формы и методы решения социальных проблем детей с ОВЗ
статья на тему

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде сталкиваются с проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_ovz.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ Л.Я.КУЧЕЕВА» г. Брянск

Методическое сообщение

«Формы и методы решения социальных проблем детей с ОВЗ»

Разработал: мастер п/о

Татьяна Николаевна Кузнецова

г.Брянск

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследована специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социолог] педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесс; исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениям психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планет! Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таки жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10е детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 20 миллионов детей с ограниченными возможностями. Более того, в нашей стране, как и в всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частот детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. В 1995 г. органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раз больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детско популяции. Инвалидность у детей означает существенное ограничения жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлен нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучение и овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидам социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могу быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знани закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. В настоящее врем проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широк разрабатывается. Большую работу в этом направлении ведется журнал: «Дефектология». Можно привести работы: Карвялис В. «Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов», Малофеев Н.        «Современный этап в развитии системы специального образования в России’ (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития), Ткачева В. Е «О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии’ Бондаренко Г.И. «Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей». Также работе использован практический материал таких авторов как J1. С. Алексеевой и др. "О опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России", Г. IV Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России", теоретический материал был почерпнут в следующих работа? Дементьевой Н.Ф., Устиновой Э.В. «Формы и методы медикосоциальной реабилитации нетрудоспособных граждан», Дементьевой Н.Ф., Шаталовой Е.Ю., Соболя А.У «Организационно-методические аспекты деятельности социального работника». При этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных исследований.

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из е основоположников К Ренкером (1980):

  1. Реабилитация должна осуществляется, начиная с самого возникновения болезни ил травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность основательность).
  1. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
  2. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых страна (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексное воздействие, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогически мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М. А. 1982):

  1. Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического лечебно-профилактического плана.
  2. Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением физически факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физическо: работоспособности.
  3. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации ; изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
  4. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения  потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановлена трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудовой обучения переквалификации.
  5. Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитии и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
  6. Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах v методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.

Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, Какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных 3 факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

В целом инвалидность' как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально- средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.

Правовой аспект решения проблем инвалидов.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов.

Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов». Но в связи с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в определенной доработке.

органами власти субъектов Федерации. Но появление такого документа — событие значительное, и прежде всего для миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов — в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов). Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медикосоциальной экспертизы, — определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, поручивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности. Создание реабилитационной индустрии как промышленной базы системы социальной защиты инвалидов предполагает производство специализированных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, предоставление соответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное обеспечение их трудовой занятости. Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский, социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов». Собственно, с выходом Закона можно говорить о том, что Федеральная комплексная программа получила единую законодательную базу. Теперь предстоит серьезная работа над тем, чтобы Закон работал. Предполагается, что специализированные государственные службы будут создаваться при Минсоцзащиты. А пока приказом министра Людмилы Безлепкиной создана рабочая группа, намечается план ее работы.

Социально - средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциалькой средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

‘Особую категорию "объектов" обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Специально проведенным исследованием установлено, что из 200 семей с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более эффективной организации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием (84,8%), связана с пребыванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо являются инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий. Роль социального работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законодательством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, для социального работника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связана методика работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из 200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали женщины (84,6%). Оказалось, что роль социального работника как организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь, социально-бытовое обслуживание. При оценке нуждаемости морально-психологической поддержки из всех ее видов наиболее актуальными для всех семей оказались следующие: организация связи с органами социального обеспечения (71,5% ), осуществление контактов с общественными организациями (17%) и восстановление связей-' с трудовыми коллективами (17%). В организации контактов с органами социального обеспечения из полных семей нуждается 60,4%, из неполных — 84,2%, одинокие в 76,9%. В осуществлении связей с общественными организациями нуждаются соответственно — 27,5%, 12,3%, 3,8% семей. В восстановлении "связей с трудовыми коллективами нуждаются 19,8% полных семей, 5,9% неполных и 26,9% одиноких лиц. Крайне небольшое число семей (4,5%) из числа обследованных нуждается в реализации прав на льготы. Возможно, это объясняется недостаточной информированностью членов семьи о льготах, которые имеют инвалиды. Еще в меньшей степени семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нуждаются в устранении конфликтных ситуаций (3,5%) и в психолого-педагогической поддержке. По-видимому, невостребованность такого рода помощи можно объяснить непривычностью для нашего общества вмешательства в интимную среду семьи, необычностью постановки вопроса, то есть несформированностью потребности. При анализе нуждаемости в организации медицинского обслуживания 71%*’ Семей испытывает необходимость в наблюдении участкового врача, почти половина семей (49,5%) нуждаются в консультациях узких специалистов, а 17,5% — в диспансерном наблюдении. В полных семьях ранговые места в потребности указанных видов медицинской помощи несколько иные: на первом месте (50,7%) стоит нуждаемость в наблюдении участкового врача, на втором (40%) — в диспансерном наблюдении, на третьем (30,3%) — в консультациях узких специалистов. В семей нуждаются в консультациях узких специалистов и 26,7% — в наблюдении участкового врача. У одиноких преобладает нуждаемость в консультациях узких специалистов (34,3%) и в равной степени (по 22,5%) в наблюдении участкового врача и диспансерном наблюдении.

Установлено, что наибольшая нуждаемость обследованных семей касается социально- бытовых услуг. Это объясняется тем, что нетрудоспособные члены семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем уходе и "привязывают" к себе здоровых, которые не могут осуществлять доставку продуктов, медикаментов и оказывать им различные другие бытовые услуги, связанные с выходом из дома. Кроме того, в настоящее время это можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в организации социально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наибольшая потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%), химчистки (82,5%), обувной мастерской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у 20,5% семей) — в доставке продуктов и медикаментов. Сравнительный анализ различных категорий семей показал, что у одиноких по сравнению с другими семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные показывают, что нуждаемость семей, в состав которых входят нетрудоспособные члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой. По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и нуждаемость обследованных семей в прикреплении пожилого человека к центру социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую помощь, а также возможность, общения. Из всех изученных семей в такой помощи нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одиноких, почти половина из них (48,1%) нуждаются в посещении центра социального обслуживания. Из неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль социального работника в этом последнем случае заключается не только в выявлении нуждающихся в помощи центра социального обслуживания, но и с учетом материального положения семьи — в определении кратности прикрепления пожилого человека к данному учреждению. Этими обстоятельствами не только определяются функции социального работника, но и его престижность. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания. Не востребованность морально-психологической поддержки семей объясняется не сформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных, посреднических функций. Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди которых: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально психологической поддержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимодействии с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, имеет много

ЯРТТРТГ'ТОТЭ ТТ ЪЛ'/ЛМГО'Т'        Т-Т.Т        ~         

работы с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого объект воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с пожилым человеко и инвалидом, нуждающихся в помощи социального работника, необходимо использован специально разработанную методику.

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимо частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состоянии вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигатель-'но активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кром того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-коляска при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развита! депрессии, изменениям поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограни...

Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....

Тренинг решения учебных проблем

Краткое описание тренинга для студентов первого курса....

Экономическое решение экологических проблем

Конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: эконом...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тезисы к выступлению на  I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...

Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...

Проект «Молодежный бизнес-клуб как способ решения социально-экономических проблем на селе»

Миграция из села в город зачастую ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае, в городах адаптируется 10 % сельских жителей (по данным  центра экономики и социологии труда).Проблема в том, чт...