КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП.13 Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях профессионального цикла, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарко
материал на тему

Комплект Контрольно – измерительных материалов

 

по учебной дисциплине

 

ОП.13 Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях

профессионального цикла,

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» базовой подготовки

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_oopt.docx.docx64.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ имени Г. Ф. МОРОЗОВА

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

по учебной дисциплине

ОП.13 Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях

профессионального цикла,

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» базовой подготовки

с.Слобода

2016 год

СОГЛАСОВАНО                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Управления лесного                          Директора ГБПОУ ВО хозяйства Воронежской области                               «ХЛК  им. Г.Ф. Морозова»

_______________ А.Р.Величко                           _______________А.М. Матвеев

«___»____________2016 г.                                                                      

РАССМОТРЕНО                                                                                              

цикловой предметной комиссией                            

профессиональных дисциплин                                                

Председатель ЦПК ПД:     _____________С.В. Матузова                                                    

 05.  09. 2016 г.                                                                      

Методист____________ Н.И.Прошина

Составитель: преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»

                                                                               _____________А.Н. Баталин

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях» составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014 г. № 450.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство, базовой подготовки в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

4        

2. Комплект измерительных материалов.

11        

2.1. Задания для проведения текущего контроля.

11        

2.2. Вопросы  для проведения  промежуточной аттестации (экзамена)

15        

           

Литература

19        


1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов.

1.1.Область применения контрольно-измерительных материалов

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 35.02.01 (250110) Лесное и лесопарковое хозяйство, рабочей программы «Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях» для специальности 35.02.01 (250110)  Лесное и лесопарковое хозяйство.

Контрольно- измерительные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях». Они  включают контрольные материалы для проведения  текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.

В результате освоения учебной дисциплины «Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности 35.02.01 (250110)  Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) следующими умениями и  знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:

У 1 - обосновывать о необходимости и целесообразности организации объектов особого использования;

У 2 - разрабатывать проект организации и устройства особо охраняемых территорий;

У3 - проводить природоохранные мероприятия по охране лесов от антропогенного

воздействия и осуществлять проведение работ по ликвидации последствий рекреации;

У4 - работать с нормативными документами, справочной литературой и другими информационными источниками, регулирующие отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых территорий;

З 1- четкое представление и понятие об особо охраняемых территориях, их классификации, назначении и порядке использования:

З 2- основные нормативно-правовые акты, регулирующие создание охраняемых территорий;

З 3 - роль рекреации в жизни леса; 

З 4 - условия отрицательного воздействия лесной рекреации в зависимости от

лесорастительных и организационных условий;

З 5 - правила рекреационного лесопользования в лесном фонде и на особо охраняемых

природных территориях;

З 6 - функции и задачи инспекторов на особо охраняемых природных территориях в

использовании особенностей рекреационного природопользования;

З 7 - мероприятия по проведению лесохозяйственных работ в соответствии стадиям

рекреационной дигрессии;

З 8 - организацию тушения лесных пожаров и профилактические мероприятия по пожарной  безопасности на рекреационных объектах;

З 9 - организацию утилизации отходов от рекреационной деятельности и пути ликвидации последствий вандализма;

З 10 - организацию туристских маршрутов по лесным территориям;

Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются  вышеперечисленные знания и умения обучающегося. Конечные результаты являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной дисциплине. Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.

Конечные результаты учебной дисциплины являются ресурсом для формирования следующих профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.

ПК 1.4. Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.

ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.

ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.

ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.

ПК 2.5. Планировать и контролировать мероприятия по охране и защите леса и руководить их выполнением.

ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Обучающийся должен быть ознакомлен с перечнем конечных результатов учебной дисциплины и показателями их оценки не позднее 1 ноября текущего учебного года.

1.2.Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, формах и методах контроля

Таблица 1.1

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения:  умения и знания

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

У1 - обосновывать о необходимости и целесообразности организации объектов особого использования;

Уметь обосновывать цели и задачи охраны природы и основное значение особо охраняемых природных территорий.  Роль ООПТ в решении актуальных экологических проблем современности.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы 

У2  - разрабатывать проект организации и устройства особо охраняемых территорий;

Уметь использовать разработанный порядок организации особо охраняемых территорий. Перевод из одной категории в другую.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы.

У3 - проводить природоохранные мероприятия по охране лесов от антропогенного

воздействия и осуществлять проведение работ по ликвидации последствий рекреации

Проводить природоохранные мероприятия в природной среде под  влиянием рекреации на компоненты природной среды, ликвидации последствий рекреации.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

У4- работать с нормативными документами, справочной литературой и другими информационными источниками, регулирующие отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых территорий;

Использовать лесной кодекс РФ, его основные положения справочной литературой и другими информационными источниками, регулирующие отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых территорий

анализ нормативно - правовых актов,

 фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З1 - четкое представление и понятие об особо охраняемых территориях, их классификации, назначении и порядке использования;

Знать общие положения и правовые аспекты особо охраняемых природных территорий. Основные задачи особо охраняемых природных территорий. Основные категории особо охраняемых природных территорий и уровни подчинения.

анализ нормативно - правовых актов,

 фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З2 - основные нормативно-правовые акты, регулирующие создание охраняемых территорий;

Использовать природоохранное законодательство Российской Федерации. лесной кодекс РФ.

анализ нормативно - правовых актов,

 фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З3 - роль рекреации в жизни леса;

Знать понятие рекреации. Общие понятия и сущность о рекреационном лесопользовании.  Субъекты и объекты рекреационного лесопользования.    

анализ нормативно - правовых актов,

 фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З4 - условия отрица-тельного воздействия лесной рекреации в зависимости от

лесорастительных и организационных условий;

Определять  взаимодействие между лесом и рекреацией, условия отрицательного воздействия лесной рекреации

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы 

З5 - правила рекреационного лесопользования в лесном фонде и на особо охраняемых

природных территориях;

Определять рекреационная деятельность, ее структуру и классификацию. Класси-фикационную схему  рекреационных лесов: собственно рекреационные леса,

рекреационные леса в национальных и природных парках и ландшафтных заказниках;пригородные леса; заказники и заповедники.

Рекреационное освоение лесов:  экологическая и рекреационная емкость;

рекреационная дигрессия; формирование оптимальной структуры рекреационных лесов. Рекреация и природная среда: влияние рекреации на компоненты природной среды.

анализ нормативно - правовых актов,

 фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З6 - функции и задачи инспекторов на особо охраняемых природных территориях в

использовании особенностей рекреационного природопользования;

Использовать документацию по делам об экологических правонарушениях. Особенности оперативной работы по охране и борьбы с экологическими правонарушениями. Мероприятия по профилактике нарушений режима охраны территории ООПТ.

 анализ нормативно - правовых актов,

 фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З7 - мероприятия по проведению лесохо-зяйственных работ в соответствии стадиям рек -реационной дигрессии;

Знать и использовать общие понятия: естественное, искусственное и комбинированное лесовосстановление.

Классификация посадок леса:  по уровню их проектирования и выполнения, размера занимаемой площади, функциональному назначению, особенностям размещения растений в биоценозах, породному составу, условиям освещения и другим признакам.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З8 - организацию тушения лесных пожаров и профилактические мероприятия по пожарной  безопасности на рекреационных объектах;

Знать противопожарный уход на особо охраняемых природных территориях: сухостоя, валежника. Создание системы противопожарных барьеров:  минерализованных и защитных полос, канав. Деятельность по предупреждению, обнаружению и тушению лесных и иных растительных пожаров. Строительство и обустройство пожарно-химических станций. Создание пунктов противопожарного инвентаря и оборудования.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З9 - организацию утилизации отходов от рекреационной деятельности и пути ликвидации последствий вандализма;

Особенности оперативной работы по охране и борьбы с экологическими правонарушениями. Мероприятия по профилактике нарушений режима охраны территории ООПТ.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

З10 - организацию туристских маршрутов по лесным территориям;

Туризм на особо охраняемых природных территориях: в национальных парках, в заповедниках. Туристический потенциал природных территорий и особенности их использования:  понятия уникальности, экзотичности, красоты в природных и культурных ландшафтах. Туристическая инфраструктура.

фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы


 Таблица 1.2

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Раздел 1.  Охраняемые природные территории

Экзамен

У1,З1,З2,З3,З5,З9,З10

Тема 1.1. Охраняемые природные территории в истории и современном мире.

Опрос

Самостоятельная работа

У1,З1,З2

Тема 1.2. Государственные природные заповедники.

 Опрос

Самостоятельная работа

У1 З1,З2

Тема 1.3. Национальные и природные парки

Опрос

Самостоятельная работа

У1 З1,З2

Тема 1.4. Государственные природные заказники

Опрос

Самостоятельная работа

У1 З1,З2

Тема 1.5. Памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады.

Опрос

Самостоятельная работа

У1 З1,З2

Тема 1.6. Лечебно-оздоровительные, местности и курорты  

Опрос

Самостоятельная работа

У1 З1,З2

Тема 1.7. Леса рекреационного назначения.

Опрос

Самостоятельная работа

У1 З1,З2,З3,З5,З9,З10

Радел 2. Организационные и благоустроительные мероприятия в рекреационных лесах особо охраняемых природных территорий.

Экзамен

У2,У3,З3,З5,З6,З7,З10

Тема 2.1. Эколого-просветительская деятельность особо охраняемых природных территорий.

Опрос

Самостоятельная работа

У2,З6

Тема 2.2. Рекреационная деятельность  особо охраняемых природных территорий.

Опрос

Самостоятельная работа

У2,З3,З5,З7

Тема 2.3. Экотуризм  особо охраняемых природных территорий.

Опрос

Самостоятельная работа

У3,З3,З10

Раздел 3. Лесохозяйственные мероприятия в  рекреационных лесах особо охраняемых природных.

Экзамен

У3,У4,З3,З4,З5,З7,З8,

З9,З10

Тема 3.1. Посадки леса.

Опрос

Самостоятельная работа

У3,У4,З3

Тема 3.2. Рубки в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях.

Опрос    

 Самостоятельная работа

У4,З3,З5

Тема 3.3. Природоохранные и лесозащитные мероприятия в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях

Опрос    

 Самостоятельная работа

У4,З3,З5,З7,З8

Тема 3.4. Благоустройство территории зон отдыха

Опрос    

 Самостоятельная работа

У2,З7,З10

Тема 3.5. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Опрос    

Самостоятельная работа

У4,З6,З9

Тема 3.6. Экологический контроль и мониторинг состояния охраны, использования особо охраняемых природных территорий

Опрос

У4,З4,З8


2. Комплект измерительных материалов

2.1. Задания для проведения текущего контроля

Для текущего контроля знаний и умений обучающихся по очной форме используются:

  • контрольные вопросы
  • самостоятельная работа

Оценка устных ответов и лабораторно-практических занятий производится по пятибалльной шкале:

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Оценка самостоятельной работы дается в виде оценки, которая заносится в ведомость оценки самостоятельной работы по дисциплине ОП.13 Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях. 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

91 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 90

4

хорошо

60 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 60

2

не удовлетворительно

2.1.1. Контрольные вопросы по темам

Раздел 1.  Охраняемые природные территории

Тема 1.1. Охраняемые природные территории в истории и современном мире 

Контрольные вопросы:

1. Какие общие положения  и правовые аспекты особо охраняемых территорий?

2. Какие основные задачи особо охраняемых территорий?

3. Какие основные категории особо охраняемых территорий и уровни их подчинения?

4. В чем заключается цель природоохранного законодательства Р.Ф.?

5. Какой порядок организации особо охраняемых территорий?

6. Как производится перевод из одной категории в другую?

Тема 1.2. Государственные природные заповедники.

Контрольные вопросы: 

1. Какие положения заповедников как высшей формы территориальной охраны природы?

2. Какие основные задачи государственных природных заповедников?

3. Какой режим особой охраны территории заповедников?

4. В чем заключается цель природоохранного законодательства Р.Ф.?

5. Какие задачи государственных природных х заповедников?

6. В чем отличие природных заповедников от биосферных?

Тема 1.3. Национальные и природные парки.

Контрольные вопросы: 

1. Какие общие положения ведения хозяйства в национальных парках?

2. Для каких целей образованы национальные парки?

3. Сколько национальных парков в нашей стране?

4. Какая основная задача национальных парков?

5. Какой режим охраны территории национальных парков?

6. Какие проблемы и перспективы национальных парков?

Тема 1.4. Государственные природные заказники

Контрольные вопросы: 

1. Какие общие положения ведения хозяйства в в заказниках?

2. Для каких целей образованы заказники?

3. Сколько государственных заказников федерального значения в нашей стране?

4. Какая основная задача заказников?

5. Какие бывают профили природных заказников?

6. Какой порядок образования государственных природных заказников?

Тема 1.5. Памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады.

Контрольные вопросы: 

1. В каких случаях создаются памятники природы?

2. Какой правовой статус памятников природы?

3. Какой режим особой охраны памятников природы?

4. Какое основное назначение памятников природы?

5. Какие основные положения образования дендрологических парков и ботанических садов?

6. Какие производится зонирование территории дендрологические парков и ботанические садов?

Тема 1.6. Лечебно-оздоровительные, местности и курорты  

Контрольные вопросы:

1. Для каких целей создаются лечебно оздоровительные местности и курорты?

2. Какой режим особой охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов?

3. Что собой представляет территория традиционного проживания малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока?

4. Какие цели создания  территорий традиционного традиционного природопользования?

5. Какой правовой режим территории традиционного природопользования?

6. На какие категории охраны подразделяется Красная Книга?

Тема 1.7. Леса рекреационного назначения.

Контрольные вопросы: 

1. Что называется лесами рекреационного назначения?

2. Какие бывают виды лесов рекреационного назначения?

3. Что относится к приселетебным лесным рекреационным участкам?

4. Какой правовой статус лесов рекреационного назначения?

5. Какая деятельность запрещается в лесах рекреационного назначения?

6. Какая деятельность разрешается в лесах рекреационного назначения?

Радел 2. Организационные и благоустроительные мероприятия в рекреационных лесах особо охраняемых природных территорий.

Тема 2.1. Эколого-просветительская деятельность особо охраняемых.

Контрольные вопросы: 

1. Дайте определение экологии как науки.

2. Что такое – экологическое образование?

3. Какие цели у экологического образования?

4. Какие наблюдаются экологические закономерности?

5. Какие направления экопросвещения вы знаете?

6. Как производится работа со средствами массовой информации?

Тема 2.2. Рекреационная деятельность  особо охраняемых природных территорий.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие рекреации?

2. Какие бывают субъекты и объекты рекреационного лесопользования?  

3. Какое взаимодействие между лесом и рекреацией?

4. Что понимается под экологической и рекреационной емкостью?

5. Как влияет рекреация на компоненты природной среды?

6. Какие проблемы и принципы развития лесной рекреации?

Тема 2.3. Экотуризм  особо охраняемых природных территорий.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение экологического туризма?

2. Как классифицируются виды туризма?  

3. Какие особенности туризма на ООПТ?

4. Какой туристический потенциал природных территорий?

5. Дайте понятие уникальности и экзотичности ООПТ?

6. Как развивается туристическая инфраструктура?

Раздел 3. Лесохозяйственные мероприятия в  рекреационных лесах особо охраняемых природных.

Тема 3.1. Посадки леса.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под естественным лесовосстановлением?

2. Что понимается под искусственным лесовосстановлением?  

3. Что понимается под посадкой леса?

4. Как классифицируются посадки по функциональному назначению?

5. Как классифицируются культуру по породному составу?

6. Как классифицируются культуру по условиям освещения?

Тема 3.2. Рубки в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рубкам ухода?

2. Как классифицируются деревья в лесу?  

3. Что такое – ландшафтные рубки?

4. Какой порядок осуществления рубок ухода?

5. Для каких целей производятся санитарные рубки?

6. Какие основные правила санитарной безопасности в лесах?

Тема 3.3. Природоохранные и лесозащитные мероприятия в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях

Контрольные вопросы:

1. Как производится противопожарный уход на ООПТ?

2. Какие правила создания противопожарных барьеров и минполос?  

3. Как производятся работы по предупреждению лесных пожаров?

4. На каких условиях создаются пожарно-химические станции?

5. Как проводятся биотехнические мероприятия?

6. Какие основные правила пожарной безопасности в лесах?

Тема 3.4. Благоустройство территории зон отдыха

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под понятием рекреант?

2. Какие мероприятия производится для регулирования численности рекреантов?  

3. Как оборудывают места массового посещения населения?

4. Как устраивают места для длительного и кратковременного отдыха?

5. Как рационально спланировать дорожно-тропиночную сеть?

6. На каких условиях сооружают благоустроенные автостоянки близ дорог?

Тема 3.5. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Контрольные вопросы:

1. Какие виды ответственности за нарушение режима ООПТ?

2. В каких случаях применяется уголовная ответственность за нарушения в ООПТ?  

3. В каких случаях применяется гражданско-правовая ответственность за нарушения в ООПТ?

4. Какой порядок привлечения к ответственности за экологические правонарушения?

5. Какая есть документация о экологических правонарушениях?

6. Какие мероприятия необходимо проводить для предупреждения экологических правонарушений?

Тема 3.6. Экологический контроль и мониторинг состояния охраны, использования особо охраняемых природных территорий

Контрольные вопросы: 

1. Что понимается под экологическим контролем?

2. Какие виды экологического контроля?  

3. Какие бывают формы и методы экологического контроля?

4. Что такое экологический мониторинг?

5. Какие виды экологического мониторинга?

6. Какой порядок проведения государственного экологического мониторинга?

2.1.2. Самостоятельная работа.  

Значение дисциплины. Цели и задачи охраны природы и основное значение особо охраняемых природных территорий.

Государственные природные заповедники.

Национальные и природные парки

Государственные природные заказники

Памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады

Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Красная книга.

Леса рекреационного назначения

Рекреационная деятельность  особо охраняемых природных территорий

Экотуризм  особо охраняемых природных территорий

Рубки в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях.

Благоустройство территории зон отдыха.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Экологический контроль и мониторинг состояния охраны, использования особо охраняемых природных территорий

Анализ нормативно-правовых актов;

Вопросы самоконтроля;

2.2. Вопросы для проведения  промежуточной аттестации (экзамена)

Экзамен проводится в традиционной форме. Место проведения экзамена -  учебная аудитория. Билет состоит из трех теоретических вопросов.

Задания дифференцируются по уровню сложности. Экзаменационные вопросы, охватывают весь программный материал, позволяют проверить необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы учебной дисциплины «Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях». Билеты равноценны по сложности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий. Количество билетов - 22.

Вопросы экзамена оцениваются по 5-ти балльной шкале:

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа на практико-ориентированные вопросы; обоснование собственного высказывания с точки зрения известных теоретических положений.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Оценка  выставляется в экзаменационную ведомость.

На подготовку к устному ответу студенту отводится не более 30 минут. Время устного ответа студента на экзамене составляет 10 минут.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Экзаменационный билет №1

1. Цели и задачи охраны природы и основное значение особо охраняемых природных

территорий

2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их назначение и использование.

3. Санитарные рубки - порядок осуществления рубок: назначение и очередность, время

проведения.

Экзаменационный билет №2

1.    Роль ООПТ в решении актуальных экологических проблем современности.

2.    Эколого-просветительская    деятельность     особо     охраняемых     природных территорий- работа со средствами массовой информации.

3.    Рубки в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях.

Экзаменационный билет №3

1.   Эколого-просветительская деятельность особо охраняемых природных территорий -учебные тропы природы: типы троп, требования к выбору маршрута, правила поведения на тропе.                                             

2.   Государственные природные заказники, их назначение и классификация по их назначению. Режим ведения хозяйства на их территории.

3.   Общие понятия: естественное, искусственное и комбинированное лесовосстановление.

(Экзаменационный билет №4

1.    Государственные природные биосферные заповедники,    основные задачи.     Режим особой охраны территории.

2.   Экотуризм   особо охраняемых природных территорий- Определение экологического туризма(экотуризма), основные особенности и задачи.

3.   Источники лесовозобновления

Экзаменационный билет №5

1.   Национальные   парки,   их   назначение   и   общая   характеристика   целей   и   задач, возлагаемых на эти объекты. Зонирование территории и режим их использования.

2.   Рекреационная деятельность, ее структура и классификация

3.   Формы и методы экологического контроля.        ^

Экзаменационный билет №6

1.   Природные парки, их назначение и общая характеристика целей и задач, возлагаемых на эти объекты.

2.   Рубки ухода - порядок осуществления рубок: метод, способ ухода, назначение и очередность, время проведения

3.   Административная   ответственность   за   нарушение   режима   особо    охраняемых природных территорий

Экзаменационный билет №7

1.   Государственные  природные  заказники,  их  назначение  и  классификация  по  их назначению. Режим ведения хозяйства на их территории.

2.    Система      организационно-хозяйственных      мероприятий      по      рекреационному лесопользованию

3.   Виды юридической ответственности за нарушение режима 00ПT

Экзаменационный билет №8

1.   Дендрологические парки, ботанические сады - общая характеристика их назначения и режим их использования. Организация рекреационной деятельности.

2.   Понятие и сущность рекреационного лесопользования.

3.   Права обязанности и государственных инспекторов по охране ООПТ

Экзаменационный билет № 9

1.    Заповедники как высшая форма территориальной охраны природы. Основные задачи государственных природных заповедников. Режим особой охраны территории

2.    Противопожарный   уход   на  особо   охраняемых   природных   территориях:   уборка сухостоя, валежника.

3.   Порядок проведения государственного экологического мониторинга.

Экзаменационный билет №10

1.    Общие положения и правовые аспекты особо охраняемых природных территорий.

2.   Туризм на особо охраняемых природных территориях: в национальных парках, в заповедниках.

3.    Уголовная  ответственность  за нарушение режима  особо  охраняемых  природных территорий

Экзаменационный билет №11

1.   Основные задачи особо охраняемых природных территорий. Основные категории особо охраняемых природных территорий и уровни подчинения

2.    Классификация посадок леса: по уровню их проектирования и выполнения, размера занимаемой площади, функциональному назначению, особенностям размещения растений в биоценозах, породному составу, условиям освещения и другим признакам.

3.    Понятие экологического контроля. Виды экологического контроля

Экзаменационный билет №12

1. Ботанические сады - общая характеристика их назначения и режим их использования.

Организация рекреационной деятельности.

2. Санитарные рубки - порядок осуществления рубок: метод, способ ухода.

3. Понятие экологического мониторинга. Виды экологического мониторинга

Экзаменационный билет №13

1.   Памятники природы, общая характеристика их назначения и режим их использования. Организация рекреационной деятельности.

2.   Экотуризм   особо охраняемых природных территорий- Определение экологического туризма(экотуризма). основные особенности и задачи.

3.   Ландшафтные рубки- цель, основные виды.

Экзаменационный билет №14

1.    Красная книга- понятие, основные задачи.

2.   Лесозащитные мероприятия, их классификация

3.    Особенности    оперативной    работы    по    охране    и    борьбы    с правонарушениями.

экологическими

Экзаменационный билет №15

1.   Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Сибири. Дальнего Востока Российской Федерации

2.   Цели и задачи ландшафтных рубок по формированию лесопарковых ландшафтов и уходу за ними

3.   Правила санитарной безопасности в лесах

Экзаменационный билет №16

1.   Организация эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ. Цели, задачи, формы и методы экопросвещения.

2.   Общие понятия, цели и задачи ухода (рубок).

3.   Деятельность   по   предупреждению,   обнаружению   и   тушению   лесных   и   иных растительных пожаров.

Экзаменационный билет №17

1. Эколого- просветительская деятельность особо охраняемых территорий- музейное дело.

2. Создание системы противопожарных барьеров

3. Порядок привлечения нарушителей к установленной ответственности за экологические правонарушения

Экзаменационный билет №18

1. Рекреационная деятельность особо охраняемых природных территорий-понятие рекреации. Общие понятия и сущность о рекреационном лесопользовании.

2. Классификация деревьев в лесу.

3. Мероприятия по профилактике нарушений режима охраны территории ООПТ.

Экзаменационный билет №19

1.    Туристический потенциал природных территорий и особенности их использования: понятия уникальности, экзотичности, красоты в природных и культурных ландшафтах.

2.   Ведение хозяйства на особо охраняемых природных территориях, понятие, задачи.

3.    Правила пожарной безопасности в лесах и ответственность за их нарушение

Экзаменационный билет №20

1.    Свободное   время-отдых,   рекреация   и   туризм,   функции   свободного   времени, рекреации, туризма.

2.   Проведение биотехнических мероприятий.

3.    Основные лесозащитные мероприятия проводимые в рекреационных лесах особо охраняемых природных территориях

Экзаменационный билет №21

1.    Основные типы рекреационных территорий

2.   Развитие туристической инфраструктуры на ООПТ

3.   Организационно-хозяйственные     мероприятия     по     регулированию     численности рекреантов

Экзаменационный билет №22

1.   Понятие «Туризм», классификация видов туризма.

2.   Административная   ответственность   за   нарушение   режима   особо   охраняемых природных территорий

3.    Классификация посадок леса.

Литература:

Основные источники

Для преподавателей

  1. Лесной кодекс Российской Федерации –по состоянию  на 2011 год / с комментариями  и изменениями.- М.: ООО «Рид Групп», 2011.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии: изд. 2-ое, доп./Под общ. Ред. Н.В. Комаровой, В.П.Рощупкина. – М.: ВНИИЛМ, 2007 г.
  3. Федеральный закон от 14.03.95г № 33-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об особо охраняемых природных территориях";
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011).
  5. Дежкин В. В., Снакин В. В. Заповедное дело: толковый терминологический словарь-

справочник с комментариями. М.: НИА-Природа, 2003. 307 с.

  1. Иванов А. Н., Чижова В. П. Охраняемые природные территории (уч. пособ.). М.: Изд-Моск. Ун-та, 2003. 119 с.
  2. Соколов В. Е., Филонов К. П., Нухимовская Ю. Д. и др. Экология заповедных

территорий России. М.: Янус-К, 1997. 576 с.

  1. Степаницкий В. Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской

Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ЦОДП, 2001. 247 с.

  1. Степаницкий В. Б., Крейндлин М. Л.,. Куксин  Г. В . Организация и деятельность службы охраны в государственных природных заповедниках и национальных парках/
  2. Гехт В.Р., Степаницкий В.Б., Фоменко П.В. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования биологических ресурсов. Практическое пособие. – Владивосток: Изд-во «Всемирный фонд дикой природы», 2007.
  3. Кревер О.Н «Проблемы законодательства об особо охраняемых природных территориях и предложения по его совершенствованию. (Аналитический обзор законодательства и проект новой редакции Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Всемирный фонд дикой природы (WWF) – М., 2009.
  4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году» подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, другими организациями и учреждениями. – М., ООО «РППР РусКонсалтингГрупп» по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2009.

Для студентов

  1. Лесной кодекс Российской Федерации –по состоянию  на 2011 год / с комментариями  и изменениями.- М.: ООО «Рид Групп», 2011.
  2. Федеральный закон от 14.03.95г № 33-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об особо охраняемых природных территориях";
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011).
  4. Степаницкий В.Б. Постатейный «Комментарий к Федеральному Закону «Об особо охраняемых природных территориях». – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001.

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1.  Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии: изд. 2-ое, доп./Под общ. Ред. Н.В. Комаровой, В.П.Рощупкина. – М.: ВНИИЛМ, 2007 г.
  2. Федеральный закон от 14.03.95г № 33-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об особо охраняемых природных территориях";
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011).
  4. Земельный кодекс РФ от 25.10. 2001 № 136-ФЗ .
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ.
  6. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 № 63-ФЗ.
  7. Федеральный Закон от 04.04.2001г. (в ред. Федеральных Законов  От 03.12.2008 N 250-ФЗ) № 49-ФЗ « О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
  8. Федеральный Закон от 04.04.2001г. (в ред. Федеральных Законов  От 03.12.2008 N 250-ФЗ) № 49-ФЗ « О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
  9. Федеральный закон -№ 26 от 27.01.1995 г. (в ред. федеральных законов от 18.07.2011 № 219-ФЗ) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
  10. Федеральный Закон от 20.12.2001г. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ) «Об Охране окружающей среды».
  11. Приказ Минсельхоза РФ От 24.11.2003 N 1500 «Об Утверждении Положений о государственных природных Заказниках федерального значения».
  12. Приказ МПР  от 8 июня 2007 г. № 149 «Об утверждении правил лесоразведения».
  13. Приказ МПР  от 16 июля 2007 г. N 183 «Об утверждении правил лесовосстановления».
  14. Приказ МПР от 12 марта 2008 г. N 54 «О внесении изменений в особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденные приказом МПР России от 16 июля 2007 г. № 181.
  15. Приказ МПР от 16 июля 2007 г. № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».
  16. Приказ МПР от 25 января 1993 г. № 14 «Об утверждении общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального)  назначения в Российской Федерации».
  17. Приказ МПР от 25 января 1993 г. № 15 «Об утверждении общего положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации».
  18. Приказ МПР от 24 апреля 2007 г. N 108 «об утверждении правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности»
  19. Приказ МПР от 22 января 2008 г. N 13 г. Москва "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов"
  20. Постановление Администрации Воронежской обл. От 06.08.2002 N 723 (в ред. от 9.03.2005) "Об утверждении Положения об экологической инспекции администрации Воронежской области"
  21. Постановление от 18 декабря 1991 года N 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации», (с изменениями на 23 апреля 1996 года).
  22. Постановление от 10 августа 1993 г. № 769  «Об утверждении положения о национальных природных парках Российской Федерации» (в ред. постановления правительства РФ от 06.10.2011 № 824).
  23. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах».
  24. Указ президент Российской Федерации от 4 Февраля 1994г. № 236 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
  25. Степаницкий В. Б., Крейндлин М. Л.,. Куксин  Г. В . Организация и деятельность службы охраны в государственных природных заповедниках и национальных парках/ Справочно-методическое пособие. – М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2006.
  26. Бишоп К. ,Грин М., Филлипс А. Модели национальных парков. М.: Изд. ЦОДП. – 2000.
  27. Дёжкин В.В. и Снакин В.В. Заповедное  дело. Словарь-справочник. М.: НИА-Природа, 2003.
  28. Дежкин В.В. Категории и задачи охраняемых природных территорий России (к обновленной концепции  заповедного  дела)//Научные труды МНЭПУ.  Сб.  научных трудов Экологического ф-та. Вып.1. М, Изд. МНЭПУ, 1999.
  29. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации (статистический сборник). Под редакцтей А.Д.Думнова и Н.Г.Рыбальского. М.: МПР РФ; НИА-Природа. 2003.
  30. Степаницкий В.Б Сборник руководящих документов по заповедному делу. 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000
  31. Степаницкий В.Б. Постатейный «Комментарий к Федеральному Закону «Об особо охраняемых природных территориях». – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001.
  32. Степаницкий В.Б., Попов А.И., Крейндлин М.Л., Бородин А.В., Пилипенко Г.Е., Попова С.Э., Тукало О.А., Цуриков М.Н., Володина Ю.А. Спутник государственного инспектора. Справочное пособие. Сочи: Кавказский заповедник, 2005.
  33. Шестаков А.С. Программа работы по охраняемым природным территориям Конвенции о биологическом разнообразии. Комментарии для практического применения в регионах России / Всемирный фонд дикой природы (WWF). – М., 2009.

Для студентов

  1. Боголюбова С.А. Экологическое право. Учебник.М.: ЮРАЙТ, 2011.
  2. Дёжкин В.В. и Снакин В.В. Заповедное  дело. Словарь-справочник. М.: НИА-Природа, 2003.
  3. Дежкин В.В. Категории и задачи охраняемых природных территорий России (к обновленной концепции  заповедного  дела)//Научные труды МНЭПУ.  Сб.  научных трудов Экологического ф-та. Вып.1. М, Изд. МНЭПУ, 1999.
  4. Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и

       перспективы развития. М.: ВВФ России, 2009. 456 с.

  1. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический  обзор федерального законодательства. М.: Изд-во КМК, 2003. 352 с.
  2. Степаницкий В.Б., Попов А.И., Крейндлин М.Л., Бородин А.В., Пилипенко Г.Е., Попова С.Э., Тукало О.А., Цуриков М.Н., Володина Ю.А. Спутник государственного инспектора.
  3. Реймерс Н. Ф. Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 1978. 296 с.

Интернет-ресурсы

  1.  www.rosleshoz.gov.ru -Портал Федерального агентства лесного хозяйства –
  2.  www.mnr.gov.ru - Министерство природных ресурсов и экологии РФ  
  3. http://www.rg.ru/ - Российская газета
  4. http://www.consultant.ru/ - Справочно-правовая система “КонсультантПлюс”

http://www.garant.ru/ - Справочно-правовая система “Гарант”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-измерительных материалов по МДК 02.04 «Практические основы планирования в организации» (вариативная часть) для обучающихся программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 «Право и организация социального

Материалы контрольно-измерительных материалов по  МДК 02.04«Практические основы планирования в организации»   являются вариативной частью основной профессиональной образовательной прогр...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ЕН.01.«Математика» Математического и общего естественно-научного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» Базов

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ЕН.01.«Математика» разработан но основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности ср...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...