Рабочая программа по ПМ 03 Организация использования лесов
рабочая программа на тему

Рабочая программа по ПМ 03 Организациия использования лесов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_pm_organizatsiya_ispolzovanie_lesov.doc493.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ  Г.Ф. МОРОЗОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 03. Организация использования лесов

«Профессиональный цикл»

основной профессиональной образовательной программы по

специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

базовой подготовки

с. Слобода

2016 г.


РАССМОТРЕНО

Цикловой предметной

комиссией профессиональных дисциплин

Председатель __________С.В.Матузова

05.09.2016 г.

       УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

______________ А.В. Меркушева

       06.09.2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________  Н.И. Прошина

«____» _______________ 2016 г.

        

         

Разработчик: Кольченко Е.Н. - преподаватель ГБПОУ  ВО

                     «ХЛК им. Г.Ф.Морозова»

        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «22» июня 2010 г. №677.

        Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

                                                                                                                                                                                               

25


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

ПМ 03. Организация использования лесов

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля  – является частью  основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова»  по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки), разработанной  в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лесного и лесопаркового  хозяйства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

- отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов;

- выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;

- оформления технологической карты;

- выбора способа очистки лесосек;

- установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;

- разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности;

уметь:

- работать с электронной базой материалов лесоустройства;

- использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков;

- устанавливать и обозначать на местности границы лесосек;

- оформлять документацию по отводу лесосек;

- контролировать и принимать работы по отводу лесных участков;

- проводить оценку качества отведенных участков;

- давать оценку правильности составленных технологических карт;

- подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов;

- проводить ландшафтный анализ территорий;

- выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений;

- организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков;

- осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков  при различных видах использования лесов;

- работать с нормативной документацией;

- организовывать работу производственного подразделения;

- проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения  лесных; пожаров;

знать:

- технику отвода лесных участков;

- системы и виды рубок лесных насаждений и их организационно-технические элементы;

- способы осуществления основных технологических процессов заготовки древесины;

- технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

- принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности;

- пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности;

- правила оформления технической документации;

- нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов;

- правила   охраны труда и пожарной безопасности при использовании лесов.

Вариативная часть

С целью реализации требований работодателей , вариативная часть предполагает углубленное изучение тем:

-  выборочные и сплошные рубки;

- отвод лесосек;

- технология лесосечных работ;

- парки, скверы, уличные насаждения. Озеленение промышленных  предприятий;

- способы создания и содержания зеленых насаждений.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

387

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

258

Курсовая работа

-

Учебная практика

96

Производственная практика

54

Самостоятельная работа  студента

129

Итоговая аттестация в форме экзамена

э

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация использования лесов,  в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.

ПК 3.2.

 Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.

ПК 3.3.

Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность

В процессе освоения профессионального модуля студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1-2

Раздел 1.

Заготовка древесины

161

 108

 50

 –

 51

-

24

-

ПК 2

Раздел 2.

Заготовка  живицы и других  лесных ресурсов

52

34

16

20

12

-

ПК 3

Раздел 3.

Использование лесов для осуществления рекреа- ционной  деятельности

174

116

34

58

60

-

Производственная практика, (по профилю специальности), часов

54

54

Всего:

387

258

100

-

129

96

54

                                                                                                                   


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)  Организация использования лесов

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Заготовка древесины

 108

МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов

 

Тема 1.1. Виды использования лесов

Содержание

8

1

Общие понятия об использовании лесов.

2

1

2

Виды использования лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ. Лесной план. Лесохозяйственный  регламент. Проект освоения лесов. Отчет об использовании лесов

2

3

Права и обязанности лиц,  осуществляющих использование лесов.

2

4

Основания возникновения права по использованию лесов

2

5

Ограничение, приостановление, прекращение права по использования лесов. Регулирование нормативными правовыми актами этой сферы.

2

6

Информация по видам использования лесов, содержащаяся в лесохозяйственном регламенте лесничества.

2

2

7

Ущерб, причиненный лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства.

2

Практические занятия

4

1

Контроль за состоянием, использованием и воспроизводством лесов. Определение размера ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства.

2

2

Основания возникновения, приостановления, прекращения правоотношений по использованию лесов.  

2

Тема 1.2. Организация использования лесов.

Права пользования лесными участками

Содержание

 8

1

Нормативная документация по организации использования лесов.

2

1

2

Расчетная лесосека и лесосечный фонд.

2

3

Постоянное (бессрочное) пользование, аренда, безвозмездное срочное пользование. Договор  аренды лесных участков. Договор купли-продажи лесных насаждений. Лесная декларация.

2

4

Сроки, порядок заготовки и вывозки древесины.

2

2

5

Определение полноты выполнения требований, установленных Правилами заготовки древесины и лесохозяйственным регламентом.

2

Практические занятия

2

1

Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Договор купли-продажи лесных насаждений.

Заключение договора аренды лесного участка: права и обязанности сторон.

2

Оформление документации по аренде лесных участков, по договорам купли-продажи лесных насаждений.

Установление лесоводственных требований при заготовке древесины с учетом региональных условий и конкретных особенностей лесных участков.

2

Тема 1.3. Классификация рубок спелых и перестойных насаждений, типы и виды рубок

Содержание

4

1

Цели рубок спелых и перестойных насаждений. Типы и виды рубок.

2

2

2

Организационно-технические элементы. Нормативная документация.

2

2

Тема 1.4. Выборочные и сплошные рубки

Содержание

26

1

Сплошные рубки, их определение, классификация, назначение, условия применения. Влияние сплошных рубок на среду и лесовосстановление.

2

2

2

2

2

 Оценка сплошных рубок (лесоводственная, экологическая, экономическая и т.д.).

2

Выборочные рубки, их виды, задачи, условия применения и нормативы.

2

 Добровольно-выборочные и группово-выборочные рубки. Оценка выборочных рубок (лесоводственная, экологическая, экономическая и т.д.).

3

4

Постепенные рубки в системе выборочных, их виды, задачи, условия применения и нормативы.

2

2

Равномерно-постепенные рубки.

2

 Группово-постепенные, длительно-постепенные, чересполосные постепенные рубки. Оценка постепенных рубок (лесоводственная, экологическая, экономическая и т.д.).

2

Практические занятия

12

4

1

Проектирование сплошных рубок и установление их организационно-технических элементов.

Проектирование выборочных рубок. Определение параметров организационно-технических элементов.

4

Проектирование постепенных рубок в системе выборочных. Установление их организационно-технических элементов.

4

Тема 1.5. Отвод лесосек

Содержание

10

1

Нормативно-инструктивная документация по отводу и таксации лесосек. Нормативные документы, регламентирующие порядок отвода и таксации лесосек Подготовительные работы по отводу лесосек

4

2

2

2

Порядок отвода. Способы таксации лесосек. Проверка качества отвода лесосек и передача их лесозаготовителям.

2

2

Практические занятия

6

1

Подбор участков для отвода лесосек.

2

Оформление (заполнение) документов при отводе и таксации лесосек отвода.

2

Составление акта проверки отвода лесосек.

2

Тема 1.6. Технология лесосечных работ

Содержание

26

1

Понятие о технологии разработки лесосек. Классификация технологий.

2

1

  Комплекс лесосечных работ, проводимых при разработке лесосеки.

2

2

2

2

2

2

2

Лесосека и ее элементы. Погрузочные пункты и вывозка древесины.

2

3

Применение в технологическом процессе валочных, валочно-трелевочных

2

 Применение валочно-пакетирующих машин, хорвестеров и форвардоров.

4

Разработка лесосеки без подроста.

2

Технологии разработки лесосеки с сохранением подроста.

Практические занятия

12

1

Подбор технологий лесосечных работ.

Оформление технологических карт на разработку лесосек.

6

6

Тема 1.7. Очистка

лесосек

Содержание

6

1

Лесоводственно-экологическое значение очистки лесосек. Способы очистки мест рубок.

Применение способов в зависимости от типа лесорастительных условий и возможности использования порубочных остатков.

2

2

2

Практическое занятие

2

1

Установление способа очистки лесосек.

Тема 1.8. Контроль качества лесосечных работ и приемка

готовых объектов

Содержание

4

1

Текущий контроль за соблюдением лесоводственных требований при проведении рубок.

Аттестация лесосек, пройденных рубкой и их приемка.

2

2

2

Практическое занятие

2

1

Составление акта аттестации лесосек.

Тема 1.9. Комплекс машин и механизмов для заготовок древесины

Содержание

16

1

Машины для валки и трелёвки древесины. Экологическая оценка их применения в различных лесорастительных условиях, экономическая эффективность.

8

2

2

2

2

2

Машины для обрезки сучьев.

2

3

Челюстные и гидравлические погрузчики.

 Автопоезда, прицепы, полуприцепы и роспуски.

2

4

2

5

Общее устройство машин и механизмов, применяемых на нижнем складе древесины.

2

2

Практические занятия

8

2

2

2

2

1

 Изучение в натуре комплекса машин для заготовки  древесины (валки)

Изучение в натуре комплекса машин для заготовки  древесины (трелевки)

Изучение машин для обрезки сучьев

Изучение общего устройства машин применяемых на нижнем складе

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

51

20

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

25

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы раздела 1:

  1. Классификация рубок спелых и перестойных насаждений
  2. Скандинавская технология заготовки древесины
  3. Современные машины, применяемые при заготовке древесины

6

Учебная практика по разделу 1

Виды работ:

- осуществление отвода лесных участков  на местности под рубки спелых и перестойных насаждений для заготовки древесины;

- выявление возможных неисправностей технологических машин и орудий, установление причин   и  их устранение;

- регулирование рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе и хранению;

- оформление отчета.

24

Производственная практика (по профилю специальности) по разделу 1

Виды работ:

- использование лесов для заготовки древесины;

- проведение выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;

- оформление технологической карты;

- осуществление выбора способа очистки лесосек;

- проведение контроля качества работ на всех этапах их проведения;

- обобщение материалов, оформление дневника и отчёта.

42

Раздел 2.

Заготовка  живицы и других лесных ресурсов

34

МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов

 

Тема 2.1. Технология подсочки

Содержание

4

1

Сырьевая база подсочки. Подготовительные, основные производственные, заключительные работы при проведении подсочки.

2

2

2

2

Лесоводственные требования при заготовке живицы.

2

Тема 2.2. Контроль за выполнением правил заготовки живицы

Содержание

12

1

Теоретические основы подсочки

2

2

2

2

Проведение подсочки сосновых, еловых, лиственничных и пихтовых насаждений.

2

3

Сроки, продолжительность и порядок проведения.

Технология подсочки хвойных пород

2

Практические занятия

6

1

Установление  требований при подсочке и заготовке живицы в насаждениях различных пород. Документация, регламентирующая   заготовку живицы.  Документация по контролю  заготовки   живицы.  Договор аренды лесных участков для  заготовки живицы. Лесная декларация.  

2

2

2

2.

Заполнение акта передачи насаждений в подсочку

3

Составление акта приёмки выполненных работ.

Тема 2.3.Технология заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и контроль   ее проведения

Содержание

6

1

Виды недревесных лесных ресурсов. Документация, регламентирующая   заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов. Объем заготовки и сбора. Требования к заготовке.

2

2

2

Права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

2

Практические занятия

4

1

2

Установление  требований к заготовке различных видов недревесных лесных ресурсов.  

Документация по контролю  заготовки  и сбора недревесных  лесных ресурсов.  Договор аренды лесных участков  для заготовки  и сбора недревесных  лесных ресурсов.  Лесная декларация.

2

2

Тема 2.4. Заготовка пищевых лесных ресурсов

Содержание

8

1

Использование лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов.  Документация, регламентирующая заготовку пищевых лесных ресурсов. Требования к заготовке.

2

2

2

2

Права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов.

2

Практические занятия

4

1

Установление   требований к  заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов. Документация по контролю заготовки пищевых лесных ресурсов.   Договор аренды лесных участков для заготовки пищевых лесных ресурсов. Лесная декларация.

2

2

Тема 2.5. Сбор лекарственного сырья

Содержание

4

1

Использование лесов для сбора лекарственных растений. Документация, регламентирующая, сбор лекарственного сырья Требования к сбору.

2

2

2

Права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для сбора лекарственных растений

2

Практическое занятие

2

1

Установление требований к сбору сырья однолетних и многолетних лекарственных растений. Документация по контролю заготовки лекарственных растений  Договор аренды лесных участков  Лесная декларация.

Диф. зачет по разделам  1 и 2

 

Самостоятельная работа при изучении раздела  2

20

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

8

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

8

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ПМ 2:

1.  Подсочка.

2. Заготовка дикорастущих плов и ягод

3. Свойства лекарственных растений и их применение в медицине.

4

Учебная практика по разделу 2

Виды работ:

- ознакомление с методами подсочки;

- проведение заготовки и переработки недревесной продукции леса;

- оформление технической документации;

- оформление отчета.

12

Производственная практика (по профилю специальности) по разделу  2

Виды работ:

- осуществление отвода лесных участков для заготовки  недревесных, пищевых и других лесных ресурсов;

- проведение  работ на объектах использования лесов для заготовки недревесных, пищевых и других лесных ресурсов;

- проведение контроля за выполнением  лесохозяйственных работ;

- обобщение материалов, оформление дневника и отчёта.

6

Раздел 3.

Использование лесов для  осуществления рекреационной деятельности

116

МДК.03.02.

Использование лесов для  осуществления рекреационной деятельности 

116

Введение

Содержание

2

1

Использование лесов для  осуществления рекреационной деятельности  в Лесном кодексе Российской Федерации

2

2

2

Основные понятия о зеленых зонах, рекреационное природоохранное и историко-культурное значение зеленых зон вокруг городов и населенных пунктов.

1

3

Леса зеленых зон поселений и типы хозяйств выделяемых при лесоустройстве.

1

Тема 3.1. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Понятие о рекреации

Содержание

4

1

Понятие о рекреации. Объекты рекреационного назначения.

2

2

2

Мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности.

2

3

Организация использования.

2

Практическое занятие

2

1

Проектирование мероприятий по использованию лесов на различных объектах рекреационного назначения

Тема 3.2. Предмет, объекты и задачи лесопаркового хозяйства

Содержание

2

1

Исторический обзор садово-паркового строительства.

Краткая история развития лесопаркового хозяйства

Теоретические основы и практические приемы создания экологически сбалансированного леса непрерывного пользования. Цели, задачи, объекты  лесопаркового хозяйства

2

1

Тема 3.3. Зеленые зоны городов. Леса зеленых зон городов и типы хозяйств в них

Содержание

4

1

Зеленые зоны вокруг городов. Выделение зелёных зон как категории защитных лесов. Леса зеленых зон и типы хозяйств в них.

2

2

1

2

Планировка зеленых зон вокруг городов, основные элементы зеленых зон.

Рекреационное природоохранное и историко-культурное значение зеленых зон вокруг городов и населенных пунктов

2

Тема  3.4. Понятие о лесопарке. Выбор территории

Содержание

4

1

Стили в паркостроении регулярный, ландшафтный, комбинированный.

Понятия о лесопарке. Функциональное назначение.

2

2

1

2

Условия выбора территории под лесопарки. Общие принципы ведения хозяйства в лесопарках в соответствии с Лесным кодексом РФ.

2

Тема 3.5. Понятие о лесопарковых ландшафтах,

их классификация и характеристика

Содержание

10

1

Основные понятия о географическом ландшафте. Лесопарковый ландшафт. Макро-, мезо- и микроландшафты. Основные компоненты лесопаркового ландшафта. Пейзаж – внешний облик лесопаркового ландшафта.

2

2

2

1

2

Основные классификационные признаки лесопарковых ландшафтов. Выделение групп, серий, типов ландшафтов. Структурные особенности древостоев и их значение при классификации. Связи лесопарковых ландшафтов с типами леса.

2

3

Эстетические и гигиенические свойства ландшафтов. Психоэмоциональное воздействие различных ландшафтов на человека.

2

Практические занятия

4

1

Выделение групп, серий, типов ландшафтов по таксационным описаниям.

2

2

2

Анализ психоэмоционального воздействия ландшафтных  факторов на людей

Тема 3.6. Законы ландшафтной архитектуры.

Общие принципы композиции

Содержание

6

1

Понятие о композиции. Правила и средства композиции: цвет и светотень, перспектива, симметрия и асимметрия и др.

Основные законы ландшафтной архитектуры: закон контраста, закон ритма и равновесия, принцип повтора, эффект неожиданности, эффект нарастания и др. Реакция человека на цвет и их символику.

Динамика развития деревьев в группе.

2

2

2

2

Тема 3.7. Ландшафтная таксация, ее цели и задачи, отличия от лесной таксации

Содержание

6

1

Ландшафтная таксация и ее отличие от лесной таксации.

2

2

1

2

Основные показатели ландшафтной таксации: группа, серия, и тип ландшафта, сомкнутость полога, длина и ширина кроны, проходимость, просматриваемость, характер размещения деревьев, эстетическая оценка, санитарно-гигиеническая оценка, жизнеустойчивость древостоя, стадии рекреационной дигрессии, класс совершенства ландшафта. Рекреационные нагрузки.

2

Практические занятия

4

1

Ландшафтная таксация насаждений, отводимых под лесопарк.

Тема  3.8. Методы ландшафтной таксации насаждений

 

Содержание

 8

1

Камеральная обработка полевых материалов: геодезических, почвенных, гидрологических лесоводственных. Таксационное описание и план насаждений.

2

4

2

2

Схема ландшафтных участков, совмещенный план насаждений и ландшафтных участков, схема эстетической оценки ландшафтных участков.

2

Практические занятия

2

1

 Методы ландшафтной таксации насаждений.

 Тема 3.9. Архитектурно-планировочное задание на проектирование лесопарка. Опорный план, другая предпроектная документация

Содержание

6

1

Архитектурно-планировочное задание. Генеральный план развития объекта. Стадии проектирования лесопарка.

2

2

Практические занятия

4

1

Архитектурно-планировочное задание

Отдельные  стадии проектирования

2

2

Тема 3.10. Методика  проектирования лесопарка

Содержание

8

1

Ландшафтно–планировочный анализ территории лесопарка. Оценка взаимосвязей лесонасаждений, рельефа, полян, лугов, речек, выявление видовых точек.

2

2

2

2

Схема функционального зонирования. Объемно-пространственная организация территории лесопарка: выделение композиционных центров и доминантов. Планировка дорожно-тропиночной сети, размещение оборудования.

2

Практические занятия

4

1

Основные материалы по проектированию лесопарков.

2

2

2

Методика проектирования лесопарков.

Тема 3.11. Хозяйственные мероприятия по благоустройству

лесопарков

Содержание

6

1

Перенос проекта в натуру. Перечень и содержание благоустроительных работ.

2

2

2

2

Строительство дорожно-тропиночной сети, мостов, переходов. Осушение переувлажненых участков. Укрепление берегов водоемов. Лесопарковая мебель.

2

Практическое занятие

2

1

Хозяйственные мероприятия по благоустройству лесопарков.

Тема 3.12.

Хозяйственные мероприятия по реконструкции ландшафтной растительности

Содержание

18

1

Ландшафтная реконструкция растительности, ее цели и задачи. Рубки в лесопарках. Метод и интенсивность рубок. Сезон производства работ

2

2

2

2

2

2

2

Лесопарковые посадки. Массивы, группы, солитеры.

Динамика развития деревьев в группе.

Лесовосстановительные посадки, создание массивов. Декоративные посадки. Защитные посадки.

Посадка деревьев и кустарников. Создание живых изгородей

2

3

Значение открытых пространств. Улучшение луговых пространств. Создание газонов

Роль цветочного оформления лесопарка. Ландшафтные виды цветочного оформления. Технология устройства и содержания цветников.

Водоемы в композиции лесопарка и приемы их оформления.

2

Практические занятия

8

1

 Хозяйственные мероприятия по реконструкции растительности

4

4

2

Лесохозяйственные мероприятия по формированию лесопарковых ландшафтов.

Тема 3.13.   Хозяйственные мероприятия по содержанию территории лесопарка. Охрана в лесопарках

Содержание

6

1

Содержание территории лесопарков. Охрана территории от повреждений и пожаров. Охрана от лесонарушений. Защита лесопарковых насаждений от вредителей и болезней.

2

2

2

2

Лесопатологический мониторинг. Биотехнические мероприятия в лесопарках.

2

Практические занятия

2

1

Хозяйственные мероприятия по содержанию территории лесопарка. Охрана в лесопарках.

Тема 3.14. Назначение и классификация зеленых насаждений

Содержание

4

1

Санитарно-гигиеническое и эстетическое значение зеленых насаждений и их классификация по функциональному назначению: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения.

2

2

1

2

Нормы озеленения.

2

Тема 3.15. Парки, скверы, уличные насаждения. Озеленение промышленных  предприятий

Содержание

6

1

Парки, скверы, их размещение и планировка

2

2

2

1

2

Озеленение улиц территорий учебных заведений.

1

3

Озеленение промышленных предприятий и создание санитарно-защитных зон вокруг них.

2

Тема 3.16. Способы создания и содержания зеленых насаждений

Содержание

6

1

Создание зеленых насаждений: подготовка участка для озеленения, подбор ассортимента древесно-кустарниковых пород, посадка деревьев и кустарников. Создание живых изгородей.

2

2

2

2

2

Уход за насаждениями. Вертикальное озеленение. Устройство и содержание газонов.

2

3

Цветочно-декоративное оформление: подбор ассортимента цветочных растений, посадка, уход за цветниками

Содержание озелененных территорий.

2

4

2

Тема 3.17.

Использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности  

Содержание

2

1

Значение научных исследований в лесном хозяйстве. Современные направления исследований. Организация научных исследований, экспериментальные и опытные работы.

2

2

Тема 3.18. Основы декоративной дендрологии

Содержание

8

1

Положительное и отрицательное антропогенное воздействие на древесные растения. Проблемы урбанизации и воздействия техногенные факторов на древесную растительность.        

2

2

2

1

2

Типы и виды декоративных древесных растений. Формы и сорта. Использование декоративных форм в лесопарковом хозяйстве и озеленении. Естественные декоративные свойства древесно-кустарниковых растений: качества их кроны, листьев, цветков, плодов, ствола.

2

3

Интродуценты в лесном, лесопарковом хозяйстве и озеленении. Ассортимент древесных растений для различных условий и объектов. Принципы районирования древесных пород. Материалы по районированию древесных пород: карта древокультурных районов, алфавитный указатель населённых мест с обозначением древокультурных районов, краткая характеристика древокультурных районов, таблица распределения древесных пород по районам применения и типам посадок.

2

Практическое занятие

2

1

Изучение декоративных свойств различных форм и сортов голосеменных и покрытосеменных растений.

экзамен по разделу 3

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

58

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

30

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических  работ, отчетов и подготовка к их защите.

17

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы при изучении раздела 3:

  1. Садово-парковое искусство, история развития
  2. Архитектурное и художественное оформление лесопарков
  3. Борьба с вредителями и болезнями в лесопарке
  4. Парки
  5. Скверы
  6. Уличные насаждения
  7. Бульвар
  8. Газоны
  9. Цветники

11

Учебная практика по разделу 3

Виды работ:

- изучение  классификации и характеристики лесопарковых ландшафтов;

- проведение ландшафтной таксации насаждений;

- описание декоративных свойств различных форм и сортов древесно-кустарниковых растений: качеств их кроны, листьев, цветков, плодов, ствола;

- оформление технической документации;

- оформление отчета.

60

Производственная практика (по профилю специальности) по разделу 3

Виды работ:

- осуществление отвода лесных участков на местности для осуществления рекреационной деятельности;

- проведение разработки и осуществление мероприятий рекреационной деятельности;

- ознакомление с основами  проектирования лесопарков;

- проведение хозяйственных мероприятия в лесопарках;

- описание декоративных свойств различных форм и сортов древесно-кустарниковых растений: качеств их кроны, листьев, цветков, плодов, ствола;

 - осуществление  контроля за состоянием и использованием лесных участков для рекреационной деятельности;

- обобщение материалов, оформление дневника и отчёта.

12

Экзамен по модулю

Всего по модулю

387

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Кабинет «Использования лесов»   

                 Оборудование учебного кабинета:

          - посадочные места по количеству обучающихся;

          - рабочее место преподавателя;

          - стенды, витрины;

          - плакаты, схемы;

          - таблицы, макеты,

          - материалы и оборудование для проведения практических занятий

        Для программы  раздела 1 и  раздела 2:

        Стенды и витрины: Лесной кодекс РФ; требования к уровню подготовки специалиста лесного и лесопаркового хозяйства в соответствии с ФГОС СПО; лесной фонд РФ.

        Плакаты и схемы: районирование лесов, деление лесов РФ по целевому использованию, типологическая классификация лесов, системы и комплексы лесохозяйственных мероприятий; классификация    рубок  спелых, перестойных насаждений,  технологии   лесосечных работ; технологии заготовка живицы; технологии заготовки недревесных лесных ресурсов; организация функционального и другого целевого использования лесов; сохранение и повышение продуктивности лесов.

        Таблицы: лесные ресурсы мира; шкала товарности древостоя; сортиментные и товарные таблицы; таблицы хода роста нормальных насаждений,  коэффициенты полнодревесности для перевода складочных мер в плотные, таблицы для определения объёмов лесоматериалов.

         Материалы и оборудование для проведения практических занятий: метры, рулетки, эклиметр, мерные вилки, почвенные буры, буссоли, мерные скобы; отпускные клейма, краска; бензомоторные пилы, валочные вилки; аншлаги по технике безопасности; каски лесоруба; кольцеватели, подсочные инструменты; план лесонасаждений, таксационные описания;; диапозитивы участков леса, различающихся по своим элементам и признакам; каталог оборудования мест отдыха; бланки документации по ведению лесохозяйственной деятельности; нормативно-справочная литература

Для программы раздела 3:

        Стенды:  классификация лесопарковых ландшафтов; графические материалы проектирования лесопарка.

Плакаты, схемы: планировка и размещение зелёных зон вокруг городов; совмещённый план насаждений и существующих ландшафтов; схема эстетической оценки ландшафтов; эскиз планировки лесопарка; схема проектных ландшафтов; схема функционального зонирования территории лесопарка; конструкции композиционных центров, пейзажных групп ландшафтов, посадочные чертежи; конструкции дорожных покрытий; основные виды малых архитектурных форм; схемы рубок ухода формирования; серии ландшафтов.

        Таблицы: ландшафтные факторы психоэмоционального воздействия на человека; шкала санитарно-гигиенической оценки участка; шкала эстетической оценки участка; признаки отбора деревьев при рубках формирования ландшафтов; ассортимент древесных и кустарниковых пород, рекомендуемых для лесопарковых посадок; взаимовлияние древесных и кустарниковых пород; биологические, экологические, декоративные особенности деревьев и кустарников; травосмеси для лугов газонного типа на почвах различного механического состава; нормативы элементов благоустройства лесов зелёных зон; варианты группировки малых архитектурных форм.

        Технические средства обучения:

-  компьютеры с  лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- видеокамера;

- микрокалькуляторы.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет–ресурсов, дополнительной литературы

        Основные источники

  1. Лесной кодекс Российской Федерации, 2007

2. Постановление Правительства РФ от 15.03. 2007 г. № 162. «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается».  

3. Приказ МПР РФ от 28.03. 2007 г. № 68. «Перечень лесорастительных зон и лесных районов».  

4. Постановление Правительства РФ от 24.04. 2007  № 246. «Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 25.03. 2010  № 183. «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».

 6. Приказ МПР РФ от 02.04. 2007 г. № 74. «Порядок заполнения и подачи лесной декларации»

7.  Приказ МПР РФ от 08.06. 2007 г. № 148. «Порядок исчисления расчетной лесосеки».  

8. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 806. «Об  исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

9. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 г. № 184 . «Правила заготовки древесины».

10. Приказ МПР РФ от 11.06. 2007 г. № 156. «Правила заготовки живицы».

11. Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. № 84. «Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов».

12. Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. № 83.  «Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений».

13. Приказ МПР РФ от 28.05. 2007 г. № 137. «Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности».

14  Приказ МПР РФ от 24.04. 2007 г. №108. «Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности».  

15. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 г. № 183. «Правила лесовосстановления».

16. Постановление Правительства РФ от 26.06. 2007 г. № 406. «Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

17. Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414. «Правила санитарной безопасности в лесах».

18. Приказ МПР РФ от 19.04. 2007 г. № 106. «Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений».

19. Приказ МПР России от 06.04 2007 г. № 77. «Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки».

          Дополнительные источники:

1.Калинин К.К. Лесоводство. Курс лекций, Йошкар-Ола, МарГТУ, 2011

2.Марченкова О.В., Ревякина Е. И.Лесопарковое хозяйство. Москва, 2008.

3. Мелехов И.С. Лесоводство. М.: В.О. Агропромиздат, 2005.

4. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство. М: И.Ц. Академия, 2008.

6. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. М.: МГУЛ, 2003.

7. Тихонов А.С. Лесоводство. Учебное пособие для студентов, 2005

Интернет-ресурсы:

Consultant.Ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов

- выполнение отвода  лесных участков на местности под различные виды использования лесов;  

защита отчета по учебной практике

- выбор технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;  

защита отчета по учебной и производственной практике

- ознакомление с методами подсочки;  

защита отчета по учебной и производственной практике

 - установление  и обозначение  на местности границ лесосек;  

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практике

- описание  техники отвода лесных участков;

комплексный экзамен

- обоснование  технологии заготовки живицы и других лесных ресурсов;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практике

- описание  систем и  видов  рубок лесных насаждений и их     организационно-технических элементов;  

комплексный экзамен

- обоснование основных  технологических процессов заготовки древесины;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

- описание  технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

комплексный экзамен

ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов  с целью заготовки  древесины и других лесных ресурсов  и руководить ими

- планирование, контролирование  и прием работы по отводу лесных участков с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной   практике

- оценка качества отведенных участков с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной   практике

- оценка  правильности составления технологических карт;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

- осуществление контроля за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования, контроль за карроподновками;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

- организация работы производственного подразделения;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

- описание  способов осуществления основных технологических процессов заготовки древесины;

комплексный экзамен

- обоснование технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов,    заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

комплексный экзамен

ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность

- проведение ландшафтной таксации насаждений;

защита отчета по учебной   практике

- планирование и проведение хозяйственных мероприятий по благоустройству  и реконструкции в лесопарках;  

защита отчета по   производственной практике

- установление  нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;        

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практике

- разработка и осуществление мероприятий  рекреационной деятельности;

экспертная оценка на практическом занятии;

комплексный экзамен

- проведение ландшафтного анализа  территорий;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

- выполнение  функционального зонирования лесных участков и ландшафтной таксации лесных насаждений;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

- осуществление контроля за состоянием и использованием лесных участков для   рекреационной деятельности;

экспертная оценка на практическом занятии;

защита отчетов

по учебной и производственной практикам

 - описание  принципов организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности;

комплексный

экзамен

- обоснование  путей  повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности.

комплексный

экзамен

        Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения по ПМ;

- участие в НСО;

- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;

- участие в органах студенческого самоуправления;

- участие в социально-проектной деятельности;

- портфолио студента

Наблюдение; мониторинг, оценка содержания; Портфолио студента

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- выбор и применение методов и   способов решения профессиональных задач в области  использования лесов;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

 - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области использования лесов

Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- получение необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные

Подготовка рефератов, докладов,  использование электронных источников.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ;

- работа с АРМами, Интернет  

Наблюдение за  навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;

- умение работать в группе;

- наличие лидерских качеств;

- участие в студенческом самоуправлении;

- участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях

Наблюдение за ролью обучающихся в группе;

Портфолио

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Деловые игры -

моделирование социальных и профессиональных ситуаций;

Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося,

Портфолио

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);

- составление резюме;

- посещение дополнительных занятий;

- освоение дополнительных рабочих профессий;

- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;

- уровень профессиональной зрелости

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; Открытые защиты творческих и проектных работ;

Сдача квалификационных экзаменов и зачётов.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- анализ инноваций в области  использования лесов;

- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.)  

Семинары,

учебно-практические конференции;

Олимпиады

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- соблюдение охраны труда;

- соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);

- ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний

Тестирование по охране труда;

Своевременность постановки на воинский учёт; Проведение воинских сборов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ.01 Организация питания в организациях общественного питания

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.01 Организация обслуживания в общественн...

Рабочая программа ПМ 03. "Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководства аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием"

Рабочая программа ПМ 03. "Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководства аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием". Программа разработана для спе...

Рабочая программа ПМ.01 Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/rp_pm._01_2016g.docx - Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01;Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 Организация использования лесов

Рабочая программааучебной практики ПМ.03 Организация использования лесов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 Организация использования лесов

Рабочая программапроизводственной практики ПМ.03 Организация использования лесов...

Рецензия на рабочую программу профессионального модуля "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов "ГБПОУ "БКТиЛ"

Рецензия на рабочую программу профессионального модуля "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов "ГБПОУ "БКТиЛ"...