рабочая программа биология
рабочая программа по теме

Некрасова Елена Аркадьевна

рабочая программа биология 78 и диффиринцированный зачет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_na_78_chasov_traktoristy_biologiya.doc208.5 КБ
Файл dz_temy_referatov_biologiya.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Свечинский филиал

Кировского областного государственного образовательного

бюджетного учреждения  среднего профессионального образования

«Кировский сельскохозяйственный техникум имени дважды Героя Социалистического Труда А.Д. Червякова

    Рассмотрена:

   на заседании     МК 

_____________________________

Протокол №  ___

от  «______» ____________20___ г.

Председатель  МК

_____________ Н.В.Савиновская

            Утверждена:

      Зам директора по ОП

      _________________ С.Н.Козлова

«______» ____________    2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

для обучающихся по профессии СПО

110800.02   «Тракторист, машинист сельскохозяйственного производства»

 

на базе    основного общего образования

 

                                           Срок обучения   – 2 года 5 мес.

                                          Количество часов – 78.

                         

Разработчик:

Преподаватель  

     

    ___________Е.А. Некрасова

                                                               2014 г.


                                          Рецензия

На рабочую программу………

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Рецензент:                                            

_________________________              _____________      ______________

                  (место работы, должность)                                                           (подпись)  МП                                          (И.О.Фамилия)


СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

3.

Условия реализации учебной дисциплины

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования» № 1089 от 5 марта 2004 г.). Рабочая программа по Биологии разработана  в соответствии с примерной программой учебной дисциплины  Биологии для профессий СПО, одобренной ФГУ «ФИРО» 10.04.2008 г. и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

  • 110800.02«Тракторист, машинист сельскохозяйственного производства»,
  • 260807.01«Повар, кондитер»,
  • 100701.01«Продавец, контролер-кассир»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и  разработке программы одноименной дисциплины.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая  программа  реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО  по профессиям НПО/ специальностям СПО «Тракторист, машинист сельскохозяйственного производства»,  «Повар, кондитер»,  «Продавец, контролер-кассир» с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС НПО/СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС  НПО/СПО в части реализации среднего (полного) общего образования и входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы учебной дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

78

В том числе:

Лабораторные работы

4

Практические занятия

-

Контрольные работы

2

Итоговая аттестация в форме (дифференцированного зачета)          2    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

п/п

Кол-во час. на тему

Тема (раздел). Содержание

        Демонстрации

2ч.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.  Биология как наука. Методы научного познания

знать /понимать

строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

выявлять приспособления организмов к среде обитания

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:     соблюдения правил поведения в природной среде.  

1

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

Методы познания живой природы

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни. Методы биологии

Уровни организации живой природы. Биологические системы.

12ч.

Раздел 2.  Учение о клетке

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная);

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

решать элементарные биохимические задачи;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

3.

История изучения клетки. Клеточная теория.

Портреты ученых.

Тема Химическая организация клетки

4

Химический состав клетки.

5

Неорганические вещества клетки.

6

Органические вещества. Липиды.

7

Органические вещества. Углеводы

8

Органические вещества. Белки.

Строение молекулы белка.

9

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

Строение молекул ДНК и РНК. Удвоение молекулы ДНК.

10.

Обобщение изученного материала. 

Тема. Строение эукариотической и прокариотической клетки.

11

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.  

Строение клетки.

12

Клеточное ядро. Хромосомы.

ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Хромосомы. Гены.

13

Прокариотическая клетка. Ядро. Хромосомы.

Строение клетки прокариот и эукариот.

Тема Реализация наследственной информации в клетке

14

Реализация наследственной информации в клетке. Неклеточные формы жизни. Вирусы

Биосинтез белка Строение вируса. ВИЧ.

8 ч.

Раздел 2. Организм. Размножение  и индивидуальное развитие.

Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии. знать /понимать

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

 биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез;

уметь

объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

    оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

15

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

16

Энергетический обмен.

17

Пластический обмен.  Фотосинтез.

 

18

Деление клетки. Митоз.

Митоз.

19

Размножение: бесполое и половое.

Способы бесполого размножения.

20

Образование половых клеток. Мейоз.

Половые клетки. Мейоз.

20

Оплодотворение.

22

Индивидуальное развитие организма. Онтогенез человека

Индивидуальное развитие организма.

16ч.

Раздел 3.Основы генетики и селекции.

знать /понимать

основные положения  законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов:  генов и хромосом;

вклад выдающихся ученых(Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки;

 биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

сравнивать: биологические объекты, процессы  и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики  вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

    оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

23

Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя.

 Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

24

Генотип. Фенотип. Аллельные гены.

25

Дигибридное скрещивании. 3 закон Менделя.

Дигибридное скрещивание.  Решетка Пеннета

26

Сцепленное наследование генов

Сцепленное наследование. Генетические карты.

27

Генетика пола

28

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность генов.

Внеядерная наследственность

29

Взаимодействие генотипа и среды  при формировании признака.

Широта нормы реакции.

30

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинированная изменчивость.

Независимое расхождение гомологичных хромосом. Рекомбинация генов. Модификационная изменчивость

31

Мутационная изменчивость

Типы хромосомных мутаций Мутации.

32

Наследственная изменчивость человека.

Наследование, сцепленное с полом

33

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Наследственные болезни человека.

Тема. Основы селекции. Биотехнология

34

Селекция: основные методы и достижения. Одомашнивание как начальный этап селекции.

35

Методы современной селекции.

36

Полиплодия. Отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

37

Успехи селекции.

38

Контрольная работа  № 1  по разделу 3

15ч.

Раздел 4.Эволюционное учение.

Тема 4.1. История эволюционных идей.

знать /понимать

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

39

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

40

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

41

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.

42

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции.

43-44

Вид. Критерии и структура.  ЛР №2  « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

 Критерии вида.

45-46

Популяция – структурная единица вида и эволюции. ЛР №3 «Выявление изменчивости у особей  одного вида»

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

47

Факторы эволюции.

48

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

49-50

Адаптации организмов к условиям обитания. ЛР №4 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

51

Видообразование.

Образование новых видов в природе.

52

Сохранение многообразия видов.

53

Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок.

8ч.

Раздел 5.  Происхождение жизни на Земле.

54

Возникновение жизни на Земле.

Опыт Л.  Пастера

55

Развитие жизни в раннем палеозое.

Формы сохранности ископаемых растений и животных. Эволюция растительного и животного мира.

56

Развитие жизни в позднем  палеозое и мезозое.

Формы сохранности ископаемых растений и животных. Эволюция растительного и животного мира.

57

Развитие жизни в кайнозое

Формы сохранности ископаемых растений и животных. Эволюция растительного и животного мира.

58

Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема Происхождение человека.

59

Основные этапы эволюции приматов

Филогенетическое древо гоминоидов.

60

Первые представители Homo появление человека разумного.

Каменные орудия древних людей. Внешний облик древних людей. Пещерные росписи. Кроманьонское искусство.

61

Факторы эволюции человека.

Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека.  Происхождение человеческих рас.

12ч.

Раздел 6. Основы экологии.

Тема Экологические факторы

знать /понимать

основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;

 биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

62

Предмет экологии.

63

Экологические факторы среды.

Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы.

64

Взаимодействие популяций разных видов.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

65-66

Сообщества экосостемы.

Экосистема хвойного и смешанного лесов.

67

Поток энергии и цепи питания.

Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида.

68

Свойства экосистем

69

Смена экосистем.

Влияние антропогенного фактора на смену экосистем.

70

Агроценозы.

71-72

Применение экологических знаний в практической деятельности

Агроэкосистема.

73

Контрольная работа № 2 по разделу 6

3ч.

Раздел 7.  Биосфера – глобальная экосистема.

знать /понимать

основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;

 биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

74

Состав и функции биосферы.

Биосфера и человек

75

Круговорот химических элементов

Биогеохимические процессы в биосфере

Круговорот углерода в биосфере. Роль живых организмов в создании почвы

76

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Последствия деятельности человека для окружающей среды Глобальные экологические проблемы

77-78

2

Зачет по дисциплине ( дифференцированный)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся,

рабочее место преподавателя

Технические средства обучения:  

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 

Основные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005..

 

Дополнительные источники:

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

письменный фронтальный контроль

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

биологическую терминологию и символику;

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

Освоение умений:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Тестирование

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль

Тестирование

самоконтроль

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

практический фронтальный и индивидуальный контроль

Тестирование

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль




Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное

образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 37

пгт Свеча

Расмотрено:                                                                                                    на заседании методической комиссией

протокол №___от «____»_________20_____г  

                         (Н.В. Савиновская)

        председатель МК                                                                                                                                                                                                                                      


Утверждаю                                          

зам. директора по ОП

____________С.Н. Козлова                                                                      

  «_______»_________20_____г

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ

по предмету «БИОЛОГИЯ»

профессии  НПО:    100701.01  «Продавец, контролер-кассир»

260807.01  «Повар, кондитер»

110800.02  «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Срок обучения 2 года 5 месяцев

Экспертизу провела:

методист КОГОБУ НПО ПУ № 37                                 Н.А. Ковязина

пгт Свеча                                                                

Разработала:

преподаватель:                                                                Е.А. Некрасова

 

2012 год


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

  1. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
  2. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
  3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.
  4. Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
  5. Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
  6. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
  7. Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
  8. Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.
  9. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  10. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  11. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  12. Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  13. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  14. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  15. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  16. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  17. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
  18. Биологическое значение митоза и мейоза.
  19. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  20. Половое размножение и его биологическое значение.
  21. Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  22. Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  
  23. Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.
  24. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  25. Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.
  26. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
  27. Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
  28. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  29. Драматические страницы в истории развития генетики.
  30. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  31. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  32. Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  33. Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  34. История происхождения отдельных сортов культурных растений.
  35. История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.
  36. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  37. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
  38. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  39. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  40. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
  41. Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
  42. Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
  43. Современные представления о зарождении жизни.
  44. Различные гипотезы происхождения.
  45. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.
  46. Ранние этапы развития жизни на Земле.
  47. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
  48. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
  49. Современные представления о происхождении птиц и зверей.
  50. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
  51. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
  52. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
  53. Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  54. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  55. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
  56. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
  57. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
  58. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
  59. Сукцессии и их формы.
  60. Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.
  61. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  
  62. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
  63. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  64. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
  65. Устойчивое развитие природы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС-3

Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...

Рабочая программа "Биология"

Рабочая программа курса "Биология" для специальностей СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественно-научного профиля

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,федерал...

Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"

Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...