Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий
методическая разработка

Трубина Ксения Валерьевна

Работа в малых группах (команде).  ОП.06. Гидротермическая обработка и консервирование древесины

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rabota_v_malyh_gruppah_komande.docx860.68 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

     

Методическая разработка по применению информационных и         инновационных технологий

Работа в малых группах (команде)

Дисциплина: ОП.06. Гидротермическая обработка и консервирование древесины

Специальность: 35.02.03 «Технология деревообработки»

Разработчик: Трубина К.В.

Должность: преподаватель

                                Санкт-Петербург

                                                     2018

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Под инновационными технологиями подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, индивидуального обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)

       Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.

Основные преимущества инновационных форм обучения:

  • активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов; 

  • вовлечение студентов в процесс обучения,  освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников; 

  • развитие навыков анализа и критического мышления; 

  • усиление мотивации к изучению дисциплины; 

  • создание благоприятной атмосферы на занятии; 

  • развитие коммуникативных компетенций 
    у обучающихся; 

  • сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студента; 

  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; 

  • формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; 

  • гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; 

  • использование таких форм, как электронные тесты (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний студентов и т.д.; 

  • инновационные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем. 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА (работа в малых группах)

Работа в малых группах (команде) - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.

Цели работы в малых группах - групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Задачи работы в малых группах – формирование навыков совместной работы, взаимопонимания между участниками малой группы, поддержки; выявление лидеров в команде; установление структуры команды; формирование умения совместно вырабатывать тактику действий.

Задачи занятий в малых группах:

Образовательные: формирование у обучающихся практического опыта деятельности, овладение практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенций

Развивающие: способствовать формированию умений работать рационально, делать соответствующие выводы

Воспитательные: формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, общих и профессиональных способностей, обеспечивающих решение проектных заданий и познавательных задач.

Методическая цельпродемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, организацию самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание проблемной ситуации.

Методы и приемы:

методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: высокий уровень познавательной и мыслительной активности);

метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, объяснение, составление схемы);

метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приемы: выявление необходимой информации в учебном материале, ее анализ, работа с демонстрационным материалом: схемами и таблицами);

методы стимулирования и мотивации студентов (приемы: создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);

методы оценки и контроля (приемы: понятийный опрос, индивидуальные творческие задания по работе со схемами, представление презентаций, слайд-шоу, видеофильма на тему «Процесс сушки», самопроверка).

Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, научность, связь теории с практикой, сознательность и активность.

Форма организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы.  

Обеспечение занятия: компьютер, видеопроектор, электронная версия дисциплины «Гидротермическая обработка и консервирование древесины», видеофильмы, цифровое видео, банк презентаций, методические указания.

Межпредметные связи: Древесиноведение и материаловедение

Формируемые компетенции: ОК 2, 4, 5, 6; ПК 1.1, 1.3.

ПК 1.1

Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием САПР.

ПК 1.3

Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

 

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема учебного занятия: Определение продолжительность сушки древесины по породам.

Цель и задачи учебного занятия: научиться определять продолжительность сушки пиломатериалов и сформировать у обучающихся  целостное  представление по значению правильности  выбора режимов сушки, их соответствия категориям качества сушки.

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Обучающийся должен

знать: основные способы гидротермической обработки;

уметь: рассчитывать продолжительность сушки и производительность сушильных устройств

Задания для групп: выполнить расчёты в соответствии с предложенными вариантами заданий и предложить альтернативные варианты повышения качества выпускаемой продукции, по согласованию с преподавателем.

Анализ: высказанных группами студентов предложений и их обсуждение.

Опережающее задание: проанализировать факторы, определяющие выбор режима сушки пиломатериалов определенных пород.

Распределить обязанности в малой группе (команде): руководитель (лидер) группы, исполнители.

Предварительное домашнее задание: ознакомиться с материалами по теме занятия.

По окончанию работы анализируется деятельность. Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.

Формулируются выводы.

ПРИМЕР РАБОТЫ В ГРУППАХ (на уроках гидротермической обработки и консервирования древесины)

Номер подгруппы

Породы

ЛИСТВЕННЫЕ

ХВОЙНЫЕ

1

Ольха, Тополь

Лиственница, Пихта

2

Липа, Береза

Кедр, Сосна

3

Бук, Граб

Тис, Ель

4

Дуб, Клен

Ель, Кедр

Определение продолжительности сушки пиломатериалов.

Общая продолжительность сушки, включая начальный прогрев и влаготеплообработку, находится по формуле:

τ=τисх×Ap×Aц×Aв×Aк×Aд, где

τисх - исходная продолжительность собственно сушки пиломатериалов заданной породы и размеров нормальным режимом от начальной влажности 60% до конечной 12% в камерах с реверсивной циркуляцией средней интенсивности (расчетная скорость сушильного агента по материалу 1 м/с), ч;

Ар, Ац, Ав, Ак, Ад - коэффициенты,

учитывающие категорию режимов сушки (Ар),

 интенсивность циркуляции (Ац),

начальную и конечную влажность (Ав),

качество сушки (Ак),

длину материала (Ад).

Исходную продолжительность сушки τисх находят в зависимости от породы, толщины S1 и ширины S2 пиломатериалов по таблице 1.

Таблица 1

Для коэффициента Ар установлены следующие значения: мягкий режим - Ар = 1,70; нормальный - Ар = 1,00.

   Коэффициент Ац находят в зависимости от произведения τисх × Ар и скорости циркуляции сушильного агента по материалу φмат из таблицы 2.

Таблица 2

Значение коэффициента Ац для камер с реверсивной циркуляцией

Примечание. При не реверсивной циркуляции табличный коэффициент Ац умножается на 1,1.   Коэффициент Ав, зависящий от начальной Wн и конечной Wк влажности, определяют по таблице 3.

Таблица 3

Значение коэффициента Ав

 

  

Коэффициент Ак, учитывающий длительность влаготеплообработки и кондиционирования древесины в камере, имеет следующие значения: I категория качества - 1,2; II - категория - 1,15; III - 1,05; 0 - 1,00.

 Коэффициент Ад для заготовок находят в зависимости от отношения длины материала L к ее толщине S1по табл. 4. Для пиломатериалов Ад = 1.

Таблица 4

Значение коэффициента Ад

Отношение длины L к ее толщине S1

> 40

35

30

25

20

15

10

7

5

Ад

1

0,97

0,95

0,93

0,91

0,88

0,80

0,7

0,6

 

   Если заданные для расчетов определяющие факторы имеют промежуточные, не указанные в табл. 1-4 значения, исходную продолжительность сушки и коэффициенты Ац, Ав находят по таблицам путем интерполяции.

  

Результаты определения продолжительности сушки пиломатериалов фиксируются в таблицу 5.

Таблица 5

Результаты расчетов продолжительности сушки пиломатериалов

Номер подгруппы

Продолжительность сушки

Лиственные породы

Хвойные породы

Выводы:

Список используемой литературы

Расев, А. И.  Сушка древесины: Учеб. Для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1990.-224 с.: ил.

Кречетов, И. В. Сушка древесины [Текст] : 4-е изд., перераб. и доп. / И. В. Кречетов// – Москва : Бриз-Инструмент, 2004. – 504с.

Расев, А. И.  Гидротермическая обработка и консервирование древесины [Текст] : учеб. пособие для студентов образ. учрежд. среднего профессионального образования / А. И. Расев // –  ФОРУМ, 2010. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...

Методическая разработка «Практика применения методов системного анализа к материалу отечественной истории»

Цель – помочь студентам систематизировать исторический материал.В данной разработке собраны и представлены схемы  по различным темам дисциплины «История».Каждую схему сопровождает краткий коммент...

Методическая разработка «Нетрадиционное применение современных фитнес технологий для самостоятельной подготовки к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО».

Применение нестандартных упражнений для развития силы и силовой выносливости основных мышечных групп для успешной сдачи нормативов комплекса ГТО....

Методическая разработка конкурса по информационным технологиям в профессиональной деятельности «INFOTEXpro»

Методическая разработка конкурса по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основании тем рабочей программы учебной дисциплины по спец...

Методическая разработка по применению информационных и инновационных технологий

Обучение на основе опыта.  ОП.03. Древесиноведение и материаловедение...

Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате"

В статье рассатривается практика применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате, поднимаются вопросы компьютерной грамотности и...