Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности
план-конспект занятия по теме

Судакова Елена Анатольевна

Лекция по теме 2.3.по ОП. 10. Обеспечение профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Правовое регулирование оказания психиатрической помощи

Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Законодательно закрепленными принципами психиатрической помощи являются законность, гуманность и соблюдение прав человека и гражданина.

Психиатрическую помощь в Российской Федерации оказывают:

1) государственные психиатрические и психоневрологические учреждения;

2) негосударственные психиатрические и психоневрологические организации;

3) частнопрактикующие врачи.

Для осуществления населению психиатрической помощи и ее отдельных видов требуется лицензия. Деятельность психиатрических учреждений строится по общему правилу по территориальному признаку.

Действующее законодательство в области психиатрии определяет виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством:

1) неотложная психиатрическая помощь;

2) консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

3) все виды психиатрической экспертизы;

4) социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

5) решение вопросов опеки;

6) консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;

7) социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;

8) обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

9) психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

Финансирование психиатрической помощи осуществляется из фонда здравоохранения, фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Порядок оказания психиатрической помощи основывается на принципе добровольности обращения гражданина за ней, закрепленном в ст. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Имеющиеся исключения из этого принципа определены законом.

Статья 5 Закона определяет перечень прав лиц, страдающих психическими расстройствами.

Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

2) получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

3) психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

4) содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

5) все виды лечения по медицинским показаниям; оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

6) предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

7) приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии;

8) помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

Рассмотрим порядок оказания отдельных видов психиатрической помощи. Действующее законодательство различает следующие виды психиатрической помощи:

1) психиатрическое освидетельствование;

2) амбулаторная психиатрическая помощь;

3) стационарная психиатрическая помощь.

Под психиатрическим освидетельствованием понимается всякий осмотр гражданина врачом-психиатром. Цели психиатрического освидетельствования: выяснить, страдает ли гражданин психическим расстройством; нуждается ли он в психиатрической помощи; решить вопрос о виде психиатрической помощи.

Психиатрическое освидетельствование проводится: по просьбе либо с согласия обследуемого; в отношении несовершеннолетних в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - по просьбе или с согласия его законного представителя.

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

1) непосредственную опасность лица для себя и окружающих;

2) беспомощность лица, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

3) существенный вред здоровью лица вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В последних двух случаях психиатрическое освидетельствование проводится с санкции суда.

Освидетельствование может быть проведено без согласия лица также в том случае, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением.

Амбулаторная психиатрическая помощь оказывается в двух формах: консультативно-лечебной помощи и диспансерного наблюдения.

Консультативно-лечебная помощь оказывается по заявлению лица, по его просьбе или с его согласия. По своему характеру и правовому регулированию она мало чем отличается от обычной медицинской помощи.

Диспансерное наблюдение имеет ряд особенностей: может устанавливаться только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», т.е. в отношении лиц, страдающих хроническими или затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; может устанавливаться без согласия лица или его законных представителей; предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров психиатром и оказания ему необходимой медицинской и социальной помощи.

Диспансерное наблюдение устанавливается на основании решения комиссии врачей-психиатров соответствующего психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссии врачей-психиатров, назначаемой соответствующим органом здравоохранения.

Диспансерное наблюдение прекращается в случае выздоровления или стойкого улучшения психического состояния лица на основании решения соответствующей комиссии врачей-психиатров. После прекращения диспансерного наблюдения лицу оказывается консультативнолечебная помощь в общем порядке.

Стационарная психиатрическая помощь может осуществляться как добровольно, так и в недобровольном порядке.

Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются: наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения либо постановление судьи; необходимость проведения судебно-психиатрической экспертизы.

Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке являются: наличие непосредственной опасности лица для себя и окружающих; беспомощность лица, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; существенный вред здоровью вследствие ухудшения пси-

хического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Госпитализация в этих случаях осуществляется без согласия лица или без согласия его законного представителя до соответствующего постановления суда. Порядок подачи заявления в суд о принудительной госпитализации или о продлении срока принудительной госпитализа- ции, а также процедура разбирательства соответствующей категории дел урегулированы ст. 302-305 ГПК РФ.

Установление судебной процедуры принудительной госпитализации гражданина и продления срока такой госпитализации не только повышает ответственность медицинских работников за обоснованность применения принудительных мер, но и является одной из гарантий прав и законных интересов граждан. По подсудности такие дела относятся к рассмотрению районных судов по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин.

В заявлении помимо общих реквизитов, установленных ст. 131 ГПК, должно быть указано хотя бы одно из оснований для принудительной госпитализации гражданина, определенных ст. 29 Закона РФ «О пси- хиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». К заявлению в обязательном порядке должно быть приложено мотивированное заключение, составленное комиссией врачей-психиатров, о необходимости дальнейшего пребывания гражданина в психиатрическом стационаре.

Лицо, помещенное в указанное медицинское учреждение, подлежит обязательному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. Если госпитализация признается обоснованной, то заявление о принудительной госпитализации гражданина и заключение врачей-психиатров направляются в суд по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин.

Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в лечебном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатри- ческий стационар. Заявление рассматривается в течение 5 дней со дня возбуждения дела. Судебное заседание проводится в помещении суда или психиатрического стационара.

В деле участвуют: лицо, подлежащее госпитализации (если позволяет состояние его здоровья), прокурор, представитель психиатрического стационара, представитель гражданина, в отношении которого решается вопрос о принудительной госпитализации или продлении срока его принудительной госпитализации.

Участниками процесса (в первую очередь прокурором или представителем гражданина, помещенного в стационар, а также самим гражданином) могут быть заявлены ходатайства, представлены доказательства, ставящие под сомнение обоснованность заключения врачей-психиатров стационара, где находится гражданин.

В этих условиях при наличии соответствующих оснований может возникнуть вопрос о необходимости производства по делу стационар-

ной судебно-психиатрической экспертизы. Производство экспертизы в таких случаях поручается врачам-экспертам другого психиатрического учреждения.

Рассмотрение дела по существу заканчивается принятием судьей решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления. Решение суда об удовлетворении заявления становится основанием для принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, или для продления срока его принудительной госпитализации и дальнейшего содержания в психиатрическом стационаре в течение установленного законом срока.

Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает, что в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать у него тяжелое психическое расстройство, которое обусловливает его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или когда возможен существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

Основанием для мотивированного заключения врача-психиатра о необходимости принудительного освидетельствования гражданина служит заявление, которое может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.

При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру. Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое заявление, к которому прилагаются письменное мотивированное заключение о необходимости такого осви- детельствования, а также другие имеющиеся материалы.

Судья единолично в 3-дневный срок со дня получения всех материалов решает вопрос о принудительном освидетельствовании гражданина или об отказе в этом. Вынесенное судом определение может быть обжа- ловано в установленном порядке.

В силу специфики возникающих правоотношений при оказании психиатрической помощи отдельным категориям пациентов законодатель в ст. 37 рассматриваемого закона специально определяет их права.

Пациент психиатрического стационара имеет право:

1) получить разъяснение цели и оснований его помещения в психиатрический стационар;

2) ознакомиться со своими правами и установленными в стационаре правилами;

3) обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения его прав, предоставленных дейс- твующим законодательством;

4) подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

5) встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

6) исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;

7) выписывать газеты и журналы;

8) получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет;

9) в случае участия в производственном труде получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством.

Кроме того, пациент психиатрического стационара имеет следующие права, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц: вести переписку без цензуры; получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы; пользоваться телефоном; принимать посетителей; иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой.

Статья 39 Закона определяет обязанности администрации и медицинского персонала психиатрического стационара.

К основным обязанностям администрации психиатрического стационара и медицинского персонала относятся:

1) оказание необходимой медицинской помощи;

2) предоставление возможности ознакомления с текстом Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», правилами внутреннего распорядка психиатрического стационара, адресами и телефонами государственных и общественных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов;

3) обеспечение надлежащих условий для переписки, направления жалоб и заявлений пациентов в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, а также адвокату;

4) принятие в течение 24 ч с момента поступления пациента в психиатрический стационар в недобровольном порядке необходимых мер по оповещению его родственников, законного представителя или иного лица по его указанию;

5) информирование родственников или законного представителя пациента, а также иное лицо по его указанию об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествиях с ним;

6) обеспечение безопасности находящихся в стационаре пациентов, контроль за содержанием посылок и передач;

7) исполнение функций законного представителя в отношении пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющих такого представителя;

8) установление и разъяснение верующим пациентам правил, которые должны в интересах других находящихся в психиатрическом стационаре пациентов соблюдаться при исполнении религиозных обрядов, и порядок приглашения священнослужителя, содействие в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов.

Основания помещения в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения - личное заявление лица и заключение врачебной комиссии с обязательным участием врача-психиатра, а для несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет или недееспособного лица - решение органов опеки и попечительства. Такое заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в учреждении общего типа, а в отношении дееспособного лица - также об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

Лица, проживающие в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения или специального обучения, пользуются правами, предусмотренными для пациентов психиатрических стационаров.

Обязанности администрации и персонала психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения по созданию условий для реализации прав лиц, проживающих в нем, аналогичны обязанностям, установленным законодательством для администрации и персонала психиатрических стационаров. Дополнительной обязанностью администрации психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения является проведение не реже 1 раза в год освидетельствования лиц, проживающих в нем, врачебной комиссией с участием врача-психиатра с целью реше- ния вопроса об их дальнейшем содержании в этом учреждении, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности.

Выписка пациента из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения производится:

1) по личному заявлению лица при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья лицо способно проживать самостоятельно;

2) по заявлению родителей, иных родственников или законного представителя, обязующихся осуществлять уход за выписываемым несовершеннолетним в возрасте до 18 лет либо за лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным.

Кроме того, пациент по заключению врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к проживанию либо обучению в специализированном психоневрологическом учрежде-

нии может быть переведен из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения в аналогичное учреждение общего типа.

С принятием ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» стала формироваться самостоятельная правовая база оказания наркологической помощи населению.

Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В статье 40 этого Закона содержится прямой запрет потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Лица, больные наркоманией или потребляющие наркотики и психотропные вещества без назначения врача, помимо привлечения к юридической ответственности, могут быть ограничены в правах.

В первую группу таких ограничений можно отнести ограничения, связанные с недобровольным освидетельствованием, во вторую - ограничения в занятии отдельными видами деятельности, в третью - ограничения, связанные с принудительным лечением таких граждан, в четвертую - ограничения, обусловленные установлением наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Медицинское освидетельствование проводится в отношении лица в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. Медицинское освидетельствование такого лица проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи. Для направления лица на медицинское освидетельствование соответствующими должностными лицами выносится постановление.

Расходы на медицинское освидетельствование производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 45 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности. Так, больные наркоманией не могут заниматься отдельными видами профессиональной деятельности; перечень последних определяется Правительством РФ.

Кроме того, лица, находящиеся в состоянии наркотического опьянения, отстраняются руководителями организаций, иными органами и должностными лицами от выполнения любых видов профессиональной деятельности.

По общему правилу больным наркоманией наркологическая помощь

оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией в возрасте до 16 лет - без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей.

Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии со ст. 50 Закона, может быть установлено наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Так, после освобождения из мест отбывания лишения свободы лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по решению суда может быть установлено наблюдение за ходом социальной реабилитации указанных лиц, предусматривающее запрет на посещение определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел.

  1.  Правовое регулирование деятельности по планированию семьи и репродукции человека

Репродуктивное здоровье - неотъемлемый элемент здоровья гражданина. Биологическая сущность любого живого существа проявляется именно через репродуктивную составляющую, через продолжение

рода.

Человеческая цивилизация прошла разные этапы в регулировании репродуктивного поведения человека: от полного отсутствия воздействия на эту сферу человеческого бытия до довольно жесткого влияния на рассматриваемую сферу посредством норм морали, религии и права.

Право на репродукцию и репродуктивное здоровье стало особо значимым феноменом в последнее столетие в связи с некоторым ослаблением влияния религии и морали на поведение человека, с одной стороны, и усилением роли права - с другой. Кроме того, на формирование репродуктивных прав заметное влияние оказали достижения биологии и медицины, сделавшие возможным практическое применение достижений науки и техники для решения проблем репродуктивного здоро-

вья. Эти права стали получать закрепление не только в текущем законодательстве, но и на уровне конституций отдельных государств.

Потребность в правовом регулировании отношений по поводу репродукции человека в последние несколько десятилетий усиливается в связи с научно-техническим прогрессом, развитием биотехнологий, появлением практических возможностей человечества по воссозданию себе подобных в «искусственных» условиях. Искусственная инсеминация, донорство эмбриональных клеток, суррогатное материнство уже стали повседневной реальностью. Активно ведутся научные разработки по клонированию человека, обсуждаются перспективы использования в различных целях стволовых клеток.

В России в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правовому регулированию подлежат:

1) искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона;

2) искусственное прерывание беременности;

3) медицинская стерилизация.

В соответствии со ст. 35 Основ каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

Современная медицина позволяет во многих клинических случаях преодолеть бесплодие с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

ВРТ - это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, предымплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой мужа (донора).

Проведение ВРТ возможно только при наличии письменного информированного согласия пациентов.

ЭКО (включающее в себя индукцию суперовуляции, инсеминацию ооцитов и культивирование эмбрионов с последующим их переносом в полость матки) проводится в случае бесплодия, не поддающегося тера- пии. Эта технология может также применяться по желанию женщины и при отсутствии медицинских противопоказаний в случае любой формы бесплодия.

Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (оди- нокой женщины).

Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную или медицинскую тайну.

Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования,

внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.

Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Доноры предоставляют свои гаметы (сперму, ооциты) другим лицам для преодоления бесплодия и не берут на себя родительские обязанности по отношению к будущему ребенку.

Донорами ооцитов могут быть: неанонимные родственницы или знакомые женщины; анонимные доноры. К донорам ооцитов предъяв- ляются следующие требования: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; отсутствие выраженных фенотипических проявлений; соматическое здоровье.

Донорство ооцитов осуществляется при наличии письменного информированного согласия донора на проведение индукции суперо- вуляции и пункции яичников.

К донорам спермы предъявляются следующие требования: возраст от 20 до 40 лет; отсутствие отклонений в нормальных органометрических и фенотипических признаках. Кроме того, предъявляется ряд специальных требований к сперме (криотолерантность, доля подвижных форм

и др.).

Донорами эмбрионов могут быть пациенты программы ЭКО, у которых после завершения формирования полной семьи (рождения ребенка) остаются в банке неиспользованные криоконсервированные эмбрионы. По свободному решению и письменному информированному согласию пациентов-доноров эти эмбрионы могут быть использованы для донации бесплодной супружеской паре, а также женщинам, не состоящим в браке (реципиентам). Эмбрионы для донации могут быть получены также в результате оплодотворения донорских ооцитов спермой донора.

Важно заметить, что супруг, давший в установленном законом порядке согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства (ч. 4 ст. 51; ч. 3 ст. 52 СК РФ). Иными словами, в этом случае юридическое значение приобретает не наличие или отсутствие кровной связи между родителем и ребенком, а факт согласия на проведение такой методики со всеми вытекающими последствиями (родительство).

В последние годы в России стало активно развиваться и суррогатное материнство. Правовые основы суррогатного материнства определены действующим законодательством Российской Федерации, в частности, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, СК РФ, ФЗ «Об актах гражданского состояния», ведомственными актами.

Супружеская пара и суррогатная мать в установленных законодательством случаях дают письменное информированное согласие на участие в программе «Суррогатное материнство».

Показаниями к суррогатному материнству являются:

1) отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

2) деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

3) синехии полости матки, не поддающиеся терапии;

4) соматические заболевания, при которых вынашивание беременности противопоказано;

5) неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

Законодательством предъявляются следующие требования к суррогатным матерям:

1) возраст от 20 до 35 лет;

2) наличие собственного здорового ребенка;

3) психическое и соматическое здоровье.

Отношение человечества и законодателя к искусственному прерыванию беременности менялось и меняется в зависимости от исторического периода и этнических особенностей, континента, страны и др. Решение проблемы правомерности или противоправности абортов связано с решением вопроса о допустимости вмешательства законодателя в репродуктивную сферу личности, репродуктивные права гражданина и человека.

В соответствии со ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ ОМС в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством РФ.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 37 Основ регулирует вопросы медицинской стерилизации. Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции в соответствии с действующим законодательством может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее 2 детей, а при наличии меди-

цинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

  1.  Правовое регулирование трансплантации и донорства

Трансплантология как наука, как сфера теоретических и экспериментальных разработок, как практическая дисциплина сравнительно молода и насчитывает немногим более 100 лет.

Трансплантология прошла в своем развитии ряд этапов: эмпирический; экспериментальный; клинический. Если эмпирический и отчасти экспериментальный этапы развития трансплантологии могли существовать относительно автономно и не регулироваться посредством правовых норм, то клинический ее этап был немыслим без появления правовых норм, которые бы урегулировали возникающие правоотношения.

В России в 1992 г. был принят Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Согласно этому закону трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

В научных кругах до сих пор не утихают споры вокруг вопросов о порядке получения согласия на изъятие органов (тканей) у живого донора и об установлении объективных критериев смерти человека, позволяющих определить момент, с которого можно производить забор органов и тканей умершего.

Трансплантация с точки зрения закона

Законодательство рассматривает пересадку человеческих органов и тканей как средство спасения жизни и восстановления здоровья граждан. На уровне национального права условия и порядок трансплантации определяются Законом о трансплантации, а также Законом об охране здоровья граждан.

Объекты трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг, а также другие органы и ткани, перечень которых утвержден Минздравсоцразвития России совместно с РАМН.

Изъятие органов (тканей) для пересадки другому лицу может осуществляться как у живого человека, так и у трупа. Соответственно этому выделяются два вида трансплантации, для каждого из которых законодательством установлены обязательные условия осуществления. Рассмотрим эти условия.

Согласие реципиента на трансплантацию органов (тканей) человека

Пересадка человеческих органов и тканей является исключительной мерой. Трансплантация осуществляется, только если другие методы лечения не могут сохранить жизнь либо восстановить здоровье реципиента. Решение о необходимости трансплантации принимается консилиумом врачей.

Пересадка человеческих органов и тканей производится только с письменного согласия реципиента. При этом последний должен быть предупрежден о возможных негативных последствиях оперативного вмешательства. Если реципиент не достиг совершеннолетия либо он недееспособен, то согласие дают его родители или законный представитель.

Производить трансплантацию без получения согласия на нее врач вправе, только когда промедление угрожает жизни реципиента, а срочное получение согласия невозможно.

Условия изъятия органов и тканей для трансплантации у живого донора

Отметим, что изъятие органов (тканей) у живого донора может осуществляться, если нет альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации, и отсутствуют пригодные для пересадки органы (ткани) трупа.

Донорами органов и тканей (за исключением костного мозга) могут быть только дееспособные лица, которым исполнилось 18 лет. Они подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию4. Если у донора обнаружена болезнь, опасная для жизни и здоровья реципиента, трансплантация не допускается. Также изъятие органов (тканей) невозможно у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента.

Законодательством установлен принцип приоритета здоровья донора перед здоровьем реципиента. Иными словами, изъятие органов (тканей) у живого донора для пересадки допустимо, только если по заключению врачебной комиссии его здоровью не будет причинен значительный вред. Также донор имеет право на бесплатное лечение, если необходимость в нем вызвана проведенной операцией.

Поскольку трансплантация является добровольным актом, то для изъятия органов (тканей) требуется согласие донора. Оно может быть выражено устно в присутствии свидетелей либо письменно. В последнем случае документ заверяется руководителем медицинской организации или нотариусом.

Такими же способами можно выразить согласие или несогласие на предоставление после смерти своих органов (тканей) для пересадки другим людям. Информация о наличии волеизъявления гражданина вносится в его медицинскую документацию.

Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов (тканей) либо их трансплантации, то медицинское учреждение несет материальную ответственность в порядке, предусмотренном §2 гл. 59 ГК РФ.

Условия изъятия органов и тканей для трансплантации у умершего

Органы и ткани для пересадки могут быть изъяты у умершего человека только после констатации смерти, которая производится при наличии бесспорного доказательства факта смерти, т.е. необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга). На этом основании консилиум врачей-специалистов выдает заключение о смерти.

Изъятие органов (тканей) у умершего производится с разрешения главного врача больницы. Если требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, то разрешение дает также судебно-медицинский эксперт с уведомлением об этом прокурора.

Обратим внимание, что врачи не вправе производить изъятие, если у них есть сведения о несогласии на то самого человека, его близких родственников или законных представителей.

Если совершеннолетний дееспособный человек при жизни не выразил несогласия на изъятие органов (тканей) для трансплантации, то после его смерти это вправе сделать супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии – один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка). В случае смерти несовершеннолетнего или недееспособного человека забор органов (тканей) из тела умершего для пересадки допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

Запрет на куплю-продажу органов и тканей

Законодательно установлено, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи.

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за торговлю людьми в целях изъятия у них органов (тканей). Участникам такого рода сделок может быть назначено наказание до десяти лет лишения свободы.

Если человека принуждают к согласию на изъятие у него органов (тканей) для трансплантации путем применения насилия либо угрозой его применения, то виновный подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 120 УК РФ с лишением свободы на срок до четырех лет.

Донором является гражданин, отдающий свои органы и (или) ткани, а реципиентом - гражданин, принимающий их с целью восстановления (поддержания) здоровья.

Под трансплантатом понимают органы и ткани, которые используются для пересадки. Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется уполномоченным компетентным органом.

Действие этого закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты. Правовой режим оборота крови и ее компонентов регулируется Законом РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов».

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Рассмотрим условия и порядок осуществления трансплантации.

В первую очередь следует подчеркнуть, что отечественное законодательство различает прижизненное и посмертное донорство.

Донором может быть лишь полностью дееспособное лицо. Исключение составляет донорство костного мозга. Изъятие костного мозга допускается у донора, не достигшего совершеннолетия.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью, по заключению консилиума врачей-специалистов, не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Живой донор должен находиться с реципиентом в генетической связи за исключением случаев пересадки костного мозга. При взятии крови установление генетической связи с реципиентом не требуется. Согласие донора должно быть добровольным и дается в письменной форме. При взятии крови согласие может выражаться в устной форме.

Закон также содержит нормы, направленные на защиту интересов реципиента. Пересадка органов и тканей реципиенту проводится с его согласия. Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.

Порядок изъятия органов и (или) тканей у трупа для трансплантации урегулирован инструкцией о порядке изъятия органов человека у доноров-трупов, утвержденной приказом Минздрава РФ. При этом установлена презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей.

Согласно данной презумпции, установленной в ст. 8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Перечень органов, разрешенных к изъятию у донора-трупа в стационарах учреждений здравоохранения РФ, утверждается совместным приказом Минздрава РФ и РАМН. Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.

  1.  Правовое регулирование использования медицинских знаний в деятельности юрисдикционных органов

Под юрисдикцией понимают деятельность компетентных органов по рассмотрению в установленном порядке правовых вопросов с вынесением по ним юридически обязательных решений.

Систему юрисдикционных органов Российской Федерации составляют все правоприменительные органы (органы судебной и исполнительной власти).

При рассмотрении и разрешении конкретных дел (гражданских или уголовных) юрисдикционные органы могут встретиться со сложнос- тями, обусловленными недостатком специальных знаний и навыков, чтобы решить тот или иной вопрос, совершить процессуально значимое действие, требующее специальных знаний и навыков. С этой целью функционирует особый институт права - институт сведущих лиц.

Сведущие лица - это лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, привлекаемые в установленном законом порядке в юрисдикционный процесс с целью содействия в разрешении дела и выполнения отдельных процессуальных действий.

Медицинские знания относят к одной из разновидностей специальных знаний; в силу этого факта лица, обладающие специальными медицинскими знаниями, могут быть непосредственно задействованы в работе юрисдикционных органов.

К формам использования специальных знаний или источникам специальных знаний относят: экспертизу и участие специалиста.

Экспертиза - это специальное исследование, проводимое сведущим лицом (экспертом) с целью получения новых фактических данных (сведений), которые иным образом получены быть не могут. Остановимся подробнее на экспертах и экспертизах.

Специалист дает консультации, сообщает научные положения, справочные данные из теории и практики соответствующей области человеческой деятельности. Он также может оказывать помощь в обнару- жении фактических данных, фиксации следов, изъятии вещественных доказательств и образцов для исследования.

Сведущие лица, обладающие специальными знаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, привлекаемые органами государственной юрисдикции (в первую очередь судами и органами следствия) для проведения исследования фактических обстоятельств, называются судебными экспертами, а соответствующая экспертиза - судебной.

Судебная экспертиза - это основная разновидность экспертиз. Существуют также несудебные, ведомственные, частные экспертизы. Так, к несудебным медицинским экспертизам относят экспертизу вре- менной нетрудоспособности, медико-социальную, военно-врачебную экспертизу. Указанные экспертизы проводятся врачами в порядке, определяемом подзаконными актами.

В связи с провозглашением судебной защиты как основной формы защиты гражданских прав в России результаты таких экспертиз могут быть обжалованы в суде, который для оценки обоснованности соот- ветствующей жалобы (заявления) назначает судебную медицинскую экспертизу.

Термин «судебная экспертиза» означает, что имеется в виду не любая экспертиза, а используемая в гражданском или уголовном процессе. Иными словами, судебная экспертиза - одна из разновидностей экс-

пертизы вообще, обладающая особыми признаками, описанными и регламентированными в процессуальном законе (ГПК, УПК, АПК), т.е. характерной чертой судебной экспертизы является ее процессуальная форма.

Основанием возникновения правоотношений по поводу экспертизы являются юридические факты - процессуальные действия. Главный из них - определение (постановление) юрисдикционного органа или должностного лица о назначении экспертизы. Без данного документа невозможно возникновение данных общественных отношений.

Следовательно, заключение эксперта как самостоятельное доказательство по возникшему гражданскому или уголовному делу может быть результатом только судебной экспертизы, назначенной и проведенной в строгом соответствии с правилами действующего законодательства. Экспертное заключение, полученное вне процесса либо с нарушением требований к форме, статусу судебного эксперта, не приобретает соответственно и статуса экспертного заключения.

Судебная экспертиза включает в себя следующие обязательные компоненты: специальный (необходимость применения специальных знаний в форме исследования); правовой (наличие процессуальной формы), целевой (получение новых данных по делу в форме заключения эксперта, являющегося самостоятельным доказательством).

Судебная экспертиза - это специальное исследование, проводимое сведущим лицом по определению суда (постановлению следователя) при наличии соответствующих оснований (специального - необходимость исследования фактических данных путем применения специальных знаний; процессуального - соблюдение процессуальной формы), для получения судебного доказательства по делу в форме заключения эксперта.

Судебная медицинская экспертиза - это специальное медицинское исследование, проводимое сведущим лицом (врачом-экспертом или экспертной группой) в отношении человека - субъекта процессуальных правоотношений или ситуации, назначенное судом (следователем) при наличии общего (процессуального) и специального (медицинского) оснований для получения судебного доказательства по делу - заключения эксперта (экспертов).

Рассмотрим классификацию судебных медицинских экспертиз по различным основаниям.

По месту проведения экспертизы делят на:

1) экспертизу в судебном заседании;

2) экспертизу, проводимую вне зала судебного заседания (амбулаторная или стационарная).

Выбор места проведения экспертизы во многом предопределен видом экспертизы и методами, которые необходимо применить для конкретного исследования. Медицинские экспертизы в судебном заседании проводятся крайне редко, выполняемые таким образом исследования носят предварительный характер, что связано с особенностями человека как объекта экспертного исследования.

Наиболее часто назначается амбулаторная экспертиза, реже - стационарная. Данное деление имеет важное процессуальное значение, так как тесным образом связано с объемом и содержанием процессуальных прав и обязанностей личности (подэкспертного). В настоящее время специальные нормы по данному поводу содержатся в УПК РФ, Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В случае возникновения при назначении или производстве судебномедицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования данное лицо помещается в соответс- твующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.

Статья 30 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет сроки пребывания лица в медицинском стационаре. Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-пси- хиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

В исключительных случаях возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:

1) ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;

2) испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

Кроме того, при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно пов- лиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации.

Следует также отметить, что медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться

только по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством РФ, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

В зависимости от последовательности различают:

1) экспертизу первичную - впервые проводимое по делу и в этом объеме исследование;

2) экспертизу вторичную.

Вторичные экспертизы, в свою очередь, делятся (в зависимости от таких критериев, как качество экспертизы и ее полнота) на:

1) дополнительную судебную экспертизу;

2) повторную судебную экспертизу.

Дополнительная - экспертиза, проводимая в случаях, когда первичная экспертиза признана неполной (не все объекты представлены, не все необходимые вопросы заданы и получили разрешение). Проведение такой экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу. В таком случае первичная экспертиза признается качественной, но неполной. Назначение дополнительных экспертиз, как правило, свидетельствует о дефекте работы лиц, поручающих производство экспертизы.

Повторная - экспертиза, назначаемая в случаях, когда первичная экспертиза не удовлетворила суд из-за необъективности, необоснованности выводов. Проведение такой экспертизы поручается другому экс- перту или комиссии экспертов. Первичная экспертиза, таким образом, может быть признана судом по результатам ее исследования и оценки некачественной, что свидетельствует о низкой квалификации эксперта.

По численности различают:

1) экспертизы, выполняемые единолично;

2) экспертизы, выполняемые группой сведущих лиц. Единоличная экспертиза - наиболее частая разновидность экспер- тизы, проводимая сведущим лицом лично.

По составу исполнителей (сведущих лиц) различают:

1) экспертизы комиссионные;

2) комплексные экспертизы.

Комиссионная - экспертиза, для которой характерно участие в исследовании одного объекта нескольких сведущих лиц - представителей одного рода экспертиз (соответствующих дисциплин, научных направлений). Как правило, подобная экспертиза необходима в сложных случаях (определение стойкой утраты трудоспособности, притворных или искусственных болезней, при самоповреждениях, «врачебных делах», некоторых дополнительных и повторных экспертизах).

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем исследований исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов. При этом каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследование, оценивает результаты, полученные им лично

и другими экспертами, и формулирует выводы в пределах своих специальных знаний.

Комплексная экспертиза - это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько сведущих лиц - экспертов, представляющих разные классы или роды экспертиз. Иными словами, комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов. Итогом комплексного исследования является формулирование общих выводов. При этом каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований и несет за нее ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода.

Теоретически комплексная экспертиза может быть выполнена и одним экспертом единолично, если он обладает специальными знаниями в различных родах и классах экспертиз (например, в судебной меди- цине и криминалистике, судебной медицине и судебной психологии). Однако согласно ст. 21 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» такого рода экспертизы проводятся не менее чем 2 экспертами.

В зависимости от статуса экспертной организации, в которой производится экспертиза, можно различать: государственную судебную экспертизу и негосударственную судебную экспертизу.

Государственная судебная экспертиза проводится в государственных экспертных учреждениях (организациях), которые специально созданы и функционируют для обеспечения деятельности юрисдикционных органов.

Негосударственная судебная экспертиза, в отличие от государственной, проводится вне государственных судебно-экспертных учреждений, лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами. К таковым могут относиться сведущие лица, ранее работавшие в государственных экспертных учреждениях, сотрудники профильных кафедр (например, кафедр судебной медицины, психиатрии), не являющиеся штатными сотрудниками или сотрудниками по совместительству государственных экспертных учреждений. Они руководствуются также в своей экспертной деятельности нормами действующего законодательства.

Доказательственное значение экспертиз не связано со статусом экспертного учреждения (организации), эксперты которого проводят по заданию юрисдикционного органа необходимое исследование. Отличия между ними могут быть связаны с порядком организации экспертизы, а также механизмом оплаты проведенных исследований.

Порядок назначения судебной медицинской экспертизы включает в себя решение следующих вопросов: инициатива в назначении экспертизы и выбор эксперта; формирование предмета и объекта экспертного исследования. Существенным является и правильное составление самого процессуального документа (определения, постановления), так как от этого зависят полнота и ценность экспертного заключения как доказательства по делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-оценочные средства по дисциплине Правовое регулирование правоотношений

представленные материалы содержат различные формы оценки знаний студентов по дисциплине Правовое регулирование правоотношений...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

Лекция «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы»

Лекция «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы»...

МД 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы 6.Тема: «Особенность и отличие экспертизы от других видов оценочной деятельности»

Задание: заполнить таблицу, используя информацию по теме: «Особенность и отличие экспертизы от других видов оценочной деятельности» Отличительны особенности экспертизы от других видов...

Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное...

Особенности аудирования как вида речевой деятельности

Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называется аудирование. Аудирование это рецептивный вид речевой деятельности, которая представляет собой одновременное восприятие и п...

Методическая разработка по теме: "Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с рабочей программой по ...