Рабочая программа "Общественное здоровье и здравоохранение"
рабочая программа на тему

Надеждин Антон Игоревич

Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Общественное здоровье и здравоохранение" Специальность 060501 Сестринское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oziz_rp.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общественное здоровье и здравоохранение

Специальность 060501 Сестринское дело

Москва 2014


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело

Одобрена и утверждена

На заседании Методического совета

Протокол №_________

от «___»________________20___года

Председатель___________________

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель структурного подразделения

_____________________А.А. Фетисов

«___»_________________20___года

Составитель:

Надеждин А.И. – преподаватель ГБОУ "МК№3 ДЗМ"

Рецензенты:

Пожарская Н.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ "МК№3 ДЗМ"

Кузнецова Светлана Анатольевна - к.б.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО "МК№2 ДЗМ"


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды подчинённых, за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям  народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения

ПК 1.3

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК  2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 3.2

Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными  помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

В соответствии  с Государственным образовательным стандартом по специальности 060501 Сестринское дело дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к общепрофессиональным дисциплинам (ОП.08).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
  • рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
  • вести утвержденную медицинскую документацию

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
  • законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
  • принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
  • принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
  • права и обязанности медицинской сестры.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 44 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 22 часа.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

Реферат, эссе

14

Презентации

8

Итоговая аттестация в форме дифзачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Наименование разделов и тем

Код компетенций

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

5

Раздел 1. Теоретические вопросы общественного здоровья и организации здравоохранения

26

Тема 1.1.

Введение в предмет.

Здоровье населения.

Факторы, определяющие здоровье.

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.

Определение науки и предмета. Цели и задачи организации здравоохранения.

Место организации здравоохранения среди медицинских, биологических и общественных наук.

Методы исследования, применяемые в организации и экономике здравоохранения (исторический, экспертных оценок, статистический, экономических исследований, экспериментальный, эпидемиологический и др.)

Здоровье населения. Здоровье и болезнь как основные категории медицины. Определение понятия – здоровье (ВОЗ). Виды здоровья. Индивидуальное здоровье: определение, медицинские и социальные критерии, комплексная оценка, группы здоровья. Общественное здоровье: критерии и показатели.

Схема изучения здоровья населения и отдельных его групп: важнейшие факторы и условия, определяющие уровень общественного здоровья:

  • социально-экономические (условия и образ жизни),
  • экологические и природно-климатические,
  • биологические (наследственность, этнические особенности, возраст, пол),
  • уровень и организация медицинской помощи.

Факторы риска здоровью.

Показатели, применяющиеся для оценки состояния здоровья населения.

Определение факторов, влияющих на здоровье. Определение факторов и групп риска. Расчет показателей оценки здоровья населения

6

1

Самостоятельная работа

Реферат: Оценка состояния здоровья населения

2

Тема 1.2

Основы медицинской статистики и организации статистического исследования.

Статистический анализ

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Определение доказательной медицины. Медико-статистические методы как основа доказательной медицины. Уровень доказательность результатов медицинских научно-практических исследований. Роль рандомизированных контролируемых клинических испытаний. Использование принципов доказательной медицины в обосновании выбора оптимальных методов диагностики, лечения и прогноза, реабилитации и профилактики заболеваний, а также при интерпретации научных фактов.

Определение статистки, ее теоретические основы (теория вероятности, закон больших чисел). Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях.

Организация статистического исследования. Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований:

Методы расчета обобщающих коэффициентов, характеризующих различные аспекты изучаемых признаков:

-методы расчета относительных величин. Понятие об относительных величинах, типы относительных величин – экстенсивные, интенсивные, соотношения, наглядности, их определение, способы вычисления, область применения и их характеристики;

-методы расчета средних величин. Вариационный ряд, виды вариационных рядов; величины, характеризующие вариационный ряд (мода, медиана, средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, лимит, амплитуда), их свойства и применение;

-методы оценки достоверности относительных и средних величин. Общие положения параметрических и непараметрических методов оценки достоверности результатов, их значение и практическое применение. Критерии параметрического метода оценки и способы их расчета (ошибка репрезентативности средних и относительных величин, доверительные границы средних и относительных величин).

Методы сравнения различных статистических совокупностей (параметрические и непараметрические методы), их применение.

Методы оценки взаимодействия факторов. Понятие о функциональной и корреляционной зависимости. Коэффициент корреляции, его оценка. Параметрические и непараметрические методы расчета коэффициента корреляции, их значение и практическое применение. Метод стандартизации. Сущность, значение и применение метода стандартизации. Методика вычисления и анализа стандартизованных показателей.

Методы анализа динамики явления, динамический ряд. определение. Типы динамических рядов. Показатели динамического ряда. их вычисление и практическое применение. Преобразование динамических рядов. Графическое изображение в статистике, виды графических изображений, их использование для анализа явлений.

2

1

Тема 1.3. Медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Демография и ее медико-социальные аспекты. Определение медицинской демографии, основные разделы. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Статика населения: важнейшие показатели (численность, плотность населения, возрастно-половой состав и др.). Переписи населения как источник информации о статике населения, история, методика проведения. результаты. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последнее десятилетие. Типы возрастно-половой структуры населения. Постарение населения как современная демографическая тенденция развитых стран. Медико-социальное значение этой проблемы.

Динамика населения, ее виды. Миграция населения: внешняя, внутренняя (урбанизация, сезонная, маятниковая). Факторы, ее определяющие; основные тенденции. Влияние миграции на здоровье населения; задачи органов и учреждений здравоохранения. Влияние миграции на здоровье детей.

Воспроизводство населения (естественное движение). Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Роль медицинского работника в регистрации рождения и смерти. Порядок записи актов гражданского состояния.

Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в РФ и зарубежных странах за последнее десятилетие, факторы. определяющие особенности и динамику современных демографических процессов. Региональные особенности воспроизводства населения в различных странах в связи с уровнем их социально-экономического развития.

Рождаемость и фертильность (плодовитость), методика изучения, общие и специальные показатели. Влияние медико-социальных факторов на их уровень и тенденции: условия и образ жизни, возрастно-половая структура населения, состояние его здоровья, уровень образования и культуры, организация медицинской помощи, законодательство по вопросам брака и семьи и др.

Смертность населения, методика изучения, общие и повозрастные показатели. Младенческая и перинатальная смертность, их основные причины. Факторы, влияющие на уровень и тенденции общих и специальных показателей смертности.

Смертность детей, детская смертность – определения, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателей в стране.

Понятие “живорождение” и “мертворождение”. Младенческая смертность, возрастные показатели младенческой смертности: ранняя неонатальная смертность, неонатальная смертность, постнеонатальная смертность – определения, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателей в стране.

Перинатальная смертность, мертворождаемость – определения, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателей в стране.

Факторы, влияющие на показатели смертности.

Смертность детей как медико-социальная проблема.

Материнская смертность. Определение, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателя в стране. Факторы, влияющие на материнскую смертность. Материнская смертность как медико-социальная проблема. Аборты, как медико-социальная проблема. Бесплодие как медико-социальная проблема.

Средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ). Определение, методика расчета, динамика уровня показателя в стране. Динамика СППЖ мужчин и женщин в России и зарубежных странах. Факторы, влияющие на ожидаемую среднюю продолжительность предстоящей жизни.

Влияние отдельных причин смерти на среднюю продолжительность предстоящей жизни населения.

Естественный прирост населения – определение, методика расчета, динамика уровня показателя в стране.

Демографическая политика, понятие, основные направления в различных странах.

Семья как объект демографической политики. Медико-социальные исследования семей.

Анализ теоретических концепций народонаселения. Демографические прогнозы.

4

1

Самостоятельная работа

Презентация: Оценка уровня демографических показателей в РФ за последний год и определение тенденции в их динамике.

2

Тема 1.4.

Основные медико-социальные проблемы здоровья населения

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Социально-значимые заболевания: определение, первичная заболеваемость, распространенность, инвалидность, смертность, экономический ущерб, организация специализированной медицинской помощи и др.

Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в России и за рубежом. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности.

Факторы риска. Стратегия профилактики. Роль здорового образа жизни в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Организация медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, виды специализированной помощи, структура и функции. Диспансеризация групп повышенного риска и больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема в России и зарубежных странах. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности.

Возрастно-половые, профессиональные и региональные особенности.

Факторы риска. Онкологический регистр. Стратегия профилактики. Роль здорового образа жизни в профилактике злокачественных новообразований

Организация медицинской помощи при онкологических заболеваниях, виды специализированной помощи, структура и функции. Диспансеризация групп повышенного риска и больных онкологическими заболеваниями. Хосписы.

Болезни органов дыхания (БОД) как медико-социальная проблема. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности.

Факторы риска. Стратегия профилактики. Роль здорового образа жизни в профилактике болезней органной дыхания. Организация медицинской помощи, виды специализированной помощи, структура и функции.

Туберкулез как медико-социальная проблема. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности.

Факторы риска. Стратегия профилактики. Система мероприятий по борьбе с туберкулезом. Роль здорового образа жизни в профилактике туберкулеза.

Организация медицинской помощи, виды специализированной помощи, структура и функции.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение как медико-социальная проблема. Динамика распространения, возрастно-половые и региональные особенности, медицинские и социальные последствия. Организация борьбы с алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями в РФ. Роль здорового образа жизни в профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании.

Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма, их распространенность. Временная нетрудоспособность, инвалидность, смертность в связи с травмами и отравлениями.

Факторы, способствующие травматизму. Профилактика травматизма. Роль здорового образа жизни в травматизма. Организация травматологической помощи.

Инфекционные заболевания как медико-социальная проблема Распространенность инфекционной патологии, peгиональные особенности. ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП).

Факторы риска распространения инфекционных заболеваний.

Медицинская и социальная профилактика инфекционных заболеваний. Федеральная программа “Вакцинопрофилактика”.

Организация медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями.

Болезни органов пищеварения, как медико-социальная проблема. Распространенность, динамика, возрастно-половые и региональные особенности. Факторы риска, роль здорового образа жизни в профилактике болезней органов пищеварения. Организация медицинской помощи.

Болезни костно-мышечной системы как медико-социальная проблема. Распространенность, динамика, возрастно-половые особенности. Факторы риска, роль здорового образа жизни в профилактике болезней костно-мышечной системы. Организация медицинской помощи.

Изучение и анализ заболеваемости:

  • на основе сплошного метода изучения здоровья всех обратившихся в медицинские учреждения с болезнями и проблемами здоровья

по данным выборочных исследований отдельных групп, популяций (эпидемиологические методы изучения заболеваемости, экспериментальное исследование)

8

2

Самостоятельная работа

Реферат: Выявление факторов риска здоровью медицинских работников, в частности медицинских сестер.

2

Раздел 2. Теоретические основы медицинской помощи населению

8

Тема 2.1

Здравоохранение как

система. Основные принципы организации и функционирования здравоохранения в Российской Федерации.

Номенклатура учреждений здравоохранения

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.

Системы и формы здравоохранения (преимущественно государственная, преимущественно страховая, преимущественно частная, формы здравоохранения развивающихся стран). Системы здравоохранения Российской Федерации (государственная, муниципальная, частная).

Основные принципы здравоохранения в Российской Федерации.

Отраслевая структура системы здравоохранения Российской Федерации. Номенклатура учреждений здравоохранения РФ.

2

2

Самостоятельная работа

Презентация: Сравнительная характеристика систем и форм здравоохранения

2

Тема 2.2 Основные направления реформирования здравоохранения в РФ

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Возможные пути решения основных проблем здравоохранения. Основные направления реформирования здравоохранения в соответствии с Концепцией (проектом) развития здравоохранения.

Выявление основных проблем здравоохранения Российской Федерации. Возможные пути решения этих проблем.

Участие сестринского персонала в реформировании здравоохранения.

2

2

Самостоятельная работа

Эссе: Основные проблемы отечественного здравоохранения и пути их решения

2

Раздел 3. Теоретические вопросы экономики и управления здравоохранением

16

Тема 3.1

Управление и менеджмент в здравоохранении. Сущность и значение экономики здравоохранения

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Понятие «управление». Управление здравоохранением на федеральном уровне. Структура управления здравоохранением на федеральном уровне. Задачи органов управления на федеральном уровне.

Управление здравоохранением на региональном и муниципальном уровне. Разграничение полномочий между федеральными и местными властями в области управления здравоохранением.

Понятие «менеджмент»

Сущность экономики здравоохранения. Ее значение для управления здравоохранением. Элементы рынка как комплекс явлений и процессов, формирующих рыночный механизм и одновременно влияющих на его функционирование. Основные рыночные факторы: спрос, предложение, рыночное пространство, время, конкуренция. Механизм рынка здравоохранения: взаимодействие спроса, цены и предложения.

Медицинские учреждения как субъекты рыночных отношений

2

2

Самостоятельная работа

Реферат: Структура и задачи органов управления здравоохранением

2

Тема 3.2.

Финансирование здравоохранения

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Источники финансирования здравоохранения. Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.

Основные понятия рыночной экономики. Принципы, структура рынка. Место здравоохранения в рыночной экономике. Управление в условиях рыночной экономики

Определение источников финансирования здравоохранения

4

2

Самостоятельная работа

Презентация: Сравнительная характеристика источников финансирования

4

Тема 3.3.

Оплата труда в здравоохранении

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Понятие «заработная плата». Функции заработной платы. Расчет заработной платы, налогов, отчислений и т.д. Налоговые льготы

Системы и принципы оплаты труда работников здравоохранения. Структура заработной платы работников здравоохранения.

4

2

Раздел 4. Социальное и медицинское страхование в РФ

6

Тема 4.1. Основы медицинского страхования

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Социальная защита, понятие. Органы социальной защиты, структура, функции. Социальная помощь, социальная поддержка Виды социальной защиты (пособия, пенсии, услуги, льготы и др.). Пенсионный фонд.

Социальное страхование. Органы социального страхования, структура и функции. Бюджет социального страхования. Фонд социального страхования. Государственный характер социального страхования и социальной защиты населения. Законодательство по социальному страхованию и социальной защите населения. Взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с учреждениями социального страхования и социальной защиты.

Медицинское страхование как вид социального страхования, определение, цели. Краткая история развития медицинского страхования в Российской Федерации и за рубежом. Предпосылки введения медицинского страхования в России на современном этапе.

Законодательная база медицинского страхования в РФ.

Виды, принципы медицинского страхования. Организация медицинского страхования: субъекты (прямые, косвенные), их права и обязанности. взаимодействие на основе договорных отношении. Страховой полис. Обязательное и добровольное медицинское страхование.

Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный, территориальный), их формирование и назначение.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программы добровольного медицинского страхования.

Лицензирование и аккредитация как условие деятельности медицинских учреждений в системе медицинского страхования.

Порядок оплаты медицинских услуг в лечебных учреждениях в системе обязательного медицинского страхования.

Организация медицинского страхования в РФ. Основные принципы медицинского страхования в Российской Федерации. Виды медицинского страхования. Модели медицинского страхования в РФ. Субъекты медицинского страхования, их взаимодействие между собой. Права и обязанности субъектов медицинского страхования. Права граждан в системе медицинского страхования

4

2

Самостоятельная работа

Эссе: Права пациента в системе медицинского страхования

2

Раздел 5.

Организация лечебно-профилактической помощи населению

10

.

Тема 5.1.

Организация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи

населению

ОК 1-14

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 2.6

ПК 3.2-3.3

Содержание учебного материала

Понятие «первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)». Система ПМСП, ее цели и задачи. Амбулаторно-поликлинические учреждения – ведущее звено ПСМП. Типы амбулаторно-поликлинических учреждений, их структура и задачи.

Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи. Особенности амбулаторно-поликлинической помощи: Новые организационные формы: институт семейного врача, стационары на дому, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, центры медико-социальной помощи и др. Скорая и неотложная медицинская помощь.

Организация работы сестринского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях различного типа.

Роль медицинской сестры при работе на терапевтическом участке, с врачами-специалистами, с врачом общей практики, в различных кабинетах (ЭКГ, процедурный и др.).

Типы стационарных лечебно-профилактических учреждений. Новые организационные формы: хосписы, больницы сестринского ухода.

Организационная структура больницы. Основные задачи городской больницы.

Организация лечебно-диагностического процесса в городской больнице: порядок поступления и выписки пациентов, организация лечебного питания, лечебно-охранительного режима. Организация работы среднего медицинского персонала в приемном отделении, в лечебных, диагностических отделениях.

6

2

Самостоятельная работа

Реферат: Организация деятельности сестринского персонала в условиях оказания скорой и неотложной помощи

Эссе: Сравнительная характеристика организации стационарной помощи в различных странах

4

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины не требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:  

  • компьютер
  • мультимедийный проектор (интерактивная доска)
  • мультимедийный проектор или интерактивная доска
  • интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры
  • экран (при отсутствии интерактивной доски)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  • Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
  • Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для колледжей и училищ. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: «Академкнига» , 2009.

Дополнительные источники:

  • Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2011.
  • Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: Авторская академия, 2012.
  • Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
  • Вялков А.И.  Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.
  • Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты.  – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
  • Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  • Пузин С.Н., Гришина Л.П., Храмов И.С. Инвалидность как геронтологическая проблема. – М., 2003.
  • Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицин-ского страхования: Руководство: В 3-х т.  – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 3.
  • http://www.minzdravsoc.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме

  • рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме

  • вести утвержденную медицинскую документацию

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, заполнение документации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме

  • законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов

  • принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов

  • принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов

  • права и обязанности медицинской сестры

решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок дисциплина "Общественное здоровье и здравоохранение" специальность 060501 Сестринское дело

Открытый урок дисциплина "Общественное здоровье и здравоохранение"  тема: "Расчет показателей оценки здоровья населения. оценка физического развития" специальность 060501 Сестринское дело...

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение".

Вопросы  можно  использовать  для  приема   зачета   по  дисциплине "Общественное  здоровье  и  здравоохранение"....

Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"

Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" содержит все основные требования по ФГОС СПО  IV поколения...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 8. Общественное здоровье и здравоохранение

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 8. Общественное здоровье и здравоохранение...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, напра...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"

Рабочая программа по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранения по специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Презентация к теоретическому занятию №1"Здоровье населения и факторы, его определяющие"по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение

Презентация к теоретическому  занятию  №1"Здоровье населения и факторы, его определяющие"по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение...