, одновременно разбирая примеры, схемы, таблицы, чертежи, приведенные в учебнике.

Над книгой лучше работать утром. Если заочник работает на производстве в одну смену с утра, то наиболее удобно работать над учебником с 18:00 до 22:00 часов. Если же в две смены, то целесообразно одну неделю заниматься с 18:00 до 22:00, а вторую – с 9:00 до 13:00 часов.

Необходимо обратить внимание студентов на культуру и технику чтения, сохранность литературы. Надо отметить, что работа с книгой представляет собой сложный творческий процесс, он не должен выполняться по какому-либо установленному шаблону. Каждый вырабатывает свои методы и способы изучения книг.

4 Работа с интернет – ресурсами

Наверное, сейчас нет такой информации, которую невозможно было бы найти в глобальной сети интернет. Интернет является уникальным по своим объемам и возможностям хранилищем данных. Здесь находиться огромное количество информации обо всем на свете. И в сети существует большое количество интернет ресурсов, которые могут быть использованы в образовании. Интернет позволяет найти информацию, которую сложно или даже невозможно отыскать в библиотеке.

Но работая с Интернет-ресурсами важно не просто использовать готовые рефераты, ответы, работы, а уметь выбирать главное, актуальное и соответствующее действительности. При поиске необходимой информации использовать проверенные сайты, рекомендованные преподавателем, известные нормативно-правовые сайты (например, консультант, гарант и др.).

5 Составление конспекта

Одним из важнейших средств, содействующих закреплению знаний, является краткая запись прочитанного. Ведение конспекта при самостоятельном изучении любой учебной дисциплины обязательно. Это способствует лучшему усвоению прочитанного и облегчает подготовку к экзамену.

Конспект – это краткое связное изложение содержания учебного материала или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать структуре изучаемого курса и содержанию учебного материала.

Требования к конспекту:

  • краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова;
  • содержательность записи, записываемые мысли следует формулировать кратко, но без ущерба для смысла;
  • объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз;
  • конспект может быть как простым, так и сложным по структуре, это зависит от содержания книги и цели ее изучения.

Методические рекомендации по конспектированию:

Прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с книгой (разделом, темой), прочитать ее сначала и до конца, понять прочитанное.

На обложке тетради записываются название конспектируемого источника и имя его автора, - фамилия обучающегося.

Составляется план конспектируемого текста.

Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая).

Конспектирование ведется  не с целью иметь определенные записи, а для более полного овладения содержанием  изучаемой книги.

В записях отмечается и выделяется все то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание.

После того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать ее, затем вновь обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено основное его содержание.

Техника  конспектирования:

  • конспектируя книгу большого объема, запись лучше всего вести в общей тетради;
  • на каждой странице слева оставляются поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов;
  • каждая страница тетради имеет порядковый номер;
  • для повышения разборчивости (читаемости) записи оставляют интервалы между строками, абзацами, новую мысль начинают с красной строки;
  • при записи широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного, рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например:

м.б. – может быть

б.ч. – большей частью

гос. – государственный

д.б. – должно быть и т.д.

  • не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся;
  • в конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа;
  • конспект принесет пользу обучающемуся только тогда, когда он составлен лично им.

Конспектирование лекций.

Устное изложение учебного материала или какого-либо вопроса на занятиях, должно конспектироваться.

Слушать лекцию надо уметь: поддерживать свое внимание, понять и запомнить услышанное, уловить паузы. В процессе изложения преподавателем лекции обучающийся должен выяснить все непонятные вопросы.

Записывать содержание лекции надо обязательно – это учащиеся должны усвоить очень четко. Записи помогают поддерживать внимание, способствуют пониманию и запоминанию услышанного, приводит знание в систему, служат опорой для перехода к более глубокому самостоятельному изучению дисциплины.

Методические советы по конспектированию лекций:

Запись должна быть системной, представлять собой сокращенный вариант лекции преподавателя. Необходимо научиться слушать, думать и записывать одновременно.

Запись ведется очень быстро, четко, по возможности короткими выражениями.

Не прекращая слушать преподавателя, нужно записывать то, что необходимо усвоить. Нельзя записывать сразу же высказываемую мысль преподавателем, следует ее понять и после этого кратко записать своими словами или словами преподавателя. Важно, чтобы в ней не был потерян основной смысл сказанного.

При записи необходимо пользоваться сокращением слов и предложений, как общеупотребительными, так и своими собственными.

Даты, имена, названия, выводы, определения записываются точно.

Следует обратить внимание обучающихся на оформление записи лекции. Для каждого предмета заводится отдельная тетрадь. Отличным от остального цвета выделять отдельные мысли и заголовки, сокращать отдельные слова и предложения, использовать условные знаки, буквы латинского и греческого алфавитов, а также некоторые приемы стенографического сокращения слов.


III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа – обязательная форма заочного обучения в любом учебном заведении. Она способствует выработке у будущих специалистов навыков самостоятельного изучения, обобщения и изложения в письменной форме собранного по определенной теме материала, углубленному изучению избранной темы или проблем, а также помогает студентам вырабатывать практические навыки изучения специальной литературы, учит логично мыслить, способствует выработке определенной культуры умственного труда.

В процессе изучения дисциплины обучающийся выполняет одну или несколько письменных домашних контрольных работ. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, нормативными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

Начинать работу надо с тщательного изучения методических рекомендаций по изучаемой дисциплине. Далее надо подобрать необходимую литературу. В процессе написания работы можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы и вышедшую после опубликования методических рекомендаций. В случае затруднения в выборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется вариант, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки тем. Контрольная работа должна освещать основные вопросы в свете проработанной литературы и фактического материала, привлекаемого в качестве иллюстраций.

Недопустимо дословное переписывание литературных источников, особенно устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать, учебники, брошюры и статьи более чем трехлетней давности издания.

Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и статистический материал. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышают ценность работы графики, диаграммы и другой иллюстрационный материал.

Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется перечень вопросов, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В конце работы указывается список использованной литературы, дата написания работы, подпись учащегося. Материалы первоисточников, цифровые данные, примеры с места работы обучающегося должны быть даны с указанием источника, откуда они взяты (автор, название работы, издательство, год издания, адрес веб-страниц). Если источники не указаны, работа может быть не зачтена. Недопустимым является сокращение слов, небрежное оформление работы.

Объем контрольной работы примерно 12-20 страницы тетрадного формата или 10-12 страниц компьютерного текста, страницы должны быть пронумерованы. При оформлении работ компьютерным способом – текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль шрифта 12-14 пунктов, межстрочный интервал – полуторный. Для пометок рецензента должны быть оставлены поля шириной 3-4 см.

На первой странице следует написать план, в соответствии с которым ведется изложение изученного материала согласно варианту. Текстовая часть работы должна включает в себя:

титульный лист (приложение 1);

содержание;

вопросы контрольной работы согласно заданию по варианту;

список использованной литературы.

Список использованной литературы составляется  в алфавитном порядке имен автора (авторов) и выходных издательских данных каждого источника: место его издания, название издательства, год. Монографии и сборники, не имеющие на титульном листе имен автора, включаются в общий список  по алфавитному расположению заглавия. В случае использования статьи, опубликованной в журнале или в сборнике, приводится фамилия и инициалы автора, полное название статьи и наименование журнала или сборника.

В список литературы включаются лишь те источники, которые непосредственно использованы при написании контрольной работы, но не все те произведения, которые студент прочитал в процессе изучения курса.  

По завершении работы следует поставить дату ее выполнению и свою разборчивую подпись.

Для рецензии преподавателя в конце тетради необходимо оставить место.

Выполненная контрольная работа сдается (высылается) в колледж на рецензирование в соответствии с учебным графиком. Контрольная работа поступает на проверку и оценивается. Обучающиеся, получившие контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций доработать отдельные вопросы или устранить замечания.

Контрольная работа с пометкой  «без оценки» или «зачтена условно» дорабатывается и сдается (высылается) в колледж на повторное рецензирование. Не зачтенная контрольная работа выполняется вновь.

Зачтенная контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена или зачета.

Вариант контрольной работы определяется в зависимости от шифра обучающегося

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постижение специальности заочно предполагает зрелый, ответственный подход студента к собственному выбору и огромный самостоятельный труд.

Главным условием продуктивной самостоятельной работы является желание получить образование и умение правильно распорядиться своим временем. Что можно посоветовать студентам в этом случае?

Бывают на свете счастливчики с железной волей, не знающие, что значит «заставлять себя», всегда в срок всё успевающие. Но, кроме них, есть еще и  обычные люди, не столь организованные и дисциплинированные. Чтобы научиться организовывать себя, потребуется время, это не произойдет в одночасье. Невозможно быть организованным только на работе или в учебе, самоорганизация – это стиль жизни. Научитесь легким усилием воли направлять себя к раковине с грязной посудой – и на работе приступать к сложному проекту станет легче.

Итак, перед вами – цель – получить образование и диплом - дело, не слишком легкое, которое совсем не хочется делать. С чего начать планирование работы, как с воодушевлением двигаться дальше и прийти к финишу победителем?

Подумайте о том хорошем, что вы получите, если сделаете это. Представьте это в деталях, подробно: новая работа, карьерный рост, материальное благополучие (некоторых, наоборот, подстегивает представление тех ужасов, которые случатся, если не выполнить намеченное; например, окажешься без работы и пойдешь улицы мести (об этом мама тоже предупреждала).

Начинайте сразу. Вот просто сейчас сразу и начните, не убирая предварительно стол и не дожидаясь более подходящей рабочей обстановки. Опыт показывает, что дела, с началом которых мы тянем, потом приходится делать в два раза дольше. К тому же, завершив, понимаешь, что не такое уж и сложное дело было и спрашиваешь себя: «Чего тянул?»

«Откусывайте по кусочку». Вот перед вами она – громадина, к которой и не знаешь, как подступиться. Сделайте хоть что-нибудь, а потом и сами не заметите, как втянетесь. Например, просто посидите перед столом и подумайте об этом деле: с чего бы хорошо начать, как можно его сделать, где поискать информацию. Вас будет греть приятное сознание того, что вы уже начали, а не грызть чувство вины, что вы еще и не начинали.

Наметьте план действий и четкие сроки выполнения. Если необходимо, разбейте весь процесс на промежуточные стадии и установите сроки для них. В  процессе поощряйте и хвалите себя. Положительные эмоции – лучший стимул в работе.

Начинайте раньше. Как показывает практика, именно этих 15-20 минут (1-2 часов или дней) нам так не хватает в конце, когда не успеваем. Так зарезервируйте их с самого начала!

По возможности, подстройте ваше окружение под вас – чтобы было приятно работать. Пишите вашей любимой ручкой, работайте под любимую музыку.

В процессе работы делайте паузы и отдыхайте, но – эффективно. Лучший отдых – смена деятельности. Напряженно думали? Разомнитесь, побегайте. Разгружали вагоны? Теперь голове так хочется о чем-то подумать – садитесь учиться!

Если будете соблюдать эти условия - время станет вашим союзником!

Успехов в обучении!


Приложение 1

Образец титульного листа контрольной работы

Контрольная работа № ____

по дисциплине (междисциплинарному курсу) ________________________________

(название)

Студента (тки) ___________ группы

ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»

специальности ________________________

(код и название специальности)

______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Шифр _______

Обратный адрес:

Контактный телефон:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  учебной дисциплины  ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Организационные основы профессиональной деятельности. Основы управления здравоохранением Рабочая тетрадь для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного материала...

Внеаудиторные самостоятельные работы по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Внеаудиторные самостоятельные работы по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО «МДК.02.01.5 ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО «МДК.02.01.5  ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА» для группы 417...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов БУ «Когалымский политехнический колледж» по выполнению практических работ по УДД.02 Основы самостоятельной работы студентов по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 15.01.31 Мастер контрольно-изме

Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж» в соответствии с ...