РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 Организация использования лесов
рабочая программа

Рабочая программаа

учебной практики

 

ПМ.03 Организация использования лесов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_pm.03_uch._praktika_-_novaya.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф.МОРОЗОВА»

Заочное отделение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.03 Организация использования лесов

профессионального цикла,

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

базовой подготовки

c. Слобода

2018 г.

Одобрено МО профессионального цикла

УГ спец. 35.00.00.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Председатель____________ Г.В. Рыцкова

 «01» сентября 2018 г.

Согласовано

Методист

____________ Ю.С. Подшибякина

01.09. 2018 г.

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

__________ Т.Г Круподерова

«01» сентября 2018 г.

        

Разработчик:

Баталин Алексей Николаевич _________

- преподаватель ГБПОУ ВО

   «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»

Программа рекомендована цикловой предметной комиссией профессиональных дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова».

         

         Протокол заседания комиссии №1     от «01» сентября 2018  г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                стр.

1. Паспорт программы учебной практики  профессионального модуля

4

2. Результаты освоения учебной практики профессионального модуля

6

3. Структура и содержание учебной практики профессионального модуля

7

4. Условия реализации учебной практики профессионального модуля

9

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики профессионального модуля

13

 Приложения                                                                                              


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля «Организация использования лесов»- является частью  программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности СПО 35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство, базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих. Рабочая программа составляется для заочной  формы обучения.

1.2. Цели и задачи учебной практики  модуля – требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной практики профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов;

- выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;

- оформления технологической карты;

- выбора способа очистки лесосек;

-установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;

- разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности;

уметь:

- работать с электронной базой материалов лесоустройства;

- использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков;

- устанавливать и обозначать на местности границы лесосек;

- оформлять документацию по отводу лесосек;

- контролировать и принимать работы по отводу лесных участков;

- проводить оценку качества отведенных участков;

- давать оценку правильности составленных технологических карт;

- подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов;

- проводить ландшафтный анализ территории;

- выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений;

- организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков;

- осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования лесов;

- работать с нормативной документацией;

- организовывать работу производственного подразделения;

- проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения лесных пожаров

1.3. Количество часов на освоение программы  учебной практики профессионального модуля

Вид учебной деятельности

Объём часов

Учебная практика

96

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения учебной практики  профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Организация использования лесов», в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов

ПК 2.

Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими

ПК 3.

Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность

В процессе освоения  учебной практики ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Организация использования лесов»

3.1. Тематический план учебной практики  профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименование профессионального модуля (ПМ), МДК и тем учебной практики

Содержание учебного материала

Объем

часов

Уровень

освоения

МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов

ПК 3.1. Осуществлять отвод лесных участков для про ведения меропри-ятий по исполь-зованию лесов

Тема: Осуществление отвода лесных участков на местности под рубки спелых и перестойных насаждений для заготовки древесины

Отвод  лесных участков на местности под рубки спелых и перестойных насаждений для заготовки древесины

6

2

ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов  с целью заготовки  древесины и других лесных ресурсов  и руководить ими

Тема: Осуществление заготовки живицы. Ознакомление с методами подсочки, контроль за карроподновками

Ознакомление с методами подсочки, контроль за карроподновками

6

2

Тема: Выявление возможных неисправностей технологических машин и орудий, установление причин и их устранение

Участие в выявлении возможных неисправностей технологических машин и орудий, установление причин и их устранение

6

2

Тема: Регулирование рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе и хранению

Участие в регулировании рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе и хранению

6

2

Тема: Проведение заготовки и переработки недревесной продукции леса

Участие в заготовке и переработке недревесной продукции леса.

6

2

Тема: Оформление технической документации

Заполнение форм, бланков, отчетов

6

2

Всего

36

МДК.03.02.Использование лесов для  осуществления рекреационной деятельности

ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность

Тема: Изучение  классификации и характеристики лесопарковых ландшафтов

Изучение классификации типов лесопарковых ландшафтов

6

2

Изучение классификации и характеристики лесо- парковых ландшафтов (серий, групп)

6

2

П Тема: Проведение ландшафтной таксации насаждений;

 Оценка эстетических свойств, оценка прохо- димости и просмат риваемости участка

6

2

 Сомкнутость полога, размещение деревьев, санитарно-гигиеническая оценка

6

2

Тема: Описание декоративных свойств различных форм и сортов древесно-кустарниковых растений: качеств их кроны, листьев, цветков, плодов, ствола

Описание декоративных свойств различных форм и сортов древесно-кустарниковых растений (качеств  кроны, листьев,  ствола)

6

2

Описание декоративных свойств различных форм и сортов древесно-кустарниковых растений (качеств  цветков, плодов)

6

2

Тема: Разработка рекомендаций по использованию декоративных форм в лесопарковом хозяйстве и озеленении

 Разработка рекомендаций по благоустройству территории лесопарка

6

2

Хозяйственные мероприятия по реконструкции ландшафтной растительности

6

2

Тема: Оформление технической документации

Заполнение форм, бланков, отчетов

6

2

Тема: Оформление отчета

Оформление отчета по учебной практике

6

2

Всего

60

Итого

96

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Требования к материально-техническому обеспечению

Учебная практика по Разделу I. Заготовка древесины и Разделу II. Заготовка живицы и других лесных ресурсов  проводится в лесном хозяйстве на объектах, представляющих собой лесные площади, и объектах производственно-технического назначения.

На этих объектах реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта в части приобретения студентами профессиональных навыков по организации и осуществлению.  Для этих целей, подобраны участки лесных насаждений подготовленных к рубке.

На объектах производственно-технического назначения проверяется укомплектованность и состояние оборудования, машин и механизмов,  наличие необходимой документации и делаются выводы о готовности их к использованию.

Форма организации труда студентов – бригадная. В зависимости от назначения  используются учебные объекты стационарного или среднего срока действия.

Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом профессиональные навыки отрабатываются на следующих учебных объектах и рабочих местах:

Цель и вид работ

Учебный объект, рабочие места

Получение профессиональных навыков по отводу лесосек под выборочные и сплошные  рубки, учету и оценке естественного лесовосстановления леса, аттестации лесосек и передаче их лесозаготовителям

Лесные участки спелых и перестойных лесных насаждений с подростом и без подроста

Получение профессиональных навыков по освидетельствованию мест рубок и аттестации площадей, пройденных рубками спелых, перестойных насаждений

Лесосеки после проведения рубок спелых, перестойных насаждений

Получение профессиональных навыков по контролю за соблюдением правил использования лесов для заготовки живицы, недревесных, пищевых и других лесных ресурсов

Лесные участки насаждений для заготовки пищевых, кормовых продуктов леса, лекарственного сырья

Получение профессиональных навыков по контролю за выполнением требований при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности

Лесные участки насаждений при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности

Получение первичных навыков по контролю за состоянием, использованием и воспроизводством лесов

Лесные участки насаждений различных видов и форм использования лесов

Практика для получения профессиональных навыков по машинам и механизмам при  заготовке  древесины проводится в  лесном хозяйстве  с целью выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта и направлена на приобретение студентами профессиональных навыков:

– выявления возможных неисправностей  технологических машин и орудий;

– определения причин и устранения неисправностей, регулирования систем и узлов, проведения технического обслуживания и агрегатирования тракторов с технологическими машинами и орудиями.

Учебная практика по Разделу III. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности направлена  на закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений в соответствии с ФГОС СПО по специальности, на приобретение навыков определения в натуре групп, серий и типов лесопарковых ландшафтов; ландшафтной таксации насаждений; функционального зонирования территории лесопарка; назначения хозяйственных мероприятий по ландшафтной реконструкции растительности, благоустройству и содержанию территории лесопарка; создания и содержания озелененных территорий.

Объектами практики являются лесопарк,лесничества, а также лесные участки в той или иной степени, затронутые рекреационным воздействием: лесопарковые и лесохозяйственные части зеленых зон, организованные лесопарки, усадьбы лесничеств и др.

По сроку службы объекты могут быть: стационарные, среднего срока действия и временные. При подборе учебных объектов необходимо учитывать специфические особенности региона.

Учебными объектами могут быть:

1. Лесные участки разнообразных групп, серий и типов лесопарковых ландшафтов.

2. Лесные кварталы для образования ландшафтных участков.

3. Организованный лесопарк (фрагмент лесопарковой части зеленой зоны).

4. Лесные участки, лесопарка, нуждающиеся в хозяйственных мероприятиях: рубках, посадках, улучшении луговых ландшафтов, оформлении берегов водоемов и др.

5. Благоустроенные и нуждающиеся в благоустройстве участки лесопарка (лесопарковой зоны).

6. Участки рекреационных мест, административных и хозяйственных объектов в лесничествах.

Выбор участка под учебный объект должен производиться с учетом возможностей проведения на нем практических работ по общепрофессиональным дисциплинам.

Форма организации труда студентов – бригадная.

В период полевых работ профессиональные навыки приобретаются на следующих учебных объектах и рабочих местах:

Цель и вид работ

Учебные объекты и рабочие места

Получение профессиональных навыков натурного выделения групп, серий и типов лесопарковых ландшафтов; определения связи лесопарковых ландшафтов с типами леса, характеристики эстетических и санитарно-гигиенических свойств ландшафтов

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых ландшафтов различных серий и типов

Получение профессиональных навыков выделения ландшафтных (таксационных) выделов и определения их ландшафтно-таксационных показателей, объединения таксационных выделов в ландшафтные участки

Лесной квартал

Получение профессиональных навыков ландшафтно-планировочного анализа территории, ее функционального зонирования

Организованный лесопарк (фрагмент лесопарковой части зеленой зоны)

Получение профессиональных навыков назначения хозяйственных мероприятий в лесопарках

Участки лесопарка (лесопарковой части зеленой зоны), нуждающиеся в хозяйственных мероприятиях по реконструкции и благоустройству территории

Получение профессиональных навыков озеленения территорий

Участки рекреационных мест, административных и хозяйственных объектов в лесничествах

Реализация программы модуля предполагает производственную практику.

           

                                                                                                                                                                                     

  1. Информационное обеспечение обучения.

        Перечень используемых учебных изданий

Основные  источники:

  1. Лесной кодекс Российской Федерации.  (В последней редакции на момент использования программы).

2. Постановление Правительства РФ от 15.03. 2007 г. № 162. «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается».  

3. Приказ МПР РФ от 28.03. 2007 г. № 68. «Перечень лесорастительных зон и лесных районов».  

4. Постановление Правительства РФ от 24.04. 2007  № 246. «Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 25.03. 2010  № 183. «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».

 6. Приказ МПР РФ от 02.04. 2007 г. № 74. «Порядок заполнения и подачи лесной декларации

7.  Приказ МПР РФ от 08.06. 2007 г. № 148. «Порядок исчисления расчетной лесосеки».  

8. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 806. «Об  исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

9. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 г. № 184 . «Правила заготовки древесины».

10. Приказ МПР РФ от 11.06. 2007 г. № 156. «Правила заготовки живицы».

11. Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. № 84. «Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов».

12. Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. № 83.  «Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений».

13. Приказ МПР РФ от 28.05. 2007 г. № 137. «Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности».

14  Приказ МПР РФ от 24.04. 2007 г. №108. «Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности».  

15. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 г. № 183. «Правила лесовосстановления».

16. Постановление Правительства РФ от 26.06. 2007 г. № 406. «Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

17. Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414. «Правила санитарной безопасности в лесах».

18. Приказ МПР РФ от 19.04. 2007 г. № 106. «Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений».

19. Приказ МПР России от 06.04 2007 г. № 77. «Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки».  

20. Приказ МПР России от 16.07. 2007 г. № 182. «Типовая форма плана субъекта РФ».

21. Кузнецов Г.В., Антипенко Т.А. Практикум по лесоводству, 2008

22. Марченкова О.В., Ревякина Е.М. Лесопарковое хозяйство. Учебник для техникумов. М.: ВНИИЛМ, 2008.

23. Мелехов И.С. Лесоводство. М.: В.О. Агропромиздат, 2005.

        

Дополнительные источники:

1.  Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах РФ. М.: 1993.

2. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. М.: МГУЛ, 2003.

3. Тихонов А.С. Лесоводство. Учебное пособие для студентов, 2005

4. Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Лесная промышленность, 1974.

Интернет-ресурсы:

Consultant.Ru

  1. Общие требования к организации учебной практики.

Учебная практика по профессиональному модулю ПМ. 03 «Организация использования лесов» проводится в лесном хозяйстве на объектах, представляющих собой лесные площади, и объектах производственно-технического назначения и направлена на закрепление  теоретических знаний.

Учебная практика проводится в организациях на основании договоров, заключенными между учебным заведением  и этими предприятиями. Студенты могут проходить учебную практику в коммерческих организациях, где возможно изучение материалов, связанных с профессиональной тематикой. Студентам необходимо получить практический опыт, заложенный в программу учебной практики. По итогам учебной практики составляется отчет.

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

   УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(вида профессиональной деятельности)

Результаты обучения (освоенный практический опыт)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов

защита отчета по учебной практике

выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями

защита отчета по учебной практике

оформления технологической карты

защита отчета по учебной практике

выбора способа очистки лесосек

защита отчета по учебной практике

установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики

защита отчета по учебной практике

разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности

защита отчета по учебной практике

Преподаватель _______________ (Баталин А.Н.)

Приложение А

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф.Морозова»

заочное отделение

ОТЧЕТ

о прохождении учебной практики

в   _______________ лесничестве

с_____20__ г.     по _____ 20____г.

Специальность 35.02.01 (250110) «Лесное и лесопарковое хозяйство»

базовой подготовки

Выполнил:                                                                               Проверил:

Студент       группы                                                   руководитель практики:

Преподаватель

c. Слобода

2016 г.

        Приложение Б

Рекомендации студентам по составлению отчета о прохождении учебной практики

Отчет о прохождении учебной практики является важным этапом работы, который показывает, какими профессиональными и общими компетенциями овладел практикант.

Структура отчета предполагает:

Титульный лист;

Содержание отчета с указанием страниц

Введение;

Разделы (согласно программы прохождения практики)

Заключение (выводы)

Приложение

Список использованной литературы.

Отчет составляется грамотно, на листах бумаги формата А4 в рукописном или печатном виде, сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. Текст отчета выполняется на одной стороне стандартного листа с оставлением полей.

Листы нумеруются арабскими цифрами, проставляя номер внизу в центре листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставят. Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами, в пределах раздела. Иллюстрации обозначают словом «Рис».

После заключения необходимо привести список литературы. В отчете могут быть представлены фотоматериалы, диаграммы и др. материалы, отображающие содержание практики и участие практиканта в работе. Отчет о прохождение учебной практики в печатном виде 15-20 листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Организация хранения и контроль запасов сырья"

Рабочая программа учебной дисциплины "Организация хранени я и контроль запасов сырья" для студентов специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация храненияи контроль запасов и сырья»       для специальности19.02.10 «Технология продукции общественного питани...

Рабочая программа по ПМ 03 Организация использования лесов

Рабочая программа по ПМ 03 Организациия использования лесов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Организация охраны труда на предприятиях" по профессии "Парикмахер"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 43.01.02 «пар...

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания».

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте. для специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте.  для специальности среднего  профессионального образования23.02.03 Техническое ...