ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФАРМАЦИИ. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
методическая разработка на тему

Можаева Ольга Вячеславовна

Изучение Истории фармации дает знания об истории фармации с древнейших времен до наших дней: о том, как зародилась, развивалась и накапливала свой богатый опыт фармацевтическая практика и наука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        -  -

Тема: «ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФАРМАЦИИ.

ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ».

Цель: сформировать у студентов представление о фармации как особой сфере деятельности людей, развивавшееся по своим историческим законам и имеющим богатое наследие.

Задачи:

-   сформировать представление об истории развития фармацевтического дела (об основных исторических периодах фармации);

-   развивать интерес к будущей профессии;

-   повысить уровень общей и профессиональной культуры;

-   воспитывать навыки исторического мышления.

План.

  1. Фармация как особая деятельность людей.
  1. Происхождение и понятие:

- фармаки, фармакон;

- фармакопея, фармакология, фармакогнозия;

- фармация, фармацевт.

        2. Структура истории фармации.

        3. Периодизация общей истории фармации.

  1. Лекарствоведение в первобытном обществе:
  1. Исторические источники:

- археология и палеонтология

2. Становление человека и человеческого общества:

        - антропологический и философский подход.

3.Основные этапы в истории первобытных людей:

-  Праобщина – период первобытной орды (стада)

- Эпоха матриархата.

- Эпоха патриархата.

4. Народная медицина:

        - тотемизм;

        - фетишизм;

        - анимизм;

        - магия;

        - лечебная магия.

1. Орг. момент проверка подготовленности аудитории

2. Цель нашего занятия – познакомиться с периодизацией развития фармации, раскрыть понятие «фармация» как особой сферы деятельности людей, а также познакомиться с лекарствоведением в эпоху первобытного строя.

Запишите тему занятия «Введение в дисциплину. Лекарствоведение в эпоху

 первобытного строя»

3. Актуализация

- Что такое реферат

- Назовите структуру реферата

- Какие ошибки следует избегать при оформлении титульного листа

-Что характерно для главы «Введение»

- О чем следует писать в заключении

Итогом работы по усвоению работы над оформлением реферата, будет выполненная вами учебно-исследовательская работа, на  тему, которую вы выбрали на предыдущем занятии.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Оформление титульного листа.

Мотивация.

 Изучение Истории фармации дает знания об истории фармации с древнейших времен до наших дней: о том, как зародилась, развивалась и накапливала свой богатый опыт фармацевтическая практика и наука.

        Прошлое мы изучаем для того, чтобы лучше понимать настоящее и полнее представить развитие событий в будущем.

        И как сказал Марк Туллий Цицерон: «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

                                                                

  1. Фармация как особая деятельность людей.

  1. Происхождение и понятие. Что же такое фармации?

Слово «фармация» происходит от египетского слова «фармаки», что означает «дарующий исцеление или безопасность». Впервые эта надпись была обнаружена в Древнем Египте под изображением египетского бога врачевания Тота. Египетское слово «фармаки» дало происхождение греческому слову фармакон (в пер. - лекарство). Позже это слово вошло и другие языки, и  всем видам деятельности, связанных с изготовлением и продажей лекарств, стали давать названия имеющие корень фарма или фармако.

До наших дней сохранились такие термины, как

–  фармакопея – сборник стандартов и положений, который описывает требования к качеству лекарственных средств;

-   фармакология – наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных;

-   фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения (и некоторые продукты его первичной обработки).

        Итак, фармация – научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств.

        Фармацевт – знающий о лекарствах (все).

        

  1. Структура истории фармации.

История фармации делится на частную и общую.

Общая история фармации раскрывает основные проблемы всемирной фармации в целом.

Частная история фармации раскрывает историю развития отдельных дисциплин, которые составляют фармацевтический комплекс: фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология (технология лекарственных форм), ОЭФ (организация и экономика фармации).

  1. Периодизация общей истории фармации.

В основу периодизации общей истории фармации принято выделять следующие периоды:

  1. Первобытное общество.
  2. Древний Мир.
  3. Античный мир.
  4. Средние века и эпоха Возрождения.
  5. Новая история.
  6. Новейшая история (с 1918г.)

Закрепление.

  1. Назовите древнее государство, от которого образовалось слово «фармация»? (Древний Египет)
  2. Что означает слово «фармакон»? (лекарство)
  3. Что означает «фармацевт»? (знающий о лекарствах)
  4. Что означает «фармация»?
  5. Назовите дисциплины, которые входят в фармацевтический комплекс (фарм. химия, фарм. технология, ОЭФ, фармакогнозия, фармакопея, фармакология)
  6. Какие дисциплины соприкасаются с фармацевтическими? (химия, биология, физика).
  7. Перечислите периоды истории развития фармации.

  1. Лекарствоведение в первобытном обществе.

  1. Исторические источники.

По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории до нашего времени занимают не более 1% исторического пути человечества.

Общая продолжительность первобытной эры около 2 млн. лет.

Достоверные научные знания о врачевании в первобытную эру базируются на данных археологии и палеонтологии, палеоботаники, этнографии.

Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, предметы культуры, остатки построек, святилища, погребения и останки человека.

Данные палеонтологии – изучают патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета.

Ранее бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Но изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе следы травм и тяжелых болезней (опухоль, туберкулез, искривление позвоночника, кариес зубов и т.п.).

  1. Становление человека и человеческого общества.

Определение критериев человека (т.е. границы между животным миром и человеком) имеет два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его отличительные черты от животного:

- прямохождение (человек встал на ноги);

- свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем и способная к тонким трудовым операциям;

- относительно высокоразвитый мозг, т.е. масса мозга приблизилась к современной (на стадии палеоантропов);

        Сторонник данного подхода Чарльз Дарвин, который увидел сходство человека с африканским шимпанзе и выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент.

        В основе философского подхода лежит социальная сущность человека – его трудовая деятельность, мышление, язык.

     3.Основные этапы в истории первобытных людей:

В истории первобытных людей можно выделить два основных этапа:

 период первобытной орды (стада) и период родового строя,

который делится на две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

-  Праобщина – период первобытной орды (стада)

Возникновение лекарствоведения затеряно в глубинах первобытной эпохи  Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира, и поэтому для облегчения от болезней он использовал различные лекарственные средства из окружающей его среды: мак,  полынь, белену.

 Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди узнавали свойства этих  растений: как питательные, так и целебные.

Так, палеонтологические исследования пещерных стоянок Шанидара предоставили сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Найденные останки мужчины показали, что он был погребен около 60 тыс. лет назад на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник,  крестовник, эфедра, алтей и др. Все они связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. По-видимому, сородичи намерено собирали эти целебные растения.

 Но все,  же использование лекарственных средств в этот период был

 результатом бессознательного опыта.

- Эпоха матриархата как этап развития первобытного общества характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. Она как глава рода разводила домашний скот, обрабатывала землю, заботилась о питании, хранила домашний очаг, но также заботилась о благополучии и здоровье своих сородичей.

        Этот период характерен еще и тем, что основным способом добывания пищи было собирание даров природы: ягод, плодов, трав, корней. Отыскивая среди окружающей природы все, что было пригодно для употребления в пищу, женщины замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Так, путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого, первобытные люди открыли значительное количество лекарственных средств растительного происхождения: наркотические (мак, табак, индийская конопля), тонизирующие (женьшень, лимонник), а также полынь, дурман, белладонна.

        Появление лука и стрел помогло человеку стать активным охотником и рыболовом, так человек наряду с растительной пищей стал употреблять и животную пищу, и установил целебные свойства некоторых органов животных (печень, жир, кровь).

- Для чего люди первобытной эпохи старались найти целебные средства растительного и животного происхождения? (вопрос к аудитории).

       Землетрясения с их вредными испарениями, наводнения, оставляющие после себя обширные гниющие болота; нападения диких зверей; получение травм на охоте, нарушение нормального питания в связи с засухой или миграцией диких животных являлись причинами болезней первобытных людей.

Палеонтология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не повышала 30 лет, т.к. человек погибал в борьбе с природой в расцвете сил, не успевая состариться.

  1. Эпоха патриархата.

        С развитием пастушеского, а затем кочевого скотоводства, материнский род уступил место отцовскому – патриархату.

        Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как приручение животных и уход за ними всегда были его делом. Домашняя работа женщины теперь утратила свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины. В этот период мужчина становится во главе семьи, и роль врачевателя постепенно переходит к нему.

        В период патриархата были открыты новые растения, обладающие целебными средствами: черемица, золототысячник, горецвет.

        Так, пастух обнаружил, что раны у животных заживают быстрее после поедания травы золототысячника. Горецветом лечили водянку и одышку.

        Изготовление орудий труда и предметов домашнего обихода из металлов – меди, олова, железа, серебра и золота, развитие гончарного производства привели к изготовлению посуды, позволяющей готовить лекарственные снадобья.

4.Народная медицина.

        Тысячелетнюю практику использования лекарственных средств растительного и животного происхождения и передававшуюся устно из поколения в поколение называют народной медициной.

        Ценность народной медицины заключается в том, что в результате наблюдений образовался материал и основа для научных исследований. Многие препараты и лекарственные средства, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе материалов народной медицины. Современными врачами широко используются такие средства народной медицины, как корень аира, бузина, валериана, кора дуба, клюква, калина, лаванда, ландыш, малина, мать-и-мачеха, ромашка и т.д.

        Первобытные люди широко использовали флору и фауну: останавливали кровотечения при помощи паутины, золы; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.

        Широко использовали методы врачевания как «паровая баня» при простудах (ингаляция), горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника, умели накладывать «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл колючки и шины растений, кости, стрелы.

        Знания традиционных навыков и приемов в области врачевания обусловило появление профессиональных служителей культа: знахари, шаманы, жрецы. Их деятельность заключалась в сохранении и передаче знаний, толковании обычаев и врачевания. Подготовка знахарей велась индивидуально, знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному, способному ребенку из племени. Так, в Африке выбор ученика начинался с испытания мальчиков, которых многократно заставляли до обморока дышать дымом в закрытой хижине, а затем мальчики опускали руки в муравейник.

        Но, несмотря на использование лекарственных средств, человек первобытного общества был бессилен перед природой, и это бессилие  породило фантастические представления об окружающем мире.

Зародились первые религиозные представления:

- тотемизм – вера человека в родство с каким-либо животным, происхождение от него, его почитание (медведь, тигр, орел);

- фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

(амулеты и талисманы);

- анимизм (спиритизм) – вера в души и духов умерших;

- магия – вера в способность человека воздействовать на других людей

при помощи колдовства, заговоров (белая и черная);

- лечебная магия – врачевание ран и недугов.

        Причины болезней воспринимались как результат вселения в тело человека духа умершего предка или злого «духа», который попадает в тело человека с пищей.

        Исцеляли больного разными способами: ему не давали пищи и воды, кололи иглами, давали рвотные препараты, высасывали гной из ран, надавливали кулаками на живот, применялось кровопускание, проводили вскрытие (трепанацию черепа), секли крапивой, царапали тело больного до крови.

 В народной медицине лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров, сопровождавшихся использованием лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Вывод: Лекарствоведение в эпоху первобытнообщинного строя возникло и развивалось в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Опыт научил первобытных людей пользоваться природными лечебными средствами, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных

 органов животных.

        Зарождение фармации, начало заготовок и добывания лекарственных средств произошло именно на заре человеческой культуры – в период первобытнообщинного строя.

Итог занятия:

  1. Что нового узнали из содержания лекции?
  2. Что означает «фармация»?
  3. Назовите дисциплину, которая изучает лекарственные растения, их свойства: влияние на организм человека и животных? (фармакология).
  4. Назовите периодизацию в истории фармации.
  5. Что характерно для эпохи матриархата?
  6. Какую медицину называют народной?
  7. Перечислите религии первобытного общества.
  8.  Каков вклад первобытного общества в развитие фармации?

Домашнее задание:  выучить лекцию (знать основные термины и понятия).

ТЕСТ

«ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.

ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»

1. Укажите дисциплину, которая изучает лекарственные растения и их свойства:

а) фармакология

б) фармакогнозия

в) фармакопея

  1. Назовите древнее государство, где впервые появилось сочетание «фармаки»:

а) Древняя Греция

б) Древний Египет

в) Древний Рим

  1. «Фармаки» означает буквально:

а) знающий о лекарствах

б) врачеватель

в) дарующий исцеление

  1. «Фармацевт» означает:

а) знающий о лекарствах

б) врачеватель

в) дарующий исцеление

  1. Дисциплина, которая входит в фармацевтический комплекс:

а) фармацевтическая химия

б) биология

в) физика

  1. Причины болезней в первобытном обществе:

а) воздействие окружающей среды

б) нарушение гигиенических требований

в) вселение злого духа

  1. Знахари, шаманы появились:

а) в период матриархата

б) в период патриархата

  1. Тотемизм – это…

а) вера в сверхъестественные возможности предметов

б) вера в родство человека и животного

в) вера в способность человека воздействовать на других людей

г) вера в духов и культ предков

  1. Фетишизм – это…

 а) вера в сверхъестественные возможности предметов

 б) вера в родство человека и животного

 в) вера в способность человека воздействовать на других людей

 г) вера в духов и культ предков

  1. Магия – это …

а) вера в сверхъестественные возможности предметов

б) вера в родство человека и животного

в) вера в способность человека воздействовать на других людей

г) вера в духов и культ предков

  1. Наука, изучающая изменение останков первобытного человека:

        а) археология

        б) пелеоантропология

        в) палеопатология

  1. Средняя продолжительность жизни первобытного человека:

а) 30 лет

б) 40 лет

в) 50 лет

  1. Лечебная магия – это __________________________________.

  1. Перечислите периоды в истории развития фармации.

 

 

                                                                                                     

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

«ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.

ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»

  1.     Б
  2.     Б
  3.     В
  4.     А
  5.     А
  6.     В
  7.     Б
  8.     Б
  9.     А
  10. В
  11. В
  12. А
  13.  Врачевание ран и недугов
  14. 1. Первобытное общество    
  1. Древний Мир
  2. Античный Мир
  3. Средние века и Эпоха Возрождения
  4. Новая история
  5. Новейшая история (с 1918г.)  оценивается в 3 балла

Критерии оценки:

Всего:  16 баллов

«5» - 0 – 2 ошибка

«4» - 3 – 4 ошибки

«3» - 5 – 7 ошибок

«2» - 8 и более


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС

С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерн...

«Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС»

работа. заключающая в себе основные требования к Федеральным образовательным стандартам...

Презентация "Особенности первобытной культуры" к уроку МХК "Основные особенности первобытной культуры и своеобразие доисторического искусства".

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....

История развития медицины от первобытных времён до Древнего Рима

Как область науки история медицины изучает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего врем...

Презентация по ОП.03. История дизайна для профессии 54.01.20 Графический дизайнер по теме "Введение в историю дизайна"

Данная презентация знакомит студентов с информацией о дисциплине и о современных направлениях графического дизайна...