Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий
методическая разработка

Трубина Ксения Валерьевна

Обучение на основе опыта.  ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_obuchenie_na_osnove_opyta.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

     

Методическая разработка по применению информационных и         инновационных технологий

                       Обучение на основе опыта

Дисциплина: ОП.03. Древесиноведение и материаловедение

Специальность: 35.02.03 «Технология деревообработки»

Разработчик: Трубина К.В.

Должность: преподаватель

                                   Санкт-Петербург

2018

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Под инновационными технологиями подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, индивидуального обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)

       Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.

Основные преимущества инновационных форм обучения:

  • активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов; 

  • вовлечение студентов в процесс обучения,  освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников; 

  • развитие навыков анализа и критического мышления; 

  • усиление мотивации к изучению дисциплины; 

  • создание благоприятной атмосферы на занятии; 

  • развитие коммуникативных компетенций 
    у обучающихся; 

  • сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студента; 

  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; 

  • формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; 

  • гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; 

  • использование таких форм, как электронные тесты (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний студентов и т.д.; 

  • инновационные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем. 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА (обучение на основе опыта)

Цели обучения на основе опыта –  овладение учащимися основами научных знаний о богатстве лесных ресурсов, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований; 

- общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет познавать лесные ресурсы через познавательную деятельность;

- формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Задачи обучения на основе опыта совершенствование знаний, умений и навыков на основании опыта.

Обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации их собственного опыта с предметом обучения.

Обучение на основе опыта – это модель эффективного использования имеющегося жизненного и профессионального опыта обучаемых в их дальнейшем образовании и развитии.

Интегрировать богатый опыт в процесс обучения можно при помощи таких форм, как дискуссии, проблемное обучение (в процессе профессиональной деятельности или в ходе производственной практики реальные проблемные ситуации обуславливают необходимость приобретения новых знаний), кейс-стади и т.д.

Важную роль при этом играет взаимодействие участников группы, команды. Опыт показал, что студенты часто не готовы принять некоторые новые форма организации занятий, например, такие, как групповые дискуссии, дебаты, обсуждение вопросов, требующие критического мышления.

Большую роль в успехе таких форм занятий играет мастерство преподавателя. Применение концепции обучения на основе опыта наиболее эффективно при проведении производственной практики, при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации на старших курсах.

Задачи обучения на основе опыта:

Образовательные: формирование у обучающихся практического опыта деятельности, овладение практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенций

Развивающие: способствовать формированию умений работать рационально, делать соответствующие выводы

Воспитательные: формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, общих и профессиональных способностей, обеспечивающих решение проектных заданий и познавательных задач.

Методическая цельпродемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, организацию самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание проблемной ситуации.

Методы и приемы:

методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: высокий уровень познавательной и мыслительной активности);

метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, объяснение, составление схемы);

метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приемы: выявление необходимой информации в учебном материале, ее анализ, работа с демонстрационным материалом: схемами и таблицами);

методы стимулирования и мотивации студентов (приемы: создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);

методы оценки и контроля (приемы: понятийный опрос, индивидуальные творческие задания по работе со схемами, представление презентаций, слайд-шоу, видеофильма на тему «Многообразие лесных ресурсов», самопроверка).

Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, научность, связь теории с практикой, сознательность и активность.

Форма организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы.  

Обеспечение занятия: компьютер, видеопроектор, электронная версия дисциплины «Древесиноведение и материаловедение», видеофильмы, цифровое видео, банк презентаций, методические указания.

Формируемые компетенции: ОК 2, 4, 5, 6; ПК 1.1, 1.3.

ПК 1.1

Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием САПР.

ПК 1.3

Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ

На уроках Древесиноведения и материаловедения обучающиеся делятся своим опытом пребывания в лесных насаждениях, за счет чего формируется понимание необходимости знать многообразия лесных ресурсов.

Тема учебного занятия: Определение пород  древесины.

Цель и задачи учебного занятия: научиться определять породы древесины лиственных и хвойных пород и сформировать у обучающихся  целостное  представление по пониманию  необходимости знаний о многообразии лесных ресурсов.

Вид занятия: практическое занятие.

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Обучающийся должен:

знать: основные древесные породы;

уметь: определять породы лиственных и хвойных пород по внешнему виду.

Предварительное домашнее задание: ознакомиться с материалами по теме занятия.

Анализ: увиденного студентами и их обсуждение..

По окончанию работы: заполняется таблица 1. Оформляются презентации, которые проводятся для всей аудитории.

Формулируются выводы.                                                                                          Таблица 1.

ПОРОДЫ

Особенности пород

Лиственные

1. …

2….

Хвойные

1….

2….

Список литературы

1. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой древесины Издание: 8-е изд., перераб. Учебник Издательство "Академия"2014

2. Уголев Б.Н Древесиноведение и лесное товароведение Издание: 4-е изд., стер. Учебник Издательство "Академия"2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...

Методическая разработка «Практика применения методов системного анализа к материалу отечественной истории»

Цель – помочь студентам систематизировать исторический материал.В данной разработке собраны и представлены схемы  по различным темам дисциплины «История».Каждую схему сопровождает краткий коммент...

Методическая разработка «Нетрадиционное применение современных фитнес технологий для самостоятельной подготовки к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО».

Применение нестандартных упражнений для развития силы и силовой выносливости основных мышечных групп для успешной сдачи нормативов комплекса ГТО....

Методическая разработка конкурса по информационным технологиям в профессиональной деятельности «INFOTEXpro»

Методическая разработка конкурса по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основании тем рабочей программы учебной дисциплины по спец...

Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий

Работа в малых группах (команде).  ОП.06. Гидротермическая обработка и консервирование древесины...

Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате"

В статье рассатривается практика применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате, поднимаются вопросы компьютерной грамотности и...