Организация индивидуальной самостоятельной работы студентов в медицинском колледже
статья на тему

Статья посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов. Основное внимание уделено использованию индивидуальной самостоятельной работысоставленной с учетом степени трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fomina_l.n.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Л.Н.Фомина

БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж»

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов. Основное внимание уделено использованию индивидуальной самостоятельной работы составленной с учетом степени трудности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, индивидуальный подход, уровни сложности.

В настоящее время одной из основных целей образовательной политики страны, региона, учебного заведения является повышение качества образования. Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности  31.02.02. Акушерское  дело, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 969, среди требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена,  указывает на то, что образовательная организация «обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей»[2].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту по специальности  31.02.02. Акушерское  дело, будущий акушер должен уметь организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития,  заниматься самообразованием. Достичь этого можно только при правильно организованной самостоятельной работе.

Мы исходим из положения, что самостоятельное обучение будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- преподаватели знакомы со структурой и принципами организации самостоятельной работы студентов;

- студенты осведомлены о том, что часть аудиторных часов по предметам сокращена, как следствие, возникает необходимость самостоятельной работы;

- самостоятельная работа осуществляется регулярно, систематично, под руководством со стороны преподавателя.

Что же такое самостоятельная работа студентов? Самостоятельная работа студента – это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем образования, опыта, с одной стороны, и, с другой – специально созданными для этого организационными условиями. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов познавательных интересов и потребностей, умственной активности и самостоятельности, формированию навыков самостоятельной работы в учебной, научно-исследовательской, профессиональной, социальной сферах, а также опыта принятия решений в различных ситуациях. Основными целями самостоятельной работы студентов являются: содействие освоению учебных планов и программ в полном объёме, последовательная выработка навыков самостоятельной работы в различных сферах деятельности, развитие у обучающихся познавательных мотивов, готовности к самообразованию, рефлексивных умений и критического мышления. При самостоятельной работе углубляется научная  подготовка студентов, развивается умение обобщать знания, применять современные методики научных исследований [3].

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

При планировании самостоятельной работы студентов преподаватель определяет:

- фрагменты темы, которые студент может освоить самостоятельно;

- задания, направленные на формирование знаний, умений, компетенций;

- задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений и индивидуальных способностей студентов [1].

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Рассмотрим некоторые внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы:

- полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа;

- участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.;

 - использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента;

 - поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать;

-  индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление;

-  мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. 

Самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Реализация индивидуального подхода предполагает организацию самостоятельной работы с учётом личностных особенностей, интересов и потребностей студентов (стиля мыслительной деятельности, опыта, уровня развития умений и т.д.). При этом у студентов развивается способность оценивать собственные возможности и планировать на этой основе определённый уровень достижения профессионального мастерства, рассматривая себя как субъект этой деятельности.

Использование индивидуальной самостоятельной работы составленной с учётом степени трудности (первого, второго, третьего) способствует повышению успеваемости. Индивидуальные задания первого уровня предназначены для формирования интереса к предмету и мотивации на его изучение. Важную роль в организации самостоятельной работы для первого уровня играет наличие в задании указания на выбор или использование конкретных плана, алгоритма, образца опорных схем. То есть еще перед началом работы студент знает, что выбор способа выполнения задания он будет осуществлять не самостоятельно, а по заданию или самостоятельно найденному (выбранному) образцу (плану, алгоритму). Имея возможность сравнивать свой результат с инструкцией-образцом в процессе и после выполнения задания, ученик чувствует себя более комфортно в учебной деятельности: он готов и способен выполнять более сложные задания без образца. Этот вид задания позволяет формировать и развивать базу для последующего самостоятельного учебного труда.

Для индивидуальных заданий среднего уровня характерно обучение технологии поиска новых заданий, работа с учебником. Самостоятельная деятельность организована не только на репродуктивном уровне, сюда относятся задания частично-поискового и поискового характера, организован самоконтроль ученика за выполнением учебной задачи.

Индивидуальные задания третьего уровня решают студенты с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости по предмету, однако сюда можно включить студентов со средними учебными возможностями, но с высоким уровнем развития познавательного интереса к предмету. Здесь главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс обучения студентов высокого уровня. Выполнение индивидуальных заданий высокого уровня имеет своей целью не только совершенствование предметных умений и навыков, но и развитие интеллектуальных качеств личности и нестандартности мышления, навыков творческой, исследовательской работы, формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности.

Использование индивидуальной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости, при этом сильным студентам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Сильным студентам дается возможность подняться на более высокий уровень развития. Способности сильных студентов стимулируются индивидуальным подходом и систематически «догружаются» заданиями повышенной трудности. Организация индивидуальной самостоятельной работы для сильных студентов – это на только способ развития таких детей, но и основа сохранения их в статусе «способный».

В Чебоксарском медицинском колледже на предметах генетики с основами медицинской генетики процесс обучения, по возможности, опирается на индивидуальность студента, дает возможность для ее развития, для укрепления способностей и творческого потенциала. Слабые студенты, выполняя задания репродуктивного характера, получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом. Развиваются навыки умственного труда, позволяющие полностью усвоить базисные знания, тем самым создаются условия для перехода на следующий уровень. Одновременно повышается интерес к предмету, растет познавательная активность студента. Например, задачи для самостоятельного решения по предмету составлены с учетом индивидуальных возможностей студентов: первые пять задач предназначены для более слабых студентов, следующие пять задач для сильных студентов и начиная с 11 идут задачи повышенной сложности. Тесты также составлены с разным уровнем сложности – от простых заданий до более сложных.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля: 
     - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

 - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и семинарских занятиях;

 - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; 
     - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

 - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

 - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

  Организация индивидуальной самостоятельной работы в медицинском колледже формирует положительную мотивацию учения, способствует росту познавательной активности. Самостоятельная работа развивает упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний  в практические умения и навыки. Продуктом выполнения индивидуальной самостоятельной работы является новое знание, углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний [3].

Таким образом, организация и управление индивидуальной самостоятельной работой – это действия преподавателя, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий.

Список литературы:

1. Мельникова Е.П. Управление самостоятельной работой студентов медицинского колледжа по освоению профессиональных компетенций //СПО. 2014. №12.

2. ФГОС СПО по специальности  31.02.02. Акушерское  дело, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 969.

3. Жук О.Л. [и др.]; под общ. ред..Жук О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов. Минск: РИВШ, 2005.

4. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студентов средн. проф. учебн. заведений. М.: Академия, 2014.

Фомина Лариса Николаевна, преподаватель общей генетики с основами медицинской генетики

БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж»

Ул. Пирогова, 1А, Чебоксары, Чувашская Республика, тел.450724

E-mail: fomina.larisa.2010@yandex.ru