Латинский язык
методическая разработка на тему

Климова Елена Михайловна

Материалы к занятиям по латинскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_no1_fonetika.docx51.87 КБ
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_dlya_studentov_no1.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

Лекция

по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Тема №1.1 Введение, история развития латинского языка.

Сведения о медицинской терминологии. Фонетика.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель: _______________ Белякова Н.А.

Ессентуки, 2014

введение

Ни одна из современных областей науки не пользуется в такой мере латинским языком как медицина. Перед Вами стоит сугубо профессиональная задача: активно овладеть медицинской терминологией.

Изучение любого языка начинается с алфавита: для того, чтобы правильно писать, мы познакомимся с орфографией букв; чтобы правильно читать – с фонетикой букв и буквосочетаний (название и произношение букв – не одно и тоже, эти понятия подменять нельзя), выучим последовательность букв в алфавите, которую необходимо знать для рациональной работы со словарями при поиске необходимой информации.

Данная лекция предназначается студентам в качестве помощи при изучении раздела «Фонетика». Рабочая программа отводит на усвоение этой темы 2 теоретических часа и 2 практических часа.


Содержание рассматриваемых вопросов:

  1. Латинский алфавит; греческие буквы в составе латинского алфавита, название букв.
  2. Правила произношения гласных.
  3. Правила произношения согласных.
  4. Что такое дифтонг, что такое диграф. Правила произношения дифтонгов и диграфов
  5. Правила произношения буквосочетаний: «ti», «ngu», «qu», «sch».
  6. Правила постановки ударения.

ВОПРОС №1 ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ; ГРЕЧЕСКИЕ БУКВЫ В СОСТАВЕ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА, НАЗВАНИЕ БУКВ

Латинский  алфавит,  которым  пользуются  в  современных фармакопеях,  рецептурных  справочниках,  реестрах  лекарственных средств, состоит из 25 букв 4 из них греческого происхождения (k x y z):

Латинский алфавит

Печатная орфография

Название

буквы

Произношение

звука

A a

а

а

B b

бэ

б

C c

цэ

ц или к

D d

дэ

д

E e

э

э

F f

эф

ф

G g

гэ

г

H h

га

Как украинское гэ

I i

и

и

J j

йот

й

K k

ка

к

L l

эль

ль

M m

эм

м

N n

эн

н

O o

о

о

P p

пэ

п

Q q

ку

к

R r

эр

р

S s

эс

с или з

T t

тэ

т

U u

у

у

V v

вэ

в

X x

икс

кс

Y y

ипсилон

и

Z z

зэт

з

Буквы a, e, i, o, u, y передают гласные звуки.

Буквы b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z передают согласные звуки.

  С  прописной  буквы  пишутся  собственные  имена, географические  названия  и  производные  от  них  прилагательные.  В медицине  с  прописной  буквы  принято  писать  также  названия лекарственных растений, химических элементов и лекарственных средств.

Например:

tinctura Valerianae – настойка валерианы

tabulettae Analgini – таблетки анальгина

ВОПРОС №2 ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ

           Произносится как русское а:

            aorta (аорта) - аорта

            calor (калёр) - жар, тепло

            Произносится как русское э:

            nomen (номэн) - имя, название

           В отличие от русского языка, звук е не смягчает согласные. Сравните: лат. Testosteronum (тэстостэронум) по-русски пишется и произносится «тестостерон». Дает звук «э», т.е. звучит грубо.

            Встречается в словах латинского

            происхождения произносится как русское и:

            internus (интернус) – внутренний    

            tibia (тибия) – большеберцовая кость

            Встречается в словах греческого                                                

            происхождения и произносится как русское и:

             butyrum (бутирум)-масло

Чтобы облегчить запоминание слов, необходимо усвоить    написание и   значение греческих приставок и корней, которые пишутся с буквой «ипсилон»:

hypo – ниже нормы,         hyper –         выше       нормы

oxy  - кислород,                syn  -         вместе

hydra -вода,                      pyr -         жар

dys –         расстройство, нарушение

Пишется в начале слова или слога перед гласным и в середине слова между двумя гласными и произносится как русское й.

В сочетании с гласной буквой сливается с ней и дает ей мягкость звучания:

                       ja – «я»                je – «е»

                       ju - «ю»               jo - «ё»

    Juglans (югланс) - грецкий орех

    major (майор) - больший дает звук «й»

 Исключения составляют слова греческого происхождения, в которых перед гласным пишется i и произносится как русское й:  Iodum (йодум) - йод, от греческого iodes (йодес) - фиолетовый, и все сложные слова с корнем iod- следует писать через Ii. Международный химический символ «йода» -буква I

             Произносится как русское о:

              orbita (орбита) - глазница

              Произносится как русское у:

               purus (пурус) - чистый дает звук «у»

ВОПРОС №3 ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ

Согласные b, d, f, g, m, n, p, r, t, v произносятся как соответствующие им русские буквы.

 Есть согласные буквы в латинском языке, произношение которых определяется правилами.

Так, буква С произносится двояко: как русское

    ц – перед гласными e, i, y и перед дифтонгами ae и oe.

   

    к  перед  гласными а, о, u, перед согласными и

          в конце слова

              ц                                                  к    

acetum (ацэтум)-уксус                              calor (калёр)-жар, тепло

acidum (ацидум)-кислота                         decoctum (дэкоктум)-  отвар        

Hyoscyamus (гиосциамус)- белена          Cuprum (купрум)-медь                  

coeruleus (цёрулеус)-синий                      lac (ляк)-молоко

   

дает звук [г] с придыханием, как украинское произношение.  

herba (гэрба)-трава

Hyoscyamus (гиосциамус)-белена

Встречается очень редко, только в словах нелатинского происхождения, преимущественно в тех случаях, когда нужно произнести звук [к] перед звуком э или и.

          keratinosus (кэратинозус) - кератиновый

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Kalium (калиум)-калий (арабское)

Vikasolum (викасолюм)-викасол (препарат группы витамина К)

Kanamycinum (канамицинум)-канамицин

Kalanchoë (калянхоэ)-каланхоэ

Таким образом, звук «к» может передаваться двумя буквами «с» и «к»

Kalium -         калий

Calcium – кальций

Всегда звучит с мягким знаком – [ль]:

mel (мэль) – молоко. Если после L стоит гласная буква, то они сливаются, смягчая ее звучание:

la – ля

pilula (пилюля)

пилюля

le – ле

Letalis (леталис)

смертельный

lo – лё

Lobulus (лёбулюс)

долька

lu - лю

Lumbus (люмбус)

поясница

 Употребляется только в сочетании с u (qu),  произносится как буквосочетание [кв]:

aqua (аква) - вода

                  liquor (ликвор) – жидкость

Буква S произносится двояко: как русское

                          З    между двумя гласными или между гласным и

            согласными m или n (в словах греческого  

            происхождения, кроме удвоенного ss)

          С   удвоенная ss между двумя гласными и в остальных

                             случаях

            з                                             с

dosis (дозис)-доза                        semen (сэмэн)-семя

gargarisma (гаргаризма)-          scatula (скатуля)-  коробочка

полоскание        

                                                 

Произносится как (кс):

radix (радикс)-корень

                      axungia (аксунгиа)-жир

         

Произносится как русский з.

Эта буква встречается в словах греческого происхождения.    

      Oryza (ориза)-рис

      Zea (зэа)-кукуруза в основном дает звук «з»:

Только в словах греческого происхождения читается как «ц», как исключение: Zincum (цинкум) - цинк                           

ВОПРОС №4  ЧТО ТАКОЕ ДИФТОНГ; ЧТО ТАКОЕ ДИГРАФ; ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ДИФТОНГОВ И ДИГРАФОВ

ДИФТОНГ - это сочетание двух гласных (слогового и неслогового),  произносимое в один звук или в один слог.  В латинском языке их четыре:   ae, oe, au, eu.

ae и oe произносятся как один звук [э]

частый дифтонг произносится как русское:

aeger(эгэр)-больной  

anaemia(анаэмиа)-малокровие

Foeniculum(фёникулюм) - фенхель, укроп аптечный    Оеdema(эдэма) - отек

Если в сочетании ae и oe каждый гласный должен произносится раздельно, то над e ставится знак разделения aë, oë:        

                           aё → аэ   aër (аэр)-воздух

                           оё → оэ   Aloë (алёэ)-алоэ, сабур

И еще два дифтонга: au, eu

Если стоят в начале или в конце слова, или от начала или от конца их отделяет одна буква:

читается как русское[ау] (односложное):

 Aurum (аурум)-золото

aut (аут)-вне

читается как русское [эу] (односложное):

Eucalyptus (эукалиптус) - эвкалип 

seu (сэу) - или

В середине слова они читаются кратко, что воспринимается как [ав],[эв],то есть в звучании двух гласных звук только один, гласный звук [а] или [э], а второй гласный [u], по причине краткости уже звучит как согласный[в]:

                         Trauma (травма) – травма                                 

                         Рneuma (пнэвма) – легкое

ДИГРАФЫ это сочетание двух согласных букв, дающих один звук. Их в латинском языке 4 и они употребляются в греческих словах:

читается как русское (ф) :

Phosphorus    (фосфорус)-фосфор

читается как русское (р):

Rheum (рэум)-ревень

читается как русское (т):

Thea (тэа)-чай

читается как русское (х): 

charta (харта)-бумага

В латинских словах звуки «ф», «р», «т» орфографически выражаются одной буквой, соответственно «f», «r», «t».

ВОПРОС №5 ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ БУКВОСОЧЕТАНИЙ: «TI», «NGU», «QU», «SCH»

            ЦИ  перед гласной (кроме sti, tti и xti)                

          ТИ в буквосочетаниях sti, tti и xti,  а так же перед      

                              согласной буквой и в конце слова

ЦИ                                              ТИ

injectio (инйэкцио)-инъекция      combustio (комбустио)- ожог

solutio (солюцио)-раствор          mixtio (микстио)-смесь

НГВ  перед гласными

НГУ перед согласным

НГВ                                                        НГУ

unguentum (унгвэнтум) - мазь    angustifolius (ангустифолиус) - узколистный

lingua (лингва) – язык                  angulus (ангулюс) - угол

может читаться двояко: «сх» или «ш».

schema (схэма) - схема

         schock (шок) – потрясение , удар

         Schizandra (схиандра) – лимонник

ВОПРОС №6 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЯ

Перед постановкой ударения нужно слово разбить на слоги, учитывая что: количество слогов равно числу гласных звуков в слове; слоги принято считать от конца слова.  

 Например:   3    2    1            4    3  2  1            4    3    2  1            

                      di- ae- ta;       me- di- a- lis;         su- pe- ri- or

                                                       

     Ударение,  которое  применяется  при  чтении  латинских  слов, – динамическое  (силовое).  Слог,  который  находится  под  ударением, произносится с большей силой голоса.

Правила, определяющие место ударения, очень просты:

1. Ударение никогда не падает на последний слог.

2. Оно  может  падать  или  на  предпоследний,  или  на  третий слог от конца.

3. Постановка  ударения  зависит  от  длительности предпоследнего слога.  

        Если предпоследний слог долгий, то ударение падает на него, а если краткий – ударение падает на третий слог от конца.

        Следовательно, для постановки ударения в словах, содержащих более двух слогов, необходимо знать правила долготы или краткости предпоследнего слога.

Условия долготы 2-го слога. Второй слог долгий, он же и ударный

Условия краткости второго слога. Второй слог краткий, 3-й слог ударный

1. Если он образован дифтонгом:

la-goé-na

3    2    1

1. Перед другим гласным :

ar-té-ri-a

4   3  2 1

2. Перед двумя или группой согласных:

li-ni-mén-tum

4  3    2     1

2. Перед сочетанием согласных b, p, t,

d, c, g с буквами l, r :

é-phed-ra; múl-ti-plex

3   2      1      3  2    1

3. Перед буквами x и z :

re-flé-xus; o-rý-za

3    2   1     3  2   1

3. Перед диграфами ch, ph, rh, th :

oe-só-pha-gus

4    3    2     1

4. Под знаком природной (историчес-

кой) долготы ˉ :

al-bū-men

3    2    1

4. Под знаком природной (исторической) краткости ˇ :

la-mĭ-na

3    2   1

5. В суффиксах -āl-, -ār-, -āt-, -īn-, -īv-,

-ōs-, -ūr-, -ūt- , -itis-, -oma-, -ide-

tinctūra, palatīnus, aquōsus

 3    2  1    4 3 2 1   3    2  1

5. В суффиксах -ǐc-, -ǐd-, -ǐl-, -ŏl-, -ŭl-,

-cŭl- :

liquǐdus, phaseŏlus

 3   2  1       4  32 1    

Трудный случай

В  некоторых  случаях  нельзя  применить  приведенные  выше правила долготы или краткости. Если  за  гласным  следует  только  один  согласный,  то предпоследний слог может быть в одних словах долгим, а в других – кратким. В таких случаях необходимо обратиться к словарю. В  словаре  над  предпоследним  слогом  слова,  если  он  долгий, ставится надстрочный знак долготы (–) или, если слог краткий, – знак краткости (˘).

Например: butуrum – масло (твердое), amўlum – крахмал.


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРАВИЛ ФОНЕТИКИ

Латинская

буква

Варианты

Звучание

Варианты

Звучание

       Аа

a

ae

э

аё

аэ

аu:

а) кратко -

в середине слова;

ав (у→в)

б) долго -

в конце или в начале слова

ау

Вв

б

        Сс

перед i,e,y,ae,oe

ц

в остальных случаях

к

ch

х

Dd

д

        Ее

э

еu:

а) долго -

в начале или конце слова;

эу

б) кратко -

в середине слова

эв (у→в)

Ff

ф

Gg

г

Hh

с придыхом

(как украинское г)

г

Jj

й

ja

я

je

е

jo

ё

ju

ю

Кк

в греческих словах

к

        Ll

ль

la

ля

le

ле

lo

лё

lu

лю

Mm

м

Nn

н

Oo

o

ое

э

оё

оэ

Рр

п

ph (в греческих словах)

ф

Qq

всегда сочетается с u: qu

кв

Rr

P

rh (в греческих словах)

р

Tt

Т

th(в греческих словах)

т

Uu

У

au          кратко

eu            (в середине                          

         слова)

au       долго

eu   (в начале

       или в конце     слова)

ав  

эв    у       в

ау

эу

Ss

между двух гласных или между гласной и одной из согласных m или n

з

удвоенная ss и в остальных случаях:

с

Vv

В

Хх

кс

Yy

В   греч. словах

и

Zz

з

В греч. словах (очень редко)

ц

Буквосочетания

Варианты

Звучание

Варианты

Звучание

ti

перед гласной

ци

перед гласной, но после s, t или x

ти

перед согласной

ти

ngu

перед гласной

нгв

перед согласной

нгу

sch

иногда

ш

но может быть

сх

qu

кв

Диграфы

ch

х

rh

р

ph

ф

th

т

Дифтонги

ae

э

аё

аэ

oe

э

оё

оэ

au

          eu

кратко:

в середине слова

ав

эв

долго: в начале или конце слова

ау

эу



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

для студентов 1 курса специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело»

Тема №1.1 Введение, история развития латинского языка.                                                Сведения о медицинской терминологии. Фонетика.

Занятие №1. Фонетика. Анатомическая терминология

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель:  _______________ Белякова Н.А.

Ессентуки, 2014

Тема №1.1 Введение, история развития латинского языка.

Сведения о медицинской терминологии. Фонетика.

Занятие №1. Фонетика. Анатомическая терминология

Учебные вопросы занятия:

  1. Латинский алфавит, греческие буквы в составе латинского алфавита, название букв.
  2. Правила произношения гласных.
  3. Правила произношения согласных.
  4. Что такое дифтонг; что такое диграф; правила произношения дифтонгов и диграфов.
  5. Правила произношения буквосочетаний: «ti», «ngu», «qu», «sch».
  6. Правила постановки ударения.

Место проведения занятия – кабинет латинского языка и фармакологии

Оснащение занятия:

  • учебник
  • контролирующий материал (тесты, вопросы)
  • таблицы «Латинский алфавит», «Звуко-буквенное соответствие в латинских словах», «Долгота и краткость слога»
  • доска
  • мел

Цели занятия 

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

знать:

  • количество букв в латинском алфавите и их последовательность;
  • буквы греческого алфавита;
  • правила произношения и написания звуков;
  • правила постановки ударения;

уметь:

  • находить слова греческого происхождения;
  • правильно писать звуки, передаваемые буквосочетаниями;
  • писать термины, содержащие буквы «x»,  «y»,  «z»;
  • правильно ставить ударение в латинских словах;

владеть набором компетенций:

  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациентов.
  • ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

Рекомендуемая литература:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник - М: КНОРУС, 2014.- 256 с. Сер.СПО;
  2. Чернявский  М.Н. Латинский  язык  и  основы медицинской терминологии. – Москва: «Медицина», 2010.- 320с.
  3. Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2011.-368с.
  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте лекционный материал по данной теме. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на особенности чтения букв и буквосочетаний.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на правила постановки ударения в латинских словах.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько букв в латинском алфавите?
  2. Что пишется в фармацевтической терминологии  и рецептуре с заглавной буквы?
  3. Назовите буквы латинского алфавита.
  4. Как читается буква у?
  5. Как читаются дифтонги ае, ое, аu, еu?
  6. Как читается аё, оё?
  7. Какие особенности при чтении буквы с?
  8. Какие вы знаете особенности чтения буквы s?
  9. Как читается в латинском языке буква l?
  10. Как читаются буквы х и z?
  11. Сколько диграфов вы знаете, как они читаются?
  12. Как читается сочетание ngu?
  13. Как читается сочетание ti?
  14. Как читается сочетание sch?
  15. Как читается сочетание qu?
  16. От чего зависит ударение в латинских словах?
  17. Назовите правила долготы.
  18. Назовите правило краткости.
  19. Сочетания, каких согласных указывают на краткость слога?
  20. Какие долгие суффиксы вы знаете?
  21. Какие краткие суффиксы вы знаете?
  22. Когда при постановке ударения в слове следует обращаться к словарю?

 

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению дисциплиной, так как дальнейшее изучение латинского языка базируется на знаниях этой темы.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Заблаговременно приготовьте униформу.

  1. По выполнению программы учебного занятия

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь таблицей №1, обратите внимание на буквы греческого происхождения.  Выполните следующее задание:

Задание №1.  Выпишите слова греческого происхождения.

jecur, Glycerinum, radix, zygoma, tibia, extractum, Amidopyrinum, lingua, pondylos, unguentum, ventriculus, Kalium, tympanum.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю выполненное  задание. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке 2-го учебного вопроса воспользуйтесь таблицей №1. Выпишите все гласные буквы и звуки, которые передают эти буквы. Обратите внимание на произношение гласных с буквой j. Пользуясь таблицей №2, выполните следующее задание.

 Задание № 2. Транслитерируйте на латинский язык слова, включающие йотированные буквы, напишите их:

екур, юга, юниперус, юпитер, маюс, маялис, ювентус, инъекцио

 Образец выполнения: jecur

Представьте выполненное задание преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

При отработке 3-го учебного вопроса воспользуйтесь таблицей №1. Запишите в дневник согласные буквы, которые передают несколько звуков, с пояснениями для каждой буквы. Выполните задания по данному вопросу:

Задание №3. Прочтите и определите произношение латинской буквы “c”:

coccyx,  cito,  condylus, monocytus,  cervix,  sacralis,  cauda,  sulci, cutis, caecum, bucca, cranium

Образец выполнения: coccyx - кокцикс

Задание № 4. Выпишите в левый столбик те латинские слова, в которых буква “s” произносится как русская буква “з”, а в правый столбик – как буква “с”:

fissure, vesica, processus impression, sanus, platysma, vasa, nasus, petrosus, sol, chiasma, pseudomembrana

Образец выполнения: [з]              [с]

                                     vasa              sol

После выполнения задания, покажите преподавателю свою работу. По разрешению преподавателя переходите к выполнению следующего задания.

При отработке 4-го учебного вопроса воспользуйтесь таблицей №2. Обратите внимание на сочетание букв, которые читаются как один звук. Запишите в дневник определения дифтонга и диграфа. Перепишите дифтонги и диграфы с обозначением звуков, которые они передают. Выполните следующие задания.

Задание № 5. Прочтите, отметьте произношение диграфов:

pharynx, charta, cochlea, thalamus, rhinitis, althaea, psychosis, spasmophilia, glycyrrhiza

Образец выполнения: pharynx - фаринкс

Задание № 6. Прочтите, укажите, как произносятся дифтонги:

aeger, oedema, lagoena, diploë, suturae, apnoë, pneumonia, oesophagus, auscultation, anaerobia, uropoëticus, pseudomembrana

Образец выполнения: aeger – эгер

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю выполненное  задание. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке 5-го вопроса воспользуйтесь таблицей №2. Перепишите в дневник буквосочетания и правила их произношения в латинских словах. Выполните следующие задания.

Задание № 7. Определите, как произносится сочетание «ti» в данных словах:

 intestinum, gratis, eminentia, function, tibia, protuberantia,  incubation, nutritious, dissection

Образец выполнения: intestinum – интестинум

Задание № 8. Отметьте произношение «qu» и «ngu» в словах:

quadrates, liquiritis, quintus, lingua, sanguis, obliquus, aquaosus, angulus, unguis

Образец выполнения : quadratus – квадратус

Задание № 9. Напишите русскими буквами, как читаются слова:

lux, naevus, cervix, rhaphe, zona, zygoma, succus, cyti, antiquus, sanatio, spondylos, glossa

Образец выполнения: lux – люкс

После проверки заданий преподавателем переходите к изучению следующего вопроса.

При отработке 6-го вопроса воспользуйтесь таблицей №3. Обратите внимание на правила краткости и долготы второго слога.

NB! Место ударения в латинском слове:

1. Слоги в латинских словах считаются с конца.

2. Ударение никогда не падает на последний слог, например: spína .

3. В многосложных словах ударение ставится:

а) на предпоследний (второй) слог, если он долгий;

б) на третий слог с конца, если предпоследний слог краткий, например:

me-di-cí-na, mé-di-cus

4     3  2   1    3   2    1

4. Сочетания ch, ph, rh, th считаются одним звуком и не удлиняют гласный второго (предпоследнего) слога: cholédochus.

Выполните следующие задания.

Задание № 10. Поставьте ударение в двухсложных словах:

apex, aqua, bulbus, sanguis, situs, major, collum, locus

Образец выполнения: ápex .

Задание № 11. Учитывая долготу и краткость предпоследнего слога, поставьте ударение: 

 lamĭna, encephalon, incisura, lingualis, capitulum, clavicula, cubĭtus, petrosus,  digĭtus, alveolus, ligamentum, vertebra

Образец выполнения: lámina .

Задание № 12. Прочтите и поставьте правильно ударение в анатомических терминах:

cavum nasi, septum nasi, fossa cubiti, nervus oculorum, musculi dorsi,  incisura scapulae, manubrium sterni, apertura thoracis.

Образец выполнения: кáвум нáзи.

Покажите преподавателю выполненные задания.

По выполнению программы занятия предоставьте преподавателю дневник с выполненными заданиями. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

Для проверки уровня усвоения данной темы выполните тренировочные тестовые задания.

Тренировочные тестовые задания.

1. Найдите слово, в котором буква “c” произносится как звук “ц”:

A. Causa

B. Causticus

C. Cauda

D. Caute

E. Caecum

2. Найдите слово, в котором буква “c” произносится как звук “к”:

A. Cervix

B. Citissime

C. Cerebellum

D. Celer

E. Occiput

3. Найдите слово, в котором буква “s” произносится как звук “c”:

A. Dosis

B. Incisura

C. Plasma

D. Mensis

E. Sulcus

4. Найдите слово, в котором буква “s” произносится как звук “з”:

A. Fossa

B. Thymus

C. Sinus

D. Fissura

E. Schisma

5. Найдите слово, в котором буквосочетание “ngu” произносится как “нгв”:

A. Angulus

B. Angularis

C. Angustus

D. Lingula

E. Inguen

6. Найдите слово, в котором буквосочетание “ngu” произносится как “нгу”:

A. Inguinalis

B. Unguis

C. Unguentum

D. Sanguis

E. Angustus

7. Найдите слово, в котором буквосочетание “ti” произносится как “ци”:

A. Ostium

B. Tibia

C. Digestio

D. Combustio

E. Distantia

8. Найдите слово, в котором буквосочетание “ti” произносится как “ти”:

A. Substantia

B. Articulatio

C. Sanatio

D. Injectio

E. Bestia

9. Буква “x” в слове “plexus” звучит как:

A. [с]

B. [к]

C. [гз]

D. [з]

E. [кс]

10. Буква “x” в слове “exitus” звучит как:

A. [к]

B. [з]

C. [с]

D. [кс]

E. [гз]

11. Найдите слово, в котором дифтонг “ae” произносится как один звук:

A. Aër

B. Aëratio

C. Hippophaë

D. Anaërobia

 Е. Haema

12. Найдите слово, в котором дифтонг “оe” произносится как один звук:

A. Poëta

B. Diploë

C. Dyspnoë

D. Aloë

E. Oedema

13. Найдите слово, в котором дифтонг “ae” произносится раздельно:

A. Diaeta

B. Aeger

C. Haema

D. Gangraena

E. Aër

14. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “ф”:

A. Labirynthus

B. Synchondrosis

C. Hypothalamus

D. Rhizoma

E. Hemispherium

15. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “х”:

A. Oesophagus

B. Symphysis

C. Isthmus

D. Lymphaticus

E. Splanchnologia

16. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “р”:

A. Labirynthus

B. Thyreoideus

C. Hemispherium

D. Subarachnoidalis

E. Rhinencephalon

17. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “т”:

A. Pharynx

B. Schisma

C. Concha

D. Rhaphe

E. Thorax

18. Какой латинский суффикс является долгим?

A. –ul-

B. –cul-

C. –id-

D. –ic-

E. –ur-

19. Какой латинский суффикс является кратким?

A. –al-

B. –ar-

C. –os-

D. –ur-

E. –cul-

20. В каком из данных слов второй слог ударный:

A. Vertebra

B. Brachium

C. Arteria

D. Periosteum

E. Ligamentum

21. В каком из данных слов третий слог ударный:

A. Incisura

B. Linimentum

C. Cerebellum

D. Reflexus

E. Tuberculum

22. В каком из данных слов третий слог ударный:

A. Gangraena

B. Apertura

C. Patella

D. Reflexus

E. Capitulum

23. В каком из данных слов третий слог ударный:

A. Pharyngēus

B. Fibrōsus

C. Jugulāris

D. Oxydātus

E. Thoracĭcus

24. В каком из данных слов третий слог ударный:

A. Pulmonalis

B. Cribrosus

C. Pelvinus

D. Clavicularis

E. Glomerulus

25. В каком латинском слове ударение поставлено не правильно?

A. strátum

B. línea

C. sutúra

D. úlna

E. vertébra

Ответы к тестовым заданиям: Во всех вопросах правильный вариант ответа E.

  1. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания и сдайте их преподавателю на проверку. (См. Приложение1)

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.

Таблица №1. Латинский алфавит

п/п

Начертание

букв

Название

букв

Произношение букв

1.

A a

a

[ а ] - aorta

2.

B b

бэ

[ б ] - bulbus

3.

С с

цэ

[ ц ] произносится перед e, i, y, ae, oe – cito, coelia,

cerebrum, caecum, cytus

[ к ] произносится перед a, o, u, согласными и в конце слова – caput, corpus, cranium, cuprum

4.

D d

дэ

[ д ] - duodenum

5.

E e

э

[ э ] - emulsum

6.

F f

эф

[ ф ] - femur

7.

G g

гэ

как русский звонкий [ г ] - gelatinum

8.

H h

ха

как украинский глухой [ г] - hepar

9.

I i

и

[ и ] - insula

[ й ] - Iodum

10.

J j

йота

[ й ] - major, jejunum

11.

K k

ка

[ к ] в словах греческого происхождения - kalium

12.

L l

эль

[ ль] - labium, albus

13.

M m

эм

[ м ] - manus

14.

N n

эн

[ н ] - nervus

15.

О о

о

[ о ] - os

16.

P p

пэ

[ п ] - planta

17.

Q q

ку

только в буквосочетании qu [ кв ] - aqua

18.

R r

эр

[ р] - ramus

19.

S s

эс

[ c ] 1)в большинстве слов - scapula

2) удвоенная ss - Melissa

[ з ] 1) между гласными - nasus

2) между гласным и согласными m, n – plasma

20.

T t

тэ

[ т ] - terra

21.

U u

у

[ у ] - Urtica

22.

V v

вэ

[ в ] - vita

23.

X x

икс

[ кс ] - radix

[ кз ] иногда между гласными - exemplar

24.

Y y

ипсилон

( игрек)

[ и ] только в словах греческого происхождения -

tympanum

25.

Z z

зета

[ з ] в словах греческого происхождения - zygoma

[ ц ] словах не греческого происхождения - zincum


Таблица № 2. Звуко-буквенное соответствие в латинских словах

Гласные

Согласные

Буквы

Произношение

Буквы

Произношение

ae

oe

au

eu

[э] - diaeta

[э] - oesophagus

[aэ] - aër

[oэ] - pnoë

[ау], [ав] - auricula

[эу], [эв] - pleura

ch

ph

rh

th

 

[х] - charta

[ф] - phalanx

[р] - rhizoma

[т] - thorax

 

Буква “j”

Латинские буквосочетания

ja

je

jo

ju

[я] - majalis

[е] - injectio,

[ё] - major

[ю] - jus

qu

ngu +гласная

ngu+согласная

ti +гласная

 

s\t\x +ti

ti+согласная

sch

rrh

[кв] - liquor, aqua

[нґв] - unguis, lingua

[нґу] - lingula, angulus

[ци] - solutio, distantia

[ти] - digestio, mixtio

[сх] или [ш]- ischium

[р] - glycyrrhiza

Таблица №3. Долгота и краткость слога

Место ударения в слове. Второй слог долгий (ударный):

Второй слог краткий (безударный):

1. Если он образован дифтонгом:

la-goé-na

3    2    1

1. Перед другим гласным:

ar-té-ri-a

4   3  2 1

2. Перед двумя или группой согласных:

li-ni-mén-tum

4  3    2     1

2. Перед сочетанием согласных b, p, t,

d, c, g с буквами l, r:

é-phed-ra; múl-ti-plex

3   2      1      3  2    1

3. Перед буквами x и z :

re-flé-xus; o-rý-za

3    2   1     3  2   1

3. Перед диграфами ch, ph, rh, th:

oe-só-pha-gus

4    3    2     1

4. Под знаком природной (историчес-

кой) долготы ˉ :

al-bū-men

3    2    1

4. Под знаком природной (исторической) краткости ˇ :

la-mĭ-na

3    2   1

5. В суффиксах -āl-, -ār-, -āt-, -īn-, -īv-,

-ōs-, -ūr-, -ūt- , -itis-, -oma-, -ide-

tinctūra, palatīnus, aquōsus

 3    2  1  4  3 2 1    3   2  1

5. В суффиксах -ǐc-, -ǐd-, -ǐl-, -ŏl-, -ŭl-,

-cŭl- :

liquǐdus, phaseŏlus

 3   2  1      4  32 1    

Приложение №1

ТЕСТ «Фонетика. Анатомическая терминология»

Вариант № 1

1. Какие сочетания букв произносятся как русский звук [т]?

  1. rh        2. ch        3. ti        4. th        5. rh
  2. В каких словах буква Сс читается как русский звук [К]?

1. cella      2. costa      3. Zincum   4. cutis     5. Glycerinum

  1. Какие сочетания букв произносятся как русский звук [X]?
    1.rh        2. ch        3. th        4. qu        5. ph
  2. В следующих словах поставьте ударение и транскрибируйте их:

1. cor     2. Zincum      3. ligamentum     4. aqua     5. Calcium

  1. Найдите слова греческого происхождения

 l.jecur   2. Glycerinum    3. radix    4. zygoma   5. tibia

Вариант № 2

1. Какие сочетания букв произносятся как русский звук [Р]?

  1. rh        2. ch        3. th        4. ph        5. qu
  1. B каких словах есть сочетание звуков [кв]?

1. lingua    2. aqua      3. gutta      4. liquor     5. unguentum

  1. Какие буквы передают звук [К]?

l.-c        2.-g        З.-q        4.-s     5.-k

  1. В следующих словах поставьте ударение и транскрибируйте их: 1.tabuletta 2. infusum  3. ligamentum     4. sirupus   5. sanguis
  1. Найдите слова греческого происхождения

1. rhizoma  2. extractum  3. Camphora 4. Amidopyrinum 5. Morphinum

Вариант № 3

1. Какие сочетания букв произносятся как русский звук [Ф]?

  1. rh        2. ch        3.ti        4. th        5. ph
  2. В каких словах буква Сс читается как русский звук [Ц]?

1.colla         2. costa      3, Zincum      4. caput     5. acidum

  1. Какие буквы передают звук [3]?

l.-c        2.-s        3.-х        4.-z    5.-v

  1. В следующих словах поставьте ударение и транскрибируйте их:

 1. solutio    2. musculus        3. pilula     4. cancer    5. lingua

  1. Найдите слова греческого происхождения

1. rhizoma   2. extractum   3. Camphora   4. Amidopyrinum    5. lingua

Вариант № 4.

1. Какие сочетания букв произносятся как русский звук [х]?

  1. rh        2. ch        3.ti        4. th        5. ph
  2. В каких словах буква Ss читается как русский звук [З]?

1. dosis 2. sirupus 3. basis 4. fossa 5. niensura

  1. В каких словах есть звук [ци]?

1. Glycerinum   2. operatio    3. solution    4. tibia    5. cito

  1. В следующих словах поставьте ударение и транскрибируйте их:

1. tibia    2. unguentum   3. scapula   4. Morphinum   5. angulus

  1. Найдите слова греческого происхождения

l.chirurgus  2. Phenobarbitalum  3. unguentum 4. Glycerinum  5. ventriculus


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией"

КОС по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" разработан для специальностей 060501 Сестринское дело и 060101 Лечебное дело.В качестве источника использовались материалы - рек...

Презентация "Латинский алфавит", дисциплина "Основы латинского языка с медицинской терминологией"

В презентации представлены особенности написания и произношения букв и буквосочетаний в латинском языке....

ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33...

Аттестация: 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ ОГСЭ.03 «Английский язык» ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией.

Справка, подтверждающая наличие положительных результатов освоения дисциплины, заверенная руководителем профессиональной образовательной организацией....

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика

Глоссарий. Сбрник содержит анатомическую, клиническую и фармацевтическую терминологию на английском, латинском и русском языках. Может использоваться в качестве справочного пособия для студентов и пре...