Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
рабочая программа на тему

Васильева Алина Вячеславовна

Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" содержит все основные требования по ФГОС СПО  IV поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oziz_sd.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

ГПБОУ  «Тольяттинский медколледж»

Рабочая программа

учебной дисциплины

 Общественное здоровье и здравоохранение

Специальность Сестринское дело (базовая подготовка)

очная форма обучения

2015

Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦМК № 2

Протокол №_____от_____________2015 г.

Председатель ЦМК

________________Визняк Г.А.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Сестринское дело (базовая подготовка)

Заместитель директора

по учебно-производственной работе

                   _____________________Л.Н.Михайлова

Составитель:

А.В.Васильева – преподаватель первой квалификационной категории

Рецензенты:

Г.С. Чернова – заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом МБУЗ ГКБ № 5


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Общественное здоровье и здравоохранение

1.1. Область применения рабочей программы

              Рабочая программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки специалистов среднего звена ГПБОУ  «Тольяттинский медколледж»  по специальности   Сестринское дело (базовая подготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

      Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2.Место учебной  дисциплины в структуре

 программы подготовки специалистов среднего звена

              Дисциплина ОП.08. «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к дисциплинам профессионального учебного цикла федерального компонента.

1.3. Цели и задачи дисциплины –

требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
  • рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • факторы, определяющие здоровье населения;
  • показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа;
  • первичные учетные и статистические документы;
  • основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;
  • систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
  • законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
  • принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
  • принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.

              В результате освоения дисциплины у будущей медицинской сестры/медицинского брата должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи  профессионального и личностного развития, заниматься  самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

     

Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактических инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками  лечебного процесса;

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

 максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. Структура и содержание  учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лекционные занятия

18

     семинарские занятия

Не предусмотрено

     практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

-  выполнение курсовой работы

10

- решение задач, осуществление расчетов

2

- составление конспектов

1

- заполнение таблиц, составление схем

1

- подготовка  сообщений

1

- подготовка мультимедийной презентации по теме (не более 1 в семестр)

2

- составление кроссвордов

1

Промежуточная аттестация по учебной дисциплине в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторно-практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Теория

Лабораторно-практические занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Общественное здоровье и здравоохранение.

Содержание учебной информации.

Понятие «общественное здоровье населения». Уровни изучения здоровья населения. Факторы, определяющие общественное здоровье населения.  Методы исследования  в области общественного здоровья. Показатели общественного здоровья.

Заболеваемость населения. Первичная и общая заболеваемость. Заболеваемость по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров, по данным о причинах смерти. Исчерпанная (истинная) заболеваемость. Заболеваемость с ВУТ.

1,2

Лекция  № 1. Общественное здоровье и здравоохранение. Показатели общественного здоровья населения.

2

Практическое занятие № 1. Комплекс демографических показателей

2

Лекция № 2. Заболеваемость населения

2

Практическое занятие № 2. Заболеваемость населения

2

Практическое занятие № 3. Заболеваемость с ВУТ

2

Самостоятельная работа студентов.

Решение задач. Осуществление расчетов  демографических показателей населения и показателей заболеваемости населения (по видам)

0,5

Тема 2.  Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению

Содержание учебной информации.

Основа организации медицинской помощи населению (ПМСП). Номенклатура ЛПУ. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению. Структура поликлиники и больницы. Организация стационарной медицинской помощи. Организация медицинской помощи работающему населению. Организация медицинской помощи сельскому населению (1 этап – СВУ, 2 этап – ЦРБ, 3 этап – областные медицинские учреждения. Организация диспансерного наблюдения населения. Организация медицинской помощи женщинам. Структура женской консультации

1,2

Лекция № 3.  Система организации оказания медицинской помощи городскому населению.

2

Лекция № 4. Система организации оказания медицинской помощи  сельскому населению.

2

Практическое занятие № 4. Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению

2

Самостоятельная работа студентов.

Составление кроссвордов.

Составление конспектов и схем.

0,5

1

Тема 2. Медицинское страхование

Содержание учебной информации.

Правовое обеспечение охраны здоровья населения. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Федеральные законы, регулирующие взаимодействие граждан с системой здравоохранения. Принципы бюджетно-страховой медицины. Суть модели медицинского страхования.  Виды медицинского страхования. Характеристика видов медицинского страхования. Права и обязанности всех субъектов медицинского страхования.

1,2

Лекция  № 5. Правовое обеспечение охраны здоровья населения

2

Лекция № 6. Медицинское страхование

2

Практическое занятие  № 5. Медицинское страхование

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка  сообщений.

Решение задач.

Составление кроссвордов

1

0,5

0,5

Тема 3. Организация здравоохранения

Содержание учебной информации.

Экономические модели здравоохранения (государственная, частная, социально-страховая). Организация, планирование и финансирование здравоохранения РФ

1,2

Лекция № 7. Экономические модели здравоохранения

2

Практическое занятие № 6. Экономические модели здравоохраения

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедийной презентации

2

Тема 4. Оценка деятельности ЛПУ

Содержание учебной информации.

Необходимость внедрения экономических методов управления ЛПУ. Критерии оценки эффективности стационарной помощи. Критерии оценки эффективности амбулаторно-поликлинической помощи. Интегральный показатель.

1,2

Лекция № 8. Оценка деятельности ЛПУ.

2

Практическое занятие № 7. Показатели деятельности ЛПУ.

2

Самостоятельная работа студентов.

Решение задач. Проведение экономических расчетов.

0,5

Тема 5. Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в ЛПУ

Содержание учебной информации.

Три критерия оценки затрат труда медицинского персонала. Классификация форм и систем оплаты труда медицинского персонала. Оплата труда медицинского персонала в бюджетных медицинских учреждениях. Альтернативные формы оплаты труда.

1,2

Лекция № 9. Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в ЛПУ.

2

Практическое занятие № 8. Оплата труда медицинского персонала.

2

Практическое занятие № 9.  Дифференцированный зачет.

2

Самостоятельная работа студентов.

Заполнение таблиц, составление схем.

Решение задач. Проведение экономических расчетов.

1

0,5

Тематика курсовых работ:

1.  Роль мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения в сохранении общественного здоровья

2. Значение санитарно-гигиенического просвещения заселения в сохранении общественного здоровья населения

3. Роль национального календаря профилактических прививок в сохранении общественного здоровья населения

4. Роль профилактики инфекционных неинфекционных заболеваний в сохранении общественного здоровья населения

5. Значение мероприятий по укреплению здоровья населения в сохранении общественного здоровья населения.

6. Рождаемость и смертность в России.

7. Повышение рождаемости в России как фактор сохранения общественного потенциала.

8. Влияние профилактических прививок на сохранение общественного здоровья населения.

9. Роль школ здоровья в сохранении общественного здоровья населения

10. Роль школ молодых матерей в сохранении общественного здоровья населения.

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

10

Всего 54 часа, из них

18

-

18

18

-

Характеристика уровня освоения учебного материала:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. Условия реализации программы  дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

             

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общественное здоровье и здравоохранение»

Оборудование учебного кабинета:

Мебель и стационарное оборудование

  1. Доска классная
  2. Стол и стул преподавателя
  3. Столы  для студентов
  4. Стулья для студентов
  5. Книжный шкаф

Учебно-наглядные пособия:

Перечень плакатов:

  1. Базовая программа обязательного медицинского страхования.
  2. Основная учетная медицинская документация поликлиники.
  3. Организация медицинской помощи сельскому населению.
  4. Изучение заболеваемости населения.
  5. Факторы, формирующие здоровье человека.
  6. Структура Госсанэпидслужбы в РФ.
  7. Международная статистическая  классификация.
  8. Оказание медицинской помощи женщинам.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

интернет-ресурсов и дополнительной литературы

Основные источники:

  1. «Общественное здоровье и здравоохранение: учебник» О.П. Щепин, В.А. Медик 2014 г., ГЭОТАР-Медиа.
  2. «Общественное здоровье в схемах и таблицах: учебник» И.Н. Бобровский, В.Н. Муравьева, Д.М. Дементьева, Л.Л. Максименко// Успехи современного естествознания 2013 г., №2.

Дополнительные источники:

  1. «Общественное здоровье и здравоохранение» Ю.П. Лисицин, Н.В. Полунина //ГРИФ УМО по медицинскому образованию 2009 г.
  2. «Общественное здоровье и здравоохранение» В.К. Юрьев, Г.И. Куценко издательство «Профи-Информ» С-Пб, 2009 г.
  3. В.Д. Селезнев, И.В. Поляков Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях современной экономики. – СПб:, Издательство «Сударыня», 2009 г.
  4. Е.А. Ананьев  «К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования. «Экономика здравоохранения». Спецвыпуск 2010 г.

Интернет источники:

  1. www. Mednovosti.by/ termin zdrav.Aspx
  2. www. Blago.info
  3. http//znopr.ru
  4. http//ligarn.ru>media news 5518. html

4. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем  в процессе проведения практических занятий, тестирования, при выполнении проверочных, контрольных работ, подготовке рефератов, докладов, сообщений, мультимедийной презентации, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки результатов обучения

Освоенные  умения

Решение ситуационных задач.

Анализ решения задач для самостоятельной работы

  • консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения
  • рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения

Проверка рассчитанных показателей общественного здоровья населения Оценка анализа полученных расчетов

  • вести утвержденную медицинскую документацию

Проверка заполнения бланков утвержденной медицинской документации

Усвоенные знания

  • факторы, определяющие здоровье населения
  • показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа
  • первичные учетные и статистические документы
  • основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения
  • систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению
  • законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию
  • принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения
  • принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

Индивидуальный, фронтальный и групповой опрос

Письменный опрос

Решение ситуационных задач

Собеседование по   основным вопросам темы

Оценка рефератов, сообщений, докладов

Оценка компьютерных презентаций по заданной теме

Проверка проведения расчетов по оценке деятельности ЛПУ

Распределение учебных часов по формам занятий

 2015/2016 учебный год

Специальность Сестринское дело (базовая подготовка) (ФГОС СПО 4)

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение»

Курс - ______  

Перечень тем лекционных занятий

Наименование темы лекционного занятия

Кол-во часов

Общественное здоровье и здравоохранение. Показатели общественного здоровья населения.

2

Заболеваемость населения

2

Система организации оказания медицинской помощи городскому населению

2

Система организации оказания медицинской помощи сельскому населению

2

Правовое обеспечение охраны здоровья населения

2

Медицинское страхование

2

Экономические модели здравоохранения

2

Оценка деятельности ЛПУ

2

Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в ЛПУ

2

Всего

18

Перечень тем практических занятий

Наименование темы практического занятия

Кол-во часов

1

Комплекс демографических показателей.

2

2

Заболеваемость населения

2

3

Заболеваемость с ВУТ.

2

4

Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению

2

5

Медицинское страхование

2

6

Экономические модели здравоохранения

2

7

Показатели деятельности ЛПУ

2

8

Оплата труда медицинского персонала

2

9

Дифференцированный зачет

2

Всего

18

ИТОГО  

36

Зав. отделением по специальности

Сестринское дело

А.В. Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Общественное здоровье и здравоохранение"

Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Общественное здоровье и здравоохранение" Специальность 060501 Сестринское дело...

Рабочая программа спортивного клуба «ЗДОРОВИЧОК»

          В   настоящее время проблема сохранения и поддержания здоровья  учащихся вышла на государственный уровень. Наблюдается пристальное внимание к о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

Доклад с рабочей программой По теме: «Здоровый Образ Жизни»

         Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а  от всего комплекса природных и социально-экономических условий. Представлена рабоч...

Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01

Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый я - здоровая страна» (спортивно-оздоровительной направленности).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья...