Методическая разработка по фармакологии
методическая разработка на тему

Косьминина Галина Викторовна

Методическая разработка по фармакологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_farmakologii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Для преподавателя

Тема: «Холинэргические средства»

Дисциплина: «Фармакология»

Специальность: «Сестринское дело»

Утверждена на заседании ЦМК сестринского ухода и общепрофессиональных дисциплин

Протокол № 1 от 31.08.2014г.

Председатель ЦМК___________ Мезенцева  О.Ю.

Преподаватель Косьминина Г.В.

Курск

Тема: «Холинэргические средства»

Цель занятия:

-закрепить знания фармакодинамики и фармакокинетики холиномиметиков, холиноблокаторов, антихолинэстеразных средств;

- отработать навыки работы со справочной литературой, лекарственными  препаратами, аннотациями; навыки выписывания рецептов на изучаемые лекарственные средства;

-развивать способности студентов к обобщениям и выводам, умение анализировать свойства групп препаратов и отдельных представителей, дать рекомендации пациенту по использованию препаратов в различных лекарственных формах;

-совершенствовать опыт коллективного творчества и лидерские способности при выполнении самостоятельной работы.

Задачи занятия: 

Студенты должны:

    -представлять: механизм действия холинэргических средств.

-знать: классификацию холинэргических средств,

  • фармакологические эффекты,
  • показания к применению,
  • побочные эффекты противопоказания для применения
  • противопоказания

-уметь:

  • выписывать в рецептах препараты,
  • Рассчитывать дозу препарата при парентеральном введении.

Оснащение:

1.Коллекция лекарственных препаратов

2.Пособие по фармакологии для студентов

3.Таблицы, схемы по изучаемой теме, м/м презентация

4.Образцы бланков требований, рецептурных бланков.

5.Справочник лекарственных средств.

Межпредметные связи:

-Анатомия и физиология человека «Вегетативная нервная система»,

-Латинский язык -медицинская терминология.

Внутрипредметные связи:-  «Общая фармакология»,

«Общая рецептура».

План занятия

1.Организационный момент-5-7 мин.

2.Самостоятельная работа студентов- 65 мин.:

А) работа малыми группами:

-составление требований на лекарственные препараты для лечебного отделения (работа с коллекцией препаратов стационара)- 20мин.;

-оценка фармакологических свойств групп препаратов (использование пособия)-15 мин.:

  • Холиномиметиков,
  • Холиноблокаторов
  • Антихолинэстеразных средств

Решение задач на определение лекарственного средства (исходя из его свойств)-15 мин.,

-осуществление выбора препарата в конкретной ситуации и профилактики осложнений при применении

Б).Индивидуальная работа студентов по рецептуре (со справочником лекарственных средств)-15 мин..

3.Подведение итога занятия, выставление оценок-15 мин.

4.Задания на дом- 3 мин.

Ход занятия

№ п/п

Этапы и содержание занятия

Методическое обоснование

1

Организационный момент.

-Отметка готовности студента к занятию (тетради, справочники).

-Актуализация темы. Под контролем вегетативной нервной системы находятся внутренние органы, железы, что существенным образом сказывается на физическом состоянии человека, способности организма приспосабливаться к изменениям внешней среды. С помощью лекарственной терапии можно корректировать нарушенные функции ЖКТ, сердечно-сосудистой системы и других органов, что важно при лечении соматических заболеваний и оказания помощи при неотложных состояниях.

-Сообщение порядка работы на занятии.

 А). работа малыми группами (выбор лидера).

Организация дисциплины и внимания студентов.

Преподаватель говорит о значении данной темы для мед.сесры.

Привлекая студентов к:

- дополнениям,

-конкретизации влияния симпатического и парасимпатического отделов на внутренние органы, Обращает внимание на

 -высокую эффективность (сп. «А») препаратов,

 -и, следовательно, наличие побочных эффектов, осложнений при применении.

На основе вышесказанного преподаватель руководит совместным целеполаганием. Студенты формулируют задачи, стояще перед ними, делают записи в тетрадях, опираясь на требования .

Самостоятельная работа.

А). Задание №1.

Каждой из подгрупп составить требования на пополнение лекарственных средств в отделениях стационара. (На карточках отмечен перечень заболеваний) Преподаватель демонстрирует бланки требований, объясняет правила их заполнения.

1-я п/гр. «Офтальмологическое отделение»

2-я п/гр. «Гастроэнтерологическое отделение»

3-я п/гр. «Терапевтическое отделение».

Б). Задание № 2.

На основании требования подгруппа получает набор лекарственных препаратов, распределяет их по фармакологическим группам:

  • Холиномиметики,
  • Холиноблокаторы
  • Антихолинэстеразные средства

В). Задание № 3.

Обосновать выбор препарата в заданной ситуации и дать рекомендации пациенту по его использованию с учетом возможных осложнений

Г). Задание №4.

Среди полученных препаратов из «аптеки» есть неизвестный. Используя справочник, определить его принадлежность к группе дать характеристику рекомендации по его применению. В тетрадях составить алгоритм описания «неизвестного» препарата: Гастроцепина, тровентола.

Д). Задание № 5.

 Решение ситуационных задач (1 гр.- №3, №7; 2 гр.- №4,№8; 3 гр. №2, №5, №6).

(См. методическая разработка для студентов)

Е). Задание № 6

Выписать в рецептах:

(См. методическая разработка для студентов)

С целью организации общения и взаимодействия студентов при выполнении общих заданий преподаватель организует работу 3-х малых групп. Объединение «сильных» и «слабых» студентов дает возможность для взаимообучения, снижает уровень тревожности перед ответом. При этом групповые задания 1-го уровня, а задания, требующие индивидуального участия- 2-го уровня (в соответствии с требованиями программы) т.е. при подведении итога объективность оценки соблюдается (ОК-1, ПК 2.6)

Преподаватель предлагает каждому студенту назвать фармакологические эффекты и показания к применению с учетом формы выпуска:

-пилокарпина (гл.кал.)

-ацеклидина (гл.кал. амн р-р.)

-атропина  (гл.кал, амп р-р)

-настойки Белладонны

-платифиллина (таб, амп р-р, гл.кап.)

-метацина

-скополамина

-бензогиксония,

-пентамина.

Задание обеспечивает кратность повторения знаний, их практическую занчимость

Выполнение заданий №4, №5, №6 создают условия для формирования умений выполнять задание по образцу, принимать решение в нестандарстной ситуации умений пользоваться справочной литературой, рассчитать дозу препарата при парентеральном введении.

После выполнения задания (вар.1 №№1-4, вар.2-№№ 4-8) студенты осуществляют взаимоконтроль и выставкой оценки друг другу.

Работы сдаются преподавателю. Такой прием дает преподавателю возможность  охватить весь объем программного материала (контролировать итоговые задания).

Студенту- найти ошибки и обосновать правильный ответ

3. Подведение итога занятия, выставление оценок.

Студентам предлагается тестовый контроль.

 

Взаимоконтроль и устное обоснование студентами выбора правильного ответа дают возможность акцентировать внимание на узловых вопросах темы, проследить динамику и эффективность работы обучающихся на занятии, подвести итог при выставлении оценок

4. Задание на дом.

-Учебник А.С. Захаревский, 2005 г. стр.

Конспект. Тема: «Адренэргические средства».

-Составить схему классификации адреномиметиков с указанием латинских названий препаратов и их способов введения,

-выписать в рецептах:

Адреналин (эпинефрин)

Мезатон

Фенотерол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по дисциплине: «Фармакология» Тема: «ПРЕПАРАТЫ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ И ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА»

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности:31.02.02 «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО».ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «...

Методическая разработка по теме Вещества, влияющие на афферентную иннервацию. по дисциплине Фармакология для специальности 31.02.01 Лечебное дело для студентов 1 курса

 Представленная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений ме...

Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине Фармакология

Методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия по теме: "Предмет и задачи фармакологии. История фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новы...

Методическая разработка теоретического занятия в форме КВЕСТА Тема: «Противотуберкулёзные, противомикозные, противовирусные, противоглистные, противопротозойные средства» по дисциплине ОП.07.Фармакология.

Данная разработка предназначена для преподавателя с целью подготовки и проведения занятия по данной теме. Работа состоит из блоков, структурирована соответственно методическим требованиям, блок контро...

Методические разработки по фармакологии

Методические разработки по фармакологии...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»

В представленном материале  - указания для преподавателя по проведению практического занятия...

Методическая разработка по фармакологии

Методическая разработка к практическому занятию по фармакологии, по теме "Холинергические средства"...