методическая разработка практического занятия "Бронхиты. Пневмонии. ХОБЛ" для отделения "Акушерское дело"
методическая разработка на тему

Девятко Елена Викторовна

материал для спецдисциплин 

ПМ 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. МДК 0201 Соматические заболевания, отравления и беременность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бронхиты, пневмонии, ХОБЛ88.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Здравоохранения России

Министерство Здравоохранения Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ставропольского края

Буденновский медицинский колледж

                                                                                                         

Методическая разработка

 Практического занятия

для преподавателей

по ПМ 02 «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах»

МДК 0201 «Соматические заболевания, отравления и беременность»

Тема: « ПНЕВМОНИИ. БРОНХИТЫ.

ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕГКИХ»

Для отделения     «Акушерское дело»

                                                                                                             Работа выполнена

                                                                                                           Преподавателем

                                                                                                    Девятко Е.В.

Буденновск

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. КАРТА МОДУЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
  3. СТАНДАРТ ПО ТЕМЕ
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
  5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
  6. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема диагностики и лечения пневмоний  и бронхитов является одной из самых актуальных в современной терапевтической практике. Только за последние 5 лет в России рост заболеваемости составил 61%.Смертность от пневмонии, по данным разных авторов, колеблется от 1 до 50%.

Несмотря на впечатляющие успехи фармакотерапии, разработку новых генераций антибактериальных препаратов, доля пневмонии  и бронхитов в структуре заболеваемости достаточно велика. Так, в России ежегодно более 1,5 млн человек наблюдаются врачами по поводу данного заболевания, из них 20% в связи с тяжестью состояния госпитализируется. Среди всех госпитализированных больных  с бронхолегочным воспалением, не считая ОРВИ, число пациентов  с пневмонией превышает 60%.

Опираясь  на принципы доказательной медицины,  представляется важным обсуждение данной проблемы в связи с настоятельной необходимостью внедрения в повседневную практику четких критериев госпитализации больных пневмонией, что позволило  бы облегчить работу акушерки, экономить бюджетные средства, своевременно прогнозировать возможные исходы заболевания.

Следует  исходить из того, что в большинстве случаев пневмония является серьезным и тяжелым недугом. Под её маской нередко скрываются туберкулез и рак легкого. Изучение протоколов вскрытия умерших от пневмонии за 5 лет в Москве  и Санкт-Петербурге показало, что правильный диагноз в течение первых суток после поступления в стационар был установлен менее чем у трети пациентов, в течение первой недели - у 40%. В первые сутки пребывания в стационаре умерло 27% больных. Совпадение клинического и патологоанатомического диагнозов отмечалось в 63% случаев, причем гиподиагностика пневмонии составила 37%, а гипердиагностика - 55%

Цели занятия:

  1. Обучающие:

изучить

  • основные виды соматической экстрагенитальной патологии;
  • особенности ведения беременности, родов, послеродового периода при экстрегенитальной  патологии
  • основные неотложные состояния при соматической патологии;
  • Научить пользоваться справочной литературой.
  1. Воспитательные:
  1. Формировать интерес студентов к будущей профессии.
  2. Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
  3. Формировать познавательную потребность студентов.
  1. Развивающие:
  1. Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
  2. Развивать умение ухода за больными.
  3. Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
  4. Активизировать мыслительную деятельность   студентов

Тип занятия: практическое

Место проведения: учебный кабинет

Время занятия: 270 минут

Оснащение: манипуляционный стол, стерильный стол с оборудованием, фантомы, муляжи, телевизор с USB-входом.

Раздаточный материал:

  • Тесты
  • Ситуационные задачи
  • Бланки рецептов
  • Стандарты манипуляций
  • Плакаты
  • Лекарственные средства

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент – 3 минуты
  2. Изложение плана и методики проведения занятия – 2 минуты
  3. Проверка готовности студентов по теме занятия – 40 минут
  4. Демонстрационная часть – 35 минут
  5. Самостоятельная работа – 160 минут
  6. Закрепление материала – 25 минут
  7. Подведение итогов занятия – 3 минуты
  8. Задание на дом – 2 минуты.

2. Карта модульных связей

Внутримодульные связи:

  1. Субъективное и объективное обследование пациентов с заболеваниями бронхолегочной  системы. Основные синдромы и симптомы. Лабораторные и инструментальные обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания.
  2. Респираторные инфекции.
  3. Острая дыхательная  недостаточность

Межмодульные связи:

  1. ПМ 05 – взятие крови на исследование, подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования, помощь при легочном кровотечении, применение горчичников, введение лекарственных средств,  регистрация  пульса, ЧДД, взятие  мокроты на различные виды исследований, дезинфекция плевательницы, подача увлажненного кислорода.
  2. ПМ 01 – осложнения беременности.
  3. УД «Анатомия и патология» - анатомо-физиологические особенности

органов дыхания.

  1. УД «Фармакология» - антибиотики различных групп, отхаркивающие, противокашлевые, бронхолитики, витамины различных групп, биостимуляторы, глюкокортикостероидные гормоны.
  2. УД Гигиена - рациональное питание в различные возрастные периоды.

3.СТАНДАРТ ПО ТЕМЕ

Изучение ПМ 02 «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах» Проведение лечебно-диагностической, профилактической, санитарно - просветительской работы с беременными с соматическими заболеваниями, оказание доврачебной помощи.  МДК 0201 «Соматические заболевания, отравления и беременность» ведется согласно  рабочей программе и календарно – тематическому плану.

В соответствии с этими документами студенты после изучения темы Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Проводить лечебно - диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительную работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

И общими компетенциями:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Демонстрационная часть

Для ознакомления студентам предоставляются:

  1. Препараты для лечения бронхитов и пневмоний.
  2. Проспекты и буклеты с новейшими препаратами для лечения бронхитов и пневмоний.
  3. Бланки с результатами анализов.
  4. Демонстрация манипуляции «Расчет и введение антибиотиков», «Подача увлажненного кислорода».

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

Пневмонии.

Острая пневмония – острый инфекционный процесс в легких.

Э т и о л о г и я:

  • Бактерии, вирусы, грибки, микоплазмы;
  • Воздействие отравляющих веществ;
  • Аллергические факторы;
  • Переохлаждение;
  • Послеоперационный период;
  • Инородные тела;
  • Хронические заболевания бронхов.

К л а с с и ф и к а ц и я :

  1. По локализации:
  • А) односторонняя
  • Б) двухсторонняя
  1. По патогенезу:
  • А) первичная
  • Б) вторичная
  1. По течению:
  • А) острая
  • Б) затяжная
  • В) рецидивирующая
  1. По степени тяжести:
  • А) легкая
  • Б) средняя
  • В) тяжелая

ОЧАГОВАЯ ПНЕВМОНИЯ

К л и н и к а :

Кашель сухой или с отделением слизисто-гнойной мокроты, слабость, потливость, одышка, боли в грудной клетке при дыхании. Температура до +38 – 39,0 С. Лихорадка держится 2-3 дня. Очаговая пневмония возникает чаще после перенесенной вирусной инфекции.

Объективно: акроцианоз, одышка.

Перкуторно: на очаге укорочение перкуторного звука.

Аускультативно: жесткое дыхание, сухие или мелкопузырчатые хрипы.

Диагностика:

КАК – лейкоцитоз – 10-12*10/9/л ( ниже 3 и выше 25 – неблагоприятный прогноз).

Рентген легких – инфильтративное затемнение.

Л е ч е н и е:

  1. Постельный режим до нормализации температуры;
  2. Обильное щелочное питье;
  3. Антибиотики – группы цефалоспориновь (цефтриаксон, цефотоксин), макролидов (суммамед, кларитромицин), фторхинолонов (ципролет, леволет).
  4. Противокашлевые – кодеин.
  5. Отхаркивающие – АСС, амброгексал, бромгексин.
  6. Витамины групп – С, В, А, Е.
  7. Дезинтоксикационные растворы.

Показания к госпитализации:

  • Острое начало с подъемом температуры выше 38 градусов.
  • Кашель с мокротой (даже малопродуктивной);
  • ЧДД более 20 в минуту;
  • Крепитация, хрипы, жесткое дыхание, укорочение перкуторного звука;
  • Лейкоцитоз более 10*10/9/л;
  • При неэффективности антибактериальной терапии более 3 суток.
  • Возраст старше 60 лет;
  • При наличии сопутствующих заболеваний – ХОБЛ, сахарный диабет, ХСН, алкоголизм, злокачественные новообразования.

КРУПОЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ

Это острое инфекционное воспаление легкого, поражающее всю долю или значительную его часть.

Э т и о л о г и я:

  • Пневмококки, стрептококки, стафилококки;
  • Снижение иммунитета;
  • Другие заболевания дыхательной системы;
  • Гиповитаминозы;
  • Переохлаждения, колебания температуры воздуха.

К л и н и к а :

Начало острое, с потрясающего озноба до 40 С, боли в груди, усиливающиеся при вдохе, кашле. При нижнедолевой пневмонии – боли в области живота (симулируют аппендицит).

Кашель сначала сухой, потом с выделением ржавой мокроты. Симптомы общей интоксикации.

Объективно: герпес на губах, носу. При тяжелых течениях – цианоз и одышка. Отставание грудной клетки на стороне поражения.

Стадии развития.

  1. ПРИЛИВА.

Полнокровие легочных сосудов с нарушением проходимости капилляров. В отечной жидкости в участках воспаления много микроорганизмов. Длительность – 12часов – 3 суток.

  1. КРАСНОГО ОПЕЧЕНЕНИЯ.

Выход эритроцитов и белков крови в просвет альвеол и выпадение фибрина. Длительность 1-3 суток.

  1. СЕРОГО ОПЕЧЕНЕНИЯ.

Выпадение в экссудат клеток альвеолярного эпителия и лейкоцитов. 2-6 сутки.

  1. СТАДИЯ РАЗРЕШЕНИЯ.

Распад лейкоцитов, поглощение их макрофагами и растворение фибрина.

Исследование легких:

  • Фаза накопления – жесткое дыхание, крепитация, сухие и влажные хрипы, тимпанический звук над очагом.
  • Фаза уплотнения – резкое усиление голосового дрожания, перкуторно – тупой звук, крепитация исчезает.
  • Фаза разрешения: голосовое дрожание в норме, мелкопузырчатые хрипы, жесткое дыхание, потом меняется на везикулярное.

ССС – пульс частый, слабого наполнения, аритмия, гипотония, глухость сердечных тонов.

Л а б о р а т о р н ы е  д а н н ы е:

КАК  - лейкоцитоз, эозинофилы снижены, СОЭ до 25 мм\ч.

ОАМ  - белок, микрогематурия.

Рентген легких – в стадии прилива – усиление легочного рисунка, уплотнение.

В стадии разрешения – уменьшение размеров и интенсивности                                                                                            инфильтрации.

Спирография – снижение ЖЕЛ.

Л е ч е н и е:

  1. Госпитализация.
  2. Строгий постельный режим
  3. Обильное щелочное питье.
  4. Щадящая диета – кормить часто, не понемногу.
  5. Антибиотики – группы цефалоспориновь (цефтриаксон, цефотоксин), макролидов (суммамед, кларитромицин), фторхинолонов (ципролет, леволет).
  6. Противокашлевые – кодеин.
  7. Отхаркивающие – АСС, амброгексал, бромгексин.
  8. Дыхательная гимнастика.

 ОСТРЫЙ БРОНХИТ

Это воспаление слизистой оболочки бронхов.

Э т и о л о г и я:

  1. Инфекция (бактерии, вирусы, грибки, микоплазмы);
  2. Токсический фактор;
  3. Экологическая обстановка;
  4. Переохлаждение.

К л и н и к а:

Признаки общей интоксикации (головная боль, слабость, недомогание, боли в мышцах). Боль в груди, Т=38,0 С.Охриплость голоса, одышка до 40, кашель сухой и болезненный, выделяется небольшое количество слизистой или слизисто-гнойной мокроты. После уменьшения раздражения верхних дыхательных путей количество мокроты увеличивается, легко откашливается, общее состояние больного улучшается.

Аускультативно: жесткое дыхание, сухие свистящие хрипы. При разжижении мокроты – влажные мелкопузырчатые.

Перкуторно: звук не изменен.

О б с л е д о в а н и е :

ОАК: СОЭ незначительно увеличена, лейкоциты до 12.

Рентген легких: изменений нет, может быть усиление легочного корня.

Л е ч е н и е :

  1. Постельный режим, обильное щелочное питьё.
  2. Ингаляции, горчичники при нормализации Т.
  3. Антибиотики – группы цефалоспориновь (цефтриаксон, цефотоксин), макролидов (суммамед, кларитромицин), фторхинолонов (ципролет, леволет).
  4. Противокашлевые – кодеин.
  5. Отхаркивающие – АСС, амброгексал, бромгексин.
  6. Жаропонижающие.

ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ

Это диффузное хроническое поражение бронхов, протекающее  с обострениями не менее 3месяцев в году в течение 2 лет.

                                    К л а с с и ф и к а ц и я :

1.По клинической форме –А) простой             (  необструктивный и

                                               Б)гнойный           обструктивный)

2.По степени тяжести – а) легкая,

                                         б) средняя

                                         в)тяжелая

  3.По патогенезу – а) первичный

                                  б) вторичный

  4.По фазе – а) обострение

                       б) ремиссия.

Э т и о л о г и я:

  1. Инфекция (бактерии, вирусы, грибки, микоплазмы).
  2. Токсический фактор
  3. Экологическая обстановка
  4. Переохлаждение
  5. Недолеченный острый бронхит

К л и н и к а :

1.Необструктивный бронхит- кашель со слизисто-гнойной мокротой (до 100-150 мл в сутки, утром чаще). В фазе обострения – слабость, гипергидроз, повышение Т. Позже появляются признаки хронической дыхательной недостаточности – барабанные палочки, часовые стекла.

Перкуторно: коробочный звук при эмфиземе

Аускультативно: жесткое дыхание, сухие свистящие или разнокалиберные влажные хрипы.

2.Обструктивный бронхит – затяжной малопродуктивный коклюшеобразный кашель, набухание шейных вен во время выдоха. Симптомы общей интоксикации: головная боль, слабость, нарушение сна, анорексия.

Перкуторно: коробочный звук и опущение нижней границы легких.

О б с л е д о в а н и е :

ОАК: СОЭ повышена, лейкоцитоз.

ОА Мокроты : слизистая или гнойная с большим количеством бактерий

Анализ мокроты на патогенную флору и чувствительность к антибиотикам

Спирография: ЖЕЛ снижена.

Л е ч е н и е :

  1.  Постельный режим, обильное щелочное питьё.
  2. Ингаляции, горчичники при нормализации Т.
  3. Жаропонижающие.
  4. Антибиотики – группы цефалоспориновь (цефтриаксон, цефотоксин), макролидов (суммамед, кларитромицин), фторхинолонов (ципролет, леволет).
  5. Противокашлевые – кодеин.
  6. Отхаркивающие – АСС, амброгексал, бромгексин.
  7. При одышке – Эуфиллин, эфедрин
  8. При упорном бронхоспазме – гормоны преднизолона.
  9. Общеукрепляющая терапия – витамины С,В, стекловидное тело, алоэ.

ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕГКИХ.

Это состояние, характеризующееся прогрессирующей необратимой или частично обратимой обструкцией дыхательных путей, вследствие хронического обструктивного бронхита или эмфиземы легких.

Факторы риска – курение, работа в задымленных помещениях, генетическая предрасположенность.

Классификация по стадиям:

  • Стадия 0 – хронический необструктивный бронхит.

 Клиника – непостоянный кашель, выделение мокроты.

  • Стадия 1 – легкое течение

Клиника – кашель с незначительной мокротой и незначительная одышка

  • Стадия 2 – ХОБЛ средней тяжести.

Клиника – кашель с мокротой и одышка при физ.нагрузке.

  • Стадия 3 – тяжелое течение.

Клиника – постоянный кашель с мокротой, постоянная одышка, усиливающаяся при незначительных нагрузках. Хрипы в легких на всем протяжении, тахикардия, отеки ног.

  • Стадия 4 – крайне тяжелое течение.

Клиника – «легочное сердце» (усиление одышки, тахикардия, тяжесть в правом подреберье, отеки на ногах); ортопноэ, бочкообразная грудная клетка, хрипы в легких.

Клинические формы ХОБЛ:

  • Эмфизематозная – «розовые пыхтельщики».
  • Бронхитическая – «синие отечники» с ранней декомпенсацией.

Обследования:

  • ОА мокроты;
  • ОАК – эритроцитоз, повышение гемоглобина;
  • Рентген ОГП;
  • Спирография;
  • ЭКГ;
  • Пикфлоуметрия.

Лечение:

  1. Лечение пожизненно, амбулаторное;
  2. Бронхолитики – эуфиллин;
  3. Симпатомиметики – адреналин, эфедрин;
  4. Адреностимуляторы – астмопент, сальбутамол;
  5. Холинолитики – атровент;
  6. Теофиллин и его производные;
  7. Отхаркивающие – амброксол, бромгексин;
  8. Антибиотики – на период обострения.
  9. Увлажненный кислород.

Профилактика.

  1. Своевременное лечение заболеваний органов дыхания
  2. Отказ от курения.
  3. Исключение профессиональной вредности.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ « БРОНХИТЫ».

Вариант 1.

  1. Причины острого бронхита:
  1. Микоплазмы
  2. Бледная трепонема
  3. Стрептококки
  1. Симптомы острого бронхита:
  1. Субфебрильная температура
  2. ЧДД 30
  3. Общая интоксикация
  1. Аускультативно при остром бронхите:
  1. Жесткое дыхание
  2. Везикулярное дыхание
  3. Крепитация
  1. При остром бронхите в ОАК:
  1. СОЭ 30 мм\ч
  2. Лейкоцитоз
  3. Лейкопения
  1. Лечение острого бронхита:
  1. Жаропонижающие
  2. НВПС
  3. Глюкокортикостероиды
  1. Классификация хронического бронхита:
  1. Первичный
  2. Вторичный
  3. Недолеченный
  1. Мокрота при необструктивном бронхите:
  1. Слизисто-гнойная
  2. До 150 мл в сут
  3. Ржавая
  1. Аускультативно при хроническом бронхите:
  1. Жесткое дыхание
  2. Везикулярное дыхание
  3. Влажные хрипы
  1. Симптомы обструктивного бронхита:
  1. Малопродуктивный кашель
  2. Гипергидроз
  3. Влажные хрипы

  1. Острый бронхит – это _______________.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «БРОНХИТЫ».

Вариант 2.

  1. Причины острого бронхита:
  1. бактерии
  2. вирусы
  3. перенесенный острый бронхит
  1. Симптомы острого бронхита:
  1. Боль в груди
  2. Сухой кашель
  3. Дыхательная недостаточность II ст
  1. Перкуторно при остром бронхите:
  1. Участки притупления
  2. Без изменений
  3. Крепитация
  1. При остром бронхите рентген ОГП:
  1. Усиление легочного корня
  2. Участки затемнения в легких
  3. Без изменения
  1. Лечение острого бронхита:
  1. Кодеин
  2. Кофеин
  3. Коделак
  1. Признаки необструктивного бронхита:
  1. Признаки ДН
  2. гипергидроз
  3. ржавая мокрота
  1. Обследования при хроническом бронхите:
  1. Мокрота на ОА
  2. Мокрота на атипичные клетки
  3. Спирография
  1. Лечение при хроническом бронхите:
  1. Антибиотики по результатам посева
  2. Преднизолон
  3. НПВС
  1. Симптомы дыхательной недостаточности:
  1. «часовые стекла»
  2. «шея лебедя»
  3. « ласты моржа»
  1. Хронический  бронхит – это _______________.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ПНЕВМОНИИ»

Вариант 1.

  1. Причины пневмоний:
  1. Аллергия
  2. Инородные тела
  3. Недолеченный тонзиллит
  1. Признаки очаговой пневмонии:
  1. Одышка до 40 в мин
  2. Перенесенная вирусная инфекция
  3. Повышенная температура 3-4 дня
  1. Аускультативно при очаговой пневмонии:
  1. Жесткое дыхание
  2. Усиление легочного корня
  3. Укорочение перкуторного звука
  1. Лечение очаговой пневмонии:
  1. Антибиотики
  2. Диуретики
  3. Отхаркивающие
  1. Признаки крупозной пневмонии:
  1. Температура до 40 в мин
  2. Слизистая  мокрота
  3. Герпес на губах и носу
  1. Выпадение в экссудат клеток альвеолярного эпителия и лейкоцитов – это:
  1. Стадия серого опеченения
  2. Стадия распада
  3. Стадия красного опеченения
  1. В фазе накопления:
  1. Крепитация
  2. Исчезновение крепитации
  3. Исчезновение голосового дрожания
  1. Исследования ОАК  при крупозной пневмонии:
  1. СОЭ -40 мм\ч
  2. СОЭ 20 мм\ч
  3. СОЭ 10 мм\ч
  1. Лечение крупозной пневмонии:
  1. Антибиотики
  2. Противовирусные
  3. Гемодез
  1. Крупозная пневмония – это_________________.

ТЕСТЫ

ПО ТЕМЕ «ПНЕВМОНИИ».

Вариант 2.

  1. Признаки очаговой пневмонии:
  1. Одышка, акроцианоз
  2. Ржавая мокрота
  3. Отставание грудной клетки в акте дыхания
  1. Лечение очаговой пневмонии:
  1. Термопсис
  2. Суммамед
  3. Гемодез
  1. Причины крупозной пневмонии:
  1. Гиповитаминоз
  2. Снижение иммунитета
  3. Стресс
  1. Исследования при крупозной пневмонии:
  1. Протеинурия
  2. Снижение ЖЕЛ
  3. Эозинофилия
  1. Распад лейкоцитов, поглощение их макрофагами и растворение фибрина – это6
  1. Стадия разрешения
  2. Серого опеченения
  3. Прилива
  1. В фазе уплотнения:
  1. Крепитация
  2. Исчезновение крепитации
  3. Исчезновение голосового дрожания
  1. Классификация пневмоний:
  1. Острая
  2. Затяжная
  3. Латентная
  1. Выберите препараты для лечения крупозной пневмонии:
  1. Амоксиклав
  2. Интерферон
  3. Тавегил
  1. Чаще встречается в практике:
  1. Крупозная пневмония
  2. Очаговая пневмония
  1. Очаговая пневмония – это __________________.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

БРОНХИТЫ

ПНЕВМОНИИ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

1

А,в

А

А

А

2

Б

В

В

Б

3

Б

Б

А

В

4

А

В

В

А

5

Б

Б, а

Б

Б,в

6

В

А

В

В,б

7

В

А,б

А,б

А,в

8

А,в

А

А,в

А

9

А.б

В,б

А,б

А

10

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

Мужчина 23 лет обратился  с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен второй день, заболевание связывает с переохлаждением.

Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД - 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС - 72 в мин, АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

 Задания

Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Ответ к задаче №1.

Острый бронхит.

Принципы лечения:

Постельный режим, частое проветривание помещения.

Диета № 15, обогащенная витаминами. Обильное теплое питье: молоко с содой, щелочные минеральные воды, чай с малиновым вареньем.

При сухом мучительном кашле в начале заболевания - противокашлевые препараты (либексин, глаувент, стоптуссин).

Паровые ингаляции эфирных масел (анисовое, ментоловое) и отваров трав (ромашка, зверобой, эвкалипт).

При бронхоспазме - бронхолитики (эуфиллин, бронхолитин, сальбутамол).

Отхаркивающие средства (мукалтин, термопсис, алтей, мать-и-мачеха, чабрец).

Витамины (аскорбиновая кислота, поливитамины).

Нестероидные противовоспалительные средства (ацетилсалициловая кислота, бруфен).

Антибиотики – группы цефалоспориновь (цефтриаксон, цефотоксин), макролидов (суммамед, кларитромицин), фторхинолонов (ципролет, леволет)

Отвлекающие средства (горчичники, горчичные ножные ванны, согревающие компрессы, перцовый пластырь).

Прогноз в отношении здоровья благоприятный. При неосложненном течении и эффективном лечении наступает полное выздоровление.

Профилактика:

  • закаливание организма
  • предупреждение острых респираторных инфекций
  • своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей
  • эффективное носовое дыхание (ликвидация искривлений носовой перегородки, удаление полипов).
  • санитарно-гигиенические мероприятия (борьба с запыленностью, задымленностью, загазованностью, ликвидация влажности)
  • борьба с курением и алкоголизмом

Задача № 2.

Больной Б., 37 лет, обратился  с жалобами на общую слабость, недомогание, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, повышение температуры, кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышку. Ухудшение состояния наступило 5 дней назад.

Болен в течение 5 лет, обострения возникают периодически в осенне-весенний период и часто связаны с переохлаждением. Слизисто-гнойная мокрота выделяется при обострениях несколько месяцев подряд в умеренном количестве. Больной курит  в течение 20 лет по 1 пачке сигарет в день.

Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание ослабленное, везикулярное, с обеих сторон определяются разнокалиберные влажные хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

 Задания

 Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах  лечения, прогнозе и профилактике  данного заболевания.

Ответ к задаче № 2.

Хронический бронхит, обострение.

Принципы лечения:

Режим постельный, частое проветривание помещения.

Диета № 15, обогащенная витаминами. Обильное теплое питье: молоко с содой, щелочные минеральные воды, чай с малиновым вареньем.

Антибактериальная терапия: антибиотики назначают с учетом чувствительности микрофлоры или широкого спектра.

Бронхолитики: эуфиллин, теофиллин .

Отхаркивающие: фитотерапия (термопсис, алтей, девясил, багульник), лекарственные препараты (мукалтин, бромгексин, сальвин, ацетилцистеин).

Дыхательная гимнастика.

Отвлекающие процедуры: горчичники на грудную клетку.

Физиотерапия: диатермия, УВЧ на грудную клетку, электрофорез хлорида кальция.

Санаторно-курортное лечение в стадии ремиссии.

Прогноз для жизни благоприятный, но неблагоприятный для полного и стойкого выздоровления.

Профилактика:

первичная:

  • закаливание;
  • рациональное питание;
  • отказ от курения;
  • своевременное лечение острого бронхита;

вторичная:

  • диспансерное наблюдение за пациентами с хроническим бронхитом;
  • рациональное трудоустройство, исключающее действие неблагоприятных производственных факторов (пыль, токсические вещества);
  • санация очагов хронической инфекции;
  • своевременное лечение инфекционных поражений дыхательных путей;
  • санаторно-курортное лечение.

Задача № 3.

Больная Е., 50 лет, доставлена на ФАП с жалобами на головную боль, высокую температуру, резкую колющую боль в правой половине грудной клетки, усиливающуюся при кашле, одышку, кашель с мокротой ржавого цвета. Заболевание началось остро, после переохлаждения. Больна 2-день.

Объективно: температура 39,40С. Общее состояние тяжелое. Лицо гиперемировано, на губах определяются герпетические высыпания. ЧДД - 28 в мин. При осмотре правая половина грудной клетки отстает при дыхании, при пальпации голосовое дрожание справа усилено, при перкуссии справа над нижней долей определяется притупление звука, при аускультации справа над нижней долей дыхание ослабленное, везикулярное, определяется крепитация. Тоны сердца приглушены. Пульс 110 в мин., ритмичный, АД 110/70 мм рт.ст.  Абдоминальной патологии не выявлено.

 Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования .

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

Ответ к задаче № 3.

1. Крупозная пневмония.

Обоснование:

1) данные анамнеза:

  • синдром интоксикации, боль в грудной клетке, усиливающаяся при кашле, одышка, кашель со “ржавой мокротой”;
  • острое начало заболевания;

2) объективные данные: лихорадка,

  • при осмотре: гиперемия лица, герпетические высыпания на губах, отставание пораженной стороны грудной клетки при дыхании;
  • при перкуссии: притупление звука над нижней долей правого легкого;
  • при пальпации - усиление голосового дрожания;
  • при аускультации - ослабленное  везикулярное дыхание, крепитация.

2. Общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево, увеличение СОЭ.  Микроскопическое и бактериологическое исследования мокроты: выявление возбудителя и определение его чувствительности к антибиотикам. Рентгенография органов грудной клетки: затенение соответствующей доли легкого.

3. Плеврит, острая дыхательная недостаточность, коллапс при критическом снижении температуры, миокардит, очаговый нефрит, менингит, сердечная недостаточность, абсцесс легкого.

4. Пациентка нуждается в стационарном лечении.

Принципы лечения:

Строгий постельный режим, наблюдение дежурного персонала.

Диета № 15, обогащенная витаминами, пища полужидкая, питательная.

Обильное питье: минеральные воды, фруктовые соки, клюквенный морс, чай с малиновым вареньем, чай с цветками липы.

Антибактериальная терапия: антибиотики группы цефалоспоринов, макролидов, фторхонолонов.

Сосудистые средства: кофеин, кордиамин.

Оксигенотерапия.

Отхаркивающие средства: термопсис, алтей.

Отвлекающие средства: горчичники на грудную клетку после снижения температуры.

Обработка полости рта 2% р-ром гидрокарбоната Na или слабым раствором перманганата калия.

Обработка герпетических высыпаний цинковой мазью.

Дыхательная гимнастика.

Массаж грудной клетки.

Прогноз в отношении выздоровления благоприятный при своевременном и эффективном лечении.

Профилактика:

  • закаливание организма;
  • рациональная физическая культура;
  • устранение фактора переохлаждения;
  • соблюдение гигиены труда.

Задача № 4.

Больной Г., 20 лет, обратился с жалобами на общую слабость, повышение температуры, кашель со слизисто-гнойной мокротой, одышку. Заболел 10 дней назад: появился насморк, кашель, болела голова, лечился сам, больничный лист не брал. Хуже стало вчера - вновь поднялась температура до 38,40С.

Объективно: температура - 38,60С. Общее состояние средней тяжести. Кожа чистая, гиперемия лица. Число дыханий 30 в мин. При осмотре грудной клетки и при пальпации изменений нет. При перкуссии справа  под лопаткой притупление перкуторного звука. При аускультации в этой области дыхание более жесткое, выслушиваются звучные влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс - 98 в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 110/60 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Абдоминальной патологии не выявлено.

 Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

Ответ к задаче № 4.

1. Правосторонняя очаговая пневмония.

Обоснование:

1) данные анамнеза:

  • синдром интоксикации;
  • одышка, кашель со слизисто-гнойной мокротой;
  • постепенное начало (после ОРЗ);

2) объективные данные:

  • при перкуссии - локальное притупление перкуторного звука;
  • при аускультации - дыхание более жесткое, звучные влажные мелкопузырчатые хрипы.

2. Общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево, увеличение СОЭ. Микроскопическое и бактериологическое исследования мокроты: выявление возбудителя и определение его чувствительности к антибиотикам. Рентгенография органов грудной клетки: очаговое затенение в легких.

3. Абсцедирование.

4. Пациент нуждается в стационарном лечении.

Принципы лечения:

Постельный режим.

Диета № 15, обогащенная витаминами .

Обильное питье: минеральные воды, фруктовые соки, чай с малиновым вареньем, чай с липовым цветом .

Антибактериальная терапия.

Сосудистые средства: кофеин, кордиамин.

Отхаркивающие средства: микстура с термопсисом, алтеем, бромгексин.

Отвлекающие средства: горчичники на грудную клетку после снижения температуры.

Оксигенотерапия.

Дыхательная гимнастика.

Массаж грудной клетки.

Прогноз благоприятен в отношении выздоровления и восстановления трудоспособности при своевременном и комплексном лечении.

Профилактика:

  • закаливание организма;
  • рациональная физическая культура;
  • устранение фактора переохлаждения;
  • соблюдение гигиены труда.

Задача № 5.

Мужчина 42 лет, который жалуется на подъем температуры до 38,5°, кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, умеренную одышку в покое.

Заболел неделю назад, когда после переохлаждения появились симптомы ОРВИ. Наблюдался постепенный подъем температуры от 37,2° до 38,5°; кашель – лающий, сухой - постепенно становился влажным, вначале с отделением слизистой, а затем слизисто-гнойной мокроты. Со вчерашнего дня ощущает небольшую одышку.

Объективно: кожные покровы слегка гиперемированы. PS - 84 удара в минуту, обычных свойств. АД 110/70 мм рт.ст. температура 38,5°, число дыхательных движений – 24 в минуту. В легких справа в области угла лопатки перкуторный звук притуплен, здесь же дыхание несколько жестковатое, выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. Тоны сердца приглушены, ритмичны. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Отеков нет. Стул, диурез в норме.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. Выделите основной клинический синдром.
  2. Назовите дополнительные обследования, необходимые для подтверждения диагноза.
  3. Определите ваши действия в отношении данного пациента.
  4. Расскажите о принципах лечения заболевания.

Ответ к задаче № 5.

  1. Предположительный диагноз: острая очаговая бронхопневмония – поставлен на основании:
  • данных анамнеза: постепенное начало с явлений ОРВИ, симптомов трахеобронхита (лающий кашель);
  • жалоб: лихорадка не выше 38,5°, кашель со слизисто-гнойным отделяемым, умеренная одышка;
  • данных объективного обследования: ЧД-24 в минуту, выслушивание в легких на фоне жесткого дыхания мелкопузырчатых влажных хрипов, притупление перкуторного звука.

Основной клинический синдром – синдром очагового уплотнения легких, выявлен по данным субъективного и объективного обследования.

  1. Дополнительные обследования:
  • рентгенологическое исследование грудной клетки – небольшой очаг затемнения в легком;
  • общий анализ крови – умеренный лейкоцитоз, умеренное повышение СОЭ;
  • общий анализ мокроты: слизисто-гнойный характер мокроты, наличие лейкоцитов.
  1. Действия:

Обязательное лечение в условиях стационара. Транспортировка специальным транспортом в ЦРБ (участковую больницу) в присутствии фельдшера после введения литической смеси (анальгин 50% - 2мл, димедрол 1% - 1мл).

  1. Принципы лечения.
  • высококалорийная легкоусваемая витаминизированная диета;
  • антибактериальная терапия с учетом чувствительности микрофлоры к антибиотикам;
  • дезинтоксикационная терапия;
  • симптоматическая терапия.

Задача № 6

Женщина 46 лет. Ее беспокоит подъем температуры до 39,6°, боль в правом боку на вдохе, усиливающаяся при кашле, одышка в покое. Заболела три дня назад. После сильного переохлаждения отмечала потрясающий озноб, повышение температуры до 39°-40° , одышку, со вчерашнего дня стала ощущать боли в грудной клетке, кашель с отделением ржавой мокроты.

Объективно: состояние тяжелое. Лежит с возвышенным головным концом. Отмечается гиперемия правой щеки, герпес на губах, цианоз носогубного треугольника. Т=39°, PS=98 в минуту, слабый. АД 90/60 мм рт. ст. Число дыханий 38 в минуту. При осмотре грудной клетки отмечается отставание правой половины при дыхании. Перкуторно справа ниже угла лопатки – значительное притупление; при аускультации здесь же дыхание бронхиальное, выслушиваются крепитация и шум трения плевры. Тоны сердца приглушены. Стул, диурез – в норме.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. Выделите основной клинический синдром.
  2. Назовите дополнительные обследования для подтверждения диагноза.
  3. Расскажите о принципах лечения данного заболевания.
  4. Определите ваши действия в отношении данной больной.

Ответ к задаче № 6.

  1. Предположительный диагноз: острая правосторонняя долевая (крупозная) пневмония – поставлен на основании:
  • жалоб: высокая лихорадка, одышка, кашель с отделением ржавой мокроты, боль справа в грудной клетке на вдохе, усиливающаяся  при кашле;
  • данных анамнеза - острое внезапное начало в виде озноба, после значительного переохлаждения;
  • осмотра: положение в постели с возвышенным головным концом, гиперемия щеки с пораженной стороны, герпес на губах, цианоз;
  • обследования дыхательной системы: отставание правой половины грудной клетки при дыхании; притупление перкуторного звука справа; выслушивание бронхиального дыхания, крепитации, шума трения плевры.

Основной клинический синдром – синдром уплотнения (инфильтрации) легочной ткани, что подтверждается наличием характерных жалоб и обследованием системы дыхания.

  1. Дополнительные обследования:
  • общий анализ крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ);
  • общий анализ мокроты (характер мокроты, наличие эритроцитов, лейкоцитов при микроскопии);
  • рентгенологическое исследование – затемнение доли легкого.
  1. Принципы лечения пневмонии.

Лечение проводится только в условиях стационара:

  • антибактериальная терапия с учетом чувствительности микрофлоры к антибиотикам (макролиды,  цефалоспорины, фторхинолоны и т.д.);
  • дезинтоксикационная терапия (инфузии гемодеза, изотонического раствора натрия хлорида, реополиглюкина, р-ра глюкозы 5%);
  • симптоматическая терапия (муколитики, бронхолитики, сосудистые средства, оксигенотерапия, жаропонижающие и т.д.)
  1. Действия.

Срочная госпитализация в терапевтическое отделение ЦРБ специальным транспортом в присутствии врача или фельдшера, медицинская помощь в пути - по показаниям.

РЕЦЕПТЫ.

  • Rp: Tabl.  АСС 200

                  D.t.d № 10

                   S: 1 таблетку развести в стакане воды, пить после еды 3 раза в день.

  • Rp: Sol. Strophantini K 0,025% - 1 ml

                  D.t.d  №5 in amp.

                  S: по 1 мл+10 мл физраствора в\в медленно

  • .Rp: Sol. Prednisoloni 3%-1 ml

                   D.t.d № 5 in amp.

                   S: по 1 мл в\в

  • Rp: Sol. Euphyllini 2,4% - 10 ml

                 D.t.d № 5 in amp.

                 S: по 10 мл в\в медленно

  • Rp: Sol. Ephedrini hydrochloridi 5% - 1 ml

                  D.t.d № 5 in amp.

                 S: по 1 мл п\к

  • Rp: Tabl.  Cyproleti 0,5

                  D.t.d № 10

                   S: по 1 таблетке 2 раза в день в течении 7-10 дней.

  • Rp: .  Caps. Summamedi 0,5

                  D.t.d № 10

                   S: по 1 капсуле в сутки в одно и то же время, до или после еды, продолжительность курса 3 дня.

  • Rp: Сephazolini 0,5

                   D.t.d. № 5  

                   S: развести в 5 мл физ раствора в\м 3 р в день.

  • Rp: Tabl.  Klaritromycini  0,5

                  D.t.d № 10

                   S: по 1 таблетке 2 раза в день в течении 7-10 дней.

Технологии оказания сестринских услуг

Анализ мокроты на бактериологическое исследование.

Цель: Обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

Подготовка: Информирование и обучение пациента.

Оснащение: Стерильная стеклянная банка/плевательница, направление.

1. Объяснить пациенту/члену семьи смысл и необходимость предстоящего исследования и получить его согласие на исследование.

2. а) в стационарных условиях:

- инструктаж и обеспечение лабораторной посудой провести накануне вечером;

2. б) в амбулаторных и стационарных условиях объяснить пациенту особенности подготовки:

- накануне вечером тщательно почистить зубы;

- утром после сна тщательно прополоскать рот кипячённой водой.

3. Проинструктировать пациента о правилах обращения со стерильной лабораторной посудой и о сборе мокроты:

- откашляться, открыть крышку банки/плевательницу и сплюнуть мокроту, не касаясь краёв банки;

- сразу же закрыть крышку.

4. Попросить пациента повторить всю информацию, задать вопросы по технике подготовки и сбора мокроты.

5. Указать, к каким последствиям приведёт нарушение рекомендаций медсестры.

6. а) в амбулаторных условиях:

- дать направление на исследование, заполнив его по форме;

- объяснить пациенту, куда  и в какое время он/семья должны принести банку и направление.

6. б) в условиях стационара:

- указать место и время, куда принести банку/плевательницу;

- доставить собранный материал в бактериологическую лабораторию не позднее 1,5 – 2,0 часов после сбора материала.

   Хранение материала даже в условиях холода недопустимо.

Подсчет частоты дыхательных движений.

Цель: определить одну из основных характеристик дыхания.

Оснащение: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка с синим стержнем.

Подготовка к процедуре:

Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса.

Примечания:

Подсчёт ЧДД проводится медицинской сестрой (или членом семьи) без информирования пациента об исследовании частоты дыхания с целью профилактики произвольного изменения дыхания.

Выполнение процедуры:

1. Придать пациенту удобное положение (лёжа или сидя).

2. Взять руку пациента как для исследования пульса.

3. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса.

4. Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером.

5. Оценить частоту дыхательных движений.

Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

Примечания:

Наблюдать экскурсию его грудной клетки или живота.

Держать руку на запястье пациента.

Необходимо не только наблюдать, но и ощущать своей рукой экскурсию его грудной клетки или живота. Можно считать число вдохов за 30 с, затем умножить результат на 2.

Окончание процедуры:

Провести регистрацию данных в температурном листе (цифровым и графическим способом).

Примечание:

Обеспечение преемственности в работе, контроля за ЧДД.

Подача увлажненного кислорода.

 Цель: оказание неотложной помощи.

Показания: заболевания органов дыхания и кровообращения с признаками гипоксии (кислородного голодания).

Подача  кислорода через носовой катетер

ПРИГОТОВЬТЕ:

- Носовые катетеры.

- Аппарат Боброва.

- Тройник.

- Лейкопластырь.

- Воду или раствор  фурацилина.

 Подготовка пациента:

1. Психологическая подготовка.

2. Объясните смысл манипуляции.

Последовательность действий:

4. Вымойте руки с мылом.

5. Осмотрите катетеры, убедитесь в их целостности.

6. Определите длину вводимой части катетера (расстояние от крыла носа до козелка ушной раковины).

7. Заполните аппарат Боброва водой или раствором фурацилина на 1\3 объёма.

8. Подсоедините катетеры через тройник к резиновой трубке аппарата Боброва.

9. Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.

10. Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.

11. Зафиксируйте катетеры лейкопластырем.

12. Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.

13. Обработайте использованные катетеры согласно действующему приказу по СЭР.

ПРИМЕЧАНИЕ:

- Используемые катетеры должны быть стерильными.

- Катетеры можно оставлять в носовой полости не более 12 часов.

- Неувлажнённый кислород очень сушит слизистую оболочку.

Подача кислорода из кислородной подушки.

 Приготовьте:

- Кислородную подушку.

- Воронку.

- Марлевую салфетку.

- Вату.

- Спирт 70%.

Последовательность:

1. Проверьте кислородную подушку на целостность и наполненность кислородом.

2. Обработайте спиртом воронку.

3. Наденьте воронку на резиновую трубку кислородной подушки.

4. Сложите марлевую салфетку в 4 слоя и смочите её водой.

5. Оберните марлевой салфеткой воронку (для увлажнения кислорода).

6. Приложите воронку ко рту пациента.

7. Откройте вентиль кислородной подушки.

8. Сворачивайте подушку равномерно с угла, противоположного резиновой трубке для подачи кислорода.

9. Обработайте после подачи кислорода воронку дважды ватным тампоном, смоченным 70% спиртом.            

Сбор мокроты.

Пользование плевательницей

ЦЕЛЬ: препятствовать распространению инфекций

ПОКАЗАНИЯ: наличие мокроты

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нет

ВИДЫ ПЛЕВАТЕЛЬНИЦ: стационарные и индивидуальные

ПРААВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛЕВАТЕЛЬНИЦЕЙ:

  • Заполните плевательницу на 1\3 объёма 3% или 5% раствором хлорамина и закройте её крышкой
  • Попросите пациента собирать мокроту в индивидуальную плевательницу, не загрязняя её наружных стенок

Дезинфекция плевательницы.

  • Залейте плевательницу на 2 части дезраствором из расчёта 2 объёма дезраствора на 1 объём мокроты
  • Промойте плевательницу водой
  • Замочите плевательницу и крышку от неё в 5% растворе хлорамина на 2 часа
  • Промойте водой
  • Прокипятите в 2% растворе натрия гидрокарбоната 30 минут
  • Заполните на 1\3 объёма 5% раствором хлорамина
  • Закройте крышкой и подайте пациенту.

Взятие мокроты на бактериологическое исследование.

ЦЕЛЬ:  диагностическая

ПОКАЗАНИЯ: острые и хронические заболевания органов дыхания

ПРИГОТОВЬТЕ:  

  • Стерильную баночку
  • Направление в бак лабораторию.

Подготовка пациента:

Накануне – чистка зубов

Утром натощак предложите пациенту прополоскать рот питьевой водой

Объясните смысл манипуляции

Последовательность действий:

  • Попросите пациента н глубоко подышать, откашляться и сплюнуть мокроту 3-5 мл в стерильную баночку
  • Доставьте мокроту в бак.лабораторию сразу.

Взятие мокроты на общий клинический анализ.

ЦЕЛЬ: диагностическая

ПОКАЗАНИЯ: по назначению врача. Острые и хронические заболевания органов дыхания.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: определяет врач

ПРИГОТОВЬТЕ:

  • Чистую сухую стеклянную банку с крышкой
  • Бланк-направление в лабораторию

Подготовка пациента:

  • Психологическая подготовка
  • Объясните смысл манипуляции
  • Накануне вечером – гигиеническая чистка зубов
  • Попросите пациента утром натощак прополоскать рот и зев питьевой водой
  • Последовательность действий:
  • Предложите пациенту глубоко подышать, откашляться и сплюнуть мокроту в баночку, не касаясь краёв (3-5мл)
  • Оформите направление
  • Доставьте мокроту в лабораторию не позднее 2 часов с момента забора.

Взятие мокроты на ВК (микро бактерии туберкулёза)

ЦЕЛЬ: диагностическая

ПОКАЗАНИЯ: по назначению врача при подозрении на туберкулёз лёгких

ПРИГОТОВЬТЕ:

  • Стерильную стеклянную баночку с крышкой (из бак.лаборатории)
  • Бланк-направление

Подготовка пациента:

Объясните пациенту правила сбора мокроты

Последовательность действий:

  • Сбор мокроты производится в течении суток или 3 дней
  • Предложите пациенту глубоко подышать, откашляться и сплюнуть мокроту в баночку, не касаясь краёв (3-5 мл)
  • Выпишите направление
  • Доставьте мокроту в бак.лабораторию.

Расчет и разведение антибиотиков.

ЦЕЛЬ: лечебная

ПОКАЗАНИЯ: по назначению врача

ПРОТИВОПОКАЗАНИЕ: индивидуальная непереносимость.

ПРИГОТОВЬТЕ:

  • Флаконы с антибиотиками
  • 0,9% раствор хлорида натрия
  • пилочки
  • 1% раствор хлоргексидина, йод
  • стерильный лоток для шприцев
  • стерильный пинцет сухой
  • стерильные шприцы 10,0 мл и 1,0 мл
  • стерильные иглы для внутримышечных инъекций и для набора лекарственного вещества (игла для взятия крови из вены )
  • стерильные шарики
  • спирт 70%
  • лоток для использованного материала

Последовательность действий:

  1. Возьмите флакон с антибиотиками
  2. Проверьте:
  • его герметичность
  • название лекарственного средства
  • срок годности
  • дозировку
  1. Обработайте руки
  2. Снимите пинцетом металлический диск и положите в лоток для использованного материала
  3. Обработайте резиновую пробку шариком со спиртом
  4. Обработайте ампулу с 0,9% раствором хлорида натрия шариком со спиртом.
  5. Надпилите и вскройте ампулу с 0,9% раствором хлорида натрия (может быть вода для разведения, новокаин)
  6. Наберите в шприц 0,9% раствор хлорида натрия из расчёта 1 мл растворителя на  100 000 ЕД антибиотика.
  7. Проколите крышку флакона с антибиотиком и введите набранный раствор хлорида натрия.
  8. Отсоедините шприц, иглу оставьте во флаконе.
  9. Потрясите флакон с иглой до полного растворения антибиотика
  10. Наберите в шприц нужное количество раствора антибиотика.
  11. Наденьте иглу для инъекций, удалите оставшиеся пузырьки воздуха

ПОМНИТЕ!

Ампулу и флакон необходимо положить в лоток для использованного материала!

Введите антибиотик по правилам внутримышечной  инъекции.

ЗАПОМНИТЕ!

После первой инъекции антибиотика медицинская сестра обязана наблюдать за пациентом не менее 30 минут!

Необходимо  предупредить пациента: если через какое-то время он почувствует дискомфорт, то сразу же должен обратиться к медсестре или врачу за помощью.

 

Итоговые вопросы по теме «Пневмонии, бронхиты, ХОБЛ»

Фронтальный опрос.

  1. Что такое острый бронхит. Этиология.
  2. Клиника.
  3. Какие исследования применяются для диагностики?
  4. Лечение.
  5. Хронический бронхит. Классификация по форме.
  6. Классификация по патогенезу, фазе.
  7. Этиология.
  8. Что такое обструктивный бронхит?
  9. Обследования при необструктивном бронхите.
  10. Что такое необструктивный бронхит?
  11. Обследования при обструктивном бронхите.
  12. Лечение.
  13. Что такое невмония? Этиология.
  14. Классификация по локализации, патогенезу.
  15. Классификация по течению, тяжести.
  16. Клиника очаговой пневмонии.
  17. Обследования.
  18. Лечение.
  19. Этиология крупозной пневмонии
  20. Клиника крупозной пневмонии
  21. Стадия прилива.
  22. Стадия красного опеченения.
  23. Стадия серого опеченения разрешения
  24. Исследования легких  в фазе накопления.
  25. Исследования легких в фазе уплотнения
  26. Исследования легких в фазе разрешения
  27. Лабораторные данные
  28. Лечение.
  29. Что такое хроническая обструктивная болезнь легких?
  30. Причины ХОБЛ?
  31. Классификация ХОБЛ?
  32. Проявления ХОБЛ?
  33. Диагностика ХОБЛ?
  34. Лечение ХОБЛ?

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

  1. «Акушерство»: Учебник для акушерских отделений средних cпециальных медицинских учебных заведений, М., ГЭОТАР – Медиа, 2008 - 904c.
  2. Бутов М.А., Кузнецов П.С. Обследование больных с заболеваниями органов пищеварения. Часть 1. Обследование больных с заболеваниями желудка. Учебное  пособие. – Рязань. – 2007 – 38c.
  3. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 – 384c.
  4. Никитин Н.П. Справочник первой и неотложной помощи, Феникс, 2009 – 205c.
  5. Обуховец Т.П. «Сестринское дело в терапии» - Ростов-на-Дону: Феникс  2008 (СПО) – 305c.
  6. Руководство по медицинской профилактике. Под ред. Р.Г. Оганова. Изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2007 – 464с.
  7. Смолева Э.В., Аподиакос Е.Л. «Терапия с курсом медико-санитарной помощи» Ростов н/Д Феникс,2011 (СПО) – 656с.
  8. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. «Сестринское дело в педиатрии», Изд. «Феникс», 2007 – 384с.
  9. Технологии выполнения простых медицинских услуг. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009 – 318с.
  10. Федюкович Н.И. «Внутренние болезни» Ростов-на-Дону: Феникс  2008 (СПО) – 576с.
  11. Шехтман М.М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных 5-е издание дополненное и переработ. 2011 – 896с.
  12. Фролькис Л.С. Терапия. Для специальности Акушерское дело 2011 – 208с.

Дополнительные источники:.

  1. Айламазян Э.К. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в акушерской практике 2007 – 400с.
  2. «Аллергология и иммунология». Под ред. А.А. Баранова и Р.М. Хаитова. Москва, Союз педиатров России, 2010 – 248с.
  3. Барановский В.А. Справочник медицинской сестры Медицинская библиотека: [http://www.booksmed.com/] / - В.А.Барановский. – 2009. Режим доступа: http://www.booksmed.com/terapiya/1476-spravochnik-medicinskoj-sestry-baranovskij.html
  4. Баранов И.Н. «Руководство по клиническому обследованию больного». Изд. «ГЭОТАР - Медиа», 2007 – 648с.
  5. Бородулин В.И. Справочник по неотложной медицинской помощи [Электронная книга] // Медицинская библиотека: [http://www.booksmed.com/] / - В.И.Бородулин. – 2007. Режим доступа: http://www.booksmed.com/terapiya/1367-spravochnik-po-neotlozhnoj-medicinskoj-pomoshhi-borodulin.html
  6. Верткин А.Л. 2010 Скорая помощь Руководство для фельдшеров и медсестёр [Электронная книга] // Медицинская библиотека: [http://www.booksmed.com/] / - В.И.Бородулин. – 2010. Режим доступа: http://www.booksmed.com/terapiya/1457-skoraya-pomoshh-vertkin-rukovodstvo-dlya-feldsherov-i-medsester.html
  7. Внутренние болезни. Система органов пищеварения Автор: Ройтберг Г. Е, Струтынский А. В. Издательство: “МЕДпресс - информ” 2007 – 560с.
  8. Распопина Н.А., Шугинин И.О. Хронические обструктивные заболевания легких у  беременных  Издательство: Новая волна, 2012  - 240с.
  9. Сединкина Р.Г.  Сестринское дело в терапии + CD  2010 – 272с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"

Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...

Методическая разработка практического занятия №3 «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого»

Методическая разработка практического занятия № 3 посвящена теме: «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого».Изучение этой темы актуа...

Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело

Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху  человек не только различает звуки, распознает их характер...