Рабочая программа по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"
рабочая программа на тему

Елена Алексеевна Дубровина

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯГОРОДА МОСКВЫ.

Рабочая программа.

Дисциплины «Здоровый человек и его окружение»

Для специальности 31.02.01Лечебное дело»

2014г.

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Рассмотрена и утверждена

На заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

От «_____» ______________ 2014г

Протокол № ________________

Председатель Надеждин А.И.

Подпись______________

Утверждаю:

Руководитель структурного подразделения

 ___________________ Фетисов А.А..

От «______»______________2014г.

                                                                                 

Составила: преподаватель дисциплины Дубровина Е.А.

Содержание:

  1. Паспорт программы учебной дисциплины                        стр. 4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины                стр. 6

  1. Условия реализации учебной программы                         стр. 20

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной

дисциплины                                                                              стр. 21

Рецензия на рабочую Программу

По дисциплине «Здоровый человек и его окружение» для специальности 31.02.01  Лечебное дело.

   Представлена на рецензию рабочая программа, составленная преподавателем ГБОУ СПО МК №3 Дубровиной Е.А.

   Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Программа дисциплины «Здоровый человек и его окружение» может, использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.

   Рабочая программа содержит Пояснительную записку, в которой чётко сформулированы цели и задачи, требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов, освоивших данный курс, а так же изложении структура всего курса.

   Программа охватывает не только все теоретические и практические аспекты деятельности фельдшера, но позволяет самостоятельно выявлять и решать проблемы пациента самостоятельно выявлять и решать проблемы в пределах своей компетенции.

   В программе отражены основные требования к знаниям и умениям студентов, дан перечень практических навыков и манипуляций, что позволяет закрепить полученные теоритические и практические навыки студентов.

   Учебный материал изучается в тесной связи со смежными дисциплинами (основы сестринского дела, анатомией и физиологией, основами патологии, фармакологией, гигиеной и экологией человека и др.), что позволяет достичь преемственности и освоения предмета «Здоровый человек и его окружение».

   Во время изучения дисциплины предусматривается самостоятельная внеаудиторная работа студентов, широкое применение компьютерных программ обучения и контроля усвоения, что повышает качество изучаемого предмета и расширяет кругозор студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение».

   Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение» позволяет выпускникам применять их в повседневной деятельности при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.

   Таким образом, предоставленная на рецензию рабочая программа отражает комплексный подход к процессу обучения, может быть использована для обучения в Медицинском колледже №3.

Рецензент:

Рецензия на рабочую Программу

По дисциплине «Здоровый человек и его окружение» для специальности 31.02.01  Лечебное дело.

   Представлена на рецензию рабочая программа, составленная преподавателем ГБОУ СПО МК №3 Дубровиной Е.А.

   Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Программа дисциплины «Здоровый человек и его окружение» может, использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.

   В программе отражён достаточный объём знаний и умений по организации профилактической помощи населению: деятельность медицинской сестры и фельдшера в геронтологических отделения, в хосписах, объём первой медицинской доврачебной помощи при уходе за людьми любого возраста, начиная с внутриутробного периода и до позднего старческого возраста.

   Программа охватывает не только все теоритические и практические аспекты деятельности медицинской сестры, но позволяет самостоятельно выявлять и решать проблемы пациента в пределах своей компетенции.

   В программе отражены основные требования к знаниям и умениям студентов, дан перечень практических навыков и манипуляций, что позволяет закрепить полученные теоретические и практические навыки студентов.

   Программа содержит задания в тестовой форме для обучения и контроля усвоения учебной дисциплины.

   Учебный материал изучается в тесной связи со смежными дисциплинами (основы сестринского дела, анатомией и физиологией, основами патологии, фармакологией, гигиена и экология человека, и др.), что позволяет достичь преемственности и освоения предмета «Здоровый человек и его окружение».

   Во время изучения дисциплины предусматривается самостоятельная внеаудиторная работа студентов, широкое применение компьютерных программ обучения и контроля усвоения, что повышает качество изучаемого предмета и расширяет кругозор студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение».

   Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение» позволяет выпускникам применять их в повседневной деятельности при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.

   Таким образом, предоставленная на рецензию рабочая программа отражает комплексный подход к процессу обучения, может быть использована для обучения в Медицинском колледже №3.

Преподаватель дисциплины «Здоровый человек и его окружение»

ММУ № 30 -                                                                   Кулиш Е.А.

  1. Паспорт учебной дисциплины

Здоровый человек и его окружение

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01Лечебное дело

          Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

  1. оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
  2. выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
  3. обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные  периоды и вопросам планирования семьи

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
  2. основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
  3. периоды жизнедеятельности человека;
  4. анатомо-физиологические  и психологические особенности человека;
  5. основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
  6. универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
  7. значение семьи в жизни человека.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;

самостоятельной работы обучающегося 74 часа.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

222

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

148

в том числе:

практические занятия

96

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:

Реферативные сообщения

Составление памяток, графологических структур, планов и рекомендаций для населения различных возрастных групп

   

23

51

Итоговая аттестация в форме - зачет

  

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Здоровье и качество жизни. Рост и развитие

8

Тема 1.1. Здоровье и качество жизни

Содержание учебного материала.

Понятия: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни». Понятие о группах здоровья. Критерии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска здоровью. Центр здоровья. Школа здоровья.

Основные показатели оценки здоровья. Демографическая ситуация в мире, России, регионе.

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья, в организации медицинской профилактики

4

1

Практическое занятие.

Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной деятельности. Выявление и оценка факторов, влияющих на здоровье.

2

Самостоятельная работа.

Расчет демографических показателей (рождаемость, смертность, естественный прирост), их оценка и анализ. Выявление факторов, влияющих на здоровье человека (на примере конкретных ситуаций).

2

Тема 1.2. Потребности человека  в разные возрастные периоды.

Рост и развитие.

Содержание учебного материала.

Понятия: «потребности человека», «возраст», «возрастные периоды», «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст». Основные потребности человека в разные возрастные периоды.

Понятия: «рост» и «развитие». Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие.

Основные закономерности роста и развития человека.    

Характеристика роста и развития  в разные возрастные периоды. Особенности сбора информации в разные возрастные периоды человека.

4

2

Практическое занятие.

Определение возраста человека. Изучение потребностей человека.

Изучение основных закономерностей роста и развития человека в разные возрастные периоды.

2

Самостоятельная работа.

 Определение универсальных  потребностей человека.

Рефераты на темы, касающиеся теорий развития человека.

2

Раздел 2. Здоровье детей

54

Тема 2.1. Внутриутробный период и период новорожденности

Содержание учебного материала.

Внутриутробный период и период новорожденности: закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде. Факторы, влияющие на здоровье плода. Значение дородовых патронажей, их цели и сроки. Основные проблемы периода новорожденности.

Период новорожденности (неонатальный), его характеристика. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Признаки доношенности новорожденного ребенка. Оценка общего состояния по шкале Апгар. Первичный туалет новорожденного.

Организация ухода за новорожденным ребенком. Адаптация детей к условиям внеутробной жизни. Пограничные состояния новорожденного ребенка. Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения. Возможные проблемы и пути их решения.

Патронаж новорожденного. Сроки и цели

12

2

Практическое занятие.

Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие,

здоровье плода. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, в области укрепления здоровья.

Обучение поддержке грудного вскармливания.    

Выявление основных проблем периода новорожденности. Обучение  

правилам кормления грудью, уходу за новорожденным.

8

Самостоятельная работа

  1. Составление и проведение патронажей:
  • I и II дородового патронажа.
  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы. По теме: «Внутриутробный период».
  2. Подготовить сообщение по теме: «Антенатальный период»
  3. Составление ситуационной задачи с разыгрыванием ролей по теме: «Первый патронаж, проведённый в женской консультации.
  4. Составление и проведение патронажей:
  • патронажей к новорожденному;
  • ежемесячных патронажей до года ребёнку
  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы по теме: «Доношенный новорождённый».
  2. Составить краткое содержание темы в виде схемы по теме: «Недоношенный новорождённый».
  3. Подготовить сообщение по теме: «Новорождённый ребёнок».
  4. Подготовить реферат по теме: «Новорождённый ребёнок».
  5. Подготовить сообщение по теме: «Недоношенный новорожденный ребёнок».
  6. Заполнить немую таблицу по теме: «Уход за доношенным новорождённым».
  7. Заполнить немую таблицу по теме: «Уход за недоношенным новорождённым».
  8. Составление ситуационной задачи с разыгрыванием ролей по теме: «Первый патронаж медицинского работника к новорождённому ребёнку».

4

Тема 2.2. 

Период грудного возраста

Содержание учебного материала.

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка грудного возраста.

Оценка нервно-психического развития ребенка грудного возраста.

Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Факторы, создающие опасную окружающую среду.

Виды вскармливания. Гипогалактия, ее причины, профилактика.

Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества. Сроки и правила введения новых продуктов, прикормов. Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.

Значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка.

Значение физического воспитания, закаливания, массажа для здоровья и развития ребенка первого года жизни.

Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей периода младенчества. Понятие о вакцинации ребенка первого года жизни

22

2

Практическое занятие.

Проведение антропометрических измерений и оценка полученных  результатов. Оценка физического  и нервно-психического развития детей грудного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление рекомендаций по закаливанию ребенка. Обучение   родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей.      Составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания. Обучение основным гимнастическим комплексам и массажу. Составление рекомендаций  по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста. Обучение  родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды

14

Самостоятельная работа

  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  2. Подготовить сообщение по теме: «Особенности нервно - психического развития детей первого года жизни»
  3. Подготовить сообщение по теме: «Режим дня и питания детей первого года жизни
  4. Подготовить сообщение по теме: «Обучение родителей ребёнка по поддержанию безопасности его жизнедеятельности».
  5. Подготовить реферат по теме: «Грудничковый возраст».
  6. Подготовить сообщение по теме: «Младенчество»
  7. Заполнить немую таблицу по теме: «Уход за доношенным новорождённым».
  8. Заполнить немую таблицу по теме: «Антропометрия».
  9. Заполнить немую таблицу по теме: «Измерение объёма головы, ребёнка первого года жизни».
  10. Заполнить немую таблицу по теме: «Измерение объёма груди, ребёнка первого года жизни».
  11. Заполнить немую таблицу по теме: «Измерение веса ребёнка первого года жизни»
  12. Заполнить немую таблицу по теме: «Измерение роста ребёнка первого года жизни»
  13. Заполнить немую таблицу по теме: « Закаливание ребёнка первого года жизни».
  14. Заполнить немую таблицу по теме: «Гимнастика ребёнка первого года жизни».
  15. Составление памятки для родителей по теме:

« Особенности физического развития ребёнка грудного возраста».

  1. Составление памятки для родителей по теме: « режим дня и питания ребёнка грудного возраста.
  2. Составление памятки для родителей по теме: «Безопасная окружающая сера ребенка грудного.
  3. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  4. Подготовить сообщение по теме: «Естественное кормление и его преимущества».
  5. Составить краткий конспект по теме: « 10 плюсов грудного молока».
  6. Составление ситуационной задач по образцу по теме:

«Грудное вскармливание».

  1. Составление ситуационной задач по образцу по теме: «Смешанное вскармливание».
  2. Составление ситуационной задач по образцу по теме:  
  3. Заполнить немую таблицу по теме: «Виды вскармливания ребёнка первого года жизни».
  4. Заполнить немую таблицу по теме: «Сроки введения прикорма».

5

Тема 2.3. Период преддошкольного и дошкольного возраста

Содержание учебного материала.

 Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

Универсальные потребности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста и способы их удовлетворения, возможные проблемы.

Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

Питание ребенка старше 1 года.

Социальная адаптация ребенка.

 Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение и в школу. Факторы риска.

Безопасная окружающая среда для детей преддошкольного и дошкольного возраста

8

2

Практическое занятие.

Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического и нервно-психического развития.  Составление примерного меню, рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.

Составление рекомендаций по адаптации в детском дошкольном учреждении.  Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Обучение родителей и окружения ребенка принципам  создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста.

6

Самостоятельная работа.

  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  2. Составить краткий конспект по теме: «Беседа с мамой о профилактики простудных заболеваний  - закаливание детей старше года».
  3. Составить краткий конспект по теме: «Беседа с мамой о профилактики инфекционных заболеваний».
  4. Составить краткий конспект по теме: «Иммунопрофилактика».
  5. Заполнить немую таблицу по теме: «Закаливание детей старше года».
  6. Заполнить немую таблицу по теме: «Особенности физического развития детей старше года».
  7. Заполнить немую таблицу по теме: «Особенности нервно - психического детей старше года».
  8. Составить краткий конспект по теме: « режима дня и питания детей старше года».
  9. Составление памятки для родителей «Безлопастная окружающая среда».
  10. Составление памятки для родителей по теме:

« Профилактика травматизма».

Составление памятки для родителей по теме: « Подготовка ребёнка к школе».

4

Тема 2.4. Период младшего школьного возраста

Содержание учебного материала.

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

Универсальные потребности, способы  их удовлетворения.  Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасности

8

2

Практическое занятие.

Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей  младшего школьного возраста. Составление примерного меню детям младшего возраста. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды.  Составление рекомендаций по режиму дня для детей младшего школьного возраста. Составление рекомендаций по адаптации к школе. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам

6

Самостоятельная работа

  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  2. Составить краткий конспект по теме: «Особенности закаливания в младшем школьном возрасте».
  3. Подготовить сообщение по теме: «Особенности нервно - психического развития детей младшего школьного возраста».
  4. Составить краткий конспект по теме: «Беседа с мамой о профилактики инфекционных заболеваний».
  5. Составить краткий конспект по теме: «Иммунопрофилактика младшего школьного возраста».
  6. Заполнить немую таблицу по теме: «Закаливание детей младшего школьного возраста».
  7. Заполнить немую таблицу по теме: «Особенности физического развития детей младшего школьного возраста».
  8. Заполнить немую таблицу по теме: «Особенности нервно - психического детей младшего школьного возраста».
  9. Составить краткий конспект по теме: « режима дня и питания детей младшего школьного возраста».
  10. Составить краткий конспект по теме: «Рациональное и адекватное питание».
  11. Составление памятки для родителей «Безлопастная окружающая среда у детей младшего школьного возраста».
  12. Составление памятки для родителей по теме:

« Профилактика травматизма у детей младшего школьного возраста».

4

Тема 2.5.

Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)

Содержание учебного материала.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка старшего школьного возраста. Физическое, половое, нервно-психическое и социальное развитие.

Универсальные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы.

Значение физического воспитания для здоровья ребенка подросткового возраста. Факторы риска и безопасности.

Психологические проблемы перехода от детской к взрослой жизни. Помощь подростку и его родителям в ситуациях повышенного риска (депрессивные состояния, суицидальные попытки, повышенная сексуальная активность, пристрастие к вредным привычкам, беременность).

Консультирование подростков по вопросам профилактики курения, злоупотребления алкоголем, токсикомании и наркомании

10

1

Практическое занятие.

Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей  старшего школьного возраста. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию  поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня. Обучение девочек-подростков технике самообследования молочных желез, мальчиков-подростков - технике самообследования яичек. Обучение подростка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды. Обучение подростка принципам здорового образа жизни

6

Самостоятельная работа.

  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  2. Составить краткий конспект по теме: «Особенности рационального и адекватного питания в старшем школьном возрасте».
  3. Подготовить сообщение по теме: «Поддержание адекватной двигательной активности».
  4. Подготовить сообщение по теме: « Гигиена подросткового возраста».
  5. Составление памятки для школьника «Безлопастная окружающая среда».
  6. Составить и провести беседу со школьником старшего возраста «Профилактика вредных привычек».
  7. Краткий конспект по теме: «Беседа со школьником о профилактики инфекционных заболеваний и профилактике осложнений у детей старшего школьного возраста».
  8. Составить краткий конспект по теме: ««Особенности физического развития детей старшего школьного возраста».

Заполнить немую таблицу по теме: «Физическое развитие детей у детей старшего школьного возраста

4

Раздел 3. Зрелый возраст

50

Тема 3.1. Период юношеского возраста

Содержание учебного материала

Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности человека юношеского возраста. Основные потребности, способы  их удовлетворения.  Возможные проблемы

8

1

Практическое занятие.

Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков  в области укрепления здоровья.

 Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, правильному режиму дня, принципам создания безопасной окружающей среды, поддержанию здорового образа жизни

6

Самостоятельная работа

  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  2. Составить краткий конспект по теме: «Особенности рационального и адекватного питания в юношеском возрасте».
  3. Подготовить сообщение по теме: « Гигиена юношеского возраста».
  4. Составить и провести беседу со школьником юношеского возраста «Профилактика ранней беременности и абортов».

4

Тема 3.2. Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте

Содержание учебного материала

Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности  и различия мужчин и женщин зрелого возраста. Универсальные потребности человека зрелого возраста, способы их удовлетворения.  Возможные проблемы.

Строение и функции женских половых органов. Физиология женской половой сферы, связь менструальной и детородной функции, строение женского таза, его роль в репродукции. Женские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Менструальный цикл, овогенез. 

 Строение и функции мужских половых органов, понятие о сперматогенезе, потенции, фертильности. Основные вопросы взаимоотношения полов, зависимость процесса воспроизводства от внутренних и внешних факторов. Мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Сперматогенез, потенция, фертильность. Влияние факторов внешней среды на фертильность.

Формирование полового влечения, его формы. Половые рефлексы у мужчин и женщин. Наиболее частые формы сексуальных нарушений. Роль медицинского работника в оказании консультативной помощи по вопросам укрепления репродуктивного здоровья 

8

2

Практическое занятие.

Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, в области укрепления здоровья мужчины и женщины. Влияние факторов внешней среды на процесс воспроизводства.

Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, правильному режиму дня. Обучение принципам создания безопасной окружающей среды,  принципам здорового образа жизни

6

Самостоятельная работа

  1. Составить краткое содержание темы в виде схемы.
  2. Составить краткий конспект по теме: «Особенности рационального и адекватного питания для человека зрелого возраста».
  3. Подготовить реферат по теме: «Рациональное и адекватное питание мужчины зрелого возраста».
  4. Подготовить реферат по теме: «Рациональное и адекватное питание женщины зрелого возраста».
  5. Подготовить реферат по теме: «Адекватная физическая культура мужчины зрелого возраста».
  6. Подготовить реферат по теме: «Адекватная физическая культура женщины зрелого возраста».
  7. Заполнить немую таблицу по теме: «Овогенез».
  8. Заполнить немую таблицу по теме: «Сперматогенез»».
  9. Заполнить немую таблицу по теме: «Менструальный цикл»».
  10. Составить краткое содержание в виде схемы по теме:

«Менструальный цикл»».

  1. Составить краткое содержание в виде схемы по теме:

«Овогенез»».

  1. Составить краткое содержание в виде схемы по теме:

«Сперматогенез».

  1. Подготовить материал для стенда по теме: « Гигиена женщины и мужчины»

Составление памятки для стенда по санитарно - просветительной работе «Безлопастная окружающая среда для людей зрелого возраста».

4

Тема 3.3.  

Здоровье семьи

Содержание учебного материала

Понятие семьи. Типы, этапы жизненного цикла, основные функции семьи. Современные тенденции развития семьи в России и в мире.  Характеристика основных функций семьи.  Права членов семьи. Значение семьи в жизни человека.

Возможные медико-социальные проблемы семьи.   Планирование беременности.  Последствия искусственного прерывания беременности. 

Репродуктивное поведение человека.

Служба планирования семьи. Основные направления работы службы планирования семьи: охрана здоровья подростков, профилактика нежелательной беременности, профилактика ЗППП, помощь при бесплодии.

Принципы контрацепции в зрелом возрасте.  

Обзор современных методов и средств контрацепции, грамотное использование которых позволяет сохранить репродуктивное здоровье женщины и решить проблему нежелательной беременности

8

1

Практические занятия

Определение типа семьи.  Определение этапа жизненного цикла семьи. Выявление основных медико-социальных проблем семьи, определение возможных путей их  решения. Составление рекомендаций по подготовке к запланированной беременности. Обучение семейной пары правильному использованию отдельных видов контрацепции. Определение факторов риска, влияющих на планирование семьи.

6

Самостоятельная работа

  1. Составить план - конспект по теме: «Беседа в центре планирования семьи с молодыми супругами».
  2. Составить ситуационную - задачу по образцу по теме: «Проблема бесплодного брака».
  3. Предложить студентам составить сценарий ролевой игры по теме: « Посещение семей ной парой центра планирования семьи».

Подготовить сообщение по  теме: « Влияние семьи на здоровье человека».

6

Тема 3.4.  Период беременности и родов

Содержание учебного материала

Оплодотворение и развитие плодного яйца. Понятие об онтогенезе, периоды внутриутробного развития (эмбриональный и плодный). Критические периоды внутриутробной жизни человека, возможность нарушения потребностей плода в эти периоды. Влияние вредных факторов окружающей среды на развитие плода.

Физиологическое течение беременности. Основные проблемы периода беременности.

 Продолжительность физиологической беременности и основные изменения, происходящие в организме беременной; значение этих изменений для нормального развития плода и подготовки к родам.

Признаки беременности (предположительные, вероятные, достоверные).

Роль медицинских работников, окружения в поддержании качества жизни беременной и развития плода.

Дородовые патронажи.

Современные принципы подготовки к родам, их роль в укреплении здоровья матери и будущего ребенка; психологическая и физическая подготовка мужей к осуществлению психологической поддержки женщины во время родов, к будущему отцовству.

Подготовка беременных женщин и их семей к родам - помощь в сознательном подходе к предстоящим проблемам, вселение уверенности в благополучном исходе родов.

Понятие о родовом акте. Течение родов: периоды родов, их физиологическая сущность, продолжительность; родовые изгоняющие силы - схватки, потуги.

Проблемы здоровой роженицы, роль медицинского работника в решении этих проблем. Предвестники родов

10

2

Практическое занятие.

Обучение определению  признаков беременности.

Определение предполагаемого срока родов. Составление планов дородовых патронажей.

Составление рекомендаций беременной женщине по режиму дня, питанию; обучение специальным физическим упражнениям.

Обучение беременной основным приемам, способствующим уменьшению болевых ощущений во время родов, правильному поведению во время родов

6

Самостоятельная работа

  1. Составление и проведение патронажей I дородового патронажа.
  2. Подготовить реферат по теме: «Рациональное и адекватное питание беременной женщины».
  3. Подготовить реферат по теме: «Адекватная, специальная физическая нагрузка беременной женщины на разных сроках беременности».
  4. Подготовить реферат по теме: «Гигиена беременной женщины».
  5. Составить в виде схемы краткое содержание по теме:

« Влияние вредных факторов на организм беременной женщины».

  1. Заполнить немую таблицу по теме: «Оплодотворение».

Составить ситуационную задачу по теме: «Определение срока беременности».

5

Тема 3.5.

Послеродовой период

Содержание учебного материала

Физиологическая сущность послеродового периода.

Основные изменения,  происходящие в организме женщины, происходящие в послеродовом периоде.

Лактация, принципы ее поддержания.

Преимущество грудного вскармливания новорожденных.

Проблемы родильницы, возникающие в первые дни послеродового периода, связанные с лактацией, кормлением новорожденного, с изменениями в репродуктивной системе; роль медицинского работника в решении этих проблем.

Роль медицинского работника в подготовке супружеских пар к родам и послеродовому периоду.

Ориентация супружеских пар на грудное вскармливание новорожденных.

Психологические проблемы, возникающие в семье при появлении новорожденного, связанные с отцовством, материнством, изменением ролей в семье.

Принципы консультирования родильницы по вопросам питания, гигиены, контрацепции, сохранения грудного вскармливания

8

2

Практическое занятие.

Изучение течения нормальных родов и послеродового периода. Изучение физиологических и психологических составляющих грудного вскармливания. Изучение изменений репродуктивной системы в послеродовом периоде у женщин.  

Мотивация к грудному вскармливанию. Обучение прикладыванию к груди. Поддержка грудного вскармливания. Обсуждение диеты родильницы и кормящей матери.

Составление рекомендаций для кормящей матери по уходу за молочными железами, питанием, профилактике маститов.

Составление плана беседы с супружескими парами по подготовке к родам,  грудному вскармливанию. Дискуссионное обсуждение профилактики послеродовых депрессий.

Изучение принципов медицинского  консультирования здоровых рожениц и родильниц

6

Самостоятельная работа

  1. Составить план - конспект по теме: «Беседа в родильном доме с родильницей о послеродовом  периоде».
  2. Отработка манипуляций по уходу за роженицей на фантоме.
  3. Составить план беседы по теме: « Питание кормящей матери».
  4. Составить в виде схемы краткое содержание по теме:

« Послеродовая контрацепция».

  1. Заполнить немую таблицу по теме: «Физиологические роды».
  2. Составить ситуационную задачу по теме: «Физкультура послеродового периода».
  3. Написать реферат по теме: «Питание беременной женщины».

4

Тема 3.6.  Климактерический период

Содержание учебного материала.

Понятия «климакс», «климактерический период», «пременопауза», «менопауза»,  «постменопауза». Основные представления о климактерическом синдроме, факторах риска развития климактерического синдрома и возможности его профилактики.

Изменения, происходящие в организме женщины и мужчины в климактерическом периоде.   Особенности протекания климактерического периода у женщин и мужчин.

Роль медицинского работника в пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья пациентов в переходном периоде

8

2

Практическое занятие.

Обучение выявлению факторов, влияющих на патологическое течение климакса, проблем человека в климактерическом периоде.  Составление  рекомендаций женщине и мужчине в климактерическом периоде по режиму дня, питанию, гигиене, поддержанию безопасности

6

Самостоятельная работа

  1. Составить план - конспект по теме: «Климактерический период в жизни женщины, переходный период в жизни мужчины».
  2. .Составить план беседы по теме: « Питание мужчины в переходном периоде».
  3. Составить в виде схемы краткое содержание по теме:

« Поддержание здоровья женщины в климактерическом периоде».

  1. Составить в виде схемы краткое содержание по теме: «Здоровый образ жизни для людей в переходном периоде».
  2. Заполнить немую таблицу по теме: «Климактерический период».
  3. Заполнить немую таблицу по теме: «Анатомические и физиологические особенности мужчины и женщины в климактерическом периоде».
  4. Составить ситуационную задачу по теме: «Физкультура послеродового периода».

Написать реферат по теме: «Рекомендаций по питанию, режиму дня, гигиене человека в климактерическом периоде.

4

Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

36

Тема 4.1.  Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Содержание учебного материала

Понятие о геронтологии. Актуальность геронтологии на современном этапе развития общества. Старение как закономерный этап жизнедеятельности человека. Место человека преклонного возраста в современном обществе. Отношение к пожилым людям как важный показатель нравственного состояния общества.

Виды, теории и механизмы старения. Характеристика процесса старения. Образ жизни, его влияние на процессы старения. Влияние неблагоприятной экологической обстановки на интенсивность и выраженность процессов старения

4

1

Практическое занятие.

Обсуждение средней продолжительности жизни в историческом аспекте и на современном этапе. Обсуждение места пожилого человека в современном обществе. Этические проблемы общения с лицами старших возрастных групп.

Дискуссионное обсуждение наиболее значимых и актуальных теорий и механизмов старения, причин старения в регионе, в России. Изучение процессов старения в различные возрастные периоды. Значение влияния экологических факторов на процессы старения. Характеристика различных типов старения. Студенты определяют внешние признаки старения, сравнивают биологический и календарный возраст

2

Самостоятельная работа

  1.  Составить план - конспект по теме: «Беседа с лицами старшего возраста о старении и адаптации к старению».
  2. Составить ситуационную задачу по теме: «Укрепление здоровья в пожилом и старческом возрасте».
  3. Составить ситуационную задачу по теме: «Обеспечение безопасности пожилого человека в ЛПУ».
  4. Составить ситуационную задачу по теме: «Раздача лекарственных средств в геронтологическом отделении.
  5. Написать реферат по теме: «Старость».

4

Тема 4.2.

Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста

Содержание  учебного материала 

Анатомо-физиологические изменения в пожилом и старческом возрасте: особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, нейроэндокринной систем, системы крови, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, кожи. Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни. Интеллект в преклонном возрасте, психомоторная способность, проявления эмоциональности. Самооценка и социальная среда. Стрессовые ситуации в старости. Нарушения памяти, сна.

Возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте

6

1

Практическое занятие.

Дискуссионное обсуждение анатомо-физиологических и психологических аспектов старения. Выявление возможных проблем в удовлетворении универсальных потребностей стареющего человека. Понимание необходимости внесения изменений в образ жизни пожилых людей.

Составление плана беседы с пациентами преклонного возраста. Выявление изменения в состоянии важнейших органов и систем, изменения памяти, ориентации, сна, степени способности к самообслуживанию и потребности в посторонней помощи, проблем, связанных с изменением способа удовлетворения потребностей, оказание посильной помощь пациенту преклонного возраста

4

Самостоятельная работа 

  1. .Подготовить сообщение по теме: « Об удовлетворении универсальных потребностей у пожилых людей».
  2. Подготовить сообщение по теме: « Питание и адекватная нагрузка у людей старших возрастных групп».
  3. Составить в виде схемы краткое содержание по теме:

«Анатомо - физиологические, психологические и эмоциональные особенности у людей пожилого и старческого возраста».

  1. Заполнить немую таблицу по теме: «Анатомо - физиологические особенности у людей пожилого и старческого возраста».

4

Тема 4.3. Организация социальной  помощи населению старших возрастных групп.

Содержание  учебного материала

Потребности пожилых людей в различных видах медико-социальной и бытовой поддержки. Комплексный медико-социальный характер помощи пожилым как необходимое условие её эффективности. Законодательные аспекты  социальной защиты престарелых граждан. История и современная структура гериатрической службы РФ. Опыт других стран.

Проблема адаптации лиц старших возрастных групп к старению и микросоциальной среде. Синдром ранней смерти после выхода на пенсию («пенсионная болезнь»). Сохранение социальной активности: продолжение посильной трудовой деятельности, участие в общественной жизни, активные контакты с родственниками, чтение периодических изданий, просмотр телепередач, различные увлечения.

Пожилой человек в семье. Взаимопомощь поколений. Рост числа одиноких пожилых людей, экономические и социальные аспекты одиночества в старости. Создание безопасной среды для пожилого человека в общественных местах, в транспорте, на улице.

Основные нормативные документы, регламентирующие социальную защиту населения старших возрастных групп. Пенсионное обеспечение, система льгот. Категории населения преклонного возраста, имеющие право на льготы. Основные общественные организации,  деятельность которых направлена на поддержание и социальную помощь лицам преклонного возраста.

Различные организационные формы гериатрической помощи: гериатрические кабинеты (отделения) в лечебно-профилактических учреждениях, дневные стационары для пенсионеров, дома-интернаты, дома сестринского ухода, пансионаты и санатории для пожилых людей, геронтологические территориальные центры. Организация гериатрической помощи на дому. Патронажные группы социальной помощи одиноким при районных отделах социального обеспечения и их функции.

8

1

Практическое занятие.

Дискуссионное обсуждение социальных проблем человека преклонного возраста. Экономических и социальных аспектов одиночества, особенности формирования и оказания социальной помощи в России и в регионе. Пенсионное обеспечение, система льгот. Определение и обоснование нуждаемости в социальной помощи. Обсуждают проблемы создания безопасной среды в общественных местах, на транспорте, на улице и т.д. для людей преклонного возраста. Обосновывают значение семьи для пожилого пациента, роль общественных организаций в сохранении социальной активности.

Проведение собеседования с пациентом преклонного возраста, определение его социального статуса, выявление сохранности социальных контактов, положения пациента в микросоциуме. Составляют отчет по результатам собеседования с выводами. При разборе конкретных ситуаций определяют и обосновывают  нуждаемость в социальной помощи.

6

Самостоятельная работа

  1. Составить ситуационную задачу по теме: «Обеспечение безопасности пожилого человека в ЛПУ».
  2. Составить ситуационную задачу по теме: «Раздача лекарственных средств в геронтологическом отделении.
  3. Написать реферат по теме: «Особенности социальной помощи людям пожилого и старческого возраста в России и регионах».

4

Тема 4.4. Организация медицинской помощи населению старших возрастных групп.

Содержание  учебного материала

Сестринские услуги лицам пожилого и старческого возраста. Психологические и этические аспекты сестринской работы с пожилыми и старыми людьми Принципы эффективного общения.

Сестринский процесс при оказании консультативной помощи по вопросам укрепления здоровья пожилых людей. Сестринское обследование удовлетворения универсальных потребностей стареющего человека с точки зрения влияния на здоровье. Оценка факторов индивидуального риска. Отношение пациента и его семьи к проблеме укрепления здоровья. Оценка потенциальных возможностей (ресурсов) пациента и его семьи для обеспечения позитивных перемен в образе жизни. Выявление препятствий для удовлетворения потребностей. Проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, умений, навыков в области укрепления здоровья. Мотивация пациента на оздоровление образа жизни. 3. Планирование мероприятий по укреплению здоровья совместно с пациентом и его семьей. Реализация сестринских вмешательств: консультации по вопросам рационального образа жизни, обеспечения печатной информацией, помощь в формировании здоровых привычек. Оценка эффективности сестринских вмешательств. Поощрение успехов пациента в оздоровлении образа жизни. Коррекция сестринских действий на основании обратной связи.

Представление о гериатрической фармакотерапии, правила безопасного лечения пожилого человека фармакологическими препаратами.

8

1

Практическое занятие.

Дискуссионное обсуждение возможностей сестринской службы в удовлетворении универсальных потребностей пожилых пациентов и решении их проблем со здоровьем. Теоретическое обоснование особенностей специализированного сестринского ухода с учётом анатомо-физиологических  и психологических возрастных изменений, особенности способов удовлетворения универсальных потребностей.

Медицинский работник как консультант по вопросам, касающимся состояния здоровья. Применение сестринского  процесса в обучении пациента и его семьи правильному образу жизни. Методика сестринского обследования образа жизни пациента. Примеры возможных проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений, навыков в области укрепления здоровья. Определение целей и планирование объема обучения. Реализация плана обучения. Оценка эффективности объема обучения.

Обеспечение безопасности пожилого пациента в ЛПУ, в том числе особенности раздачи лекарственных средств в геронтологических отделениях. Обучение пациентов старших возрастных групп правилам приема лекарственных препаратов в домашних условиях.

Работа с пациентами старших возрастов в отделениях стационара.

6

Самостоятельная работа

  1. Написать реферат по теме: «Рекомендаций по питанию, режиму дня, гигиене человека в пожилом и старческом возрасте».
  2. Составление беседы по организации самоуходу человеку пожилого и старческого возраста».
  3. Составление беседыдля родственников по уходу за пациентом преклонного возраста.
  4. Составление памятки  для пациентов преклонного возраста с целью профилактики кишечных инфекций, педикулеза, отравлений.
  5. Написать реферат  по теме: «Лекарственное лечение в старости»

4

Тема 4..5.

Искусство продления жизни

Содержание  учебного материала

Здоровый образ жизни как залог активного долголетия. Факторы риска для человека пожилого и старческого возраста. Пути увеличения продолжительности жизни и замедление темпов старения. Позитивная личностная концепция. Способы сохранения интеллекта. Понимание возрастных изменений. Особенности геродиететики. Контроль массы тела. Режим рациональной физической активности и распорядок дня пожилого человека. Регуляция ночного сна. Личная гигиена и герокосметология. Сохранение социальных контактов. Предупреждение психотравмирующих ситуаций в межличностном общении. Интимная жизнь в пожилом возрасте.

Приспособление к ограничениям и создание безопасной среды обитания для пожилого человека. Требования к жилищу и его оборудованию. Здоровый досуг. Ограничение курения, приёма алкоголя. Условия окружающей среды, препятствующие сохранению здоровья. Роль семьи пожилого пациента в сохранении здоровья, способности к самообслуживанию и продлению активного долголетия.

6

1

Практическое занятие.

Дискуссионное обсуждение вопросов, касающихся рационального образа жизни. Оценка образа жизни пожилого человека на примере разбора конкретных ситуаций. Мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни у людей преклонного возраста. Формирование суточного меню для человека преклонного возраста в соответствии с требованиями геродиететики. Составление комплекса гимнастических упражнений, разработка плана беседы о герокосметологии, вреде курения, алкоголизме в старости. Проведение беседы с пациентами о рациональном питании и двигательной активности в старости, о значении сна и способах его регуляции, стрессе и его последствиях, о возможностях борьбы со стрессом в преклонном возрасте. Проведение беседы о личной гигиене и гигиене жилища, формировании безопасного быта. Реферативные сообщения о наиболее важных аспектах сохранения здоровья в пожилом возрасте.

4

Самостоятельная работа

  1. Составить памятку для людей старших возрастных групп о личной гигиене, гигиене жилища, рациональном питании, двигательной нагрузке, правилам выполнения гигиенической гимнастики, о вреде курения и злоупотребления алкоголя в преклонном возрасте, о правилах сохранения и нормализации сна в пожилом и старческом возрасте.
  2. Подготовить беседу о герокосметологии, геродиететике, рациональной двигательной активности, о вреде курения, приеме алкоголя и т.д.
  3. Составить памятку по обучению пожилому человеку о рациональном и адекватном питании в пожилом возрасте.
  4. Составить памятку по обучению пожилого человека оптимальной  двигательной активности пожилого человека.
  5. Написать реферат по теме « Герантология».

4

Тема 4.6.

Медико-социальные и психологические аспекты смерти

Содержание  учебного материала

Танатология как наука. Понятие «смерть». Классификация смерти. Медико-биологические, философские, религиозные, социально-психологические аспекты смерти. Законодательство РФ об эвтаназии.

Естественная смерть. Основные этапы умирания и смерти. Эмоциональные стадии горевания. Психологическая поддержка умирающего человека и его близких.

Констатация смерти. Уход за телом умершего. Похороны у славянских народов России и других народов, населяющих  регион.

Стадии траура. Общение с пережившими утрату.

4

1

Практическое занятие.

Дискуссионное обсуждение вопросов, касающихся смерти, этапов умирания, констатации смерти, эмоциональных этапов горевания. Оказание психологической поддержки родных и близких умирающего человека. Правила констатации смерти.  Клиническая и биологическая  смерть. Уход за телом умершего.  Обсуждение правил общения с пережившими утрату. Стадии траура. Обсуждение проблем эвтаназии в России и за рубежом.

2

Самостоятельная работа

  1. Составить план - беседы по теме: «Похороны у славянских народов России».
  2. Подготовить сообщение по теме: « Ритуалы погребения у народов мира».

2

                                                                                   Максимальная учебная нагрузка (всего)

222

                                                                                  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

148

                 

 

  1. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Здорового человека и его окружения и основ профилактики»

       Оборудование учебного кабинета:

  1. весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и   взрослых);
  2. ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела детей и взрослых);
  3. пеленальный стол;
  4. средства ухода и одежда для детей первого года жизни;
  5. сантиметровая лента;
  6. таблицы;
  7. схемы;
  8.  структуры;
  9. диаграммы
  10. презентации;
  11. медицинская документация;
  12. методические пособия, рекомендации для обучающихся;
  13. холодильник для хранения препаратов для иммунопрофилактики
  14. муляжи, фантомы.

Технические средства обучения:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор (интерактивная доска);
  3. классная доска (меловая), мел;
  4. экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

Основные источники:

  1. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. - Здоровый человек и его окружение Учебник Серия  «Медицина для вас» - Ростов н/Д : Феникс, 2009г. - 383с.
  2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий.

Здоровый человек и его окружение. Руководство к  практическим

занятиям: Учебное пособие. –  Москва: Авторская академия 2011г. -496с.

  1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012г. Москва: Авторская академия 2012г – 640 с.

Дополнительные источники:

  1. Дзигуа М.В. Лунякина Е.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Учебное пособие. – М: АНМИ, 2010г.
  2. Лисицын Ю.П.  Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
  3. Филатова С.А. и др. Геронтология. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2011г.
  4. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.:ИКЦ «Академкнига», «Медицина», 2012г.
  5. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/Под ред. И.Н. Денисова, А.А. Баранова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010г.
  6. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова М. ГЭОТАР-Медиа, 2011г.
  7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. N 5487-1(с изменениями и дополнениями).
  8. Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
  9. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011г.
  10. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011г.
  11. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2012г.
  12. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2011г.

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

  1. содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;

Решение заданий в тестовой форме.

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

  1. основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Решение ситуационных задач.

Решение заданий в тестовой форме.

  1. периоды жизнедеятельности человека;

Решение заданий в тестовой форме.

Составить патронажи к новорожденному и ребенку первого года жизни.

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Составить план проведения занятий с беременной.

Составить I и II дородовые патронажи.

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Составить памятки по гигиене для беременной женщины.

Составить памятки и дать советы беременной женщине по адекватной физической нагрузке.

Составить памятки для кормящей матери.

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Составить отчет о патронаже пожилого человека с выводами и рекомендациями.

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Составить и оформить памятки для населения для санитарно просветительной работы.

  1. анатомо-физиологические  и психологические особенности человека;

Решение ситуационных задач.

Решение заданий в тестовой форме.

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

  1. основные закономерности и правила  оценки физического, нервно-психического и социального развития;

Решение ситуационных задач.

Решение заданий в тестовой форме.

  1. универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Решение ситуационных задач.

Решение заданий в тестовой форме.

  1. значение семьи в жизни человека

Составить краткое содержание темы в виде схемы.

Умения:

  1. оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений.

Решение ситуационных задач.

Решение заданий в тестовой форме.

  1. выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области

укрепления здоровья;

Решение ситуационных задач.

Решение заданий в тестовой форме.

Составить планы беседы с различными категориями населения.

Составление плана беседы с подростками по формированию здорового образа жизни.

  1. обучать население особенностям

сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные  периоды и вопросам планирования семьи

Решение ситуационных задач.

Составления памятки для населения по особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды жизни человека.

Проведение бесед с различными категориями населения  по вопросам здорового образа жизни.

Проведение беседы с подростками по формированию здорового образа жизни и планированию семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 "Здоровый человек и его окружение"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» для специальности:34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» базовой подготовки 2 год об...

Рабочая программа учебной практики ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение раздела МДК 01.01. Здоровый ребенок

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело – б...

Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01

Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение ПМ01 Проведение профилактических мероприятий основной профессиональной образовательной программы Специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка

Комплект контрольно-оценочных средств  по МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение ПМ01 Проведение профилактических мероприятий, по  специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело,  баз...

Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды

Лекция  3.  Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот...