Методическая разработка практического занятия по теме "Период младенчества"
методическая разработка на тему

Ушакова Фатима Игоревна

Вопросы организации ухода и вскармливания детей грудного возраста являются основой профилактики заболеваний детей данной возрастной группы. В методической разработке рассматриваются также вопросы организации безопасной среды для младенцев, привитие гигиенических навыков, правила организации среды младенца при путешествиях и многие другие важные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка практического занятия

«Период младенчества»

Учебная дисциплина Здоровый человек и его окружение

Раздел Здоровый ребенок

Специальность 060101 Лечебное дело

Москва 2013 год


ОДОБРЕНО

ЦМК_______________

                 

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060101  Лечебное дело

Председатель ЦМК

_____________/ Ефимова И.А.

Автор – преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» Ушакова Ф.И.

Рецензенты

Ефимова И.А., преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»,

кандидат медицинских наук

Назирбекова И.Н., преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. Боткина ДЗМ»

Кедыч И.С., старшая медицинская сестра общебольничного медицинского персонала Корпуса новорожденных и недоношенных детей ДГКБ № 13 им. Филатова ДЗМ


Пояснительная записка.

Методическая разработка занятия по теме «Период младенчества» предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса специальности 060101 Лечебное дело в рамках дисциплины «Здоровый человек и его окружение», в разделе «Здоровый ребенок».

   На данном занятии формируются компетенции будущего специалиста.

  1. Профессиональные:
  • ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.
  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
  • ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход
    за пациентом
  • ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
  • ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
  • ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду
  1. Общие:
  • ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Курс дисциплины «Здоровый человек и его окружение» призван обеспечить студентам знания:

- основных факторов риска развития болезней в разные возрастные периоды;

- периодов жизнедеятельности человека;

- анатомо-физиологических  и психологических особенностей человека;

- основных закономерностей и правил  оценки физического, нервно-психического и социального развития;

- универсальных потребностей человека в разные возрастные периоды;

- значения семьи в жизни человека.

   Применительно к теме данного занятия это означает, что студенты по окончании его изучения будут знать:

  • Анатомо-физиологические особенности ребенка грудного возраста.
  • Методики проведения оценки нервно-психического развития ребенка грудного возраста.
  • Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения.
  • Принципы создание безопасной среды для младенца.
  • Виды вскармливания детей периода младенчества. Сроки и правила введения новых продуктов, прикормов. Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.
  • Значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка.
  • Значение физического воспитания, закаливания, массажа для здоровья и развития ребенка первого года жизни.

Уметь:

  • Проводить антропометрические измерения и оценивать полученные  результаты.
  • Проводить оценку физического  и нервно-психического развития детей грудного возраста.
  • Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья со стороны родителей и родственников ребенка.
  • Составлять рекомендаций по закаливанию ребенка.
  • Обучение   родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей.
  • Составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания.
  • Обучать  родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды.

В блоке контроля использованы короткие проблемно-ситуационные задачи разного уровня сложности и разной проблемной насыщенности. Использование именно кратких задач позволяет провести контроль и закрепление знаний студентов в рамках 4-часового практического занятия, когда есть ощутимый дефицит времени. Количество задач гораздо больше, чем может понадобиться на практическом занятии. Это дает преподавателю возможность менять тактику занятия в зависимости от подготовленности и уровня студентов, выбирая наиболее подходящие для каждой группы студентов.

Занятие логически структурировано в соответствии с целями. В структуру занятие включен контроль исходных знаний студентов, предусмотрено изучение студентами информационного блока, содержащего опорные конспекты изучаемой темы. Предлагается также решение ситуационных задач.


Тема занятия «Период младенчества»

Продолжительность занятия – 4 академических часа

Место проведения –  аудитория № 31 (кабинет Здорового человека и его окружения)

Содержание занятия. Основные потребности ребенка периода младенчества. Правила введения докорма, прикорма. Составление меню.

Основные принципы закаливания. Оценка психомоторного развития детей 1-го года жизни.

Общие цели занятия:

  1. Студент  должен знать  анатомо-физиологические особенности ребенка периода младенчества.
  2. Студент  должен уметь оказывать консультативную помощь семье.

Конкретные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • Проводить антропометрические измерения и оценивать полученные  результаты.
  • Проводить оценку физического  и нервно-психического развития детей грудного возраста.
  • Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья со стороны родителей и родственников ребенка.
  • Составлять рекомендаций по закаливанию ребенка.
  • Обучение   родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей.
  • Составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания.
  • Обучать  родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды.

Студент должен знать:

  • Анатомо-физиологические особенности ребенка грудного возраста.
  • Методики проведения оценки нервно-психического развития ребенка грудного возраста.
  • Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения.
  • Принципы создание безопасной среды для младенца.
  • Виды вскармливания детей периода младенчества. Сроки и правила введения новых продуктов, прикормов. Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.
  • Значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка.
  • Значение физического воспитания, закаливания, массажа для здоровья и развития ребенка первого года жизни.

Мотивация

Период младенчества охватывает возраст детей от 1 месяца до 1 года. Это период наиболее активного роста детей. Никогда больше в последующие возрастные периоды ребенок не будет расти так быстро и интенсивно, меняться и развиваться так стремительно. Вот почему важно знать анатомо-физиологические особенности детей этого возрастного периода, понимать какие условия вскармливания, воспитания и развития являются наиболее оптимальными для младенца. По окончании данного занятия, студент получит важные базовые знания детской физиологии и гигиены периода младенчества, что необходимо для понимания и освоения закономерностей развития болезней, их диагностики и лечения, то есть для дальнейшего обучения и практической деятельности.


Внутридисциплинарные связи


Междисциплинарные связи

Анатомо-физиологические особенности

ребенка периода младенчества

Нервно-психическое развитие

Ребенка периода младенчества

Дыхательная система ребенка

Сердечно-сосудистая

Эндокринная система

Оценка физического и нервно-психического

развития ребенка периода младенчества

Комплексная оценка состояния здоровья

Ребенка периода младенчества

                                   

Потребности ребенка периода

 младенчества

Определение тактики фельдшера

при оказании помощи младенцу


Материально-техническое оснащение занятия:

Наглядные таблицы, мультимедийная презентация, видеосюжет по теме занятия, экран, куклы-фантомы младенцев.

Методическое оснащение занятия:

методические разработки, раздаточный материал для студентов.

Рекомендуемая литература: Здоровый человек и его окружение. Учебник Крюкова Д.А., Лысак Л.А. стр.69-91

Методы и приемы:

  1. Контроль исходного уровня (выполнение тестовых заданий с само- и взаимопроверкой).
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Демонстрация видеосюжета.
  5. Применение средств наглядности.

Домашнее задание: закрепить тему «Период грудного возраста. АФО периода младенчества», учебник Крюкова Д.А. стр.69-91

Задания для самостоятельной работы (2 часа):

- Составить ситуационную задачу с эталоном ответа  «Оценка физического, психомоторного развития и питания ребенка до года»

- Решить задачу по образцу

- Составить памятку для родителей по воспитанию ребенка до года

- Составить памятку для родителей по профилактике рахита


План-хронокарта

практического занятия по теме:

 «Период младенчества»

 (4 часа –180 минут)

Название этапа

Время (мин.)

Цель этапа

Описание этапа

Методы контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

5

Создание ориентировочных основ

Объявляет тему занятия, ставит его цели и задачи, проверяет присутствующих

Слушают, конспектируют, воспринимают и осознают познавательные задачи

Наблюдение за внимательностью

обучающихся.

- Отметка в журнале возможного отсутствия студентов

2.

Мотивационный этап

5

Активизация познавательной деятельности студентов

Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений

Слушают, осознают, конспектируют

Наблюдение за внимательностью

и заинтересованностью студентов

3.

Оценка исходного уровня знаний

15

Контроль исходного уровня знаний

Предлагает студентам выполнить тестовые задания в блоки контроля методической разработки.

Комментирует правильный вариант решения

Выполняют тестовые задания письменно

 Наблюдение за выполнением тестовых заданий.

Выставление оценок

4.

Изучение нового материала

15

Получение новых знаний по теме занятия

Излагает новый материал, демонстрирует электронную презентацию

Слушают, конспектируют, изучают материал информационного блока методической разработки

Наблюдение за внимательностью

Обучающихся

Ответы на вопросы студентов

5.

Решение ситуационных задач

30

Закрепление новых знаний и умений по теме занятия

Участвует в разыгрывании ситуаций, помогает студентам в решении задач, направляет течение беседы

Решают ситуационные задачи, задают вопросы преподавателю и друг другу, отвечают на вопросы

Наблюдение за внимательностью

Обучающихся

Ответы на вопросы студентов

6.

Просмотр видеосюжета по теме занятия

5

Получение новых знаний по теме занятия

Комментирует просмотренный видеосюжет, отвечает на вопросы студентов

Смотрят, анализируют, задают вопросы

Наблюдение за внимательностью

обучающихся

7.

Рефлексия, ответы на вопросы студентов

5

Анализ достижения целей занятия, разъяснение непонятных моментов

Резюмирует результаты занятия, отвечает на вопросы студентов

Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы

Анализ мнения студентов по поводу достижения целей занятия

8.

Задание на следующее занятие

5

Обеспечение внеаудиторной деятельности студентов

Излагает задание на следующее занятие

Записывают задание на следующее занятие

Запись в учебном журнале

9.

Задание для самостоятельной работы студентов

5

Обеспечение самостоятельной деятельности студентов

Разъясняет суть каждого задания, отвечает на вопросы студентов, определяет сроки их выполнения

Записывают задание для самостоятельной работы

Запись в учебном журнале


Информационный блок


Терминологический словарь по теме «Период младенчества»

Прикорм – введение в рацион ребенка новых продуктов

Докорм – введение в рацион ребенка молочных смесей при отсутствии или нехватке грудного молока

Нормотрофия – состояние гармонического физического развития ребенка

Дистрофия – нарушение физического развития ребенка

Гипотрофия – нарушение физического развития ребенка, связанное со снижением весовых или ростовых показателей

Паратрофия – нарушение физического развития, связанное с избыточной массой тела ребенка

Гипогалактия – снижение выработки грудного молока

Глютен – разновидность белка, содержащегося в некоторых злаках (овес, пшеница)

Правила введения прикорма:

- в возрасте не ранее 6 месяцев

- начинать с однокомпонентных продуктов, постепенно расширяя ассортимент предлагаемых продуктов

- начинать с малых порций, постепенно увеличивая количество

- не давать ребенку сразу два и более новых продуктов

- внимательно следить за реакцией ребенка

- не давать новые продукты, когда ребенок болен и в сильную жару, накануне прививки

- сохранять грудное вскармливание параллельно с введением прикорма

- маме рекомендуется есть те же продукты, которые получает ребенок в виде прикорма ( в молоке содержатся ферменты для их переваривания и усвоения)

«Педагогический» прикорм – дача ребенку старше 6 месяцев микродоз новой пищи со взрослого стола в том случае, если ребенок проявляет к ней устойчивый интерес. Микродоза – это комочек пищи, помещающийся у мамы между большим и указательным пальцами размером со спичечную головку. Педагогический прикорм касается достаточно диетических продуктов – вареные овощи, мясо, хлеб, сыр, зелень, фрукты, блинчики, каши, кисломолочные продукты и др.

Для педагогического прикорма не годятся маринованные, соленые, копченые продукты, ветчины, колбасы, майонез, кетчуп, острые, жареные, продукты с консервантами и красителями. Таким образом, педагогический прикорм возможен в случае, когда взрослые придерживаются правил здорового питания.

Признаки непереносимости ребенком продуктов прикорма:

- понос, рвота, снижение аппетита

- кожные сыпи
- патологические примеси в стуле (слизь, зелень, непереваренные комочки)

- нарушения поведения, сна

- в тяжелых случаях крапивница, отек Квинке, анафилактический шок

Профилактика рахита – специфическая и неспецифическая

Специфическая – проводится доношенным с 1 мес (недоношенным с 2 недель) до 1,5-2 лет ежедневным назначением витамина Д в дозе 500 МЕ в сутки. На третьем году профилактика проводится только в зимние месяцы.

Неспецифическая – ежедневные прогулки в любое время года при любой погоде. Летом пребывание в кружевной тени деревьев, гимнастика, массаж, закаливание, хвойные и солевые ванны.

Закаливание младенцев

Основные факторы закаливания: солнце, воздух и вода. Наиболее мягкий – воздух. Можно рекомендовать воздушные ванны, увеличивающиеся по продолжительности. При этом можно постепенно понижать температуру окружающей среды до 18-20 С. Не кутать ребенка, проводить обливания водой комнатной температуры, начиная с рук или ног, постепенно увеличивая площадь воздействия. Можно растирать стопы ребенка кубиками льда, начиная с 1-2 сек воздействия, и постепенно увеличивать время до 1 мин. Можно рекомендовать посещение детского бассейна (сеть бассейнов «Дельфиненок» в Москве предполагает занятия с детьми, начиная с 3 мес).

Пребывание на солнце – в утренние и вечерние часы в кружевной тени.

Параметры НПР развития ребенка 1 года жизни.

1 мес

Следит глазами за движущимся предметом, первые улыбки, держит голову

3 месяца

Зрительное сосредоточение, громко смеется, гулит, первые повороты со спины на живот

4 мес

Узнает мать и близких, знает их голоса, находит источник звука

Хорошо удерживает игрушки, перекладывает их, придерживает бутылочку или мамину грудь при кормлении

6 месяцев

Хорошо знает свое имя, подолгу играет с игрушками, лепечет, переворачивается с живота на спину, пробует сидеть, ест с ложки, пьет из чашки

8 месяцев

Следит за действиями другого ребенка, подражает, играет разнообразно (стучит, толкает, складывает, вынимает), сам встает, ложится, хорошо ползает, понимает вопрос «где?», повторяет слоги

9-10 месяцев

Приплясывает под музыку, взаимодействует с другими детьми, ходит при поддержке за обе руки, играет в «ладушки», «сороку», рассматривает книжки

12 месяцев

Узнает знакомых по фото, животных в книжке, разнообразно играет, выполняет просьбы, произносит несколько слов, самостоятельно ходит, включается в игры с другими детьми

Параметры физического развития ребенка на первом году жизни.

Прибавка веса за 1-й мес около 600 гр, за последующие 5 мес в первом полугодии – по 800 гр в месяц. Во втором полугодии по 400 гр в месяц.

Прибавка роста – первые 3 мес – по 3 см в месяц, вторые 3 мес – по 2,5 см в месяц, третьи 3 месяца – по 1,5 - 2 см в месяц, последний триместр первого года – по 1 см в месяц.

Приучаем ребенка к горшку:

- набраться терпения и спокойствия

- выбрать удобный горшок, хорошо моющийся и подходящий ребенку по размеру

- отказаться от использования памперсов дома

- каждые 1,5-2 часа высаживать ребенка на горшок на несколько минут

- не ругать и не наказывать ребенка, если не получается опорожниться в горшок

- похвалить ребенка при удачном посещении горшка

- закреплять полученный навык

Факторы, оказывающие влияние на здоровье и развитие младенца:

- наследственность

- характер вскармливания

- гигиенический уход

- закаливание

- физическое развитие

-безопасная окружающая среда

Организация безопасной окружающей среды для младенца:

  1. Изолировать острые углы на мебели, ручки комнатных и оконных дверей.
  2. Изолировать розетки специальными заглушками.
  3. Предотвратить падение тяжелых предметов на ребенка.
  4. Сделать недосягаемыми для ребенка острые колюще-режущие предметы.

5. Оградить ребенка от бытовой химии, лекарственных препаратов, алкоголя, спичек, сигарет.

6. Огородить выходы на лестницы, балконы.

7. Не оставлять открытыми окна в присутствии ребенка.

8. Не оставлять ребенка одного на кухне.

9. Пребывание в воде только в присутствии взрослых.

10. Не давать ребенку для игры мелкие предметы.

11. Не оставлять детей без присмотра.

12. Общение с животными должно происходить в присутствии взрослого.

13. Не создавать искусственных страхов, не наказывать.

14. Не курить в присутствии ребенка.

15. Не оставлять коляску (корзинку) с ребенком под балконами, у подножия зданий.


Блок контроля


Тестовые задания по теме «Период младенчества»

Уважаемые студенты! В предложенных тестовых заданиях выберите один правильный ответ.

  1. Грудной возраст (младенчество) – это период:

А. от рождения до года

Б. от 1 месяца до года

В. от 1 месяца до 2 лет

Г. от рождения до 1 месяца

  1. Введение новых продуктов в рацион ребенка с целью обогащения его питания овощами, фруктами, злаками и т.д. называется:

А. докорм

Б. прикорм

В. витаминизация

Г. минерализация

  1. Восполнение недостающего объема питания грудным молоком за счет искусственных смесей называется:

А. докорм

Б. прикорм

В. витаминизация

Г. минерализация

  1. Установите соответствие. Каждому пункту в левой колонке соответствует один или более пунктов из правой колонки.

А. Докормом является

1. Овощное пюре.

2. Детское печенье.

3. Колбаса копченая.

4. Молочная смесь «Нутрилон».

5. Фруктовое пюре.

6. Кисломолочная смесь «Нан».

7. Мясное пюре.

8. Творог детский.

9. Сельдь соленая атлантическая.

Б. Прикормом является

  1. Грудной ребенок научается самостоятельно ходить в возрасте:

А. 3 мес

Б. 6 мес

В. 9 мес

Г. 12 мес

  1. Грудной ребенок начинает самостоятельно сидеть в возрасте:

А. 3 мес

Б. 6 мес

В. 9 мес

Г. 12 мес

7. Вскармливание ребенка материнским молоком в сочетании с искусственными смесями называется:

А. естественным вскармливанием

Б. искусственным вскармливанием

В. смешанным вскармливанием

Г. прикормом

  1. Вскармливание считается искусственным, если доля грудного молока в рационе ребенка составляет менее:

А. 1/5 от общего объема питания

Б. половины от общего объема питания

В. 1/3 от общего объема питания

Г. менее 100 мл в сутки

  1. Новые продукты рекомендуется водить в рацион ребенка грудного возраста:

А. не ранее 6 мес

Б. не позднее 3 мес

В. не ранее 1 года

Г. чем раньше, тем лучше

  1. Установите соответствие. Каждому пункту из левой колонки соответствует один пункт из правой колонки.

Навыки младенца

Возраст

А. Младенец «гулит»

Б. Младенец начинает сидеть

В. Младенец ползает

Г. Младенец держит голову

1. в 9 мес

2. в 2 мес

3. в 1 мес

4. в 6 мес

5. в 12 мес

6. в 16-18 мес


Эталоны ответов к тестовому заданию по теме «Период младенчества».

  1. б
  2. б
  3. а
  4. а - 4,6 б – 1,2,5,7,8
  5. г
  6. б
  7. в
  8. а
  9. а
  10. а-2 б-4 в-1 г-3

Критерии оценки выполнения студентами тестового задания по теме «Период младенчества»

1 ошибка (90 % правильных ответов) – 5 (отлично)

2 ошибки (80 % правильных ответов) – 4 (хорошо)

3 ошибки (70% правильных ответов) – 3 (удовлетворительно)

Более 3 ошибок (менее 70% правильных ответов) – 2 (неудовлетворительно)


Проблемно-ситуационные задачи по теме « Период младенчества»

Задача № 1.

Вы работаете на ФАПе. Дайте маме 3-месячного Миши Р. советы по вскармливанию грудного ребенка первого полугодия жизни.

Задача № 2.

К Вам за советом обратилась Ваша знакомая, имеющая грудного ребенка. Ей кажется, что у нее не хватает молока. Научите маму достоверным признакам нехватки грудного молока. Что делать, если молока действительно не хватает.

Задача № 3.

Вы работаете на ФАПе. Беседуете с мамой 6-месячного Максима О. Перечислите продукты прикорма для ребенка старше 6 месяцев.

Задача № 4.

Вы работаете на ФАПе. Беседуете с мамой 6-месячной Алены С. Обучите маму правилам введения прикормов.

Задача № 5.

К Вам обратилась Ваша подруга с мужем. Супруги растят 7-месячного Алешу и души в нем не чают.  Они интересуются, что такое «педагогический» прикорм. Ответьте на вопрос родителей.

Задача № 6.

К Вам обратилась подруга, имеющая 6-месячную дочку. Ей кажется, что ребенок не переносит прикорм (овсяную кашу), которую мама начала ей давать. Объясните, какие изменения в состоянии ребенка говорят о непереносимости прикорма. Дайте маме совет.

Задача № 7.

Вы работаете на ФАПе. Расскажите маме 1-месячного Вовы о профилактике рахита – специфической и неспецифической.

Задача № 8.

Ребенку Вашей знакомой 1 месяц. Он уже умеет держать голову, вчера впервые улыбнулся маме, но пока не умеет переворачиваться со спины на живот. Подруга опасается, что сын отстает в развитии. Так ли это? Что должен уметь ребенок этого возраста?

Задача № 9.

Ребенку Вашей знакомой 1 месяц. Она мечтает вырастить здорового и крепкого ребенка. Дайте советы по закаливанию ребенка.

Задача № 10.

Ребенку Вашей подруги 6 мес. Она интересуется, соответствует ли возрасту его физическое и нервно-психическое развитие? Расскажите, что должен уметь ребенок 6 мес.

Задача № 11.

Ребенку Вашей подруги скоро исполнится 1 год. Она интересуется, соответствует ли возрасту его физическое и нервно-психическое развитие? Расскажите, что должен уметь годовалый ребенок .

Задача № 12.

Вы работаете на ФАПе. Дайте матери годовалого ребенка совет по организации режима питания для ее ребенка.

Задача № 13.

Вы работаете на ФАПе. Дайте матери годовалого ребенка совет по организации режима дня для ее ребенка.

Задача № 14.

Ребенку Вашей знакомой 3 месяца. Родился с массой 3400 гр, длиной тела 52 см. В настоящее время ребенок весит 6000 гр, рост 62 см. Соответствует ли его физическое развитие возрасту или нет?

Задача № 15.

Ребенку Вашей подруги 5 месяцев. Девочка родилась с массой 2900 гр., длиной тела 50 см. В настоящее время ребенок весит 6750 гр, рост 65 см. Определите, соответствует ли физическое развитие девочки возрастным нормам?

Задача № 16.

Вы работаете на ФАПе. На приеме мама с 9-месячным Колей В. Ребенок весит 7200 гр, рост 67 см. Оцените физическое развитие ребенка, если известно, что при рождении ребенок имел вес 3200 гр, длину тела 52 см. Дайте маме рекомендации.

Задача № 17.

У Вашей подруги ребенку исполняется 1 год. Он родился с массой 3200 гр, Длиной тела 51 см. Какие весо-ростовые показатели ребенок должен иметь в возрасте 1 года?

Задача № 18.

Вы работаете на ФАПе. На приеме мама с 9-месячной Наташей В. Ребенок весит 12200 гр, рост 67 см. Оцените физическое развитие ребенка, если известно, что при рождении девочка весила 3100 гр, длина тела 51 см. Дайте маме рекомендации.


Задача № 19.

Помогите маме годовалого Антона П. приучить ребенка к горшку.

Задача № 20.

Вы проводите на ФАПе беседу с родителями грудных детей. Перечислите факторы, влияющие на здоровье и развитие младенцев.

Задача № 21.

Помогите маме годовалого ребенка организовать безопасную среду.

Задача № 22.

Ваша подруга собирается со своим годовалым сыном отдыхать на море за рубежом. Помогите маме собраться в дорогу, предусмотрев потребности ребенка.


Эталоны ответов к проблемно-ситуационным задачам по теме « Период младенчества»

Задача № 1.

Кормить по требованию до 6 мес днем и ночью. Не допаивать водой, не докармливать смесью. Не предлагать ребенку имитаторов сосания – бутылочек и сосок-пустышек.

Задача № 2.

Тактика при лактационном кризе – чаще прикладывать к груди, получить максимальную помощь по дому и отдыхать, предлагая ребенку грудь так часто, как этого требует ребенок. Если ребенку хватает молока, то он мочится не менее 6 раз в сутки, за неделю прибавляет в весе не менее 125 гр, за месяц – не менее 500 гр.

Если молока действительно не хватает, и это отражается на весе и диурезе ребенка, маме необходимо назначить для стимуляции лактации апилак, никотиновую кислоту и лактагонный сбор («Лактавит», «Млекоин»). Если в течение недели ситуация не улучшилась – докармливать ребенка молочной смесью. При этом предлагать ребенку грудь в каждое кормление, и только после полного опорожнения груди давать ребенку докорм в виде молочной смеси.

Задача № 3.

Продукты прикорма:

- овощные, фруктовые и мясные пюре

- каши (безглютеновые – рис, кукуруза, гречка, глютеновые – овес, пшеница)

- творог

Задача № 4.

Правила введения прикорма:

- в возрасте не ранее 6 месяцев

- начинать с однокомпонентных продуктов, постепенно расширяя ассортимент предлагаемых продуктов

- начинать с малых порций, постепенно увеличивая количество

- не давать ребенку сразу два и более новых продуктов

- внимательно следить за реакцией ребенка

- не давать новые продукты, когда ребенок болен и в сильную жару, накануне прививки

- сохранять грудное вскармливание параллельно с введением прикорма

- маме рекомендуется есть те же продукты, которые получает ребенок в виде прикорма ( в молоке содержатся ферменты для их переваривания и усвоения)

Задача № 5.

«Педагогический» прикорм – дача ребенку старше 6 месяцев микродоз новой пищи со взрослого стола в том случае, если ребенок проявляет к ней устойчивый интерес. Микродоза – это комочек пищи, помещающийся у мамы между большим и указательным пальцами размером со спичечную головку. Педагогический прикорм касается достаточно диетических продуктов – вареные овощи, мясо, хлеб, сыр, зелень, фрукты, блинчики, каши, кисломолочные продукты и др.

Для педагогического прикорма не годятся маринованные, соленые, копченые продукты, ветчины, колбасы, майонез, кетчуп, острые, жареные, продукты с консервантами и красителями. Таким образом, педагогический прикорм возможен в случае, когда взрослые придерживаются правил здорового питания.

Задача № 6.

Признаки непереносимости ребенком продуктов прикорма:

- понос, рвота, снижение аппетита

- кожные сыпи
- патологические примеси в стуле (слизь, зелень, непереваренные комочки)

- нарушения поведения, сна

- в тяжелых случаях крапивница, отек Квинке, анафилактический шок

Задача № 7.

Профилактика рахита – специфическая и неспецифическая

Специфическая – проводится доношенным с 1 мес (недоношенным с 2 недель) до 1,5-2 лет ежедневным назначением витамина Д в дозе 500 МЕ в сутки. На третьем году профилактика проводится только в зимние месяцы.

Неспецифическая – ежедневные прогулки в любое время года при любой погоде. Летом пребывание в кружевной тени деревьев, гимнастика, массаж, закаливание, хвойные и солевые ванны.

Задача № 8.

Ребенок переворачивается со спины на живот примерно в 3 мес.

Месячный ребенок начинает держать голову, улыбаться, прослеживать глазами движущийся предмет.

Задача № 9.

Основные факторы закаливания: солнце, воздух и вода. Наиболее мягкий – воздух. Можно рекомендовать воздушные ванны, увеличивающиеся по продолжительности. При этом можно постепенно понижать температуру окружающей среды до 18-20 С. Не кутать ребенка, проводить обливания водой комнатной температуры, начиная с рук или ног, постепенно увеличивая площадь воздействия. Можно растирать стопы ребенка кубиками льда, начиная с 1-2 сек воздействия, и постепенно увеличивать время до 1 мин. Можно рекомендовать посещение детского бассейна (сеть бассейнов «Дельфиненок» в Москве предполагает занятия с детьми, начиная с 3 мес).

Пребывание на солнце – в утренние и вечерние часы в кружевной тени.

Задача № 10.

В 6 мес ребенок хорошо знает свое имя, подолгу играет с игрушками, лепечет, переворачивается с живота на спину, пробует сидеть, ест с ложки, пьет из чашки.

Задача № 11.

В 1 год ребенок достигает роста 70-75 см. Вес – 10-10,5 кг.

Параметры НПР - узнает знакомых по фото, животных в книжке, разнообразно играет, выполняет просьбы, произносит несколько слов, самостоятельно ходит, включается в игры с другими детьми.

Задача № 12.

В 1 год ребенок получает 5-6 разовое кормление: завтрак, обед, полдник, ужин, 1-2 ночных кормления.

Задача № 13.

Примерный режим дня годовалого ребенка.

6.00 – предутреннее грудное кормление или смесь

8.30 – пробуждение, утренний туалет

9.00 – завтрак (каша, хлеб с маслом, некрепкий чай)

9.30 – прогулка в течение 1-1,5 часов

11.00 – досуг или сон (мама занимается домашними делами, ребенок играет или спит)

12.30 – обед (мясное пюре, овощное пюре, хлеб, компот)

13.00 – сон

16.00 – полдник (фруктовое пюре, творог, сок)

16.30 – прогулка

18.30 – досуг

20.00 – ужин (каша или кефир, или овощное пюре)

20.30 – купание

21.00 – сон (ночью 1-2 кормления по требованию ребенка)

Задача № 14.

Ребенок должен иметь около 5600 гр массы и рост около 60 см. Физическое развитие соответствует возрасту.

Задача № 15.

Ребенок в пять месяцев  - вес около 6700 гр, рост – около 62 см. Физическое развитие соответствует возрасту.

Задача № 16.

Рост ребенка соответствует возрасту. Однако наблюдается отставание в весе – 7200 гр от нормы около 9000 гр. Необходимо направить ребенка к педиатру.

Задача № 17.

В возрасте 1 год рост ребенка около70-75 см, вес – 10,5 кг.

Задача № 18.

Рост ребенка соответствует возрасту, однако имеется избыток массы – 12 200 при норме около 9000. Необходимо направить ребенка к педиатру или эндокринологу.

Задача № 19.

Приучить к горшку:

- набраться терпения и спокойствия

- выбрать удобный горшок, хорошо моющийся и подходящий ребенку по размеру

- отказаться от использования памперсов дома

- каждые 1,5-2 часа высаживать ребенка на горшок на несколько минут

- не ругать и не наказывать ребенка, если не получается опорожниться в горшок

- похвалить ребенка при удачном посещении горшка

- закреплять полученный навык

Задача № 20.

Факторы, оказывающие влияние на здоровье и развитие младенца:

- наследственность

- характер вскармливания

- гигиенический уход

- закаливание

- физическое развитие

-безопасная окружающая среда

Задача № 21.

Организация безопасной окружающей среды для младенца:

  1. Изолировать острые углы на мебели
  2. Изолировать розетки специальными заглушками
  3. Предотвратить падение тяжелых предметов на ребенка.
  4. Сделать недосягаемыми для ребенка острые колюще-режущие предметы.

5. Оградить ребенка от бытовой химии, лекарственных препаратов, алкоголя, спичек, сигарет.

6. Огородить выходы на лестницы, балконы.

7. Не оставлять открытыми окна в присутствии ребенка.

8. Не оставлять ребенка одного на кухне.

9. Пребывание в воде только в присутствии взрослых.

10. Не давать ребенку для игры мелкие предметы.

11. Не оставлять детей без присмотра.

12. Общение с животными должно происходить в присутствии взрослого.

13. Не создавать искусственных страхов, не наказывать.

Задача № 22.

Отправляясь с ребенком за границу:

- оформить медицинскую страховку

- заранее выяснить, есть ли в отеле детское меню и насколько оно соответствует потребностям конкретного ребенка (в крайнем случае, взять с собой баночки и коробочки герметично упакованных в заводских условиях детских продуктов). Есть ли в отеле возможность готовить самостоятельно или хотя бы кипятить воду.

- давать ребенку только бутилированную или кипяченую воду

- чаще мыть ребенку руки, запастись влажными салфетками

- взять с собой солнцезащитный крем для ребенка и дорожную аптечку ( жаропонижающие, средства от поноса и рвоты, пробиотики, антисептик, средства от аллергии наружное и внутрь, лейкопластырь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...