Викторина по анатомии и физиологии человека.
методическая разработка на тему

Бояджан Наталья Николаевна

Пояснительная записка.

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Викторина по анатомии и физиологии человека» составлена с целью обмена знаниями среди студентов, обучающихся специальности «Сестринское дело».

В работе определены цели внеаудиторного мероприятия, даны основные сведения по организации, приведены примеры некоторых конкурсных заданий, перечислены источники, использовавшиеся при разработке заданий викторины.

Цели проведения викторины:

Дисциплина «Анатомия и физиология человека», изучаемая в цикле общепрофессиональных дисциплин, является одной из самых сложных и объёмных. Знания, полученные студентами при её освоении, расцениваются преподавателями клинических дисциплин как базовые для изучения в последующем программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В свете изложенного любое мероприятие, позволяющее студенту – второкурснику закрепить и углубить знания по анатомии и физиологии человека, в конечном итоге, служит цели повышения качества подготовки специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_anatomii.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Медицинское училище №9 Департамента здравоохранения города Москвы».

                              МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                              внеаудиторного мероприятия

для преподавателей анатомии и физиологии медицинских училищ.

Викторина по предмету: «Анатомия и физиология  человека».

                                                            Автор: Бояджан Наталья Николаевна – преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека», ГБОУ СПО «МУ№9 ДЗМ». Преподаватель высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка.

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Викторина по анатомии и физиологии человека» составлена с целью обмена знаниями среди студентов, обучающихся специальности «Сестринское дело».

В работе определены цели внеаудиторного мероприятия, даны основные сведения по организации, приведены примеры некоторых конкурсных заданий, перечислены источники, использовавшиеся при разработке заданий викторины.

Цели проведения викторины:

Дисциплина «Анатомия и физиология человека», изучаемая в цикле общепрофессиональных дисциплин, является одной из самых сложных и объёмных. Знания, полученные студентами при её освоении, расцениваются преподавателями клинических дисциплин как базовые для изучения в последующем программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В свете изложенного любое мероприятие, позволяющее студенту – второкурснику закрепить и углубить знания по анатомии и физиологии человека, в конечном итоге, служит цели повышения качества подготовки специалиста.

Учебные цели:

    Создание условий для  закрепления, углубления и систематизации знаний и компетенций студентов по дисциплине;

    Способствование лучшей подготовке студентов к промежуточной аттестации по анатомии и физиологии.

Развивающие цели:

    Стимулирование познавательного интереса студентов к углублению знаний, развить навыки умственного труда и логического мышления;

    Актуализация полученных теоретических знаний, выработка умения применять их при выполнении олимпиадных заданий;

    Развитие творческой составляющей личности студента, его эрудиции и находчивости.

Воспитательные цели:

    Закрепление навыков самоорганизации личности, воспитание ответственного отношения к подготовке  мероприятия.

Методическая цель:

    Разработка фонда стандартных и нестандартных заданий для использования при проведении различных внеаудиторных мероприятий (конкурс, олимпиада и т.д.)

Организация и порядок проведения викторины.

Викторина проводится для студентов второго курса, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

    При выполнении заданий преподавателем дисциплины контролируется полная самостоятельность студентов.

    Проверка выполненных заданий проводится преподавателем дисциплины на основании разработанных критериев.

    По итогам проверки определяется общая сумма баллов, набранная каждым участником.

    Призёрами викторины, занявшими I, II, III места являются студенты, набравшие наибольшее количество баллов в порядке их убывания.

    В случае равенства баллов допускается присуждение призового места нескольким участникам.

    Победители викторины награждаются грамотами и бонусными подарками.

    Результаты очного тура доводятся до сведения студентов. Случаи апелляции разбираются индивидуально.

Характеристика заданий.

1.Задание на знание терминов.

1. Где у человека находится самый маленький сустав?

 (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»).

2. Назовите самые большие мышцы человеческого организма. (Из шестисот тридцати девяти мышц человеческого организма самые большие — ягодичные мышцы)

3. Где расположена самая маленькая мышца человека?

 (В ухе. Она обеспечивает движение стремечка внутреннего уха)

4. Назовите самую активную мышцу в организме человека, которая совершает более ста тысяч движений в день.

(Мышца глазного яблока).

5. Назовите самый большой внутренний орган человека.

 (Печень. Она весит от 1 200 до 1 500 граммов и составляет 1/36 веса всего тела)

6. Назовите самую длинную кость в теле человека.

(Бедренная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров).

7. Назовите самую редкую группу крови человека.

 (АВ, или четвертая группа. Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США).

8. Назовите самую распространенную группу крови людей.

 (0, или первая группа).

9. Назовите самую большую артерию.

(Аорта).

10. Где в организме человека находятся самые крупные клетки?

(В костном мозге кровяная клетка мегакариоцит достигает 0,22 миллиметра).

11. В каком органе человека находятся самые маленькие клетки?

(Клетки мозжечка имеют размер пять микрон).

12. В каком органе человека происходит самое быстрое обновление клеток? (Выстилающие внутреннюю поверхность пищеварительного тракта клетки обновляются за три-четыре дня).

13. Назовите самый прочный сустав.

(Тазобедренный).

14. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела.

 (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить).

15. Когда происходит наибольшая скорость выдыхания частиц (примерно сто шестьдесят семь километров в час)?

(При чихании).

16. Из какой ткани «сделаны» стенки сосудов?

 (Из плотной волокнистой ткани).

17. Из какой ткани «сделана» кожа человека?

(Из многослойного эпителия).

18. Какие виды фоторецепторов выделила наука?

 (Палочки и колбочки).

19. Что такое пульс?

(Это колебание стенок сосудов).

20. Чем заканчивается трахея?

 (Бронхами).

21. Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости?

 (Углеводы).

22. Где происходит окончательное переваривание пищи?

(В тонком кишечнике).

23. В каком человеческом органе есть стекловидное тело?

(Глаз).

24. Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека?

 (Из молока матери. Потому их и называют молочными).

25. В старости японский поэт Исса, последний великий мастер хайку, написал следующее стихотворение:

«Как на ветру

Лепестки мака, колышутся

Передние...».

2. ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ.

Вспомните анатомические численные значения. Укажите порядковый номер вопроса и требуемую величину.

    Количество долей больших полушарий головного мозга

    Количество лейкоцитов в крови

    Количество отделов толстого кишечника

Критерии оценивания:

За верный ответ – 1 балл. За неверный ответ – 0 баллов.

3.СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

У пациента с черепно-мозговой травмой с диагностической целью выполнена спинномозговая  пункция (прокол между позвонками позвоночного столба с целью получения из межоболочечного пространства спинного мозга ликвора для исследования). В полученной спинномозговой жидкости обнаружена кровь.

Вопросы: 1. Как вы думаете, на каком уровне выполняется прокол при этой  пункции, чтобы избежать повреждения спинного мозга? Дайте анатомическое обоснование.

2. В какое межоболочечное пространство, произошло кровоизлияние? Почему вы так думаете?

3. Где это пространство  располагается? Как оно ещё называется?

Эталон ответов и критерии оценивания:

1.  Спинной мозг лежит в позвоночном канале  и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка (1 балл). В связи с этим прокол при проведении люмбальной пункции выполняется на уровне не выше L2 (1 балл).

2.  Кровоизлияние произошло в субарахноидальное межоболочечное пространство спинного мозга (1 балл), так как именно в нём содержится спинномозговая жидкость (1 балл).

3.  Субарахноидальное пространство расположено между паутинной (средней) и сосудистой (внутренней) оболочками спинного мозга (1 балл). Второе название пространства - подпаутинное (1 балл).

За каждый полный и верный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 6.

4. ЗАДАНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Представленные ниже понятия (три из четырёх) можно объединить по какому-либо признаку. Укажите  понятие, не отвечающее данному условию. Назовите объединяющий признак.

а) затылочная кость;

б) лобная кость;

в) скуловая  кость;

г) височная кость.

Эталон ответов и критерии оценивания:

Объединяющий признак – принадлежность костей к мозговому отделу черепа.

Верный ответ - в) скуловая кость – кость лицевого черепа.

За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ – 0 баллов.

5. ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПОНЯТИЙ.

Распознайте анатомическое образование по указанным наводящим фразам:

    Он необходим в домашнем хозяйстве;

    И невролог им пользуется при обследовании пациента;

    Входит в состав слуховой цепи.

Эталон ответов и критерии оценивания:

Молоточек – слуховая косточка.

За верный ответ – 1 балл.  

За неверный ответ – 0 баллов.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные источники:

1.Воробьева Е.А.,Губарь А.В.,Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, - Альянс, Москва, 2009 г.

2.Самусев Р.П. Атлас анатомии человека, - ЭКСМО, 2009 г.

3.Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека, СЭВ – Пресс, 2010 г.

4.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология, Ростов–на-Дону, Феникс, 2010 г.

5.Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология, ГЭОТАР-Медиа, 2012 г.

Дополнительные источники:

1.Горелова Л.В., Таюрская И.Н. Анатомия в схемах и таблицах, Феникс,  2009 г.

2.Николаев В. Т. Анатомия человека учебное пособие Ростов – на – Дону. Феникс 2010 г.

3.Чапова О.И., Февченко Н.И. Нормальна анатомия (Пособие для подготовки к экзаменам) – М, Приор-издат., 2009.

Интернет-ресурсы:

4.http://ru.wikipedia/org/niki

Anatomiya-atlas.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело

Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур  «Отгадайте загадки», который включает задания в ви...

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  Тема «Анатомия и физиология сердца»...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...